Научная статья на тему 'Путевые записки Загира Бигиева: отражениe истории и культуры тюркских народов'

Путевые записки Загира Бигиева: отражениe истории и культуры тюркских народов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ / ПУТЕШЕСТВИЕ / САЯХЕТНАМЭ / ТЮРКСКИЙ МИР / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / TRAVEL NOTES / TRAVEL / SAYAHATNAME / TURK WORLD / SPIRITUAL LEGACY / CENTRAL ASIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алеева А. Х.

Статья посвящена практически неизученной проблеме жанру саяхетнамэ (путевых записок) в татарской литературе. В ней анализируется путевые записки известного писателя-просветителя З.Бигиева, осуществившего путешествие в Среднюю Азию в XIX веке, где отражены отношение автора на события прошлых эпох, на общественную и культурную жизнь, его взгляды, связанные с историческими, политическими и национальными проблемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAVEL NOTES BY Z. BIGIEV: THE REFLECTION OF HISTORY AND CULTURE OF TURKIC PEOPLE

The article is devoted to insufficiently studied genre "sayahatname"(travel notes) in Tatar literature.Here is analysed travel notes by well-known writerenlightener Z.Bigiev who travelled to Central Asia in the 19th century and where there is the reflection of the author\s attitude to events of last epochs, to social and cultural life and his views connected with historical, political and national problems.

Текст научной работы на тему «Путевые записки Загира Бигиева: отражениe истории и культуры тюркских народов»

28. Шпенглер, О. Закат Европы. - М.: «Мысль», 1993. - Т. 1.

29. Горюнов, В. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера / В. Горюнов, М. Тубли. - СПб.: Стройиздат, С.-

Петербургское отд-ие, 1992.

30. Фар - Беккер, Г. Искусство модерна. - Копетапп, 2000.

31. Фар - Беккер, Г. Искусство модерна. - Копетапп, 2000.

32. Мурина, Е. Проблемы синтеза пространственных искусств: Очерки теории. - М.: Искусство, 1982.

33. Стиль и внестилевые явления в формировании предметно-пространственной среды ХХ века // Труды ВНИИТЭ, Серия «Техническая эстетика». - Вып. № 24 «Проблемы стилевого единства предметного мира». - 1980.

34. Бидермейер. Стиль без имен и шедевров // «Пинакотека». - 2000. - №4.

Статья поступила в редакцию 25 .10. 09

УДК82-091

А.Х. Алеева, канд. филол. наук, главный научный сотрудник Института Языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АНРТ, г. Казань, E-mail: ganiyev@hitv.ru

ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ ЗАГИРА БИГИЕВА: ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ.

Статья посвящена практически неизученной проблеме - жанру саяхетнамэ (путевых записок) в татарской литературе. В ней анализируется путевые записки известного писателя-просветителя З.Бигиева, осуществившего путешествие в Среднюю Азию в XIX веке, где отражены отношение автора на события прошлых эпох, на общественную и культурную жизнь, его взгляды, связанные с историческими, политическими и национальными проблемами.

Ключевые слова: путевые записки, путешествие, саяхетнамэ, тюркский мир, духовное наследие, Средняя Азия.

Особое место в истории татарской просветительской литературе занимает путевые заметки (саяхетнамэ) Загира Би-гиева «Путешествие в Транс-Оксанию» (Путешествие в Мава-раэннахер) [1].

После издания этого проникнутого просветительскими идеями произведения Ф.Амирхан в своей рецензии, высоко оценивая его, пишет: «Данное произведение Загира эфенди в современной татарской литературе не имеет себе равных. Оно написано очень привлекательно, читается с интересом; в нем дается и исторические сведения, в то же время, хотя и в мягкой форме, подвергнута умеренной критике жизнь Транс-Ок-сании» [2].

Книга была написана З. Бигиевым в результате его путешествия в Среднюю Азию летом 1893 года, которое автор предпринял с целью ознакомления с историей, культурой и бытом проживающих в этом регионе тюркских народов. Автор хотел также на некоторое время остаться там и поучиться в знаменитых учебных заведениях Бухары и Самарканда. Но в процессе знакомства со здешними порядками и методами обучения З.Бигиев отказывается от этой идеи, так как они не совпадали с его просветительскими идеалами.

Маршрут путешествия начинается с его родного города Ростова на Дону. Сначала он поднимается на пароходе по реке Дон до города Калач, оттуда до Царицына едет на поезде и опять продолжает свой путь на пароходе до Астрахани. Оттуда через порты на Кавказских берегах Каспия, как Петровск (ныне Махачкала), Дербент, Баку пересекая море с Запада на Восток, наконец, как он сам пишет, ступает на землю Туркестан «в страну самых великих, самых прославленных, самых древних, самых славных и доблестных из народов Азии - наших предков тюрков» [3, с. 165]. Оттуда опять пересев на поезд, по железной дороге проложенной только в 1870-1890 годах через пустыню Каракум, доезжает до заветной цели - до города Бухара. Изучив и ознакомившись в течение двух с половиной месяцев с жизнью народов Средней Азии, с историческими памятниками, достопримечательностями таких древних культурных очагов как Бухара, Самарканд, по тому же маршруту автор возвращается обратно в г. Ростов на Дону. После, результаты своих наблюдений и впечатлений, обогатив их статистическими сведениями, он по свежим следам, еще в 1893-1894 гг. оформляет в виде книги, но она выходит в свет лишь в 1908 году стараниями его брата Мусы Бигиева.

«Путешествие в Транс Оксанию» прежде всего, представляет собой обыкновенные путевые записи автора, т. е. хронологическое повествование изо дня в день его поездки в Среднюю Азию, но широта и многоаспектность изложенного материала, целеустремленность его суждений и эмоциональность стиля изложения напоминает синтез литературного и

публицистических начал. В путевой прозе (саяхетнамэ) путь (движение) является универсальным способом постижения окружающей действительности, одновременно непременным атрибутом самопознания. Итак, З. Бигиев во время своего путешествия, познавая другие культуры, рассуждает о материальных и духовных ценностях, созданных человеческим обществом, мирным созидательным трудом. Поднимает проблемы войн и их страшные трагические последствия, подвергает к критике захватнические войны, осуждает их, выступает с обвинением, описывая разрушительный характер и бесчело-веческое лицо любой войны.

«В 1220 году Чингизхан поджигает Бухару. Большой цветущий город от рук варваров превращается в руины. Тысячи людей были убиты этими извергами, - пишет автор с возмущением, - остальные были проданы в рабство в разные страны. На следующий год со стотысячным войском он напал на Самарканд, и сжег этот цветущий, блестящий своей прекрасной архитектурой город до основания» [3, с. 135].

Описывая возникшие в результате войн руины, людские несчастья и трагедии автор резко осуждает и критикует кровопролитные войны. В то же время изображает рост и расцвет человеческого общества в результате мирного труда. Доказывает, что тюркские народы способны построить не имеющий в мире себе равных великие державы, центры культур, цивилизаций. Изображает, что Транс-Оксания в политическом и культурном отношении занимала особое место в исламском мире. Подчеркивает важность и значимость развитой культуры Транс-Оксании, т.е. Средней Азии и для мусульман живущих в России.

Как он сам подчеркивает в предисловии: «В исламском мире и в политическом и в культурном отношении Транс-Ок-сания занимает очень важное место. Особенно велика его роль для мусульман России, которые в течении многих столетий приобрели научные знания и религиозные обучения именно в Транс-Оксании. Все что мы имеем сегодня - это результат приобретенных в Транс-Оксании знаний. Образование татары, проживающие в России, да благословит Аллах, получали в течении 20-30 лет, в таких центрах как Самарканд, Бухара, преодолевая песчаные пустыни с огромным трудом ...» [3, с. 132].

По его мнению, З. Бигиева, уровень образования российских мусульман зависел от уровня развития образования и науки Транс-Оксании.

И обширная география путешествия, исторические судьбы давно проживающих на этих территориях племен и народов и общественно-культурное положение проживающих сегодня их потомков, их религиозные обряды, обычаи и нравы - обо всем этом и еще о многом, можно найти объективные

сведения, обоснованные на научных источниках, в этой книге.

В своем саяхетнамэ З.Бигиев значительное место уделяет описанию истории и политической жизни живущих в Средней Азии тюркских народов. Но это произведение не только о политической жизни Транс-Оксании, но и об экономической, культурной жизни России конца XIX века. Она ценна еще тем, что в нем писатель поднимает вопрос о войне и мире, воспитании молодого поколения, повышения культурного уровня народа, женском образовании, бытовых условиях учащихся, о печати, о необходимости издания газет и журналов на татарском языке.

В центре внимания писателя история и параллельно современная действительность. Автор сравнивает и оценивает сегодняшнюю действительность с прошлым и наоборот.

В Транс-Оксании в результате возникших постоянных разногласий и интриг между сыновьями и внуками Тамерлана государство распадается на мелкие ханства. Вследствие чего, с 1500 года в течении 100 лет Транс-Оксания находится в подчинении потомков хана Мухаммеда Шейбани, который тоже был потомком Чингизхана. Однако в этот период в исторической арене Транс-Оксания уже теряет свой политический вес. Оно превращается в небольшое Бухарское ханство. Дальнейшая история Транс-Оксании также сопровождается внутренними интригами и междоусобными войнами.

По мнению З. Бигиева, другим немаловажным фактором постепенного ослабления некогда могущественных независимых тюркских государств, достигших высокого культурного уровня развития, является ограниченность и бездарность в области политики правителей этих великих держав. Автор пишет, что все свои силы они истратили на бессмысленные междоусобные войны, конфликты и заговоры, тем самым дав возможность разделяться на слабые, мелкие ханства, поэтому и не смогли достойно противостоять и предотвратить постоянные вооруженные нападения внешних врагов.

Отрицательные явления в жизни отдельных народов, наций З. Бигиев оценивает как результат снижения общего культурного уровня. Причины этого автор объясняет снижением чувства патриотизма, национальной гордости, недостаточным знанием своей истории, духовного наследия предков, в неуважении личностей создавших это наследие - одним словом, в недостаточности стремления к культуре и просвещению, низким уровнем общественного сознания и нравственных принципов у народа.

Он пишет: «Культурные нации всегда с большим уважением вспоминают имена тех, которые проложили путь к знаниям, самоотверженно боролись за свое отечество, не жалея сил и здоровья. Они чтобы увековечить имена таких людей, ставят им памятники, с целью сохранить в сердцах молодого поколения любовь к таким великим личностям, называют школы их именами. Этим самым воспитывают национальные чувства и гордость. Культурные, развитые нации вот так и делают ...» [3, с. 160]. Продолжая свои рассуждения З. Бигиев пишет: «чтобы те или иные народы, нации достигли прогресса недостаточно лишь просвещенности их», главное условие: «чтоб эти народы были независимыми и свободными, во имя свободы они должны быть готовы к самоотверженной борьбе» [3, с. 171].

С большим уважением, исторически высоко оценивая их труды З. Бигиев отмечает живших и творивших в Средней Азии философов, ученых: Абу Габдулла Бохари (810-870), Ахмет бине Ханбал (780-855), Суфийан ас-Саури (712-778), Абу Насир-аль-Фараби (870-950), ученого-энциклопедиста Ибне Сина (980-1037), ученого-астронома Улугбека (1394-

Библиографический список

1449) и др. Их творчество писателем глубоко анализируется, определяется их роль в развитии науки того времени.

Автор раскрывает причины ухода с исторической арены тюркских народов, некогда имевших свою могущественную державу, потери своей государственности, освещает обстоятельства приведшие их к гибели, а некоторых племен вплоть до полного исчезновения. Ознакомливая своих современников с историей тюркского мира, как бы напоминает, что «у народа, не знающего свою историю, своего прошлого нет будущего».

З. Бигиев в своих путевых записках значительное место уделяет освещению колониальной политики царской России на Востоке. Автор далек от мысли, которую высказывают в некоторых исторических исследованиях о том, что завоевание Туркестана Россией является сплошным прогрессивным явлением для живущих там народов. Писатель с тяжелым чувством пишет, что в ХУШ-Х1Х веках потерявшая свою славу и мощь Транс-Оксания, разделившись на мелкие, слабые ханства, оставшаяся как бы «без пастуха отара овец» стала жертвой России, открылась ей возможность осуществить свою мечту, которую она вынашивала со времен Петра I.

С XVIII века посольства России сначала под видом экспедиции вела разведку, после перешла на практические действия. В 1847-1884 годах занимавшиеся междоусобными войнами ханства Бухары, Хоканда, Мерва одна за другим были подчинены. В политической жизни мира игравшие огромную роль страны Средней Азии без особой трудности как лакомый кусок попали в рот России» [3, с. 170] так оценивает историческую трагедию автор.

По мнению историка И.Р. Тагирова: «В истории не существует ни одной проблемы, не достойной внимания и изучения. Прошлое человеческого общества должно отражаться хотя бы в хроникальной форме в летописях. Иначе возникнет опасность потери исторической, национальной памяти народа. От тех, кто выполняет эту работу, требуется терпение и максимальная объективность. Нельзя отдавать предпочтение одним фактам, при этом игнорировать, закрывать глаза на другие факты, тем самым умоляя их значимость... Потому что, оцененные автором исторические факты когда-нибудь могут приобрести иные очертания, смысл и оттенки» [4, с. 403].

В своих путевых записках, давая много исторических, географических справок, З. Бигиев знакомит татар с существующими ранее тюркскими народами, государствами, расширяет их кругозор, помогает им понять и осознать свое место и значимость в мировой истории.

В отличие от других ранее созданных саяхетнамэ в книге «Путешествие в Транс-Оксанию» на первый план выходят проблемы развития интеллектуального потенциала человека, уровня его знаний, повышения самосознания, пробуждения исторической памяти.

«Путешествие в Транс-Оксанию» З. Бигиева не только его огромный личный успех, оно, безусловно, является самым выдающимся произведением этого жанра в истории татарской литературы. В нем отражены отношение автора на события той эпохи на общественную и культурную жизнь, его взгляды, связанные с историческими, политическими, религиозными и национальными проблемами. Это произведение проникнуто размышлением о будущем татарского народа, о его развитии, вообще, о судьбе нации.

Позиция автора-просветителя выражена предельно ясно как стремление к просвещению татар, чтобы занять достойное место в рамках российского государства, принадлежность к которому воспринимается им как объективный фактор.

1. Название Транс-Оксания о Средней Азии в европейскую историческую литературу вошло после завоеваний Александра Македонского (356323 годы до н.э.).

2. Ъмирхан, Ф. Мав1)раэнн1)церд]) с^ях^т // Ъл-Ислах. - 1908. - №21.

3. Бигиев, З. Мав1)раэнн1)церд]) с^ях^т/ З. Бигиев // Зур глнацлар. - Казан: Татар. кит. н^шр., 1991.

4. Тагиров, И.Р. Гасырлар чатында. - Казан: ООО «Мастер-Лайн», 2002.

Статья поступила в редакцию 28.09.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.