Научная статья на тему 'Путеводитель как средство отражения и продвижения туристского объекта'

Путеводитель как средство отражения и продвижения туристского объекта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3842
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
путеводитель / круизный путеводитель / региональный путеводитель / русская усадьба / бренд / имидж / реклама / guide / cruise guide / a regional guide / Russian manor / brand image advertising

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абдулхакова Айслу, Бородина Светлана

Статья рассматривает историю возникновения и методику создания путеводителей как специфического туристского продукта, впервые появившегося еще в Древней Элладе. Путеводитель сегодня, как и много веков назад, решает задачи утилитарные, помогая советом тем, кто отправился в путешествие, и просветительские, рассказывая об интересных местах, в которых стоит побывать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Абдулхакова Айслу, Бородина Светлана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDE AS A MEANS OF REFLECTION AND PROMOTION OF TOURISM OBJECT

The article examines the history of the origin and method of creating guidebooks as a specific tourist product, which first appeared in ancient Hellas. Modern guidebooks, as many centuries ago, solve the problems of utilitarian, helping advice to those who went on a journey, and education, talking about interesting places, which is worth visiting.

Текст научной работы на тему «Путеводитель как средство отражения и продвижения туристского объекта»

ПУТЕВОДИТЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ОБЪЕКТА

НА ПРИМЕРЕ ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО УСАДЬБЕ ТАЛИЦЫ КУПЦОВ АИГИНЫХ

АБДУЛХАКОВА Айслу, д.и.н.

БОРОДИНА Светлана, д.п.н.

Аннотация: статья рассматривает историю возникновения и методику создания путеводителей как специфического туристского продукта, впервые появившегося еще в Древней Элладе. Путеводитель сегодня, как и много веков назад, решает задачи утилитарные, помогая советом тем, кто отправился в путешествие, и просветительские, рассказывая об интересных местах, в которых стоит побывать.

Ключевые слова: путеводитель, круизный путеводитель, региональный путеводитель, русская усадьба, бренд, имидж, реклама.

Abstract: The article examines the history of the origin and method of creating guidebooks as a specific tourist product, which first appeared in ancient Hellas. Modern guidebooks, as many centuries ago, solve the problems of utilitarian, helping advice to those who went on a journey, and education, talking about interesting places, which is worth visiting.

Keywords: guide, cruise guide, a regional guide, Russian manor, brand image advertising.

Путеводитель (или гид) — печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. В Большом энциклопедическом словаре (М., 1977) путеводитель определяется как «справочное издание, содержащее сведения о стране, городе, туристском маршруте, истори-ко-художественных памятниках и т.д.». Задача путеводителя - познакомить туриста с не известным ему городом, регионом, а может - с музейным комплексом.

Прообразом современного путеводителя можно назвать книгу древнегреческого историка Пав-сания «Описание Эллады», посвященную достопримечательностям греческих областей и городов. Пав-саний подробно рассказывает о достопримечательностях, легендах, исторических лицах, проживав-

ших в городах Эллады и советует, каким маршрутом добраться в то или иное место и на что следует обратить внимание путнику. «Основной принцип своего рассказа... говорить не обо всем подряд, но выбрав лишь то, что наиболее заслуживает упоминания. Я с самого начала в своем изложении решил выбрать наиболее достойное упоминания из того многого и не стоящего передачи, что каждый народ рассказывает о самом себе» [7]. В древнеримских дорожниках (путеводителях) помимо всего приводились и расписания дорог, измерения расстояний и др., т.е. все, что практически могло облегчить путнику дорогу. Позднее, в средние века, кроме собственно практических сведений и рекомендаций по маршруту, в подобного рода произведениях описывались сами путешествия. Например, «первым из дошедших до нас средневековых

«путеводителей» считается «Бордоский путник», составленный жителем города Бордо, посетившим в 333 году Константинополь и Иерусалим (Илл. 1) [9], а в некоторых французских путеводителях можно было встретить сообщения о банях, клубах, театрах, гуляньях и прочих полезных заведениях с адресами, по которым путешественники могли их найти.

Илл.1. Бордоский путник о Иерусалиме

7vf вестник мэедтародгаго шстигла ahum&jvata

Пир искусств

В России на протяжении веков путешествие существовало в основном как паломничество к святым местам.... Самые древние из известных образцов этого жанра в Древней Руси — «Житие и хо-жение» игумена Даниила в Иерусалим и Святую землю (начало XII века), уникальное по своей исторической ценности (Илл. 2), и «Книга Паломник» Антония, архиепископа Новгородского, о его «хождении» в Царьград (конец XII века). А самый известный и, наверное, самый совершенный — «Хожение за три моря» купца Афанасия Никитина. Переведенное на многие языки мира, выдающееся литературное сочинение А.Никитина предлагало современникам ценные сведения об Индии и Персии [9].

Современный период развития данного справочного издания связан с именем Карла Бедекера (1801—1859), который в 1827 году в немецком городе Кобленце основал издательство путеводителей по различным странам, их столицам и другим городам. Всемирно известный немецкий издатель Карл Бедекер был страстным путешественником и точно знал, что именно нужно знать человеку, отправляющемуся в путешествие. Бедекер выпустил множество

Илл. 2. Хожение Даниила. Издание XVII века

путеводителей по разным странам, выдержавших десятки переизданий [9] (илл.3).

Развитие транспорта (железных дорог и пароходного сообщения) обусловило дальнейшее становление жанра путеводителя. Постепенно путешествия входят в досуг не только привилегированных слоев общества, но и более широкого круга - преподавателей, студентов, предпринимателей и т.д. Качество подобного досуга были

Илл. 3. Путеводитель Бедекера по России, вышедший в 1904 году, в настоящее время является библиографической редкостью

призваны обеспечить путеводители того времени, не всегда полные, соответственно оформленные и др. Однако они предлагали набор необходимых путешественнику практических сведений. Характер маршрута, например круизного, определял и содержание путеводителя. С 1864 года начались пассажирские перевозки по Волге, а уже в следующем, 1865, году в Саратове был издан «Путеводитель по Волге между Нижним и Астраханью». [10, с.28]. Круизные путеводители могли содержать не только классическую информацию о крае, но и практические советы туристу (как ориентироваться, как подготовиться, что с собой взять и др.) [10, с.28]. «Структура круизного путеводителя во многом предопределена унифицированным маршрутом путешествия ..от одного населенного пункта к другому. Однако набор и объем предлагаемой информации вариативны, формирование обязательного ядра достопримечательностей происходит постепенно» [10, с.28]. Путеводители по Волге переиздавались регулярно, к числу наиболее известных относится путеводитель Г.П. Демьянова «От Твери до Астрахани», содержащий сведения о народах, проживающих на Волге, историческом прошлом и настоящем волжских городов, числе гостиниц в них, достопримечательностях и т.д. (илл. 4).

Жанр регионального путеводителя сформировался в России во второй половине XIX века. В результате культурной и научной децентрализации развитие этих справочных изданий заметно во всех губерниях Российской Империи. В 1910-х гг. происходит перерождение, угасание жанра, что связано с жесткой централизацией науки, издательского дела. Путеводители практически перестают издаваться в регионах, а все больше - в Москве и Петербурге [10].

Путеводитель справедливо оценивается многими исследователями как важный исторический источник, отражающий, наряду с объектами материальной культуры, и общественное сознание того

или иного периода, что находит свое отражение в оценках, характере описания, т.е. во взглядах на отдельные явления культуры и не только. В путеводителях нередко упоминаются малоизвестные факты, редкие документы. По мнению Давыдова, «путеводители - важные свидетели эпохи и ценное пособие для конкретно-исторической реконструкции» [2, с.33].

Как показывают публикации, путеводители различаются по своей источниковедческой значимости. Помимо описания архитектурных и природных объектов, издания убедительно рассказывают о культурном времяпрепровождении горожан. Например, не только перечисляются сады, парки и скверы, а также описываются мероприятия, которые там проходят: оркестры, танцы, даже цирковые программы и прочее. Характеризуя путеводители по Ленинграду, А.Ю. Давыдов отмечает: «В книгах перечислялись все парки и сады, программы культурно-массовых мероприятий: карнавалов, стахановских праздников. Путеводители обязательно указывают на присутствие духовых оркестров в парках и садах, их рекламные приложения сообщают о размещении в летних павильонах научно-технических выставок, содержат сведения о работе летних театров..» [2, с.42].

Путеводители, обращаясь к характеристике основных объектов туристического маршрута, косвенно затрагивают и другие сферы. Так, они могут представлять собой источник информации по истории книжного дела в городе: приводятся сведения о выходе свет но-

вых книг, журналов и др., а также цены на них, сведения о работе книжных магазинной, издательств.

Однако Ю. Александров считает, что нельзя все путеводители рассматривать как ценные исторические источники [Александров Ю. Москва: диалог путеводителей.-2-е изд. - М., 1985.]. Путеводители выполняли в свое время прежде всего воспитательную и просветительную функцию. Изданные в разные исторические периоды, не свободные от той или иной идеологии, они грешат, как и многие издания, субъективностью. Знакомство с материалами путеводителя позволяет лишний раз убедиться в агитационно-пропагандистской составляющей государственной политики.

Многие путеводители, особенно современные, выполняют и рекламную функцию. Данный вид издания, по мнению И.И. Руницкой, «в жанровом отношении представляет собой симбиоз справочного и рекламного текста, при этом рекламно-имидже-вая функция путеводителя не менее важна, чем информационно-ознакомительная, и появилась она не в последние годы, когда реклама проникла во все сферы жизни, а была изначально присуща путеводителю» [10, с. 25]. Например, «Путеводитель по Волге на 1895 год», изданный в Казани, неоднократно переиздавался. «Издание имело откровенно коммерческий характер, в нем на 105 страниц текста путеводителя приходилось 140 страниц рекламных вклеек на цветной бумаге: кумысолечебниц, газет и журналов, вин, магазинов, издательств, контор и т.д. И ежегодные переиздания, и обилие рекламы - все это

Илл. 4. Иллюстрированный Путеводитель по Волге, подготовленный Г.Демьяновым, содержал справочную, фактологическую и рекламную информацию

свидетельствовало о востребованности поволжских путеводителей» [10, с.35].

Рекламный текст в путеводителе нацелен на получение прибыли, предоставление туристической услуги потенциальному пользователю. В связи с этим особое значение приобретает процесс брендирова-ния территории. «Создание территориальных брендов направлено на улучшение экономической ситуации в регионе, в том числе на повышение доходов в туристической сфере. Процессы активного брендирования регионов начинают играть все большую роль в массовой коммуникации в этой сфере». [3, с.77].

Продвижение туристического объекта немыслимо без обращения к материально выраженным культурно-историческим феноменам, способствующим привлечению туристов в тот или иной регион, информация о которых активно продвигается через средства массовой информации. Данные культурные феномены формируют в сознании потребителей туристических услуг определенные стереотипы, культурные маркеры, штампы, тем самым повышается туристический потенциал территории, данные культурные объекты способствуют распространению определенных стереотипов в массовом сознании. Примером процесса искусственного создания стереотипного представления может служить установка в г. Вологде памятника букве «О», что по своей сути является брендиро-ванием особенностей местной речи [3]. Бренд региона может опираться на широкий спектр материальных объектов и нематериальных фено-

тор вестник мэедтародгаго шступуга «шикачудтд

(Чир искусств

менов: природных явлений, культурных событий, промышленных предприятий и пр.

Устанавливающиеся естественным образом стереотипы способствуют самоидентификации жителей региона и закладывают представление о регионе в массовом сознании [3].

Значительным потенциалом брендирования территории выступает русская усадьба, являвшаяся некогда центром экономической и культурной жизни и представляющая благодатный объект для отражения ее в путеводителе как архитектурного, ландшафтного, мемориального, музейного и т.д. объекта. «Информационно-имиджевая составляющая путеводителя по усадьбе заключается в раскрытии ее потенциальных культурных и социально-экономических возможностей. По данному признаку путеводители можно разделить на самопрезентации и презентации. Путеводители как инструмент имиджирования могут относиться к обеим группам, так как могут быть созданы в самом регионе и за его пределами» [10].

Путеводитель по усадьбе Тали-цы купцов Аигиных создан с целью продвижения усадьбы как туристского объекта, одновременно он решает комплекс задач:

- представление самого феномена русской усадьбы, являвшейся центром экономической, хозяй-

ственной, культурной жизни в течение нескольких веков;

- презентация инновационного продукта ASG - усадьбы как хозяйствующего объекта с музейной функцией;

- представление масштабной программы компании по созданию рекреационно-туристского кластера «Усадьбы Подмосковья»;

- «отчет» о выполнении губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья» - реставрации объекта культурного наследия регионального значения «Усадьбы В.И. Аигина».

Путеводитель решает вопросы брендирования как самого «Усадебного кольца Подмосковья», так и входящих в него объектов. Карта кольца с обозначением расстояния от Московской кольцевой автомобильной дороги, указание средств транспортного сообщения (автомо-

бильного и речного) способствуют привлекательности усадьбы как объекта посещения. Кроме того, на схему нанесены логотипы всех усадеб, входящих в мегакластер, что повышает их узнаваемость.

Одновременно путеводитель представляет масштабную деятельность компании по восстановлению объектов культурного наследия в прошлом, настоящем и будущем, что является одним из направлений репутационного менеджмента.

И все-таки, начиная с Павсания, главная цель путеводителя рассказать об объекте так, чтобы в нем захотелось побывать. В качестве стимулов интереса к усадьбе Тали-цы авторами путеводителя избран ряд факторов. Во-первых, безусловный интерес вызывает реставрация усадьбы, последние два десятка лет находившейся практически на грани исчезновения. Хроника реставрации усадьбы,представленная с помощью фотографий, наглядно демонстрирует масштаб и сложность реставрационного процесса. Возможность сопоставить облик одних и тех же помещений до и после реставрации внушает уважение к проделанной работе и вызывает желание увидеть это самому.

Уникальность проекта ASG заключается в том, что русская усадьба восстанавливается как реальный хозяйствующий объект и как музейное пространство, то есть в виде, максимально приближенном к практике XVII-XIX веков. Усадьба как интерактивный музей,

усадьба, наполненная шедеврами искусства, облагораживающими пространство обыденности и наполняющими его высоким смыслом, - это реальная действительность, которую каждый может увидеть в усадьбе Талицы. Достаточно посмотреть на те образцы мебели, изобразительного искусства, которые теперь находятся в главном усадебном доме. Основательность подхода к восстановлению интерьера, который действительно является интерактивным музеем, заключается в следующем. Интерьер, включая мебель и декор, создавался не по принципу декоративного комплекса, а в соответствии с господствовавшим в период создания усадьбы стилем искусства. Вторая половина XIX века - время историзма, в результате в главном усадебном доме мебель эпохи Реставрации соседствует с предметами искусства периода Наполеона III, богатой резной мебелью из дуба стиля Генриха II и изящным неорокайль-ным искусством.

Безусловный интерес вызывает представление планов и интерьеров главного дома и флигеля и как средств ориентирования в помещения, и как эстетический объект. Планы помещений, фотографии их настоящего облика, сами названия стимулируют желание если не проживания в усадьбе, то хотя бы посещения ее в качестве экскурсанта.

lUrl rJ'A Ц Ml i'siUH ХЯГП I.VHI I HJEUi.alil

Обратимся к вопросам художественного и полиграфического оформления путеводителей. Текстовая информация подкрепляется наглядным видеорядом, что обеспечивает формирование визуальных символов региона и отдельных городов [10, с.34]. Так, традиционно современный путеводитель оформляется фотографиями, на которых запечатлены основные достопримечательности региона. Фотографии в путеводителе являются важным источником по истории скульптуры и архитектуры - важного элемента духовной и материальной культуры. С их помощью исследователь может установить точное расположение памятника, описать его. Фотографии важны и в том отношении, что в разных путеводителях помещались снимки одних и тех же улиц, домов, памятников, что позволяет увидеть динамику изменения архитектурного облика города.

Полиграфическое решение путеводителя по Талицам стилизовано под век. Как в восстановлении усадьбы инвестор заботился о максимальной подлинности, так и создатели путеводителя добились впечатления его «солидного возраста»: состаренность бумаги, старая орфография, шрифт переносят нас в атмосферу XIX века.

Характеризуя качество текстов путеводителей, следует отметить, что они становятся более разноо-

бразными, более художественными. Постепенно отходя от идеологизированных оценок памятников материальной культуры, в них отмечается стремление к научному или научно-популярному стилю изложения. Более того, в них появляются искусствоведческие термины, объяснения достоинств и недостатков того или иного произведения. Авторы путеводителя по усадьбе основывались на принципе лаконичности текста, сообщающего только самые ценные сведения. Одной из причин такого подхода является не только расчет на визуальное восприятие материала - фотографии, схемы, графика , но и использование возможностей современных технологий. Сегодня возможно обеспечить связь путеводителя с информационными массивами, поддерживаемыми компанией - ее официальным сайтом, порталами, блогами, информация в которых постоянно обновляется. С помощью QR- кодов, которые сопровождают многие тексты, можно будет получить гораздо больший, и что важнее, актуальный объем информации, чем в путеводителе. Таким образом, созданный путеводитель выступает не автономным изданием, а ключом к гипертексту, формируемому различными структурами Инвестиционной группы компаний ASG.

Разнообразие путеводителей, являющееся результатом их исто-

7VF аЕСТШКМЭадуНАКЗДНОГО ШСТИГЛАAHm&JVATA

Пир искусств

рического развития, объективно подводит исследователей к вопросу их систематизации. Например, по мнению Давыдова, все путеводители могут быть разделены на две группы:

1. Путеводители по историко-культурным комплексам, паркам, учреждениям культуры и др., в которых чаще встречается упоминание малоизвестных исторических фактов. Их авторами нередко выступают специалисты самих этих учреждений и парков, которые делятся своими впечатлениями и знаниями.

2. Путеводители по городам, в которых в основном приводятся общеизвестные сведения. Эти путеводители чаще готовились литературоведами, историками и искусствоведами. Их работы носили больше характер научно-популярной статьи, публицистического очерка [2].

«Если рассматривать типологию путеводителей по отношению к современным брендам, то следует выделить три основные группы: тип путеводителей, не обращающихся к стереотипным описаниям, акцентирующим внимание на истории и культуре края, тип путеводителей, ориентированных на броские заголовки - известные сте-реотипизированные представления (слоганы брендов), рассчитанные

на привлечение внимания читателя, туриста и выполняющие скорее рекламную функцию, наконец, путеводители переходного типа, соответствующие периоду оформления и начала распространения бренда» [4].

Оригинальность созданного путеводителя заключается в том, что он является и инструментом брендирования территории, не прибегая к стереотипизи-рованным формам -броским заголовкам, слоганам, и инструментом брендирования усадеб. Авторами найден оригинальный подход, при котором создаваемая топонимика нового туристического объекта является органичной для данного места и усадебно-ланд-шафтного комплекса в целом. Мстория Талиц - места, непосредственно связанного с Троице-Сер-гиевской лаврой, именами Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, нашла свое выражение в названиях природных и рукотворных

'е^е2алшыы плш

алицы

Пасторальный сад 22.

21. гКл&ене поле-

<ИлбинсЛий

19. ДетсЛий о-град

27.

Горбатый мостиЛ

2.9.

4

18. ¡АпкеЛарсЛий

сад

9

■т 30.

8 Потешмый сад

3.--^21

4 17. г^^оасная гоЛа

16. Яблонный сад

15. Палисад

1. Главн 11. Зеленый театр 21. Клеверное нож

2. Флигел 12. Куаим 22. Пасторальный сад

.3. Карет, ик 13. Западный павильон 23. Сад уединения

4. Шил, н новобра.ны, 14. Молотя 24. Старый ягодник

5. НоВе 15. Палисад 25. ИльинсКий пруд

6. Липов й павильон 16. Яблоневый сад 26. (ВелодорожКа

7. СКрипу, я беседКа 17. Красная герКа 27. Горбатый мостиА

8. Квня 18. АптеКарсКий сад 28. Остров ДонсКого

9. Холодн я ¡Таня 19. ДетсКий огород 229. Зеркальный

10. Т,Г,л. яжная Йсед1а 20. Сувй „и* 30. Потешный сад

объектов, например, княжеский остров Зеркального пруда. А названия Потешный сад, Аптекарский сад, Молочня ассоциируются с подобными объектами сотен и сотен русских усадеб.

В современной классификации изданий данного вида достойное место занимают так называемые

20

троений и парК

Пир искусств

№1 (13) 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интерактивные (или электронные) путеводители. Реализуемые по принципу гипертекста, они позволяют вводить читателя (в данном случае - туриста) в гораздо более широкое информационное пространство, т.е. являются средством погружения в культурную атмосферу местности через книги, видеоряд, мультимедиа, музыку и др. [4].

Можно возразить, что и в печатной версии путеводителя принцип гипертекстовости реализуется через систему ссылок и отсылок, формируя таким образом открытую структуру, что усиливает логические связи между близкими понятиями. Однако возможности ссылки в печатном издании ограничены: она является односторонней и не всегда удобна с практической очки зрения, так как требует доступа к указанным в них источникам [4].

Мультимедийный путеводитель более информативен, имеет большую степень воздействия на человека за счет использования больших блоков информации, иллюстраций, аудио- и видеоинформации. С ними удобнее работать. Успех электронной версии обеспечивается прежде всего качественным интерфейсом.

Важно правильно структурировать информационный материал электронного путеводителя. Следует избегать глубокой иерархии материала. Использование гиперссылок, карт-изображений и др. обеспечивает быструю и удобную навигацию. По мнению Мартынова, «при разработке интерфейса путеводителя большое внимание

следует уделять стимулам, т.е. неким факторам, побуждающим к действиям [6].

Органичная связь представленного путеводителя с информационным порталом «Мира искусств» его библиотекой, реставрационными дневниками, коллекциями Большого собрания изящных искусств и порталом ИГК ASG, где отражаются реставрационные дневники восстанавливаемых компанией усадеб, позволяет расценивать его как первый этап создания Большого электронного путеводителя «Усадебное кольцо Подмосковья».

Таким образом, путеводители -особый жанр справочных изданий, объединяющий актуальную информацию (историческая справка, энциклопедические сведения, сведения о расположении и режиме работы культурных объектов, а также - рекламный материал, способствующий продвижению объекта в туристической среде (4). Разработка интерактивных аналогов традиционных печатных путеводителей сегодня занимает важное место в продвижении новых и актуализации имеющихся туристских маршрутов.

Список использованной литературы:

1. Галкина Т.В. Музейная педагогика : проблема структуры музейного путеводителя // Вестник ТГПУ.- 2010.- Вып. 10 (100).- С.39-43.

2. Давыдов А.Ю. Источник по истории культурной жизни крупного города - путеводители // Вестник Лениградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина.-2013.-Вып.2.-Т.4.-С.33-46.

3. Драчева Ю.Н., Крылова А.Б. Репрезентация элементов брендов Вологодской области в путеводителях // Вестник Череповецкого гос. ун-та.-2015.-№4.- С.77-80.

4. Длугач А.В. Справочные издания как гипертекст на материале печатных и электронных изданий путеводителей // Гипертекст как объект лингвистического исследования: материалы Всерос. на-уч.-практ. конф. 15 марта 2010г.- Самара, 2010.-С.39-43.

5. Иллюстрированный путеводитель по Волге: От Твери до Астрахани. 1898 г./сост. Г.П. Демьянов.-Изд. 4-е.-Н.Новгород, 1898.-335с.

6. Мартынова А.В., Белобокова Ю.А. Особенности разработки интерактивных путеводителей // Вестник МГУП.-2012.-№9.-С.121-124.

7. Павсаний. Описание Эллады [Электронный ресурс] // http:// royallib.eom/read/pavsaniy/opisanie_elladi.html#512000 (Проверен 22.03.2016).

8. Протасова Е.Н. Авторы путеводителей в поисках интеркультурной идентичности // Псковский регионологический журнал.- 2009.-№7.-С.48-53.

9. Путеводитель [Электронный ресурс].- Режим доступа : ru.wikipedia.org/wiki/

10. Руцинская И.И. Региональный путеводитель в России : формирование жанра //Вестник МГУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация.- 2008.- №2.- С. 25-39.

VW ВЕСТНИК МЕИОДтаРОДЮГО ШСТИТУТА дщикацу.АТА

(Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.