Научная статья на тему 'Птицы в агроландшафтах Татарстана'

Птицы в агроландшафтах Татарстана Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
281
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Рахимов Ильгизар Ильясович

Второе издание. Первая публикация: Рахимов И.И. 2016. Птицы в агроландшафтах Татарстана // Птицы и сельское хозяйство. М.: 257-262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Птицы в агроландшафтах Татарстана»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1709: 6112-6117

Птицы в агроландшафтах Татарстана

И.И.Рахимов

Второе издание. Первая публикация в 2016*

Крупномасштабное сельскохозяйственное производство, создание агроценозов значительно снизило видовое разнообразие птиц на больших территориях. Распашка полностью уничтожает исходную растительность, уничтожает условия для жизни птиц. Такое коренное и качественное преобразование ландшафта ведёт к формированию отличной от исходной животной группировки (Кузякин 1970). Островной характер пространственного размещения популяций многих видов птиц, главным образом, связанных с древесно-кустарниковыми насаждениями, представляется опасным для целостности этих популяций при возникновении каких-либо естественных или искусственных локальных катастроф.

В Татарстане земли сельскохозяйственного назначения составляют 69.2% территории, в этих условиях поля с монокультурами и частая смена высеваемых культур не допускают формирование устойчивых сообществ. На численность птиц агроценозов влияют применение пестицидов, удобрений, современные технологии возделывания и другие факторы. За последние годы повсеместно в Среднем Поволжье наблюдается снижение численности серой куропатки Perdix perdix, перепела Coturnix coturnix, пастушковых, полевого конька Anthus campestris (Аськеев, Аськеев 2001). Крайне редкими для большинства областей региона стали залёты дрофы Otis tarda и стрепета Tetrax tetrax.

Пестициды, используемые в лесном и сельскохозяйственном производстве для уничтожения вредителей, для борьбы с переносчиками болезней человека и животных, при их неумелом использовании часто приводят к отрицательным последствиям. В результате нарастания концентрации инсектицидов по цепям питания в организме многих птиц-консументов аккумулируются опасные вещества, приводящие к изменениям репродуктивных возможностей, морфо-физиологических процессов в организме и гибели птиц (Буйволов 1991). Аналогичный эффект может произойти и при неумеренном использовании удобрений. Особенно сильно страдают дрозды, соловьи, славки, пеночки и некоторые другие, питающиеся дождевыми червями и жесткокрылыми лесных территорий, а также виды, обитающие в агроландшафтах: перепел, серая куропатка, коростель Crex crex, жаворонки и др. Воз-

* Рахимов И.И. 2016. Птицы в агроландшафтах Татарстана IIПтицы и сельское хозяйство. М.: 257-262. 6112 Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1709

действию ядохимикатов могут быть подвержены виды, не потребляющие непосредственно отравленных насекомых или растений, например, хищные птицы. Для Татарстана, где значительную долю составляют сельскохозяйственные поля, эта проблема имеет место и требует решения в ходе специальных исследований.

В агроценозах в послегнездовой период питается большое количество зерноядных и растительноядных птиц. Многочисленные стаи вьюрковых и овсянковых птиц, воробьёв, голубей типичны для различных открытых антропогенных ландшафтов. После завершения уборочных работ на сельскохозяйственных полях кормятся скворцы Stur-nus vulgaris, грачи Corvus frugilegus, галки Corvus monedula и многие мелкие насекомоядные птицы. Из неворобьиных птиц на полях кормятся лесные голуби, куриные птицы, кулики, осенью на полях останавливаются серые журавли Grus grus и гуси. Скопления птиц привлекают некоторых хищников. В местах концентрации птиц наиболее часто отмечается перепелятник Accipiter nisus. Скошенное поле или луг - удобное место для охоты на грызунов сарыча Buteo buteo, чёрного коршуна Milvus migrans, луней, некоторых сов. Стога сена и столбы линий электропередач являются удобными наблюдательными точками. Следует отметить положительную роль дорог и придорожной зоны. Исследования показали, что эти территории как место кормодобывания привлекают многие виды птиц (Коровин 1986; Курлавичус 1986; Рахилин 1996). Всего в придорожной зоне отмечено 52 вида птиц.

К группе изменённых биотопов отнесены полезащитные лесные полосы, имеющиеся во всех антропогенных ландшафтах Среднего Поволжья. Располагаясь вдоль сельскохозяйственных полей, лесополосы играют значительную роль в формировании авифауны агроценозов. Большинство исследованных в черте города лесополос представляют собой многорядную посадку деревьев с доминированием одной породы и с кустарниковыми насаждениями в подлеске. Состав видов птиц зависит от видового состава древесно-кустарниковых насаждений, их ярусности и загущённости. Население птиц представлено преимущественно опушечными видами, обитателями древесно-кустарникового яруса. Отмечено активное заселение и формирование в лесополосах грачиных колоний. Состав доминантов часто неопределённый и зависит от указанных выше причин. В местах расположения грачиных колоний гнездование других птиц из числа мелких воробьиных - редкое явление. Недостаток пригодных для гнездования мест ограничивает численность дуплогнездников. Всего в лесополосах отмечено до 40 видов птиц. В гнездовой период в различных типах лесополос отмечается 25-35 видов птиц. Гнездование отмечено для 15-20 видов. Велико значение лесополос для гнездования птиц наземного яруса. Многие луговые и полевые виды (серая куропатка, жёлтая трясогузка Motacilla fla-

va, хищные птицы и др.) устраивают свои гнезда в лесополосах. Плотность населения птиц составляет 200-300 ос./км2 (без учёта грачиных колоний). Лесополосы играют важную роль в перемещении птиц в антропогенном ландшафте, особенно, в городской черте.

В настоящее время Татарстан относится к зоне активного земледелия. Сыграв огромную роль в истории человечества, земледелие стало мощным и непрерывно возрастающим фактором преобразования земельных площадей, на которых формируются своеобразные экологические системы. В связи с развитием земледелия и экологическим сходством всех обрабатываемых земель к настоящему времени на территории крупных регионов выработался единый комплекс «полевых видов» (Гынгазов 1981). Он формируется из видов, обитающих в открытых биотопах и прилегающих к ним полезащитных лесополосах. Освоение земель под сельскохозяйственные угодья является наиболее существенным антропогенным фактором, коренным образом изменяющим естественный растительный покров, где вместо исходных создаются новые агрофитоценозы.

Большинство видов птиц, обитающих в агроценозах, принадлежит к группе широко распространённых видов лесоопушечного и полевого комплексов. С полями и лугами связано 12 видов. Широко представлены синантропные птицы. Преобладают птицы, гнездящиеся и кормящиеся на земле. По питанию большая часть населения птиц связана с потреблением семян. Многие вьюрковые и овсянковые, питающиеся на полях, экологически связаны с древесными насаждениями. На границе леса и поля они находят наиболее оптимальные условия как для питания, так и для гнездования. Распределение птиц в условиях контакта лесных насаждений с полями, т.е. в условиях экотона, отличается своеобразием. Прилегающие к лесополосам окраины полей служат местом концентрации лесных и опушечных птиц, обычно не выходящих на открытые поля, — лесного конька Anthus trivialis, зяблика Fringilla coelebs, юрка Fringilla montifringilla, обыкновенной овсянки Emberiza citrinella, зеленушки Chloris chloris и др. Противоположная тенденция наблюдается для птиц открытых пространств. По данным В.А.Коровина (1986), полоса вдоль опушек шириной 100-200 м, а также окружённые лесом небольшие поля, диаметр которых не превышал 300 м, практически не заселяются полевыми жаворонками Alauda arvensis. Избегают опушек на полях чибисы Vanellus vanellus, каменки Oenanthe oenanthe, пуночки Plectrophenax nivalis, подорожники Cal-carius lapponicus и др.

В течение вегетационного периода, охватывающего полный цикл сельскохозяйственного производства, наблюдаются изменения в населении птиц агроценозов и окружающих лесополос. Исследования выявили низкие защитные качества местообитаний и ограниченные воз-

можности для гнездования птиц на культурных полях. Но при этом здесь складываются благоприятные кормовые условия. По мнению В..А.Коровина (1986), именно эти два обстоятельства определяют бедность населения птиц в гнездовой период и относительно богатый видовой состав и высокую численность в негнездовые сезоны, когда население в значительной мере формируется за счёт птиц из других биотопов, использующих поля в качестве основных, дополнительных или временных кормовых местообитаний.

В результате наших исследований авифауну агроландшафтов Татарстана составляют 6 групп птиц, отличающихся пространственно-временными особенностями использования территории.

Типично полевые: обыкновенная пустельга Falco tinnunculus, степная пустельга F. naumanni, полевой лунь Circus cyaneus, степной орёл Aquila nipalensis, перепел, серая куропатка, полевой жаворонок и др. Эта группа экологически связана с открытыми ландшафтами Среднего Поволжья и вне их встречаются редко.

Луго-полевые: луговой чекан Saxicola rubetra, жёлтая трясогузка, желтоголовая трясогузка Motacilla citreola, обыкновенная каменка, чибис, сарыч, луговой лунь Circus pygargus, коростель, коршун. Адаптивные возможности этих видов позволяют заселять как данный биотоп, так и другие открытые биотопы (пустыри, зарастающие болота, долины рек, побережья водоёмов и т.д.).

Временно-полевые: полевой воробей Passer montanus, домовый воробей Passer domesticus, сизый голубь Columba livia, галка, обыкновенный скворец, обыкновенная чечётка Carduelis flammea, пуночка, подорожник. Сезонные посетители агроценоза в гнездовый период не встречаются. Численность в послегнездовой период может быть высокой для всей группы.

Опушечники: обыкновенная овсянка, садовая овсянка Emberiza hor-tulana, зяблик, сорока Pica pica, ворон Corvus corax, грач, рябинник Turdus pilaris, луговой конёк Anthus pratensis, зеленушка, чечевица Carpodacus erythrinus, щегол Carduelis carduelis, обыкновенная горлица Streptopelia turtur. Данные виды связаны с древесно-кустарни-ковыми насаждениями и гнездятся в лесополосах, окружающие поля являются кормовой стацией.

Условно-полевые: серая Sylvia communis и садовая S. borin славки, кряква Anas platyrhynchos, северная бормотушка Hippolais caligata, погоныш Porzana porzana, ушастая сова Asio otus. Характер пребывания этих видов тесно связан с наличием фрагментов естественных местообитаний в пределах агроландшафта.

Залётные виды: кобчик Falco vespertinus, серый журавль, тетерев Lyrurus tetrix, перепелятник, серая мухоловка Muscicapa striata и др. Данные виды редко и эпизодически могут быть отмечены в агроцено-

зах. Характер их связей с территорией не всегда объясним.

Современные агроценозы, в отличие от других антропогенных ландшафтов, представляют собой биотоп, в результате деятельности человека сохраняющий на протяжении длительного времени основные характеристики среды обитания. Это связано с тем, что ежегодно здесь повторяется один и тот же цикл сельскохозяйственных работ. Сложив -шаяся схема севооборотов в сельхозяйственных угодьях сохраняется на протяжении ряда лет и претерпевает лишь незначительные изменения. Регулярная смена условий, связанная с посевом, созреванием, уборкой урожая, пахотой земли вносит периодичность в годовой цикл жизни птиц всего полевого комплекса. Хрестоматийными стали примеры следования за плугом в период весенней пахоты, а затем за трактором, стай грачей и галок. В Среднем Поволжье и ряде других регионов так ведут себя и озёрные чайки Larus ridibundus.

Агроценозы являются примером того, как постоянство действия факторов не только поддерживает относительное постоянство среды, но и быстро «приручает» к ним обитателей этой территории. Этот процесс не мог происходить в условиях мелкого крестьянского хозяйствования. Поэтому приспособления к агроценозам могли произойти лишь за последние 100 лет. До коллективизации размеры крестьянского поля обычно не превышали 15-20 соток и на 1 км2 приходилось около 150 км межей и дорог (Попов 1971). Сейчас на 1 км2 поля межей практически нет, дороги проходят по границе полей. Использование техники, различные агротехнические мероприятия не позволяют успешно гнездиться многим крупным птицам с длинным репродуктивным циклом. Как отмечают многие авторы, сокращение численности дрофы, стрепета, степного орла и других птиц связана с распашкой земель и работой техники на полях (Гладков, Рустамов 1975).

Земледелие оказало влияние на изменение ареалов некоторых видов птиц. В условиях Среднего Поволжья исследователей привлёк процесс распространения на север серой куропатки, вслед за вырубкой лесов и продвижением на север границы земледелия. Это также справедливо для дрофы и стрепета. По этой же причине ареал полевого жаворонка продвинулся далеко на север. Надо отметить, что этот вид, единственный из немногих полевых птиц Татарстана, наиболее адаптирован к условиям агроландшафтов. Его численность здесь относительно высокая и позволяет говорить о специфической привязанности вида к данному биотопу. Плотность населения для жаворонка в среднем составляет 0.8-1.0 ос./ км2. Доминирование полевого жаворонка в агроландшафтах типично для всей Западной Палеарктики.

Таким образом, агроландшафты являются одной из крайних стадий антропогенной трансформации естественных природных экосистем и существенно отличаются от исходных ландшафтов. Как место

обитания птиц, данный биотоп находится в процессе динамичного формирования и характеризуется непрочными связями формирующих его компонентов. Система агроценоза полностью зависит от человека и поддерживается его деятельностью.

Литератур а

Аськеев И.В., Аськеев О.В. 2001. Пространственно-временная дифференциация населения птиц в полевых местообитаниях республики Татарстан // Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 50-52. Буйволов Ю.А. 1991. Содержание хлорорганических соединений в синицах из Тюменской области // Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск: 81-82. Гладков Н.А., Рустамов А.К. 1975. Животные культурных ландшафтов. М.: 1-220. Гынгазов А.М. 1981. Влияние хозяйственной деятельности на птиц ЗападноСибирской равнины. Томск: 1-168. Коровин В.А. 1986. Опыт учёта птиц в агроценозах // Фауна позвоночных Урала и сопредельных территорий. Свердловск: 42-55. Кузякин А.П. 1970. Антропогенные комплексы в географии, экологии и фаунологии // 5-я межвуз. зоогеогр. конф. «Влияние антропогенных факторов на формирование зоо-географических комплексов». Казань, 1: 44-46. Курлавичус П. 1986. Биотопическое распределение птиц в агронасаждениях. Вильнюс: 1-108.

Попов В.А. 1971. К вопросу о роли человека в формировании современной фауны птиц //

Природные ресурсы Волжско-Камского края. Животный мир. Казань: 32-44. Рахилин В.К. 1996. Животные в жизни людей. М.: 1-264.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1709: 6117

Чешуйчатый крохаль Mergus squamatus в Ольгинском районе Приморского края

Г.И.Моргун

Второе издание. Первая публикация в 1976*

В Ольгинском районе Приморского края чешуйчатых крохалей Mergus squamatus в 1960-1971 годах я встречал на реках Аввакумовка, Арзамазовка и Садаге, причём в летнее время табунками (иногда птицы были нелётными), а зимой — парами. Если летом крохали держатся на реках, в основном вблизи моря (в 5-6 км), то зимой они встречаются в верховьях этих рек, где горные реки не замерзают. В последние годы каждую зиму видел 6-8 чешуйчатых крохалей.

Ю ^

* Моргун Г.И. 1976. Краткие сообщения о чешуйчатом крохале IIТр. Окского заповедника 13: 72. Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1709

6117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.