Научная статья на тему 'PUBLIC HISTORY КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ В XX В'

PUBLIC HISTORY КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ В XX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ / PUBLIC HISTORY / ИСТОРИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филатов Роман О.

Статья посвящена развитию public history («публичной истории») - нового направления исторической науки, которое стало активно развиваться во второй половине XX в. в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. В статье рассматриваются причины возникновения публичной истории в обеих странах, принципы и основные тенденции ее развития. Уделяется внимание специфике объектов изучения публичной истории в каждой из национальных исторических систем, а также обосновывается взаимосвязь особенностей национальной истории и выбора тем, изучением которых занялись «публичные историки» США и Великобритании. Дается перечень этих тем и динамика их разработки некоторыми наиболее заметными в XX в. представителями public history в США и Великобритании. В статье рассматривается роль публичной истории в процессе сближения профессиональных историков и широких масс населения, ставится вопрос - как публичная история повлияла на популяризацию исторического знания. Уделено внимание вопросу взаимосвязи развития СМИ (в том числе телевидения) и актуализации вопросов национальной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC HISTORY AS A WAY OF POPULARISING ACADEMIC SCIENCE IN THE 20TH CENTURY

The article is devoted to the development of public history, a new direction of historical science that began to develop actively in the second half of the 20th century in the United States of America and the United Kingdom. The article focuses on the causes of public history in both countries, the principles that guided those who developed this direction. Attention is paid to the specifics of the objects of study of public history in each state, as well as the relationship between the features of national history and the choice of topics that were explored by public historians of the United States and the United Kingdom. The list of these topics and the dynamics of their development by some of the most prominent representatives of public history in the US and the UK in the 20th century is given. The article discusses the role of public history in the process of rapprochement between professional historians and the society and how public history has influenced the popularization of historical knowledge. Attention is paid to the question of the relationship between the development of the media (including television) and the mainstreaming of issues of national history.

Текст научной работы на тему «PUBLIC HISTORY КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ В XX В»

Издательский портфель

УДК 930.1 ББК 63.1

P.O. Филатов

Public history как способ популяризации академической науки в ХХ в.

Статья посвящена развитию public history («публичной истории») - нового направления исторической науки, которое стало активно развиваться во второй половине XX в. в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. В статье рассматриваются причины возникновения публичной истории в обеих странах, принципы и основные тенденции ее развития. Уделяется внимание специфике объектов изучения публичной истории в каждой из национальных исторических систем, а также обосновывается взаимосвязь особенностей национальной истории и выбора тем, изучением которых занялись «публичные историки» США и Великобритании. Дается перечень этих тем и динамика их разработки некоторыми наиболее заметными в XX в. представителями public history в США и Великобритании. В статье рассматривается роль публичной истории в процессе сближения профессиональных историков и широких масс населения, ставится вопрос - как публичная история повлияла на популяризацию исторического знания. Уделено внимание вопросу взаимосвязи развития СМИ (в том числе телевидения) и актуализации вопросов национальной истории.

Ключевые слова: публичная история, public history, история, локальная история, популяризация науки

ХХ век стал одним из переломных столетий в истории человечества, проложившим дорогу к формированию общества в том его виде, в каком оно сегодня предстает перед нашими глазами. Коренные изменения в течение XX в. произошли, в том числе, в массовой культуре, определявшей развитие коллективного сознания.

Не остались в стороне от новых веяний и различные области науки - в том числе ее гуманитарные направления. Гуманитарное знание само по себе обрело новую ценность, так как с продолжавшимся развитием средств массовой информации оно стало достоянием широких слоев общества.

© Филатов Р.О., 2022

Эта тенденция привела к новой форме коммуникации между научным сообществом и гражданами. В рамках этого взаимодействия представители одной стороны желают получить новое знание (или информацию) в максимально доступной форме, а представители другой - заинтересованы в том, чтобы результаты их профессиональной деятельности стали известны широким массам. Движение ученого и, как бы мы сейчас сказали, «потребителя научно-популярного контента» навстречу друг другу естественным образом приводит к тому, что в области академической науки привносятся новые способы доступного изложения результатов научных исследований, новые методы репрезентации научного знания.

Подобные тенденции не обошли стороной и историческую науку, которой в силу социально-экономических причин пришлось в 1970-1980-х гг. выйти за пределы стен высших учебных заведений и активнее включиться в решение актуальных проблем, которые на тот момент будоражили общество [Махов 2016, с. 6; Ходнев 2018, с. 634]. Более тесное соприкосновение сообщества профессиональных историков и широких масс привело к возникновению новой отрасли исторической науки - public history или публичной истории.

Public history стала способом не только удовлетворить запрос общества на доступную информацию о своем прошлом, но и возможностью для историков выйти за пределы «башни из слоновой кости», т. е. публичную историю можно определить как, с одной стороны, особую форму ретрансляции исторического знания широким массам общества, а с другой - как форму научной самореализации исследователей, действующих в публичном поле.

В данной статье пойдет речь о появлении и развитии публичной истории в США и Великобритании в последней четверти двадцатого столетия.

Выбор стран обусловлен тем, что Соединенные Штаты стали родиной public history, а Великобритания стала первым европейским государством, в котором public history стала развиваться, активно используя при этом современные СМИ (в том числе телевидение) [Махов 2016, с. 6].

В процессе формирования public history, кроме ее общих для обеих стран признаков, проявились и некоторые специфические черты, отражающие актуальные запросы общества в каждом из государств. Эти особенности также будут рассмотрены в дальнейшем.

Появлению public history способствовали два обстоятельства.

К 1970-м гг. в американских университетах сложилась следующая ситуация: выпускники исторических факультетов столкнулись с серьезными проблемами, связанными с их трудоустройством для продолжения научной карьеры в стенах высших учебных заведений, так как количество вакантных мест не соответствовало количеству соискателей [Johnson 1999, p. 168].

Второе обстоятельство заключалось в следующем: представители сообщества профессиональных историков в США осознали, что в ходе предыдущих этапов становления американской исторической науки пропала связь между создателями исторических нарративов и публикой - т. е. обычными неподготовленными читателями [Benson et al. 1986, p. 11-12]. Особенно громко на данный счет высказывались представители «новой волны» американских историков, которые критиковали методику подачи исторического материала в виде традиционных нарративов и призывали сделать историю полифонным знанием, «отражающим голоса разных социальных и этнических групп» [Benson et al. 1986, p. 16; Rosenzweig, Thelen 1998, p. 4].

Совокупность обозначенных факторов привела к тому, что сначала в 1978 г. по инициативе историков Роберта Келли и Уэсли Джонсона началось издание журнала "The Public Historian", далее в 1979 г. они организовали "National Council of Public History" (NCPH, «Национальный совет по публичной истории»). До этого, в 1976 г., по инициативе Р. Келли открылась первая в США магистерская программа по публичной истории [Johnson 1999, p. 168].

Проводя институциализацию публичной истории, Р. Келли и У. Джонсон, по сути, желали подготовить новый тип историка, который смог бы

...широко использовать свои навыки вне академии, в работе с бизнесом, частными лицами, музеями, администрациями. <...> .для создания квалифицированных исторических описаний, архивных разысканий или просто консультаций [Kelley 1978, p. 16-28].

Таким образом, Келли и Джонсон начали претворять в жизнь идею сближения профессионального историка и простого читателя-американца и в то же время заложили основу для того, чтобы поставить историка не только на службу науке, но и обществу.

Оформление публичной истории в США в новое направление репрезентации исторического знания привело к тому, что в американской историографии произошла одна очень важная перемена - предметами исторических исследований стали история повседневности и локальная история, несколько оттеснившие описания социально-экономических и политических событий [Benson et al. 1986, p. 16].

Публичные историки открыли для себя не только то, что простой американец желает получать научную информацию на доступном языке, но и то, что он заинтересован узнать, какой была повседневная жизнь предков на его малой родине [Glassberg 2001, p. 5].

На фоне оживления интереса публичных историков к изучению локальной истории (в которой были заинтересованы, к слову, и местные власти, увидевшие в этом потенциал для развития внутреннего

туризма) [Williams 1983, p. 13-14] большим вниманием стала пользоваться история местных сообществ и меньшинств, которые до недавних пор редко становились объектами изучения в американской историографии [Brown 2015].

Также в конце XX в. еще одним важным событием в рамках американской публичной истории стал «пространственный поворот» (тема, достойная отдельного исследования), у истоков которого стоял Дэвид Гласберг, по итогам своих исследований выпустивший работу "Sense of History: The Place of the Past in American Life" («Чувство истории: место прошлого в американской жизни») [Glassberg 2001].

Д. Гласберг впервые поставил вопрос не о роли людей, населявших ту или иную местность, а роли местности в истории локальных сообществ. Исследователь обратил внимание на то, что каждое сообщество формирует свой собственный образ «места», на котором оно проживает, а образ следует рассматривать через призму местных конфликтов и коллективной памяти разных слоев и социальных групп населения, для того чтобы понять, в том числе, специфику развития истории того или иного населенного пункта на территории США [Glassberg 2001, p. 6, 20, 31, 111-112, 114, 115-117].

Таковыми стали некоторые из траекторий развития публичной истории в США в последней четверти XX в. Зародившись как следствие проблем, связанных с трудоустройством выпускников исторических факультетов американских высших учебных заведений, это направление стало новой формой репрезентации исторического знания и оказало свое влияние на активизацию развития локальной истории, в рамках которой появились новые объекты исследований.

В Соединенном королевстве одним из условий развития public history стало формирование в 1960-х гг. прослойки нового среднего класса, основу которого составляли образованные люди с живым интересом к изучению истории (прежде всего своей страны), но которые тем не менее нуждались в тех, кто мог бы доступно им ее изложить.

Вместе с появлением спроса возникло и предложение. В 1963 г. британский историк Эдвард Палмер Томпсон выпустил работу «Создание рабочего класса», посвященную движению луддитов в XIX в. В ней впервые движение луддитов было показано не исключительно деструктивной силой, а «социальным институтом», сформировавшим самосознание рабочего класса в Великобритании, который развился в современный средний класс [Thompson 1991, p. 53, 169].

Эта монография пробудила у британцев живой интерес к истории предков, в том числе и на локальном уровне, что послужило толчком к появлению общественного движения по сохранению исторических усадеб в Великобритании [Горючкина 2018, c. 25].

В то же время в 1970-х гг. на фоне экономического кризиса в британских университетах возникли проблемы с трудоустройством вы-

пускников, началась коммерциализация высшего образования, что привело к своеобразному «выходу» историков в публичную среду.

У истоков этого «выхода» стоял тот же Томпсон, покинувший Университет Уорика и ставший приглашенным преподавателем в США. Но важно то, что при этом произошла трансформация Томпсона в писателя-фрилансера, публиковавшего свои статьи на историческую тематику в научно-популярном журнале "New Society" («Новое общество»).

Статьи принесли Эдварду П. Томасу огромную популярность и вплоть до конца своей жизни в глазах общества он воспринимался уже не как сугубо академический ученый, а как публичное лицо, ведущее активную общественно-популяризаторскую деятельность [Го-рючкина 2018, с. 25-26].

Историки стали теми, кто начал по-новому осуществлять ретрансляцию научного знания на доступном языке [Liddington 2002, p. 83]. Данная тенденция совпала с развитием британского телевидения, которое дало историкам еще одну возможность выйти в публичное пространство для популяризации национальной истории.

Здесь ярким примером является деятельность британского историка Дэвида Старки, который в 1970-х гг. постоянно участвовал на правах приглашенного эксперта в передачах BBC «Моральный Лабиринт» и «Вопрос Времени». В прямом эфире Д. Старки давал критическую оценку событиям и деятелям прошлого Великобритании1.

В случае Старки важно то, что теперь мнение историка становилось известным самым широким слоям населения, которое смотрело эти передачи в вечерний прайм-тайм [Горючкина 2018, с. 26]. Теперь общество могло на основе его суждений формулировать собственное отношение к истории своей страны. Интерес рядового британца к изучению прошлого таким образом получал дополнительный импульс.

Важно также отметить, что Старки стал пионером исторической документалистики на британском телевидении, выпустив в 1979 г. фильм «Генрих VIII», где показал короля не только как политического деятеля, но и как обычного человека, решающего разного рода житейские вопросы [Mantel 2008].

Также следует добавить, что это историческое направление популяризируется на страницах специализированных журналов "History Workshop Journal" (издается с 1976 г.) [Горючкина 2018, с. 28] и "The Journal of the Oral History Society" (с 1969 г.)2.

1 The Moral Maze [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/ programmes/b006qkll/ (дата обращения: 17.02.2022); QuestionTime [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/programmes/b006t1q9 / (дата обращения 17.02.2022).

2 The Journal of the Oral History Society [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ohs.org.uk/journal/ (дата обращения 17.02.2022).

Говоря о развитии публичной истории в США и Великобритании, нельзя не обратить внимания на то, что формирование этой новой отрасли исторической науки в обоих государствах было, так или иначе, связано с двумя факторами: а) с кризисными явлениями в социально-экономической области, б) с движением профессиональных историков и общества навстречу друг другу.

Кризисные явления и в случае США, и в случае Великобритании были связаны, в том числе, с проблемами трудоустройства академических историков, что привело их к поиску альтернативных вариантов применения своих знаний (консультирование местных властей; проведение частных исследований; защита культурного наследия) и более активному включению в решение актуальных общественных проблем. В дальнейшем, с учетом местной специфики, это участие публичных историков в жизни социума привело к сближению тех, кто создает знание, и тех, кто его потребляет, заинтересован в нем -то есть ученого и любителя истории.

Границы бытования исторического знания резко расширились, когда публичные историки увидели для себя новые актуальные области исследований (локальная история, история «места», история и защита исторических усадеб, история меньшинств), что совпало с развитием СМИ, сделавшим результаты изысканий доступными самым широким слоям населения.

Можно с уверенностью говорить о том, что появление направления «публичная история» стало драйвером развития исторической науки в целом, так как, выйдя за пределы традиционных исследований государственных институтов и/или исторических процессов, ученые смогли прочувствовать актуальные запросы общества и снова сделать области своих исследований доступными и популярными для неискушенного читателя или зрителя.

Литература

Горючкина 2018 - Горючкина К.В. Публичная история как научное направление в Великобритании: истокии предпосылки формирования // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 24-31.

Махов 2016 - Махов А.С. Между профессией и публикой: эволюция движения публичной истории в Америке // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. «Гуманитарные и общественные науки». 2016. № 2. С. 5-15.

Ходнев 2018 - Ходнев А.С. Социокультурные практики публичной истории в Великобритании // Британия: история, культура, образование: Сб. статей

по материалам междунар. науч. конф. / Отв. ред. А.Б. Соколов. Ярославль, 2018. С. 633-639.

Benson et al. 1986 - Benson S.P., Brief S., Rosenzweig R. Preface // Presenting the Past. Philadelphia, 1986. P. 11-24.

Brown 2015 - Brown A. Another case for museums as public forums // Public History Commons. 2015. 15 Apr. [Электронный ресурс]. URL: http://ncph. org/history-at-work/another-case-for-museums-as-public-forums/ (дата обращения 15.02.2022).

Glassberg 2001 - Glassberg D. Sense of History: The Place of the Past in American Life. Amherst (MA), 2001.

Johnson 1999 - Johnson G.W. The Origins of The Public Historian and the National Council on Public History // The Public Historian. 1999. № 3. P. 167-179.

Kelley 1978 - Kelley R. Public History: Its Origins, Nature and Prospects // The Public Historian. 1978. № 1. P. 16-28.

Liddington 2002 - Liddington J. What Is Public History? Publics and Their Pasts, Meanings and Practices // Oral History Society. 2002. Vol. 30. № 1. P. 83-93.

Mantel 2008 - Mantel H. Prospects of a golden prince // TheGuardian. 2008. Oct. 18 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/books/2008/ oct/18/david-starkey-henry-viii/ (дата обращения 17.02.2022).

Rosenzweig, Thelen 1998 - RosenzweigR., Thelen D. The Presence of the Past: Popular Uses of History in American Life. N.Y., 1998.

Thompson 1991 - Thompson E.P. The Making of the English Working Class. Penguin Adult, 1991.

Williams 1983 - Williams J.A. Public History and Local History: An Introduction // The Public Historian. 1983. № 4. P. 13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.