Научная статья на тему 'Путешествие героя в художественной культуре прошлого и настоящего как отражение вызовов исторической эпохи'

Путешествие героя в художественной культуре прошлого и настоящего как отражение вызовов исторической эпохи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
237
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ / HERO''S JOURNEY / ТРАДИЦИИ АНТИЧНОСТИ / TRADITIONS OF ANTIQUITY / ОБРАЗЫ ГЕРАКЛА / IMAGES OF HERCULES / ЯСОНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ПРОШЛОГО / JASON IN THE ARTISTIC CULTURE OF THE PAST / ПСЕВДОЦЕННОСТИ / PSEUDO-VALUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лавренюк И. Л.

В статье рассматривается история путешествия героя со времен античности до современной российской цивилизации. С новой исторической эпохой появляется и вызов в виде коммерциализации, декультурации, негативного влияния социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путешествие героя в художественной культуре прошлого и настоящего как отражение вызовов исторической эпохи»

УДК 008:002

И. Л. Лавренюк

ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО КАК ОТРАЖЕНИЕ ВЫЗОВОВ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Ключевые слова: путешествие героя, традиции античности, образы Геракла, Ясона в художественной культуре прошлого,

псевдоценности.

В статье рассматривается история путешествия героя со времен античности до современной российской цивилизации. С новой исторической эпохой появляется и вызов в виде коммерциализации, декультурации, негативного влияния социальных сетей.

Keywords: hero's journey, traditions of antiquity, images of Hercules, Jason in the artistic culture of the past, pseudo-values.

Author of the article considers the history of the hero's journey from antiquity to the modern Russian civilization. With the new historical epoch appears the challenges in the form of commercialization and the negative influence of social networks.

Эпоха античности создала своих великих путешественников - Геракла, чистящего Авгиевы конюшни, изображенного на реконструкции меток храма Зевса в г. Олимпии. Известна статуя отдыхающего Геракла в Лувре. Не менее известен и другой путешественник - Ясон, запечатленный на росписи краснофигурного килика (ок. 490 г. до н.э., Рим) [1]. Росписи греческих амфор говорят об их подвигах и путешествиях. В античной традиции путешествие героя и финал его истории как правило предопределялись волей богов. Герои античных путешествий находили отклик и в последующие эпохи. В эпоху Северного Возрождения - А. Дюрер с «Гераклом и стимфалийскими птицами», Ш. Лебрен «Геракл укрощает кобылицу Диомеда». История хитроумного Одиссея, преодолевшего невзгоды и трудности путешествия по воле богов, завершается на Итаке. Его путь представлен в живописных полотнах Л. Йорданса «Одисей в пещере Полифема», И. Гоурса «Улисс у Кирки», Яна Брейгема Бархатного «Одиссей у Калипсо в чудесной пещере», Ф. Приматиччо «Одиссей и Пенелопа» [2]. Путешествия героя как правило заканчиваются благополучно, если не считать трагедийную историю Ясона и Медеи. Одна из известных картин на тему Ясона - полотно Д. Досси «Отплытие аргонавтов». Другой путешествующий в царстве Аида, певец Орфей, остался без любимой жены и об этом повествует ария «Потерял я Эвридику» из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». На тему путешествия Ясона создавали полотна и в последующие эпохи Д. Уотерер, Н. Пуссен, Э. Делакруа, П. Веронезе, Я. Тинторетто. В перечисленных сюжетах отражены ценности античного мира: мужество, соревновательность, любовь к прекрасному, совершенство физическое и духовное.

В эпоху средневековья, помимо путешествующего благородного рыцаря, в художественной культуре появляется образ странствующего студента, школяра. Когда всю Европу в средние века охватывает дух бродяжничества, появляется образ юноши, горящего страстью к познанию, что и заставляет его путешествовать из города в город, из страны в страну. Это верный товарищ и кладезь самых различных и удивительных сведений во всех областях

наук и практической жизни. Ваганты, школяры -особое подвижное сословие. Социальная тематика как вызов преобладает в жизни путешествующего героя. «Я кочующий школяр», где путешествующий студент жалуется, что он бросил учебу из-за горькой нищеты. Суждения путешествующего ваганта и о плотской любви, и об обличении безумного мира [3]. При этом бродячий школяр свободолюбив, беден, но жизнерадостен и эпикурейство в нем сильно, как и любовь к науке. В эпоху Возрождения, как никто другой, Д. Алигьери в "Божественной комедии" смог написать о путешествии своего героя в царство тьмы, в чистилище и в рай. Исходя из вышесказанного, в эпоху средневековья путешествующий герой был верен чувству долга, стремился к образованию, философски размышлял о мире.

В эпоху Нового времени путешествующий автор-герой, дворянин А. Радищев в итоге "попадает в плен" собственных путешествий за то, что издал "Путешествие из Петербурга в Москву". Дорогой А. Радищева проехали тысячи путешествующих, но только его герой с рыцарской совестью написал о том, что увидел сам. Радищев последовательно шел своим путем. К 1790 г. Он закончил работу над книгой "Путешествие из Петербурга в Москву". "В Петербурге ... анонимно напечатал 650 экземпляров своей книги. На продажу он выставил предварительно 26, еще 7 раздал знакомым" [4, С. 94]. Книга вызвала широкий общественный резонанс, была внимательно прочитана императрицей Екатериной II. Страницы пестрели её заметками: «Сочинитель не любит царей... все сие клонится к возмущению крестьян противу помещиков» [4, С. 94]. Герой «Путешествия из Петербурга в Москву» был приговорен палатой уголовного суда к смертной казни, которая была заменена десятилетней ссылкой в Сибирь. Путешествие героя-автора А. Радищева продолжилось активной деятельностью во время пребывания в Сибири. Это была деятельность истинного просветителя. Он превратил свой дом в химическую лабораторию и астрономическую обсерваторию, оказывал медицинскую помощь населению: делал прививки против оспы и хирургические операции. А. Радищев - герой-путешественник,

проживший в Илимске 10 лет, открыл школу в своем доме, выращивал овощи в Сибири, писал о китайском торге и положении крестьян. После 10 лет в ссылке автор вернулся в Петербург, при этом лишился Е.В. Рубановской, его свояченицы, которая провела с ним в Сибири трудные годы и в обратной дороге занемогла. Этой самоотверженной спутницы А.Радищева не стало весной, в апреле.

А.С. Пушкин, спустя полвека ездивший из Москвы в Петербург, оппонировал А.Н. Радищеву. И там, где герой-путешественникА. Н. Радищев видел нищету, гений российской культуры находил признаки довольства.

В XIX в. герой-путешественник - это персонаж сказочной оперы Н. Римского-Корсакова "Садко", где воссоздан сюжет о новгородском гусляре и купце Садко, путешествующем со своими товарами по городам, попавшем в путешествие по морскому царству и благополучно вернувшемся на Родину. Путешествие этого былинного героя воссоздано в картине В. Васнецова "Садко в подводном царстве".

В эпоху Нового времени, эпоху рационализма путешествующий герой отказывается от религиозного провиденциализма, задается вопросами достижения прогресса и социальной справедливости. Художники этой эпохи впоследствии находят особый интерес в сказочной составлющей сюжета о путешествии героя.

В начале ХХ в. выдающийся интерпренер С.П. Дягилев объездил многие усадьбы и имения России, провел переговоры со многими коллекционерами и хранителями музеев, отобрал 2 000 произведений, издал 8 выпусков каталогов, и в итоге своих путешествий в феврале 1905 г. Устроил в Таврическом дворце грандиозную историко-художественную выставку русских портретов, показывающую эволюцию портретов за 200 лет.

В XX в. становятся популярными в художественной культуре путешествия героя во времени. Путешественнику, герою передвижения во времени, кажутся удивительными приключениями, которыми он готов поделиться дома. Но истинные путешественники во времени не всегда имели семью, хотя имели возлюбленных (герой романа Р. Зилазни «Остров мёртвых»). В художественной культуре XX в. это путешествующий студент в сборнике П.А. Бобринского «Памяти русского студенчества», выброшенный в жернова первой мировой войны [5].

Путешествующий в XXI в. - это герой книги О. Ниффинегер «Жена путешественника во времени». В 2003 г. в США вышел её роман. Тематика созвучна эпохе, ведь XXI в. - эра запуска летательных аппаратов к Марсу, Юпитеру и другим планетам Солнечной системы. Тема космических путешествий актуальна. По мнению автора, путешествие героя не дает никаких преимуществ, не позволяет изменить прошлое на благо человечества. Мысль романа О. Ниффинегер, чикагского профессора искусствоведения неизменна в одном - все случается так, как случается, и еще надо уметь помнить и ждать [6, С. 67].

Героиня инсталляций российского автора П. Белого «Сны вахтерши» (2003 г.) предлагала посетителям выставки путешествие в советское прошлое, где пропуском служил ключ, принесенный на выставку. Герои - путешественники, в данном случае участники выставки, могли по-своему трактовать это путешествие в архаический мир советского прошлого [6, С. 67].

В современной культуре России герой-путешественник уже не тот жизнелюбивый, стремящийся к учению школяр средневековья, а студент - «бодро путешествующий в социальных сетях в поисках псевдоценностей, смайло-лайков» и которому бесконечно далеко до путешествующих героев античности или студентов в Первую мировую войну. По опросу среди студентов, проведенном автором статьи - среднестатистический студент вуза не был ни разу просто путешествующим ни в московских музеях, ни в Санкт-Петербургских, и даже изредка в региональных. Республика Татарстан всегда являлась одним из уникальных мест для путешествия героя (А.С. Пушкин, К. Фукс и многие другие), каждый из них имел различные цели путешествия. А.С. Пушкин, например, собирал здесь материалы для своей «Истории Пугачева». В наше время путешествующие кинорежиссеры представляют свои истории героев на кинофоруме согласия, веротерпимости, мира - фестивале мусульманского кино. Здесь были представлены истории путешествующих в поисках то ли рая, то ли бога детей («Пошли, пока все уснули») и фильмы кинорежиссеров из Татарстана.

Вызов XXI в. в современной российской культуре - это вызов истинным ценностям. Да и сама российская цивилизация имеет вызовы для путешествующего героя - конфликты на национальной, религиозной почве, вспышки эпидемий, коммерциализация объектов культуры, одиночество, пессимизм [7, 8]. Древнеримский поэт-сатирик Ювенал когда-то написал: «Истинные ценности подождут». Доминантной мыслью данной статьи является то, что героя-путешественника в художественной культуре в современной российской цивилизации ждет ответ на вызовы XXI в. Но есть надежда, что истинные ценности - образование, гуманизм, жизнелюбие, культурность и другие ценности прибудут с путешествующим героем в современную Российскую историческую эпоху.

Литература

1. Ю.А. Раков, Сокровища античной и библейской мудрости. ОЛМА-Пресс, ИД «Нева», М., СПб., 1999. 352 с.

2. Н.А. Кун, Мифы и легенды Древней Греции. Мир энциклопедий Аванта, Астрель, М., 2010. 39 с.

3. Ваганты. Колесо фортуны. ТОО «Летопись», М., 1998. С. 51.

4. В.Е. Триодин, история социально-культурной деятельности. Изд-во СПбГУКИ, СПб., 2012. 460 с.

5. П.А. Бобринской. Памяти русского студенчества конца XIX - начала XX в., Свеча, Париж, 1934.

6. Искусство в XXI веке. Изд-во СПбГУКИ, СПб., 2012. 184 с.

7. О.В. Курицына, Социальный аспект одиночества, Вестник Казанского технологического университета, 3, 320 - 324 (2010).

8. В.М. Мушарова, Основные направления учебно- Казанского технологического университета, 3, 261-

воспитательной работы Вуза по формированию гума- 266 (2010).

нистических норм межэтнического общения, Вестник

© И. Л. Лавренюк - ст. преп. каф. гуманитарных дисциплин КНИТУ, [email protected]. © 1 L. Lavrenyuk - senior lecturer of Department of humanitarian disciplines, KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.