УДК 343.42
Гончаренко Анна Ивановна
кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра уголовного права и криминологии,
Краснодарский университет МВД России адопсИагепко21 ©mvd.ru
Anna I. Goncharenko
Candidate of Legal Sciences, Senior Teacher, Criminal Law Department, Krasnodar University of interior Russia agoncharenko21 @mvd.ru
Публичные действия,
выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих (ч. 1 ст. 148 ук рф): уголовно-правовая характеристика и практика применения
Public actions
expressing obvious disrespect to the society and committed in order to insult the religious feelings of believers (part 1 of article 148 of the criminal code): criminal-legal characteristics and practice of application
Аннотация. В настоящей статье определены и раскрыты объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 148 УК РФ и устанавливающего ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. В статье широко представлена практика применения рассматриваемой нормы.
Ключевые слова: вероисповедание, cвобода совести, религия, оскорбление, чувства верующих, уголовная ответственность, преступление, явное неуважение к обществу.
Annotation. This article defines and discloses the objective and subjective features of the crime under part 1 of article 148 of the criminal code of the Russian Federation and establishes responsibility for public actions expressing obvious disrespect for society and committed in order to insult the religious feelings of believers. The article widely presents the practice of application of the considered norm.
Keywords: faith, freedom of conscience, religion, insult, feelings of believers, criminal liability, crime, obvious disrespect for society.
На сегодня за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий предусмотрена уголовная ответственность ст. 148 УК РФ. Наибольшие споры и затруднения в правоприменительной практике вызывает применение нормативных предписаний ч.1 рассматриваемой нормы. Постараемся уяснить действительную волю законодателя и конкретизировать букву закона применительно к фактически совершаемым деяниям.
Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ является само право на свободу совести и вероисповеданий во всем своём многообразии, а также общественные отношения, возникающие по поводу его реализации.
Нельзя умалять значение соотношения тех общественных отношений, которые охраняются уголовно-правовой нормой и тех отношений на
причинение вреда которым направлено преступление.Так, например, М. был осужден по ч. 2 ст. 214 и ч. 1 ст. 167 УК РФ за то, что находясь в состоянии алкогольного опьянения, разбив окно, незаконно проник в помещение храма где умышленно совершил порчу имущества. Вырвал сигнализацию, разбил стекло окна классы воскресной школы, разбросал иконы, святое масло, на полу и столах, поломаны кресты, копие, взломал замки двери алтаря, входной двери настоятеля, сейфа и шкафа. Не смотря на то, что деяние было совершено в помещении храма, частично повреждены предметы религиозного значения суд правильно определил объект посягательства -собственность.
Предмет преступления в действующей редакции законодателем не выделен, а значит квалификационного значения не имеет.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется деянием которое состо-
ит в совершении публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу.
Применительно к ст. 148 УК РФ «явное неуважение к обществу» имеет общепризнанное значение, описанное в п. 1 ППВС РФ от 15 ноября 2007 г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений». То есть «явное неуважение к обществу» есть умышленное нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованных желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.
По сути это могут быть любые по характеру действия (в том числе жест, слово, демонстрация рисунка). Такие действия могут нарушать любые нормы и правила поведения, не обязательно религиозные. Во-первых, это положение не противоречит диспозиции ч. 1 ст. 148 УК РФ, а напротив следует из ее буквального толкования. Во-вторых, оскорбление религиозных чувств верующих является только целью, а не последствием рассматриваемого состава преступления.
Если осквернение, порча или уничтожение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики совершаются наряду с иными действиями, выражающими явное неуважение к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих содеянное обладает большей степенью общественной опасности и квалифицируется по соответствующей части статьи 148 УК РФ.
Так, например, верной представляется квалификация по ч. 1 ст. 148 УК РФ действий К. и Ш. которые при помощи шурупов-саморезов разместили на поклонном православном освещенном кресте, установленном у дороги в дер. Старая Малиновка Вятскополянского района Кировской области на открытой местности около автодороги предварительно изготовленное ими чучело человеческой фигуры в виде распятия, установив над верхней частью креста маску клоуна и шапку. После этого маркерами черного и красного цветов сделали на кресте следующую надпись: «Аллах Акбар Смерть Неверным». Суд верно пришел к выводу что осквернение и порча креста как символа православной веры в данном контексте свидетельствует о неуважении к обществу, пренебрежительном отношении к православной вере, высмеивании почитаемому верующими религиозному символу (2016 г. мировой судья Кировская область) [1].
О квалификации публичных действий выражающихся в высказываниях, совершаемых в целях оскорбления религиозных чувств верующих упомянуто выше. Лишь кратко повторюсь, данные действия подпадают под признаки ч. 1 ст. 148 УК РФ, однако каждый подобный случай должен быть тщательно изучен на предмет малозначительности деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
По ч. 1 ст. 148 УК РФ квалифицируются публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих, совершенные вне мест, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, т.к. последние образуют квалифицированный состав этого преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 148 УК РФ.
Доведение до сведения верующих информации о другой религии или другого ее течения не содержат признаков явного неуважения к обществу и имеет своей целью пополнение рядов своей религиозной организации, а потому не могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 148 УК РФ. Так, например, отсутствует общественная опасность и противоправность в агитационных беседах адептов религиозной организации «Свидетели Иеговы» (2012 г. Вилюченский городской суд Камчатского края) [2].
Действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих являются уголовно наказуемыми, только если совершены в публичной обстановке. При оценке публичности следует исходить из трех обстоятельств.
Во-первых, само по себе совершение таких действий в общественных местах, например, на улицах, стадионах, в скверах, парках, на всех видах общественного транспорта, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; в детских, образовательных, медицинских организациях; на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры; на оптовых и розничных рынках; на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан также на прилегающих к таким местам территориях, но в отсутствии других лиц (т.е. публики) не может свидетельствовать о публичности совершаемых действий.
Во-вторых, о публичности можно говорить только в случае совершения действий в присутствии посторонних, т.е. третьих лиц. Для признания действий публичными необходимо присутствие 2-х или более лиц [3]. Таким образом, публичными в ч. 1 ст. 148 УК РФ всегда следует признавать действия, если они совершенны на собраниях, митингах, демонстрациях, концертах, фестивалях, презентациях и других мероприятиях предполагающих присутствие большого количества людей.
В-третьих, публичность действий, за счет того, что информация становится доступной для наблюдения широкой аудиторией может быть обеспечена посредством вещания по телевидению и радио, а также посредством использования сети интернет или путем распространения листовок, вывешивания плакатов, размещения обращений в информационно-телекоммуника-ц и онных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например, на сайтах, форумах или в блогах, распространение обращений путем массовой рассылки электронных сообщений и
т.п. При этом количество просмотров и в связи с этим число ознакомившихся на квалификацию не влияет. Так, в приговорах по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 148 УК РФ публичными, справедливо признаны: опубликование работником одного из вузов Оренбурга статьи на собственном сайте [4] и размещение рисунка на странице ВКонтак-те(2015 г. Первомайский районный суд г. Ижевска) [5].
Содеянное не образует состав ч. 1 ст. 148 УК РФ по причине отсутствия признака публичности, если действия, выражающие явное неуважение к обществу, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих совершаются:
1) в отсутствии публики (в таком случае и при наличии к тому оснований содеянное квалифицируется по нормам ст. 167 УК РФ за умышленное уничтожение или повреждение имущества или ч. 2 ст. 214 УК РФ за вандализм, совершенный по мотиву религиозной ненависти или вражды);
2) в присутствии единственного очевидца (что осознает виновное лицо) и направлены на оскорбление именно его религиозных чувств (содеянное при наличии к тому оснований квалифицируется по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за оскорбление. Если при этом было повреждено или уничтожено чужое имущество необходимо рассмотреть вопрос о наличии в совершенном деянии признаков преступления предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК РФ).
Другие признаки объективной стороны: последствия, время, способ, орудия, средства совершения преступления на квалификацию не влияют (но могут быть учтены судом при назначении наказания, а потому тоже подлежат установлению).
Состав ч. 1 ст. 148 УК РФ - формальный. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих следует считать оконченным преступлением с момента совершения самого деяния (действия: размещение информации в сети интернет, размещение рисунка на рекламном щите, устное выступление перед аудиторией и др.) независимо от того, удалось оскорбить религиозные чувства верующих или нет.
Квалификация по ч. 1 ст. 148 УК РФ за приготовление, которое может состоять в приискании, изготовлении средств совершения преступления, например изготовление листовок или плакатов, нанесение соответствующей надписи или изображения на футболку, написание текста выступления, а также приискание соучастников, сговор на совершение преступления исключается. Согласно положениям ч. 2 ст. 30 УК РФ невозможной уголовную ответственность за приготовление делает категория рассматриваемого преступления.
Уголовная ответственность за покушение на преступление предусмотренное ч. 1 ст. 148 УК РФ допускается (однако в практике таких случаев нет), если преступление было не доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам, например вещание при отключенном эфире или микрофоне, когда окружающие не только не слышали, но и не могли слышать выступление. В этом случае содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 148 УК РФ.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 148 УК РФ характеризуется прямым умыслом [6] и специальной целью.
Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если будет установлено (доказано), что оно:
1) осознает, что совершаемое им действие выражающие явное неуважение к обществу нарушает общепризнанные нормы и правила поведения;
2) осознает, что совершает действия публично, т.е. в присутствии двух или более посторонних лиц или, что это действие станет доступным для наблюдения широкой аудиторией;
3) осознает, что целью совершаемых им действий является оскорбление религиозных чувств верующих, т.е. оно рассчитывает, что совершаемые им действия позволят продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним как представителям той или иной религии;
4) желает совершения указанных действий в указанных целях.
Целью преступления является оскорбление религиозных чувств верующих. О наличии или отсутствии такой цели свидетельствует само совершенное действие. Оскорбительный эффект может возыметь проявления богохульства: отрицательная оценка исповедуемой религии и ее канонов, почитаемых святынь, оскорбительным для чувств верующих может быть действие идущее в разрез с устоями той или иной религии; святотатства... и кощунства....
При установлении преступной цели в ст. 148 УК РФ важное значение имеет оценка такого объективного признака как место совершения преступления, например, проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.
При этом следует учитывать, что на территории Российской Федерации зарегистрировано множество религиозных организаций представляющих совсем разные религии, их направления и течения (христианство (православие, католицизм, протестантизм); ислам; иудаизм, буддизм, индуизм). Одни и те же действия могут задевать чувства верующих, исповедующих одну религию и не задевать чувства представителей других религий. Вопрос о способности тех или иных действий оскорбить религиозные чувства ве-
рующих должен решаться в каждом конкретном случае узкими специалистами в ходе религиоведческой экспертизы.
Здесь также следует отметить, что одно и то же действие не может образовывать совокупность двух преступлений имеющих в своем составе разные цели.
Так, например, суд излишне наряду с ч. 1 ст. 148 УК РФ вменил О. ч. 1 ст. 282 УК РФ за содеянное при следующих обстоятельствах:2 апреля 2016 года дагестанский спортсмен О., приехавший в Элисту на соревнования по вольной борьбе,
Литература:
1. URL : http://sudact.ru/magistrate/doc/SByj4qeEBW rw/
2. URL : http://sudact.ru/regular/doc/9jL4xpT5TPVR/
3. Постановление Самарского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2014 г. № 5-50/2014 признало публичным, совершенное в присутствии двух военнослужащих осквернение религиозной литературы.
4. URL : https://pda.mvd.ru/news/item/6140539/
5. URL : http://pervomir2.udm.msudrf.ru/modules. php? name=info_pages&id=314
6. Ввиду отсутствия последствий в объективной стороне состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 148 УК РФ косвенный умысел и неосторожность исключаются.
7. URL : http://mvwgs43unfxhg23z.nnqwy3i.on2 wi4tgfzzhk.cmle.ru/modules.php?name=press_dep& op=1&did=637
вместе с товарищами по команде зашел в буддийский храм, помочился там и ударил ногой в нос статую Будды. Видео с записью акта вандализма он опубликовал в интернете. (2016 Элистинский городской суд, Республика Калмыкия) [7].
К уголовной ответственности по ч. 1 ст. 148 УК РФ может быть привлечено (субъект преступления) физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. При этом не имеет значения, какую религию исповедует это лицо или же является атеистом.
Literature:
11. URL : http://sudact.ru/magistrate/doc/SByj4qeEBW rw/
2. URL : http://sudact.ru/regular/doc/9jL4xpT5TPVR/
3. The resolution of the Samara garrison military court of April 25, 2014 № 5-50/2014 recognized as public, the defilement of religious literature committed in the presence of two servicemen.
4. URL : https://pda.mvd.ru/news/item/6140539/
5. URL : http://pervomir2.udm.msudrf.ru/modules. php? name=info_pages&id=314
6. In view of lack of consequences in the objective party of the corpus delicti provided by Part 1 of Article 148 of the Criminal Code of the Russian Federation indirect intent and imprudence are excluded.
7. URL : http://mvwgs43unfxhg23z.nnqwy3i.on2 wi4tgfzzhk.cmle.ru/modules.php?name=press_dep& op=1&did=637