Научная статья на тему 'ПУТЕШЕСТВИЯ В ЗОНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ФЕНОМЕН МИРОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ'

ПУТЕШЕСТВИЯ В ЗОНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ФЕНОМЕН МИРОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ТУРИЗМ / ЗОНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / ЭКОНОМИКА / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ЧЕРНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муллабаев Р.Ю.

В статье рассматривается явление современной туриндустрии - посещение мест боевых действий. Исследованы этапы зарождения данного феномена, основные черты и процесс развития в мировой туристической практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТЕШЕСТВИЯ В ЗОНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ФЕНОМЕН МИРОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ»

УДК 338.23

Муллабаев Р.Ю.

Восточный факультет Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

ПУТЕШЕСТВИЯ В ЗОНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ФЕНОМЕН МИРОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация: в статье рассматривается явление современной туриндустрии - посещение мест боевых действий. Исследованы этапы зарождения данного феномена, основные черты и процесс развития в мировой туристической практике.

Ключевые слова: военный туризм, зоны боевых действий, экономика, Ближний Восток, черный туризм.

Продолжающиеся боевые действия в странах Ближнего Востока спровоцировали появление и развитие такого феномена мировой туристической практики, как hot war tourism «туризм в зонах военных действий», который многие исследователи, в частности, Дж. Леннон и М. Фоли, классифицируют как подвид темного туризма (darn tourism), представляющего собой путешествия дестинациями которых являются регионы, обычно ассоциирующиеся со смертью, печалью или страданием [2, p. 93].

Интерес к военному туризму, восходит к концу XIX - началу XX века. В архивах старейшей британской туристической компании Томас Кук есть упоминания о прибыльности организации поездок в зоны ведения боев Первой мировой войны и о снижении прибыли от поездок в эти зоны по мере утихания конфликта [10].

Часто в понятие входит просто катание на танках, полеты на военных самолетах или посещение музеев огнестрельного оружия. Однако в последние несколько лет на Западе началось развиваться новое направление военного туризма - посещение горячих точек с целью наблюдения за войной или революционным движением.

Новозеландский исследователь туризма А. Вивер подчеркивает, что всплеск интереса к военному туризму обусловливается прежде всего тем, что все сферы жизни современного человека буквально «пронизаны» темой войны, от телепередач до детских игрушек. Вездесущий милитаризм, свойственный западной поп-культуре, привел к тому, что массовый потребитель начал воспринимать войну как разновидность развлечения, в частности, зону ведения военных действий как туристическую дестинацию [6].

По мнению британского эксперта в области международных отношений Д. Лисл, которая одной из первых в научном сообществе обратила внимание на то, что в современной ситуации война, угроза и опасность постепенно становятся предметом коммерциализации и могут представлять собой компоненты туристического продукта, туризм в зонах военных действий может быть достаточно привлекательным среди определенных групп потребителей туристического продукта, так как несет в себе эстетику «безопасной опасности» [4].

Е. Янг и Н. Викнесварэн отмечают, что по настоящему успешным туроператором в данной отрасли может стать именно тот, который сможет обеспечить высокий уровень безопасности при сохранении достаточно сильной эмоциональной составляющей, принимая во внимание тот уровень риска, которому турист подвергается, в процессе потребления данного турпродукта [3].

Исследователи темного туризма склоняются к мнению о том, что основной причиной стремительного растущего интереса к посещению зон действующих вооруженных конфликтов с туристическими целями, является доступность туристического продукта для широких масс. Данная особенность является характерной чертой современного постколониального этапа развития индустрии туризма в целом, в то время как ранее возможность путешествовать являлась показателем принадлежности к среднему классу или элите. Следовательно, необходимость поддержания престижа и статуса характерных для более состоятельных кругов, неизбежно приводит к поиску все более изощренных альтернативных способов проявить себя в туристической сфере [5].

По мнению таких исследователей, как Н. Литовкин и Якобс типичным клиентом туристических агентств, организующих поездки в зоны военных конфликтов является

«успешный бизнесмен средних лет». По данным туристических компаний, практикующих данный вид туризма, таких как «Вар Зон Тоуризм» (War Zone Tours, WZT) и «Антаймед Бордерс» (Untamed Borders) стоимость поездки в Багдад на несколько дней может доходить до $40000, ввиду необходимости обеспечения должного уровня безопасности. Таким образом, маркером принадлежности туриста к среднему классу, согласно исследованиям, становится возможность «купить безопасность» там, где обеспечение безопасности для местного населения представляется практически невозможным [8]. Как отмечается в научных источниках, такое положение вещей в современном обществе дало основание для появления нового термина security consumerism «потребление безопасности».

Современный социолог М. Пекарз предлагает классификацию туристов, путешествующих в зоны ведения военных конфликтов, согласно их предпочтениям:

1. Duty traveler - туристы, едущие в зону конфликта для содействия воцарению мира в регионе;

2. Rubbernecker - туристы, едущие в зону конфликта для того, чтобы увидеть последствия недавних военных действий;

3. Cocktail traveler - туристы, едущие в зону конфликта для того, чтобы принять участие в военных действиях;

4. Innoncents - туристы, которые попали в зону конфликта случайно, в процессе путешествия [10].

В настоящее время на мировом туристическом рынке существуют два туроператора, специализирующихся на продвижении туров в зоны действующих военных конфликтов. Одна из них - это британская компания Untamed Borders. Основатель компании Д. Вилкокс, в частности, утверждает, что основной задачей компании является обеспечение для туристов возможности получения нестандартного опыта, возможности побывать в труднодоступных местах, чтобы научиться не зависеть от стереотипов [9].

Основатель другой американской компании War Zone Tours Р. Свини подчеркивает, что путешествие в зону ведения военных действий не является

нездоровым вуайеризмом, он дает туристу возможность «стать свидетелем» и «сделать выводы», что в свою очередь, способствует делу установления мира во всем мире [7].

Однако многие специалисты, в частности, канадский исследователь мирового туризма Г. Махроуз полагают, что, увлекаясь погоней за острыми ощущениями и прибылью, общество зачастую забывает о той социальной и экономической диспропорции, которую вызывает туризм подобного рода. По мнению исследователя, именно такие туры способствуют пропаганде «культуры войны» и вносят значительную лепту в развитие дальнейшей «приватизации», так называемых, «услуг по предоставлению безопасности в зонах ведения вооруженных конфликтов», что в свою очередь, приводит к усилению экономического и социального неравенства между «туристами Глобального Севера» и «местными жителями Глобального Юга» [5].

В России военный туризм не пользуется популярностью. В стране нет туристических агентств, готовых организовывать такого рода туры и нет специалистов, способных разработать более или менее безопасные маршруты и программы поездок. В отличие от США или Великобритании, чьи войска долгое время физически присутствовали в Ираке и Афганистане, после распада СССР и вывода войск из Афганистана - Россия физически отсутствовала в регионе [1].

Список литературы:

1. Дацюк. В. В., Муллабаев Р. Ю. / Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 8-2 (74). С. 106-111.

2. Dark Tourism: The Attraction of Death and Disaster / edited by John Lennon and Malcolm Foley. - London: Continuum, 2000. - 325 p.

3. E. Yang. Tourism at Risk: A Review of Risk and Perceived Risk in Tourism / E. Yang, N. Vikneswaran // Asia-Pacific Journal or Innovation in Hospitality and Tourism, Vol. 3, No. 2 - Malaysia: Taylor's University, 2014. - P. 239-259

4. Lisle D. Consuming Danger: Reimagining the War/Tourism Divide / Alternatives, Vol. 25, No. 1 - California: Sage Publications, 2000. P. 91-116

5. Mahrouse G. War-zone tourism: thinking beyond voyeurism and danger / ACME: An International Journal for Critical Geographies, Vol. 15, No. 2 - Kelowna: Okanagan University College, 2016. P. 330-345

6. Weaver A. Tourism and the military: Pleasure and the war economy / Annals of Tourism Research, Vol. 38, No. 2 - Amsterdam: Elsevier, 2010. - P. 672-689.

7. Gilad M. War Tourism, the Latest Thing [Electronic resource] // Сайт Haaretz. -Haaretz, [2015]. Режим доступа: http://www.haaretz.com/israel-news/travel/.premium-1.606779

8. Jacobs E. On the frontline of war-zone tourism [Electronic resource] // London: The Financial Times, 2013. - URL: http://www.ft.com/cms/s/0/0125aa18-408d-11e3-8775-00144feabdc0. html#axzz3 r 17R2XEo

9. Monks K. The man who takes vacations in war zones [Electronic resource] // Сайт CNN. - CNN, [2016]. Режим доступа: http://edition.cnn.com/2016/01/12/travel/disaster-war-zone-dark-tourism-andrew-drury/index.html

10. Piekarz M. Who Wants to Go to a Hot War Zone? The Relationship between War and Tourism [Electronic resource] // Сайт EIR. - EIR [2017]. - Режим доступа: http://www.e-ir.info/2017/04/08/images-out-loud-a-visual-approach-challenging-the-securitization-of-migration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.