Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 4 (70). № 3. 2018 г. С. 31-42.
УДК911.3.338.48 (477.75)
ФОТОТУРИЗМ В КРЫМУ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ПРИОРИТЕТЫ
Дугаренко И. А., Дугаренко Н. Ю.
Таврическая академия ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", Симферополь, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Рассмотрены внешние и внутренние факторы развития фототуризма в Крыму. Проанализирована система регионального туристского предложения, представленная фототурами туроператоров, фотошкол и профессиональных фотографов. Охарактеризована территориальная структура фототуризма в Крыму и выявлены перспективные направления и районы его развития. Ключевые слова: специализированный туризм, фотография путешествия, фототуризм, фототур.
ВВЕДЕНИЕ
Фотографирование выступает неотъемлемой частью современного туризма, визуализируя геопространственные образы туристских дестинаций и создавая основу для личной исторической памяти путешествующего. Кроме того, по мнению Сан Дж., фотографии, которые туристы делают в своих турах, ценны сами по себе, поскольку являются неоспоримым доказательством путешествия [1].
Прообразом фототуризма, как специализированного направления туристской индустрии, стало появившееся в 70-х годах прошлого столетия направление «фотография путешествия» («travel photo»). Его главным мотивом было создание фотографических изображений, не имеющих географических ограничений и передающих естественное состояние природы, людей и культуры в их пространственно-временной определенности. Ярким примером фотографии путешествий является творчество профессиональных фотографов в рамках популярного издания «National Geographic», запечатлевающих в своих работах неповторимый облик разных стран и регионов мира.
Несмотря на неоднозначность трактовок понятия «фототуризм», большинство исследователей определяют его как путешествия по природным, историко-архитектурным, этнографическим и другим местам с целью создания высококачественных фотографий и повышения качества фотосъемки [2].
Являясь новым сектором индустрии туризма, фототуризм находит отражение в проблематике различных направлений научных и прикладных исследований. Многие публикации посвящены оценке общественных функций и роли фототуризма в современном социуме. Одной из центральных функций выступает культурологическая функция, поскольку фотография путешествий аккумулирует общественное знание, культурные ценности, индивидуальный опыт и социальное взаимодействие. Впервые взаимодействие фотографии и туризма описала Зондаг С. (1977): ее концепция доказывает, что фотография резко трансформировала восприятие действительности, превращая ее в «общество зрелищ», где циркулирующие изображения превосходят реальность, а реальность становится туристической [3]. С этим утверждением можно согласиться, учитывая, что сегодня туристская фотография становится важнейшим компонентом имиджевой стратегии,
31
создавая на профессиональных фотографиях образы рекламных и PR-текстов о продвигаемых дестинациях и туристских сервисах. Науменко А. И. и Путрик Ю. С. выделяют также такие функции фототуризма, как образовательная, воспитательная (формирование личностных качеств с помощью средств туристической деятельности и фотоискусства), физкультурно-оздоровительная, коммуникативная и творческая [1]. В рамках реализации воспитательной функции фототуризма особая роль принадлежит воспитанию чувства патриотизма. В качестве примера эффективной государственной политики по стимулированию интереса к патриотической фотографии и популяризации внутреннего туризма можно привести проведенный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации всероссийский конкурс «Лучшие фотографии России - 2016» («Best of Russia - 2016»).
В настоящее время наблюдается резкое возрастание социальной, в т.ч. коммуникативной, функции фототуризма вследствие появления особой группы блоггеров-путешественников, продуктов их деятельности — онлайн-дневников, сопровождающихся авторскими фотографиями, и их последующего обсуждения пользователями.
Растет интерес к социально-психологическим исследованиям отношений, возникающих между туристами, в т.ч. участниками фототуров, и представителями местных сообществ в процессе фотографирования. Уже в ранней работе Чалфена М. С. (1979) акцентируется внимание на связи между определенными туристическими типами и моделями фотографического поведения, изменяющимися культурными стандартами и использованием камеры в различных частях мира, а также исследуется разнообразие ответов принимающих общин на фотографирование [4]. Скарлес К. в статье «Этика туристической фотографии: впечатления туристов от фотографирования местных жителей в Перу» констатирует, что туристская практика определяется субъективным толкованием того, что является уместным, приемлемым или ответственным в отношении фотографирования. Однако соображения этики диктуют необходимость получения разрешений у местных жителей на фотографирование, учета права на неприкосновенность частной жизни, ответственность за формирование неверных стереотипов о жизни аборигенов [5]. Фотографии могут передать весь спектр эмоционального восприятия взаимосвязей в системе «хозяин-гость»: радушие и гостеприимство, с одной стороны, и враждебность и недоверие, с другой.
Анализ географической структуры фототуризма проводился достаточно редко; в большинстве аналитических работ подчеркиваются очевидные лидирующие позиции стран и районов, отличающихся экзотикой природных ландшафтов и этно-конфессиональной самобытностью — Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Индии, Китая, Непала, Южной Америки, стран Карибского бассейна, Австралии, Исландии [6]. О данной закономерности свидетельствуют также предложения на рынке услуг фототуризма. В частности, российской компанией Uni-Travels, созданной для организации поездок фотографов, разработаны маршруты по более чем 70 странам мира; предложения 2018-2019 гг. включают фототур в Бразилию для съемки ягуара, фототуры в Алжирскую Сахару, Пакистан, в долину р. Омо в
32
Эфиопии, пейзажный фототур в Намибию, фототуры в Патагонию (Чили-Аргентина), в Юго-Западные национальные парки США, в Исландию [7].
Исследование внутреннего рынка фототуров в России предпринято Воробьевой Н. И. и Коротковой В. А. [8]. Авторами отмечается растущий спрос на данный вид нишевого туризма: по данным анкетирования, проведенного среди фотографов и любителей, 96% респондентов привозят из путешествий более 100 фотографий, а 97% опрошенных хотят усовершенствовать свои навыки в фотосъемке под руководством профессионального фотографа. В то же время соответствующее туристское предложение на рынке пока предлагают немногочисленные туроператоры и фотошколы, и большая часть фототуров реализуется далеко от центральной части России (Алтай, Прибайкалье, Камчатка и др.).
Географические аспекты развития фототуризма в Крыму относятся к слабо изученному направлению региональных исследований. Из немногочисленных публикаций можно упомянуть статью Парубец О. В., Одарюк Е. В. и Козельской Л. В., в которой дана сравнительная характеристика фототуров ряда туристских клубов, школ фотографии и бюро путешествий и предложена программа нового комплексного фотомаршрута по южному побережью полуострова [9].
Целью данной статьи является оценка состояния и перспектив развития фототуризма в Крыму в их обусловленности комплексом разнообразных условий и факторов.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Фототуризм является новым направлением, способствующим диверсификации регионального туристского продукта Крыма и нацеленным на потребности растущей целевой аудитории.
Развитие крымского фототуризма осуществляется под влиянием двух групп факторов, в т.ч.:
1) факторов внешнего характера, определяющих общие закономерности развития туризма на глобальном и макрорегиональном уровнях;
2) факторов внутреннего характера, связанных со специфическими особенностями территории Крымского полуострова.
Анализ отечественных и зарубежных работ в области фототуризма позволил обозначить важнейшие факторы, выступающие по отношению к крымскому региону внешней движущей силой:
• процесс формирования т.н. «нового» туриста, отличающегося разнообразием мотиваций к путешествию, нацеленностью на приобретение новых знаний и практического опыта, большей информированностью и мобильностью. В совокупности это формирует устойчивый спрос на специализированные виды туризма, среди которых фототуризм приобретает статус модного тренда;
• революционные сдвиги в создании и распространении новых технологий в области фототехники, ее коммерческая доступность для широких слоев населения. Такие гиганты электроники, как Кэнон, Никон, Панасоник, Сони, Олимп ежегодно совершенствуют модели камер, что позволяет достигать выполнения новых функций
33
и высокого качества фотоизображений, как профессиональными фотографами, так и неискушенными любителями. Согласно отчету «Digital Photography: Global market 2017», ежегодный рост рынка цифровой фотографии по сравнению с 2010 г. замедлился, но все же составляет 3,1%; по прогнозам, объем продаж камер и объективов вырастет с $41,9 млрд. в 2016 г. до $48,9 млрд. в 2021 г. [10];
• активное тиражирование фотографий в социальных сетях, что стимулирует рост числа участников путешествий, включая фототуры. Например, пользователи Whatsapp делятся 347222 фотографиями в минуту, пользователи Instagram публикуют 216000 новых фотографий каждую минуту, а пользователи Pinterest прикрепляют 3472 изображения в минуту [1];
• специальные исследования подтверждают общемировую тенденцию к росту популярности наблюдений туристов за естественной природной средой и использования для этой цели фотографии и видеосъемки. В отчете рабочей группы Совета по туризму Финляндии «Наблюдение за дикой природой и фотография как продукт туризма» отмечено, что подобные интересы влияют на планы отдыха 31% населения в возрасте 1660 лет; а от фото-сафари зависит экономика многих восточноафриканских стран. В самой Финляндии число туристских предприятий, предлагающих услуги фотонаблюдений за дикой природой в 2008 г., составило 18 единиц, а доля продаж целевых туров превысила 52% и имела тенденцию к росту [11];
• на развитие всех видов туризма в Крыму оказывает существенное влияние комплекс геополитических и социально-экономических факторов. Вхождение Крыма в состав Российской Федерации и последовавшие за этим политические и экономические санкции привели к резкому сокращению въездных туристских потоков и переориентации регионального туристского продукта на внутренний туризм. Следует ожидать, что в ближайшей перспективе ведущим рынком фототуризма в Крыму будет рынок субъектов РФ. В оценке перспектив необходимо также принимать во внимание позитивные изменения в транспортно-логистической ситуации в регионе в связи с реализацией федеральных инфраструктурных проектов (ввод в действие Крымского моста, модернизация аэропорта «Симферополь» и строительство трассы «Таврида»).
Важнейшим фактором внутрирегионального характера, определяющим сегодняшнее состояние и динамику развития фототуризма в Крыму, является наличие богатого и разнообразного туристского ресурсного потенциала. Крымский полуостров отличается высокой мозаичностью ландшафтов и, следовательно, высоким пейзажным разнообразием. На сравнительно небольшой территории сконцентрированы ландшафты Горного Крыма, включающие предгорные лесостепи, леса и горно-луговые ландшафты яйл, крымские субсредиземноморские ландшафты ЮБК, степи, прибрежные аквальные комплексы и др. Более 100 природных объектов оцениваются как уникальные или экзотичные. Большой интерес для фототуристов представляет флора и фауна полуострова: 279 видов растений признаны эндемичными, 164 — редкими и исчезающими; список редких и охраняемых животных насчитывает около 200 видов (орлан-белохвост, черный гриф, белоголовый сип, средиземноморский геккон, леопардовый полоз, кучерявый пеликан и др.). Многие объекты природного наследия имеют имиджелогическое
34
значение, а их фотоизображения являются визитными карточками Крыма (Аю-Даг, Чатырдаг, Долина Привидений, Новый Свет, Карадаг, Ак-Кая и др.). Традиционными объектами фототуризма считаются Никитский ботанический сад и 30 объектов садово-паркового искусства.
Культурное наследие Крыма открывает широкие возможности для организации экскурсионного показа и визуализации многих объектов средствами фото- и видеосъемки. В Р. Крым насчитывается 12350 культурно-исторических объектов, в г. Севастополь — 2014 объектов, около 150 памятников признаны экспертами, как достойные быть включенными в Список культурного наследия ЮНЕСКО [12]. Значительной аттрактивностью для фототуристов всегда отличались Херсонес, Ласточкино гнездо, Воронцовский, Ливадийский и Бахчисарайский ханский дворцы, Памятник затопленным кораблям, пещерные города Крыма (Мангуп, Чуфут-Кале, Эски-Кермен и др.).
Немаловажным фактором развития фототуризма в Крыму является традиционно развитая культура фотографического искусства, наличие высококвалифицированных специалистов-фотографов, фотоклубов и фотошкол, предлагающих тематические и комплексные обучающие фототуры по Крыму.
Отсутствие специализированной статистики не позволяет точно оценить количественные параметры развития фототуризма в Крыму. Для изучения имеющихся на рынке предложений привлекалась рекламная информация о фототурах в сети Интернет. Анализ результатов поиска показал, что в Крыму получили развитие практически все направления современного фототуризма, в т.ч.:
а) классическое направление (пейзажное фото, архитектурное фото, урбанистическое фото, парковое фото, спортивное фото);
б) экспедиционное направление (пейзажное фото, культурологическое фото, экстремальное фото, фотоохота);
в) обучающие мастер-классы (портретное фото, свадебное фото, семейное фото, детское фото, пэт-фото, фуд-фото, пейзажное фото, подводное фото).
По форме проведения в Крыму преобладают фототуры без теоретических занятий, в рамках которых гиды-фотографы организуют фотосессии для туристов и могут выполнять функции экскурсоводов (например, фирма Two Crimeans). Вместе с тем растет востребованность полевых мастер-классов, в программы которых включаются элементы лекций, практикумов, обсуждений результатов съемки.
На крымском рынке фототуризма работают различные субъекты предпринимательства, в т.ч. фирмы-туроператоры и турагенства, для которых данное направление, как правило, является дополнительным источником прибыли, а также фотоклубы, фотошколы, творческие объединения фотографов и индивидуальные профессиональные фотографы. При этом турфирмы преимущественно организуют фототуры повышенной комфортности с бронированием отеля на весь период поездки, индивидуальные гиды-фотографы чаще используют форму многодневных походов или краткосрочных поездок. Отдельные фирмы имеют достаточно диверсифицированный туристский продукт, в частности фирма KrymPhoto, работающая на рынке Крыма более 15 лет, предлагает путешествия самых разных
35
форматов, включая экстремальные туры в вертикальные пещеры и на труднодоступные вершины [13].
Обращает на себя внимание включение крымских дестинаций в список тематических туров туристскими компаниями, фотошколами и фотоклубами, расположенными в других регионах России, главным образом, в Москве (например, «РтеАГ;»), Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Первый российский агрегатор фототуров АсйуеЫке, представляющий ежегодно свыше 200 авторских фотопутешествий с участием более 40 фотографов-профессионалов, в 2018-2019 гг. рекламирует 14 программ по Крыму, большая часть которых разработана крымской компанией «КгушРЬо1о» (табл. 1) [14].
Таблица 1.
Перечень фототуров по Крыму, предлагаемых АсйуеЫке в 2018-2019 гг. [14]
Название фототура Продолжительность, Число Цена,
дней участников тыс. руб.
Активный летний тур 7-13 15 25
Астро Крым: на темном 7 30 17
берегу теплого моря
Мастер-класс по 5 6 20
астросъемке
Фототур по Восточному Крыму 6 6 25
Легенды осеннего Крыма 7 5-7 35
Золотая осень в Крыму 1,2 6 4 25
Пейзажный мастер-класс в 4 15 11
горах
Новый год в Крымской обсерватории 6 50 15
Новогодние каникулы в Крыму 7 4 27
Зимний Крым 8 5 35
Крымские первоцветы 4 5 11
Весенние краски Крыма 6 6 25
Фототуры выходного дня по Горному Крыму круглый год 1-7
Среди других фирм-резидентов организаторами фототуров в 2018 г. стали: севастопольская фотошкола «Миг» (фотопрогулки «Загадки Бахчисарая», «Колорит Гурзуфа», «Путешествие к черным монахам», «Долина Привидений», «Осенние краски Крыма», «Лесная сказка», «Выше облаков. Ай-Петри», «Романтические луга Крыма», «Магия пещерных городов Крыма», «Сюрреалистические соляные поля Крыма», серия прогулок по Севастополю); турфирма «Ариадна. Крым» (фототуры
36
«Шесть закатов в Крыму», «Крымский Прованс»); фирма «Соо11хауе1»/«'^ЫСптеа» (фототур «Цветущий Крым 2018»); «Крымогид» (фототур «Цветущий Крым -тюльпаны, маки, ромашки и лаванда»), фотографы Дмитрий Монастырский, Анатолий Гордиенко, Владимир Рябков [15-21].
По сравнению с фототурами, разработанными туристскими фирмами, в программах туров фотошкол и индивидуальных фотографов больший акцент делается на решение творческих задач, и в то же время хуже прописаны вопросы трансфера, размещения, питания и дополнительного обслуживания туристов, что дает некоторым исследователям российского фототуризма утверждать, что продукт, предоставляемый специалистами в области фотографии, не обладает высоким качеством [8]. С усилением конкуренции в данном сегменте рынка эти производители услуг фототуризма будут вынуждены уделять больше внимания вопросам материально-технического обеспечения собственного продукта.
Ведущим тематическим направлением крымского фототуризма выступает пейзажное фото: около 90% предлагаемых туров так или иначе связаны с природой Крыма. Отчетливо выражена сезонность - наиболее популярными сезонами являются весна, лето и осень, и лишь немногие маршруты рассчитаны на посещение Крыма в зимний период. Большую долю предлагаемых туров составляют пользующееся спросом у туристов фотографирование цветущих полей, садов, уникальных флористических ассоциаций в особо охраняемых природных территориях. К такому типу относятся фототуры, реализуемые в 2018 г. магазином путевок «Солнечный Крым» - «Танец маковых полей», «В парке Чаир распускаются розы...» и др. [22], а также анонсируемый фототур «В поисках лазоревого цветка» (мыс Опук) [19].
Средняя продолжительность фототура составляет 6-7 дней, при этом наиболее эффективной пропорцией признано соотношение дней с фотосъемками к экскурсионным дням (дням отдыха), как 4:3. Представленные в Крыму однодневные фототуры отличаются ориентацией на развлекательные цели поездки, в ходе которой потребитель получает не столько профессиональные консультации фотографов, сколько экскурсионную информацию, эстетическое удовлетворение от увиденного и полноценную фотосессию от фотографа.
Для географической структуры фототуризма в Крыму характерны резкие диспропорции в уровне освоенности территории полуострова. Подавляющее большинство фототуров сосредоточено в прибрежной полосе Южного и Юго-Восточного Крыма и в Горном Крыму. Сравнительно хуже освоены Тарханкут и Керченский полуостров, а из районов Северного (степного) Крыма как фототуристская дестинация продвигалась только Караларская степь. В последнее время разрабатываются комбинированные маршруты, построенные по популярной в советский период схеме «горы-море» (фототур «От пещерных городов к морю») [13] или соединяющие разнородные географические объекты в рамках одной тематики (фототур «Цветущий Крым» (май 2018 г., 8 дней,; делает акцент на фотографировании весенних пейзажей по маршруту Симферополь - Судак -Коктебель - Новый Свет - гора Караул-Оба - Голицынская тропа - мыс Капчик -мыс Хамелеон - гора Клементьева - Бахчисарай - Ай-Петри - мыс Айя - Балаклава - Качи-Кальон - Инжир - Симферополь) [17].
37
ВЫВОДЫ
Фототуризм в Крыму находится на стадии становления. Его тематическая и организационная структура задаются общемировыми тенденциями развития туризма и фотографического искусства. Стимулирующую роль играют изменения потребительского спроса, инновационные технологии в области фототехники, рост популярности фотоизображений в социальных сетях, экологизация туристского движения и др. Важнейшим фактором внутреннего характера является богатое природное и культурное наследие Крымского региона, высокое пейзажное разнообразие природных ландшафтов, традиции использования фотоизображений в туристско-экскурсионной практике.
Предложение фототуристских программ в Крыму имеет тенденцию к росту. Фототуры в Крым организуются туроператорами и фотошколами, расположенными не только в Крыму, но и в крупных городах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.). Ведущим тематическим направлением крымского фототуризма выступает пейзажное фото: около 90% предлагаемых туров так или иначе связаны с природой Крыма. Отчетливо выражена сезонность - наиболее популярными сезонами являются весна, лето и осень, и лишь немногие маршруты рассчитаны на посещение Крыма в зимний период. Преобладающими районами проведения фототуров являются побережья Южного, Юго-Западного, СевероЗападного и Восточного Крыма и горно-лесная зона полуострова. Степная зона Крыма характеризуется слабой аттрактивностью для развития фототуризма вследствие высокой сельскохозяйственной освоенности территории и малой площади естественных природных ландшафтов.
На основе выявленных тенденций сформулированы приоритетные направления развития фототуризма как инновационного сегмента крымского регионального туристского продукта:
• проведение систематического мониторинга спроса на услуги фототуризма в Крыму с целью оптимизации структуры основных и дополнительных услуг и ценовой политики;
• увеличение общего числа программ фототуров, совершенствование их ассортимента и качества с учетом передового отечественного и зарубежного опыта;
• кооперирование деятельности туроператоров, фотошкол, фотоклубов и профессиональных фотографов в создании и продвижении фототуров;
• строительство подъездных путей к аттрактивным природным объектам; создание смотровых панорамных площадок;
• расширение географии фототуров; популяризация новых направлений (Присивашье, отдаленные участки Горного Крыма, цветущие целинные степи у с. Григорьевка и у с. Клепинино в Красногвардейском районе и др.);
• организация интегрированного портала фототуров Р. Крым и г. Севастополь; продвижение фотоотчетов о прошедших в Крыму фототурах в профессиональные издания, специализированные международные порталы и социальные сети.
38
Список литературы
1. Sun J. Tourist tales: A case study on Photography Tourism in Yuanyang, China // Senri Ethnological Studies. 2010. 76. pp. 111-130. URL: http://doi.org/10.15021/00002546.
2. Науменко А. И., Путрик Ю. С. Роль фототуризма как инновационного, обучающего и культурно-исторического направления туризма в целом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer.ru/67284281-Rol-fototurizma-kak-innovacionnogo-obuchayushchego-i-kulturno-istoricheskogo-napravleniya-razvitiya-turizma-v-celom.html.
3. Gogoi D. A. Conceptual framework of Photographic Tourism // International Journal of Research in Applied, Natural and Social Sciences. 2014. Vol. 2. 8. PP. 109-114. URL: https://www.google.com/search?q=A+CONCEPTUAL+FRAMEWORK+OF+PHOTOGRAPHIC+TOU RISM+DEBORSHEE+GOGOI. pdf.
4. Chalfen К. M. Photography's Role in Tourism: Some Unexplored Relationships // Annals of Tourism Research. 1979. Vol. 6. no.4. pp. 435-447. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/004728758001900187
5. Scarles C. The Ethnics of Tourist Photography: Tourist's Experiences of Photographing Locals in Peru. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1068/d4511.
6. Волошина А. А., Теньгушова В. М. Фототуризм как оригинальный вид туризма. Сборник статей XIII межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Молодежь, наука, творчество - 2015». Омск: Омский гос. университет сервиса. 2015. Ч.2. С. 11-12.
7. Фототуры 2018-2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uni-travels.com/.
8. Воробьева Н. И., Короткова В. А. Фототуры по России: исследование внутреннего рынка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1161-1165 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86251.htm.
9. Парубец О. В., Одарюк Е. В., Козельская Л. В. Фототур по Крыму как инновационное направление в туризме // Современные научные инновации. 2016. №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/63304.
10. Digital Photography: Global market 2017. URL: https://www.bccresearch.com/market-research/information-technology/digital-photography-markets-report-ift030d.html.
11. Wildlife Watching and Photography as a Tourism product. Initial Assessment. 2008. URL: http://87.108.50.97/relis/REL_LIB.NSF/0/09AA04A83A98B7A3C22574EF0027097D/$FILE/MEK_Wi ldlife_kartoitus_2008_Englanti.pdf.
12. Шарафутдинов В. Н., Яковенко И. М., Позаченюк Е. А., Онищенко Е. В. Крым: новый вектор развития туризма в России. М.: ИНФРА-М. 2017. 364 с.
13. KrymPhoto. URL: http://krymphoto.com/.
14. Авторские путешествия по России с activhike - первым агрегатором фототуров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://activehike.ru/.
15. Фототуры по Крыму и Севастополю с обучением фотографии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://foto-mig.com/index.php/2016-01-18-17-26-58/fototury-po-krymu.
16. Туристическая фирма Ариадна. Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ariadna-crimea.ru/tury-v-krym/fototury//.
17. Cooltravel [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cooltravel.ru/all/tury/mayskiy-fototur-tsvetuschiy-krym-21-28-maya-2018/.
18. Крымогид [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://крымогид.рф/.
19. Фототуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://monastyrskiy.ru/?cat=369
20. Фототур «Маковый цвет. Крым» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fototour.org/makovyj-tsvet-krym.
21. Фототуры в Крыму. Весна 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ryabkov-photo.ru/tours/details/fototury-v-krym-vesna-2018.
22. Магазин путевок «Солнечный Крым» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.
sunnycrimea.com/tours/phototours/.
39
flysapeMKO H. A., flysapeMKO H. №.
PHOTO TOURISM IN CRIMEA: DEVELOPMENT FACTORS AND
PRIORITIES Dugarenko I.A., Dugarenko N.U.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia E-mail: [email protected]
Photography is an integral part of modern tourism, visualizing geospatial images of tourist destinations and creating the basis for the personal historical memory of the traveler. Photo tourism includes trips to natural, historical, architectural, ethnographic and other places in order to create high-quality photos and improve the quality of photography. Photo tourism in the Crimea is at the stage of formation. Its thematic and organizational structure is closely linked to global trends in tourism and photographic art. Changes in consumer demand, innovative technologies in the field of photographic equipment, the growing popularity of photographic images in social networks, the greening of tourist traffic and other factors play a stimulating role. The most important internal factor is the rich natural and cultural heritage of the Crimean region, high landscape diversity of natural landscapes, the tradition of using photo images in the tourist and excursion practice. The offer of programs and routes of photo tourism in Crimea tends to increase. Photo tours to the Crimea are organized by tour operators and photo schools located not only in Crimea, but also in major cities of the Russian Federation (Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg, etc.). The leading thematic direction of the Crimean photo tourism is landscape photography: about 90% of the proposed tours are somehow connected with the nature of the Crimea. Seasonality is clearly expressed: the most popular seasons are spring, summer and autumn, and only a few routes are designed to visit Crimea in winter. The predominant areas of the photo tours are the coasts of the Southern, South-Western, North-Western and Eastern Crimea and the mountain-forest zone of the Peninsula. The Steppe zone of Crimea is characterized by a weak attraction for the development of photo tourism due to the high agricultural development of the territory and a small area of natural landscapes. On the basis of the identified trends, the priority directions of photo tourism development as an innovative segment of the Crimean regional tourism product are formulated:
• systematic monitoring of the demand for photo tourism services in Crimea in order to optimize the structure of basic and additional services and pricing policy;
• increasing the total number of photo tour programs, improving their range and quality, taking into account the best domestic and foreign experience;
• cooperating activities of tour operators, photo schools, photo clubs and professional photographers in the creation and promotion of photo tours;
• construction of access roads to attractive natural objects; creation of panoramic viewing platforms;
• the expansion of the geography photo tour; promotion of new areas (Sivash, remote areas of the Mountainous Crimea, blooming virgin steppe near in the Central region);
• organization of the integrated portal of photo tours of the Republic of Crimea and Sevastopol city; promotion of photo reports on the photo tours held in the Crimea in professional publications, specialized international portals and social networks.
40
Keywords: specialized tourism, travel photography, photo tourism, photo tour.
References
1. Sun J. Tourist tales: A case study on Photography Tourism in Yuanyang, China // Senri Ethnological Studies. 2010. 76. PP. 111-130. URL: http://doi.org/10.15021/00002546.
2. Naumenko A. I., Putrik YU. S. Rol' fototurizma kak innovacionnogo, obuchayushchego i kul'turno-istoricheskogo napravleniya turizma v celom (The role of photo tourism as an innovative, educational, historical and cultural tourism in General) [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docplayer.ru/67284281-Rol-fototurizma-kak-innovacionnogo-obuchayushchego-i-kulturno-istoricheskogo-napravleniya-razvitiya-turizma-v-celom.html. (in Russian).
3. Gogoi D. A. Conceptual framework of Photographic Tourism // International Journal of Research in Applied, Natural and Social Sciences. 2014. Vol. 2. 8. PP. 109-114. URL: https://www.google.com/search?q=A+CONCEPTUAL+FRAMEWORK+OF+PHOTOGRAPHIC+TOU RISM+DEBORSHEE+GOGOI. pdf.
4. Chalfen K. M. Photography's Role in Tourism: Some Unexplored Relationships // Annals of Tourism Research. 1979. Vol. 6. no.4. PP. 435-447. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/004728758001900187
5. Scarles C. The Ethnics of Tourist Photography: Tourist's Experiences of Photographing Locals in Peru. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1068/d4511.
6. Voloshina A. A., Ten'gushova V. M. Fototurizm kak original'nyj vid turizma. (Phototourism as an original form of tourism). XIII Int. scientific and practical conference of students and postgraduates "Youth, science, creativity - 2015". Omsk: Omsk state University of service (Publ.), 2015. Part 2, pp. 11-12. (in Russian).
7. Fototury 2018-2019 (Photo tours 2018-2019) [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://uni-travels.com/. (in Russian).
8. Vorob'eva N. I., Korotkova V. A. Fototury po Rossii: issledovanie vnutrennego rynka (Photo tours in Russia: domestic market research) // Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2016. Vol. 11. p. 1161-1165 [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2016/86251.htm. (in Russian)
9. Parubec O. V., Odaryuk E. V., Kozel'skaya L. V. Fototur po Krymu kak innovacionnoe napravlenie v turizme (Photo tour in Crimea as an innovative direction in tourism) // Modern scientific innovations. 2016. No. 3. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/63304. (in Russian).
10. Digital Photography: Global market 2017. URL: https://www.bccresearch.com/market-research/information-technology/digital-photography-markets-report-ift030d.html.
11. Wildlife Watching and Photography as a Tourism product. Initial Assessment. 2008. URL: http://87.108.50.97/relis/REL_LIB.NSF/0/09AA04A83A98B7A3C22574EF0027097D/$FILE/MEK_Wi ldlife_kartoitus_2008_Englanti.pdf.
12. SHarafutdinov V. N., YAkovenko I. M., Pozachenyuk E. A., Onishchenko E. V. Krym: novyj vektor razvitiya turizma v Rossii (Crimea: a new vector of tourism development in Russia). M.: INFRA-M. 2017. 364 p. (in Russian)
13. KrymPhoto. URL: http: //krymphoto.com/.
14. Avtorskie puteshestviya po Rossii s activhike - pervym agregatorom fototurov (The author's trip to Russia with activhike first aggregator photo tours) [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://activehike.ru/. (in Russian).
15. Fototury po Krymu i Sevastopolyu s obucheniem fotografii (Photo tours in Crimea and Sevastopol with photography training) [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://foto-mig.com/index.php/2016-01-18-17-26-58/fototury-po-krymu. (in Russian).
16. Turisticheskaya firma Ariadna. Krym (Travel company Ariadne. Crimea) [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ariadna-crimea.ru/tury-v-krym/fototury//. (in Russian).
17. Cooltravel [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.cooltravel.ru/all/tury/mayskiy-fototur-tsvetuschiy-krym-21-28-maya-2018/. (in Russian).
41
flysapeMKO H. A., flysapeMKO H. W.
18. Krymogid [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://krymogid.rf/. (in Russian).
19. Fototury (Photo tours) [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://monastyrskiy.ru/?cat=369. (in Russian).
20. Fototur «Makovyj cvet. Krym» (Photo tour "Poppy color. Crimea") [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.fototour.org/makovyj-tsvet-krym. (in Russian).
21. Fototury v Krymu. Vesna 2018 (Photo tours in Crimea. Spring 2018) [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ryabkov-photo.ru/tours/details/fototury-v-krym-vesna-2018. (in Russian).
22. Magazin putevok «Solnechnyj Krym» (Tour store "Sunny Crimea") [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.sunnycrimea.com/tours/phototours/. (in Russian).
42