Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РК И РФ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД'

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РК И РФ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
175
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сенякина Наталия Владимировна

Публичная дипломатия, выполняющая свои традиционные функции, с началом COVID-19 изменилась своим вектором развития в целях оказания всевозможной помощи нуждающимся странам во всём мире. В данной статье приведены примеры реализации публичной дипломатии Республики Корея и Российской Федерации в постковидный период, а также выявлены основные направления и тенденции публичной дипломатии со стороны двух государств в ковидную эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DIPLOMACY OF THE REPUBLIC OF KOREA AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE POST-COVID PERIOD

Public diplomacy, which performs its traditional functions, has changed its development vector since the beginning of COVID-19 in order to provide all possible assistance to countries in need around the world. This article provides examples of the implementation of public diplomacy of the Republic of Korea and the Russian Federation in the post-covid period, and also identi es the main directions and trends of public diplomacy on the part of the two states in the covid era.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РК И РФ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 327

Н.В. СЕНЯКИНА

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РК И РФ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД

Сенякина Наталия Владимировна, студентка 3 курса, Кафедра истории и международных отношений, Волгоградский государственный университет E-mail: natali.senyakina@mail.ru

Аннотация. Публичная дипломатия, выполняющая свои традиционные функции, с началом COVID-19 изменилась своим вектором развития в целях оказания всевозможной помощи нуждающимся странам во всём мире. В данной статье приведены примеры реализации публичной дипломатии Республики Корея и Российской Федерации в постковидный период, а также выявлены основные направления и тенденции публичной дипломатии со стороны двух государств в ковидную эпоху.

Ключевые слова и фразы: Республика Корея, Российская Федерация, публичная дипломатия, постковидный период.

ммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммм

Для цитирования: Сенякина Н.В. Публичная дипломатия РК и РФ в постковидный период // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 2. С. 88-92.

ннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннн

N.V. SENYAKINA

Volgograd State University, Volgograd, Russia

PUBLIC DIPLOMACY OF THE REPUBLIC OF KOREA AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE POST-COVID PERIOD

Natalia V. Senyakina, third-year student, Department of History and International Relations, Volgograd State University E-mail: natali.senyakina@mail.ru

Abstract. Public diplomacy, which performs its traditional functions, has changed its development vector since the beginning of COVID-19 in order to provide all possible assistance to countries in need around the world. This article provides examples of the implementation of public diplomacy of the Republic of Korea and the Russian Federation in the post-covid period, and also identifies the main directions and trends of public diplomacy on the part of the two states in the covid era.

Keywords and phrases: The Republic of Korea, the Russian Federation, public diplomacy, post-covid period.

For citation: Senyakina N.V. Public diplomacy of the Republic of Korea and the Russian Federation in the post-covid period // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3, № 2. P. 88-92.

Введение

Эпоха СОУГО-19-это вызов всем сферам жизнедеятельности каждого общества и в целом вызов внешней политике государств. С одной стороны, постковидный период объединяет весь мир, так как угроза касается всех и государства

оказывают друг другу всевозможную поддержку и помощь. С другой стороны, СОУГО-19 создает препятствия и дестабилизирующие положения в налаживании диалога между главами правительств. Одной из разновидности дипломатии, которая на сегодняшний день осуществляет гу-

манитарную помощь, несмотря на её выход в основном в цифровую среду выступает публичная дипломатия.

В классической интерпретации публичная дипломатия - это комплексная система институтов и механизмов, задача которых состоит в сопровождении внешнеполитических интересов государства через создание привлекательного образа страны, то есть реализация концепции мягкой силы. Сегодня для большинства стран использование механизмов публичной дипломатии является выгодным и перспективным, поскольку в частности через интернет платформы можно повышать свой имидж за счёт всеобщей доступности предоставления образовательных возможностей для зарубежной аудитории, оказание гуманитарной помощи «масочная дипломатия» и другие.

Как Россия, так и Корея оказались не в состоянии в полной мере проводить международные молодежные и образовательные форумы и с началом локдауна стала интенсивнее развиваться цифровая дипломатия. В 2021 году уже неудивительно, а можно даже сказать привычно и вполне приемлемо быть всегда онлайн, устанавливать образовательный и межкультурный мост между РФ и РК. Посольство РК в РФ активно проводит различного рода онлайн-лекции, тренинги, курсы по изучению корейского языка, конкурсы на лучшие политические эссе, кавер-дэнсы для всех желающих. Однако, это малая часть того, что может делать публичная дипломатия через цифровое пространство. Всё же одним из самых значимых направлений публичной дипломатии РФ и РК является деятельность по сдерживанию короновирусной инфекции на территории двух рассматриваемых государств и их конкретные стратегии, механизмы и шаги для достижения данной глобальной цели.

Корейская публичная дипломатия

Республика Корея в ковидную эпоху смогла стать примером для всего мирового сообщества по борьбе с инфекцией. Многие зарубежные исследователи полагают, что правительство обладает высокотехнологичными оборудованиями и медицинской помощью, применяя строгие условия для граждан. «The Conversation» отмечает, что Корея использовала не такие методы борьбы, как многие другие государства. Прежде всего, чтобы

предотвратить распространение инфекции, все границы были закрыты, что помогло сохранить низкий уровень заболеваемости граждан, затем была создана система доставки необходимых вещей для зараженных, такие как еда, напитки, мусорные пакеты, термометр для контроля их состояния, маски для лица и дезинфицирующее средство для рук, чтобы предотвратить дальнейшее заражение.

Республика Корея по праву считается страной, в которой были меньше всего нарушены правила и рекомендации во время самоизоляции, несмотря на то, что она является одной из самых густозаселенных стран. Одним из способов мотивирования заболевших соблюдать карантин была выплата некоторой компенсации (равной 374 долларам США) из-за невозможности работать в штатном режиме. Также стоит отметить какие конкретно меры использовало правительство. Например, в 2021 году был введен комендантский час для предприятий и ограниченное число собраний. Для вновь прибывших граждан предполагалось соблюдение жестких карантинных мер с использованием систем отслеживания («тест-контакты-изоляция»).

Южная Корея не только решает проблему с вирусом у себя в стране, но также оказывает гуманитарную, техническую и финансовую поддержку другим странам, находящимся в более тяжелом положении. При этом через свою публичную дипломатию она может продвигать свой бренд и имидж, формируя о себе представление лидера, способного стать примером по борьбе с COVID-19. Во время пандемии РК смогла оказать помощь в виде поставок СИЗ, медицинского оборудования, комплектов для тестирования, вакцины и другие. США (2 млн), Франция (20 000 тысяч масок), Великобритания смогли получить маски от корейского правительства.

Положительный имидж страны стал возрастать от добрых жестов правительства в дарении масок и тестовых наборов. Во время пика пандемии корейские компании SK Trading International и SK Energy получили большое количество запросов на производство и поставку всех необходимых ковидных принадлежностей. Весной текущего года было подарено более 4000 наборов в Мьянму, Индонезия получила медицинское оборудование и обязательство в предоставлении финансовой поддержке по борьбе с COVID-19.

Российская публичная дипломатия

Российская публичная дипломатия в постко-видный период имеет многовекторные стратегии своего развития, поскольку она охватывает различные сферы, такие как гуманитарная помощь, образование, культура и другие. В ко-видную эпоху любого государству, в том числе и России, осуществлять публичную дипломатию затруднительно, но в новых реалиях уже это является естественным и не относится к разряду вон выходящего, а напротив, приносит некоторые успехи реализации своих целей на стран-реципиентов. 2020 год способствовал появлению такого нового термина в СМИ «вакцинная дипломатия», в которой Россия занимает лидирующие позиции, характеризирующая разработку вакцины, а также и продажу данного препарата в зарубежные страны.

Россия, став первой страной в разработке вакцины от короновируса значительно повысила свой имидж на международном уровне, но также и вызвала интерес на вакцину преимущественно в странах ЕАЭС. Сегодня можно заметить в информационном поле, что российская вакцина воспринимается как нечто «уничтожающее» и «неэффективное». Хотя согласно индексу Global Soft Power Index 2021. - Brand Finance, где Россия публикует все официальные данные о вакцине и ее разработке доказано, что вакцина не является губительной для здоровья человека. Однако данные жесты можно расценить, как провокацию, так как идет международная конкуренция по ведению «вакцинной дипломатии».

Продвижением российской публичной дипломатии занимается в большей степени Фонд А.М. Горчакова, который создает совместные программы и проекты вместе с ЕАЭС и по тематике постсоветского пространства. Многие исследователи подчеркивают, что недостатком российской публичной дипломатии является нацеленность на историческую память и прошлое. Сегодня данная тема постепенно начинает терять свою привлекательность, поскольку сотрудничать исключительно по повестке ВОВ уже не приносит странам постсоветского пространства какие-либо выгодные плоды.

В российской практике активно стало появляться такое понятие, как Zoom-дипломатия, которая охватывает множество научно-образовательных проектов при поддержке Фонда Горчакова. Например, из недавних мероприятий, в ноя-

бре 2021 года прошел Дипломатический семинар молодых специалистов, который собрал студентов разных специальностей, но преимущественно международников, на единой площадке, на повестке у которых стояли вопросы безопасности 2022. В цифровых условиях начинают появляться новые задачи для организаторов и спикеров. Одним из проблемных вопросов выступает как именно заинтересовать виртуальную аудиторию, как правильно публично выступать в онлайн формате и многое другое. Помимо этого, 18 декабря 2020 г. была издана новая редакция Постановления об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: новая редакция расширяет число квот для иностранцев с 15 до 18 тыс. человек в 2021 г. и затем - до 30 тыс. человек к 2023 г.

Тем самым, в период ковидных ограничений для акторов, осуществляющих российскую публичную дипломатию стоит множество направлений развития данной деятельности. В большей степени это касается вопросов гуманитарной помощи и сотрудничества между государствами, но также и научно-образовательный сектор, который уже на протяжении 2 лет приспосабливается к новым цифровым условиям и в некоторой степени имеет значительные преимущества в отличии от «оффлайн» формата проведения мероприятий.

Заключение

Таким образом, публичная дипломатия РК и РФ в постковидный период выполняет идентичные цели-прежде всего это непосредственная борьба с СОУГО-19, оказание гуманитарной помощи странам, находящимся в более затруднительном положении и минимизация числа заболевающих как на своей территории, так и за ее пределами. Опыт Республики Корея по борьбе с короновирусной инфекцией демонстрирует насколько эффективно была разработана государственная система по вопросам самоизоляции, отслеживании потенциальных больных и оказание им своевременной помощи. Другим государствам стоило бы извлекать лучшие практики по борьбе с вирусом у Республики Корея, так как она смогла скоррелировать высокоточные технологии и предприняла социальные ограничения, во благо национальной безопасности. Южнокорейские эффективные методы смягчения последствий

превратили имидж страны в образцовое сотрудничество в области общественного здравоохранения и безопасности граждан, а ее надежная стратегия борьбы со вспышкой, укрепила ее национальную репутацию. Россия в свою очередь определила в 2020 г. СМР как одно из важнейших

направлений российской мягкой силы. Опираясь на финансовые взносы в международной гуманитарной сфере, совместную борьбу с пандемией Covid-19 и поставку медицинского оборудования, тест-систем и вакцин за рубеж, Россия может укрепить международные контакты.

Список литературы

1. Борисов А.В. 2020. «Мягкая сила»: специфика отечественного понимания. - Международные отношения и мировая политика. Проблемы постсоветского пространства. № 7(2). С. 130-141. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/myagkaya-sila-rossii-spetsifika-ponimaniya-i-otsenki/viewer (Дата обращения: 16.11.21). - Текст: электронный.

2. Бугаев Ф.Н. 2021. Публичная дипломатия России на постсоветском пространстве в эпоху пандемии: старые вызовы и новые тренды. - URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-diplomatiya-rossii-na-postsovetskom-prostranstve-v-epohu-pandemii-starye-vyzovy-i-novye-trendy/viewer (Дата обращения: 25.11.21). -Текст: электронный.

3. Бурлинова Н. 2021. Публичная дипломатия России в эпоху COVID-19. Ежегодный обзор основных трендов и событий публичной дипломатии России в 2020 г.: доклад Российского совета по международным делам. Доклад № 71/2021. М.: НП РСМД. 36 с. - URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/publichnaya-diplomatiya-rossii-v-epokhu-covid-19-ezhegodnyy-obzor-osnovnykh-trendov-i-sobytiy-publich/ (Дата обращения: 18.11.21). - Текст: электронный.

4. Вакцинная дипломатия - новый формат международных отношений. - URL: https://russiancouncil.ru/ blogs/lea/vaktsinnaya-diplomatiya-novyy-format-mezhdunarodnykh-otnosheniy/ (Дата обращения: 21.11.21). -Текст: электронный.

5. Прививочная дипломатия: как российская вакцина стала инструментом внешней политики. - URL: https:// theins.ru/opinions/pavel-gavlichek/240412 (Дата обращения: 13.11.21). - Текст: электронный.

6. Прыгункова А.С. 2021. Публичная дипломатия Республики Корея. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 publichnaya-diplomatiya-respubliki-koreya/viewer (Дата обращения: 12.12.21). - Текст: электронный.

7. Трифонов К.Г. 2021.Публичная дипломатия Южной Кореи в период пандемии. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/publichnaya-diplomatiya-yuzhnoy-korei-v-period-pandemii/viewer (Дата обращения: 5.12.21). - Текст: электронный.

8. Уроки вакционной дипломатии. - URL: https://globalffairs.ru/articles/uroki-vakczinnoj-diplomatii/ (Дата обращения: 12.11.21). - Текст: электронный.

9. Федоровский А.Н. 2020. Вызовы пандемии COVID-19 и приоритеты экономического развития Республики Корея. - URL: https://cyberleninka.ru/articleMvyzovy-pandemii-covid-19-i-prioritety-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-koreya/viewer ( Дата обращения: 15.12.21). - Текст: электронный.

References

1. Borisov A.V. 2020. «Myagkaya sila»: spetsifika otechestvennogo ponimaniya. - Mezhdunarodnyye otnosheniya i mirovaya politika. Problemy postsovetskogo prostranstva. № 7(2). S. 130-141. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ myagkaya-sila-rossii-spetsifika-ponimaniya-i-otsenki/viewer (Data obrashcheniya: 16.11.21). - Tekst: elektronnyj.

2. Bugayev F.N. 2021. Publichnaya diplomatiya Rossii na postsovetskom prostranstve v epokhu pandemii: staryye vyzovy i novyye trendy. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-diplomatiya-rossii-na-postsovetskom-prostranstve-v-epohu-pandemii-starye-vyzovy-i-novye-trendy/viewer (Data obrashcheniya: 25.11.21). - Tekst: elektronnyj.

3. Burlinova N. 2021. Publichnaya diplomatiya Rossii v epokhu COVID-19. Yezhegodnyy obzor osnovnykh trendov i sobytiy publichnoy diplomatii Rossii v 2020 g.: doklad Rossiyskogo soveta po mezhdunarodnym delam. Doklad № 71/2021. M.: NP RSMD. 36 s. - URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/publichnaya-diplomatiya-rossii-v-epokhu-covid-19-ezhegodnyy-obzor-osnovnykh-trendov-i-sobytiy-publich/ (Data obrashcheniya: 18.11.21). - Tekst: elektronnyj.

4. Vaktsinnaya diplomatiya - novyy format mezhdunarodnykh otnosheniy. - URL: https://russiancouncil.ru/blogs/ lea/vaktsinnaya-diplomatiya-novyy-format-mezhdunarodnykh-otnosheniy/ (Data obrashcheniya: 21.11.21). - Tekst: elektronnyj.

5. Privivochnaya diplomatiya: kak rossiyskaya vaktsina stala instrumentom vneshney politiki. - URL: https:// theins.ru/opinions/pavel-gavlichek/240412 (Data obrashcheniya: 13.11.21). - Tekst: elektronnyj.

6. Prygunkova A.S. 2021. Publichnaya diplomatiya Respubliki Koreya. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ publichnaya-diplomatiya-respubliki-koreya/viewer (Data obrashcheniya: 12.12.21). - Tekst: elektronnyj.

7. Trifonov K.G. 2021.Publichnaya diplomatiya Yuzhnoy Korei v period pandemii. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/publichnaya-diplomatiya-yuzhnoy-korei-v-period-pandemii/viewer (Data obrashcheniya: 5.12.21). - Tekst: elektronnyj.

8. Uroki vaktsionnoy diplomatii. - URL: https://globalaffairs.ru/articles/uroki-vakczinnoj-diplomatii/ (Data obrashcheniya: 12.11.21). - Tekst: elektronnyj.

9. Fedorovskiy A.N. 2020. Vyzovy pandemii COVID-19 i prioritety ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Koreya. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyzovy-pandemii-covid-19-i-prioritety-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-koreya/viewer ( Data obrashcheniya: 15.12.21). - Tekst: elektronnyj.

Дата поступления / Received 25.02.2022 Дата принятия в печать /Accepted 14.03.2022

© Сенякина Н.В., 2022, © Senyakina N.V., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.