Научная статья на тему 'ПУТЕШЕСТВИЕ А.В.КРУГЛОВА "НА ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКЕ (ПУТЕВЫЕ НЕГАТИВЫ)" В СТРУКТУРЕ НОВГОРОДСКОГО ТЕКСТА'

ПУТЕШЕСТВИЕ А.В.КРУГЛОВА "НА ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКЕ (ПУТЕВЫЕ НЕГАТИВЫ)" В СТРУКТУРЕ НОВГОРОДСКОГО ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР ПУТЕШЕСТВИЯ / ЛОКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / НОВГОРОДСКИЙ ТЕКСТ / ОБРАЗ МЕСТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Князева Т. С.

Рассмотрены особенности литературного путешествия по Новгороду на примере произведения А.В.Круглова «На исторической реке (путевые негативы)» (1890). Жанр путешествия в XIX веке стал особенно популярен среди отечественных авторов. Чаще всего объектами путешествий становились иноземные территории или столичные города России - Санкт-Петербург, Москва, в то время как российская провинция не являлась объектом пристального внимания писателей. В центре новгородского путешествия - взгляд на провинциальный город не только как на исторический центр Руси, но и на современные особенности местности и общества, ее населяющего. Новгород имеет большое значение как в русской культуре в целом, так и в литературе в частности. Культурные и исторические аспекты, выделяемые в произведении, формируют локальный текст местности. Анализ структурных и содержательных особенностей рассматриваемого произведения позволяет включить данное путешествие в корпус новгородского локального текста, что способствует комплексному раскрытию образа места, обладающего потенцией к аккумулированию культурных смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.V.KRUGLOV'S JOURNEY “ON THE HISTORICAL RIVER (TRAVEL NEGATIVES)” IN THE STRUCTURE OF THE NOVGOROD TEXT

The article discusses the features of a literary journey through Novgorod on the example of A.V.Kruglov’s work “On the historical river (travel negatives)” (1890). In the 19th century the genre of travel became especially popular among domestic authors. Most often, the objects of travel were foreign territories or the capital cities of Russia - St. Petersburg, Moscow, while the Russian province was not the object of close attention of writers. In the centre of the Novgorod journey there is a view of a provincial city not only as the historical centre of Russia, but also as the modern features of the area and the society inhabiting it. Novgorod is of great importance both in Russian culture in general and in literature in particular. The cultural and historical aspects highlighted in the work form the local text of the region. The analysis of the structural and content features of the work under consideration makes it possible to include this journey in the corpus of the Novgorod local text, which contributes to the complex disclosure of the image of a place that has the potential to accumulate cultural meanings.

Текст научной работы на тему «ПУТЕШЕСТВИЕ А.В.КРУГЛОВА "НА ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКЕ (ПУТЕВЫЕ НЕГАТИВЫ)" В СТРУКТУРЕ НОВГОРОДСКОГО ТЕКСТА»

УДК 821.161.1. Ы^:/^.от§/10.34680/24П-7951.2022.5(44).593-59б

Т.С.Князева

ПУТЕШЕСТВИЕ А.В.КРУГЛОВА «НА ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКЕ (ПУТЕВЫЕ НЕГАТИВЫ)» В

СТРУКТУРЕ НОВГОРОДСКОГО ТЕКСТА

Рассмотрены особенности литературного путешествия по Новгороду на примере произведения А.В.Круглова «На исторической реке (путевые негативы)» (1890). Жанр путешествия в XIX веке стал особенно популярен среди отечественных авторов. Чаще всего объектами путешествий становились иноземные территории или столичные города России — Санкт-Петербург, Москва, в то время как российская провинция не являлась объектом пристального внимания писателей. В центре новгородского путешествия — взгляд на провинциальный город не только как на исторический центр Руси, но и на современные особенности местности и общества, ее населяющего. Новгород имеет большое значение как в русской культуре в целом, так и в литературе в частности. Культурные и исторические аспекты, выделяемые в произведении, формируют локальный текст местности. Анализ структурных и содержательных особенностей рассматриваемого произведения позволяет включить данное путешествие в корпус новгородского локального текста, что способствует комплексному раскрытию образа места, обладающего потенцией к аккумулированию культурных смыслов.

Ключевые слова: жанр путешествия, локальный текст, новгородский текст, образ места

Интерес к перемещению, к описанию и исследованию новых территорий появляется у авторов-

путешественников еще в древнерусский период развития литературы.

XIX век становится пиком развития русской путевой прозы. Появление большого количества произведений в жанре путешествия наталкивает на необходимость обозначения жанровой дефиниции, однако и в настоящий момент в литературоведении нет четкого определения границ рассматриваемого жанра. Классическое определение термина принадлежит В.М.Гуминскому [1]. Ключевые характеристики жанра обозначила В.А.Шачкова [2].

Исследуя тексты, посвященные новгородской земле, мы будем определять литературные путешествия как жанр художественной литературы, объединенный следующими формальными и содержательными признаками: маршрут, автор и авторская позиция, публицистичность, достоверность, возможное наличие художественного вымысла, синтетичность жанровой природы.

Развитие жанра путешествия напрямую связано не только с литературными процессами, но и с изменениями в политической, общественной и культурной жизни государства. Сформировать наиболее полное представление об изменениях в рамках конкретной территории — государства, региона, города — помогает выявление и изучение локальных текстов, частью которых являются и произведения, относимые к жанру путешествия.

Особое внимание в рамках рассматриваемой темы отводится исследованию новгородского текста как корпуса «текстов о месте», благодаря которому формируемый образ места наделяется дополнительными характеристиками. При этом «в исследовании локальных текстов подчеркивается уникальность того или иного культурного пространства в ряду ему подобных через описание его специфики как текстуально оформленного целого» [3, с. 173].

Влияние на жанровую предпочтительность оказывает исторический и культурный контексты. Одной из устойчивых характеристик новгородского текста XIX века можно назвать синтезирование документального и художественного начала, нашедшего наиболее яркое отражение в путевой литературе. Рассмотрение семантики таких литературных категорий как «локальный текст», «провинциальный текст», позволяет говорить об их тесной взаимосвязи с текстами, написанными в жанре путешествия, анализ которых дает возможность сформулировать структурные и содержательные особенности регионального локального текста.

Литературные путешествия по Новгороду составляют значительную часть новгородского локального текста XIX века. Жанровые особенности подобных произведений, культурные и исторические коды, транслируемые авторами путешествий, помогают современному читателю составить полное представление о некогда существовавших реалиях не только на основании фактической и достоверной информации, но и с опорой на взгляды и мнения авторов, представивших быт и уклад современного им периода.

В XIX веке Новгородская провинция привлекает внимание многих писателей и публицистов. Провинция выступает как особое пространство, выделяющееся, во-первых, по географическому принципу, во-вторых, на основании культурных, общественно-бытовых различий. Существующая параллельно столичным городам, провинция привлекает внимание путешественников, впечатления которых находят свое отражение в «путевых очерках» — емкой литературной форме, отражающей разные стороны материальной и духовной жизни. Интерес к Новгороду связан, прежде всего, с исторической значимостью города. Помимо этого, путешественнику важно показать и современное положение провинциального городка, утратившего былую мощь, его экономическое и культурное состояние.

История изучения новгородского текста не имеет большой исследовательской традиции, однако, можно выделить работу И.С.Абрамовской [4], посвященную XIX веку развития литературы, и работу Д.В.Поль и Е.А.Самаровой [5], рассматривающих произведения последней трети XX — начала XXI вв.

Обратимся непосредственно к произведению «На исторической реке (путевые негативы)» А.В.Круглова [6] и на основе его анализа выявим структурные особенности, точку зрения автора, его позицию в отражении описываемой реальности.

Путешествие написано в 1890 году и является результатом фактического посещения автором описываемой территории. Произведение «выпадает» из ряда путевой прозы на основании мотива, побудившего писателя к созданию текста — обычно пребывание в городе путешественником носило «вынужденный» характер, объясняемый положением Новгорода в рамках маршрута между Москвой и Петербургом. В данном же случае А.В.Круглов намеренно оказывается в центре «вечевой республики» [6, с. 75].

Примечательно, что в названии произведения в дополнение к эпитету «путевые» автор выбирает не привычно звучащие «заметки», «записки» и т.п., а «негативы», традиционно понимаемые в контексте фотографии и кинематографа как изображение объекта съемки, т.е. буквально цель путешественника заключается в достоверной фиксации изображения объектов маршрут для составления панорамного представления о провинциальном городе и отражения собственных впечатлений в рамках литературного произведения. Совмещение художественного и публицистического начала становится возможным именно в жанре путешествия, традицию которого А.В.Круглов своеобразно интерпретирует: путешествие для писателя

— это возможность воспроизвести «историю Отечества <...> в "живых картинах" <...>, это мост, соединивший прошлое, настоящее, будущее» [7, с. 11].

Повествовательный материал путешествия построен не столько на основании выделение географического топоса, сколько на основе встреч и событий, его наполняющих, и разделен на две части. Первая посвящена таким ныне не сохранившимся реалиям, как имение Державиных Званка и находящийся рядом Званковский женский монастырь, что дополняет пространственную локализацию новгородского текста. Вторая — собственно Новгороду как центральному городу провинциальной губернии. Каждая из частей делится на главы, которые вместо заглавия предлагают читателю некий анонс на последующее содержание: «Званковское пение и чтение. — Чудо. — По-русски. — На обеде. — Рассказ священника. — Трапезная. — Училище. — Библиотека. — Отъезд. — Заключение» [6, с. 33], что еще раз указывает на то, что автору важны не столько точки маршрута, сколько жизнь, наполняющая их.

Повествование в произведении носит живой характер, в него включено большое количество диалогов. В качестве художественного приема наблюдается включение устаревшей лексики в речь новгородского обывателя, что усиливает погружение в атмосферу провинциального города: «До чугунки допреж (т.е. прежде) исправно зарабатывали. Езжали, чать, по шоссе тогда?» [6, с. 14].

Эстетическая организованность произведения заключается в создании наиболее полного образа Новгорода, который автор репрезентирует благодаря отражению в тексте повествования практически всех сфер жизни провинциального города — общественной, политической, культурно-исторической и религиозной.

Современный Новгород для А.В.Круглова — скорее провинция, сохранившая отголоски былого могущества и величия. Он делает большое количество отсылок к истории возникновения культурных и церковных памятников.

Уделяет внимание автор и современным проблемам Новгорода. Таким образом, цель путешественника

— не просто описать город с его многовековой историей, но и показать повседневную жизнь новгородцев XIX века такой, какая она есть.

Фиксация истории в произведении чаще всего совершается путем введения контекста, предваряющего описание точек маршрута. Таким образом, например, строится повествование, посвященное Рюрикову городищу: «Городище — первоначальное сельбище норманнских князей — находится на прибрежном холме. Здесь был двор первого русского князя — Рюрика, который отсюда властвовал над славянскими слободами по Волхову и около Ильменя. Великий князь Ярослав перенес свой двор ниже, и за ним потянулся Новгород по обеим сторонам реки. Но Городище не было заброшено. В нем нередко укреплялись князья против буйного вече. Сюда же изгоняли новгородцы своих князей, объявляя при этом: «ступай себе на Городище» [6, с. 69].

Культурная традиция Новгорода репрезентируется посредством введения в структуру повествования знаковых точек маршрута, которые могут быть типическими, т. е. воспроизводимыми и авторами других произведений при создании образа города (Кремль, Святая София, Юрьев монастырь и другие) и избирательными (Ефимьевская башня, Летний сад, Власьевская церковь и другие). Изображение всех геопрезентем, т.е. знаков, включающих концепты окружающего мира и передаваемых читателю с целью формирования у него определенного образа места (термин Ж.А.Баенбаевой), при этом рассматривается как на визуальном, так и на сюжетно-тематическом уровне: Юрьевский мужской монастырь у Круглова — это не только религиозно-значимый объект, с определенными архитектурными особенностями, но и место, где можно встретить монаха, который помимо своего духовного служения, отличается и склонностью к поэзии [6, с. 64].

Образ Новгорода XIX века создается автором, помимо собственно описательных элементов, широко представленной портретной галереей — врач, литератор, чиновник, представитель духовенства, обыватель. Задача А.В.Круглова — показать новгородцев различных социальных слоев, при этом как известных исторических деятелей (Н.К.Отто, И.К.Куприянов), так и обычных жителей, охарактеризовав тем самым и

разные сферы жизни города. Для писателя интересны личности, одаренные каким-либо талантом, и их в Новгороде оказывается немалое количество.

Таким образом, можно выделить следующие элементы, формирующие образ Новгорода в путешествии А.В.Круглова:

— наличие исторической памяти, являющейся контрастным элементом по отношению к современному положению провинциальной территории;

— отображение в повествовательном материале различных сфер жизни провинциального города;

— фиксация повседневного быта и уклада новгородцев;

— введение в структуру повествования реалий, расширяющих пространство новгородского путешествия, и как следствие — локального текста.

Выявление структурных и содержательных особенностей, репрезентирующих образ места, позволяет включить рассматриваемое путешествие в корпус новгородского локального текста. Визуальный ряд, представленный в произведении, становится предметом семантизации, что приводит к появлению словаря местной культурной и исторической традиции и, как следствие, способов унификации её описания.

1. Гуминский В.М. Путешествие [Электр. ресурс]. URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/articles/153/puteshestvie.htm (дата обращения: 24.05.2022).

2. Шачкова В.А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории // Вестник Нижегородского университета им. Н.Н.Лобачевского. 2008. № 3. С. 277-281.

3. Юхнович Ю.В. «Старорусский текст Ф.М.Достоевского»: структура и определение понятия // Проблемы исторической поэтики. 2018. №° 16.С. 173-188.

4. Абрамовская И.С. Проблема «локального текста» в русской литературе XIX века (на примере новгородского текста) // Материалы международной практической конференции «Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность». Великий Новгород, 2010. С. 218-225.

5. Поль Д.В., Самарова Е.А. Проза Д.М.Балашова и И.М.Ефимова в формировании «новгородского текста» русской культуры // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2019. Т. 29. Вып. 4. С. 1044-1050.

6. Круглов А.В. На исторической реке (путевые негативы). Великий Новгород, 2016. 274 с.

7. Абрамовская И.С. Новгородская тема в прозе Александра Васильевича Круглова // На исторической реке (Путевые негативы). Великий Новгород, 2016. С. 3-12.

References

1. Guminskiy V.M. Puteshestvie [Journey]. Available at: http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/articles/153/puteshestvie.htm (accessed: 24.05.2022).

2. Shachkova V.A. "Puteshestvie" kak zhanr khudozhestvennoy literatury: voprosy teorii ["Journey" as a genre of fiction: questions of theory]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.N.Lobachevskogo, 2008, no. 3, pp. 277-281.

3. Yukhnovich Yu.V. "Starorusskiy tekst F.M.Dostoevskogo": struktura i opredelenie ponyatiya ["The Staraya Russa text of F.M.Dostoevsky": structure and definition of the concept]. Problemy istoricheskoy poetiki, 2018, no. 16, pp. 173-188.

4. Abramovskaya I.S. Problema "lokal'nogo teksta" v russkoy literature XIX veka (na primere novgorodskogo teksta) [The problem of "local text" in Russian literature of the 19th century (on the example of the Novgorod text)]. Proc. of "Istoriko-kul'turnyy i ekonomicheskiy potentsial Rossii: nasledie i sovremennost'". Velikiy Novgorod, 2010, pp. 218-225.

5. Pol' D.V., Samarova E.A. Proza D.M.Balashova i I.M.Efimova v formirovanii "novgorodskogo teksta" russkoy kul'tury [Prose of D.M.Balashov and I.M.Efimov in the formation of the "Novgorod text" of Russian culture]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya, 2019, vol. 29, iss. 4, pp. 1044-1050.

6. Kruglov A.V. Na istoricheskoy reke (putevye negativy) [On the historical river (travel negatives)]. Velikiy Novgorod, 2016. 274 p.

7. Abramovskaya I.S. Novgorodskaya tema v proze Aleksandra Vasil'evicha Kruglova [Novgorod theme in the prose of Alexander Vasilyevich Kruglov]. Na istoricheskoy reke (Putevye negativy). Velikiy Novgorod, 2016, pp. 3-12.

Knyazeva T.S. A.V.Kruglov's journey "On the historical river (travel negatives)" in the structure of the Novgorod text.

The article discusses the features of a literary journey through Novgorod on the example of A.V.Kruglov's work "On the historical river (travel negatives)" (1890). In the 19th century the genre of travel became especially popular among domestic authors. Most often, the objects of travel were foreign territories or the capital cities of Russia — St. Petersburg, Moscow, while the Russian province was not the object of close attention of writers. In the centre of the Novgorod journey there is a view of a provincial city not only as the historical centre of Russia, but also as the modern features of the area and the society inhabiting it. Novgorod is of great importance both in Russian culture in general and in literature in particular. The cultural and historical aspects highlighted in the work form the local text of the region. The analysis of the structural and content features of the work under consideration makes it possible to include this journey in the corpus of the Novgorod local text, which contributes to the complex disclosure of the image of a place that has the potential to accumulate cultural meanings.

Keywords: genre of travel, local text, Novgorod text, image of a place.

Сведения об авторе. Татьяна Сергеевна Князева — ассистент кафедры журналистики НовГУ имени Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-0003-4282-2873; tanysosh2@yandex.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.08.2022. Принята к публикации 01.09.2022.

Ссылка на эту статью: Князева Т.С. Путешествие А.В.Круглова «На исторической реке (путевые негативы)» в структуре новгородского текста // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 5(44). С. 593-596. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.5(44).593-596

For citation: Knyazeva T.S. A.V.Kruglov's journey "On the historical river (travel negatives)" in the structure of the Novgorod text. Memoirs of NovSU, 2022, no. 5(44), pp. 593-596. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.5(44).593-596

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.