Научная статья на тему 'Путь А. Н. Островского к сотрудничеству с журналом «Современник»'

Путь А. Н. Островского к сотрудничеству с журналом «Современник» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1678
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННИК" / ДРАМАТУРГИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ЛИТЕРАТУРА / КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ / "SOVREMENNIK" MAGAZINE / DRAMA / CREATIVE ACTIVITY / LITERATURE / CRITICAL NOTES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хапалов Антон Алексеевич

В статье рассматривается процесс постепенного сближения А.Н. Островского с сотрудниками журнала «Современник», отношения с которым обогатили дружеские связи Островского и оказали влияние на творческую судьбу драматурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper studies a mutual step-by-step rapprochement of Ostrovsky and the editorial board of Sovremennik. Later their cooperation expanded Ostrovsky's circle of contacts and influenced the playwright's creative activity.

Текст научной работы на тему «Путь А. Н. Островского к сотрудничеству с журналом «Современник»»

_____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 154, кн. 2 Гуманитарные науки

2012

УДК 82(091)

ПУТЬ А.Н. ОСТРОВСКОГО К СОТРУДНИЧЕСТВУ С ЖУРНАЛОМ «СОВРЕМЕННИК»

А.А. Хапалов Аннотация

В статье рассматривается процесс постепенного сближения А.Н. Островского с сотрудниками журнала «Современник», отношения с которым обогатили дружеские связи Островского и оказали влияние на творческую судьбу драматурга.

Ключевые слова: журнал «Современник», драматургия, творчество, литература, критические заметки.

В феврале 1856 г. Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник». Переходу драматурга в журнал Н.А. Некрасова и И.И. Панаева способствовали и взаимный интерес Островского и редакции, возникший ещё в начале 50-х годов после выхода комедии «Свои люди - сочтёмся!», и приятельские отношения Островского со многими сотрудниками журнала. Со временем появилась традиция открывать новый год публикацией очередного произведения драматурга.

С самого начала 50-х годов, когда Островский был членом «молодой редакции» «Москвитянина», на страницах «Современника» стали появляться упоминания о драматурге, его новых произведениях, его сотрудничестве с другими периодическими изданиями. Однако отношения Островского с редакцией «Современника» складывались непросто, что объяснялось, в первую очередь, непосредственной близостью драматурга к редакциям журналов «Москвитянин» и «Русская беседа», в которых печатались статьи авторов, занимавших славянофильские позиции, и с которыми радикально настроенный «Современник» в те годы постоянно полемизировал.

В журнале регулярно появлялись заметки, статьи, проникнутые иронией по отношению к этим изданиям. Журнальный обозреватель «Современника» 1850 г. А.В. Дружинин в своих ежемесячных «Письмах иногороднего подписчика...» регулярно останавливал своё внимание на свежих номерах «Москвитянина» [1, с. 33]. Так, например, в «Письмах в редакцию “Современника” о русской журналистике» критик, разбирая многочисленные опечатки и неточности на страницах «Отечественных записок» и «Москвитянина», советует М.П. Погодину «прибавить к своему журналу особенный отдел, под названием: “Поправки ошибок”, сделанных в предыдущих номерах», подчёркивая, что «объём журнала оттого значительно увеличится, и подписчики будут знать, чему верить, а чему не верить» [2, с. 79]. Дружинин выступал против споров,

весьма иронично высказывался о натуральной школе, призывал отказаться от «сатирического элемента» в литературе, от изображения «современной жизни». Анализируя первые пьесы Островского, Дружинин смог оценить их поэтические стороны, живописный язык и яркие образы. Исследуя фабулу, особенности конфликта, критик неоднократно указывал на благотворность освоения национального колорита в драматическом произведении. В Островском он видел писателя самобытного, ни на кого не похожего, обладающего своим «совершенно русским» художническим складом.

Однако взгляды Дружинина на общественную и литературную жизнь нельзя отождествлять с общим направлением «Современника» тех лет, о чём свидетельствуют материалы, появлявшиеся на страницах журнала. Панаев писал: «Смешивать иногороднего подписчика с редакцией “Современника” совершенно несправедливо... Она предоставила ему полную свободу в своём журнале, как вежливый хозяин предоставляет в своём доме гостю свободу, и считала неуместным прерывать его своими примечаниями и оговорками.» [3, с. 52]. Тем не менее «Письма иногороднего подписчика» сыграли особую роль в формировании взглядов читателей как на литературу в целом, так и на современных им русских писателей. Практически в каждой статье содержались развёрнутые рассуждения о сущности искусства и его специфике, о задачах истории литературы и литературной критики. В этом плане критические статьи Дружинина напоминали манеру Белинского, который «тоже практиковал в своих статьях разного рода теоретические и историко-литературные пассажи» [4, с. 131].

Все отзывы «Современника» о произведениях Островского до 1856 г. содержали в себе мысль о том, что творчество драматурга необходимо рассматривать исключительно с точки зрения верности обличительному направлению. Такое восприятие возникло сразу с выходом его первой пьесы «Банкрут», которая, по словам Некрасова, была «очень хороша» и заслуживала особого внимания публики и критики [5]. Отзыв «Современника» о новом произведении драматурга остался единственным откликом 1850 г. на «Свои люди - сочтёмся!». В последующих пьесах обличительный элемент был выражен не так ярко, к тому же, по мнению критиков журнала, они уступали первому произведению в художественном и идейном отношении. С особой осторожностью отозвался о комедии «Утро молодого человека» Дружинин, утверждая, что новая комедия основана «на идее старой и избитой», в то же время замечая в ней много «простодушной бойкости и наблюдательности, целый ряд оживлённых, приятных и легко читающихся сцен» [6, с. 95]. Панаев считал, что сцены комедии сравнительно с первой «покажутся чем-то очень плохим и бедным» [7]. «Заметки и размышления» Панаева - остроумные фельетоны, ежемесячно публиковавшиеся в журнале на протяжении десяти лет (1851-1861 гг.) - содержат немало интересных наблюдений над ранними произведениями Островского. В своих статьях и фельетонах Панаев стремился в какой-то мере нейтрализовать выступления Дружинина; все выступления Панаева-публициста были пронизаны любовью к русской литературе, тревогой за её будущее. Именно поэтому впоследствии, с приходом Островского в журнал «Современник», он особенно доброжелательно приветствовал появление новых сочинений драматурга, ставя их в один ряд с произведениями

Л.Н. Толстого, А.Ф. Писемского, видя в них развитие основ реалистического искусства.

В самом начале 50-х годов XIX века, в период наиболее острых разногласий между западниками и «молодой редакцией» «Москвитянина», с Островским познакомился и И.С. Тургенев. Их первая встреча выявила наличие общих взглядов и положила начало добрым отношениям, в которых, однако, ощущалось некоторое взаимное соперничество, поскольку в этот же период Тургенев пытался реализовать свои творческие силы и в драматургии. Наиболее ярким выступлением Тургенева, посвящённым творчеству Островского, стала напечатанная в «Современнике» за 1852 г. статья «Несколько слов о новой комедии г. Островского “Бедная невеста”», содержавшая упрёки в чрезмерном психологизме. Однако уже через несколько лет, осознав значимость его произведений для литературы и театра, и Тургенев, и другие сотрудники журнала изменили своё отношение к Островскому: к концу 50-х годов он стал для них передовым писателем, отражающим жизнь купеческого сословия так, как того требовала эпоха.

Тургенев достаточно быстро сошёлся и с актёрами московской драматической труппы, близкими Островскому (Провом Садовским и некоторыми другими). По просьбе драматурга Тургенев поспособствовал в определении своего друга И.Ф. Горбунова в Александринский театр, в котором 17 февраля 1856 г. и состоялся дебют актёра. Тургенев, приезжая в Москву, всегда бывал у Островского дома, писал ему, а в 1855 г. взял на себя роль посредника в переговорах между ним и редакцией «Современника». Так, в письме от 10 февраля 1855 г. из Петербурга он сообщал: «Теперь же, по поручению редакторов “Современника”, обращаюсь к Вам с вопросом: не хотите ли Вы поместить Вашу последнюю комедию у них в журнале - они примут её с радостью и предлагают Вам за неё 250 руб. серебр. Если Вы согласитесь, то можете выслать её на моё имя - и поскорее - потому что они хотели бы поместить её в мартовской книге» [8, с. 13].

Каждый месяц, после выхода очередного номера журнала, редакция «Современника» собиралась в полном составе для обсуждения новых планов, решения спорных вопросов или просто для знакомства с новыми авторами. В январе 1854 г. Островский впервые присутствовал на одном из таких обедов, организованном редакцией для того, чтобы познакомить драматурга с петербургской интеллигенцией. На встрече был и Н.Г. Чернышевский, который в майском номере журнала откликнулся статьёй на комедию «Бедность не порок». В ней критик не нашёл никаких достоинств: «Скажем только: новая комедия г. Островского слаба до невозможности» [9, с. 36]. Веря в талант Островского, Чернышевский призывал драматурга быть к себе строже и требовательнее.

Одним из инициаторов принятия Островского в штат «Современника» стал Некрасов, которому были близки и дороги живые и мастерски очерченные лица, от которых «веет русским духом», «верность языка», присущая, по мнению поэта, Островскому в большей степени, чем кому-либо из современных писателей. Вместе с тем Некрасов считал, что Островский «сам сдерживает себя, подчиняясь заранее принятой схеме и с нею подступая к изображению действительности» [10, с. 59]. Критик уже тогда понимал, что Островский, как ни один другой писатель, в своих произведениях «добивается исключительной глубины

и всесторонности раскрытия человеческого характера и одновременно достигает изображения всей полноты драматических возможностей жизни» [11, с. 8].

14 февраля 1856 г. в редакции «Современника» состоялся «генеральный» обед в честь Островского, ознаменовавший начало серьёзных отношений «бесспорно первого драматического писателя» и первого русского журнала. Уже через год, в мартовской книжке журнала за 1857 г., было помещено сообщение, подтверждавшее переход драматурга в ряды сотрудников «Современника». Было опубликовано «невиданное доселе в практике русского журнального дела» [12, с. 43] так называемое «Обязательное соглашение», в соответствии с которым писатели добровольно обязывались в течение четырёх лет помещать свои произведения только в журнале «Современник». Этот договор был нарушен всеми, кроме далёкого от радикальных настроений Островского, которому были близки многие демократические идеи журнала.

Сотрудники «Современника» по-разному оценивали творчество драматурга, однако при всём различии в понимании задач, стоящих перед литературой, и Чернышевский, и Некрасов, и Панаев, рассматривая творчество Островского начала 50-х годов, исходили прежде всего из своих представлений о назначении искусства; критика должна была, по их мнению, помочь ему найти свой путь в литературе. До прихода Островского в журнал редакция была уверена в том, что драматург является сторонником теории «чистого искусства»: «это также песня старая и весьма известная» [13, с. 21]. Однако к середине 50-х годов изначально сдержанное и настороженное отношение к пьесам Островского «москви-тянинского» периода изменилось, сотрудники «Современника» признали в Островском сторонника демократических настроений. Здравый смысл и чувство действительности, всегда присущие Островскому, помогли ему по достоинству оценить новых коллег. Петербургские друзья часто бывали у него в Москве, их переписка была полна взаимного интереса к творческим планам, содержала известия о литературных новинках, искренние пожелания добра.

Несмотря на то что сближение с редакцией «Современника» для Островского не было гладким (в письме к Н.И. Шаповалову находим: «Не такой у меня характер, чтобы мне легко оставлять старых знакомых и заводить новых» [14, с. 91]), знакомство и последующее сотрудничество с журналом заметно обогатило дружеские связи Островского и стало важным этапом в творческой судьбе драматурга.

Summary

A.A. Khapalov. A.N. Ostrovsky’s Road to Cooperation with the “Sovremennik” Magazine.

The paper studies mutual step-by-step rapprochement of Ostrovsky and the “Sovremennik” editorial board. Later their cooperation expanded Ostrovsky’s circle of contacts and influenced the playwright's creative activity.

Key words: “Sovremennik” magazine, drama, creative activity, literature, critical notes.

Литература

1. А.Н. Островский. Материалы и исследования: Сб. науч. тр. - Шуя: Весть, 2006. -

334 с.

2. Письма иногороднего подписчика в редакцию «Современника» о русской журналистике // Современник. - 1850. - Т. 20, № 3. - С. 73-100.

3. Заметки Нового Поэта о русской журналистике // Современник. - 1851. - Т. 27, № 5. -С. 46-66.

4. Тихомиров В.В. Русская литературная критика середины XIX века: теория, история, методология. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 376 с.

5. Всего понемногу // Современник. - 1850. - Т. 19, № 2. - С. 102.

6. Письма иногороднего подписчика в редакцию «Современника» о русской журналистике // Современник. - 1851. - Т. 25, № 1. - С. 82-106.

7. Разные известия // Современник. - 1850. - Т. 24, № 12. - С. 256-257.

8. Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: в 30 т. Письма: в 18 т. - М.: Наука, 1987. - Т. 3. -704 с.

9. «Бедность не порок». Комедия А. Островского. Москва. 1854 // Современник. -1854. - Т. 45, № 6. - С. 1-48.

10. Розанова Л.А. А.Н. Островский. Биография писателя. - М.; Л.: Просвещение, 1965. -139 с.

11. Лебедев Ю.В. О национальном своеобразии драматургии Островского // Мир А.Н. Островского. Национальный характер и русская культурная традиция в творчестве А.Н. Островского: Материалы науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Кострома, 1998. -Ч. 1. - С. 14-20.

12. Демченко А.А. А.Н. Островский в условиях «обязательного соглашения» // А.Н. Островский. Материалы и исследования: Сб. науч. тр. - Шуя: Весть, 2010. -С. 43-55.

13. Комета, учёно-литературный альманах, изданный Николаем Щепкиным // Современник. - 1851. - Т. 27, № 5. - С. 1-32.

14. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. - М.: Искусство, 1979. - Т. 11. - 784 с.

Поступила в редакцию 28.01.12

Хапалов Антон Алексеевич - аспирант кафедры культурологии и литературы Шуйского государственного педагогического университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.