Научная статья на тему 'Птицы верховых болот Прибалтики'

Птицы верховых болот Прибалтики Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
410
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Кумари Эрик Вольдемарович

Второе издание. Первая публикация: Кумари Э.В. 1958. Птицы верховых болот Прибалтики // Природа 3: 103-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Птицы верховых болот Прибалтики»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1341: 3585-3589

Птицы верховых болот Прибалтики

Э.В.Кумари

Второе издание. Первая публикация в 1958*

Верховыми болотами называются сфагновые болота атмосферного питания. Эти болота отличаются крайне своеобразными экологическими условиями, возникновение которых обусловлено тем, что в процессе развития болота грунтовое (эвтрофное) питание его прекращается совсем, заменяясь питанием атмосферной влагой, почти лишённой минеральных веществ (олиготрофный тип питания). Своеобразие экологических условий обнаруживается в облике ландшафта и обусловливает особенности флоры и фауны. Мощный ковёр торфа покрывает такие болота. В центральных его частях пышно растут сфагновые мхи; со временем болото приобретает выпуклую поверхность. Выпуклые оли -готрофные торфяники, значительно возвышающиеся над окрестностями (встречаются болота, центр которых более чем на 10 м выше его краёв), чрезвычайно характерны для многих прибалтийских районов.

На верховом болоте обычны мочажины и озерки, возникшие вследствие неравномерного роста различных видов сфагновых мхов. Среди обширных приморских равнин большие открытые пространства верховых болот представляют собой довольно своеобразный тип ландшафта; пока они ещё мало используются. Когда же верховые болота будут осу -шены для торфозаготовок или для других сельскохозяйственных целей, то их исконная фауна и флора исчезнет в течение короткого времени.

В Прибалтике изучение фауны птиц верховых болот началось около 20 лет тому назад, и в Эстонии теперь изучены почти все болотные массивы. Болота стали одним из наиболее полно исследованных местообитаний птиц+. Здесь обитает ряд видов, нигде в других ландшафтах Прибалтики не гнездящихся. Верховые болота можно рассматривать как комплекс местообитаний, ещё сохраняющий характер природного ландшафта. Для ряда видов птиц болота служат убежищами. Однако не все виды являются коренными их обитателями. Есть и такие, которые вынуждены были поселиться на болотах по различным другим причинам. Современная фауна птиц верховых болот представляет собою, таким образом, пёструю мозаику, составленную из видов с различными экологическими требованиями и географическим происхождением.

* Кумари Э.В. 1958. Птицы верховых болот Прибалтики IIПрирода 3: 103-106.

+ В настоящее время подготовляется монография о птицах верховых болот Прибалтики.

Возьмём, например, такую интересную группу птиц, как отряд куликов. Они весьма характерны для верховых болот Прибалтики, но встречаются далеко не везде. Среди них золотистая ржанка Р1ш1аИБ арт1сат1а наиболее широко распространена и обитает почти на всех открытых болотах. Однако гуще всего она заселяет приморские болота. Область распространения этой птицы (южного подвида) кольцеобразно охватывает Балтийское море.

Золотистая ржанка прекрасно приспособлена к экологическим усло -виям болот. Вряд ли можно согласиться с мнением некоторых авторов (Ф.Штейнигер), считающих её коренной обитательницей открытых пустошей (специфический тип ландшафта приатлантической Европы). Точно так же и «альвары», распространённые в западной и восточной Прибалтике и на островах Балтийского моря, не являются первичным местообитанием золотистой ржанки, хотя она там время от времени и встречается. Южный подвид золотистой ржанки — птица, явно предпочитающая торфяные почвы, коренная обитательница верховых болот. Поселяется она только в тех местах, где растительность (вереск, вороника, пушица и др.) не слишком высока и более сухие «гряды» чередуются с влажными мочажинами. Пуховые птенцы золотистой ржанки прекрасно приспособлены к жизни около таких мочажин, в частности, верхняя сторона их тела зелёная и испещрена тёмными пятнышками, как мокрый сфагнум, на котором они держатся и скрываются от врагов. Неподвижно лежащего птенца золотистой ржанки на ярко -зелёном сфагнуме заметить почти невозможно.

Своеобразные черты морфологии и биологии золотистой ржанки не оставляют сомнения в том, что она здесь является узко специализированной формой, приспособленной к жизни на верховых болотах.

Другой характерный обитатель открытых верховых болот — средний кроншнеп ЫишеишБрНаеорив, который вместе с золотистой ржанкой представляет «северный элемент» в фауне болот. Однако распространён он гораздо более локально. Колебания численности среднего кроншнепа на эстонских болотах весьма значительны. В некоторые годы эти кулики в 10 раз малочисленнее, чем в предыдущие. Очевидно, трудные условия зимовки и перелётов иной раз сильно сокращают численность этих птиц. Гнездо кроншнеп устраивает, как и золотистая ржанка, на небольшой кочке среди топкие мочажин и в первой половине мая уже имеет полную кладку яиц травянисто -зелёного цвета. Следует указать, что на верховых болотах в небольшом числе гнездится и большой кроншнеп Ыишепшв атдиа1а, однако основная масса птиц этого вида обитает на низинных болотах и на заливных лугах. Средний же кроншнеп гнездится исключительно на верховых болотах и только во время пролёта его можно видеть на морском побережье и в остальных местообитаниях.

Из других куликов на верховых болотах регулярно, но весьма раз-бросанно гнездится фифи Tringa glareola и редкий обитатель прибалтийских болот — большой улит Tringa nebularia, гнездящийся только на северо-востоке Эстонии. Его гнездование было установлено только в самые последние годы. Чибис Vanellus vanellus характерен для низинных болот, заливных лугов, а также для культурных лугов и даже полей; на верховых болотах он встречается редко и гнездится только на некоторых из них. По характеру распространения можно судить о специфических требованиях различных видов куликов в отношении ланд -шафта и кормовых условий. Так, золотистую ржанку, среднего кроншнепа и фифи мы можем отнести к коренным обитателям малопродуктивного ландшафта, в то время как чибис и большой кроншнеп — виды, требующие для жизни более продуктивных местообитаний.

Особого внимания заслуживает серебристая чайка Larus argenta-tus, всё более расселяющаяся на озерках верховых болот в последние десятилетия. Гнездовые колонии этой птицы (одна колония редко превышает 25-30 пар) известны на многих болотах. Следует заметить, что серебристые чайки, гнездящиеся на болотах Прибалтики и южной Финляндии, имеют бледно -жёлтые лапы и ярко -красные края век. В последнее время финскими авторами (Voipio 1954) высказывалось мнение, что эти чайки не принадлежат к коренной популяции Балтики (чайки, населяющие Балтику, имеют розовые лапы), а иммигранты с далёкого юго-востока, относящиеся к чайкам-хохотуньям евразиат-ских континентальных водоёмов. Мнение это, конечно, интересно, но требует дальнейших доказательств.

Численность белой куропатки Lagopus lagopus и серого журавля Grus grus на болотах Прибалтики за ряд лет постепенно уменьшилась. Это падение численности особенно заметно у белой куропатки, требующей для гнездования обширных верховых болот. Поскольку природные условия этих болот в течение последних десятилетий не изменились и к тому же верховые болота редко посещаются человеком с целью охоты, можно предположить, что на численность белой куропатки в первую очередь влияют изменения климатических условий, особенно мягкие бесснежные зимы (Кумари 1957). Белый зимний наряд куропатки в условиях бесснежной зимы не скрывает птицу, а напротив, хорошо заметен па тёмном фоне и выдает её пернатым и четвероногим врагам. Серый журавль становится всё более редким на гнездовье. Однако стайки негнездящихся (неполовозрелых) журавлей ещё достаточно обычны на болотах.

На болотных озерках гнездятся водяные птицы: чернозобая гагара Gavia arctica, краснозобая гагара Gavia stellata, рогатая поганка Podi-ceps auritus, кряква Anas platyrhynchos, чирок-свистунок Anas crecca и хохлатая чернеть Aythya fuligula. Из них краснозобая гагара - весьма

редкая гнездящаяся птица, а чернозобая гагара и рогатая поганка имеют узкое распространение. Растительноядные и всеядные виды водяных птиц находят себе корм в тех же самых водоёмах, где гнездятся, а ихтиофаги (например, чернозобая гагара) вынуждены улетать за кормом на отдалённые водоёмы, так как в озерках верховых болот рыба встречается редко. В этом отношении чернозобая гагара напоминает серебристых чаек, которые на болоте почти никогда не питаются, а для добывания корма летят на море, иногда за 30 -40 км (и даже более) от гнездовых колоний.

Из хищников для верховых болот вполне типичен сапсан Falco pe-regrinus. Южнее Даугавы, а в некоторых случаях и на острове Сааре-маа он гнездится на деревьях, в остальных районах — всегда на земле, т.е. так же, как в тундре. Другой хищник - дербник Falco columbarius — повсюду гнездится на низких соснах. В то время как на верховых болотах гнездится подавляющее большинство прибалтийских сапсанов и дербников, пустельга Falco tinnunculus обитает там лишь редкими парами. Все эти хищные птицы добывают корм вне болота. В сосновых насаждениях среди верховых болот гнездятся также отдельные пары беркута Aquila chrysaetos и филина Bubo bubo.

Из воробьиных птиц мы назовём только следующих характернейших обитателей верховых болот: полевого жаворонка Alauda arvensis, лесного конька Anthus trivialis, лугового конька Anthus pratensis, белую трясогузку Motacilla alba, серого сорокопута Lanius excubitor и лугового чекана Saxicola rubetra. Самые многочисленные среди них — луговой и лесной коньки, а на совершенно открытых болотах — и полевой жаворонок. Интересно, что гнёзда серого сорокопута, размещаемые обычно в кронах карликовых сосен, построены снаружи из сухих веток сосны, а внутри — из множества перьев (в частности, белых зимних перьев белой куропатки). Своих птенцов серый сорокопут кормит крупными насекомыми и ящерицами, обитающими на самом болоте.

В общей сложности, по нашему подсчёту, на прибалтийских верховых болотах регулярно гнездятся 32 вида и регулярно добывают себе корм 8 видов птиц. Кроме того, список птиц, случайно гнездящихся и добывающих себе на болоте корм, содержит 41 вид. Таким образом, верховые болота как местообитание птиц довольно богаты видами. Однако распространение птиц неравномерно. Наряду с участками болот, густо заселёнными птицами (в частности, лабиринты мочажин), встречаются и такие, где птиц почти нет.

Типичными обитателями исключительно верховых болот, не гнездящимися ни в каких других местах Прибалтики, являются: белая куропатка, золотистая ржанка, большой улит, средний кроншнеп, крас-нозобая гагара, сапсан, дербник (у последних двух видов отдельные пары, как исключение, гнездятся и вне болот) и серый сорокопут. Сле-

дует отметить случаи гнездования на верховых болотах (как исключение) турухтана Philomachus pugnax, большого веретенника Limosa limosa, сизой чайки Larus canus, озёрной чайки Larus ridibundus, длинноносого крохаля Mergus serrator и коноплянки Acanthis cannabina, которые, как правило, не встречаются на верховых болотах.

Литер атур а

Кумари Э.В. (1957) 2002. Динамика орнитофауны Прибалтики за последние столетия и вероятные направления её дальнейших изменений // Рус. орнитол. журн. 11 (173): 56-64.

Voipio P. 1954. Über die gelbflüssigen Silbermöven Nordwesteuropas // Acta Soc. pro Fauna et Flora fenn. 71, 1: 56.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1341: 3589-3591

Ходулочник Himantopus himantopus в Рязанской области, история заселения

Ю.В.Котюков, А.С.Савин

Второе издание. Первая публикация в 2016*

В последние десятилетия отмечено значительное расширение области гнездования ходулочника Himantopus himantopus в северной Евразии (Спиридонов, Лысенков 2007). На широте Рязанской области залёты ходулочников и первые случаи гнездования отмечены в середине 1990-х годов: в Пензенской области в 1997 году (Фролов 1997), в Республике Мордовия - в 1996 (Лысенков и др. 1997). В тот же период зарегистрированы залёты ходулочника в более северные регионы: в 1995 году в Московскую область (Морозов 2001) и в Республику Чувашия (Ластухин 2001), в 1996 году в Нижегородскую область (Мацына и др. 1997) и Кировскую область (Сотников 2002).

До сих пор было принято считать, что ходулочники были встречены в Рязанской области впервые в июле 2001 года в окрестностях села Юшта Шиловского района, в пойме Оки. На самом деле этот вид отмечен в регионе намного раньше. В мае 1997 года А.С.Савин обследовал долину реки Пара в юго-восточной части Сараевского района Рязанской области. В ходе обследования 12 мая на огромном поле, залитом водой, отмечено 4 ходулочника, два из них явно составляли гнездя-

* Котюков Ю.В., Савин А.С. 2016. Ходулочник в Рязанской области, история заселения // Вопросы экологии, миграции и охраны куликов Северной Евразии: Материалы 10-й юбилейной конференции Рабочей группы по куликам Северной Евразии. Иваново: 191-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.