Научная статья на тему 'Публичные испытания учащихся как элемент инспектирования в управлении образованием в начале ХIХ века'

Публичные испытания учащихся как элемент инспектирования в управлении образованием в начале ХIХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПУБЛИЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ИНСПЕКТИРОВАНИЕ / НАДЗОР / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / EDUCATIONAL MANAGEMENT FRAMEWORK / EXAMINATIONS IN PUBLIC / SUPERVISION / MONITORING / PUBLIC CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарабановская Елена Александровна

Исследованы организационный и процессуальный аспекты публичных испытаний учащихся средних учебных заведений в начале XIX в. в России. Рассмотрено влияние органов местного управления на примере Астраханской губернии. Проведен анализ исторических источников по проблеме контроля и надзора в системе управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tarabanovskaya E. A. STUDENTS EXAMINATION IN PUBLIC BEING A COMPONENT OF INSPECTION FOR THE PURPOSE OF MANAGING EDUCATION IN THE EARLY XIX century

The paper examined the managerial and procedural aspects of examination in public for secondary school leavers in Russia in the early XIX century. The study considered an impact (on the exam procedure) caused by local self-rule governments being illustrated by an Astrakhan province' experience. A review of historical sources has been carried out on the issue of supervision and monitoring within the educational management framework.

Текст научной работы на тему «Публичные испытания учащихся как элемент инспектирования в управлении образованием в начале ХIХ века»

УДК 37.014.62

Тарабановская Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования Астраханского государственного университета lesva.skv@mail.ru

ПУБЛИЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

Исследованы организационный и процессуальный аспекты публичных испытаний учащихся средних учебных заведений в начале XIX в. в России. Рассмотрено влияние органов местного управления на примере Астраханской губернии. Проведен анализ исторических источников по проблеме контроля и надзора в системе управления образованием.

Ключевые слова: система управления образованием, публичные испытания, инспектирование, надзор, общественный контроль.

Tarabanovskaya Elena Alexandrovna,

Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Prof., Chair of Pedagogics and Continuing Vocational Training, Astrakhan (city) State University.

lesya.sky@mail.ru

STUDENTS EXAMINATION IN PUBLIC BEING A COMPONENT OF INSPECTION FOR THE PURPOSE OF MANAGING EDUCATION IN THE

EARLY XIX CENTURY

The paper examined the managerial and procedural aspects of examination in public for secondary school leavers in Russia in the early XIX century. The study considered an impact (on the exam procedure) caused by local self-rule governments being illustrated by an Astrakhan province' experience. A review of historical sources has been carried out on the issue of supervision and monitoring within the educational management framework.

Key words: educational management framework, examinations in public, supervision, monitoring, public control.

Система образования - уникальный общественный и государственный институт, обеспечивающий современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Реализация государственной образовательной политики предполагает получение всесторонней объективной информации через систему контроля в различных видах и формах для адекватной реакции на процессы, происходящие в сфере образования и принятия управленческих решений.

Государственно-общественное управление имеет вертикальное строение и однонаправленные связи, находится под контролем государства, диктуя условия нижестоящим организациям (к числу которых относят и школу). Это чётко прослеживается в текстах Закона, где во всех статьях обосновываются цели, задачи, функции государства в отношении образовательных учреждений - механизмы государственного управления. Однако в Законе присутствует (хотя и рассматривается в гораздо меньшем объёме и как соподчинённая часть) общественная составляющая.

Одним из эффективных инструментов осуществления государственной образовательной политики в части обеспечения качества является инспекционно-контрольная деятельность. Инспектирование — специальная функция деятельности управленческих структур, осуществляемая уполномоченными органами в порядке надзора и контроля в пределах своей компетентности за соблюдением законодательства Российской Федерации об образовании и иных нормативных правовых актов.

Среди специальных работ, посвященных инспекционно-контролирующей функции образования в России в исследуемый период, выделяется исследование Гальскова Е.С. [1]. В период увлеченности ретроинновациями, при изучении историко-педагогического наследия образовательной практики, необходимо предельно объективно изучать те или иные формы и методы контроля результатов деятельности учебного заведения с позиции адекватности применения в современном образовательном процессе.

Также следует обратить внимание и на тот факт, что на современном этапе развития ис-торико-педагогических знаний требуют уточнения некоторые однозначные выводы и оценки по истории отечественной педагогики и школы, возникшие под влиянием теории естественноисто-рического процесса развития общества. В особой степени это отразилось на изучении такого сложного периода, как первая половина XIX в. Именно в это время в России происходило становление системы народного образования.

Поэтому изучение опыта прошлого, связанного с изменениями в системе управления народным образованием под влиянием его целевых установок, приобретает свое актуальное

звучание. Нельзя не отметить происходящие изменения в структуре и деятельности системы народного образования и в содержании образования.

Одним из элементов инспектирования в системе управления образованием в XIX в., а так же формой организации итогового контроля результатов учебной деятельности были публичные экзамены. Дени Дидро в «Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленном в 1775 г. по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок, написанных во время пребывания в Петербурге, в целях повышения уровня знаний предлагал четыре раза в год проводить публичные экзамены в средней школе и отсеивать нерадивых или неспособных учащихся [2].

Экзамены, кроме того, «определяли бы цену трудов и способностей» преподавателей и их воспитанников. Они происходили «в присутствии гражданского губернатора, яко попечителя гимназии, директора, инспектора, учителей высших классов таким образом, чтобы каждый из сих особ имел право спрашивать по той части, из которой экзамен происходит, все, что ему заблагорассудится» [3, с. 263]. К публичному экзамену приглашались и «посторонние особы из знатнейших в городе чиновников и граждан» [4, л. 2]. Объективность и точность результатов экзаменов были весьма сомнительны.

Учащиеся в подавляющем большинстве демонстрировали репродуктивные способности, и примерно за месяц до испытаний «никаких предметов они не проходили по причине предстоящих публичных экзаменов» [5, с. 116].

В советской России и в настоящее время публичные экзамены широко распространены лишь в системе дополнительного образования (например, в музыкальных учебных заведениях). Однако они не несут в себе функцию внешнего контроля.

Вистенгоф П.Ф., современник М.Ю. Лермонтова, в своих воспоминаниях так писал о публичных экзаменах: «Перед рождественскими праздниками профессора делали репетиции, то есть проверяли знания своих слушателей за пройденное полугодие и согласно ответам ставили баллы, которые брались в соображение потом и на публичном экзамене. Наступило лето, а с ним вместе и роковые публичные экзамены, на которых следовало дать отчет в познаниях своих... Рассеянная светская жизнь в продолжение года не осталась бесследною. Многие из нас не были подготовлены для сдачи экзаменов. Нравственное и догматическое богословие, а также греческий и латинский языки подкосили нас. . Последствием этого было то, что нас оставили на первом курсе на другой год; в этом числе был и студент Лермонтов» [6, с. 138— 143]. Мемуарист был не точен: Лермонтов не явился на экзамены.

Л.Н. Толстой критически оценивал объективность результатов публичных экзаменов. В работе «О народном образовании» мы можем прочесть следующие строки: «Впрочем, кому это дело близко к сердцу, пусть тот так же, как я, не по отчетам публичных экзаменов, постарается изучить школы, а по продолжительным посещениям и беседам с учителями и учениками в школах и вне школ» [7, с.56].

В «Беседах о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)» Ю. Лотман писал: «Центральным событием институтской жизни был публичный экзамен, на котором, как правило, присутствовали члены царской семьи и сам император. Здесь вопросы давались заранее. Девушка получала накануне экзамена один билет, который она и должна была выучить, чтобы назавтра по нему ответить». Основной целью этих мероприятий была не только демонстрация успехов учебного заведения» [8, с. 110].

Экзамены были призваны поддерживать и развивать общественный интерес к школьному делу, поэтому они организовывались особым образом и по сути своей были хорошо подготовленными представлениями со своей программой, объявлениями в местной прессе, списком приглашенных особ.

Пропагандистская сторона этих публичных актов, в противовес развлекательной, возросла в начале XIX века в связи с реформами в сфере образования, инициированными правительством Александра I и с появлением «Положения о учреждении гимназии» 1798 г. Отчеты о публичных экзаменах публиковали в журнале Министерства народного просвещения «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения».

Горожане выполняли наблюдательную функцию и были своеобразной «совестью» народа. Инспекция ставила перед собой цель: оценка и контроль качества образования по результату. В делах Государственного архива Астраханской области содержится обширный исто-рико-педагогический материал по проблеме. Так, в деле «Сведения о деятельности различных обществ и учреждений Астраханской губернии», датированного 1811 годом, можно выявить непосредственных участников инспекционной деятельности [9].

Губернатору от директора Астраханской мужской гимназии Воробьева 22.04.1811 поступает письмо: «Имею честь препроводить при сем Вашему Превосходительству расписание эк-заменов.на тот случай, если вам будет угодно посетить какой-либо из них.». Расписание представлено в виде таблицы.

Директор Астраханского музыкального училища 19.04.1811 пишет астраханскому губернатору: «На основании Устава музыкального училища, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство о командировании депутата от МВД для присутствия на экзамене, для оканчивающих курс имеющих быть в 11 утра» [Там же].

Дело «О публичных испытаниях учеников уездных училищ» 1816 г. позволяет проследить процедуру оповещения граждан об экзаменах более подробно. Директор гимназии Александр Храповицкий сообщает вице-губернатору Астраханской губернии А.И. Корветовцеву. «Милостивый государь Андрей Иванович! Честь имею уведомить Вас, что публичное испытание ученикам Астраханского уездного училища будет вместе с гимназическими 19 июня поутру в 8 часов в гимназическом бывшем зале; и в Армянском Агабабовском училище 21.06 в то же время. О чем покорнейше прошу приказать чрез кого следует, известить здешних жителей. Надеюсь, что и Вы не откажетесь означенные публичные испытания учеников удостоить своим посещением.» [10, л.13]. В приписке под письмом рукой главы канцелярии губернатора отмечено: «Предписать градской полиции известить градских жителей, потом дать знать Храповицкому». Городской полицмейстер отдает распоряжение околоточным и начальникам городских полицейских участков устно информировать горожан и 18 июня отправляет письмо-отчет о проделанной работе с припиской «отдать Директору гимназии Храповицкому Александру Александровичу». Однако вице-губернатор получил отчет о произведенном оповещении уже 22.06.16, то есть когда все экзамены прошли [Там же, л.15].

Устав 1828 г. отменил публичность испытаний. В 1837 г. "Правилами для испытания в уездных училищах и гимназиях" введены экзаменационные билеты и пятибалльная система оценки знаний учащихся.

Однако в Отчетах по управлению Казанским учебным округом за 1873 г. содержатся материалы осмотра окружным инспектором В.И. Тимофеевым Астраханских учебных заведений. Посещались им и публичные испытания. Несмотря на «потемкинские деревни», с которыми традиционно встречали большого чиновника из Казани, явные нарушения учебного процесса невозможно было скрыть. В частности учителям русского и латинского языков было предложено «изучать приемы предмета» и «ознакомиться с новейшими методами преподавания» [11, л.71]. Присутствуя на публичном экзамене, заметил, что «некоторые ученики 3 и 4 классов «запускают бакенбарды и бородки.встречаются уклонения от формы.вместо кепи гимназисты носят фуражки при форменном сюртуке».

Инспектор народных училищ осуществлял так же надзор за дисциплиной и нравственностью. Инспекции подвергалась литература, используемая при итоговых испытаниях. Например, типичным было следующее замечание: « .Ученикам выдаваемые были сочинения, которые направлением своим могут причин вред...каковы сочинения Дарвина, Фохта, Бокля...» [Там же, л.73].

С начала XIX в. развитие системы женского образования в России принимает необратимый характер. «Записка о вреде замкнутого воспитания в женских учебных заведениях» [12] и доклад «О принятии мер к ограждению женских учебных заведений от вредных учений людей неблагонамеренных» [13], хранящиеся в фонде Канцелярии учреждений императрицы Марии Российского государственного исторического архива, являются источниками, ярко иллюстрирующими противоречивость данного процесса. Однако практика инспектирования женских учебных заведений через публичные испытания в исследуемый период становится повсеместной.

Большой вклад в развитие женского образования в Астраханской губернии в XIX в. внесли Мариинская женская гимназия, Епархиальное женское училище, частная гимназия Н.С. Шавердовой. Профессиональная ориентация в подготовке учениц была одной из ведущих задач учебного заведения [14].

В практические занятия по педагогике входило: 1) посещение уроков преподавателей младших классов, в некоторых случаях - предоставление отчетов преподавателю методики русской грамматики; 2) занятия с ученицами приготовительного класса на четвертых-пятых уроках; 3) наблюдение за избранной ученицей приготовительного класса и ведение дневника с составлением характеристики наблюдаемой; 4) пробные и экзаменационные уроки.

В выпускном классе девушки сдавали публичные экзамены по целому ряду педагогических дисциплин: дидактике и истории педагогики; методикам преподавания арифметики, приро-

доведения, начального обучения русскому языку, графического искусства; детской литературе [15, л.10]. По окончании гимназии девочки получали свидетельство о звании школьной наставницы и домашней учительницы.

Как в дореволюционной России, так и теперь управленческие звенья в системе народного образования в большей степени выполняли координирующую, регулятивную, а не жестко контролирующую функцию.

Как тогда, так и в настоящее время содержание образования определялось уровнем экономического развития и было ориентировано на развитие гражданского общества. В исследуемый период содержание образования в конкретном образовательном учреждении определялось программой, разрабатываемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Только в конце XIX в. российская школа пришла к необходимости создания единых общеобразовательных программ, которые носили в большей степени рекомендательный, а не обязательный характер, допуская вариативность в выборе учебной литературы и методик преподавания.

Содержательно-процессуальный, организационный и структурный элементы инспекционной деятельности также непрерывно корректировались. Следовательно, не только по целе-полаганию, но и по структуре деятельности и содержанию образования исследование дореволюционной российской школы и педагогики актуально и на современном этапе.

Публичные экзамены как элемент инспектирования в системе управления образованием содержат в себе несколько пластов научно-педагогического осмысления:

- фактор размывания характерной черты бюрократического аппарата управления образованием - жесткой корпоративности и закрытости;

- элемент латентного общественного контроля результатов учебной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гальсков Е. С. Становление инспекции образовательных учреждений в условиях создания государственной системы народного просвещения России, 1802-1917: автореф дис. ... канд. пед. наук. - M., 2001. -1S с.

2. Diderot Denis (1966) «Plan d'une université pour le gouvernement de Russie ou d'une éducation publique dans toutes les sciences », Œuvres complètes sur DNF Gallica, tome 3, -pp.409-545. 3. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. - СПб. 1830. Т. 25. 1798-1799.

3. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф.1.Оп.1.Т.1. Д.1631. О доставлении сведений о школах и гимназиях. 17.04.1800. 8 л.

4. Тынянов Ю.Н. Пушкин [Текст]: роман / Ю.Н. Тынянов. - M.: Художественная литература, 1990. - 544 с.

5. Вистенгоф П.Ф. Из моих воспоминаний // M^. Лермонтов в воспоминаниях современников. — M.: Художественная литература, 1989.

6. Толстой Л.Н. О народном образовании// Собр. соч. в 20-ти томах Т. 16. - M., 1983.

7. Лотман ЮМ Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). -СПб.: Искусство-СПб, 1994. - 75S с.

S. ГААО. Ф.1. Оп. 2. Д. 1167. Сведения о деятельности различных обществ и учреждений Астраханской губернии. 3.01. -29.05.1S11.

9. ГААО. Ф. 1. Оп. 4. Т. 2. Д.1871. О публичных испытаниях учеников уездных училищ. 19.06.1816.

10. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.733. Оп.193 Д.83. 101 л. О новой форме отчетов Учебных Округов.

11. РГИА. Ф.759. Оп.22 Д.535 Записка о вреде замкнутого воспитания в женских учебных заведениях. Любимов Павел, отставной гиттенфервалтер 10 класса. 1864.

12. РГИА. Ф.759. Оп.22 Д.1439 Канцелярия учреждений императрицы Mарии. О принятии мер к ограждению женских учебных заведений от вредных учений людей неблагонамеренных.

13. ГААО. Ф. 650. Оп.1. Д. 3. 70 л.

14. РГИА. Ф.515. Оп.3 Д. 71 18 л. О составлении более точных и единообразных правил для определения преподавания в учебных заведениях всех степеней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.