Научная статья на тему 'Публичные мероприятия как форма политической деятельности'

Публичные мероприятия как форма политической деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5859
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шмырёв Михаил Викторович

Публичные мероприятия митинги, пикетирования, демонстрации и шествия являются неотъемлемой частью современного политического процесса. Они могут рассматриваться в различных аспектах: как форма проявления активности политических акторов, способ выражения и трансляции политических взглядов и позиций, как демонстрация политических ценностей и влияния политических партий, движений, а также отдельных политических деятелей. Очень важным является вопрос о правовых основаниях проведения публичных мероприятий, поскольку легальные политические технологии предпочтительны с точки зрения непротиворечия законодательству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Публичные мероприятия как форма политической деятельности»

Михаил ШМЫРЁВ

ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Публичные мероприятия - митинги, пикетирования, демонстрации и шествия

- являются неотъемлемой частью современного политического процесса. Они могут рассматриваться в различных аспектах: как форма проявления активности политических акторов, способ выражения и трансляции политических взглядов и позиций, как демонстрация политических ценностей и влияния политических партий, движений, а также отдельных политических деятелей. Очень важным является вопрос о правовых основаниях проведения публичных мероприятий, поскольку легальные политические технологии предпочтительны с точки зрения непротиворечия законодательству.

Рост числа проводимых в стране с конца 80-х гг. минувшего столетия акций протеста вызвал необходимость законодательного урегулирования данной формы правоотношений в условиях новой политико-правовой системы. К этому стоит добавить, что проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций является одним из важнейших конституционных прав граждан и политических свобод.

Процесс разработки закона, регламентирующего проведение публичных мероприятий, в 90-х гг. был в высокой степени политизирован в условиях социально-экономического кризиса, острой конфронтации политических сил, особенно в ходе выборов. Поэтому не удивительно, что федеральный закон длительное время не принимался, и на протяжении 16 лет до принятия ныне действующего закона основными правовыми актами были Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. №9306-XI «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» и Указ Президиума ВС РСФСР от 29 июля 1988 г. «Об ответственности за нарушение установленного порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций».

Позднее нормативное урегулирование проведения акций дополнилось Указами Президента РФ от 25 мая 1992 г. №524 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» и от 24 мая 1993 г. №765 «Об утверждении Временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города». В соответствии с этими документами органами местного самоуправления, на которые возлагались основные функции и ответственность при проведении публичных мероприятий, принимались аналогичные «Временные положения», действие которых предполагалось до вступления в силу федерального закона.

Разрабатываемые в Государственной Думе первого — третьего созывов законопроекты о проведении публичных мероприятий, в сравнении с вышеназванными документами, предоставляли большую свободу действий организаторам акций и налагали большие ограничения на действия местных органов власти и правоохранительных структур. Прежде всего, речь идет о возможности для органов власти отказать в санкционировании мероприятия,

ШМЫРЁВ Михаил Викторович — к. полит.н, доцент кафедры философии и политологии СГСЭУ

устанавливать перечень мест, где митинги запрещены, и основания для прекращения акции. Принимаемые депутатами Государственной Думы законопроекты РФ неоднократно отклонялись Президентом РФ или Советом Федерации.

После федеральных выборов по избранию депутатов Государственной Думы четвертого созыва, где конституционное большинство получила партия «Единая Россия», и переизбрания В. Путина на второй президентский срок новый проект закона, внесенный Правительством РФ, быстро прошёл все этапы и вступил в законную силу. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-Фз «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», несмотря на детальную регламентацию организации и проведения акций, можно оценить как либеральный.

Главное, что необходимо отметить,

— это уведомительный характер подаваемого в органы власти и местного самоуправления заявления о проведении публичного мероприятия. Основаниями для прекращения или приостановления публичного мероприятия установлены лишь нарушение правопорядка, положений данного закона, угроза жизни, здоровью и имуществу граждан. В законе также минимизирован перечень мест, где запрещено проводить массовые акции. К таким местам, в частности, относятся:

1) территории, прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом особенностей таких объектов. В этой

связи следует отметить, что на стадии разработки законопроекта неоднократно поступали предложения запретить проведение акций вблизи всех административных зданий.

Публичное мероприятие определяется названным законом как «открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». Законодательство предусматривает несколько разновидностей публичных мероприятий.

Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведённом или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг — массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Сейчас с полной уверенностью можно утверждать, что публичные акции коммунистической и праволиберальной оппозиции, равно как и лояльных по отноше-

нию к власти политических партий, уже не обладают той массовостью и высоким политическим накалом, с каким проходили митинги в конце минувшего столетия. Причина этого коренится не только в стабилизации общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране, но и в растущей тенденции политической апатии среди населения. Вместе с тем число публичных акций, проводимых политическими партиями и движениями, остается значительным. Сказанное выше в наибольшей степени проявляется в период предвыборных кампаний, в ходе которых задействуется обширный арсенал политтехнологий, которые большинство исследователей разделяют на собственно PR-технологии и так называемые «черные», или «грязные», технологии, к которым в политической науке более всего применимо определение «деструктивные».

Нам такая однозначная трактовка представляется не совсем верной. На практике при проведении публичных мероприятий часто применяются элементы обоих видов политических технологий. Так, наряду с раздачей агитационных материалов, в ходе митингов нередко распространяются слухи компрометирующего характера о политических противниках, провоцируются силовые действия со стороны сотрудников правоохранительных органов и пр.

Анализ общественно-политической активности в нашей стране позволяет сделать вывод о том, что публичные мероприятия приобретают все большую популярность не только среди оппозиционных, но и у лояльных к власти политических сил. Причём на современном этапе политического развития нашей страны и у тех, и у других просматривается подход к публичным мероприятиям именно как к политической технологии.

Публичные мероприятия как политическая технология, используемая политическими партиями и движениями, характеризуется, прежде всего, с точки зрения влияния на общественное мнение. Это влияние осуществляется посредством использования приёмов массовой коммуникации, публичного выступления, манипулирования массовыми настроениями, мотивацией групп общественности.

Формирование общественного мнения — ключевой аспект публичной поли-

тической деятельности, оно отражает динамический процесс формирования межличностных и групповых коммуникаций по различным значимым социальным, экономическим и политическим вопросам. Общественное мнение можно рассматривать как социальную силу, которая через механизмы воздействия на общество, передачу широкого спектра социальных норм, ценностей, традиций участвует в регулировании общественных отношений. Структура общественного мнения включает когнитивный элемент — знания; эмоциональный элемент

— чувства, эмоции, настроения; аксиологический элемент — оценки; поведенческий элемент — готовность действовать определенным образом. Вместе с тем общественное мнение не всегда сообразуется с законами логики. Зачастую оно аморфно, амбивалентно, противоречиво и быстротечно. Эти составляющие и характеристики общественного мнения сочетаются с массовыми политическими акциями, направленными на формирование общественного мнения и мотивацию к определенной поведенческой модели.

Наибольший эффект достигается при воздействии на относительно устойчивые целевые группы общественности, например на традиционную для КПРФ возрастную категорию — пенсионеров, а также на приоритетные с точки зрения ситуативного подхода группы общественности, сформировавшиеся вокруг одного или ограниченного числа взаимосвязанных интересов. Примером являются попытки целого ряда политических сил использовать в своих целях социально активные и относительно сплоченные группы обманутых дольщиков жилищного строительства.

Результативность оценивается также тем, в какой степени удалось преобразовать пассивную, латентную (скрытую) общественность, не осознающую своей причастности к проблемной ситуации, в осведомлённую общественность, понимающую, что на неё определенным образом влияет проблемная ситуация и она втянута в неё, и далее — в активную общественность, готовую к организации и действиям.

Манипуляция общественным мнением как способ доминирования путём воздействия на психические структуры людей через программирование их пове-

дения на уровне психологических и психических процессов является одной из ведущих технологий. Она базируется на технологиях массовых коммуникаций, психологии толпы, теории и практике лидерства. Манипулятивное воздействие в ходе политических выступлений на митингах и демонстрациях осуществляется посредством таких приёмов, как отождествление с аудиторией, искажение информации, фабрикация и подтасовка фактов, манипулятивная семантика, упрощение, повторение, стереотипизация, сенсационность и др.

Выступления на публичных мероприятиях позволяют политическим деятелям применять приёмы вербального и невербального общения. Слияние словесного и оптико-кинетического действий в ходе выступления перед аудиторией усиливает воздействие одного субъекта общения на другой, происходит взаимодействие всех трёх составляющих процесса общения: коммуникативной (передача информации), интерактивной (построение общей стратегии взаимодействия в ходе совместного группового или массового действия) и перцептивной (восприятие друг друга субъектами общения и установление на этой основе взаимопонимания).

С точки зрения эффективности коммуникации положительным в публичных мероприятиях является наличие прямой и отсроченной (характерной для массовой коммуникации) обратной связи, главным образом в виде откликов и ответных действий аудитории.

Относительная малочисленность проводимых публичных мероприятий объясняется не только падением интереса населения к политике (за исключением периодов предвыборных кампаний, когда под воздействием усиленной агитационной риторики политизация населения заметно возрастает) либо ненадлежащей организационной подготовкой, но в значи-

тельной степени ориентированностью на освещение акции в СМИ. Так, в практике партии «Единая Россия» распространение получили небольшие по масштабу и короткие по длительности митинги и пикеты, на которые приглашаются представители СМИ. В большинстве случаев размещение материалов в средствах массовой информации оплачивается. Таким образом, моделируется информационный повод, и воздействие оказывается уже не в ходе самих акций, где участвуют немногочисленные сторонники и постоянные их участники, а на пассивную аудиторию, на общественность в ее широком понимании через телевидение, радио и периодические печатные издания. В таком качестве публичные мероприятия выступают также элементом информационных войн между политическими группировками и отдельными политиками.

Подытоживая вышеизложенное, можно заключить, что публичные мероприятия как форма политической активности востребованы в практике политической деятельности как политических партий и движений различной идеологической направленности, так и отдельных политических деятелей. При этом проводимые акции, как правило, не отличаются массовостью. Демонстрируя идеологические ценности и политические взгляды, организаторы политических акций стремятся сделать из них информационный повод, часто создавая псевдособытия, с тем чтобы усиливать влияние на население посредством массовых коммуникаций и через СМИ оказывать на него манипу-лятивное воздействие. Будучи неотъемлемой составной частью политических и избирательных кампаний, публичные мероприятия являются политической технологией массовых коммуникаций и используют большой набор приёмов воздействия на различные группы общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.