Научная статья на тему 'Путь к советской нации на фоне войн и революций: начальный этап белорусизации в интерпретации Алены Марковой'

Путь к советской нации на фоне войн и революций: начальный этап белорусизации в интерпретации Алены Марковой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЛОРУСИЗАЦИЯ / ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ХХ ВЕКА / АССИМИЛЯЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИОГРАФИЯ 2010-Х ГОДОВ.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисёнок Юрий Аркадьевич

В рецензии анализируется монография исследовательницы из Чехии А. Марковой, посвященная процессу белорусизации как одному из самых актуальных вопросов белорусской истории ХХ века. Книга вносит важный вклад в современное прочтение сложных национальных и этнических перемен, происходивших на белорусской территории в период между двумя мировыми войнами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путь к советской нации на фоне войн и революций: начальный этап белорусизации в интерпретации Алены Марковой»

Ю. А. Борисёнок (Москва)

Путь к советской нации на фоне войн и революций: начальный этап белорусизации в интерпретации Алены Марковой

В рецензии анализируется монография исследовательницы из Чехии А. Марковой, посвященная процессу белорусизации как одному из самых актуальных вопросов белорусской истории ХХ века. Книга вносит важный вклад в современное прочтение сложных национальных и этнических перемен, происходивших на белорусской территории в период между двумя мировыми войнами.

Ключевые слова: белорусизация, военные конфликты ХХ века, ассимиляция, национальная политика, историография 2010-х годов.

DOI: 10.31168/2073-5731.2018.3-4.2.05

В последнем, 12-м, номере журнала «Русская старина» за 1896 г. муж двоюродной сестры В. И. Ленина, выпускник Витебской духовной семинарии Матвей Леонтьевич Песковский (1843-1903) в заключительной части своих воспоминаний так оценил этнонациональную политику времен М. Н. Муравьева на белорусских землях, продвижению которой в молодые годы способствовал и сам автор: «Просветительная деятельность Виленского учебного округа около половины 60-х годов представляет собою в высшей степени назидательный пример, каким образом следует при нашей разноплеменности бороться со столь сложной пестротой народностей, населяющих нашу империю, при помощи народного образования, этого мощного ассимилятора всевозможных племен и наций, этого благодетельного зиждителя неразрывного, органического соединения всех племен, населяющих государство, как бы ни был разнообразен их состав. Бесспорно, достигнутые уже результаты обрусения в Северо-Западном крае есть одно из лучших и почетнейших перед судом истории приобретений России в последнее 30-тилетие. Не трудно представить себе, во сколько раз возросли бы сила и почет России при условии гражданской и нацио-

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 1721-01011.

нальной ассимиляции с русским народом всех племен, населяющих нашу колоссальнейшую империю!..»1

События постреволюционной эпохи уже к началу 1920-х гг. показали, что в отношении белорусского вопроса столь радикальная постановка вопроса пережила свое время. Но изложенный родственником Ильича вариант, внешне парадоксально соединяющий в себе идеологию крайне правых и начала интернационализма, а одновременно весьма близкий пониманию ассимиляции в тогдашнем польском национализме в версии Романа Дмовского, был, как представляется, реализуем и в реалиях ранней советской эпохи по окончании длительного периода войн и революций (1914-1921). Взгляды многих из тех, кто принимал участие в решении белорусских проблем в тот период, в частности А. А. Иоффе и его покровителя Л. Д. Троцкого, возглавлявших белорусскую компартию В. Г. Кнорина (25 ноября 1920 — май 1922 г.) и В. А. Богуцкого (с мая 1922 по 4 февраля 1924 г.), были, при всех различиях лексики, похожи на планы Песковского: за звонкими марксистскими фразами у них скрывался все тот же интернационализм через ассимиляцию.

Песковский выдавал политику Муравьева и попечителя Вилен-ского учебного округа И. П. Корнилова2 за системный и состоявшийся курс, но калейдоскопичность подходов к решению национального вопроса в последние годы существования Российской империи, несмотря на рост влияния крайне правых, этот радикальный вариант модернизации этнонациональных отношений отсрочила, прежде чем военное и политическое лихолетье, начавшееся в августе 1914 г., эту концепцию похоронило. Напротив, в первое десятилетие советской власти, после решений Х и XII съездов РКП(б) по национальному вопросу, народное образование в категорической форме перестало быть «ассимилятором племен», а большевики сделали ставку на проект из сферы консервативной модернизации, в условиях БССР получивший название белорусизации. Именно об этом своевременная и основанная на солидной источниковой базе книга историка из Праги Алены Марковой, выдержавшая в 2010-е гг. уже два издания — на чешском (под названием «Советская белорусизация как путь к нации. Иллюзия или реальность?»3) и белорусском языках. Второе из них, увидевшее свет в самом конце 2016 г. в минском издательстве «Галiяфы», существенно дополнено и содержит ряд интересных новых выводов4 (далее в тексте ссылки на страницы этого издания).

Стоит прежде всего отметить, что вплоть до недавнего времени политике белорусизации в историографии были посвящены исключи-

тельно статьи и главы в коллективных трудах, поэтому книги А. Марковой стали первыми монографическими исследованиями проблемы. Проделанная исследовательницей, получившей историческое образование и на родине в Минске, и в Праге, работа заслуживает самой высокой оценки как достойный подражания пример камерного исторического исследования, не претендующего на всеохватность и жестко нацеленного на конкретные исследовательские задачи.

Документальная база книги опирается на материалы белорусских архивов и опубликованные источники, проработанные автором основательно и добросовестно: это заметно и в тексте книги, в частности в интересном выводе автора о «многоуровневости» источников при описании одних и тех же событий и в принципиально важном замечании о сознательной корректировке статистических данных в 1920-е гг. (с. 35), и еще более ярко в обширной рецензии Марковой на вышедшую в 2015 г. в Питтсбурге книгу шведского историка П. А. Рудлинга о белорусском национализме 1906-1931 гг.5 Если в монографии исследовательница подошла к работе коллеги академично, не выражая своего к ней отношения (с. 25-27), то рецензия, выдержанная в наступательном стиле, обоснованно и на конкретных архивных источниках фактически нокаутировала уязвимые стороны концепции Рудлинга, подробно рассмотрев «неоднократные проявления <...> сознательных, смысловых искажений в интерпретации сведений из источников (как первоисточников, так и из литературы)»6.

Принципиально важно, что, в отличие от многих предшественников, Маркова четко представляет себе формат и масштаб этнонацио-нальных процессов в БССР в 1920-е гг. По мнению автора, «белоруси-зацию можно рассматривать как процесс культурной и языковой консолидации белорусской нации в условиях незавершенного процесса ее формирования в межвоенный период. <...> Белорусизация представляла собой специфический культурный феномен, который являлся неотъемлемой частью белорусского нациотворческого процесса. <.> Белорусизацию нельзя сужать лишь к ее языковому аспекту, ибо часто и на многих направлениях эти языковые рамки были превзойдены. <.> Из политического решения о приоритетном продвижении национальных языков смог развиться более широкий и комплексный общественный процесс, который затрагивал и преобразовывал культурную и общественную сферы БССР» (с. 44).

Круг описываемых в монографии сюжетов, благодаря строгости подходов автора, замыкается преимущественно на отражении процессов белорусизации в области просвещения и образования (с. 86-146),

показе роли национальной белорусской интеллигенции и особенно учителей в реализации этой политики (с. 74-85, 147-158), отображении географии и исторического прошлого белорусских земель в учебниках 1920-х гг. (с. 159-191), а также проникновении белорусизации в государственные структуры (с. 192-248), включая политику «коре-низации кадров», которая у автора почему-то именуется просто «ко-ренизацией» (с. 242), создавая путаницу с курсом, провозглашенным весной 1923 г. на XII съезде РКП(б).

Предпосылки белорусизации изложены, на наш взгляд, излишне кратко (с. 45-73), последствия же процесса вообще остались вне поля зрения историка, что обидно. При этом отрадно, что исследовательский ракурс автора оказался шире традиционных узких представлений времен «холодной войны» о «советском тоталитаризме», априори тупо и безжалостно угнетающем все нации и народности от белорусов до нганасанов. Маркова абсолютно верно связывает постановку вопроса о белорусизации с речью И. В. Сталина на Х съезде РКП(б) в 1921 г. (с. 61), но приводит лишь первую часть высказывания будущего «вождя народов», где говорится о безусловном признании существования белорусов, опуская важнейшее продолжение, в котором на примере Риги и Будапешта обосновывается тезис о быстрой смене этнической окраски городов и регионов Восточной Европы7. Оба сталинских высказывания взаимосвязаны и в дальнейшем именно в связке друг с другом отражались в исторической реальности. Без учета этой теоретической модели сложно оценить реальные причины свертывания активной фазы процесса белорусизации в конце 1920-х гг.

Заметим, что автор отводит этой политике в БССР всего пять лет (1924-1929), тогда как даже настроенный с начала 1990-х гг. априори антисоветски белорусский историк старшего поколения Л. М. Лыч пишет о процессах белорусизации и в 1930-е гг.8, а в статье 2016 г. верно указывает и на постановление ЦК КП(б)Б от 10 января 1941 г. «Об изучении белорусского языка в вузах, техникумах и школах БССР»9. Стоит подчеркнуть, что начало реального внедрения преподавания на белорусском языке даже в фактически еще остававшихся в составе РСФСР белорусских уездах Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, подлежавших передаче в состав БССР в 1924 г., по решению центральных союзных властей было реализовано уже с 1 сентября 1923 г.10 При этом осуществление мероприятий в духе большевистской национальной политики не было однородным: укрупнение БССР за счет нескольких уездов Гомельской губ. завершилось в декабре 1926 г., уже в сентябре 1927 г. руководству БССР пришлось

отчитываться в Москве по линии ЦИК СССР не о чем-нибудь, а об итогах белорусизации, что было исполнено со всеми характерными для эпохи ритуалами показухи и отражено в специальном объемистом двухтомнике, в котором собственно белорусизации посвящался первый том11.

Итак, современная историография национальных процессов в БССР в 1920-е гг. обогатилась весьма полезным монографическим исследованием с акцентом на образовательно-культурные процессы. В то же время обращает на себя внимание, что Маркова в своей монографии почти не затронула конфессиональный аспект проблемы и совершенно не придала значения внешнеполитическому измерению объективно многоуровневого процесса (в работе нет ни слова даже о реально антипольском содержании как всей политики белорусизации, так и ее старта в 1923 г., что делает весьма актуальным специальное обращение к этой проблеме12).

При всех бесспорных достоинствах книги ее очевидная уязвимость — в упорном настаивании на предельно узких рамках осуществления белорусизации, за которыми, по мнению автора, следуют не только широко употребимое в историографии выражение о «свертывании» процесса, но и «конец политики белорусизации», чему в книге посвящена специальная глава (с. 249-271). В этом плане уместно припомнить одну из любимых сталинских поговорок «за деревьями не видят леса». 1924-1929 гг. были важнейшим периодом в развитии белорусизации, ее своего рода апогеем, но при этом всего лишь самым первым и достаточно кратким этапом большого и протяженного процесса распространения в широких массах населения белорусского языка и культуры. При этом стоит помнить и о том, что отдельные новации в жизни белорусского общества, связанные именно с белорусизацией (школьное обучение, массовый охват печатью и радио на белорусском языке, создание Академии наук БССР в 1928 г., музеев и других культурно-просветительных учреждений) при всех изменениях курса советских властей непрерывно и реально существовали вплоть до распада СССР в 1991 г.

Реальным «концом» белорусизации могла стать лишь никогда не осуществившаяся на практике реализация радикальных ассимиляционных идей ленинского родственника родом из Витебской губернии М. Л. Песковского и его советских почти что единомышленников; именно об этом проекте по модернизации сферы народного образования стоит помнить при оценке национальной политики межвоенного СССР, и не только на белорусском примере. Драматичные повороты отношения центральной и местной советской власти к стоявшей у ис-

токов этого процесса национальной интеллигенции, обернувшиеся масштабными преследованиями и жесткими репрессиями, совершенно не означали прекращения основной для инициировавшей этот курс большевистской бюрократии линии на внедрение белорусского начала в школьную систему и средства массовой информации. В 1930-е гг. белорусизация на низовом, «простонародном» уровне не только не была свернута, она обогатилась массовым внедрением в БССР доступного широким слоям радиовещания на белорусском языке. При всех особенностях образовательного курса времен Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева эта линия в целом сохранила свое массовое звучание до времен перестройки, когда развитию белорусской самобытности был придан новый импульс.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Песковский М. Л. На службе. (Из личных воспоминаний) // Русская старина. 1896. Т. 88. № 12. С. 563.

2 См. новейшие подходы белорусской историографии к этой проблеме в коллективной монографии, изданной Институтом истории НАН Беларуси: Грамадска-палпычнае жыццё у Беларуа 1772-1917 гг. Мшск, 2018.

3 Marková А. Sovetská belorusizace jako cesta k národu: iluze nebo realita? Praha, 2012.

4 Маркава А. Шлях да савецкай нацьп. Палиыка беларуазацьп (1924-1929). Мшск, 2016.

5 Rudling P. A. The Rise and Fall of Belarusian Nationalism, 19061931. Pittsburgh, 2015.

6 Маркава А. Пакараць смерцю нельга злгтавацца: беларусш нацыяналiзм у даследаванш Пэра Андэрса Рудлшга // Беларуси пстарычны агляд. 2016. Т. 23. Сш. 1-2. С. 251.

7 Сталин И. В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. М., 1937. С. 81.

8 Лыч Л. Беларуазацыя: 30-я гады // Маладосць. 1995. № 12. С. 197-207.

9 Лыч Л. Мгжваенная беларуазацыя i яе урош. Дзяржауная моуная палтыка у БССР у 1920-1930-я гады // Беларуская думка. 2016. № 3. С. 85.

10 Борисёнок Ю. А. На крутых поворотах белорусской истории: общество и государство между Польшей и Россией в первой половине ХХ века. М., 2013. С. 131.

11 Практическое разрешение национального вопроса в Белорусской Социалистической Советской Республике: по материалам Национальной комиссии ЦИК БССР. Минск, 1927. Ч. 1: Белорусизация.

12 Подробнее см.: БорисёнокЮ. А. На крутых поворотах... С. 126-145.

Y. A. Borisenok

The way to the Soviet nation against the backdrop of wars and revolutions: the initial stage of Belarusianization in the interpretation of Alena Markova

The review focuses on the monograph of the researcher from the Czech Republic A. Markova, devoted to the process of Belarusianization as one of the most topical issues of the Belarusian history of the twentieth century. The book makes an important contribution to the modern interpretation of complex national and ethnic changes that took place on the Belarusian territory in the period between the two world wars.

Keywords: Belarusianization, military conflicts of the 20th century, assimilation, national policy, historiography of the 2010s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.