изучавшего этот регион, имелись ещё два сообщения о встречах клушиц. Правда, до 29 марта 1933 он считал их недостоверными: 1) «несколько лет назад замечена чёрная ворона с красным клювом»; 2) «во время первой Мировой войны в Межапарке наблюдалась ворона с жёлто-красным клювом». Позднее авторы, описывавшие орнитофауну Латвии, клушицу либо вовсе не упоминали, либо относились к сведениям о ней с недоверием, ибо точных доказательств не было.
В связи с приведёнными выше сведениями возникает вопрос: не может ли клушица естественным образом проникать в наш регион? И ещё я обратил внимание на такой факт: все известные встречи (как в Ленинградской области, так и в Латвии) происходили в марте.
Литература
Айрапетьянц А.Э. 2004. Залёт клушицы Pyrrhocorax pyrrhocorax в Шульгино (крайний юго-восток Ленинградской области) // Рус. орнитол. журн. 13 (257): 319.
Бёме Р.Л. 1975. Птицы гор южной Палеарктики. М.: 1-182. Виксне Я. 1983. Птицы Латвии: Территориальное размещение и численность. Рига: 1-224.
Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных
территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808. Vaurie Ch. 1959. The Birds of the Palearctic Fauna: Passeriformes. London: 1-762.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 349: 367-371
Птицы верховьев Малой Кети
В. К. Рябицев
Второе издание. Первая публикация в 1999*
С 19 мая по 22 июня 1999 проведены наблюдения в окрестностях ст. Малая Кеть на ж.д. Ачинск—Лесосибирск в Бирилюсском районе Красноярского края. Местность слабо всхолмлённая, зонально участок относится к южной тайге. Коренные тёмнохвойные леса большей частью вырублены и сохранились лентами по ручьям и речкам, остальная площадь занята молодыми вторичными лесами, в основном мелколесьем. Есть гари разных возрастов и местами — открытые старые вырубки, не зарастающие лесом из-за периодических пожаров, поросшие
* Рябицев В. К. 1999. Птицы верховьев Малой Кети //Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 177-181.
высокотравьем и кустарниками. По обследованной территории протекает река Малая Кеть в самых её верховьях, есть заболоченный пруд на одном из ручьёв среди леса. У посёлка Малая Кеть типично сельская застройка, есть леспромхоз и обычные на окраинах таких посёлков завалы леса, покрытые гнилой щепой пустыри. Есть небольшие болотца, большей частью поросшие лесом. Тайга и вырубки тоже во многих местах заболочены. Наш сезонный стационар располагался на берегу Малой Кети в 10 км к юго-востоку от посёлка. Имеющиеся в литературе материалы довольно давние и в большинстве относятся к далеко отстоящим от этих мест территориям, поэтому в сообщение включены данные по всем встреченным видам.
Anas platyrhynchos. Единичные встречи.
Anas crecca. Самая обычная из уток, но, тем не менее, малочисленная. Встречен выводок на реке.
Bucephala clangula. Несомненно, гнездится. Иногда видел кормящихся на реке самок гоголя.
Mergus albellus. Видимо, гнездится. Несколько раз встречал кормящихся самок по 1-2 на реке и пруду.
Pernis ptilorhyncus. Видел одного хохлатого осоеда 28 мая, и другого, отличавшегося по окраске — 1 июня.
Milvus migrans. Над посёлком коршуны «патрулировали» почти постоянно.
Circus cyaneus. Похоже, где-то недалеко было гнездо полевого луня. Самец охотился на вырубках регулярно, однажды нёс полёвку. Самка попадалась на глаза только дважды.
Accipiter gentilis. В пойменной тёмнохвойной тайге, видимо, было гнездо. Часто слышал голоса, несколько раз видел самца и самку.
Accipiter nisus. Несколько раз отмечал пролетающих и охотящихся самца и самку перепелятника.
Accipiter gularis. В пойменном лесу 9 июня встретил самца малого перепелятника с полуободранной птичкой в когтях, хорошо разглядел оперение и красные глаза. Примерно там же видел самку 17 июня.
Lyrurus tetrix. На зорях с вырубок доносились звуки токования, но только одиночных самцов. Несколько раз спугивал самцов и самок.
Tetrao urogallus. Ни одной встречи самих птиц или их следов. Видимо, глухари просто выбиты. Местные охотники говорят, что они ещё сохранились, где поглуше.
Tetrastes bonasia. Довольно малочислен. По свидетельству охотников, рябчиков всегда было много, но несколько лет назад они почти все погибли, когда со стороны Томской области «принесло какую-то химию». Численность медленно восстанавливается.
Coturnix coturnix. «Бой» слышал на вырубке 26 мая, 28 мая спугнул двух перепелов (пару?).
Crex crex. На вырубках с 22 мая и весь июнь можно было слышать от 1 до 3 самцов коростеля одновременно.
Charadrius dubius. Очевидно, пара малых зуйков гнездилась у посёлка на пустыре с россыпями щепы и более крупного древесного мусора, где беспокоились зуйки.
Tringa glareola. Зарегистрировано токование у посёлка 22 июня.
Gallinago gallinago. Токование бекаса слышал только над болотцами у посёлка.
Scolopax rusticola. На тяге за вечер можно было видеть или слышать вальдшнепа от 0 до 7, обычно 1-2 раза.
Larus minutus. Одна малая чайка отдыхала на пруду 22 мая.
Columba livia. В небольшом числе гнездится в посёлке.
Strix uralensis. Иногда по ночам доносилось «пение» длиннохвостой неясыти из пойменного тёмнохвойного леса.
Strix nebulosa. Единственная встреча - бородатая неясыть подлетела к нашему лагерю у реки 3 июня. Голоса ни разу не слышал.
Caprimulgus europaeus. Слышал пение 7,8, 10 и 11 июня.
Hirundapus caudacutus. Несколько встреч: два стрижа над прудом 27 мая, над лесом 12 июня, одиночные иглохвостые стрижи над лесом 31 мая, пара над окраиной посёлка - 22 июня.
Apus apus. Регулярно видел летающих над лесом.
Picoides tridactylus. Трёхпалый дятел встречался не часто, но регулярно. В сети дважды попадала самка с наседным пятном.
Lanius collurio. Единственная встреча - самец на вырубке 26 мая.
Sturnus vulgaris. В небольшом числе гнездились в посёлке.
Garrulus glandarius. В двух местах держались оседлые пары соек, очевидно,- гнездящиеся.
Pica pica. Обычна в посёлке и около. Гнездится.
Nucifraga caryocatactes. Несколько встреч одиночных кедровок. Предыдущий год был неурожайным на кедровые орешки. По опросным данным, гнездится и бывает многочисленна.
Corvus corone. У посёлка и железной дороги гнездится, обычна. В тайге чёрная ворона почти не встречалась.
Corvus corax. Немногочислен, видимо,- гнездится.
Bombycilla garrulus. Встретил стайку из 6 свиристелей 3 июня, пары - 16 и 20 июня.
Hippolais caligata. Встретил поющего самца северной бормотуш-ки на краю вырубки 7 июня.
Sylvia communis. Единственная встреча серой славки - поющий самец на вырубке 18 июня.
Phylloscopus borealis. Всего две встречи поющих самцов талов-ки - 14 и 15 июня.
Phylloscopus trochiloides. Единственный поющий на постоянной
территории самец зелёной пеночки, ещё один — на маршруте 20 мая.
Phylloscopus inornatus. Встречены поющие самцы зарнички 23, 24 и 29 мая, скорее всего — пролётные.
Ficedula mugimaki. В пойменном смешанном лесу у реки в одном и том же месте пела птица, которую мне не удалось разглядеть. По песне более всего походила на таёжную мухоловку (с собой была кассета с записями голосов птиц).
Muscícapa striata. Немногочисленна. Найдено гнездо.
Saxicola torquata. Всего несколько встреч черноголового чекана на открытых местах. Найдено гнездо на вырубке, в периоды насиживания и выкармливания (успешного) у гнезда была только самка, в том числе и в течение нескольких часов наблюдений из скрадка.
Phoenicurus phoenicurus. В посёлке, пожалуй, самая обычная и заметная птица, несмотря на довольно скудное озеленение. Большинство скворечников было заселено обыкновенными горихвостками. В лесу немногочисленна или даже редка.
Luscinia svecica. На окраине посёлка, среди кустов и нагромождения брёвен, видел поющего самца варакушки 21 мая.
Turdus pilaris. Колония из нескольких пар найдена в ельнике на окраине посёлка.
Turdus iliacus. Немногочислен. Найдены гнёзда и слётки.
Turdus philomelos. Немногочислен. Находил гнёзда и слётков.
Turdus viscivorus. Самец регулярно пел недалеко от наших палаток, ещё одного слышал на маршруте.
Parus major. Встречал поющих и беспокоившихся у посёлка.
Sitta europaea. Несколько встреч.
Passer domesticus, Passer montanus. В посёлке воробьёв обоих видов неожиданно мало, не на каждой улице можно найти.
Loxia curvirostra. 9 июня пролетела стайка до десятка еловиков.
Pyrrhula pyrrhula. Немногочислен. В сеть попадала самка обыкновенного снегиря с наседным пятном.
Pyrrhula cineracea. По-видимому, серый снегирь тоже гнездится. Пары и одиночки встречались регулярно, но значительно реже обыкновенного снегиря.
Emberiza rustica. Несколько раз отмечал поющих самцов овсянки-ремеза, 22 июня встретил две пары со слётками.
Emberiza aureola. Несколько самцов дубровника постоянно пели на вырубках с кустами.
Помимо перечисленных выше, многочисленными или обычными гнездящимися видами (найдены гнёзда, птенцы или плохо летающие слётки, встречены взрослые птицы с явным гнездовым поведением) в соответствующих местообитаниях были: Buteo buteo, Tringa ochropus,
Actitis hypoleucos, Gallinago megala, Jynx torquilla, Dendrocopos major, Hirundo rustica, Anthus trivialis, A. hodgsoni, Motacilla cinerea, M. alba, M. personata, Lanius cristatus, Acrocephalus dumetorum, Phragmaticola aedon, Sylvia curruca, Phylloscopus trochilus, Ph. collybita, Ficedula parva, Luscinia calliope, Tarsiger cyanurus, Turdus atrogularis, Parus montanus, P. ater, Fringilla montifringilla, Carpodacus erythrinus, Emberiza citrinella.
Обычны и, несомненно, гнездятся, но гнездование не подтверждено необходимыми находками для следующих видов: Streptopelia orientalis, Cuculus canorus, C. saturatus, Dryocopus martius, Oriolus oriolus, Locustella fasciolata, L. certhiola, L. lanceolata, Sylvia borin, Phylloscopus proregulus, Ph. fuscatus, Ph. schwarzi, Luscinia cyane, L. sibilans, Aegi-thalos caudatus, Fringilla coelebs.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 349: 371
Гнездование кудрявого пеликана Pelecanus crispus в Челябинской области
В. Д. Захаров, Н. Н. Мигун
Второе издание. Первая публикация в 1999*
Ранее в Челябинской области отмечались лишь редкие залёты кудрявого пеликана Pelecanus crispus. По сведениям, полученным от рыбаков, в 1998 г. на озере Селезян (Еткульский р-н) с конца апреля постоянно держалась пара птиц. Позже эта пара наблюдалась с 4 нелётными птенцами. Эта информация была подтверждена районным охотоведом В.Л.Борзенко, который встречал на озере выводок. В июне 1999 г. на оз. Селезян отмечались 4 взрослых кудрявых пеликанов, которые, вероятно, были не гнездящимися.
* Захаров В.Д., Мигун Н.Н. 1999. Гнездование кудрявого пеликана Pelecanus crispus в Челябинской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 95.