Научная статья на тему 'Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов'

Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3925
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ / ОРАТОР / АУДИТОРИЯ / ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМЫ / PUBLIC SPEECH / SPEAKER / AUDIENCE / LOGICAL TECHNIQUES / PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Левчаева Надежда Васильевна

В статье дана характеристика публичной речи, рассмотрены особенности публичной речи. Данная проблематика имеет многогранный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC STATEMENT AS EFFECTIVE MEANS OF IMPROVEMENT OF QUALITY TRAINING OF STUDENTS

The characteristic of public speech is given in this article, the special of public speech are consided. This perspective has many sided character.

Текст научной работы на тему «Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов»

УДК 808.51:37-057.875

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Левчаева Надежда Васильевна

Кандидат филол. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск

PUBLIC STATEMENT AS EFFECTIVE MEANS OF IMPROVEMENT OF QUALITY TRAINING OF STUDENTS

Nadezhda Levchaeva

Candidate of Science, assistant professor of humanitarian disciplines Department of Mordovian humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье дана характеристика публичной речи, рассмотрены особенности публичной речи. Данная проблематика имеет многогранный характер.

ABSTRACT

The characteristic of public speech is given in this article, the special of public speech are consided. This perspective has many - sided character.

Ключевые слова: публичная речь, оратор, аудитория, логические приемы, психологический приемы.

Keywords: public speech, speaker, audience, logical techniques, psychological techniques.

Публичная речь — это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного контакта; речь, произносимая в определенной аудитории и адресованная определенному адресату; ораторская речь.

Публичная речь произносится для того, чтобы проинформировать слушателей и оказать на них желаемое воздействие (убедить в чем-либо, внушить что-либо, призвать к чему-либо и т.д.). Публичная речь по форме и содержанию является монологической речью, рассчитанной на пассивное восприятие слушателями, и не предполагающей ответной словесной реакции с их стороны. Рассматривая публичное выступление с социально-психологической точки зрения, напрашивается выводу о том, что это не просто монолог оратора перед участниками публичного выступления, а это сложный многоплановый процесс общения с присутствующими, причем процесс, предполагающий диалог.

Речевое взаимодействие между оратором и слушателями относится к «субъект-субъектным» отношениям, т.к. обе стороны являются активными

участниками совместной деятельности, и каждая из них выполняет отведенную ей роль в этом сложном многослойном процессе публичного общения.

К особенностям публичной речи относятся:

— последовательность и логичность речи;

— коммуникативная направленность высказывания;

— тематичность высказывания,

—устная форма общения;

—синтаксическая усложненность;

— использование разнообразных вербальных и невербальных средств общения.

Выступая перед публикой, оратор, нередко, отстаивая свою точку зрения, доказывая ее правильность, прибегает к такому способу воздействия на слушателей в процессе общения как убеждение, которое строится на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от слушателей, принимающих информацию, т.о. оказывает на них убеждающее воздействие.

Следует отметить, что доказывание и убеждение — это два разных процесса, тесно связанных красной нитью между собой. Доказывать значит подтвердить истинность какого-либо положения фактами или доводами, а убеждать — это значит, через интеллектуальное воздействие на сознание слушателей закрепить у них мысль о том, что истинность тезиса доказана, делать из слушателей единомышленников, разделяющих точку зрения оратора и принимающих ее.

С целью убеждающего воздействия в публичной речи используются логические и психологические приемы.

Логические приемы бывают обращены к разуму слушателей. К ним относятся: теоретические обобщения и выводы, уже доказанные законы науки, аксиомы и постулаты, определения основных понятий конкретной области знаний, факты, статистические данные и др.

Психологические приемы воздействуют на чувства слушателей. Если оратор своим выступлением вызывает определенные чувства у слушателей, то его речь, несомненно, будет иметь большое воздействие на аудиторию, и ее слушатели запомнят лучше. Учеными психологами было доказано, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает внутреннее эмоционально-психологическое состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Психологические приемы могут затрагивать различные чувства, помогая добиться желаемого результата. Например, обращаются к чувству чести и долга, стараются вызвать сочувствие, добиться согласия, осуждения, проронить зерно недоверия, сомнения и т.п. Риторическая этика запрещает оратору прибегать к использованию низменных чувств, а также эмоций, способных привести к различным конфликтам (злоба, зависть, агрессивность и

др.).

Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратору необходимо тщательно подготовится к предстоящему выступлению. Он должен четко представлять себе, в какой аудитории ему предстоит

выступать, учитывать психологическое состояние и настроение своих слушателей. Все это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении со слушателями.

Основными характеристиками аудитории ораторской речи являются:

- однородность (неоднородность) аудитории (определяется социально-демографическими признаками слушателей: половая принадлежность, возрастной ценз, национальность, образование, профессиональные интересы, жизненный опыт и т.д.);

- количественный состав слушателей (поведение слушателей и их реакция в большой и небольшой аудитории различны);

- эмоциональный настрой аудитории (возникает под действием таких психологических механизмов, как заражение - бессознательное повторение действий окружающих; подражание - осознанное воспроизведение образцов поведения других людей; конформизм - влияние поведения большинства на отдельного человека);

- мотив действия слушателей. В настоящее время психологами выделяются три группы мотивов, побуждающих к посещению и слушанию публичных выступлений: мотивы интеллектуально-познавательного характера (слушателей заинтересовала тема выступления, поэтому они желают расширить круг своих познаний по данной проблеме и получить ответы на волнующие их вопросы); мотивы морально-этического характера (слушателям необходимо присутствовать на этом мероприятии, для того, чтобы избежать каких-либо неприятностей из-за отсутствия на нем); мотивы эмоционально-эстетического характера (слушатели лично знакомы с оратором, поэтому его выступления доставляют им удовольствие их слушать и др.). Следует отметить, что с самого начала слушатели, присутствующие в аудитории, бывают по-разному настроены на выступление оратора.

Очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь.

Методы подачи материала в аудитории состоят из следующих аспектов: 1) достижение взаимопонимания; 2) привлечение и поддержание внимания у слушателей; 3) приспособление к уровню понимания аудитории; 4) укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету его речи [1, с. 233].

Взаимопонимание между ритором и слушателями возникает тогда, когда обе стороны заняты совместной мыслительной деятельностью, т.е. когда их волнует обсуждение одних и те же вопросов, решение одинаковых проблем (интеллектуальное сопереживание) и при этом они испытывают похожие чувства и переживания (эмоциональное сопереживание).

Главным показателем взаимопонимания между оратором и аудиторией -ожидаемая реакция на речь ритора, внешнее выражение внимания у слушателей, рабочая тишина в аудитории, естественное и уверенное поведение оратора.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют различные факторы. Прежде всего, это актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении выбранной темы, захватывающее внимание содержание выступления. Именно эти факторы в определенной мере и обуславливают успех публичной речи.

Ученые в области сценической речи для достижения взаимопонимания между оратором и слушателями рекомендуют чаще использовать в публичной речи личные местоимения, такие как: мы, вы, нам, вам, с нами, с вами и т.п., ибо данные вербальные знаки красноречиво свидетельствуют о том, что выступление обращено именно к присутствующим в данной аудитории (Сегодня нам с вами предстоит решить ряд важных вопросов...).

Немаловажная роль в достижении взаимопонимания между оратором и слушателями отводится риторическим вопросам, представляющим собой утверждения в форме вопроса. В том случае, если они произносятся естественно и искренне, то способствуют активизации внимания у слушателей и создают определенный эмоциональный настрой (Неужели мы вместе не преодолеем жизненные перипетии?).

Объединяют оратора и аудиторию и общие переживания, испытанные по поводу каких-либо событий (Давайте вспомним с вами события дней минувших и те радостные чувства, охватившие всех нас, когда мы узнали...).

Излагая информацию, оратор должен ее персонифицировать, т.е. приспособить к специфическим представлениям аудитории. Например, рассказывая о достижениях ваших конкурентов в какой-либо области, необходимо соотнести эти сведения с определенными результатами деятельности вашей организации.

Интерес аудитории во многом зависит от того, какое отношение имеет излагаемая информация лично к слушателям, поэтому для поддержания интереса аудитории информация должна отвечать ряду требований, в частности, она должна быть своевременной (может быть использована сразу в практической деятельности), близкой (касаться личного пространства человека, его «территории», поэтому лучше использовать примеры из жизни коллектива, к которому принадлежит аудитория, или из сферы деятельности слушателей), серьезной (поднимать экономические, психологические и другие вопросы, актуальные для слушателей) и живой (содержать яркие примеры, иллюстрации, истории, случаи, затрагивающие чувства слушателей).

Публичное выступление будет эффективно в том случае, если предлагаемая информация была приспособлена к уровню знаний слушателей. Согласно утверждениям ученых, лучше допустить ошибку в сторону недооценки знаний аудитории, чем в сторону их переоценки. В связи с этим, если есть сомнения в том, что слушатели обладают необходимыми базовыми знаниями, следует выделить время и напомнить аудитории основные сведения и факты, касающиеся данной темы. Чтобы не оскорбить слушателей подозрением в невежестве, целесообразно использовать следующие выражения: Как вы помните...; Как известно...;

Все мы хорошо знаем, что...; Разрешите напомнить вам... и др. [2, с. 189].

Успешность выступления оратора оценивается главным образом позитивным отношением к нему аудитории — оратор и его позиция должны быть приняты ею, поэтому выступающему необходимо понравиться слушателям, создать о себе благоприятное впечатление, т.е. повысить уровень доверия, которое аудитория испытывает к нему.

Оратору необходимо продемонстрировать слушателям свои знания и опыт по освещаемым вопросам, поэтому он должен быть хорошо подготовлен к выступлению, должен показать слушателям, что обладает достаточным запасом материала по данной теме и имеет непосредственное отношение к предмету общения.

Более того следует отметить и то, что оратор, выступая перед публикой, должен стремится и внешне выглядеть привлекательно, поскольку внешний облик (прическа, костюм, атрибуты) является своеобразным кодом, свидетельствующим о респектабельности и успешности. Внешний вид выступающего должен соответствовать ситуации и характеру общения, вкусам аудитории и не отвлекать внимание слушателей.

Оратор, выступая перед аудиторией, должен помнить о том, что, какой бы интересной ни была его речь, внимание слушателей со временем притупляется, и они перестают слушать, поэтому выступающему необходимо знать различные приемы управления аудиторией и умело их пользовать в процессе общения.

Список литературы:

1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2003. С. 233.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение. М.: Кнорус. 2014. С. 189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.