УДК 94 Аннакурбанов Р., Ходжагельдыев Р.
Аннакурбанов Р.
старший преподаватель, Туркменский государственный педагогический институт им. С. Сейди
(г. Туркменабад, Туркменистан)
Ходжагельдыев Р.
преподаватель,
Туркменский государственный университет им. Махтумкули (г. Ашхабад, Туркменистан)
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ВЕЛИКОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ: ЗАМЕТКИ ИБН БАТТУТЫ О ГУРГАНДЖЕ
Аннотация: на протяжении много веков территория Туркменистана была средоточием основных транспортных артерий гигантской межконтинентальной трассы, известной как Великий Шёлковый путь. В контексте изучения наследия Великого Шёлкового пути большое значение приобретают средневековые письменные источники, дающие яркую и реалистическую картину культурной, политической и социальной жизни Центральной Азии того времени. Таким предстаёт перед нами и труд знаменитого марокканского путешественника Ибн Баттуты, в XIV веке объехавшего все мусульманские страны и посетившего Гургандж, о котором он оставил ценные сведения.
Ключевые слова: Великий Шёлковый путь, торговые пути, путешественники, Ибн Баттута, средневековые города, Гургандж.
Гургандж (также называемый «Ургенч», нынешний Куня-Ургенч) на протяжении всего средневековья был крупным узлом транзитной торговли на маршрутах Великого Шёлкового пути. Он по праву считался главными воротами в Центральную Азию и достиг наибольшего расцвета, когда был столицей государства Хорезмшахов - самого обширного объединения мусульманского Востока в конце XII начале XIII веков. Гургандж, как и Мерв, славился своими
библиотеками, здесь в свое время функционировала знаменитая на весь Восток Академия Мамуна, оставившая глубокий след в истории мировой науки [1, с. 332].
О Хорезме, в частности его признанном культурном и политическом центре писали многие средневековые авторы. Ибн Хордадбех (IX век) в своей книге «Китаб ал-Масалик ва-л-Мамалик» («Книга путей и государств») упоминает об этой области, приводя то, что важно для практических целей. Более подробно описан Хорезм в сочинении Ибн ал-Факиха (Х век) «Китаб ал-булдан» («Книга стран»). Ал-Мукаддаси (X век) даёт о нём подробные сведения и сообщает, что «Это великолепная обширная область с многочисленными городами, сплошь возделанная... там не кончаются жилые дома и сады, много давилен винограда, посевов и деревьев, плодов и различных благ для торговых людей. Жители сообразительны, отличаются учёностью, знают фикх, талантливы и образованны». Арабский географ Аль-Истахри (IX-X века), например, говорит о товарах города, отмечая их поставки далеко за пределы области [3, с. 178]. Следующий автор Якут аль-Хамави (XII - XIII века) с нескрываемым воодушевлением писал о Гургандже: «Не думаю, чтобы в мире был город, подобный главному городу Хорезма, по обилию богатства и величия» [3, с. 420-421]. Создатель широко известного географического словаря «Муджам ал-булдан» Якут ал-Хамави (XII-XIII века) говорит, что «Если к жителям этой страны явится путник, они спорят из-за него и соревнуются в гостеприимстве, тратя деньги, как другие люди соревнуются в накоплении денег». Такое сообщение свидетельствует об обилии страноприимных дворов и медресе, где останавливались путники. Он же деловито информирует о положении на рынках Гурганджа: «Там цены на зерно держатся или высокие, или средние, но дешевизна там неизвестна. Что до мяса, то оно очень дёшево. ».
Ибн-Баттута, уроженец города Танжера, расположенного на африканском берегу Гибралтарского пролива (1304-1377 годы), в этом ряду занимает исключительное место. [5, с. 8]. По словам востоковеда И.Ю.Крачковского, этот автор был «последним универсальным географом-практиком, не книжным
компилятором, а путешественником с громадным списком посещённых им стран...» [2]. Он провёл в странствиях двадцать восемь лет и побывал в сотнях городов и селений Северной и Западной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Испании, Турции и Ирана, Средней Азии и Восточной Европы и, наконец, Китая. Его книга, получившая название «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий», больше известная как «Путешествие Ибн Баттуты», основана прежде всего на личных впечатлениях, приводит детали, не зафиксированные местными хронистами, и зачастую восполняет пробелы в исторических сведениях, причём сами указанные в ней факты не имеют параллелей в других источниках.
Произведение не исчерпывается сводом разнообразных географических, исторических и культурных сведений. Книга с уникальной психологической достоверностью даёт разнообразные описания «быта и нравов», выступая как памятник эпохи, знаменующей один из наиболее тяжёлых и сложных периодов в истории. Арабский путешественник увидел районы территории Северного Туркменистана спустя столетие (1333 год) после прихода монгольских завоевателей. Хотя к этому времени некогда цветущие города ещё не полностью оправились от разрушений монгольского нашествия, но прежние торговые и культурные центры, в первую очередь, благодаря единому пространству и возможностям Великого Шёлкового пути стали возрождаться вновь. Именно тогда с середины XIII, и особенно в XIV веке, городская жизнь постепенно начинает восстанавливаться [4, с. 12]. Местные мастера воздвигают новые архитектурные сооружения и создают произведения прикладного искусства, обновляя художественные традиции. Записки очевидца жизни тех лет, как историческое свидетельство, обладают большой ценностью.
К сведениям, приведённым в «Путешествии» Ибн Баттуты и относящимся к Средней Азии, обращались многие исследователи истории региона. На эту книгу, как источник первостепенной важности, в своих работах часто ссылались В.В.Бартольд, А.Ю.Якубовский, С.П.Толстов и М.Е.Массон.
Если первые путешествия Ибн Баттуты, связанные со странами Ближнего Востока, Восточной и Северной Африки, носили характер мусульманского паломничества, то дальнейшие странствия - это совершенно определённо жажда увидеть всё новые и дальние страны, и его главное внимание теперь обращено прежде всего к людям. Он преодолевает внушительные расстояния, и теперь за путешественником следует караван с его гаремом, да ещё гружённый тюками с товарами. Ибн Баттута выступает в роли богатого купца, заключая торговые сделки, но иногда остаётся в новом городе, поступая на службу к местному правителю, пользуясь своим авторитетом путешествующего «мусульманского учёного». В его описаниях нет схоластического наукообразия, и всегда представляя собой живой рассказ очевидца, они выгодно отличаются от работ других арабских средневековых авторов. Он будто ведёт репортаж, рассказывая, как ехал из страны в страну и добирался от одного города до другого. Пишет он в основном о своих впечатлениях, связанных с властителями областей, духовными лицами и «святынями», и в каждом сообщении содержится масса информации.
Так, по словам Ибн Баттуты путь от столицы Золотой Орды - Сарай-Берке до Гурганджа занял «сорок дней» и не был лёгким. «Обычно те, кто едут по этой степи, торопятся из-за недостатка корма. Большинство верблюдов, пересекающих эту пустыню, гибнут, а остальных можно использовать через год, после того как они нагуляют жир. Вода в этой пустыне встречается в известных водопоях на расстоянии двух или трёх дней: это дождевая и колодезная вода», -пишет путешественник [2].
Зато сама столица Хорезма своей многолюдностью, богатством и оживлённой торговлей вызывает подлинный восторг Ибн Баттуты, и он с восхищением пишет: «Это самый большой, значительный, красивый и величавый город тюрков с прекрасными базарами, широкими улицами, многочисленными постройками и впечатляющими видами. В городе кипит жизнь, и из-за столь большого числа жителей он кажется волнующимся морем. Однажды, проезжая по городу, я зашёл на рынок, а когда добрался до середины,
оказался в самом шумном месте, которое называют шаур. Толчея была такая, что я не мог двинуться ни вперёд, ни назад. Я постоял там, растерявшись, и лишь после долгих усилий выбрался. Кто-то сказал мне, что в пятничные дни на этом базаре меньше толкотни, поскольку в этот день закрывают базар Кайсария и другие базары» [2]. Это впечатления человека, уже видевшего множество городов Востока, в том числе Каир и Дамаск. Гургандж в первой половине XIV века был крупным, стремительно развивающимся экономическим и культурным центром севера нынешнего Туркменистана [4, с. 12].
Ибн Баттута не останавливается подробно на товарах, выставленных на рынках города, но обращает внимание на главную водную артерию области, игравшую огромную роль в её продовольственном снабжении: «За Хорезмом протекает река Джайхун, одна из четырёх рек, которые берут начало в раю. Эта река, подобно Итилю, зимой замерзает, и тогда люди могут по ней ходить. Она покрыта льдом в течение пяти месяцев. Иногда те, кто ходит по ней при начале ледохода, погибают. В летние дни по реке плавают на судах в Термез и привозят оттуда пшеницу и ячмень. Это десять дней пути по течению». Интересно отношение автора к полноводной Амударье (Джайхун), которая, согласно мусульманской традиции в сакральной топонимике, наряду с Нилом, Тигром и Евфратом входит в число четырёх главных рек мира, берущих начало в раю и вытекающих из-под хрустального купола.
О самих горожанах путешественник говорит следующее: «Во всём мире мне ещё не доводилось встречать людей более благонравных, чем хорезмийцы, более благородных, более гостеприимных по отношению к чужестранцам» [2]. Детальное описание подношений и подробности торжественных приёмов, устроенных эмиром и кади города в его честь как особе духовного звания, Ибн Баттута приводит в подтверждение «благочестия» дарителей. В этом же ключе он рассматривает и вклад высокопоставленных лиц в строительство в городе мечетей, медресе, завий и больниц. Но вскользь сделанная констатация: «В Хорезме есть лечебница, в которой работает сирийский врач по нисбе Сахюни»,
говорит скорее об интенсивном культурно-научном обмене на пространстве Великого Шёлкового пути.
Об этом также свидетельствует и подробное описание внутренних покоев эмира, деревянной инкрустации интерьера, украшенного коврами, дорогим сукном и златоткаными шелками. Что касается посуды и угощения, то автор пишет о множестве фруктов в золотых и серебряных сосудах и стеклянных иракских вазах. С восхищением говорит путешественник и о местной дыне, прямо указывая на её экспортную ценность: «Как на востоке, так и на западе мира нет дынь, подобных хорезмским, за исключением бухарской, за которой следует исфаханская дыня. Кожа её зелёная, мякоть красная, очень сладкая и при этом твёрдая. Удивительно, что её разрезают на куски, сушат на солнце и кладут в корзины, как у нас делают с сушёными фигами (шариха) и малагским инжиром, и везут из Хорезма в дальние города Индии и Китая».
Путешественник всегда точно указывает, в какой из суфийских обителей он остановился и как его там принимали. Говоря об Гургандже, он упоминает о двух медресе: о новом, за пределами города, где провёл ночь, и о том, что построил эмир Кутлуг Тимур. Как отмечает выдающийся востоковед профессор А.Ю.Якубовский, период правления Кутлуг Тимура (середина XIV века) для Гурганджа - «самое блестящее время его истории». [5, с. 18].
Также, Баттута упоминает ряд крупных построек, соборную мечеть и ханака, больницу и др.Касаясь соборной мечети, пишет, что её, как и известную завию, где кормят путников, воздвигла благочестивая супруга эмира-Тюрабек-ханым. Написал Ибн Баттута и о завии «.. .построенная на могиле шейха Наджм ад-Дина ал-Кубра, одного из величайших праведников».
Ибн-Баттута получил аудиенцию у правителя Хорезма, был принят им и видел его жену. Он наблюдал их в домашней обстановке, за исполнением повседневных дел и передал главное, что понял во время этих встреч. Это люди с большой ответственностью несут бремя власти и стремятся посвятить себя добру. Он написал об этом, навсегда поместив их в своё знаменитое автобиографическое повествование. Но имена славных властителей остались и в
величественных постройках, которые народная память связывает с их правлением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бердымухамедов Г. Туркменистан - сердце Великого Шелкового пути. Книга II. - А.: Туркменская государственная издательская служба, 2018;
2. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. - М.: Наука, 1988. URL: http:vostlit.narod.ru/Texts/rus5/Battuta.htm (дата обращения: 04.06.2024);
3. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Том I. VII—XV вв. арабские и персидские источники./ Под ред. С.Л.Волина и др. - М.-Л.: издательство Академии наук СССР, 1939;
4. Пилявский В.И. Куня-Ургенч. Изд. 2-е, перераб. И доп. - Л.: Стройиздат, 1974;
5. Тимофеев И. Ибн Баттута. /Серия «Жизнь замечательных людей». - М.: Молодая гвардия, 1983;
6. Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча. Известия ГАИМК СССР. Т 6, вып. 2. - Л., 1930.
Annakurbanov R., Khojageldyev R.
Annakurbanov R.
Turkmen State Pedagogical Institute named after S. Seidi (Turkmenabad, Turkmenistan)
Khojageldyev R.
Makhtumkuli Turkmen State University (Ashgabat, Turkmenistan)
TRAVELERS OF THE GREAT SILK ROAD: IBN BATTUTA'S NOTES ON GURGANJ
Abstract: for many centuries, the territory of Turkmenistan has been the focus of the main transport arteries of the giant intercontinental highway known as the Great Silk Road. In the context of studying the heritage of the Great Silk Road, medieval written sources are of great importance, giving a vivid and realistic picture of the cultural, political and social life of Central Asia at that time. This is also the work of the famous Moroccan traveler Ibn Battuta, who traveled to all Muslim countries in the XIV century and visited Gurganj, about which he left valuable information.
Keywords: Great Silk Road, trade routes, travelers, Ibn Battuta, medieval cities, Gurganj.