Научная статья на тему 'Путешествия русских женщин в XVIII веке'

Путешествия русских женщин в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1060
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / XVIII В / TRAVELLING / RUSSIAN LITERATURE / XVIII CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдорова Марина Сергеевна

Статья посвящена такому культурному явлению, как путешествие. На примере литературных источников XVIII в. раскрывается своеобразие и особенности путешествий русских женщин. Несмотря на различия в целях поездок, всех путешественниц объединяет стремление к познанию нового для развития науки и просвещения России XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The travel of Russian women in the XVIII-th century

The article is devoted to the cultural phenomenon of travelling. The author of the article reveals the identity and features of Russian women traveling basing the research on the examples from literary sources of XVIII century. Despite the differences in the goals of trips, all the travelers were united by the pursuit of new knowledge for the development of science and education of Russia in XVIII century.

Текст научной работы на тему «Путешествия русских женщин в XVIII веке»

Вопросы культурологии и истории

ПУТЕШЕСТВИЯ РУССКИХ ЖЕНЩИН В XVIII ВЕКЕ

М С. Фёдорова

Путешествие всегда интересовало людей. Одни являлись активными участниками этого процесса, другие — изучали важные факты, полученные в ходе предпринятого мероприятия. Однако само слово «путешествие» понимается каждым человеком по-своему и требует некоторых объяснений. Среди наиболее распространённых определений слова «путешествия» нас заинтересовали следующие: путешествие — это перемещение в пространстве с мирными целями (и из путешествий тут же «выпадают» завоевательные экспедиции, крестовые походы и т. д., как бы далеко они ни заходили и как бы к ним ни относились сами их участники). Путешествие — это путь, предполагающий возвращение, и все «невозвращенцы» исключаются из ранга путешественников. Путешествие — это странствие, о котором составлен рассказ (т. е. путешественник, не оставивший воспоминаний или путевого дневника, за такового не признаётся). Путешествие — это перемещение в пространстве, свершаемое по собственной воле» (и ссылка не признаётся путешествием даже при наличии путевых дневников, впечатлений и рассказов). Невольно возникает ряд вопросов: «Можно ли назвать путешествием такое перемещение в пространстве, которое обусловлено внеположными ему целями (военный поход, торговое предприятие)?», «Можно ли назвать путешествием подневольное перемещение (изгнание) или перемещение, которое не подразумевает возвращения (эмиграция)?», «Можно ли вообще говорить о путешествиях до того момента, когда оно было осмыслено как таковое в рамках культурной традиции (т. е. в Европе — начиная примерно с XVIII в.)?»

Однако все определения сходятся в том, что любое путешествие предполагает наличие по крайней мере двух компонентов: свершение пути (движение) и активное познание нового.

Появление и распространение феминизма способствовало закреплению за женщинами права называться путешественницами. Первыми путешественницами, отвоевавшими у мужчин право самостоятельно ездить по свету и вступать в члены географических сообществ с собственными открытиями, стали англичанки, и случилось это в XVIII в. Положила начало этой традиции, отправившись путешествовать по Европе, Азии и Африке, интересовавшаяся географией жена британского посла в Стамбуле леди Мэри Уортли Монтегю.

В России среди женщин XVIII в. известна Татьяна Фёдоровна Прончищева — первая в истории путешественница за Полярный круг. В течение двух с половиной веков о ней не было известно почти ничего. Лишь в 1983 г. установлены основные факты её биографии и подлинное имя.

Она родилась в 1713 г. в семье стряпчего села Березово Алексинского уезда. В 19 лет вышла замуж за Василия Прончшцева, «лучшего штурмана Кронштадта», как его определяло начальство. Вскоре после свадьбы его зачислили в состав Второй Камчатской экспедиции Беринга, юная жена решила отправиться вместе с ним. После зимовки в Тобольске участники экспедиции добрались до Якутска, оттуда, соорудив дюбель-шлюп, направились по Лене к Северному Ледовитому океану. Экспедиция открыла и нанесла на карту ранее неизведанные земли: остров Преображения, архипелаг Петра, острова Андрея, Павла, Фаддея, залив Фаддея, архипелаг Комсомольской Правды. Татьяна оказалась на судне незаконно, вопреки известной морской традиции, поэтому в списках экипажа её имя не значилось. Учёные долгое время ломали голову, кто была эта таинственная женщина, упоминающаяся в бортовом журнале. Близ пролива Вилькицкого их обложили сплошные льды, вырваться из которых стоило большого труда, кроме этого, на судне начала свирепствовать цинга. Из последних сил они пробирались к Оленёкскому зимовью. Добравшись до зимовья, капитан Прончищев скончался, через несколько дней умерла и Татьяна. Молодых супругов похоронили вместе, на кресте вырезав имена первопроходцев Арктики — Прончищевых. Могила существует и по сей день, теперь там находится полярная станция и посёлок Усть-Оленёк. Именем первой полярной путешественницы названа большая бухта Таймыра (бухта Марии Прончищевой в море Лаптевых)1. Подвиг Василия и Татьяны Прончищевых навеки вписан в историю полярных исследований.

Другой женщиной-путешественницей XVIII в. была Мария Дмитриевна Кантемир, дочь молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича Кантемира и сестра знаменитого поэта Антиоха Кантемира, известная как одна из самых образованных женщин при дворе Петра I. Она родилась в 1700 г. в городе Яссы. В связи с деятельностью отца ей пришлось в детстве много путешествовать. Первым путешествием стал переезд вместе с семьёй в Константинополь. А в конце 1710 г. — обратно в Яссы. В 1711 г. семья переезжает в Харьков, а через два года в Москву. В жизни Марии Кантемир произошло ещё одно большое путешествие. В 1722 г. Пётр I отправился в далёкий Персидский поход. Вместе с ним в Персию направились Дмитрий Кантемир в должности управляющего канцелярией и переводчика вместе с Антиохом и Марией. Известно, что весь путь предстояло совершить по воде — Москве-реке, Клязьме, Оке и Волге. На это потребовалось два месяца. Во время этой поездки у Марии случились крайне тяжёлые преждевременные роды. Ребёнок погиб, жизнь самой Марии, которая была вынуждена остаться в Астрахани, долгое время находилась в опасности. В 1730 г. она была приглашена Анной Иоанновной ко двору в качестве фрейлины. Княжна мало увлекалась придворными развлечениями и предпочитала жить в Москве.

Истории осталась её активная переписка с братом. Поскольку княжна не знала других современных иностранных языков, почти вся переписка шла на итальянском, на новогреческом и на русском языках. Её письма содержат многочисленные грамматические ошибки, синтаксические кальки с русского и с греческого языков. Письма Марии Кантемир отличаются особым богатством деталей и проницательностью,

она легко умела находить меткое выражение, обстоятельно описать какое-нибудь происшествие, отчётливо передать чужую речь или слышанный разговор, кстати привести текст из Священного Писания или народную пословицу. Письма княжны проникнуты любовью, она часто пишет о том, что хотела бы чаще видеться с братом, вживую увидеть те страны, в которых побывал Антиох. В одном из своих писем она сообщает: «Очень хотела бы с ней (имеется в виду подруга Антиоха. — М. Ф.) встретиться, но думаю, что не будет возможности: уже дважды я была в Азии, и в Константинополе и оттуда в Астрахани, но в Англию нет возможностей поехать»2. В силу юридических обстоятельств, из-за судебной тяжбы о наследстве, княжна должна была время от времени ездить в Петербург. В письмах она не раз говорит

об этих поездках, сама называя их путешествием. Приведём небольшой отрывок: «... мне нужно набраться терпения, да и итак я проделала столь длинное путешествие и претерпела столь немалые неудобства. Добрый брат наш притворяется, что удивлен моему приезду в Петербург. Я же решаюсь на путевые тяготы из Москвы в Петербург ради 20 ООО с лишним рублей»3. Из писем же мы узнаём, что путешествия всегда занимали княжну. Даже сочинения о путешествиях, посылаемые братом, вызывали неподдельный интерес княжны: «Книги очень интересные, там описываются разные страны и их обычаи. Наиболее любопытны — мексиканцы»4.

Безусловно, при разговоре о путешествующих женщинах XVIII в. нельзя не упомянуть Екатерину Романовну Дашкову. В своих произведениях она не раз подчёркивала положительное влияние путешествий на человека: «... для совершенного воспитания человеку, готовящемуся быть полезным обществу»5, полезно путешествие.

В своё первое заграничное путешествие она отправляется в декабре 1769 г. инкогнито, под именем госпожи Михалковой. Официальная цель этой поездки — «поправление здоровья» детей, а в действительности осуществляется её давнее желание увидеть всё, «что есть в Европе достопримечательного»0.

Через Ригу и Кёнигсберг Екатерина Романовна прибывает в Данциг. Здесь, в гостинице «Россия», произошёл интересный случай, в полной мере раскрывающий характер Дашковой. На стене гостиницы висела картина, представлявшая итог сражения русских с пруссаками (русские на ней были изображены стоящими на коленях и просящими пощады), она купила краски и тайно перерисовала мундиры солдат. Работа кипела всю ночь, а к утру уже пруссаки стояли на коленях и просили у русских помилования...

Екатерина Романовна посетила Берлин, где познакомилась с прусским королевским двором. В Оксфорде её внимание привлекла библиотека университета, и в частности русско-греческий словарь с изложением грамматики. В принципе, поездка в любой город направлена была на то, чтобы, познакомившись с достижениями иностранной мысли, применить её в России. Дашкова отмечает: «... сравнивая иностранную жизнь с жизнью своего Отечества, стараясь исправить, что найдешь в нем дурного, учреждая, что сочтешь полезным его благосостоянию, ты будешь другом и благодетелем своей страны»7. Из Англии она переехала в Брюссель, затем отправилась в Париж. В «Записках» она отмечает: «Я посещала церкви и монасты-

ри, где можно было видеть статуи, картины и памятники. Я была и в мастерских знаменитых художников, и в театре, где занимала место в райке. Скромное черное платье, такая же шаль и самая простая прическа скрывали меня от любопытных глаз»8. В течение 17 дней, проведённых в Париже, Дашкова осматривает мануфактуры, посещает мастерские художников, музеи, театры и церкви. Но главное, как она сама отмечает в своих записях, — встречи с Дидро, с которым она видится ежедневно. Далее её путь лежал через Лион в Швейцарию. В Женеве она встречается с Вольтером. Из Швейцарии Дашкова и её спутники спустились на барках вниз по Рейну и осмотрели немецкие прибрежные города. Посетив Спа и Дрезден, Е. Р. Дашкова через Берлин и Ригу вернулась в Петербург.

Спустя шесть лет, в 1776 г., Дашкова вновь решила отправиться за границу, чтобы дать достойное образование сыну и показать ему Европу. После магистерских экзаменов сына они едут через Вильно, Варшаву, Берлин, Спа в Англию. «Это был самый спокойный и счастливый период, выпавший мне на долю в этом мире»9, — отметила Е. Р. Дашкова в «Записках». С сыном она посещает Ирландию, Голландию, Францию. В Париже встречается со скульптором Фальконе и его ученицей Колло. Весной 1781 г. переезжает в Швейцарию, а оттуда в Италию. В Венеции покупает коллекцию старинных эстампов, чтобы, по её словам, «проследить развитие этого искусства вплоть до настоящей степени совершенства»10. Обратный путь в Россию шёл через Падую и Вену, где она была приглашена на приём к премьер-министру Кауницу.

Екатерина Романовна не только путешествовала, но и оставила полезные наставления относительно путешествий (эта тема затрагивается в знаменитых «Записках», в «Путешествии одной российской знатной госпожи по некоторым анг-линским провинциям»), Дашкова подчёркивает, что «в любом путешествии следует быть ближе к полезного в изучении себя, касательно до правления, жития, мыслей обитателей, их обычаев, разных употреблений и нравов, дабы приобресть знание человеческого сердца, в чем вся нравственная наука состоит, для снискания которой надлежит стараться познавать самому людей, а не им отдавать себя на познание»11.

Статья «Путешествующие» является наиболее продуманным размышлением по этой теме. В статье она формулирует правила, которые следует соблюдать любому человеку, отправляющемуся в путь. Вот некоторые из них: «предписывается начать рассмотрение и примечание свойств человеческих, с нижних классов подымаясь до верхних», «благоразумный путешествующий стараться должен отличать себя поступками, поведением и душевными дарованиями, а не нарядами, экипажами или богатством»12.

К теме путешествий Е. Р. Дашкова обращалась и ранее. Интересно её письмо к сыну, которое, видимо, написано во время его обучения в Эдинбурге. Письмо содержит некоторые советы по организации путешествий, по пониманию целей и поведения молодого человека во время поездки. «Первое средство умного путешествия, пишет Дашкова, — постоянное внимание; ты должен пользоваться всяким источником знания»13. «У путешественника должны быть постоянно открыты и глаза и

уши, потому что сцена изменилась и размышление, вызванное ею, исчезает вместе с ней»14. Дашкова даёт совет, на что в первую очередь стоит обращать внимание во время странствия. «Предметы твоего наблюдения так разнообразны и многочисленны, что я укажу тебе только некоторые главные. Сюда относятся свойство и форма правления, законы, нравы, влияние, народонаселение, торговля; географические и климатические условия, иностранная и внутренняя политика, произведения, религия, обычаи. Эти исследования достойны внимания философа, и ни один путешественник не должен пренебрегать ими, если только он не хочет остаться тупым и бессмысленным зрителем всех этих явлений, не способным ни к умственному, ни нравственному совершенству»15.

Несмотря на ценные сведения и описание иноземных городов, пожалуй, самым интересным в письмах, записках путешественниц остаётся образ автора. Путешественницы XVIII в., безусловно, отличались друг от друга, преследовали совершенно разные цели в своих поездках. Однако всех их объединяет стремление к познанию нового для развития науки и просвещения России XVIII в. В заключение хочется привести слова Дашковой о том, как же стать истинным путешественником. Она призывает помнить, что «не богатство делает знающим, прозорливым и искусным путешественником, но внимание и разум»10.

1 Имя «Мария» появилось на картах и в литературе в первые годы Советской власти по случайной ошибке картографов. В 1913 г. экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту. Надпись «М. Прончищевой» (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как «бухта М. Прончищевой». Так это название закрепилось на картах.

2 Джина Майелларо. Переписка кн. А. Д. Кантемира с сестрой Марией на итальянском языке. 1734-1744 гг. Scan Im Werden. Русско-итальянский архив II. Составители Даниэла Рицци и Андрей Шишкин. Салерно 2002. OCR Ловецкая Т.Ю. http://az.1ib.niA/kantemir_a_d/text_0040-1 .shtml (дата обращения: 24.02.2010). Мария - Антиоху, письмо от 29.07.1736. Москва - Лондон.

3 Там же. Мария — Антиоху, письмо от 07.05.1743.

4 Там же. Мария — Антиоху, письмо от 18.03.1738. Москва - Лондон.

5 Дашкова E. Р. О смысле слова «воспитание». Сочинения, письма, документы / Составление, вступительная статья, примечания Г. И. Смагиной. СПб., 2001. Статья «Путешествующие». // http : //a z. 1 і Ь. ri i/d/da shkowa_e_r/text_0040. shtm 1 ( дата обращения: 15.03.2010).

6 Дашкова Е. Р. Записки. Публикуется по изданию: Дашкова Е. Р. Записки княгини: Воспоминания. Мемуары. Мн.: Харвест, 2003.(с) Харвест, 2003. // http : //a z. 1 і h. ri i/d/da shko wa_e_r/ text_0010.shtml (дата обращения: 14.01.2010).

7 Там же. «Любовь к Отечеству есть первая и нужнейшая в гражданине добродетель».

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание». Указ. соч.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же. Письмо сыну с рекомендациями во время путешествий.

15 Там же.

16 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.