УДК 930.221
раздел ИСТОРИЯ
ПУТЕШЕСТВИЕ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИИ В АНГЛИЮ В ЗАПИСЯХ САДРИ МАКСУДИ
© А. Х. Алеева
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Россия, Республика Татарстан, 420111 г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.
Тел.: +7 (843) 261 24 93.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу путевых записок С. Максуди «Путешествие в Англию» написанных в жанре саяхетнамэ во время его посещения Англии в составе делегации депутатов Государственной думы России. Дается обобщенный анализ содержания саяхетнамэ. В статье отражаются социально-политическая жизнь, деятельность политических партий, функционирование парламентской системы Англии. Подчеркивается актуальность общественнополитических проблем татарского общества начала XX века.
Ключевые слова: жанр саяхетнамэ, Садри Максуди, «Путешествие в Англию» путевые записки, парламентская система, конституционное государство, Государственная дума.
Записки путешественников (саяхетнамэ) - издревле известный жанр в татарской литературе. Наряду с отличием от других видов литературы, произведения, созданные в данном жанре, имеют свойственные только им особенности и определенные рамки, качественную характеристику, которая объединяет их в единый жанр саяхетнамэ.
В зависимости от эпохи, положения автора в обществе и от его взглядов на жизнь в путевых записках поднимаются важные проблемы своего времени, точнее, именно они и преобладают.
В статье речь будет идти о путевых записках, т. е. саяхетнамэ, С. Максуди «Путешествие в Англию», написанных в 1909 году [1]. Книга повествует о поездке группы депутатов Государственной думы России в 1909 году в Англию. Следует сказать несколько слов об авторе.
Садретдин Низаметдинович Максудов (18781957) - юрист, окончил юридический факультет университета Сорбонны во Франции. Видный общественный и политический деятель, депутат II и III Государственной думы России. После Октябрьской революции жил в Париже, затем в Турции. Профессор Анкарского университета.
Известно, что с 1906 года в России начинает свою деятельность I Государственная дума. Избранные депутаты начинают участвовать в управ -лении государством с надеждой на то, что царское правительство России встанет на путь демократического правления [2].
В 1909 году английский парламент с целью сближения и налаживания дальнейших отношений между Англией и Россией приглашает представителей основных партий III Государственной думы России посетить Англию с официальным визитом для ознакомления с жизнью страны, деятельностью парламента Англии. Российская сторона принимает приглашение, решив, что молодая российская законодательная власть должна поддерживать контакты с ведущими европейскими парламентами, и из 442 депутатов Государственной думы отбирает группу из 18 человек, в состав которой входит и Садри Максуди.
Когда была предложена кандидатура С. Максуди от мусульманской фракции, один из организаторов поездки с английской стороны, профессор Перс, заявляет: «У нас индейские мусуль-
мане не имеют права на выборы. Поэтому не будет ли вызывать противоречия приезд в Англию депутатов Государственной думы, мусульманина из России?» [1, с. 7]. На что представитель октябристов А. И. Звегинцев ответил: «Садри Муксудов, хотя и является членом малочисленной фракции, он действительный представитель от двадцати миллионов мусульман России. И ни один депутат в Думе не сможет объявить себя представителем от 20 миллионов избирателей. Мы относимся к мусульманам, как к достойным равноправными со всеми соотечественникам» [1, с. 7]. Его мнение поддерживают председатель думы Н. А. Хомяков, из депутатов, П. Н. Милюков и др. После чего профессор Перс соглашается включить С. Максуди в состав почетной делегации с надеждой: «Может, и наше правительство, увидев российского мусульманина, извлечет урок, сделает для себя выводы» [1, с. 7]. Итак, включение члена мусульманской фракции в состав межпарламентской делегации дало благоприятный имидж российскому парламенту. Как и в других европейских странах, в России была принята доктрина национального представительства: член парламента представляет не только избирателей своего округа, а нации в целом [3, с. 32].
В поездке приняли участие следующие депутаты Государственной думы: Н. А. Хомяков, В. А. Бобринский,
A. И. Гучков, С. И. Шидловский, А. З. Звегинцев, Г. Г. Лерхе, А. А. Крюденер-Струве, И. С. Монтвилль, С. Н. Максудов, И. Х. Ефремов, П. Н. Милюков,
B. А. Маклаков, М. В. Челноков, Г. И. Свенцицкий, а также члены Г осударственного Совета - М. А. Ста-хович, В. П. Глебов, Д. А. Олсуфьев, Г. Р. Потоцкий [4].
В период работы в составе III Государственной думы С. Максуди становится авторитетным политиком, почтенным дипломатом. Он всегда одевался по-европейски, свободно общался на русском и французском языках, хорошо знал русскую, французскую литературу и историю. Свободно держался и мог вести дискуссии и с октябристами, и с кадетами, и с социалистами. Вообще со многими депутатами в Думе сумел найти общий язык и установить дружеские контакты, пользовался заслуженным авторитетом и уважением.
Естественно, неспроста ему оказывали особое уважение представители видной русской интелли-
282
ИСТОРИЯ
генции: председатель Думы Н. А. Хомяков,
П. Н. Милюков, А. М. Звегинцев, А. И. Гучков и др.
Данное саяхетнамэ «Путешествие в Англию» Садрием Максуди написано, основываясь на его ежедневных дневниковых записях во время путешествия в Англию как делегата от мусульманской фракции Государственной думы.
В предисловии к путевым запискам автор объясняет свое решение написать саяхетнамэ следующими словами: «Целью данного путешествия является ознакомление англичан с российскими мусульманами и формирование у них хорошего мнения о татарах ... так как это первый официальный визит представителя мусульман России в Англию» [1, с. 1].
Летом 1909 года с 5 по 22 июня С. Максуди описал довольно много моментов из жизни англичан и по приезду на родину для ознакомления своих соплеменников в этом же году опубликовал путевые записки в газете «Йолдыз», а позднее издал отдельной книгой.
Полный текст «Путешествия в Англию» С. Максуди довольно объемный - состоит из 31 главы. Он отвечает всем требованиям жанра саяхетнамэ. В вводной части подробно описываются дорожные сборы автора-путешественника, цель поездки.
Путешественники - группа делегатов Думы, отправляются в путь из Петербурга поездом. Дорожные впечатления и пейзаж тесно переплетены с размышлениями автора, лирическими отступлениями, статистическими и историческими данными. Все события, произошедшие во время двухнедельного пребывания депутатов российской Думы в Англии, изображены последовательно изо дня в день. Саяхетнамэ заканчивается описанием выезда путешественников из Англии в обратный путь на Родину. Формально полностью представлены все моменты: отправление из конкретной точки, достижение намеченной местности, исполнение поставленной цели и обратное возвращение к прежней отправной точке.
Благодаря этому визиту С. Максуди стал известным и завоевал уважение и популярность среди депутатов английского парламента. Встречи состоялись с председателем парламента Великобритании, Премьер-министром Гербертом Генри Асквитом, представителями Межпарламентского Союза, членами Палаты Общин и другими влиятельными членами парламента. С. Максуди показал себя как прекрасный дипломат, глубоко усвоивший ритуалы европейского стиля и манеры, держал себя деликатно, вежливо и глубоко интеллигентно.
Он утверждает, что непредпочтительно смотреть на мир только со своего горизонта, необходимо смотреть исходя из других позиций. Например, по дороге в Англию он с восхищением пишет о благоустроенности жизни некоторых стран, которые они проезжали (Бельгия, Франция), и приходит к такому выводу: есть две причины того, что народы этих стран живут красиво и богато. Во-первых, народы этих стран очень старательны и трудолюбивы, во-вторых, в этих странах существует свобода личности, т. к. за несколько лет совместной работы в Государственной думе с представителями разных сословий, он убежден, что только при
наличии уважения свободы личности можно говорить о правах народов России.
Надо сказать, что самое глубокое впечатление на С. Максуди во время визита в Англию произвел прием у короля Англии Эдуарда VII.
Нет необходимости объяснять важность этого приема и речи короля. Это был первый официальный прием делегации российской Думы правителем другого государства. Поэтому, несомненно, прием короля новой структуры власти России в лице думы стал значительным событием. Об этом писали во всех газетах Англии и России.
Российских депутатов тепло встретили не только государственные структуры, но и многие слои населения. Богатые аристократичные дома Лондона устраивали в их честь вечерние приемы. Многие министерства также давали банкеты.
Несколько раз на официальных встречах С. Максуди выступал с речью на французском языке: «Мы стоим в начале новой жизни в России. Сейчас время создания новых отношений между нациями в России. Мы должны обеспечить светлое будущее России, должны избегать тех поступков, которые могут создать охлаждение между нациями и уберечься от исторических ошибок [1, с. 27]»,- говорил он.
В работе английского парламента особенно восхищала С. Максуди смелая критика правительства со стороны рабочих депутатов в парламенте. Возможно, С. Максуди в многократных своих речах в III Государственной думе при рассмотрении разных проектов законов в комиссиях, защищая права российских народов, в т. ч. и мусульман, опирался на практику деятельности депутатов английского парламента. Он старался выступать от имени делегации на многих встречах. Это было связано со старанием его доказать высшему обществу Англии, его интеллигенции и английскому передовому обществу, что в России живут татары, и они тоже имеют право занимать свое место в мировом сообществе. По его словам, «эти выступления были направлены на возвеличивание своего народа в глазах англичан, если не получится, хотя бы не опускаться, а создать хорошее мнение и в парламенте, и в других местах» [1, с. 101]. Везде, где бы он не выступал, всегда с особой гордостью подчеркивал, что он сын татарского народа, в его речах ярко прослеживается беспокойство за судьбу татарского народа, мысли и размышления о его будущем.
Визит делегатов российской Государственной думы в Англию был огромным событием для мирового сообщества. Всемирный Центр Печати в Лондоне собрал журналистов и организовал встречу с представителями Государственной думы, где участвовали сотни корреспондентов разных стран, в т. ч. Англии и России. В своем выступлении перед журналистами, мастерами пера, С. Максуди сказал: «В ваших руках очень важное оружие - это печать, газета. При помощи прессы можно разжигать вражду между странами, можно установить стойкий мир, дружбу. Журналистика - это очень тонкое искусство. Все в ваших руках. Все зависит от вас» [1, с. 128].
Итак, по просьбе председателя Думы Н. А. Хомякова, П. Н. Милюкова в Англии С. Максуди выступает и на встрече в честь Дж. Байрона, и на конфе-
ренции, посвященной столетию Ч. Дарвина, и во время встречи с королем Англии в Букингемском дворце, перед аристократами Ливерпуля, и во Всемирном Центре Печати в Лондоне и каждый раз свое выступление заканчивает под бурные аплодисменты.
Надо отметить, что данное саяхетнамэ принципиально отличается от ранее известных путевых записок. Нагрузка жанра явно расширяется в зависимости от цели путешествия, и текст приобрел общественно-политическое содержание. В его основе лежит историческая ситуация той эпохи. В первую очередь, здесь отражена социальная жизнь конкретной страны, ее государственное устройство, деятельность политических партий, отношение и внимание правительства данной страны к мнению народа, ее желаниям и обращениям. Во-вторых, отражена целенаправленная борьба народа с властью для защиты своих прав и некоторые результаты этих непреклонных противостояний.
Одним словом, в рамках жанра саяхетнамэ изображены серьезные и важные события, политическая действительность того времени.
Автор, используя жанр путевых записок, смог изложить свои идеи, размышления, которые можно передать только в рамках публицистического жанра. Например, С. Максуди приводит слова своего собеседника, видного политика, государственного деятеля лорда Крумера, который почти 20 лет был правителем Египта, провел там реформу управления и экономики. Его мысли сводились к тому, что «мусульманам, не теряя времени, необходимо принять европейскую культуру. В противном случае они окажутся в тяжелом положении. Совершенно ошибочны утверждения, что ваша религия и современная культура несовместимы... Если не хотите исчезнуть, то постарайтесь обратиться к просвещению и культуре...» [1, с. 64]. Действительно, татарские просветители были ориентированы на формирование татарской нации по европейскому типу, автономной в вопросах религии и образования. В российском масштабе целями движения являлись создание правового государства с равноправием всех граждан и равенством религии.
С другой стороны, на рубеже ХГХ-ХХ веков мусульманская элита России переходит от идей прогрессивного просветительства к развитию в политическом плане. Это связано с появлением на политической арене татарских либералов, активной молодежи, побывавшим и получившим образование в Европе: Садри Максуди, Фуат Туктаров, Юсуф Акчура и др., которые сблизились с европейской цивилизацией, ее интеллектуальным климатом и политическими идеями. Они считали себя частью либерального европейского движения. Знакомство с конституционным устройством, основанным на парламентской системе европейских государств, привлекло мусульман-либералов России к этим же идеям. Достаточно сопоставить и проанализировать два наиболее известных памятника, созданных в начале ХХ века, чтобы проследить смену традиций:
книги «Путешествие в Европу» Ф. Карими (1902) [5] и «Путешествие в Англию» С. Максуди (1909).
Ф. Карими основное место уделяет прогрессу европейских наций в сфере образования. Для него во Франции существует религиозная свобода, свобода печати и равноправие. Это государство представляет пример расцвета искусства, науки и культуры для других стран. Положительным примером в мусульманском мире Ф. Карими считает Турцию. По его мнению, Турция испытывает влияние европейских стран, особенно Франции. Он пишет, что российские мусульмане, получившие образование в светских учебных заведениях Стамбула, могли преодолеть разрыв между уровнем образования в мусульманских и европейских странах. Для мусульман России Ф. Карими ставит задачи развития светских учебных заведений, печати, обучения в турецких вузах, что характерно для просветительского этапа джадидизма.
С. Максуди в своей книге «Путешествие в Англию», написанной под впечатлением визита в 1909 году в эту страну, подробно описывал социально-политическую жизнь страны, функционирование парламентской системы, деятельность политических партий, способов правления империей. Автор считает, что Англия несравнима с другими нациями и по духовному развитию - в сфере философии, литературы и науки. Англия является конституционным государством с 1688 года, т.е. когда правительство стало формировать партия, получившая большинство мест в парламенте. Он призывал мусульман России идти по пути Англии и бороться за свои политические права. При этом он отдавал преимущество либералам, указывая, что они, постоянно расширяя права общества, увеличивая степень равенства, являются защитниками интересов не только аристократии, но и всех слоев нации.
Таким образом, за десятилетие, прошедшее между поездками Ф. Карими и С. Максуди, основной спектр интересов либералов-мусульман России переместился от борьбы за прогресс образования и создания печати к политической реформе, созданию конституционного государства и обеспечению равноправия мусульман с другими нациями - одним словом, общественное движение передовых мусульман приобретает целенаправленность, становится на ступень выше - от просвещения к общественно-политическому движению. Это является основной идеей «Путешествия в Англию» С. Мак-суди как художественного произведения, выполненного в жанре саяхетнамэ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максуди С. Англиягэ сэяхэт. Казан: вмет, 1914. 144 с.
2. Усманова Д. Документы от Казанской губернии в Государственной думе России. 1906-1917. Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. 495 с.
3. Демин В. А. Государственная дума России (1906-1917): Механизм функционирования. М.: РОССПЭН, 1996. 216 с.
4. Ефремов И.Н. Русские народные представители в Англии и Франции летом 1909 г. СПб.: Типолитогр. Б. Авидона, 1911. 161 с.
5. Кэрими Ф. Аурупа сэяхэтнамэсе. СПб.: Типолитогр. И. Бораганского, 1925. 201 с.
Поступила в редакцию 25.06.2010 г.