Научная статья на тему 'Purpose of generating generation - healthy lifestyle'

Purpose of generating generation - healthy lifestyle Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / COMPETENT SPECIALIST / МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MODEL OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Котьков Николай Николаевич

В статье обосновывается необходимость рассматривать здоровье как важнейшую предпосылку формирования личности обучающегося, осознающего ответственность перед обществом за уровень своего физического развития и, как следствие, работоспособности. Статья предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с изменением философии физкультурного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Purpose of generating generation - healthy lifestyle»

ЦЕЛЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

PURPOSE OF GENERATING GENERATION - HEALTHY LIFESTYLE

Котьков Николай Николаевич

кандидат педагогических наук, профессор Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации

кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Kotkov Nikolai Nikolaevich candidate of pedagogical sciences, professor honored worker of physical culture of the russian federation

department of applied physical culture Orel state university named. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье обосновывается необходимость рассматривать здоровье как важнейшую предпосылку формирования личности обучающегося, осознающего ответственность перед обществом за уровень своего физического развития и, как следствие, работоспособности. Статья предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с изменением философии физкультурного образования.

Abstract. The article substantiates the need to consider health as the most important prerequisite for the formation of the personality of the learner, who is aware of the responsibility to society for the level of his physical development and, as a result, his capacity for work. The article is intended for a wide range of readers interested in issues related to changing the philosophy of physical education.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, компетентный специалист, модель физической культуры.

Keywords: healthy lifestyle, competent specialist, model of physical culture.

С целью анализа особенностей и рассмотрения путей повышения физической подготовленности сотрудников полиции, нами было проведено анкетирование сотрудников УМВД России по Орловской области. При этом, за основу была взята анкета, разработанная специалистами физической подготовки Уфимского юридического института МВД России при исследовании схожего с нашим вопроса. В ходе анкетирования мы попытались выявить мотивы сотрудников, побудивших их к службе в органах внутренних дел, личностные качества опрашиваемых, условия служебной деятельности, степень владения боевыми приемами борьбы (БПБ), частоту, место и перечень наиболее применяемых из них. Всего было роздано 300 анкет, из которых вернулось -141.

В обществе при любых социально-экономических и политических ситуациях здоровье подрастающего поколения является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, ее научный и экономический потенциал. Уже сейчас известны

начальные проявления неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей

и подростков. Поэтому важно направлять действия общества на необходимость научных исследований и выработку методических и организационно-педагогических подходов к сбережению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни.

Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья подрастающего поколения и молодежи, воспитания ценностей здорового образа жизни и сознательного отношения к нему нашли свое отражение в таких нормативных документах как: Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.[5].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [2]. То есть полная гармония в состоянии здоровья человека связана с немедицинскими понятиями, а значит, что не все в достижении здоровья зависит от медицины и медиков.

Федеральной службой государственной статистики (Росстат) при участии Минздравсоцразвития России, Росспорта, Института социальных исследований впервые в отечественной практике в июне-июле 2008 г. было проведено выборочное обследование на тему «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения»[8].

В результате опроса 2204 человек в возрасте 15 лет и более в 24 субъектах Российской Федерации (в Республиках Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Камчатском, Краснодарском, Красноярском, Пермском краях, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Курской, Мурманской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском АО, г. Москва) выяснилось, что для подавляющего большинства людей в возрасте 15 лет и более хорошее здоровье является одной из наиболее актуальных базовых ценностей [8].

Признавая важность здоровья, полезность занятий физической культурой, пагубность курения, употребления алкоголя и т.д., большинство людей в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери. Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые обеспечивают предупреждение заболеваний и относятся к своему здоровью как к сравнительно легко "возобновляемому ресурсу", не приучено постоянно думать о его состоянии, а тем более, практически заботиться о нем.

Результаты опроса показали положительное отношение основной массы опрошенного населения к занятиям физической культурой и спортом: 77,9% отметили важность физических упражнений для укрепления здоровья, 48,5% -их полезность для сохранения физической формы и фигуры, 32,7% - для поддержания работоспособности, 20,8% - для увеличения продолжительности жизни и т.д. Однако эти оценки расходятся с реальным стилем повседневной жизни. Утренней гимнастикой занимаются 23,6% респондентов, физкультурой и спортом в свободное время - 31,3%.

Как известно, эпизодические занятия физкультурой мало что дают для поддержания и укрепления физического здоровья человека. Для этого нужно

заниматься физкультурой как минимум 2-3 раза в неделю [7]. Наибольшей популярностью пользуются занятия в тренажерных залах, аэробикой, шейпингом, фитнесом, к которым приобщились 36,7% отметивших, что занимаются физическими упражнениями. Остальные предпочитают занятия плаванием, оздоровительный бег, спортивные игры, лыжные прогулки.

Обращает на себя внимание тот факт, что большинство занимающихся физической культурой и спортом (68,0%) делают это самостоятельно, то есть вне спортивных секций и групп здоровья, и только 13% опрошенных пользуются спортивными сооружениями.

В числе системных факторов, обусловливающих низкую степень участия населения в физкультурно-оздоровительном движении, несомненно, являются уровень общей культуры людей, наличие или отсутствие вредных привычек. Ссылка на отсутствие свободного времени, как и отсутствие желания и интереса, служит подтверждением этого вывода. Следует особо обратить внимание на тот факт, что молодые люди в возрасте 19-29 лет особенно часто мотивируют отказ от занятий физкультурой и спортом своей ленью и отсутствием интереса.

Между занятиями физкультурой и спортом и состоянием здоровья существует как прямая, так и обратная связь: люди, не склонные к заболеваниям, охотнее ведут активный образ жизни, а занимающиеся физкультурой меньше болеют.

Важно отметить прогнозированное состояние здоровья нашего будущего -молодого поколения. По данным Министерства образования только 10% выпускников средней школы можно считать абсолютно здоровыми [7]. Между тем, примечательно, что люди стали больше ценить здоровье, что видно из опроса общественного мнения, при котором 80% отметили главным своим пожеланием детям и внукам — хорошее здоровье, и только 41% — материальный достаток

О неблагополучном состоянии здоровья в России свидетельствуют также и некоторые статистические показатели. Так средняя продолжительность жизни мужчин в России в 2017 году по предварительным данным составила 67,51 лет, женщин - 77,6 [8].

В 2017 г. число умерших превысило число родившихся на 8,0%, в 17 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5-1,8 раза.

В настоящее время здоровье необходимо рассматривать как важнейшую предпосылку формирования личности ребенка. Важным является поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого обучающегося, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий [9].

По мнению ряда ученых, необходимо в ближайшее время уделить особое внимание внедрению в массовую школу эффективных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, продумать условия их организации.

Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержаться в трудах В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, которые подчеркивали особую значимость закаливания воли, развития самостоятельных действий самой личности как потенциала для становления ее культуры здоровья [6].

В изучение проблемы здоровья подрастающего поколения немалый вклад внесли русские ученые XIX в. С. П. Боткин, И. И. Брехман, А.М. Филомафитский, заложившие основы педагогической валеологии [6]. В 70-90-е годы ХХ в. многоплановый анализ здорового образа жизни приведен в трудах философов (А. П. Бутенко, В. Б. Капустин, М. Н. Руткевич, В. И. Столяров), социологов (И. М. Быховская, А. В. Лисовский, Л. Я. Рубина, П. Х. Титма), медиков (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Ю. П. Лисицын), психологов и педагогов (М. Я. Виленский. В. А. Сластенин).

Педагогическая технология, применяемая в образовательном учреждении должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 41 пункт 4. «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся» [4].

Таким образом, основной задачей педагогики и гигиены является организация режима труда и отдыха обучающихся и создание условий обучения, которые обеспечат высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволят избегать утомление и переутомления.

Формирование нравственного характера к здоровому образу жизни успешно осуществляется при физическом, эстетическом и умственном воспитании, которое, согласно требованиям ФГОС ВО, должно направляться на гармоничное развитие форм и функций организма человека, всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия, воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности на содействие развитию интеллекта.

По данным опросов обучающихся (девушек) в настоящее время приоритетными являются: желание сформировать красивую, привлекательную фигуру, устранить ее дефекты, укрепить здоровье, улучшить самочувствие и работоспособность, скорректировать физическое развитие; потребность в двигательной активности, в том числе игровой, жажда развлечений, «положительных эмоций»; спортивный интерес. Юношей привлекает силовая подготовка, укрепление здоровья и коррекция физического развития, развлечения и положительные эмоции; спортивные результаты [9].

Становление личности через отношение к занятиям физической культурой зависит как от социальной среды, условий жизни, жизнеобеспечения, так и от контроля процессов формирования и организации деятельности обучающегося .

Педагогическая общественность начинает осознавать, что именно преподаватель физической культуры может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач. Но этот процесс идет пока недопустимо медленно.

Многие руководители образовательных учреждений не осознают роли физической культуры в процессе всестороннего развития личности специалиста, что проявляется в недостаточном финансировании, отсутствии современной спортивной базы и инвентаря, сокращении количества учебных часов на организацию физкультурно-спортивной работы.

Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, нужно изменить философию физкультурного образования в плане воспитания ответственного, компетентного специалиста, осознающего ответственность перед обществом за уровень своего физического развития, работоспособности и здоровья. Необходимо создать

новую общественно-национальную модель физической культуры, раскрыв ее привлекательные константы цивилизованности. Кроме того, требуется решить проблему подготовки педагогических кадров и привлечения их к работе на кафедрах физического воспитания. К сожалению, уровень оплаты труда преподавателей, низкая престижность педагогической деятельности препятствуют приходу на кафедры молодого поколения специалистов.

Новый стандарт дает шанс укрепить позиции кафедры физического воспитания, увеличить объем выделяемых средств на развитие физической культуры, на создание спортивной инфраструктуры, оснащение кафедр современным инвентарем и оборудованием.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек особенно для молодого организма: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Литература

1. Безруких М. М. Школьные факторы риска и здоровья детей // Магистр. 1999.

№ 3.

2. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/ suggestions/ faq/ru/

3. Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Чистяков В. А. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2011. № 1 (71). С. 35-41.

4. Документы РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://dokumenty24.ru/ zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/item/229-glava-4.html#st41

5. Кодексы и Законы РФ 2018 - Российское Законодательство - онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/41/

6. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.

7. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков : документы и

материалы (1999-2002 годы) / автор-составитель П. А. Рожков. М. : Советский спорт, 2002. -1040 с.

8. Росстат. Выборочное наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/ZDOR/Sdp2013.Bfs.Publisher/index.html

9. Структура и основные особенности труда преподавателя кафедры физического воспитания высшей школы / Д. Н. Давиденко [и др.] // Ученые записки унта им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 2 (72) С. 71-75.

References

1. Bezrukih M. M. SHkol'nye faktory riska i zdorov'ya detej [School risk factors and children's health]. Magistr, 1999, no. 3.

2. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya [World Health Organization]. Available at: http://www.who.int/ suggestions / faq / en /

3. Grigoriev V. I., Davidenko D. N., Chistyakov V. A. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniyu individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij fizicheskogo razvitiya studentov [Competent approach to the design of individual educational trajectories of students' physical development]. Uchenye zapiski un-ta im. P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University of them. P.F. Lesgaft, 2011, no. 1 (71), pp. 35-41.

4. Dokumenty RF [Documents of the Russian Federation]. Available at: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/item/229-glava-4.html#st41

5. Kodeksy i Zakony RF 2018 - Rossijskoe Zakonodatel'stvo - onlajn [Codes and Laws of the Russian Federation 2018 - Russian Legislation - online]. Available at: https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/41/

6. Mityaeva A. M. Zdorov'esberegayushchie pedagogicheskie tekhnologii [Health-saving pedagogical technologies]. 2 nd ed. Moscow, Academy Publ., 2010, 192 p.

7. Normativnoe pravovoe obespechenie sfery fizicheskoj kul'tury i sporta: realizaciya strategii reformirovaniya otrasli na rubezhe vekov : dokumenty i materialy (1999-2002 gody) [Normative legal support of the sphere of physical culture and sports: implementation of the strategy for reforming the industry at the turn of the century: documents and materials (1999-2002)]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2002, 1040 p.

8. Rosstat. Vyborochnoe nablyudenie povedencheskih faktorov, vliyayushchih na sostoyanie zdorov'ya naseleniya 2013 [Rosstat. Selective observation of behavioral factors affecting the health of the population 2013]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ZDOR/ Sdp2013.Bfs.Publisher/index.html

9. Davidenko D. N. [ets.] Struktura i osnovnye osobennosti truda prepodavatelya kafedry fizicheskogo vospitaniya vysshej shkoly [Structure and main features of the work of the teacher of the department of physical education of higher education]. Uchenye zapiski un-ta im. P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University of them. P.F. Lesgaft, 2011, no. 2 (72).pp. 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.