Научная статья на тему 'Публикационная политика регионального вуза в контексте управления его научным имиджем'

Публикационная политика регионального вуза в контексте управления его научным имиджем Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВУЗЫ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ / ИМИДЖ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНТЕРНЕТ / САЙТЫ / РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛОВ / АВТОРЫ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / REGIONAL UNIVERSITIES / PUBLICATION POLICY / SCIENTIFIC MAGAZINES / IMAGE MANAGEMENT / INTERNET / SITES / MAGAZINES EDITORIAL BOARDS / AUTHORS / QUALITY MANAGEMENT / TIME MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Кузьмина Алеся Борисовна, Яковлева Людмила Вячеславовна

Авторы рассматривают содержание термина «публикационная политика» (ПП); показывают важность ПП для управления научным имиджем регионального вуза (РВ); анализируют цели ПП РВ и ресурсные ограничения при ее реализации. В статье выделено два направления ПП (и принимаемых в их рамках решений/мер): первое относится к деятельности руководства вуза, его административно-управленческих и иных структур, второе – непосредственно к авторам публикаций. Для обоих направлений авторы статьи приводят перечни их компонент, затем каждая из них анализируется с позиций управления научным имиджем РВ. В работе подробно рассмотрены следующие вопросы: обеспечение эффективности деятельности редакционно-издательских комплексов РВ; использование сайтов РВ для поддержки публикационной активности авторов; возможности привлечения ведущих российских и зарубежных ученых к участию в работе редакционных советов научных журналов; методы расширения состава авторов, публикующихся в вузовских научных журналах; стимулирование авторов из РВ к публикациям в зарубежных изданиях; использование информационных технологий для обеспечения качества публикуемых материалов; продвижение опубликованных работ в научном информационном пространстве; поддержка отражения публикаций и ссылок на них в электронных системах учета цитирований; возможности координации ПП вузов; применение информационных технологий в подготовке и выпуске научных журналов РВ, в том числе в электронной форме; обеспечение компетентности в сфере информационных технологий персонала редакционно-издательских комплексов и авторов. Сделан вывод, что у РВ имеются определенные возможности по улучшению их научного имиджа путем оптимизации ПП в условиях существующих нормативных и ресурсных ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Кузьмина Алеся Борисовна, Яковлева Людмила Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Publication policy of regional university in context of its scientific image management

Authors consider the substance of term «publication politics» (PP); show importance of PP for management of regional universities (RU) scientific image; analyze the purposes of RU PP and resources restrictions for its realization. In article it is distinguished two directions of PP (and decisions/measures accepted in its frameworks) - the first concerns with activity of universities governance, its administrative, managerial and other structures, the second - is direct to authors of publications. For both directions authors of article adduce lists of their components, thereafter each of them is analyzed from positions of RU scientific image management. In article are considered in detail following questions: maintenance of performance efficiency for publishing complexes of RU; usage of RU sites for support of authors publication activity; possibilities of leading Russian and foreign scientists attraction to participation in work of editorial councils of scientific magazines; methods for expanding composition of authors, the published in universities scientific magazines; stimulation of authors from RU to publications in foreign editions; usage of information technologies for ensuring quality of published materials; advancement of the published works in scientific information space; reflection support for publications and references to them in electronic systems of the citations account; possibilities of coordination for universities PP; application of information technologies for preparation and publication of RU scientific magazines, including in the electronic form; ensuring of information technologies competence for personnel of publishing complexes and authors. The conclusion is drawn, that RU have certain possibilities for improvement of their scientific image by means of PP optimization in conditions of existing normative and resources restrictions.

Текст научной работы на тему «Публикационная политика регионального вуза в контексте управления его научным имиджем»

http://www.spsl.nsc.ru/win/isitr/str_37h.html (дата обращения 23.12.2012), свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус.

5. Правила устройства электроустановок. - Москва : Главгосэнергонадзор России, 1998. - 550 с.

6. Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений. Утв. заместителем Министра образования и науки РФ А.А. Климовым 19 июня 2012 г. - Режим доступа: http://www.umoman.ru/content/File/documents/ chrlist190612.pdf (дата обращения 23.12.2012), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

References

1. Ashmanov I. S., Ivanov A. A. Prodvizhenie sayta v poiskovykh sistemakh [Site advancement in search systems]. - Moscow, Williams, 2010. 304 p. ISBN 978-5-8459-1155-1.

2. Brumshteyn Yu. M. Nauchnye stati: osobennosti tsitirovaniya, ispolzovaniya ssylok, formiro-vaniya bibliograficheskikh spiskov [Scientific articles: features of citing, references usage, bibliographic lists formation]. Intellektualnaya sobstvennost. Avtorskoe pravo [Intellectual property. Copyright], 2011, no. 7, pp. 16-32.

3. Ob utverzhdenii Pravil razmeshcheniya v seti Internet i obnovleniya informatsii ob obrazovatel-nom uchrezhdenii. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 18.04.2012 g. № 343 [On approval of the Rules for posting on the Internet and updating the information on educational institution. Russian Federation Government Resolution of 18.04.2012, no. 343]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], federal issue no. 5764, 25 April, 2012.

4. Opredelenie indeksa tsitiruemosti organizatsii s ispolzovaniem BD «Rossiyskiy indeks nauchnogo tsitirovaniya» (RINTs) (v sostave Nauchnoy elektronnoy biblioteki) [Definition of organization citation index with DB «the Russian index of scientific citing» (RISC) (as a part of Scientific Electronic Library)]. Available at: http://www.spsl.nsc.ru/win/isitr/str_37h.html, accessed 23 December 2012.

5. Pravila ustroystva elektroustanovok [Rules of arrangements for electric installations]. - Moscow, Glavgosenergonadzor Rossii, 1998. 550 p.

6. Primernyy perechen kriteriev obshcherossiyskoy sistemy otsenki effektivnosti deyatelnosti vysshikh uchebnykh zavedeniy. Utv. zamestitelem Ministra obrazovaniya i nauki RF A.A. Klimovym 19 iyunya 2012 g. [The approximate list of criteria for the all-Russian estimation system of universities activity. Approved by the Deputy Minister of Science and Education of the Russian Federation A.A. Klimov on June 19th 2012]. Available at: http://www.umoman.ru/content/File/documents/chrlist190612.pdf, accessed 23 December 2012.

УДК [65+004]:378+37.08

ПУБЛИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО НАУЧНЫМ ИМИДЖЕМ

Брумштейн Юрий Моисеевич, кандидат технических наук, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, email: brum2003@mail.ru

Кузьмина Алеся Борисовна, аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, e-mail: lesenok-1988@mail.ru

Яковлева Людмила Вячеславовна, доктор биологических наук, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, email: yakovleva_lyudmi@mail.ru

Авторы рассматривают содержание термина «публикационная политика» (ПП); показывают важность ПП для управления научным имиджем регионального вуза (РВ); анализируют цели ПП РВ и ресурсные ограничения при ее реализации. В статье выделено два направления ПП (и принимаемых в их рамках решений/мер): первое относится к деятельности руководства вуза, его административно-

управленческих и иных структур, второе - непосредственно к авторам публикаций. Для обоих направлений авторы статьи приводят перечни их компонент, затем каждая из них анализируется с позиций управления научным имиджем РВ. В работе подробно рассмотрены следующие вопросы: обеспечение эффективности деятельности редакционно-издательских комплексов РВ; использование сайтов РВ для поддержки публикационной активности авторов; возможности привлечения ведущих российских и зарубежных ученых к участию в работе редакционных советов научных журналов; методы расширения состава авторов, публикующихся в вузовских научных журналах; стимулирование авторов из РВ к публикациям в зарубежных изданиях; использование информационных технологий для обеспечения качества публикуемых материалов; продвижение опубликованных работ в научном информационном пространстве; поддержка отражения публикаций и ссылок на них в электронных системах учета цитирований; возможности координации ПП вузов; применение информационных технологий в подготовке и выпуске научных журналов РВ, в том числе в электронной форме; обеспечение компетентности в сфере информационных технологий персонала редакционно-издательских комплексов и авторов. Сделан вывод, что у РВ имеются определенные возможности по улучшению их научного имиджа путем оптимизации ПП в условиях существующих нормативных и ресурсных ограничений.

Ключевые слова: региональные вузы, публикационная политика, научные журналы, имидж менеджмент, Интернет, сайты, редакции журналов, авторы, управление качеством, тайм-менеджмент, информационные технологии, компетентность

PUBLICATION POLICY OF REGIONAL UNIVERSITY IN CONTEXT OF ITS SCIENTIFIC IMAGE MANAGEMENT

Brumshteyn Yuriy M., Ph.D. (Engineering), Astrakhan State University, 20a Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation, e-mail: brum2003@mail.ru

Kuzmina Alesya B., post-graduate student, Astrakhan State University, 20a Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation, e-mail: lesenok-1988@mail.ru

Yakovleva Lyudmila V., D.Sc. (Biology), Astrakhan State University, 20a Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation, e-mail: yakovleva_lyudmi@mail.ru

Authors consider the substance of term «publication politics» (PP); show importance of PP for management of regional universities (RU) scientific image; analyze the purposes of RU PP and resources restrictions for its realization. In article it is distinguished two directions of PP (and decisions/measures accepted in its frameworks) - the first concerns with activity of universities governance, its administrative, managerial and other structures, the second - is direct to authors of publications. For both directions authors of article adduce lists of their components, thereafter each of them is analyzed from positions of RU scientific image management. In article are considered in detail following questions: maintenance of performance efficiency for publishing complexes of RU; usage of RU sites for support of authors publication activity; possibilities of leading Russian and foreign scientists attraction to participation in work of editorial councils of scientific magazines; methods for expanding composition of authors, the published in universities scientific magazines; stimulation of authors from RU to publications in foreign editions; usage of information technologies for ensuring quality of published materials; advancement of the published works in scientific information space; reflection support for publications and references to them in electronic systems of the citations account; possibilities of coordination for universities PP; application of information technologies for preparation and publication of RU scientific magazines, including in the electronic form; ensuring of information technologies competence for personnel of publishing complexes and authors. The conclusion is drawn, that RU have certain possibilities for improvement of their scientific image by means of PP optimization in conditions of existing normative and resources restrictions.

Keywords: regional universities, publication policy, scientific magazines, image management, Internet, sites, magazines editorial boards, authors, quality management, time management, information technologies, competence

Деятельность региональных вузов (РВ) России протекает сейчас в условиях конкуренции не только за контингенты обучаемых лиц, но и за тематику научных исследований, объемы их финансирования в рамках различных программ, получение российских и международных грантов, открытие советов по защите диссертаций и др. При этом важное значение имеет научный имидж (НИ) РВ в целом, его научных школ, отдельных исследователей. В формировании НИ значительную роль играет количество и качество работ, публикуемых штатными научно-педагогическими сотрудниками (НПР) вуза, его докторантами, аспирантами, студентами. Продуктивность их деятельности во многом определяется публикационной политикой (ПП) вуза, т.е. совокупностью принципов и практических мер по управлению публикационной активностью авторов, эффективностью редакционно-издательской деятельности вуза, продвижению подготовленных/опубликованных работ НПР в научном информационном пространстве (НИП). Эта проблематика в литературе исследована слабо. Поэтому основной задачей данной работы был комплексный анализ указанных вопросов - с определенным акцентом на использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Основными целями реализации IIII РВ в сфере научной деятельности являются: общая поддержка оперативных позиций РВ в НИП; фиксация в объективной форме научных результатов/достижений авторов РВ; обеспечение адекватного отражения публикаций и ссылок на них на сайте www.elibrary.ru, в международных системах учета цитирования (МСУЦ) - Scopus, Web of Science и др.; поддержка выполнения вузами аккредитационных (аттестационных) требований в отношении научной деятельности, «критериев эффективности» Минобрнауки [5]. Достижение этих целей способствует формированию благоприятного НИ РВ с позиций не только Минобрнауки, но и других юридических и физических лиц, включая ведущих ученых и научные организации, потенциальных заказчиков хоздоговорных работ, фонды-грантодатели и пр.

В данной работе ПП РВ (и принимаемые в ее рамках решения/меры) разделим по их направленности на две группы. Первая относится к деятельности руководства вуза, его административно-управленческих и иных структур, вторая - непосредственно к авторам публикаций. Для первой группы выделим: создание/техническое оснащение редакционно-издательских комплексов (РИК); внедрение современных ИКТ в их деятельность; управление номенклатурой научных журналов (НЖ) вуза, периодичностями их выпуска, объемами; формирование для них авторитетных «редакционных советов»; обеспечение включения их в список ВАКовских изданий; отражение публикаций из них на сайте www.elibrary.ru, а в перспективе - и в МСУЦ; выпуск научных монографий и иных непериодических изданий; управление тематической направленностью научных изданий вуза, размерами и качеством публикуемых в них работ, составом авторов; мониторинг и управление импакт-факторами (ИФ) вузовских журналов; продвижение изданий РВ и отдельных публикаций из них в НИП; налаживание сотрудничества с вневузовскими изданиями, прежде всего с редакциями НЖ.

Вторая группа: информационная поддержка в отношении возможных мест опубликования работ; управление мотивацией авторов публикаций, в том числе по выбору тематики статей и журналов, количества публикаций; повышение научной и ИКТ-квалификации авторов статей; оказание им технической помощи при подготовке статей, переводах их текстов на иностранные языки и пр. Ниже эти решения/меры рассматриваются подробнее.

Поддержка выпуска собственных печатных изданий играет важнейшую роль в ПП РВ. Поэтому, несмотря на ограниченность финансовых ресурсов, в большинстве РВ сейчас созданы собственные РИК. За счет использования современных ИКТ типичное количество штатных сотрудников их подразделений обычно не более 1-2 % от общей численности НПР вуза. Состав научных изданий, выпускаемых РИК на бумаге: НЖ; монографии; материалы конференций, симпозиумов, научных школ и т.п., проводимых на базе РВ; иные непериодические издания. Объемы научной издательской деятельности РВ определяются размерами

вузов, их «статусами», в том числе «исследовательский» или «федеральный» университет. Современная полиграфическая база РИК позволяет отпечатать тиражи бумажных изданий в считанные дни - даже если в них есть цветные иллюстрации. Для объективности отметим, что тиражи печатных НЖ обычно невелики, однако материалы изданий часто представляются для открытого доступа в Интернете. Предварительную подписку по каталогам Роспечати и аналогичных организаций можно оформить лишь для небольшой части периодических печатных изданий РВ. Также редок обмен издаваемыми печатными НЖ между библиотеками РВ. К сборникам материалов конференций (но не НЖ) начали прикладываться лазерные диски с презентациями, видеороликами и другими объектами, которые нельзя представить в печатной форме.

Для обложек НЖ РВ характерен устойчивый во времени дизайн, косвенно участвующий в формировании их НИ. Для разных изданий РВ дизайн может быть однотипным или различным, включать в себя логотипы вузов. Для материалов конференций, школ и т.п. их логотип практически всегда выносится на обложки/титульные листы изданий и программы мероприятий - в печатной и электронной формах.

При необходимости осуществляется рассылка изданных печатных материалов их иногородним авторам. Однако пока лишь в немногих вузах есть «интернет-магазины» для находящихся в продаже печатных изданий, в том числе НЖ. Это сужает возможности получения изданий учеными «не из вуза», а следовательно, и возможности поддержки НИ РВ.

В ряде РВ начали использоваться технологии приема публикаций в НЖ и на конференции непосредственно через интернет-страницы соответствующих мероприятий на сайтах РВ. Однако пока редко размещение на интернет-страницах редакций НЖ информации о: ходе рассмотрения (статусе) представленных авторами материалов; принятых по ним редакциями решениях; номерах НЖ, в которых материалы будут опубликованы.

Не типично для большинства РВ и издание «электронных НЖ» (ЭНЖ). Однако уже есть ЭНЖ, включенные в список ВАК - правда, отношение к ним многих авторов пока настороженное. В то же время материалы научных конференций, школ и пр. уже нередко издаются только в электронной форме, в том числе и с получением кода ISBN. Промежуточным вариантом может быть издание в «бумажной форме» ограниченного количества экземпляров в основном для обеспечения так называемой обязательной рассылки. Материалы электронных изданий, не включенных в ВАКовский список, могут отражаться на сайте www.elibrary.ru, а также в специализированных системах, например, в «Бюллетене медицинских Интернет-конференций» (ISSN 2224-6150, http://medconfer.com/journal). Кроме упоминаемых в [5] МСУЦ Scopus и Web of Science, отметим системы Springer, Web of Knowledge, Ulrich's International Periodical Directory (www.ulrichsweb.com); Index Copernicus (http://www.indexcopernicus.com/index_en.php); системы, специализированные по отдельным тематикам, в том числе Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Agris, GeoRef, а также российский ресурс - www.elibrary.ru (включая его инструмент «Science Index», предназначенный для оценки журналов «в целом»).

Использование ЭНЖ, помимо прочего, может улучшать НИ РВ за счет демонстрации эффективного применения в вузе современных ИКТ.

Внутривузовское управление номенклатурой научных изданий, графиками их выпуска и объемами, координация тематики отдельных журналов, унификация «правил для авторов», условий оплаты публикаций и пр. обычно осуществляется на уровне редакционно-издательских советов вузов. На межвузовском уровне координирующие органы по НЖ чаще всего отсутствуют даже внутри регионов (они могли бы работать, например, при региональных советах ректоров вузов). Региональных межвузовских НЖ, ставящих себе целью координацию исследований по «региональной тематике», в России пока практически нет.

При создании в РВ новых журналов необходимо, чтобы их названия не повторяли «имена» уже существующих российских изданий. Однако допускается использование в их названиях: переводов иноязычных зарубежных изданий; фрагментов «имен» существующих российских изданий. В России велика доля НЖ (включая ВАКовские) с названиями типа «Вестник» или «Известия» такого-то университета, причем если они и «разбиты» на серии, то укрупненной тематики. Это снижает вероятность систематического мониторинга указанных изданий исследователями, заинтересованными в определенной тематике, а следовательно, и цитирований работ из них. Издания, позиционируемые как обслуживающие группы регионов, есть, но их немного и они не специализированные. В то же время за рубежом: политематические журналы типа «Известия конкретного вуза» встречаются редко; непосредственно в названиях НЖ обычно отражена их тематика - чаще всего достаточно узкая. Это позволяет: «собрать» на страницах таких изданий исследователей, работающих в определенной области; способствует развитию научных контактов между ними, в том числе и международных; улучшает «цитируемость».

Конкуренция между вузовскими изданиями (включая НЖ) за получение статей авторов, а также авторов за право опубликования статей в них слабая. Сказывается, что количество русскоязычных НЖ из ВАКовского списка уже значительно превышает 2000, причем доля вузовских изданий среди них велика (общее количество НЖ в России - более 4000). Кроме того, вневузовские издания нередко предлагают более «выгодные» условия, в том числе в отношении сроков опубликования и оплаты. Отметим, что ИФ журналов пока слабо учитываются авторами при выборе изданий.

Вопросы взаимной увязки тематики вузовских НЖ, работающих в РВ Советов по защите диссертаций, действующих в РВ аспирантур/докторантур, направлений проводимых научных конференций несомненно актуальны в отношении формирования НИ вузов. Однако их подробное обсуждение выходит за рамки настоящей статьи.

Для НЖ РВ актуальность их тематики, качество содержания и оформления, соблюдение графика выхода значительно влияют на НИ вуза. Внешнее (по отношению к местам работы авторов) рецензирование работ для ВАКовских журналов сейчас обязательно. Возможные варианты: рецензию (обычно «доктора наук») обеспечивают авторы публикаций; рецензента выбирает редакция НЖ, причем он может оставаться и неизвестным для авторов; авторы представляют список компетентных (по их мнению) рецензентов, из которых редакция выбирает «оптимального» - это встречается главным образом в зарубежной практике. Для улучшения качества публикаций редакции вузовских НЖ могут требовать от авторов устранения принципиальных замечаний в рецензиях, реже встречается вариант корректировки текстов самими редакциями. Повторное рецензирование статей другим рецензентом (по просьбе авторов) или параллельное рецензирование двумя рецензентами в российских НЖ встречается редко. Редакции могут проводить по своей инициативе и дополнительное внутреннее рецензирование работ. Привлечение для рецензирования статей в изданиях РВ ученых из ведущих российских вузов обычно затруднено их высокой загруженностью и отсутствием личной заинтересованности, а ученых из-за рубежа - обычно еще и наличием «языкового» барьера для русскоязычных статей. Для публикуемых работ исключение описаний не зарегистрированных изобретений, полезных моделей и пр. может контролироваться путем оформления «актов экспертизы», получения виз «отделов интеллектуальной собственности», однако сейчас в РВ это обычно не требуется.

Требования к ИКТ-квалификации научных редакторов (ответственных секретарей) НЖ в РВ обычно не очень высокие, так как они осуществляют только: формальную проверку представляемых материалов на соответствие техническим требованиям РИК, а содержания - требованиям к качеству и профилю НЖ; компоновку материалов для изданий; составление оглавлений и пр. Содержательная и стилистическая правка текстов статей в разных

НЖ может относиться к «зонам ответственности» авторов, научных и/или выпускающих редакторов, сотрудников РИК. Используемая обычно при работе с текстами программа Microsoft Word автоматически проводит с неплохим качеством орфографический и синтаксический контроль. Однако ее возможности по подбору синонимов для научных статей ограничены. Также не обеспечивается автоматическое выявление многократно использованных одинаковых слов в одной или рядом расположенных фразах. Пока в большинстве РВ не осуществляется и автоматизированная проверка представляемых материалов на наличие плагиата на сайте www.antiplagiat.ru (для текстов диссертаций это уже начало делаться). Основные причины: отсутствие формальных требований такой проверки даже для ВАКовских журналов; высокая трудоемкость работ по проверке; редакции журналов полагаются на порядочность авторов и компетентность рецензентов. Вопросы создания/ведения общероссийского «черного списка» авторов, уличенных в плагиате, пока не обсуждаются. Попадание в такой список наносило бы урон НИ самих авторов и вузов, которые они представляют.

Требования к ИКТ-квалификации сотрудников РИК определяются характером их деятельности. Она может включать: приведение оформления текстов к техническим требованиям НЖ; исправление опечаток; иногда - стилистическую правку текстов; «привязку» иллюстративного материала к текстам публикаций; иногда - составление авторских указателей с номерами страниц (для сборников материалов конференций); проверку/корректировку библиографических списков, в том числе с учетом требований МСУЦ, а также иных интернет-ресурсов и пр.; верстку изданий для печати; размещение электронных версий печатных изданий на сайтах вузов; передачу их для включения в «фонды» и обработки сотрудникам сайта www.elibrary.ru, МСУЦ и др. Часть ИКТ-навыков для такой деятельности, может быть приобретена уже в вузе, другая часть требует практического опыта и, возможно, обучения на специальных курсах. Профессиональная ИКТ-сертификация от специалистов РИК в РВ, как правило, не требуется.

Для НЖ важным является привлечение в состав их редакционных советов (редколлегий) ведущих российских и зарубежных ученых. Последнее позволяет: изданиям РВ претендовать на статус международных; увеличивает известность НЖ рубежом; облегчает «встречное» включение ученых РВ в редколлегии зарубежных изданий и, как следствие, расширение возможностей публикаций в них сотрудников из РВ. Однако пока зарубежные ученые в редколлегиях НЖ РВ представлены слабо, и это в основном лица из «ближнего зарубежья». Отметим, что традиционно российские вузы ориентируются на привлечение к сотрудничеству ученых из развитых стран (преимущественно из Европы и США), но не из развивающихся, хотя в последнем случае их личная заинтересованность может быть выше.

Сложности в привлечении ведущих российских ученых в редакционные советы НЖ связаны с их общей высокой занятостью, слабой заинтересованностью в сотрудничестве с РВ (кроме случаев, когда у них есть аспиранты из этих вузов), проживанием их в других городах. Отметим возможности дистанционного участия в редактировании НЖ РВ с использованием он-лайновой и офф-лайновой двухсторонней связи (в том числе мультимедийной через Интернет); проведения групповых совещаний членов редколлегий с использованием видеоконференцсвязи. Дополнительно для зарубежных ученых укажем: поддержку непосредственного общения с ними переводчиками-синхронистами; «компьютерный» перевод статей, направляемых для рассмотрения ими, с русского языка на английский. Однако качество такого перевода пока находится на уровне «подстрочника», что на практике затрудняет подготовку рецензий/отзывов.

В РВ практикуется и включение зарубежных ученых в состав организаторов/участников научных конференций - для придания им статуса международных. Однако нередко это решение носит формальный характер - зарубежные ученые не участвуют даже в дистанционной форме.

Рассмотрим некоторые особенности НЖ, важные с позиций обеспечения их НИ. В большинстве журналов России требуется представление материалов в формате Microsoft Word версии 2003 (реже - в rtf-формате), а требования в отношении иллюстраций значительно различаются. За рубежом ряд НЖ отдает приоритет статьям, представленным на LaTEX. Однако в РВ он обычно не изучается в плановом порядке даже аспирантами.

Научная литература (кроме некоторых монографий «филологического» направления) в РВ обычно издается на русском языке. Это снижает возможности «продвижения» таких изданий за рубежом (в том числе в англоязычном НИП), а следовательно, сужает возможности их использования для поддержки НИ РВ вне России. Многоязычные издания потенциально полезны и для налаживания межрегиональных связей с вузами зарубежных стран. Для астраханских РВ это могли бы быть вузы и иные организации прикаспийских стран, заинтересованные в совместных исследованиях по тематике, связанной с Каспием и прилегающими к нему территориями.

В НЖ РВ часто допускается публикация текстов статей на английском языке, реже французском и немецком языках. Это обеспечивает: облегчение привлечения «не русскоязычных» авторов из-за рубежа; возможности продвижения в зарубежном НИП статей авторов на русском языке (в том числе за счет англоязычных рефератов); адаптацию авторов из РВ к публикации работ в зарубежных журналах. Возможно и издание некоторых журналов РВ целиком на английском языке. Однако для отдельных вузов это потребует значительных усилий от авторов по качественным переводам статей, а от издательств - по проверке переводов. Издание полностью переводных НЖ группами вузов для России не характерно.

Для расширения состава авторов статей в НЖ может осуществляться рассылка информации о возможностях публикаций в журналах и иных изданиях РВ не только вузовским авторам, но и вневузовским. В последнем случае база данных их адресов электронной почты может быть составлена по информации, извлекаемой из публикуемых статей. Особенно заинтересованы РВ в привлечении как авторов докторов и кандидатов наук. Однако у ведущих российских и зарубежных ученых обычно нет желания публиковаться в вузовских журналах с низкими ИФ и/или не отражаемых в МСУЦ - даже на бесплатной основе. Одно из возможных решений - публикации в соавторстве с НПР РВ. Подчеркнем, что в НЖ РВ доли публикаций с участием вневузовских (и, отдельно, зарубежных) авторов специально не рассчитываются, так как этот показатель не является «аттестационным».

В вузовских НЖ с авторов (кроме аспирантов) чаще всего взимается плата, причем с вневузовских больше, чем с внутривузовских. Не освобождаются от оплаты статей в НЖ магистранты и студенты - они обычно публикуются в соавторстве с НПР вуза. Стоимости публикаций в НЖ пока не связаны с их НИ, ИФ и иными показателями. Публикация в РВ ряда сборников (например, материалов Всероссийских школ для молодежи) осуществляется за счет грантов, полученных на проведение этих мероприятий.

На начало 2010 г. из 1600 журналов перечня ВАК показатель ИФ РИНЦ (www.elibrary.ru) больший нуля имели лишь 644 журнала. При этом если средний ИФ НЖ в мире составлял 1,673, то в России - 0,439 (т.е. в 3,8 раза ниже) [2]. На 19.01.2013 г. на www.elibrary.ru из 35140 журналов ненулевой ИФ РИНЦ имели лишь 1771, а из 7463 российских изданий - 1736 (инструментальные средства www.elibrary.ru не позволяют выделить группу НЖ РВ). На 19.01.2013 г. из 23 изданий в г. Астрахани ИФ РИНЦ имели лишь девять - из них 4 Астраханского государственного технического университета и 5 - Астраханского госуниверситета. Отметим также технические сложности при оценках цитируемо-сти РВ как «организации» [4], в том числе с учетом публикаций в соавторстве внутри- и вневузовских авторов.

Для повышения ИФ НЖ их редакторы иногда специально просят авторов статей в обоснованных случаях давать ссылки на работы в тех же журналах. Поиск авторами таких

статей, их просмотр/чтение способствуют улучшению НИ журналов. Отметим также формирование некоторыми авторами в социальных сетях специальных групп для искусственного увеличения взаимных ссылок на публикации (простейший вариант - взаимные ссылки двух авторов, не являющихся соавторами ни по одной из статей). Однако такие ссылки могут выявляться на www.elibrary.ru и в МСУЦ автоматизированно, что будет отрицательно влиять на НИ и НЖ, и РВ в целом.

На интернет-сайтах РВ на страничках типа «Издательская деятельность», «Научные издания» и т.п. обычно присутствуют: номенклатура издаваемых НЖ; условия публикаций в них - в виде «сведений для авторов»; информация об опубликованных монографиях, непериодических сборниках научных статей/работ, материалах конференций и пр. По НЖ практически всегда приводятся сведения о включении их в ВАКовский список; иногда - с какого года издается НЖ; часто - о составе редакционных советов. Однако данных о текущих ИФ НЖ, отражении публикаций из них на www.elibrary.ru и в МСУЦ чаще всего нет. Обычно доступны также: аннотации опубликованных работ на русском и английском языках; иногда - полнотекстовые версии НЖ РВ; тексты авторефератов диссертаций, защищенных за последние годы в РВ. Большой объем информации делает целесообразным использование специальных инструментов, позволяющих вести поиск по авторам, тематике и пр. Отметим, что в ведущих вузах мира размещение статей своих НПР в свободном доступе (например, [3]) считается средством повышения их цитируемости, улучшения известности и НИ вузов, отдельных авторов. Поскольку в публикациях указываются представляемые авторами организации, то это обеспечивает их присутствие в НИП. Переводы заголовков статей, аннотаций, ключевых слов, транслитерации фамилий авторов на латиницу, дополнительное представление библиографических списков в стандартах МСУЦ могут рассматриваться как средства продвижения публикаций в англоязычном НИП. Однако пока МСУЦ Scopus и Web of Science не учитывают публикации в вузовских НЖ, в том числе и включенных в список ВАК. Сведения об адресах электронной почты авторов (они есть в статьях), способствуют расширению их контактов в НИП и, как следствие, улучшению НИ вузов. «Популяризацию» НЖ (а следовательно, и улучшение НИ вуза) могут осуществлять и сами авторы, в том числе пересылкой работ или ссылок на места их размещения своим коллегам.

Для РИК РВ пока не типично размещение на специализированных интернет-страницах НЖ «материалов поддержки» публикаций - они могут включать: высококачественную цветную графику; инфографику больших размеров, не умещающуюся на листах печатных изданий; видеоролики.

Формально авторы из РВ могут публиковаться в любых изданиях, включая зарубежные. При этом в отношении НИ РВ публикации во вневузовских изданиях обычно более полезны, чем во внутривузовских. Для авторов из большинства РВ доли их публикаций в Российских «переводных» академических и, особенно, зарубежных НЖ, очень невелики. Основные причины: высокие требования к научному уровню публикаций: большая вероятность отклонения представляемых материалов (при том, что на их подготовку авторы затратили значительное время); большие длительности ожидания при получении рецензий и собственно опубликовании; в некоторых случаях - высокий уровень оплаты. Дополнительно для зарубежных изданий: необходимость высококачественного перевода текстов статей на иностранные языки; иногда - еще более высокий, чем в России уровень оплаты публикаций; требование использовать ссылки на статьи из зарубежных источников, в том числе и малодоступных для авторов из ряда РВ.

Для улучшения НИ РВ с учетом «критериев» из [5] сейчас особенно целесообразны публикации вузовских авторов в зарубежных НЖ с высокими импакт-факторами (или в российских НЖ, индексируемых в МСУЦ), а монографий - в зарубежных издательствах. Высокие трудозатраты на подготовку и «продвижение» работ в зарубежные издания могут при-

водить к снижению общего количества публикаций авторов. Поэтому для РВ существует задача «оптимального управления» количеством, качеством, местами научных публикаций вузовских авторов. В отношении НПР и аспирантов РВ меры управления могут включать: материальное стимулирование зарубежных публикаций (в том числе для компенсации затрат на их оплату); помощь в поиске подходящих НЖ; предоставление ресурсов научных библиотек, включая доступ к НЖ и материалам диссертаций, защищенных в РВ; дистанционный бесплатный доступ к полным текстам диссертаций, защищенных вне РВ; техническая помощь при переводе аннотаций к статьям и их текстов на иностранные языки; обеспечение доступа к полнотекстовым версиям некоторых НЖ через Интернет, в том числе в рамках соглашений «вузовских пулов» с российскими и зарубежными издательствами. Последнее требует достаточной ИКТ-компетентности НПР и аспирантов, хорошего владения ими английским языком, ориентации в актуальных направлениях исследований. На НИ РВ влияет (опосредованно) и сама по себе «активность» такого доступа сотрудников РВ, в том числе количество просмотренных и скачанных статей с сайтов издательств.

Для обеспечения НИ РВ важны: мониторинг РВ и отдельными авторами «полноты» и своевременности отражения их публикаций на www.elibrary.ru и в МСУЦ; при необходимости - «дополнение» списков публикаций и цитирований авторами и/или уполномоченными лицами РВ.

В большинстве РВ не учат студентов и аспирантов использованию «слепого десяти-пальцевого» метода набора на клавиатуре - поэтому производительность работы их на ПЭВМ часто невысока. Подготовка текстов научных работ требует от авторов хорошего владения текстовым процессором (чаще всего Microsoft Word). Обычно уровень его освоения в школе, вузе и за счет самоподготовки достаточен для написания статей уже к 3-ему курсу вуза. Отметим, однако, что в абсолютном большинстве российских РВ не осуществляется «сертификация» знания программ пакета Microsoft Office ни студентами, ни преподавателями (это потенциально возможно лишь в ограниченном числе крупных городов России, в которых есть «аттестованные» Microsoft сертификационные центры ). В то же время подготовка графических материалов к статьям может требовать от авторов изучения (освоения) специальных программных средств.

Учебные курсы по «русскому языку» в РВ читаются, как правило, только зарубежным студентам и студентам-филологам. В рамках «научно-исследовательских практик» (они есть лишь по некоторым специальностям) студентов не всегда учат правилам оформления научных материалов. Расширение подготовки в РВ магистрантов (от них сейчас часто требуется наличие научных публикаций) сделало эти вопросы более актуальными. В рамках обучения, по крайней мере, аспирантов-гуманитариев проводятся специальные занятия, направленные на повышение ИКТ-квалификации. Однако курсов по стилистике «научной речи» в большинстве вузов не читается. В основном обучение аспирантов подготовке статей и диссертаций (включая рубрикацию и содержание текста, его стилистику, составление аннотаций и пр.) осуществляется научными руководителями в индивидуальном порядке. Однако в принципе могут быть подготовлены и электронные учебники, учитывающие специфику отраслей наук.

При минимальной ИКТ-квалификации авторов переводы заголовков статей, аннотаций, ключевых слов можно выполнить с помощью программных средств открытого доступа в Интернете. Однако затем требуется ручная редакция переводов, что уже требует хорошего знания английского языка. При этом могут быть применены электронные словари типа Lingvo или переводчики с «настраиваемыми шаблонами» типа Trados - последние авторами-нефилологами, как правило, не применяются. Низкое качество переводов может приводить к отклонению статей зарубежными журналами, наносить урон НИ авторов и РВ в целом. Поэтому, если в РВ ставится задача продвижения публикаций в англоязычном НИП, то помимо

повышения «лингвистической» квалификации авторов может быть целесообразным и выделение в РИК «специализированных» редакторов по контролю и помощи в переводах на иностранные языки. Сложность в том, что специалисты-филологи не всегда хорошо знают специфическую терминологию по узким областям научной деятельности.

Для англоязычных текстов статей существуют программные средства автоматизированного составления аннотаций. Однако для русскоязычных текстов это приходится делать вручную. Такая работа нередко вызывает затруднения у авторов научных статей, особенно у аспирантов.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

1. Публикационная политика вуза является важным средством формирования его научного имиджа, повышения известности в научном информационном пространстве.

2. Важнейшую роль в структуре публикационной политики вуза играют их собственные редакционно-издательские комплексы, которые помимо учебной литературы выпускают научные журналы, монографии, иные непериодические научные издания.

3. Расширение известности научных журналов требует «неформального» включения в их редколлегии ведущих ученых (в том числе из-за рубежа), а также привлечения к сотрудничеству вневузовских авторов.

4. Целесообразен постоянный мониторинг импакт-факторов вузовских журналов на www.elibrary.ru, а в перспективе - в международных системах учета цитирований.

5. Включение в них вузовских журналов может быть важной мерой улучшения научной репутации вузов, повышения известности их исследователей.

6. Вероятно, этот процесс стоило бы начать с «исследовательских» и «федеральных» университетов, прямо оговорив соответствующие требования к ним на уровне Минобрнауки России.

Список литературы

1. Брумштейн Ю. М. Научные статьи: особенности цитирования, использования ссылок, формирования библиографических списков / Ю. М. Брумштейн // Интеллектуальная собственность. Авторское право. - 2011. - № 7. - С. 16-32.

2. Импакт-факторы журналов, включенных в новый перечень ВАК. Стукова Н.Ю. - Режим доступа: http://russian-scientists.rU/club/user/5/blog/72/#143 (дата обращения: 12.01.2013), свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Один из передовых институтов США сделает свои исследования бесплатными. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2009/03/25/free/ (дата обращения: 12.01.2013), свободный. - Загл. с экрана.

- Яз. рус.

4. Определение индекса цитируемости организации с использованием БД «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) (в составе Научной электронной библиотеки). - Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/win/isitr/str_37h.html (дата обращения: 23.12.2012), свободный. - Загл. с экрана.

- Яз. рус.

5. Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений. Утвержден заместителем Министра образования и науки РФ А.А. Климовым 19 июня 2012 г. - Режим доступа: http://www.umoman.ru/content/File/ documents/chrlist190612.pdf (дата обращения: 23.12.2012), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

References

1. Brumshteyn Yu. M. Nauchnye stati: osobennosti tsitirovaniya, ispolzovaniya ssylok, formiro-vaniya bibliograficheskikh spiskov [Scientific articles: features of citing, references usage, bibliographic lists formation]. Intellektualnaya sobstvennost. Avtorskoe pravo. [Intellectual property. Copyright], 2011, no. 7, pp. 16-32.

2. Impakt-faktory zhurnalov, vklyuchennykh v novyy perechen VAK. Stukova N.Yu. [Impact factors of journals, included in the new list of the State Commission for Academic Degrees and Titles. Stukova N.Yu.]. Available at: http://russian-scientists.ru/club/user/5/blog/72/#143, accessed 12 January 2013.

3. Odin iz peredovykh institutov SShA sdelaet svoi issledovaniya besplatnymi [One of the USA advanced institutes will make its researches free]. Available at: http://lenta.ru/news/2009/03/25/free/, accessed 12 January 2013.

4. Opredelenie indeksa tsitiruemosti organizatsii s ispolzovaniem BD «Rossiyskiy indeks nauchnogo tsitirovaniya» (RINTs) (v sostave Nauchnoy elektronnoy biblioteki) [Definition of organization citation index with DB «the Russian index of scientific citing» (RISC) (as a part of Scientific Electronic Library)]. Available at: http://www.spsl.nsc.ru/win/isitr/str_37h.html, accessed 23 December 2012.

5. Primernyy perechen kriteriev obshcherossiyskoy sistemy otsenki effektivnosti deyatelnosti vysshikh uchebnykh zavedeniy. Utv. zamestitelem Ministra obrazovaniya i nauki RF A.A. Klimovym 19 iyunya 2012 g. [The approximate list of criteria for the all-Russian estimation system of universities activity. Approved by the Deputy Minister of Science and Education of the Russian Federation A.A. Klimov on June 19th 2012]. Available at: http://www.umoman.ru/content/File/documents/chrlist190612.pdf, accessed 23 December 2012.

УДК 378

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Сироткин Григорий Вячеславович, аспирант, Астраханский государственный технический университет, 414025, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 16, e-mail: sgv.astr@yandex.ru

В статье рассматривается проблема обеспечения качества образования в вузе. Целью работы является анализ обстоятельств, влияющих на качество образования вуза в целом и определение общих факторов обеспечения этого качества. Методы исследования: наблюдение, моделирование, абстрагирование и дедукция. Раскрыто понятие «фактора» как движущей силы какого-либо процесса/явления, определяющей их характер или отдельные черты. Проведен анализ литературных источников по изучаемой проблеме. Научная новизна и результаты исследования заключаются в том, что впервые определен общий (типовой) перечень факторов обеспечения качества образования, составляющий основу системы управления качеством для вуза в целом. Все факторы обеспечения качества образования в вузе в количестве 31 классифицированы на 10 основных групп. Приведенный перечень общих факторов обеспечения качества составит основу новой системы управления качеством образования вуза в целом, которая обеспечит качество образовательных услуг на современном уровне.

Ключевые слова: факторы, качество образования, современный вуз, управление качеством, новая система менеджмента качества

SYSTEM ANALYSIS OF FACTORS OF QUALITY EDUCATION IN INSITUTES OF HIGHER EDUCATION

Sirotkin Grigoriy V., post-graduate student, Astrakhan State Technical University, 16 Tatishchev St., Astrakhan, 414025, Russian Federation, phone 8-964-883-21-55, е-mail: sgv.astr@yandex.ru

The problem of ensuring quality education in institutes of higher education is considered in the article. The purpose of this article is the analysis of circumstances influencing the quality of education on the whole and definition of general factors of ensuring quality education of any institute of higher education. Methods of research: observation, modeling, abstracting and deduction. The concept of "factor" is developed as the driving force for any process/phenomenon defining their character or separate features. The analysis of the studied problem is carried out. Scientific novelty and the results of the research consist in general (conventional) list of factors of ensuring quality education making a basis of the system of quality management of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.