Научная статья на тему 'Путешествие депутатов Государственной думы России в Англию в записях Садри Максуди'

Путешествие депутатов Государственной думы России в Англию в записях Садри Максуди Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анр саяхетнамэ / Садри Максуди / "Путешествие в Англию" / путевые записки / парламентская система / конституционное государство / Государственная Дума / "sayakhatname" genre / "The travel to England" / Sadry Maksudi / travel notes / parliamentary system / Constitutional state / State Duma

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алеева А. Х.

Статья посвящена анализу путевых записок С. Максуди «Путешествие в Англию», написанных в жанре саяхетнамэ во время его посещения Англии в составе делегации депутатов Государственной думы России. Дается обобщенный анализ содержания саяхетнамэ. В статье отражаются социально-политическая жизнь, деятельность политических партий, функционирование парламентской системы Англии. Подчеркивается актуальность общественно-политических проблем татарского общества начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analyzing the travel notes The travel to England by S. Maksudi. It is written in the genre of sayakhatname during his visit to England in the delegation of Russian State Duma deputies. The generalized analysis of the contents is given in the sayakhatname. The social and political life, activity of political parties functioning in the English parliamentary system are presented in the article. The topicality of social and political problems of the Tatar society at the beginning of the 20<sup>th</sup> century is underlined in it.

Текст научной работы на тему «Путешествие депутатов Государственной думы России в Англию в записях Садри Максуди»

УДК 930.221

раздел ИСТОРИЯ

ПУТЕШЕСТВИЕ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИИ В АНГЛИЮ В ЗАПИСЯХ САДРИ МАКСУДИ

© А. Х. Алеева

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Россия, Республика Татарстан, 420111 г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.

Тел.: +7 (843) 261 24 93.

E-mail: ganiyev@hitv.ru

Статья посвящена анализу путевых записок С. Максуди «Путешествие в Англию» написанных в жанре саяхетнамэ во время его посещения Англии в составе делегации депутатов Государственной думы России. Дается обобщенный анализ содержания саяхетнамэ. В статье отражаются социально-политическая жизнь, деятельность политических партий, функционирование парламентской системы Англии. Подчеркивается актуальность общественнополитических проблем татарского общества начала XX века.

Ключевые слова: жанр саяхетнамэ, Садри Максуди, «Путешествие в Англию» путевые записки, парламентская система, конституционное государство, Государственная дума.

Записки путешественников (саяхетнамэ) - издревле известный жанр в татарской литературе. Наряду с отличием от других видов литературы, произведения, созданные в данном жанре, имеют свойственные только им особенности и определенные рамки, качественную характеристику, которая объединяет их в единый жанр саяхетнамэ.

В зависимости от эпохи, положения автора в обществе и от его взглядов на жизнь в путевых записках поднимаются важные проблемы своего времени, точнее, именно они и преобладают.

В статье речь будет идти о путевых записках, т. е. саяхетнамэ, С. Максуди «Путешествие в Англию», написанных в 1909 году [1]. Книга повествует о поездке группы депутатов Государственной думы России в 1909 году в Англию. Следует сказать несколько слов об авторе.

Садретдин Низаметдинович Максудов (18781957) - юрист, окончил юридический факультет университета Сорбонны во Франции. Видный общественный и политический деятель, депутат II и III Государственной думы России. После Октябрьской революции жил в Париже, затем в Турции. Профессор Анкарского университета.

Известно, что с 1906 года в России начинает свою деятельность I Государственная дума. Избранные депутаты начинают участвовать в управ -лении государством с надеждой на то, что царское правительство России встанет на путь демократического правления [2].

В 1909 году английский парламент с целью сближения и налаживания дальнейших отношений между Англией и Россией приглашает представителей основных партий III Государственной думы России посетить Англию с официальным визитом для ознакомления с жизнью страны, деятельностью парламента Англии. Российская сторона принимает приглашение, решив, что молодая российская законодательная власть должна поддерживать контакты с ведущими европейскими парламентами, и из 442 депутатов Государственной думы отбирает группу из 18 человек, в состав которой входит и Садри Максуди.

Когда была предложена кандидатура С. Максуди от мусульманской фракции, один из организаторов поездки с английской стороны, профессор Перс, заявляет: «У нас индейские мусуль-

мане не имеют права на выборы. Поэтому не будет ли вызывать противоречия приезд в Англию депутатов Государственной думы, мусульманина из России?» [1, с. 7]. На что представитель октябристов А. И. Звегинцев ответил: «Садри Муксудов, хотя и является членом малочисленной фракции, он действительный представитель от двадцати миллионов мусульман России. И ни один депутат в Думе не сможет объявить себя представителем от 20 миллионов избирателей. Мы относимся к мусульманам, как к достойным равноправными со всеми соотечественникам» [1, с. 7]. Его мнение поддерживают председатель думы Н. А. Хомяков, из депутатов, П. Н. Милюков и др. После чего профессор Перс соглашается включить С. Максуди в состав почетной делегации с надеждой: «Может, и наше правительство, увидев российского мусульманина, извлечет урок, сделает для себя выводы» [1, с. 7]. Итак, включение члена мусульманской фракции в состав межпарламентской делегации дало благоприятный имидж российскому парламенту. Как и в других европейских странах, в России была принята доктрина национального представительства: член парламента представляет не только избирателей своего округа, а нации в целом [3, с. 32].

В поездке приняли участие следующие депутаты Государственной думы: Н. А. Хомяков, В. А. Бобринский,

A. И. Гучков, С. И. Шидловский, А. З. Звегинцев, Г. Г. Лерхе, А. А. Крюденер-Струве, И. С. Монтвилль, С. Н. Максудов, И. Х. Ефремов, П. Н. Милюков,

B. А. Маклаков, М. В. Челноков, Г. И. Свенцицкий, а также члены Г осударственного Совета - М. А. Ста-хович, В. П. Глебов, Д. А. Олсуфьев, Г. Р. Потоцкий [4].

В период работы в составе III Государственной думы С. Максуди становится авторитетным политиком, почтенным дипломатом. Он всегда одевался по-европейски, свободно общался на русском и французском языках, хорошо знал русскую, французскую литературу и историю. Свободно держался и мог вести дискуссии и с октябристами, и с кадетами, и с социалистами. Вообще со многими депутатами в Думе сумел найти общий язык и установить дружеские контакты, пользовался заслуженным авторитетом и уважением.

Естественно, неспроста ему оказывали особое уважение представители видной русской интелли-

282

ИСТОРИЯ

генции: председатель Думы Н. А. Хомяков,

П. Н. Милюков, А. М. Звегинцев, А. И. Гучков и др.

Данное саяхетнамэ «Путешествие в Англию» Садрием Максуди написано, основываясь на его ежедневных дневниковых записях во время путешествия в Англию как делегата от мусульманской фракции Государственной думы.

В предисловии к путевым запискам автор объясняет свое решение написать саяхетнамэ следующими словами: «Целью данного путешествия является ознакомление англичан с российскими мусульманами и формирование у них хорошего мнения о татарах ... так как это первый официальный визит представителя мусульман России в Англию» [1, с. 1].

Летом 1909 года с 5 по 22 июня С. Максуди описал довольно много моментов из жизни англичан и по приезду на родину для ознакомления своих соплеменников в этом же году опубликовал путевые записки в газете «Йолдыз», а позднее издал отдельной книгой.

Полный текст «Путешествия в Англию» С. Максуди довольно объемный - состоит из 31 главы. Он отвечает всем требованиям жанра саяхетнамэ. В вводной части подробно описываются дорожные сборы автора-путешественника, цель поездки.

Путешественники - группа делегатов Думы, отправляются в путь из Петербурга поездом. Дорожные впечатления и пейзаж тесно переплетены с размышлениями автора, лирическими отступлениями, статистическими и историческими данными. Все события, произошедшие во время двухнедельного пребывания депутатов российской Думы в Англии, изображены последовательно изо дня в день. Саяхетнамэ заканчивается описанием выезда путешественников из Англии в обратный путь на Родину. Формально полностью представлены все моменты: отправление из конкретной точки, достижение намеченной местности, исполнение поставленной цели и обратное возвращение к прежней отправной точке.

Благодаря этому визиту С. Максуди стал известным и завоевал уважение и популярность среди депутатов английского парламента. Встречи состоялись с председателем парламента Великобритании, Премьер-министром Гербертом Генри Асквитом, представителями Межпарламентского Союза, членами Палаты Общин и другими влиятельными членами парламента. С. Максуди показал себя как прекрасный дипломат, глубоко усвоивший ритуалы европейского стиля и манеры, держал себя деликатно, вежливо и глубоко интеллигентно.

Он утверждает, что непредпочтительно смотреть на мир только со своего горизонта, необходимо смотреть исходя из других позиций. Например, по дороге в Англию он с восхищением пишет о благоустроенности жизни некоторых стран, которые они проезжали (Бельгия, Франция), и приходит к такому выводу: есть две причины того, что народы этих стран живут красиво и богато. Во-первых, народы этих стран очень старательны и трудолюбивы, во-вторых, в этих странах существует свобода личности, т. к. за несколько лет совместной работы в Государственной думе с представителями разных сословий, он убежден, что только при

наличии уважения свободы личности можно говорить о правах народов России.

Надо сказать, что самое глубокое впечатление на С. Максуди во время визита в Англию произвел прием у короля Англии Эдуарда VII.

Нет необходимости объяснять важность этого приема и речи короля. Это был первый официальный прием делегации российской Думы правителем другого государства. Поэтому, несомненно, прием короля новой структуры власти России в лице думы стал значительным событием. Об этом писали во всех газетах Англии и России.

Российских депутатов тепло встретили не только государственные структуры, но и многие слои населения. Богатые аристократичные дома Лондона устраивали в их честь вечерние приемы. Многие министерства также давали банкеты.

Несколько раз на официальных встречах С. Максуди выступал с речью на французском языке: «Мы стоим в начале новой жизни в России. Сейчас время создания новых отношений между нациями в России. Мы должны обеспечить светлое будущее России, должны избегать тех поступков, которые могут создать охлаждение между нациями и уберечься от исторических ошибок [1, с. 27]»,- говорил он.

В работе английского парламента особенно восхищала С. Максуди смелая критика правительства со стороны рабочих депутатов в парламенте. Возможно, С. Максуди в многократных своих речах в III Государственной думе при рассмотрении разных проектов законов в комиссиях, защищая права российских народов, в т. ч. и мусульман, опирался на практику деятельности депутатов английского парламента. Он старался выступать от имени делегации на многих встречах. Это было связано со старанием его доказать высшему обществу Англии, его интеллигенции и английскому передовому обществу, что в России живут татары, и они тоже имеют право занимать свое место в мировом сообществе. По его словам, «эти выступления были направлены на возвеличивание своего народа в глазах англичан, если не получится, хотя бы не опускаться, а создать хорошее мнение и в парламенте, и в других местах» [1, с. 101]. Везде, где бы он не выступал, всегда с особой гордостью подчеркивал, что он сын татарского народа, в его речах ярко прослеживается беспокойство за судьбу татарского народа, мысли и размышления о его будущем.

Визит делегатов российской Государственной думы в Англию был огромным событием для мирового сообщества. Всемирный Центр Печати в Лондоне собрал журналистов и организовал встречу с представителями Государственной думы, где участвовали сотни корреспондентов разных стран, в т. ч. Англии и России. В своем выступлении перед журналистами, мастерами пера, С. Максуди сказал: «В ваших руках очень важное оружие - это печать, газета. При помощи прессы можно разжигать вражду между странами, можно установить стойкий мир, дружбу. Журналистика - это очень тонкое искусство. Все в ваших руках. Все зависит от вас» [1, с. 128].

Итак, по просьбе председателя Думы Н. А. Хомякова, П. Н. Милюкова в Англии С. Максуди выступает и на встрече в честь Дж. Байрона, и на конфе-

ренции, посвященной столетию Ч. Дарвина, и во время встречи с королем Англии в Букингемском дворце, перед аристократами Ливерпуля, и во Всемирном Центре Печати в Лондоне и каждый раз свое выступление заканчивает под бурные аплодисменты.

Надо отметить, что данное саяхетнамэ принципиально отличается от ранее известных путевых записок. Нагрузка жанра явно расширяется в зависимости от цели путешествия, и текст приобрел общественно-политическое содержание. В его основе лежит историческая ситуация той эпохи. В первую очередь, здесь отражена социальная жизнь конкретной страны, ее государственное устройство, деятельность политических партий, отношение и внимание правительства данной страны к мнению народа, ее желаниям и обращениям. Во-вторых, отражена целенаправленная борьба народа с властью для защиты своих прав и некоторые результаты этих непреклонных противостояний.

Одним словом, в рамках жанра саяхетнамэ изображены серьезные и важные события, политическая действительность того времени.

Автор, используя жанр путевых записок, смог изложить свои идеи, размышления, которые можно передать только в рамках публицистического жанра. Например, С. Максуди приводит слова своего собеседника, видного политика, государственного деятеля лорда Крумера, который почти 20 лет был правителем Египта, провел там реформу управления и экономики. Его мысли сводились к тому, что «мусульманам, не теряя времени, необходимо принять европейскую культуру. В противном случае они окажутся в тяжелом положении. Совершенно ошибочны утверждения, что ваша религия и современная культура несовместимы... Если не хотите исчезнуть, то постарайтесь обратиться к просвещению и культуре...» [1, с. 64]. Действительно, татарские просветители были ориентированы на формирование татарской нации по европейскому типу, автономной в вопросах религии и образования. В российском масштабе целями движения являлись создание правового государства с равноправием всех граждан и равенством религии.

С другой стороны, на рубеже ХГХ-ХХ веков мусульманская элита России переходит от идей прогрессивного просветительства к развитию в политическом плане. Это связано с появлением на политической арене татарских либералов, активной молодежи, побывавшим и получившим образование в Европе: Садри Максуди, Фуат Туктаров, Юсуф Акчура и др., которые сблизились с европейской цивилизацией, ее интеллектуальным климатом и политическими идеями. Они считали себя частью либерального европейского движения. Знакомство с конституционным устройством, основанным на парламентской системе европейских государств, привлекло мусульман-либералов России к этим же идеям. Достаточно сопоставить и проанализировать два наиболее известных памятника, созданных в начале ХХ века, чтобы проследить смену традиций:

книги «Путешествие в Европу» Ф. Карими (1902) [5] и «Путешествие в Англию» С. Максуди (1909).

Ф. Карими основное место уделяет прогрессу европейских наций в сфере образования. Для него во Франции существует религиозная свобода, свобода печати и равноправие. Это государство представляет пример расцвета искусства, науки и культуры для других стран. Положительным примером в мусульманском мире Ф. Карими считает Турцию. По его мнению, Турция испытывает влияние европейских стран, особенно Франции. Он пишет, что российские мусульмане, получившие образование в светских учебных заведениях Стамбула, могли преодолеть разрыв между уровнем образования в мусульманских и европейских странах. Для мусульман России Ф. Карими ставит задачи развития светских учебных заведений, печати, обучения в турецких вузах, что характерно для просветительского этапа джадидизма.

С. Максуди в своей книге «Путешествие в Англию», написанной под впечатлением визита в 1909 году в эту страну, подробно описывал социально-политическую жизнь страны, функционирование парламентской системы, деятельность политических партий, способов правления империей. Автор считает, что Англия несравнима с другими нациями и по духовному развитию - в сфере философии, литературы и науки. Англия является конституционным государством с 1688 года, т.е. когда правительство стало формировать партия, получившая большинство мест в парламенте. Он призывал мусульман России идти по пути Англии и бороться за свои политические права. При этом он отдавал преимущество либералам, указывая, что они, постоянно расширяя права общества, увеличивая степень равенства, являются защитниками интересов не только аристократии, но и всех слоев нации.

Таким образом, за десятилетие, прошедшее между поездками Ф. Карими и С. Максуди, основной спектр интересов либералов-мусульман России переместился от борьбы за прогресс образования и создания печати к политической реформе, созданию конституционного государства и обеспечению равноправия мусульман с другими нациями - одним словом, общественное движение передовых мусульман приобретает целенаправленность, становится на ступень выше - от просвещения к общественно-политическому движению. Это является основной идеей «Путешествия в Англию» С. Мак-суди как художественного произведения, выполненного в жанре саяхетнамэ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максуди С. Англиягэ сэяхэт. Казан: вмет, 1914. 144 с.

2. Усманова Д. Документы от Казанской губернии в Государственной думе России. 1906-1917. Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. 495 с.

3. Демин В. А. Государственная дума России (1906-1917): Механизм функционирования. М.: РОССПЭН, 1996. 216 с.

4. Ефремов И.Н. Русские народные представители в Англии и Франции летом 1909 г. СПб.: Типолитогр. Б. Авидона, 1911. 161 с.

5. Кэрими Ф. Аурупа сэяхэтнамэсе. СПб.: Типолитогр. И. Бораганского, 1925. 201 с.

Поступила в редакцию 25.06.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.