факторах риска, стимулирование работников к занятиям физической культурой, поощрение работников, ведущих активный образ жизни и не имеющих вредных привычек, создание инфраструктурных условий для самостоятельного сохранения и укрепления персоналом своего здоровья.
Литературa:
1. Экономика здоровья и болезни [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://hmanagement.narod.ru/Economics.html
2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999.
УДК 352/354
Г.А. Меньшикова
ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАКТИКИ1
Современный этап государственного управления за рубежом идентифицируются как Public Administration, что справедливо акцентирует внимание на его главном отличии - включении населения в управление. При таком подходе участие жителей в управлении страной не просто провозглашается, но и реализуется на практике, что отражает возросший уровень их образования, повышение ответственности за судьбу страны, а также возникновение технических возможностей создания открытого информационного пространства благодаря новым технологиям работы СМИ и Интернета.
Публичность как особенность современного управления достаточно пол-ноописана в зарубежной литературе. Так, «акционизм» (готовность к социальному действию) как черту современности актуализировал А.Турен, социальную роль Интернета - М.Кастельс, публичность в целом -М.Буровой, Ю.Хабермас. Зарубежные исследователи (например, Хилгартнер и Боск) выявили практики формирования открытых информационных пространств - публичные арены, с помощью которых формируется новый (публичный) способ принятия управ-
xMenshikova. Public health Administration: modern technologies and practices.
ленческого решения.
За рубежом Public Administration стало реальностью, хотя и здесь уровень включенности населения в управление невелик. Так, по данным доклада OECD, в 30 развитых странах он не превышает 20%, хотя образованием, здравоохранением, сферой услуг интересуется более широкий круг населения. Понятно, что в нашей стране готовность населения к активной публичной деятельности еще ниже.
Качество работы сферы услуг, образования и медицины являются наиболее близкими, доступными для понимания населения как зарубежных стран, так и России. Здесь созданы следующие публичные арены (области открытого информационного пространства): открытый мониторинг данных о национальных системах здравоохранения (1), рейтинг учреждений здравоохранения по совокупности объективных характеристик (2), «народный» рейтинг качества обслуживания (3), рейтинг врачей (4) и др.
В зарубежных (передовых) странах все названные технологии применяются (широко и успешно), особенно формирование мониторинга о качестве здравоохранения. Он составляется под эгидой многих организаций: ООН, Всемирного банка реконструкции и развития (как составная часть индекса человеческого развития - ИЧР), ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития). Все данные публикуются, что позволяет населению представлять качество функционирования своей национальной системы, сравнивать его результатами других. Приведем название последних 11 отчетов ОЭСР из имеющихся (изданных) 63 по медицинской тематике.
1.«Value in Pharmaceutical pricing», OECD working papers 63, V.Paris, A.Ballon , 2013 (Сравнение цен в фармацевтике).
2.«Health workplace Planning in OECD countries: a review on 26 projected Models from 18 countries», №62,june 2013, T.Ono, G.Lafortune, M.Schoenstein (Кадровое планирование в медицине. Описание 26 экспериментальных проектов).
3.«International Variations in a selected numbers of Surgical Procedures», №61, march 2013,K.McPherson, G.Gon, M. Scot (Разнообразие в применении хирургических процедур).
4. «Health Spending Growth at Zero: Which countries, Which sectors are most affected», № 60, Jan.2013, D.Morgan, R.Astolfi (Расходы на здравоохранение. Рост с нуля: какие страны и какие сектора больше всего страдают).
5. «Acomparative Analysis of Healh and Forecasting Methods», №59, AstolfiR, Lo-
renzoniL, OderkirkJ (2012) (Сравнительный анализ методов прогнозирования здоровья).
6. «IncomeRelatedInequalitiesinHealthServicesUtilizationin 19 OECDcountries 2008-2009», aug.2011, 58, J.Devaux, MdeLooper (Неравенство в обслуживании как отражение неравенства в доходах).
7. «The Impact of Pay increases on Nurses’ Labor Market. A review of Evidence from 4 OECD countries» (aug. 2011), № 57, J.Buchman, St.Black (Влияние повышения заработной платы мед.сестер на изменение рынка труда. Обзор ситуации в 4-хстранах ОЭСР).
8. «Description of Alternative approaches to measure and Place a value on Hospital Products in Seven OECD countries» (apr.2011), №56,L.Lorenzoni, M.Pearson (Описание подходов к измерению и оцениванию роли больничного обслуживания в 7 странах ОЭСР).
9. «Mortality Amenable to health care in 31 OECD countries: Estimates and Methodological issues» (June, 2011), №55, J.G.Gay, V.Paris, M.Devaux, G.Lafortune (Уровень смертности, которая могла бы быть преодолена медицинским путем. Оценки и методологические подходы).
10. «Nurses in Advanced Roles: A description and valuation of Experience in 12 developed œu^ries» (July,2010), № 54, M-K.Delamerie, G.Lafortune (Возрастающая роль сестринского ухода. Описание опыта 12 продвинутых стран).
11. «Comparative Price Levels of Hospital Services across countries: Results of Pilot Study, №53, 2010,Fr.Koechin, L.Lorenzoni, P.Schreyer (Сравнительный анализ цен на госпитальные услуги. Результаты пилотного проекта).
Названия опубликованных докладов показывают и их актуальность, и уровень научности. К сожалению, наша страна не принимает участие в этом направлении работы ОЭСР, поэтому данные по России в большинстве из них отсутствуют.
Особый научный интерес, по нашему мнению, представляет содержание доклада 2006г. «Health Care Quality Indicators» (Показатели оценки качества здравоохранения), подготовленного S.G.Armesto, M.L.Lapetra, L.Wei, E.Kelley, and the members of the HCQI Expert group. В нем авторитетные эксперты отобрали (и составили таблицы данных) показатели качества здравоохранения. Они, бесспорно, применимы ко всем странах, включая Россию. В их состав входят:
- Breast Cancer Survival (излечиваемость при раке молочной железы),
-Mammography Screening (доля женщин, сделавших маммографию),
- Cervival Cancer (излечиваемость при раке шейки матки),
- Cervival Cancer Screening (скрининг рака шейки матки),
- Colorectal Cancer (смертность от колоректального рака),
- Incidence of Vaccine Prevent able Diseases (Доля болезней, вакцинируемых в стране, в общем потенциальном объеме),
- Coverage for basic vaccination (доля населения, прошедших вакцинацию)
- Asthma Mortality rates (смертность при астме),
- AMI 30-days case fatality rates (смертность при ишемической болезни сердца в первые 30 дней),
- Stroke 30-days fatality rates (смертность от инсульта в первые 30 дней),
- Waiting time for femur fractality (продолжительность ожидания на замену бедренной кости),
- Influenza vaccination for adults over 65 (охват вакцинацией от гриппа населения старше 65 лет),
- Smoking rates(доля курящего населения),
- Patients with Diabets (доля диабетиков),
- Retional Exams in Diabet (доля диабетиков, которые постоянно проверяют содержание сахара).
Доклад состоит из 55 таблиц, раскрывающих статистику по названным индикаторам, что позволяет выделить национальные проблемы и успехи в здравоохранении.
Если публичная отчетность является традиционно слабым местом национального управления здравоохранения, то освоение и применение ИКТ - относительно успешная область. Все учреждения здравоохранения имеют свои сайты, предоставляющие населению информацию о текущей работе: место расположения, список врачей и часы их приема. Они осуществляют запись на прием к специалисту, принимают пожелания и жалобы пациентов.
Опишем в соответствии с мировыми критериями качество сайта российского министерства здравоохранения. По большинству параметров его можно отнести в уровню Web-2, т.е, это уже не «сайт-витрина», а «сайт - работающий функционал». При этом до 3-го уровня, отражающего степень привлечения населения к участию в управлении здравоохранением, еще далеко.
Так, основными структурными блоками сайта являются:
- новости министерства, содержащие краткое описание проводимых совеща-
ний, брифингов руководителей и др (1),
- общие сведения о министерстве и его структурных звеньях (2),
- банк документов внутреннего пользования, включая кодировку актов, облегчающую поиск (3),
- общественная приемная, предлагающая форму обращения населения, равно как и возможность контроля за процедурой прохождения своего заявления по инстанциям... (4),
- мероприятия (перечень с фильтром по типам) (5),
- контакты (телефоны, контактные данные учреждений, банковские реквизиты, свободные вакансии) (6).
Популярность сайта прослеживается через количественную статистику ежедневных обращений, классифицируемых как по видам поиска, так и по сути проблем. Оценивая сайт по параметрам, предложенным Website Attribute Evaluation System (прозрачность, интерактивность, полнота, доступность), нельзя не признать его соответствия уровню Web-2.
При этом он, как и в целом российские сайты, недостаточно инициирует участие населения. Так, все три сегмента «Открытого министерства» проработаны недостаточно. В разделе «Общественные слушания» -первый сегмент- приведены проекты законов, предлагаемых для обсуждения, однако, в нем не содержатся ни мнений авторитетных экспертов, что полагает зарубежная практика, ни премиальных бонусов участникам. Опять же, предлагая обсудить «Личный кабинет пациента», целесообразно представить хотя бы какое-то предварительное обоснование его целесообразности.
Раздел «Общественный диалог» - второй сегмент - содержит запрос на предложения по оценки качества работы учреждений здравоохранения, что лишь имитирует готовность к сотрудничеству. Неясно, зачем спрашивать у населения то, что уже разработано наукой. Опять же оценка качества - проблема науки, экспертов, а не населения.
Раздел «Общественный контроль» - третий сегмент - также представлен по формальной схеме: антикоррупционные законы, протоколы заседаний Общественного совета из представителей общественных организаций в здравоохранении, приведен перечень внештатных специалистов (экспертов?), составленный из руководителей учреждений здравоохранения. Представляется, что для боль-ного-пациента места в разделе «Открытое пространство» нет.
Мировая практика соучастия населения в решении проблем здравоохранения
выявила следующие формы: обязательные отчеты первых лиц государства о качестве медицины в стране (1), ежегодные (квартальные) отчеты министров здравоохранения (руководителей крупнейших больниц (клиник) (2), публикации результатов экспертизы этих отчетов специалистами (3), публичные слушания законов (документов), включая те, которые относятся к вопросам сохранения здоровья и распространения принципов здорового образа жизни (4), участие в выборах руководителей учреждений здравоохранения при местных органах управления и власти (5), оперативная коммуникация людей с учреждением (запись на прием к врачу, возможность пожаловаться или высказать предложения администрации) (6), участие в «народных» рейтингах учреждения или врача (7) и др.
Если за рубежом практика участия населения институционализирована: созданы формы учета мнения населения и центры, которые аккумулируют информацию (1), сформулированы и опубликованы требования к отчетности руководителей (2), составлены коды информационных потоков, что облегчает процедуру их поиска (3), сформированы независимые профессиональные ассоциации, занимающиеся помимо прочего и экспертизой (4). В нашей стране процесс институционализации практик публичного управления здравоохранением лишь начинается.
Ключевые слова: публичность, публичное управление, открытое пространство, национальные рейтинги качества здравоохранения, народные рейтинги, обязательные отчеты.
Key words: publicity, public administration, open space communication, national health routings, people routings, obligatory reports.