Издательский портфель
УДК 930.1 ББК 63.1
P.O. Филатов
Public history как способ популяризации академической науки в ХХ в.
Статья посвящена развитию public history («публичной истории») - нового направления исторической науки, которое стало активно развиваться во второй половине XX в. в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. В статье рассматриваются причины возникновения публичной истории в обеих странах, принципы и основные тенденции ее развития. Уделяется внимание специфике объектов изучения публичной истории в каждой из национальных исторических систем, а также обосновывается взаимосвязь особенностей национальной истории и выбора тем, изучением которых занялись «публичные историки» США и Великобритании. Дается перечень этих тем и динамика их разработки некоторыми наиболее заметными в XX в. представителями public history в США и Великобритании. В статье рассматривается роль публичной истории в процессе сближения профессиональных историков и широких масс населения, ставится вопрос - как публичная история повлияла на популяризацию исторического знания. Уделено внимание вопросу взаимосвязи развития СМИ (в том числе телевидения) и актуализации вопросов национальной истории.
Ключевые слова: публичная история, public history, история, локальная история, популяризация науки
ХХ век стал одним из переломных столетий в истории человечества, проложившим дорогу к формированию общества в том его виде, в каком оно сегодня предстает перед нашими глазами. Коренные изменения в течение XX в. произошли, в том числе, в массовой культуре, определявшей развитие коллективного сознания.
Не остались в стороне от новых веяний и различные области науки - в том числе ее гуманитарные направления. Гуманитарное знание само по себе обрело новую ценность, так как с продолжавшимся развитием средств массовой информации оно стало достоянием широких слоев общества.
© Филатов Р.О., 2022
Эта тенденция привела к новой форме коммуникации между научным сообществом и гражданами. В рамках этого взаимодействия представители одной стороны желают получить новое знание (или информацию) в максимально доступной форме, а представители другой - заинтересованы в том, чтобы результаты их профессиональной деятельности стали известны широким массам. Движение ученого и, как бы мы сейчас сказали, «потребителя научно-популярного контента» навстречу друг другу естественным образом приводит к тому, что в области академической науки привносятся новые способы доступного изложения результатов научных исследований, новые методы репрезентации научного знания.
Подобные тенденции не обошли стороной и историческую науку, которой в силу социально-экономических причин пришлось в 1970-1980-х гг. выйти за пределы стен высших учебных заведений и активнее включиться в решение актуальных проблем, которые на тот момент будоражили общество [Махов 2016, с. 6; Ходнев 2018, с. 634]. Более тесное соприкосновение сообщества профессиональных историков и широких масс привело к возникновению новой отрасли исторической науки - public history или публичной истории.
Public history стала способом не только удовлетворить запрос общества на доступную информацию о своем прошлом, но и возможностью для историков выйти за пределы «башни из слоновой кости», т. е. публичную историю можно определить как, с одной стороны, особую форму ретрансляции исторического знания широким массам общества, а с другой - как форму научной самореализации исследователей, действующих в публичном поле.
В данной статье пойдет речь о появлении и развитии публичной истории в США и Великобритании в последней четверти двадцатого столетия.
Выбор стран обусловлен тем, что Соединенные Штаты стали родиной public history, а Великобритания стала первым европейским государством, в котором public history стала развиваться, активно используя при этом современные СМИ (в том числе телевидение) [Махов 2016, с. 6].
В процессе формирования public history, кроме ее общих для обеих стран признаков, проявились и некоторые специфические черты, отражающие актуальные запросы общества в каждом из государств. Эти особенности также будут рассмотрены в дальнейшем.
Появлению public history способствовали два обстоятельства.
К 1970-м гг. в американских университетах сложилась следующая ситуация: выпускники исторических факультетов столкнулись с серьезными проблемами, связанными с их трудоустройством для продолжения научной карьеры в стенах высших учебных заведений, так как количество вакантных мест не соответствовало количеству соискателей [Johnson 1999, p. 168].
Второе обстоятельство заключалось в следующем: представители сообщества профессиональных историков в США осознали, что в ходе предыдущих этапов становления американской исторической науки пропала связь между создателями исторических нарративов и публикой - т. е. обычными неподготовленными читателями [Benson et al. 1986, p. 11-12]. Особенно громко на данный счет высказывались представители «новой волны» американских историков, которые критиковали методику подачи исторического материала в виде традиционных нарративов и призывали сделать историю полифонным знанием, «отражающим голоса разных социальных и этнических групп» [Benson et al. 1986, p. 16; Rosenzweig, Thelen 1998, p. 4].
Совокупность обозначенных факторов привела к тому, что сначала в 1978 г. по инициативе историков Роберта Келли и Уэсли Джонсона началось издание журнала "The Public Historian", далее в 1979 г. они организовали "National Council of Public History" (NCPH, «Национальный совет по публичной истории»). До этого, в 1976 г., по инициативе Р. Келли открылась первая в США магистерская программа по публичной истории [Johnson 1999, p. 168].
Проводя институциализацию публичной истории, Р. Келли и У. Джонсон, по сути, желали подготовить новый тип историка, который смог бы
...широко использовать свои навыки вне академии, в работе с бизнесом, частными лицами, музеями, администрациями. <...> .для создания квалифицированных исторических описаний, архивных разысканий или просто консультаций [Kelley 1978, p. 16-28].
Таким образом, Келли и Джонсон начали претворять в жизнь идею сближения профессионального историка и простого читателя-американца и в то же время заложили основу для того, чтобы поставить историка не только на службу науке, но и обществу.
Оформление публичной истории в США в новое направление репрезентации исторического знания привело к тому, что в американской историографии произошла одна очень важная перемена - предметами исторических исследований стали история повседневности и локальная история, несколько оттеснившие описания социально-экономических и политических событий [Benson et al. 1986, p. 16].
Публичные историки открыли для себя не только то, что простой американец желает получать научную информацию на доступном языке, но и то, что он заинтересован узнать, какой была повседневная жизнь предков на его малой родине [Glassberg 2001, p. 5].
На фоне оживления интереса публичных историков к изучению локальной истории (в которой были заинтересованы, к слову, и местные власти, увидевшие в этом потенциал для развития внутреннего
туризма) [Williams 1983, p. 13-14] большим вниманием стала пользоваться история местных сообществ и меньшинств, которые до недавних пор редко становились объектами изучения в американской историографии [Brown 2015].
Также в конце XX в. еще одним важным событием в рамках американской публичной истории стал «пространственный поворот» (тема, достойная отдельного исследования), у истоков которого стоял Дэвид Гласберг, по итогам своих исследований выпустивший работу "Sense of History: The Place of the Past in American Life" («Чувство истории: место прошлого в американской жизни») [Glassberg 2001].
Д. Гласберг впервые поставил вопрос не о роли людей, населявших ту или иную местность, а роли местности в истории локальных сообществ. Исследователь обратил внимание на то, что каждое сообщество формирует свой собственный образ «места», на котором оно проживает, а образ следует рассматривать через призму местных конфликтов и коллективной памяти разных слоев и социальных групп населения, для того чтобы понять, в том числе, специфику развития истории того или иного населенного пункта на территории США [Glassberg 2001, p. 6, 20, 31, 111-112, 114, 115-117].
Таковыми стали некоторые из траекторий развития публичной истории в США в последней четверти XX в. Зародившись как следствие проблем, связанных с трудоустройством выпускников исторических факультетов американских высших учебных заведений, это направление стало новой формой репрезентации исторического знания и оказало свое влияние на активизацию развития локальной истории, в рамках которой появились новые объекты исследований.
В Соединенном королевстве одним из условий развития public history стало формирование в 1960-х гг. прослойки нового среднего класса, основу которого составляли образованные люди с живым интересом к изучению истории (прежде всего своей страны), но которые тем не менее нуждались в тех, кто мог бы доступно им ее изложить.
Вместе с появлением спроса возникло и предложение. В 1963 г. британский историк Эдвард Палмер Томпсон выпустил работу «Создание рабочего класса», посвященную движению луддитов в XIX в. В ней впервые движение луддитов было показано не исключительно деструктивной силой, а «социальным институтом», сформировавшим самосознание рабочего класса в Великобритании, который развился в современный средний класс [Thompson 1991, p. 53, 169].
Эта монография пробудила у британцев живой интерес к истории предков, в том числе и на локальном уровне, что послужило толчком к появлению общественного движения по сохранению исторических усадеб в Великобритании [Горючкина 2018, c. 25].
В то же время в 1970-х гг. на фоне экономического кризиса в британских университетах возникли проблемы с трудоустройством вы-
пускников, началась коммерциализация высшего образования, что привело к своеобразному «выходу» историков в публичную среду.
У истоков этого «выхода» стоял тот же Томпсон, покинувший Университет Уорика и ставший приглашенным преподавателем в США. Но важно то, что при этом произошла трансформация Томпсона в писателя-фрилансера, публиковавшего свои статьи на историческую тематику в научно-популярном журнале "New Society" («Новое общество»).
Статьи принесли Эдварду П. Томасу огромную популярность и вплоть до конца своей жизни в глазах общества он воспринимался уже не как сугубо академический ученый, а как публичное лицо, ведущее активную общественно-популяризаторскую деятельность [Го-рючкина 2018, с. 25-26].
Историки стали теми, кто начал по-новому осуществлять ретрансляцию научного знания на доступном языке [Liddington 2002, p. 83]. Данная тенденция совпала с развитием британского телевидения, которое дало историкам еще одну возможность выйти в публичное пространство для популяризации национальной истории.
Здесь ярким примером является деятельность британского историка Дэвида Старки, который в 1970-х гг. постоянно участвовал на правах приглашенного эксперта в передачах BBC «Моральный Лабиринт» и «Вопрос Времени». В прямом эфире Д. Старки давал критическую оценку событиям и деятелям прошлого Великобритании1.
В случае Старки важно то, что теперь мнение историка становилось известным самым широким слоям населения, которое смотрело эти передачи в вечерний прайм-тайм [Горючкина 2018, с. 26]. Теперь общество могло на основе его суждений формулировать собственное отношение к истории своей страны. Интерес рядового британца к изучению прошлого таким образом получал дополнительный импульс.
Важно также отметить, что Старки стал пионером исторической документалистики на британском телевидении, выпустив в 1979 г. фильм «Генрих VIII», где показал короля не только как политического деятеля, но и как обычного человека, решающего разного рода житейские вопросы [Mantel 2008].
Также следует добавить, что это историческое направление популяризируется на страницах специализированных журналов "History Workshop Journal" (издается с 1976 г.) [Горючкина 2018, с. 28] и "The Journal of the Oral History Society" (с 1969 г.)2.
1 The Moral Maze [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/ programmes/b006qkll/ (дата обращения: 17.02.2022); QuestionTime [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/programmes/b006t1q9 / (дата обращения 17.02.2022).
2 The Journal of the Oral History Society [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ohs.org.uk/journal/ (дата обращения 17.02.2022).
Говоря о развитии публичной истории в США и Великобритании, нельзя не обратить внимания на то, что формирование этой новой отрасли исторической науки в обоих государствах было, так или иначе, связано с двумя факторами: а) с кризисными явлениями в социально-экономической области, б) с движением профессиональных историков и общества навстречу друг другу.
Кризисные явления и в случае США, и в случае Великобритании были связаны, в том числе, с проблемами трудоустройства академических историков, что привело их к поиску альтернативных вариантов применения своих знаний (консультирование местных властей; проведение частных исследований; защита культурного наследия) и более активному включению в решение актуальных общественных проблем. В дальнейшем, с учетом местной специфики, это участие публичных историков в жизни социума привело к сближению тех, кто создает знание, и тех, кто его потребляет, заинтересован в нем -то есть ученого и любителя истории.
Границы бытования исторического знания резко расширились, когда публичные историки увидели для себя новые актуальные области исследований (локальная история, история «места», история и защита исторических усадеб, история меньшинств), что совпало с развитием СМИ, сделавшим результаты изысканий доступными самым широким слоям населения.
Можно с уверенностью говорить о том, что появление направления «публичная история» стало драйвером развития исторической науки в целом, так как, выйдя за пределы традиционных исследований государственных институтов и/или исторических процессов, ученые смогли прочувствовать актуальные запросы общества и снова сделать области своих исследований доступными и популярными для неискушенного читателя или зрителя.
Литература
Горючкина 2018 - Горючкина К.В. Публичная история как научное направление в Великобритании: истокии предпосылки формирования // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 24-31.
Махов 2016 - Махов А.С. Между профессией и публикой: эволюция движения публичной истории в Америке // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. «Гуманитарные и общественные науки». 2016. № 2. С. 5-15.
Ходнев 2018 - Ходнев А.С. Социокультурные практики публичной истории в Великобритании // Британия: история, культура, образование: Сб. статей
по материалам междунар. науч. конф. / Отв. ред. А.Б. Соколов. Ярославль, 2018. С. 633-639.
Benson et al. 1986 - Benson S.P., Brief S., Rosenzweig R. Preface // Presenting the Past. Philadelphia, 1986. P. 11-24.
Brown 2015 - Brown A. Another case for museums as public forums // Public History Commons. 2015. 15 Apr. [Электронный ресурс]. URL: http://ncph. org/history-at-work/another-case-for-museums-as-public-forums/ (дата обращения 15.02.2022).
Glassberg 2001 - Glassberg D. Sense of History: The Place of the Past in American Life. Amherst (MA), 2001.
Johnson 1999 - Johnson G.W. The Origins of The Public Historian and the National Council on Public History // The Public Historian. 1999. № 3. P. 167-179.
Kelley 1978 - Kelley R. Public History: Its Origins, Nature and Prospects // The Public Historian. 1978. № 1. P. 16-28.
Liddington 2002 - Liddington J. What Is Public History? Publics and Their Pasts, Meanings and Practices // Oral History Society. 2002. Vol. 30. № 1. P. 83-93.
Mantel 2008 - Mantel H. Prospects of a golden prince // TheGuardian. 2008. Oct. 18 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/books/2008/ oct/18/david-starkey-henry-viii/ (дата обращения 17.02.2022).
Rosenzweig, Thelen 1998 - RosenzweigR., Thelen D. The Presence of the Past: Popular Uses of History in American Life. N.Y., 1998.
Thompson 1991 - Thompson E.P. The Making of the English Working Class. Penguin Adult, 1991.
Williams 1983 - Williams J.A. Public History and Local History: An Introduction // The Public Historian. 1983. № 4. P. 13-14.