Научная статья на тему 'Путешествие императора Иосифа II по России в 1780 г. глазами императорского духовника Ф.К. Калатаи'

Путешествие императора Иосифа II по России в 1780 г. глазами императорского духовника Ф.К. Калатаи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
484
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путешествие императора Иосифа II по России в 1780 г. глазами императорского духовника Ф.К. Калатаи»

38 Секция «ИСТОРИЯ» ==

Итак, мы получили аргумент в пользу того, что в эпоху Барской конфедерации уже существуют тексты, которые формируют национальную идеологию. Соответственно, на вопрос, существовал ли в Польше XVIII в. национализм, мы получаем относительно утвердительный ответ. Тексты Барской конфедерации — это источники, которые позволяют говорить о формировании идеологии польского национализма (общесословного) уже в XVIII в. Данная работа является попыткой внести вклад в решение вопроса о формировании польского национального самосознания в XVIII в.

DOI 10.31168/2619-0869.2018.1.3.2 П. ДиНеШ

Путешествие императора Иосифа II по России в 1780 г. глазами императорского духовника Ф.К. Калатаи*

Венгерская историография пока сделала непростительно мало для анализа отношений Иосифа II (1780-1790) и Екатерины II (1762-1796). Можно сказать, что «король в шляпе», прозванный так за отказ короноваться венгерской короной, интересовал венгерских историков преимущественно, даже исключительно, как венгерский король, т. е. с точки зрения его внутриполитических реформ.

Такая диспропорция особенно бросается в глаза, если посмотреть на историю российско-австрийских отношений в XVIII в. В период между 1873 г. и 2017 г. в свет вышли 23 обобщающие работы по истории Венгрии на венгерском языке: только в каждой пятой можно прочесть о первом пу-

* Статья написана при финансовой поддержке программы «Kutatasi kapacita-sok es szolgaltatasok komplex fejlesztese az Eszterhazy Karoly Egyetemen» («Комплексное развитие исследовательских возможностей и услуг Университета им. К. Эстерхази») № EFOP-3.6.1-16-2016-00001.

ВЕК ВОСЕМНАДЦАТЫЙ = 39

тешествии Иосифа в Россию (1780) и только в каждой шестой — о втором русском путешествии императора (1787), хотя эти события непосредственно повлияли и на Венгрию. В сравнении с венграми, по понятным причинам, намного больших результатов добились австрийские1 и российские2 ученые. Самой новой и полной на сегодняшний день работой в России является книга М.А. Петровой «Екатерина II и Иосиф II. Формирование российско-австрийского союза 1780-1790»3.

В своем докладе я хочу представить дневник, который вел венгерский священник Ференц Ксаверий Калатаи (1722-1795), сопровождавший Иосифа II в путешествии по России в 1780 г. Калатаи родился в Офалу на северо-востоке Венгрии, учился в Вене, где вступил в Общество Иисуса, после этого продолжил учебу в Граце, Кашше (ныне Коши-це, Словакия) и Эгере. В 1760 г. он стал армейским капелланом, некоторое время преподавал в Будайском университете, но вернулся в армию, служил полковым священником, получил назначение генеральным викарием в военный ор-динариат Галиции, Лодомерии и Буковины. Именно в этот период он попал в свиту направлявшегося в Россию Иосифа II как императорский исповедник4.

У нас нет сведений о том, что Калатаи вел дневник путешествия, но известно, что по возвращении домой он записал свои впечатления, причем, как минимум, дважды. Первый раз по заказу барона Кароя Ревицки, второй — по просьбе неизвестных граждан Эгера. Оба «отчета» были написаны на латыни. Первый увидел свет (в оригинале) в 1806 г. в Надь-вараде (Орадя Маре, Румыния)5, затем в 1823 г. появился его перевод на венгерский язык под редакцией Миклоша Понори-Тёрёка в венгерском научном журнале «Научная Коллекция» (Tudomanyos Gyujtemény)6. Наконец, в 1831 г. в Вене и в 1841 г. в Брашшо (Брашов, Румыния) были напечатаны немецкие переводы воспоминаний о поездке в Россию7.

Вторую редакцию записок уже в ХХ в. обнаружил историк Д. Капошвари в личном фонде известного археолога В. Хилда и опубликовал их в 1959 г., используя сделанный

40 = Секция «ИСТОРИЯ» ==

Хилдом перевод8. Ни оба оригинальных латинских текста, ни их переводы еще никто не сопоставлял. Даже Капошва-ри в 1959 г. ничего не писал о других публикациях, хотя он ставил себе целью выявление, сравнение и источниковедческий анализ дошедших до наших дней копий9. Эта исследовательская программа так и не была выполнена и остается задачей будущего.

В докладе — в качестве первого шага к комплексному исследованию разных редакций воспоминаний Ф.К. Кала-таи — я предлагаю краткий пересказ основного содержания записок императорского духовника. Это, прежде всего, инструкции, данные лично Иосифом II своим попутчикам, впечатления от крупных городов, где побывал Калатаи (Киев, Могилёв, Смоленск, Москва и Санкт-Петербург), характеристики Екатерины II и русского двора, описание встреч с людьми разных сословий, в том числе действовавшими в России иезуитами, живые сцены общения монархов и досуга австрийского императора.

В заключение необходимо отметить, что путешествие в Россию повлияло на дальнейшую карьеру Калатаи: по возвращении он был назначен каноником в Лемберге (Львов, Украина), в 1787 г. получил епископскую кафедру в Надь-вараде.

Примечания

1 May W. Die Reisen Joseph II. nach Russland 1780 und 1787 // Österreich zur Zeit Kaisers Joseph II. — Mitregent Kaiserin Maria Theresias, Kaiser und Landesfürst. Katalog der Niederösterreichischen Landesausstellung in Stift Melk 1980 / Hrsg. von K. Gutkas. Wien, 1980; Donnert E. Joseph II. und Katharina II. Ein Beitrag zu Österreichs Russland- und Orientpolitik 1780 bis 1790 // Österreich im Europa der Auftlarung: Kontinuität oder Zäsur in Europa zur Zeit Maria Theresias und Josephs II / Hrsg. von R.G. Plaschka. Wien, 1980. Bd. 1. S. 575-592; Idem. Die Russlandreise Josephs II. im Jahre 1780 // Deutsch-russische Beziehungen in 18. Jahrhundert. Kultur, Wissenschaft und Diplomatie / Hrsg. von K. Grau, S. Karp. et J. Voss. Wiesbaden, 1997. S. 23-38; Aretin K.O., Freiherr von. Russland und die Reichspolitik Kaiser Josephs // Katharina II., Russland und Europa: Beitrage zur internationalen Forschung / Hrsg. C. Scharf. Mainz, 2001. S. 121-132.

2 Трачевский А.С. Союз князей и немецкая политика Екатерины II, Фридриха II, и Иосифа II. 1780-1790. СПб., 1877; Брикнер А.Г. Путешествие императрицы Екатерины II в Могилев в 1780 году // Русский вестник. 1881. Т. 154.

ВЕК ВОСЕМНАДЦАТЫЙ

41

№ 8; Т. 155. № 9; Брикнер А.Г. Путешествие императрицы Екатерины II-й в Крым // Исторический вестник. 1885. Т. 21. С. 5-23, 242-264, 444-509; Митрофанов П.П. Политическая деятельность Иосифа II, ее сторонники и ее враги 1780-1790. СПб., 1907; Бессарабова Н.В. Иосиф II и Екатерина II в путешествиях по России // Немцы в России: Российско-немецкий диалог. СПб., 2001; Петрова М.А. Переписка Екатерины II и Иосифа II как исторический источник // Источниковедческие исследования: Сб. ст. М., 2004. Вып. 2. С. 167-194.

3 Петрова М.А. Екатерина II и Иосиф II. Формирование российско-австрийского союза 1780-1790. М., 2011.

4 Molnâr J. Magyar Könyvhaz. VIII. sz. 100-101; Kalatay Ferencz (Xaver) // Sziny-nyei J. Magyar frok élete és munkai. 5. kötet. Budapest, 1897. 814-815. old.

5 См.: SzinnyeiJ. Magyar frok élete és munkai. 815. old.

6 Ponori Thewrewk M. Franciscus Xaverius Kalataynak, Praepost' Baro Rewiczky Urhoz, Löwenbergbol datalt és kuldött Levele; mellyben, néhai b.e. II. Jozsef Csa-szar' és Kiraly' 1780 Eszendobéli, Muszka Orszagba tett utazâsât frja // Tudoma-nyos Gyujtemény. Pest, 1823. X. köt. 27-36. old.

7 См.: Szinnyei J. Magyar frok élete és munkai. 815. old.

8 Kaposvàri Gy. Ütinaplo II. Jozsef csaszar Kijev-Moszkva-Leningrad-i [sic!] utaza-sarol // Jaszkunsag. 1959 (marcius). 5. évf. 1. sz. 36-39. old.

9 Ibid. 39. old.

БОТ 10.31168/2619-0869.2018.1.3.3 А. А. ЛеОНТЬева

К вопросу

о праве владения оружием христианами Османской империи (на материалах наследственных описей г. Софии в XVIII — начале XIX вв.)*

В Османской империи право носить оружие имели лишь лица, состоявшие на государственной службе, курьеры губернаторов и других крупных чиновников; во время разъездов они имели при себе саблю или пистолет, иногда сабля заменялась ятаганом. Однако, по воспоминаниям секретаря российского генерального консула в Смирне в 1830-х гг., оружие в империи было достаточно распространено: «По-

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-59-18002 Болг а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.