Научная статья на тему 'Публичный сервитут в земельном праве: новое в законодательстве'

Публичный сервитут в земельном праве: новое в законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1198
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
публичный сервитут / земельный участок / сервитутные правоотношения / гражданское законодательство / земельное законодательство / public easement / land plot / easement legal relations / civil legislation / land legislation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стренин Данил

В российском законодательстве произошли изменения института публичного сервитута. Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 341-ФЗ, вступившим в силу 1 сентября 2018 г., были включены новеллы, которые по своему содержанию расширили условия данного института. Однако автор приходит к выводу о том, что существуют проблемы правового регулирования сервитута и обращает внимание на основные условия установления и механизм возмещения потерь собственнику земельного участка, обремененного данным сервитутом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC EASEMENT IN LAND LAW: NEW LEGISLATION

In Russian legislation, there have been changes to the institution of public easement. The Federal law of 03.08.2018 N 341-FZ, which entered into force on September 1, 2018, included novels that expanded the terms of this Institute in their content. However, the author comes to the conclusion that there are problems of legal regulation of easement and draws attention to the main conditions for establishing and compensating losses to the owner of a land plot encumbered by this easement.

Текст научной работы на тему «Публичный сервитут в земельном праве: новое в законодательстве»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10320

СТРЕНИН Данил,

студент 2-го курса юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ

e-mail: [email protected]

Научный руководитель: ПРИЖЕННИКОВА А.Н.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельностиФинансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва

ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ В ЗЕМЕЛЬНОМ ПРАВЕ: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация. В российском законодательстве произошли изменения института публичного сервитута. Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 341-Ф3, вступившим в силу 1 сентября 2018 г., были включены новеллы, которые по своему содержанию расширили условия данного института.

Однако автор приходит к выводу о том, что существуют проблемы правового регулирования сервитута и обращает внимание на основные условия установления и механизм возмещения потерь собственнику земельного участка, обремененного данным сервитутом.

Ключевые слова: публичный сервитут, земельный участок, сервитутные правоотношения, гражданское законодательство, земельное законодательство.

Annotation. In Russian legislation, there have been changes to the institution of public easement. The Federal law of 03.08.2018 N 341-FZ, which entered into force on September 1, 2018, included novels that expanded the terms of this Institute in their content.

However, the author comes to the conclusion that there are problems of legal regulation of easement and draws attention to the main conditions for establishing and compensating losses to the owner of a land plot encumbered by this easement.

Key word: public easement, land plot, easement legal relations, civil legislation, land legislation.

STRENIN Danil,

2nd year student, faculty of law, Financial University under the Government of the Russian Federation

Scientific advisor: PRIZHENNIKOVA A.N.,

PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department of Legal regulation economic activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

PUBLIC EASEMENT IN LAND LAW: NEW LEGISLATION

Появление земельного сервитута в современном отечественном праве связано с принятием первой части Гражданского кодекса РФ) [2], в гл. 17 определены содержание сервитута (как права ограниченного пользования соседним

диционных институтов гражданского и земельного права.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

участком), особенности его установления, сохранения при переходе прав на обремененный им участок, прекращения, а также обременения сервитутом зданий и сооружений (ст. 274 - 277).

ГК РФ сервитут определяет к вещным правам, таким образом, на этот институт распространяются все признаки вещных прав - вещь как объект, бессрочность (по общему правилу), право следования, абсолютная защита вещных прав и т.д. [4]. В Земельном кодексе РФ [3] содержится статья о сервитуте, публичном сервитуте (ст. 23).

Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут - законом или иным нормативным правовым актом. Таким образом, основное отличие частного от публичного сервитута состоит в том, что публичный сервитут устанавливается не путем заключения договора, а в одностороннем порядке путем принятия нормативного правового акта, прежде всего в публичных интересах.

На отличие публичного сервитута от сервитута обращается внимание, например, в частности, в Определении Московского областного суда. Так, указывается, что особенностью установления публичного сервитута является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес, который не связан непосредственно с нуждами соседнего земельного участка, т.е. публичный сервитут - одно из правовых средств обеспечения общественных интересов [б] и др. [7].

Проблемные вопросы существуют при оформлении сервитута. Для оформления сервитута также необходимо сформировать земельный участок. Процедура формирования земельного участка включает в себя постановку такого участка на государственный кадастровый учет [9]. Однако российское законодательство и по данному вопросу содержит отличительные формы. Так, ст. 30 ЗК РФ и ст. 43 Градостроительного кодекса РФ [1] включают в себя разные процедуры по содержанию и по основанию, а также по правовым последствиям. В этой связи, некоторые из них, как представляется, требуют дополнительной проработки в целях применения к сервитутным правоотношениям,

В числе оснований для установления публичного сервитута в соответствии со ст. 23 ЗК РФ отсутствует возможность ограниченного использования земельного участка для строительства линейных объектов, а существует возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. К проблемным вопросам можно отнести отсутствие порядка проведения общественных слушаний в действующем законодательстве.

Круг лиц, для которых устанавливается публичный сервитут, определен той необходимостью, которая возникла для установления этого сервитута. Так, если сервитут установлен для простого прохода или проезда граждан через земельный участок к определенному месту общественного пользования, то действительно сервитут установлен для неопределенного круга лиц, объединенных одной целью - к примеру, доступ к водному объекту общего пользования. Однако при всех иных случаях действие публичного сервитута будет распространяться не на всех граждан. Если публичный сервитут установлен с целью размещения межевых знаков, то и использовать его могут только специалисты из Росреестра [8].

Публичный сервитут представляет собой достаточно сложную правовую конструкцию. По сути, он, в первую очередь, выражен правом -правом прогона через участок скота, правом использования участка для проведения дренажных работ, правом и использования земельного участка для рыболовства. Однако его определение, по нашему мнению, больше представляет собой скорее ограничение абсолютных прав собственника на землю. Абсолютное право - такой вид индивидуально определенных прав конкретного субъекта, который можно противопоставить полностью неопределенному кругу лиц, то право, которое подлежит непосредственной самой судебной защите от всех без исключения [5]. Как мы выяснили, публичный сервитут устанавливается для определенного круга лиц. Это значит, что собственник земельного участка, с наложенным на него публичным сервитутом на прогон сельскохозяйственных животных, способен защитить свои права на исключительное использование этого участка от всех лиц, кроме тех, что осуществляют прогон, что, в свою очередь, означает наличие не абсолютного, а относительного права собственности на этот участок, в этой связи, мы можем сделать вывод, что публичный сервитут представляет собой ограничение абсолютного права собственности на земельный участок. Так же это положение выражается в законодательном закреплении права требования обладателя публичного сервитута от правообладателя земельного участка соблюдения ограничений, установленных публичным сервитутом.

По общему правилу, публичный сервитут возмездный. Согласно ст. 39.46 ЗК РФ, обладатель публичного сервитута по общему правилу

обязан вносить плату за публичный сервитут правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута. Подобная норма устанавливает определенные возмездные договорные отношения между собственником земельного участка и обладателем публичного сервитута. Это необходимо для восстановления социальной справедливости, т.к. правообладатель земельного участка, обремененного публичным сервитутом, не может осуществлять в отношении него свои абсолютные права. В подобном регулировании мы видим заимствование гражданско-правовых принципов - в некоторых аспектах договор (в данном случае соглашение) может быть выше по юридической силе, чем общие положения закона. По закону, в случае досрочного прекращения сервитута, внесенная за него плата не возвращается, но если соглашением установлено иное, будет применяться соглашение.

В соответствии с ЗК РФ публичный сервитут вступает в юридическую силу не ранее дня внесения в ЕГРН сведений о публичном сервитуте и не ранее дня заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута. Такая юридическая конструкция означает, что публичный сервитут должен устанавливаться соответственным соглашением. Информация, которую необходимо указать в соглашении, приведена в ст. 39.47 ЗК РФ. Наиболее важным положением этой статьи, на наш взгляд, является необходимость указания цели установления публичного сервитута. Подобная норма определяет, что у каждого сервитута должна быть четко определенная сторонами цель, рамки вводимых ограничений прав правообладателя земельного участка. Это позволяет защитить правообладателя земельного участка от нежелательных действий владельца сервитута, поскольку в случае нарушения соглашения, действия виновной стороны могут быть обжалованы в суд.

Публичный сервитут может быть безвозмездным. Несмотря на общее правило возмезд-ности публичного сервитута, в ч. 6 ст. 39.46 ЗК РФ устанавливает 3 случая, когда публичный сервитут может быть безвозмездным. Два из них связаны с автомобильными дорогами и железнодорожными путями. Безвозмездный сервитут устанавливается в целях устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим авто-

мобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги или же с целью размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях. Безвозмездность сервитута обоснована повышенной ролью транспортной системы, к которой относятся перечисленные выше дороги, в жизни страны, необходимостью создания более витиеватой структуры дорог, нежели есть сейчас, с последующей целью осуществления грузоперевозок и пассажироперевозок в более короткие сроки, обоснована первостепенной социально-экономической необходимостью. Третий случай безвозмездности сервитута определяется в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут. Причиной отсутствия платы обладателя сервитута при таких обстоятельствах является смена заинтересованной в сервитуте стороны. Так, если во всех иных случаях в сервитуте нуждался обладатель публичного сервитута, в данной ситуации публичным сервитут необходим исключительно правообладателю земельного участка, поскольку в его интересах находится подключение к сетям инженерно-технического обеспечения своей собственности и именно за эти действия он осуществляет плату по договору. Отсутствие такого исключения возмездности сервитута могло бы привести к коллизии, когда правообладатель земельного участка платит компании за подключение себя к сетям инженерно-технического обеспечения, а компания платит правообладателю за использование публичного сервитута, которое необходимо самому правообладателю.

В заключение можно сделать вывод о том, что публичный сервитут является одним из правовых институтов, который обеспечивает баланс интересов сторон. Однако возникающие вопросы, связанные с реализацией таких правоотношений, порождают новые вопросы, которые требуют разрешения.

Список литературы:

[1] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

[4] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) / отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1995. - С. 414, 415; Солодова Я.С. Сервитут: ограничение или обременение? // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Право. - 2008. - № 8. - С. 84 - 88.

[5] Малиновский А.А. Пределы субъективного права // Журнал росс. права. - 2005. URL: // http: jurcom74.ru (дата обращения: 20.04.2020).

[6] Определение Московского областного суда от 27.04.2015 г. по делу № 33-8031/2015.

[7] Постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.06.2015 г. № Ф08-4045/2015.

[8] Указ Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // СПС «КонсультантПлюс».

[9] Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020).

Spisok literatury:

[1] Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Feder-acii ot 29.12.2004 g. № 190-FZ // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[2] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 g. № 51-FZ // SPS «Konsul'tantPIyus».

[3] Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 g. № 136-FZ // SPS «Konsul'tantPIyus».

[4] Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii (chasti pervoj) / otv. red. O.N. Sadikov. - M., 1995. - S. 414, 415; Solodova Ya.S. Servitut: ogranichenie ili obremenenie? // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gos. un-ta. Ser.: Pravo. - 2008. -№ 8. - S. 84 - 88.

[5] Malinovskij A.A. Predely sub»ektivnogo prava // Zhurnal ross. prava. - 2005. URL: //http: jur-com74.ru (data obrashcheniya: 20.04.2020).

[6] Opredelenie Moskovskogo oblastnogo suda ot 27.04.2015 g. po delu № 33-8031/2015.

[7] Postanovlenie AS Severo-Kavkazskogo okruga ot 30.06.2015 g. № F08-4045/2015.

[8] Ukaz Prezidenta RF ot 25.12.2008 g. № 1847 «O Federal'noj sluzhbe gosudarstvennoj regis-tracii, kadastra i kartografii» // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[9] Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 g. № 218-FZ (red. ot 02.08.2019) «O gosudarstvennoj regis-tracii nedvizhimosti» (s izm. i dop., vstup. v silu s 23.01.2020).

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.