Научная статья на тему 'Публичная история как научное направление в Великобритании: истоки и предпосылки формирования'

Публичная история как научное направление в Великобритании: истоки и предпосылки формирования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
904
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ / УСТНАЯ ИСТОРИЯ / ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / НАСЛЕДИЕ / PUBLIC HISTORY / ORAL HISTORY / PUBLIC SPACE OF GREAT BRITAIN / ACADEMIC HISTORY / HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горючкина К. В.

Одной из важнейших тенденций развитие современной культуры является трансформация форм бытования знания о прошлом. Эта трансформация является серьёзным вызовом для профессиональной академической историографии. Своеобразным ответом на этот вызов оказывается становление такой формы получения и репрезентации исторических знаний, как публичная история. В статье предпринимается попытка выявить некоторые особенности становления публичной истории в Великобритании в 1970-2000 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public History as a Scientific Direction in the UK: Facilities and Prerequisites of Folding

One of the most important trends in the development of modern culture is the transformation of forms of everyday knowledge about the past. This transformation is a serious challenge for professional academic historiography. An original answer to this challenge is the emergence of such a form of obtaining and representing historical knowledge as a public history. The author attempts to reveal some features of the formation of public history in the UK in 1970-2000.

Текст научной работы на тему «Публичная история как научное направление в Великобритании: истоки и предпосылки формирования»

ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 24-30. УДК 337.(410.1)

DOI 10.25513/2312-1300.2018.4.24-30

К. В. Горючкина

ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ

Одной из важнейших тенденций развитие современной культуры является трансформация форм бытования знания о прошлом. Эта трансформация является серьёзным вызовом для профессиональной академической историографии. Своеобразным ответом на этот вызов оказывается становление такой формы получения и репрезентации исторических знаний, как публичная история. В статье предпринимается попытка выявить некоторые особенности становления публичной истории в Великобритании в 1970-2000 гг.

Ключевые слова: публичная история; устная история; публичное пространство Великобритании; академическая история; наследие.

K. V. Goriuchkina

PUBLIC HISTORY AS A SCIENTIFIC DIRECTION IN THE UK: FACILITIES AND PREREQUISITES OF FOLDING

One of the most important trends in the development of modern culture is the transformation of forms of everyday knowledge about the past. This transformation is a serious challenge for professional academic historiography. An original answer to this challenge is the emergence of such a form of obtaining and representing historical knowledge as a public history. The author attempts to reveal some features of the formation of public history in the UK in 1970-2000.

Keywords: public history; oral history; public space of Great Britain; academic history; heritage.

Сегодня Public History - сравнительно новая область знания, посвящённая проблематике бытования истории в публичной сфере, как с практической, так и с теоретической точки зрения. Последние десятилетия стали временем её бурного развития во многих странах [1, с. 7]. В нашей статье мы постараемся показать специфику становления Public History в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии.

Само название «Public History» укоренилось в исторической практике США

© Горючкина К. В., 2018

в 1970-е гг., однако это новое название стало отличным «ребрендингом» для вполне себе зрелого и давно существующего направления прикладной истории, которая начала своё развитие в странах Западной Европы ещё с конца XIX века1 [2]. Несмотря на то, что само понятие «прикладное история» также не было беспроблемным, тем не менее, оно активно разрабатывалось и эксплуатировалось, в частности, немецкими историками на протяжении первой половины ХХ века. Однако прежний термин развивался в смысловом

пространстве нравоучительской практики, а потому, когда общество и историки пошли навстречу друг другу был избран более точный концепт, который бы раскрывал эту связь - «публичная история»2 [2]. Вскоре из-за чрезмерно высокой эксплуатации понятия «прикладная история» представителями немецкой националистической идеологии, антисемитизма и расизма в 1930-40-е гг. от этого термина западные историки окончательно отказались.

Однако наработки немецкой школы продолжали оказывать влияние на возникновение нового концепта «публичная история», которое сложилось в США на основе прежнего термина «прикладная история», который изучался и историками Германии первой половины ХХ века [2].

Институционализация Public History была во многом связана со становлением и развитием такого нового направления в США и Европе как «история повседневности», которая разворачивала область деятельности профессиональных историков к новым социальным запросам.

С одной стороны, её появление было обусловлено значительным ростом социально-политической активности нового среднего класса в 1960-е гг., который стал принципиально новой и самостоятельной прослойкой западного общества. Поколение новых менеджеров, специалистов узкого профиля стало отличной питательной средой и целевой аудиторией, которая была готова к самостоятельному освоению истории, которая находилась повсеместно в бытийном пространстве и времени. Именно эта социальная прослойка сформировала спрос на историка нового стиля и формации - историка, который бы дал интересующую информацию о прошлом доступным и обыденным языком без излишнего научного пафоса и чрезмерного академизма, так свойственного прежней плеяде специалистов.

Значительную популярность у масс британского общество стала приобретать тема рабочего класса, его институциализация, процесс борьбы за свои права. Эта популярность проявлялась в востребованности литературы о прошлом рабочих, например, работа «Создание рабочего класса» Э. П. Томпсона, ориентированная на самый широкий

круг читателей, подняла эту проблему на новый уровень [3, р. 53, 169]. Описанное в книге движение луддитов, столь популярное в Британии XIX в., перестало восприниматься британским сообщество как аморфное объединение, ориентированное на разрушение машин, луддизм стал важным социальным институтом, который помог рабочим осознать себя как единое целое, осознать свою идеологию, свои проблемы. Сама работа, начиная с первой публикации в 1963 г., переиздавала несколько раз в 1960-1990-е гг. и имела оглушительный успех как источник знаний о сложной трудовой жизни рабочих. Эти повествования Томпсона о бытности рабочих XIX - начале XX в. помогали британцам осознавать те трудности, через которые проходили их родители и дальние родственники-предки, дало новый импульс в отстаивании своих прав, которые проявились в том числе и в отстаивании неприкосновенности исторических усадеб.

Правомерно ли Эдварда Палмера Томпсона называть одним из первых публичных весьма актуальный вопрос, но то, что его работа стала достоянием публики, то, что через эту работу люди приобщались к недалёкому прошлому, переживали это прошлое, это факт. Примечательно и то, что в 1970-е гг., когда в Британии экономический кризис стал оказывать негативное влияние на рынок труда, а научные институты искали возможности эффективной адаптации, Томпсон покинул Университет Уорика, протестуя против коммерциализации академии [4, р. 132-133]. Однако на этом его карьера не только не закончилась, а наоборот пошла на взлёт. Томпсон продолжал преподавать и читать лекции в качестве приглашённого профессора в Соединённых Штатах, постепенно стал писате-лем-фрилансером, регулярно публикуя статьи по истории для широкой аудитории в журнале его друзей и коллег «Новое общество»4 [5]. Уже к концу 1970-х гг. Томпсон стал одним из самых популярных историков Соединённого Королевства, видным публичным деятелем, который критиковал лейбористскую партию, выступал ярым сторонником движения за мир и ядерное разоружение [6]. Томпсона уже воспринимали ни сколько академиком-преподавателем исторических наук, сколько публичным деятелем, влиятельным

учёным, а, благодаря росту его популярности, его работы неустанно продавались и в 1980-е, и уже посмертно в 1990-е гг.

Важно отметить, что публичная история в Великобритании начинает своё развитие в 1970-е годы в какой-то степени даже вопреки многим социально-экономическим процессам. Одним из таких процессов, которые представляют для общества определённый интерес, стала открытая и весьма масштабная борьба британского общества за сохранение аристократических усадеб. Британцы всегда осознавали свою историю, себя в настоящем через своё славное имперское прошлое, а потому разрушить дома XV-XIX вв. означало частичное, но всё-таки уничтожение своего прекрасного прошлого. Так, на волне борьбы с британским бизнесом и властями, которые постепенно принимали сторону последних, в обществе стал крепнуть интерес к истории, огромную популярность стали набирать исследования истории графств, родовых гнёзд и т. д. Главной влиятельно силой в 1970-е гг. стал историк, который позволил обществу легитимировать дворянские усадьбы как ценнейший артефакт прошлого. Вскоре усадьбы стали национальным достоянием, а публичная история новым направлением в академической науке [7, р. 86-87].

С 1970-х гг. очевидный рост общественного интереса к истории позволил открыть принципиально новый «исторический рынок», где всё чаще работа историка предлагалась как «услуга» для внеуниверситетских институций и институтов гражданского общества, а также для частных лиц [2]. Такая практика перевода исторического знания с академического языка на язык публичных репрезентаций в США и Западной Европе получила прекрасную апробацию своей деятельности, а её агенты смогли успешно закрепиться на этом новом «рынке» [7, р. 8586]. Так, возникший на частном интересе среднего класса, этот «рынок» внезапно смог обеспечить достаточным количеством рабочих мест многих узкопрофильных специалистов истории, которые в силу рецессии 1970-х, а вслед за этим и затяжного ресурсного кризиса смогли безболезненно пережить штатные сокращения рабочих мест в университетах, школах и музеях.

В своей статье, посвящённой публичной истории британский историк Джилл Лид-дингтон, отмечает высокую востребованность академических историков Соединённого Королевства в последние десятилетия. Как отмечается в этой статье, продюсеры телешоу, сериалов, радиопередач и других медиа стали всё чаще отслеживать контакты компетентных историков, которые смогли бы дать в студии экспертные комментарии для широкой аудитории. [7, p. 83]. Действительно, одним из первых таких публичных историков, который постепенно выстраивал свою публичную карьеру стал Дэвид Старки (David Starkey), который в 2002 году подписал весьма выгодный контракт на два миллиона фунтов стерлингов с каналом «Channel 4 for 25 hours» [8; 9]. Старки по максимуму использовал свой научный капитал для популяризации истории, с одной стороны, и влияния на общественное мнение с другой.

После того, как интерес к истории вышел за рамки книжных форм, ТВ-программы стали постоянным ретранслятором прошлого, которое британцы стали «смаковать» по будням и в выходные. Вышеупомянутый нами Дэвид Старки, будучи одним из самых эпатажных историков 1970-х гг., становится постоянным гостем провокационных аналитических шоу типа «Моральный Лабиринт» [10] канала BBC Radio 4 или «Вопрос Времени»6 [11] BBC one. Вместе с этими шоу началась невиданная доселе трансформация перевода знаний о прошлом в совершенно новом формате, а академические историки типа Старки, становились одними из главных источников памяти прошлого, которое ежедневно черпали британцы. Так, наблюдая как эпатажный историк ругается, критикует, ненавидит и унижает деятелей прошлого, вызывая у публики противоречивые чувства, возникает чувство, что запрос британского общество на обсуждения своего великого и не очень прошлого в 1970-е гг. удовлетворялся.

В 1980-1990-е гг. британская публика, судя по рейтингам, всё больше и больше смотрела ТВ-передачи, а значит, её запросы на «опривычивание», «освоение» своего прошлого в весьма немногосложные формы знания продолжали удовлетворяться и расцветом другого жанра - исторических доку-

ментальных фильмов, где Старки также стал одним из пионеров медийной ретрансляции знаний о прошлом. Особой популярностью пользовалась его телевизионная работа «Генри VIII», вышедшая 25 сентября 1979 г. и имевшая ошеломляющий успех на ТВ [12, p. 4]. Старки сделал попытку показать английского короля «маленьким», «простым» человеком, которому предстояло решать каждодневные проблемы, далёкие от монаршей семьи7 [13]. Так, работа Старки подняла очень актуальные вопросы прошлого, за ответами на которые британцы пошли в библиотеки.

Другой, не менее важной упаковкой исторического знания стала форма исторического сериала, где, безусловно, преуспел другой публичный историк Саймон Шама (Simon Schama), пик карьеры которого приходится на 2000-2010-е гг. Будучи известным и невероятно популярным автором бестселлера 1980-х гг.8 Шама адаптировался к новым «медиа условиям» и стал одним из ключевых «рассказчиков» истории [14, p. 17]. Так, в 2000 г. по заказу Би-би-си Шама выпустил серию телевизионных документальных фильмов о британской истории в рамках празднования тысячелетия государственности под названием «История Британии» [15, p. 166; 16]. Чуть позже, на волне успеха «Истории Британии» он подписал выгодный новый контракт с BBC и Harper Collins на три миллиона фунтов стерлингов для производства трёх новых книг и двух сопутствующих телесериалов по истории в 2003 г., после чего получил статус самого высокооплачиваемого историка Соединённого Королевства [17]. История стала не только бизнес-проектом отдельных предприимчивых «академиков», но и новым видом досуга, своеобразного виртуального вояжа, который стал возможен благодаря проникновению телевидения и интернета.

Немецкие специалисты истории отмечают, что «History marketing востребован [сейчас] более, чем когда-либо», а «современные бизнес-историки вписываются при этом в двойную традицию истории предпринимательства: с одной стороны, они пишут "историю по заказу", т. е. бизнес-историю, которая составляется по заказу фирм, с другой стороны, они находятся в традиции ис-

следования истории компаний, сосредоточенной, как правило, в университетах» [2; 17, с. 8].

В связи с изменением социально-экономической конъюнктуры университеты США и Великобритании также претерпевали свою последовательную эволюцию в сторону упрощения истории, создания курсов и дисциплин, которые бы могли успешно обслужить этот возросший интерес со стороны западного общества. Вскоре подобная тенденция развития научных институтов обусловила появления бакалаврских и магистерских учебных программ, которые обращаются к проблематике медийной и публичной истории.

Важной вехой массового приобщения к прошлому в Соединённом Королевстве стал выход в свет книги американского и британского историка и географа Дэвида Ловенталя «Прошлое - чужая страна» в 1985 г., которая стала настоящим бестселлером в 1980-е гг., и впоследствии была переиздана и дополнена в 2015 г. [19, р. 142; 20, р. 265] Эта книга стала популярна не только среди академического сообщества историков, но и широкой публики, со стороны которой наблюдался неподдельный интерес к своему прошлому. В своей работе Ловенталь поднял проблему прошлого и его трактовки, где особое внимание обращалось на методы и способы его «оживления». Как пишет историк, мы забываем, пытаемся оспорить, опровергаем и адаптируем прошлое, приспосабливая его к потребностям современного общества, а ностальгия становится неотъемлемой частью популярной культуры10 [18, р. 68].

Такие выводы Ловенталя во многом объясняются тем, что британское общество в 1970-80-х гг. ещё по-прежнему болезненно переживало распад своей великой империи, окончательно произошедший в 1960-х гг. вместе с крушением колониальных систем. Отсюда и идёт это желание прочувствовать дух империи в её разные периоды. И как отмечалось выше, этим, видимо, и объясняется рост спроса широкой аудитории к различным формам «упаковки» прошлого, который неуклонно возрастал на протяжении последних десятилетий.

Это всё подводит нас к выводу о том, что происходила определённая эволюция

пространства для освоения этого прошлого. Кроме того, в 1970-1990-х гг. из узкопрофильного направления публичного историка, который консультировал режиссёров, писателей и постановщиков массового продукта культуры, Public History превратилось в новое научное направление, которое сформировалось под влиянием усиления проблемы разрыва академической жизни и науки и обыденных запросов со стороны общества, которое стало нуждаться в компетентных узкопрофильных специалистах.

Однако не стоит преувеличивать значимость данных тенденций, поскольку сама институциализация публичной истории проходила не так быстро, как становились популярными, в самом широком смысле слово «публичными», историками такие яркие профессиональные историки как Саймон Шама, Дэвид Старки, Эдвард Палмер Томпсон и многие другие. Специфика социальных, экономических и политических предпосылок создали отличную платформу для возможности выстраивать коммуникацию между обществом и профессиональным академическим сообществам (или же его отдельным членам). Но уже привычным дотоле «упаковкам» этого прошлого приходилось адаптироваться и меняться.

Нового уровня развития в Соединённом Королевстве направление публичной истории, видимо, обрело только в 2000-е гг. Так, только в мае 2009 г. возник Британский комитет по публичной истории, который специализируется на изучении теории и практике создания исторических репрезентаций в публичном пространстве, а также их инструментарии и методах. Комитет каждый год традиционно вручает премию по публичной истории за выдающийся вклад в популяризацию исторических наук в британском обществе [21]. Немалый вклад в развитие публичной истории в Великобритании вносит Университет Йорка, при котором функционирует Институт общественного понимания прошлого (Institute for the Public Understanding of the Past) [22].

В Великобритании публичная история живёт не только в институтах образования и публичной жизни историков, но и на странице специализированных журналов, которые издаются весьма значительными тира-

жами. Так, огромной популярностью среди историков-любителей и академиков-профессионалов пользуется журнал "History Workshop Journal", который издаётся с 1976 г. В своём первоначальном названии это издание "A Journal of Socialist Historians" выходило от имени Оксфордского университета, который и сегодня активно занимается вопросами бытования истории в Англии [23]. Обретая внушительную популярность, журнал всё активнее занимался содействием местным историкам в поиске новых средств и методов исследования повседневной истории, несмотря на усиление консервативной традиции в британской историографии 1970-х гг. В 1980-е гг. этот журнал стал символом нового веяния и направления в исторической науке, привлекая к себе внимания всё новых и новых прослоек британского социума.

Не менее популярным был и другой журнал, имеющий более раннюю историю. "The Journal of the Oral History Society" появился в 1969 году и заявил о себе как о новом источнике исследований устной исторической традиции, которая в начале 1970-х гг. набирала сравнительно весомую популярность [24].

В целом же британская традиция бытования публичной истории своё стремительное развитие набирает только с начала 2000-х гг. Так, повсеместно открываются магистерские программы по направлению «публичная история» - один из ярких примеров - магистерская программа Колледжа Раскин (Оксфорд), которая выпускает квалифицированных специалистов в сфере публичной истории. При этом, как мы стремились показать в нашей статье, траектория становления публичной истории как дисциплины в Великобритании, в целом совпадая с общими международными трендами, имеет свой весьма специфический «национальный колорит».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В связи с формированием "Public History" в американских университетах в 1970-х годах стало также чаще употребляться понятие «прикладная история» - "Applied History".

2 Впервые понятие «прикладная история» было использовано в начале ХХ века в названии серии учебников по курсу «Введение в политическое мышление и волю» преподавателем гимназии

из Дюссельдорфа Генрихом Вольфом. Он был участником основанной в 1894 году организации «Немецкий союз» (Deutschbund), членом правления Всенемецкого (Пангерманского) союза (Alldeutscher Verband) и ведущим докладчиком по вопросам культуры и политики Немецкого народного союза обороны и наступления (Deutschvölkischer Schutzund Trutzbund) во времена ранней Веймарской Республики. Вольф предложил понимать прикладную историю таким образом, «который осознанно соединяет настоящее и прошлое», благодаря чему «мы [должны] иметь мужество извлечь урок из прошлого для [ответа] на важнейшие вопросы нашего времени, сделать выводы и сформулировать притязания».

3 То прежнее понятие «прикладной истории» связывалось в основном с идеологическими, воспитательными и поведенческими притязаниями, которые складывались на базе националистической идеологии, антисемитизма и расизма.

4 "New Society" - журнал, который выходил в Соединённом Королевстве в 1960-80-х гг., где публиковались статьи по культурной антропологии, социологии, политологии, истории и т. д. Журнал изначально задумывался как узкая площадка для академических специалистов, однако вскоре стал платформой для общения и взаимодействия «нового» образованного класса - представителей среднего класса, которых не устраивали привычные рамки среднего и высшего образований, которые проявляли неподдельный интерес к социальным наукам о прошлом и настоящем.

5 "The Moral Maze" является одной из самых востребованных телепередач в дискуссионном формате, где участники передачи дебатируют друг с другом, вовлекая в этот перфоманс зрителей канала BBC Radio 4. Первый выпуск этой программы состоялся в 1990 г., сама программа продолжает свой выход в эфир до сих пор.

6 "Question Time" также является весьма популярной ТВ-программой. Формат этой передачи предполагает обсуждение острой дискуссионной проблемы, которая, как правило, волнует основную аудиторию Британии от 30 до 60 лет. В шоу обычно фигурируют политики, как правило, из трёх основных политических партий. На передачу также приходят эксцентричные общественных деятелей (типажа Д. Старки), которые отвечают на заранее отобранные вопросы, заданные им аудиторией, выбранной на основе её политических взглядов и демографических данных. Передача также имеют весьма длительную истории трансляции, которая отсчитывается с 1979 г. и по настоящее время .

7 "Henry VIII" - одна из провокационных работ Дэвида Старки, вышедшая на экраны британского телевещания в 1998 г.

8 В 1989 г. вышла в свет книга Саймона Шамы «Граждане: хроника Французской Революции» ("Citizens: A Chronicle of the French Revolution"), которая превратила академика истории в популярного «писателя» истории. Сама работа подняла актуальную проблему насилия в годы общественных потрясений и на волне «бархатных революций» в восточной Европе имела неоднозначные отзывы.

9 "A History of Britain" - исторический телесериал, в котором Саймон Шама на протяжении пятнадцати серий путешествует по Британским островам. В каждой из пятнадцати серий Шама исследует определённый исторический период и рассказывает о событиях этой эпохи в своём оригинальном стиле. Как отмечали эксперты, изданный совместно с британским каналом "The History Channel", сериал принёс небывалые рейтинги его авторам, способствовал новой волне массового обращения британцев к своему прошлому.

10 Здесь также стоит отметить, что сам Ловен-таль является противников отбора информации о прошлом в зависимости от сиюминутной потребности общества. Собственно, главная мысль его самой известной и одной из самых востребованных монографий в том, чтобы изучать историю во всём её многообразии, не ограничиваться работой с наследием, под которым понимается, прежде всего, любые вещественные источники. Ловенталь выступает противником выборочной работы с источниками, он также возражает против роли истории как «трактовщика», «служанки» современной политики или экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шевелева А. История: академическая, популярная, публичная // Артикульт. - 2013. -№ 3 (11). - С. 4-8.

2. Аккерманн Ф., Аккерманн Я., Литке А., Нис-сер Ж., Томанн Ю. Прикладная история, или публичное измерение прошлого // Неприкосновенный запас. - 2012. - № 3 (83). - URL: http://magazines.russ.ru/nz/2012/3/a19.html (дата обращения: 11.02.2017).

3. Thompson E. P. The Making of the English Working Class. - Penguin Adult, 1991. - 958 р.

4. Thompson E. P. Warwick University Ltd.: industry, management and the universities. - Har-mondsworth. Penguin, 1970. - 194 p.

5. New Society. - URL: http://www.vam.ac.uk /content/articles/p/photographs-from-new-society/ (дата обращения: 11.02.2017).

6. Griffín E. E. P. Thompson: the unconventional historian // The Guardian. - Mar. 6. - 2013. -URL: https://www.theguardian.com/books/2013 /mar/06/ep-thompson-unconventional-historian (дата обращения: 15.09.2017).

7. Liddington J. What Is Public History? Publics and Their Pasts, Meanings and Practices // Oral History Society. - 2002. - Vol. 30, № 1. - P. 8393.

8. David Starkey: Laughing all the way to the library // BBC. - 2002. - Mar. 8. - URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/in_depth/uk/2000/newsma kers/1860744.stm (дата обращения: 21.01.2018).

9. Starkey makes history with £2m TV deal // The

Guardian. - 2002. - Mar. 4. - URL: https:// www.theguardian.com/uk/2002/mar/04/media. humanities (дата обращения: 21.01.2018).

10. The Moral Maze. - URL: http://www.bbc.co.uk /programmes/b006qk11 (дата обращения: 12.01.2018).

11. Question Time. - URL: http://www.bbc.co.uk /programmes/b006t1q9 (дата обращения: 12.01.2018).

12. Seiter E. Television and New Media Audiences. -Oxford : Clarendon Press, 2002. - 166 p.

13. Mantel H. Prospects of a golden prince // The Guardian. - 2008. - Oct. 18. - URL: https:// www.theguardian.com/books/2008/oct/18/david -starkey-henry-viii (дата обращения: 04.01.2018).

14. Jerome de Groot. Consuming History. Historians and heritage in contemporary popular culture. -Routledge, 2009. - 293 p.

15. Cooke L. British Television Drama: A History. -London : BFI, 2003. - 226 р.

16. A History of Britain. - URL: http://www.bbc. co.uk/programmes/b008qpzn (дата обращения:

19.11.2017).

17. Robert McCrum. Our top 50 players in the world of books // The Guardian. - 2006. - Mar. 5. -URL: https://www.theguardian.com/books/2006 /mar/05/features.review (дата обращения:

25.01.2018).

Информация о статье

Дата поступления 12 апреля 2018 г.

Дата принятия в печать 12 ноября 2018 г.

Сведения об авторе

Горючкина Карина Владиславовна - аспирант 2-го курса обучения по направлению «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» исторического факультета Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected] Для цитирования

Горючкина К. В. Публичная история как научное направление в Великобритании: истоки и предпосылки формирования // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 24-30. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.4.24-30.

18. Исаев Е. М. Публичная история в России: научный и учебный контекст формирования нового междисциплинарного поля // Вестник Пермского университета. - Вып. 2 (33). -С. 7-13.

19. Lowenthal D. The Past is a Foreign Country. -Cambridge University Press, 1985. - 489 p.

20. Lowenthal D. The Past is a Foreign Country. -Cambridge University Press, 2015. - 660 p.

21. Сайт британского Комитета по публичной истории. - URL: http://royalhistsoc.org/prizes /public-history-prize/ (дата обращения: 19.11.2017).

22. Сайт университета Йорка. - URL: https:// www.york.ac.uk/ipup/ (дата обращения: 19.11.2017).

23. Сайт HWJ. - URL: https://academic.oup.com /hwj (дата обращения: 19.11.2017).

24. The Journal of the Oral History Society. - URL: http://www.ohs.org.uk/journal/ (дата обращения: 14.12.2017).

Article info

Received April 12, 2018

Accepted

November 12, 2018 About the author

Goriuchkina Karina Vladislavovna - Graduate Student of the 2nd year of study in the Direction "Historiography, Source Study and Methods of Historical Research" of the Faculty of History of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected] For citations

Goriuchkina K. V. Public History as a Scientific Direction in the UK: Facilities and Prerequisites of Folding. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 4 (20), pp. 24-30. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.24-30 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.