Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ: УТОПИЯ ИЛИ НЕРЕАЛИЗОВАННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ?'

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ: УТОПИЯ ИЛИ НЕРЕАЛИЗОВАННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ АКТИВИСТЫ / ДИАСПОРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ / МЕДИАЦИЯ / МЕЖКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ким Герман Николаевич

В эпоху глобализации и расширения гражданского общества все более активную роль играет публичная (народная) дипломатия, включающей в себя международное сотрудничество в культуре, образовании, спорте, искусстве, то есть охватывающей всю многообразную деятельность по взаимодействию стран и народов. Развитие международного партнерства и отношений между разными государствами не должно осуществляться только силами государственных органов. Важнейшая роль здесь принадлежит самим народам и их наиболее активным представителям. Соответствующая деятельность государственных и негосударственных организаций охватывается понятием публичная или, как сейчас принято говорить, public diplomacy (народная) дипломатия. Публичная дипломатия исходит из того, что общественное мнение может оказать значительное влияние на деятельность правительства и работу всей политической системы. Традиционные информационно-пропагандистские методы публичной дипломатии продолжают иметь место, но они уже не имеют прежней силы, уступая свои позиции Интернету, эффективность которого многократно усилилась в условиях коммукационной конвергенции. Активное вовлечение в публичную дипломатию негосударственных структур, с параллельным перемещением значительной части коммуникации в интернет стало сутью «новой публичной дипломатии», которая пополнилась влиятельной силой социальных сетей, в полной мере проявившейся в «арабской весне». Родился новый термин - “twiplomacy” так как twitter стал использоваться президентами, премьер-министрами, внешнеполитическими ведомствами. Если в странах западной демократии публичная дипломатия вкупе с официальной стала неотъемлемой частью smart power (умной силы), но в обществах с авторитарным или диктаторским режимом говорить о народной дипломатии не принято. В докладе рассматриваются кейсы использования мягкой силы публичной дипломатии на примере Северной Кореи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DIPLOMACY IN RELATIONS WITH NORTH KOREA: UTOPIA OR AN UNREALIZED OPPORTUNITY?

In the era of globalization and the expansion of civil society, public (people's) diplomacy plays an increasingly active role, including international cooperation in culture, education, sports, art, that is, covering all the diverse activities of interaction between countries and peoples. The development of international partnership and relations between different states should not be carried out only by the forces of state bodies. The most important role here belongs to the peoples themselves and their most active representatives. The relevant activities of state and non-state organizations are covered by the concept of public or, as they say now, public diplomacy (people's) diplomacy. Public diplomacy assumes that public opinion can have a significant impact on the activities of the government and the work of the entire political system. Traditional propaganda methods of public diplomacy continue to exist, but they no longer have the same strength, giving way to the Internet, the effectiveness of which has increased many times over in the context of communication convergence. The active involvement of non-state structures in public diplomacy, with the parallel movement of a significant part of communication to the Internet, became the essence of the “new public diplomacy”, which was supplemented by the influential force of social networks, which was fully manifested in the “Arab Spring”. A new term was born - "twiplomacy" as twitter began to be used by presidents, prime ministers, foreign ministries. If in the countries of Western democracies, public diplomacy, coupled with official diplomacy, has become an integral part of smart power, but in societies with an authoritarian or dictatorial regime, it is not customary to talk about people's diplomacy. The report examines the cases of using soft power in public diplomacy using the example of North Korea.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ: УТОПИЯ ИЛИ НЕРЕАЛИЗОВАННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ?»

Список литературы

1. Денисов В.И. Россия - Корея: дипломатическим отношениям 125 лет [Текст] / В.И. Денисов // Вестник МГИМО-Университета. - 2009. - №5 (8). - С. 21-31. - Текст: непосредственный.

2. Жебин А.З. Дипломатическим отношениям между Россией и Республикой Корея - 30 лет [Текст] / А.З. Же-бин // Восточная Азия: факты и аналитика. - 2020. - №4. - С. 75-86. - Текст: непосредственный.

3. Кривошеев М.Д. Концепция "Девяти мостов" и перспективы развития российско-южнокорейских экономических отношений [Текст] / М.Д. Кривошеев // Инновации и инвестиции. - 2020. - №5. - С. 77-80. - Текст: непосредственный.

4. Суслина С. Россия - Республика Корея: пути развития экономического партнерства [Текст] / С. Суслина, В. Самсонова // Российский совет по международным делам. - 2020. - №33. - С. 1-14. - Текст: непосредственный.

5. Торкунов А.В. Россия - Корея: взгляд из прошлого в настоящее [Текст] / Торкунов А.В., Денисов В. // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - №1. - С. 45-54. - Текст: непосредственный.

6. Шелепова Д.В. Отношения Россия - Республика Корея: пересмотр двустороннего сотрудничества [Текст] / Д.В. Шелепова, М.В. Хайруллина // НАУКА.ТЕХНОЛОГИИ. ИННОВАЦИИ. - 2018. - №9. - С. 580583. - Текст: непосредственный.

Reference

1. Denisov V.I. Russia-Korea 125 years of diplomatic relations. MGIMO Review of International Relations. 2009;(5(8)):21-31. - Tekst: neposredstvennyj.

2. Zhebin A.Z. 30 years of Diplomatic Relations between Russia and the Republic of Korea. East Asia: Facts and Analytics 2020,4:75-86. - Tekst: neposredstvennyj.

3. Krivosheev M.D. The "Nine Bridges" strategy and the prospects for the development of Russian-South Korean economic relations. Innovation & Investment 2020,5:77-80. - Tekst: neposredstvennyj.

4. Suslina S. Russia and South Korea: Ways to Develop Economic Partnership. / Suslina S., Samsonova V. // Russian International Affairs Council 2020, 33:1-14. - Tekst: neposredstvennyj.

5. Torkunov A.V. Russia - Korea: a look from the past to the present. / Torkunov A. V. Denisov V. // World Economy and International Relations, 2005, 1:45-54. - Tekst: neposredstvennyj.

6. Shelepova D.V. Russia- Republic of Korea relations: revision of bilateral cooperation. / Shelepova D.V Khairullina M.V // The science. technologies. innovation, 2018, 9: 580-583. - Tekst: neposredstvennyj.

Дата поступления /Received 20.12.2021 Дата принятия в печать /Accepted 24.01.2022

© Шумкова П.А., 2022, © Shumkova P. A., 2022.

УДК 323.21

Г.Н. КИМ

Институт Азиатских исследований КазНУ им. аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ: УТОПИЯ ИЛИ НЕРЕАЛИЗОВАННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ?

Ким Герман Николаевич, Институт Азиатских исследований КазНУ им. аль-Фараби, Доктор исторических наук, профессор, Директор

Email: gerkim@mail.ru

Аннотация. В эпоху глобализации и расширения гражданского общества все более активную роль играет публичная (народная) дипломатия, включающей в себя международное сотрудничество в культуре, образовании, спорте, искусстве, то есть охватывающей всю многообразную деятельность по взаимодействию стран и народов. Развитие международного партнерства и отношений между разными государствами не должно осуществляться только силами государственных органов. Важнейшая роль здесь принадлежит самим народам и их наиболее активным представителям. Соответствующая деятельность государственных и негосударственных организаций охватывается понятием публичная или, как сейчас принято говорить, public diplomacy (народная) дипломатия. Публичная дипломатия исходит из того, что общественное мнение может оказать значительное влияние на деятельность правительства и работу всей политической системы. Традиционные информационно-пропагандистские методы публичной дипломатии продолжают иметь место, но они уже не имеют прежней силы, уступая свои позиции Интернету, эффективность которого многократно усилилась в условиях коммука-ционной конвергенции. Активное вовлечение в публичную дипломатию негосударственных структур, с параллельным перемещением значительной части коммуникации в интернет стало сутью «новой публичной дипломатии», которая пополнилась влиятельной силой социальных сетей, в полной мере проявившейся в «арабской весне». Родился новый термин - "twiplomacy" так как twitter стал использоваться президентами, премьер-министрами, внешнеполитическими ведомствами. Если в странах западной демократии публичная дипломатия вкупе с официальной стала неотъемлемой частью smart power (умной силы), но в обществах с авторитарным или диктаторским режимом говорить о народной дипломатии не принято. В докладе рассматриваются кейсы использования мягкой силы публичной дипломатии на примере Северной Кореи.

Ключевые слова: народная дипломатия, гражданские активисты, диаспора, интеллектуалы, медиация, межкорейские отношения.

нннннннннннннннннннннннннннннннш

Для цитирования: Ким Г.Н. Публичная дипломатия в отношениях с Северной Кореей: утопия или нереализованная возможность? // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 1. С. 106-111.

ммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммм

G.N. KIM

Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan

PUBLIC DIPLOMACY IN RELATIONS WITH NORTH KOREA: UTOPIA OR AN UNREALIZED OPPORTUNITY?

German N. Kim, Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the Institute for Asian Studies, Al-Farabi Kazakh National University Email: gerkim@mail.ru

Abstract. In the era of globalization and the expansion of civil society, public (people's) diplomacy plays an increasingly active role, including international cooperation in culture, education, sports, art, that is, covering all the diverse activities of interaction between countries and peoples. The development of international partnership and relations between

different states should not be carried out only by the forces of state bodies. The most important role here belongs to the peoples themselves and their most active representatives. The relevant activities of state and non-state organizations are covered by the concept of public or, as they say now, public diplomacy (people's) diplomacy. Public diplomacy assumes that public opinion can have a significant impact on the activities of the government and the work of the entire political system. Traditional propaganda methods of public diplomacy continue to exist, but they no longer have the same strength, giving way to the Internet, the effectiveness of which has increased many times over in the context of communication convergence. The active involvement of non-state structures in public diplomacy, with the parallel movement of a significant part of communication to the Internet, became the essence of the "new public diplomacy", which was supplemented by the influential force of social networks, which was fully manifested in the "Arab Spring". A new term was born - "twiplomacy" as twitter began to be used by presidents, prime ministers, foreign ministries. If in the countries of Western democracies, public diplomacy, coupled with official diplomacy, has become an integral part of smart power, but in societies with an authoritarian or dictatorial regime, it is not customary to talk about people's diplomacy. The report examines the cases of using soft power in public diplomacy using the example of North Korea.

Key words: public diplomacy, civil activists, diaspora, intellectuals, mediation, inter-Korean relations.

For citation: Kim G.N. Public diplomacy in relations with North Korea: utopia or an unrealized opportunity? // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3, № 1. P. 106-111.

Введение

С завершением эпохи холодной войны, исчезло противостояние двух лагерей с разным общественно-политическим строем, борьба между идеями коммунизма и демократии. Мир пришел к пониманию, что на смену языку пушек пришел язык переговоров. Однако порой внешнеполитические ведомства не могут достичь консенсуса, так как они занимают жесткие позиции по защите национальных интересов. В таких случаях зачастую на помощь приходит так называемая народная или публичная дипломатия. Есть разные мнения относительно ее цели и функций: одни понимают публичную дипломатию как автономную, независящую от правительства деятельность общественных организаций, гражданских движений или отдельных личностей по налаживанию международных отношений. Другие уверяют, что публичная дипломатия может и должна играть только вспомогательную роль в официальных, межправительственных отношениях. Дискурс публичной дипломатии постоянно расширяется, однако остаются еще пробелы в исследовании возможностей публичной дипломатии в отношениях со странами авторитарного режима. Вместе с тем, именно российские эксперты и их коллеги из других стран СНГ, прошедшие через сталинизм и практику авторитарного правления адекватнее понимают сложность: иметь или не иметь связи с подобными государствами.

Ответ на вопрос может быть априорен и краток - нет, так как страны с диктаторским или авторитарным режимом правления, как прави-

ло, государства-изгои. Поэтому публичная дипломатия в отношении с ними - утопия. То есть говорить о каком-либо реальном участии народа или публичных личностей в странах диктатуры в политической жизни страны и тем более в ее отношениях с внешним миром не приходится. Так ли это на самом деле?

Материалы и методы исследования

На мой взгляд, возможен другой подход в использования инструментов неформальной, неофициальной, публичной дипломатии в отношениях со странами с авторитарным режимом. Мы имеем ряд тому примеров, однако они не получили пока должной научной оценки, речь идет во-первых, об акциях отдельных граждан Южной Кореи с целью способствовать улучшению межкорейских отношений и заключению мира на Корейском полуострове. Во-вторых, о вкладе лучших представителей советских корейцев и современных корейских диаспор СНГ в установлении неформальных контактов и нормализацию отношений Севере и Юга Корейского полуострова.

В докладе использовались материалы из открытых источников, прежде всего публикации в средствах массовой информации: газет, журналов и интернет-изданий. Беседы, интервью и личный опыт, также дали сведения для анализа и осмысления. Автор использовал широкий набор научных методов, применяемых в исторических и политологических исследованиях, в том числе дескриптивный, компаративный, междисциплинарный и т.д. Концептуально автор

солидарен с определением публичной политики как одного из реальных инструментов «мягкой силы», являющейся по существу теоретическим конструктом.

Инициативы южнокорейских гражданских

активистов в контактах с Северной Кореей

Имя Лим Су Гён облетело весь мир, обо эта южнокорейская студентка, несмотря на строгие запреты своей страны приняла участие в Международном молодежный фестивале в столице Северной Кореи. После Фестиваля она возглавила международный марш "За мир и объединение Кореи", в котором приняли участие около 400 делегатов из 30 стран мира. Участники марша отправились в путь 20 июля 1989 года от горы Пэктусан и дошли до ДМЗ. Лим Су Гён и сопровождавший ее пастор Мун Гю Хён перешедшие границу были арестованы на южной стороне и осуждены за нарушение закона о государственной безопасности. Студентка Лим получила 10 лет тюрьмы, а пастор Мун Гю Хён - восемь. Позже они были освобождены, воспользовались приобретенной известностью и обеспечили себе карьеру.

Еще один южнокорейский пастор-диссидент Мун Ик Хван побывал в 1989 году в Пхеньяне и встретился с Ким Ир Сеном. По возвращении в свою страну он был арестован и приговорен к 10-летнему тюремному заключению. Через год приговор ему смягчили, а через три года после ареста он также был освобожден по амнистии.

В марте 2012 года 68-летний южнокореец Но Су Хи, активист одного из многочисленных НПО по объединению Кореи прибыл через Китай в Пхеньян. С ним встретился председатель президиума Верховного народного собрания Ким Ён Нам. Затем на центральной площади Пхеньяна состоялся многотысячный митинг в его поддержку. По возвращению он был арестован и Пхеньян, как обычно, выступил с требованием немедленно освободить его. Несанкционированные визиты в Северную Корею совершили также южнокорейские пасторы Хан Сан Рель и гражданский Хан Чхун Мок. Оба они были арестованы и осуждены южнокорейским судом.

В южнокорейских СМИ время от времени сообщается о нарушителях закона о несанкционированных визитах Северной Кореи. Как правило речь идет о протестантских пасторах-миссионерах, готовых обрести ореол мученика за веру. Таких визитеров наказывают не только на Юге, но

и на Севере, обвиняя их в подрывной деятельности или в шпионаже.

Немногим из южных корейцев удалось получить «добро» в Сеуле и в Пхеньяне на легальные визиты в Северную Корею. Таких людей единицы и среди них две неординарные личности, вошедшие своими делами в историю не только своей страны, но и всего мира. Речь идет о Мун Сон Мёне и Чон Чжу Ене. Первый известен как религиозный деятель, основатель и глава нового религиозного движения «Церковь объединения». А второй - отец-основатель чхэболя (суперконцерна) «Hyundai», ставшего наряду с Samsung, «Lucky Goldstar" (LG) и Daewoo одним из четырех главных локомотивов стремительно растущей южнокорейской экономики 1970-80-х годов.

Медиаторская функция корейцев Советского Союза, России и страна СНГ в межкореййских отношениях.

Вклад видных представителей советских корейцев в налаживание межкорейского диалога отметил профессор В.Ф. Ли (Ли У Хе) докладе на международной научной конференции «Корейцы в России, радикальная трансформация и пути дальнейшего развития». Он впервые обнародовал роль зам. директора Института востоковедения АН СССР Георгия Федоровича Кима в разработку нового внешнеполитического курса Москвы на Корейском полуострове. Г.Ф. Ким сумел убедить таких влиятельных ученых-востоковедов как академика Евгения М. Примакова (кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, директора Института Востоковедения АН СССР) и др. в том, что Москва сможет сыграть неизмеримо большую роль в мирном воссоединении Кореи, если установит сбалансированные отношения с Пхеньяном и Сеулом. В октябре 1988 г. в ЦК КПСС состоялось закрытое совещание ведущих отечественных политологов с участием Валентина М. Фалина - секретаря ЦК КПСС. «Аналитическая записка за подписями Фалина, Примакова и Кима обосновывала неотложную необходимость радикального поворота СССР в отношениях с Южной Кореей и проблемам Корейского полуострова.

В декабре 1988 г. уже тяжело больной Г.Ф. Ким отправился в Сеул, где встретился с президентом Ро Де У. Несколько годами ранее он был принят северокорейским вождем Ким Ир Сеном. По воспоминаниям участника памятной встречи корееведа-филолога Вадима П. Пака,

южнокорейский президент не скрывал своего восхищения тем, каких высот достиг на своей Родине этнический кореец, которому было доверено вести беседу на столь высоком уровне от имени великой державы.

После смерти Георгия Ф. Кима идея параллельного развития прагматичных отношений с Севером и Югом, в рамках которой Москва выполняла бы посреднические функции между Сеулом и Пхеньяном оказалась без должного внимания, но в начале 2000-х годов Кремль вернулся к рекомендациям Примакова-Кима и перешел к конструктивному диалогу с обоими корейскими государствами.

Владимир Федорович Ли приводит в своем докладе ряд других ярких примеров о важной посреднической миссии известных советских (позже российских) корейцев, приглашенных и в Сеул, и в Пхеньян, голосу которых прислушивались по обе стороны 38-ой параллели. Он указывает, что в справочнике «Современное российское востоковедение» среди самых авторитетных корееведов помещены сведения о большой группе этнических корейцев - 33 ученых, внесших значительный вклад в исследование проблем современной Кореи, включая вопрос разделенной страны.

Особо отмечен вклад академика РАЕН, одного из основателей корейского национального движения в СССР и России Хо Дина (Хо Ун Бе), который поддерживал деятельные связи с широким кругом друзей и коллег в Республике Корея, Китае, США, Японии других странах, входил в разные комитеты и комиссии по мирному объединению Кореи.

Сам профессор Дипломатической Академии МИДа РФ Владимир Ф. Ли внес существенный вклад в теоретическую разработку проблемы разделенной Кореи, миссии России в налаживании межкорейских отношений и путей решения корейского вопроса. Он руководил Центром Азиатско-Тихоокеанских исследований Дипломатической академии МИДа России, когда будущий президент Кореи Ким Де Чжун, будущий лауреат Нобелевский премии мира защитил в Дипломатической академии свою докторскую диссертацию «Трагедия и надежды корейской демократии».

Наряду с выдающимися российскими корейцами из круга ученых, тесно связанных по роду своей деятельности с правительством и иными государственными ведомствами, отвечающими

за внешнюю политику, международное экономическое сотрудничество и безопасность страны, к активным сторонникам мирного воссоединения Кореи относятся лучшие представители корейской диаспорной элиты. И не только России, но и Казахстана, Узбекистана и других стран.

Корейцы СНГ провели ряд международных по масштабу проектов и мероприятий, внесших конкретный вклад в дело сближения двух Кореи. Одним из ярких примеров последнего времени стал международный автопробег. 7 июля 2014 года министр регионального развития Российской Федерации Слюняев Игорь дал старт автопробегу «Россия-Корея 2014», посвященному 150-летию добровольного переселения корейцев в Россию. Символично, что на митинге выступили Председатель Общероссийского объединения корейцев (ООК), член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям Василий Цо; министр и Посланник Посольства КНДР в России Кан Сон Хо и Министр и Посланник Посольства Республики Корея в России Ли Сок Пэ, отметившие, что русские корейцы являются мостом, соединяющим Россию и Корею, а участники пробега выражают стремления к свободе, миру и воссоединению двух Корей.

Автокараван проехал и по маршруту: Москва - Ташкент - Алма-Ата - Новосибирск -Владивосток - Пхеньян - Сеул. В Ташкенте 4 июля 2014 года на торжественном обеде в честь участников Автопробега «Россия — Корея 2014" присутствовали Чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея в Узбекистане Ли Ук Хён, Временный поверенный в делах Корейской Народно-Демократической Республики в Республике Узбекистан г-н Ли Хак Му и 1-й секретарь посольства России в Республике Узбекистан Александр Суханов. То есть корейская диаспора СНГ оказалась способной посадить за один стол дипломатов Севера и Юга Кореи, а также Узбекистана и России.

Участники автопробега первыми в истории пересекли на автомобилях 38-ую параллель разделяющую Корею на два государства.

В рубрике «Объединение Кореи неизбежно» публиковались очерки, в которых рассказывалось об инициативах Ассоциаций корейцев в странах СНГ, известных и влиятельных ученых-востоковедов, молодежных организаций, направленных символическое улучшение отношений между Северной и Южной Кореей.

Можно упомянуть совместное выступление артистов из Пхеньяна и Сеула на сцене Корейского театра в Алматы, художественные выставки в Москве и Ташкенте, конференции по мирному объединению с совместным участием ученых и официальных представителей Северной и Южной Кореи, прошедших в Казахстане и Китае.

Памятной стала поездка делегации руководством вице-президента АКК Ким Романа в Северную Корею. Ей предшествовали встречи и переговоры с дипломатами и правительственными чиновниками Северной Кореи.

18 мая 2018 года в Центральной библиотеке КазНУ им. аль-Фараби состоялся Международный научный форум. Его организаторы Министерство по делам объединения Кореи, Казахский Национальный университет им аль-Фараби и Ассоциация корейцев Казахстана. В Форуме впервые приняли участие ученые из Северной и Южной Кореи, России, Узбекистана, Австралии и Казахстана, а также представители правительственных органов, дипломатического корпуса, средств массовой информации, руководители общественных организаций, преподаватели и студенты университетов г. Алматы. Из Южной Кореи прибыла представительная делегация в количестве 60 человек, а из Пхеньяна 5 человек, 2 дипломата из посольства КНДР в Москве, и инструктор тэквандо по версии ITF из Атырау.

На первой Форуме работали две секции. Первая была посвящена обсуждению вопросов сохранения мира на Корейском полуострове. На второй секции заслушаны доклады о роли корейской диаспоры в объединении Кореи.

Таким образом, корейская диаспора России и стран СНГ неоднократно выступала в роли

медиатора в контактах между Севером и Югом, провела мероприятия с участием представителей Сеула и Пхеньяна.

Выводы

Народная дипломатия, как инструмент мягкой силы, приобретает все большую значимость в международных отношениях. В странах авторитарного режима в силу отсутствия гражданского общества и жестких запретов на политическую и общественную деятельность нет места для публичной дипломатии. Однако есть возможность ее использования со стороны внешнего мира для оказания гуманитарной помощи и налаживания контактов с подконтрольными полуправительственными организациями в сфере культуры, спорта, туризма и т.д.

Посредническую функцию в налаживании контактов двух взаимно дистанцированных или конфликтующих сторон, как показала практика, эффективнее выполняют не широкая общественность третьих стран, а гражданские активисты, интеллектуалы, известные личности.

Текущий момент отмечен постепенной нормализацией отношений между КНДР и Республикой Корея. Вероятно, с улучшением ситуации с коронавирусной пандемией этот тренд продолжится, поэтому сейчас надо думать о новых формах и видах медиаторской деятельности корейцев СНГ, в том числе и Казахстана по оживлению сотрудничества между Севером и Югом в рамках народной (публичной дипломатии).

Пандемия, сместила центр тяжести жизнедеятельности всего человечества в онлайн и виртуальный мир. В нем открываются неограниченные возможности для инициативных проектов и программ.

Список литературы

1. Воронцов А. Роль российских корейцев в процессе сближения Севера и Юга Кореи и некоторые актуальные проблемы российских корейцев. Доклад на международной научной «Корейцы в России XXI века: радикальная трансформация и пути дальнейшего развития», Москва, 12 октября 2007 г. - Текст: непосредственный.

2. Иванова О. Народная дипломатия. Автопробег «Россия - Корея 2014» - шаг к объединению КНДР и РК. Сайт журнала «Международная жизнь». - URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=11473 (дата обращения: 10.07.2014). - Текст: электронный.

3. Ким Г.Н. Объединение Кореи неизбежно. Книга 1. Сеул: UKGO, 212 с. - Текст: непосредственный.

4. Он же. Объединение Кореи неизбежно. Книга 2. Сеул: UKGO, 247 с. - Текст: непосредственный.

5. Ким Г.Н. Объединение Кореи неизбежно / Ким Г.Н., Хван Енг Сам - Книга 3. Алматы: Каза^ университет^ 246 с. - Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.