Научная статья на тему 'Псковское приграничное пространство и геополитика 1990-х годов'

Псковское приграничное пространство и геополитика 1990-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
372
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Псковское приграничное пространство и геополитика 1990-х годов»

М. В. Васильев

Псковское приграничное пространство и геополитика 1990-х годов

Распад Советского Союза, кардинальное изменение баланса сил и политической карты мира стал отправной точкой новой геополитической игры. Изменилась тактика действий и стилистика дипломатических отношений. На арену большой политики вышли новые игроки из числа бывших союзных республик, от позиции которых во многом зависела расстановка сил в регионе и логика исторического развития. С изменением государственных границ Псковская земля вновь стала приграничной и начала играть важное стратегическое и геополитическое значение. Неоформленность государственных границ на Северо-Западе России стали в начале 1990-х гг. предметом пристального внимания не только правоохранительных органов, но и различного рода криминальных и террористических образований. И чем сложнее и неопределеннее была ситуация на границе, тем больший интерес она представляла для всех, кто пытался извлечь из этого финансовую и политическую выгоду.

Началом формирования псковского приграничного пространства следует считать январь 1991 г., когда начался процесс распада СССР и Прибалтийские республики открыто заявили о своем отделении. Так, в январе 1991 г., главы Верховных Советов России и Эстонии, Б. Ельцин и А. Рюйтель, встретились в Таллине и подписали договор, регулирующий отношения между двумя странами1. Легитимность этого документа можно долго оспаривать, однако следует признать, что именно он стал отправной точкой установления российско-эстонских отношений на современном этапе. Неудачная попытка го-

Васильев Максим Викторович — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ПсковГУ, председатель Псковского регионального отделения Российской ассоциации политической науки.

сударственного переворота летом 1991 г. на некоторое время затормозила эти переговоры, которые были возобновлены сразу же после поражения ГКЧП. Россия сразу признала Эстонскую Республику в Указе президента РСФСР Бориса Ельцина от 24 августа 1991 г. Данный указ основывается на Указе Верховного Совета Эстонской Республики, где была восстановлена Эстонская Республика и декларировано ее правопреемство как субъекта международного права2. Советский Союз признал независимость Эстонии 6 сентября 1991 г. А после распада СССР партнером Эстонии по переговорам стала Российская Федерация. С 1992 по 1994 гг. начался затяжной процесс двусторонних переговоров по пограничному вопросу на межгосударственном уровне, в которых Псковская область в силу своего приграничного положения играла важную роль.

Весь 1992 г. был связан с активными и трудными русско-эстонскими переговорами о пограничных территориях. В связи с этим 18 июля Президент Российской Федерации издал Указ «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации». В нем на пограничные войска и МВД «временно» возлагалось осуществление мер по охране таможенной границы. В комментарии к этому Указу глава Администрации Псковской области отметил, что итоги июньской операции «Перехват», когда за пять дней было остановлено грузов на 200 млн рублей, сыграли не последнюю роль в подготовке Указа. Высоко оценив факт принятия президентского Указа, В. Н. Туманов заявил, что областная Администрация вышла в Правительство Российской Федерации с предложением предоставить области особый правовой режим, учитывая ее геополитическое положение. В начале июня 1992 г. началась активная работа по установлению

государственной границы. В Псков прибыли руководители погранвойск СНГ для определения местоположения застав и решения практических вопросов установки границ. В Печорский и Пыталовский районы для усиления охраны границ были направлены подразделения ОМОНа из других городов России. Малый Совет Псковского областного Совета принял временное положение, призванное ужесточить режим на границе и в приграничных районах3. К концу сентября 1992 г. начали действовать новые таможенные правила России, в результате чего поставки товаров в Псков из стран Балтии резко сократились. Ослабление государственности привело к разгулу коррупции в среде правоохранительных органах, в особенности тех силовых структур, которые обеспечивали работу псковской границы. Так, например, в таможенных службах и ГАИ размеры «вознаграждений» на границе достигали 3000 долларов4.

В ожидании скорого закрытия границы Псковский регион поразила так называемая «медная лихорадка». В условиях неоформленности государственной границы и возможности практически свободного вывоза грузов из России, на предприятиях Псковщины прокатились массовые хищения цветных металлов с целью их дальнейшей перепродажи в Прибалтику. Периодическая печать того времени неоднократно отмечала случаи хищения колоколов из сельских храмов и памятных знаков. Так, в Невеле был украден бронзовый бюст А. С. Пушкина, а в Пскове контактный провод детского аттракциона. Имели место случаи варварства на кладбищах с разграблением деталей надгробий, содержащих цветные металлы. Во всех районах области имели место случаи хищения километров телеграфных проводов действующих электролиний. В сводках пограничников того времени отмечалось, что «бензин потеснен в спектре контрабандных грузов цветными металлами». Для понимания происходящего очень показательно заявление одного из контрабандистов, который сознался, что в мае 1992 г. он вывез из России в Эстонию 303 кг красной ртути5. В обход всяких законов печорские власти брали деньги с посещающих район жителей Эстонии (за въезд — 25 руб.).

Группа прихожан лютеранской церкви была вынуждена обратиться с письмом к властям, после чего Малый Совет отменил поборы.

С 1 июля 1992 г. правительство Эстонии ввело на границе визовый режим, а стоимость визы составила 10 долларов. Через неделю Псковский областной Совет предпринял ответные меры: плата за въезд в Псковскую область на срок до 10 дней была определена в 10 долларов, а на срок в 60 дней — 60 долларов. «Визовое» решение Малого Совета вызвало резонанс и в Эстонии. Постоянный Представитель России в ЭР Олег Попович заявил, что решение, принятое псковскими властями, незаконно и уже отменено российскими властями, т. к. областной Совет превысил свои полномочия. Однако председатель постоянной комиссии Псковского областного Совета, готовившей вышеупомянутое решение, заявил в конце июля, что Попович вводит эстонцев в заблуждение, и что решение продолжает действовать. Появление платной границы вызвало большой поток обращений русскоязычных жителей Эстонии, часто посещающих близких родственников в России. Под давлением общественности Малый Совет внес изменения в свое решение, значительно расширив круг лиц, освобождаемых от платы за въезд, включив в него близких родственников6.

На начавшихся переговорах между Российской Федерацией и Эстонской Республикой сразу оформились противоположные точки зрения сторон по военным и пограничным вопросам. Член российской делегации, первый заместитель главы администрации Псковской области Е. В. Кабаков заверил, что прекрасно понимает всю сложность начавшихся переговоров и не поступится интересами России. Следующая встреча должна была состояться в Санкт-Петербурге в конце апреля. В дни переговоров в Печорах были организованы митинги трудовых коллективов. На шестом Съезде народных депутатов России прозвучало сообщение о том, что в Печерском районе создаются дружины и отряды самообороны. Несмотря на то, что реальной активности эти дружины не проявляли, сам факт их существования позволял российским представителям на переговорах Эстонией твердо заявлять о нежелании при-

знавать права эстонской республики на российские территории. По официальным данным основу этих групп составляли жители, входящие в общества охотников и ветераны боевых действий. В своей деятельности эти дружины контролировались Псковским областным Советом через местные власти Печорского района. Как отмечалось в прессе того времени, независимых политических заявлений они не делали, но была опасность влияния на дружины экстремистских и националистических идей. Само существование подобных вооруженных формирований, не имеющих для этого правовой основы, на неоформленной российско-эстонской границе давало повод западным СМИ преподносить их как неуправляемые автономные группировки, доказывающие несостоятельность российской государственности. Следует отметить, что с другой стороны формирующейся границы активно создавалась добровольческое военизированное формирование — Харьюсская дружина «Кайтселлийта», у которого также были непростые отношения с эстонскими властями на первом этапе становления Эстонской Республики7. Достаточно большая концентрация в приграничной полосе вооруженных людей, контрабандистов и правовая неопределенность порождали дополнительные трудности для политиков и напряженность в среде местного населения.

Особенности геополитического положения Пскова сделали его центром Консультативного совещания Народных депутатов России, Прибалтики и Молдовы (28 марта). Участники совещания приняли обращение к Президенту Российской Федерации Б. Ельцину и Председателю ВС Российской Федерации Р. Хасбулатову8. Следует отметить, что практически все раунды двусторонних переговоров сопровождались различного рода провокациями с эстонской стороны. Так, например, в мае 1992 г. в Таллинне на фоне активных переговоров эстонской стороной был сорван государственный флаг со здания Посольства России. Этому событию предшествовали пикеты у Посольства перед очередным туром переговоров России и Эстонии. Требования пикетчиков заключались в возврате Занаровья и Печорского края. Масла в огонь подлило и опубликование Проекта

Конституции Эстонии, где в одной из статей утверждались границы, определенные Тартуским договором 1920 г.9 Если отложить на время необоснованные территориальные притязания эстонцев, то в действиях прибалтийских соседей отчетливо прослеживаются интересы других, более крупных геополитических игроков. Западу необходимо было закончить большой геополитический проект по установлению однополярного мира с непререкаемой гегемонией США. Первый этап проекта, связанный с распадом СССР, был успешно осуществлен, однако оставалась еще Россия. Ослабленная, потерявшая часть своих территорий и влияния, наша страна продолжала страшить Запад, главная задача которого заключалась в максимальном ослаблении и разделении России. Исходя из логики исторического противостояния России странам Запада, любые переговоры с Прибалтикой были обречены на провал. Нашим западным «партнерам» не нужна была стабильность и порядок на русско-эстонской границе.

Псковское приграничное пространство практически сразу привлекло к себе различные политические силы и общественные организации, желавших иметь свою долю влияния на границе. 17 октября в Пскове прошла конференция атаманов казачьих землячеств и войск России. До конца не понятно, кто стал инициатором этого мероприятия, — то ли руководство Псковского гарнизона, то ли с инициативой выступила военизированная организация «Приднестровское братство». Конференцию проводили по очереди два лидера возрождаемого казачества: атаман станицы «Невская» (Санкт-Петербург) Б. Алмазов и атаман Союза казаков России А. Мартынов. Основной темой дискуссии на конференции была координация действий казачества, взаимоотношения с властями, деятельность землячеств. Мартынов призвал представлять деятельность казаков в «горячих точках» личной инициативой добровольцев, чтобы не осложнять отношений с властными структурами. Из его выступлений можно было сделать вывод, что Союз казаков России представляет интерес для Совета безопасности, поскольку упоминалось о неоднократных «консультациях». Организаторы казачьего движения в

Пскове открыто заявляли, что среди главных целей их деятельности являлось создание казачьих поселений на границе с Эстонией и Латвией. Очень любопытен тот факт, что, говоря о ситуации в Чечне10, Мартынов упомянул о том, что генерал Джохар Дудаев предлагал экипировать и вооружить два казачьих полка (!)". Где должны были располагаться создаваемые под эгидой чеченских сепаратистов казачьи формирования, не указывалось. Однако можно предположить, что им должна была отводиться роль дестабилизирующего фактора именно на Прибалтийской границе. В 1992 г. чеченский лидер проводил активную «внешнюю политику», устанавливая контакты с новым президентом Азербайджана и разместив у себя в Грозном свергнутого лидера Грузии З. Гамсахурдиа, который первым признал независимость Чечни. По личному приглашению лидеров Кувейта и Саудовской Аравии Дудаев посетил эти страны, и хотя по результатам этих визитов не было подписано никаких документов, на неофициальном уровне монархи всячески демонстрировали Дудаеву своё расположение. Побывал Дудаев в Турецкой республике Северного Кипра и Турции, Боснии и США. Согласно официальным источникам, целью визита было установление контактов с американскими предпринимателями для совместной разработки чеченских нефтяных месторождений. Визит завершился 17 октября 1992 г. По стечению обстоятельств эта дата совпала с началом работы конференции казаков в Пскове12. О контактах чеченского лидера в 1992 г. с официальными представителями Прибалтийских стран свидетельств у нас нет, однако отрицать их не стоит. Не будем забывать, что еще во время службы в Тарту генерал Дудаев изучил эстонский язык и относился с «пониманием» к эстонскому национализму, проигнорировав приказ заблокировать эстонское телевидение и парламент в 1991 г.13 Западным странам было необходимо втянуть нашу страну в максимально возможное количество пограничных споров и территориальных конфликтов. 25 июля 1992 г. Дудаев выступил на чрезвычайном съезде карачаевского народа и осудил Россию за попытки помешать горцам обрести независимость, обещав со своей стороны оказать им любую помощь. Подобное заявление

в условиях кардинального изменения политической карты Кавказского региона было предназначено лишь для одного — для усиления эскалации вооруженного конфликта. Играя на национальных чувствах народов бывшего СССР, Запад уверенно реализовывал технологию «управляемого хаоса» на постсоветском пространстве, и генерал Дудаев был одним из её проводников. Поэтому внимание сепаратиста Дудаева к псковскому казачеству в 1992 г. не видится чем-то удивительным.

Еще одной силой, пытавшейся оседлать псковское приграничное пространство, стали псковские десантники. Так, в марте 1992 г. военнослужащие разведывательной роты одного из подразделений 76-й гвардейской дивизии ВДВ получили от начальника УВД Псковской области С. В. Осипова документы, позволяющие осуществлять осмотр грузов, следующих через границу. Количество выданных документов, являвшихся единственным основанием для подобных действий военных, осталось неизвестным. По некоторым данным, инициатива привлечения военнослужащих принадлежала руководству района, Комитету по сохранению Печорского района в составе России и УВД. Однако надолго закрепиться десантникам на границе не удалось: уже в декабре, неподалеку от границы на территории Эстонии в лесу были найдены два трупа. Один из убитых являлся военнослужащим ВДВ. Задержанные по подозрению в убийстве сразу заявили, что убитые получили 1000 долларов за пропуск машины с контрабандой, однако потом догнали контрабандистов, потребовали ещё, за что и были застрелены14. В июле 1993 г. при попытке провоза контрабанды был задержан гражданин Эстонии. Ему инкриминировали убийство российского десантника. В прессу просочились сведения о том, что обвиняемый является начальником отдела связи штаба эстонской военизированной организации «Кайтселийт», а работники МБ Российской Федерации прорабатывали версию о причастности этой организации к решению экономических проблем Эстонии за счет контрабанды через российско-эстонскую границу.

В середине января 1993 г. в Нахабино под Москвой состоялся восьмой раунд российско-эстонских переговоров, на котором

обсуждались гуманитарно-правовые, экономические, пограничные и военные вопросы. Эти переговоры, как и предыдущие встречи, оказались безрезультатными. Эстонской стороной не был подписан ни один договор, т. к. все приграничные вопросы эстонская сторона предлагала решать на уровне приграничных сельсоветов, что совершенно не соответствовало уровню международных отношений. Кроме того, эстонской стороной вновь была выражена незыблемая позиция по Тартускому договору 1920 г., в рамках которого высказывались территориальные притязания на Печорский район. Также эстонскими представителями были озвучены предложения определять границу только по суше, а на территории озер Псковско-Чудского водоема охрану не устанавливать. Такой подход к установлению прозрачности водных границ был неимоверно выгоден представителям теневого бизнеса и контрабандистам. Другим камнем преткновения в переговорах являлось имущество российских военных, размещенное на территории Эстонии. Делегация России предлагала два варианта: первый — Эстония оплачивает его стоимость; второй — Россия сама продает это имущество. При любом варианте средства предполагалось направить на обустройство в России военнослужащих, выводимых из Эстонии15.

В феврале 1993 г. Печорский район стал объектом внимания первого секретаря МИДа России И. Муравьева и руководителя консульской службы МИДа В. Никифорова. Цель их поездки была связана с проверкой по факту обвинения эстонских СМИ и общественно-политических структур о фактах притеснениях, которым подвергаются православные эстонцы (сету) в Печорском районе. По результатам проведенной проверки, фактов перлюстрации корреспонденции и препятствий переходу границы обнаружено не было16. Народ сету в начале 1990-х гг. был превращен эстонской стороной в инструмент политического давления на Россию и средство привлечения внимания западных СМИ к территориальной проблеме. Для поддержания напряженности вокруг проблемы границ эстонские политические круги использовали организацию «Печоры», считающую себя выразителем интересов народности сету, ко-

торые проживают по обе стороны границы17. Якобы от лица сету в СМИ неоднократно появлялись заявления о нарушении Россией прав человека и желании их проживать на территории Эстонии. С появлением границы сету действительно получили ряд проблем с передвижением и посещением родственников в Эстонии, однако в этом они ничем не отличались от всех остальных жителей приграничной территории. В октябре 1993 г. в поселке Вярска Эстонской Республики состоялся третий съезд народности сету. На нем присутствовали 99 делегатов из 40 деревень, где проживают сету, в том числе и из Печорского района. В работе съезда участвовали высокопоставленные лица ЭР: министр иностранных дел, министр культуры и образования, депутат Государственного собрания, бывший председатель Верховного Совета Эстонии и другие. По сообщению корреспондента газеты «Псковская правда», в выступления членов съезда поддерживались требования о возвращении Печорского района в состав Эстонии. Итоги съезда вызвали значительный резонанс в районе. Руководство Печорского района просило Администрацию Псковской области по дипломатическим каналам в очередной раз уведомить эстонскую сторону о необоснованности притязаний на Печорский район и предпринять соответствующие меры по недопущению впредь вмешательства во внутренние дела России. В качестве ответных мер в декабре 1993 г. в Печорском районе было зарегистрировано этнокультурное общество сету, как альтернативное проэстонскому Съезду18.

Весной 1993 г. Печорский район посетило несколько делегаций. Представители казачества станицы «Ольгинская» встречались с главой района Монтаровским и высказали свое намерение приобрести некоторое количество земель в Печорском районе, в частности, у АО «Севзапспецстрой» — непосредственно у границы, для создания казачьего поселения. Сделка была осуществлена в июле 1993 г. Участок с постройками Рагозина гора в Печорском районе был продан казакам для создания их военизированного поселения19. Местное население без восторга восприняло эту новость, полагая, что казачьи поселения приведут к дестабилизации

ситуации в районе. Другой визит в район был осуществлен вице-премьером Правительства Российской Федерации Г. Хижой. В Печорах состоялась его встреча с активистами Комитета за сохранение Печорского района в составе России, на которой печорские патриоты требовали от российского руководства заверений о нерушимости российских границ20.

По мере обустройства Прибалтийской границы обострилась ситуация с нелегальным вывозом энергоресурсов за рубеж. Незаконные операции с нефтепродуктами по-прежнему продолжали совершаться, но в основном они были представлены мелкими партиями. Попытки использования водного транспорта, предпринятые, в частности, фирмой «Благо-Творитель», были пресечены правоохранительными органами. Со второй половины 1992 г. коммерческие фирмы Балтии активно искали кроме официальных лицензированных сделок иные каналы для удовлетворения высокого спроса на топливо в своих странах и находили их на Кавказе. Так, осенью 1992 г. в Псковском аэропорту правоохранительными органами были задержаны 200 млн руб. наличной предоплаты за нефтепродукты в Латвию из Чечни. По телеграмме А. Руцкого конфискованные деньги были зачислены в областной бюджет21. Борьба с контрабандой на границе усложнялась еще и тем, что представители местной власти, УВД и управление МБРФ, железнодорожных, таможенных и пограничных служб не могли выработать единой стратегии действий. Подготовка этими службами пакета соответствующих обстановке мер Правительству Российской Федерации не была осуществлена своевременно. А местное население приграничных районов успешно осваивало новую профессию «проводника». Так, за провод 20-тонной автоцистерны контрабандисты платили до 100 долларов, а за провод легковой машины — несколько тысяч рублей.

Своей прозрачностью и юридической неопределенностью эстонская граница привлекала криминал практически со всей России. Именно здесь пересекались интересы продавцов оружия, наркотиков, энергоресурсов и металлов, фальшивых денег и антиквариата. Криминальные и полулегальные

организации, общественные комитеты и радикальные партии — все пытались максимально приблизиться к границе и иметь свои интересы в этом регионе. Естественно, что в таких условиях просто не могло обойтись без криминальных разборок и передела собственности. Преступлением года было названо заказное убийство в Пскове А. Волхонова, известного в теневых кругах под именем Га-пон, — одного из руководителей группировки, контролировавшей в Пскове и области сеть коммерческой торговли, предприятия общепита и ряд коммерческих структур, рынок незаконных валютных операций и контрабанды. По мнению компетентных органов, это убийство было связано с переделом зон влияния. По данным аналитических отчетов того времени это убийство было совершено по заказу группировок кавказского происхождения, которым был необходим выход через эстоно-европейскую границу для успешного запуска наркокоридора Азия — Европа. Нелегальный экспорт нефтепродуктов из Чечни в Эстонию и Латвию также был невозможен без успешного решения проблем с псковским участком границы. Решение этих проблем, было затруднительно без завоевания ключевых позиций в областном центре22. В 1993 г. на псковскую границу обратили пристальное внимание крупные представители столичного криминала. Так, газета «Новости Пскова» отмечала, что в апреле 1993 г. под Москвой состоялся большой сход «воров в законе», где было заявлено, что псковский теневой бизнес должен быть обложен солидным оброком. Вероятнее всего, потому, что основной источник «грязных» денег крупных преступных группировок Пскова и некоторых коммерческих структур — это контрабандные операции и «плата за содействие» их осуществлению23. Действительно, стоимость перемещаемой контрабанды на границе с Прибалтикой в то время впечатляла. Так, на железнодорожной станции Пыталово в результате совместной операции в начале мая 1993 г. УМБ по Псковской области и их петербургские коллеги предотвратили вывоз художественных работ, ювелирных изделий и антиквариата на сумму 500 000 долларов.

На фоне постепенного развертывания инфраструктуры погранвойск России

тактика проведения контрабандных операций существенно изменилась. Если ранее крупные контрабандисты проникали через границу поодиночке, то в с 1993 г. планово выбиралось место прорыва на стыке застав и время между дежурствами, когда колонна из 15-20 машин с различными грузами, в сопровождении групп разведки и прикрытия на легковых автомобилях, проходила временно открытый участок границы на большой скорости. Все это свидетельствовало о необходимости большой разведывательной, подготовительной и организационной работы24. Использовалась эстонская граница и как коридор для нелегальной миграции в Европу. Так, в июне 1993 г. в Пыталовском районе за несколько километров от российско-латвийской границы сотрудниками милиции были обнаружены три автобуса с находящимися в них 150 иракскими курдами. Вероятно, курды оказались жертвой обмана, поскольку обещанные им автобусы из Риги в псковский лес так и не приехали. Мигранты с Ближнего Востока прибывали в СНГ как туристы или по гостевым визам в Азербайджан, а затем пытались попасть в Западную Европу через страны Балтии25.

На протяжении 1994 г. отношения с Эстонией относительно спорных территорий не сдвинулись с места. Проводимые раунды переговоров ни к чему не приводили, а Псковская область продолжала оставаться на переднем плане региональной политики. Особый виток напряженности российско-эстонских отношений в это время был связан со сменой гражданства жителями Печорского района. Газета «Псковская правда» оценивала количество жителей Псковской области, получивших эстонский паспорт, в тысячу человек. Однако министр по делам народонаселения Эстонской Республики отмечал, что количество таковых составляло около семи тысяч. В начале года некоторым жителям района, проживающим там с 1940 г., вручалось под роспись около 170 крон. Эти денежные средства преподносились как «новогодние подарки» правительства Эстонии, а выдача денег производилась на основании закрытых списков, так и не обнародованных. Местные органы власти следующим резким образом отреагировали на происходящее.

Так, пресс-центр областной администрации назвал сменивших российское гражданство на эстонское «пятой колонной», а заместитель министра иностранных дел Российской Федерации В. Чуркин потребовал от Эстонии не вмешиваться во внутренние дела России и указал на недопустимость работы общественно-политических структур Эстонии в Печорском районе по «вербовке» в эстонское гражданство26.

Во второй воловине 1994 г. произошли важные изменения в приграничной территории Псковского края. Осознавая, что переговоры с эстонскими партнерами могут длиться бесконечно, в декабре 1994 г. Российская Федерация в одностороннем порядке отметила на местности линию государственной границы. В конце 1994 г. вновь начались консультации между экспертами Министерств иностранных дел Эстонии и России относительно нового межгосударственного договора о границе, однако приближающиеся выборы в парламент Эстонии фактически свели на нет эти консультации. Спекуляция на теме «русской агрессии» была выгодна всем политическим силам, партиям и блокам Эстонии. Другим фактором, который самым негативным образом отразился на отношениях с эстонской стороной, стал военный конфликт в Чечне. Эстония отреагировала на него чрезвычайно резко. Высшие государственные деятели Эстонии один за другим заявили, что речь идет о войне между двумя государствами. Именно так выразил свое отношение к конфликту в Чечне эстонский президент Мери в интервью газете «Постимеэс». Многие эстонские политики проводили параллели между событиями в Чечне и возможным сценарием нападения России на Балтийские государства. Правые радикалы усиленно использовали чеченскую тему в предвыборной борьбе. С предвыборной борьбой было связано и возбуждение эстонской прокуратурой уголовного дела по так называемой «рублевой сделке» с Чечней27. Прокуратура Эстонии также выясняла причины подозрительно частого курсирования по маршруту Таллин-Грозный самолетов с тяжелым «дипломатическим» грузом в период работы предыдущего правительства. В российских СМИ также неоднократно затрагивалась тема поставок оружия Дудаеву из

Эстонии, однако бесспорных доказательств так и не было представлено28.

1995 год в области российско-эстонских территориальных споров прошел без существенных изменений. Переговоры сторон шли в привычном режиме и не приносили существенных результатов. Однако наметились и новые тенденции. Позиция Эстонии в отношении границы стала несколько корректироваться в сторону готовности признания существующих принципов и заключения договора о границе. Такое изменение эстонской стороны было связано с ее активным желанием вступить в Евросоюз, однако одним из требований для членов этой европейской организации было и остается по сей день урегулирование территориальных споров. И вот здесь Эстония попала в сложную юридическую ситуацию, т. к. по положению Тартуского мира, по которому государственная граница этой страны существенно отличается от реального положения дел, являлось одновременно и положениям эстонской Конституции. Поэтому Эстония настаивала на том, чтобы Россия декларативно, «хотя бы на полчаса» признала Тартуский мир. По этой причине эстонской стороной не были ратифицированы российско-эстонские соглашения, подписанные еще летом 1994 г. Одновременно эстонская сторона осуществляла недружественные жесты в отношении России на международной арене. Так, на юбилейной сессии ООН эстонская делегация распространила документы, в которых говорилось, что Россия по-прежнему оккупирует 2 тыс. кв. км эстонской территории29. В эстонских СМИ продолжалась огульная критика России по поводу военной операции в Чечне. Такой подход привел к тому, что очередной раунд переговоров, проведенных в октябре 1995 г. в Пскове, традиционно закончились ничем. Существенным моментом для приграничного пространства Псковщины стало постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г., в соответствии с которым была создана Комиссия по делимитации государственной границы и разграничению морских пространств между Российской Федерацией и Эстонской Республикой30.

В 1996 г. приграничные районы Псковской области активно пытались искать спо-

собы извлечения экономической выгоды из своего географического положения. Результатом этого стало создание Ассоциации приграничных территорий. Эта организация представляла собой объединение экономического взаимодействия органов местного самоуправления девяти приграничных районов: Гдовского, Красногородского, Невельского, Палкинского, Печорского, Псковского, Пыталовского, Себежского, Усвятского. Ассоциация была создана при активной поддержке Администрации Псковской области. Целью создания этого объединения являлось представление консолидированных интересов членов Ассоциации в органах государственной власти, эффективное использование возможностей приграничного положения для активизации сотрудничества с сопредельными территориями стран Балтии и Белоруссии, создание условий для устойчивого развития приграничных районов области31. Продолжением экономической интеграции псковского приграничного пространства стала конференция, прошедшая в Пскове в апреле 1996 г. Это мероприятие было посвящено проблемам российского федерализма. Представители Эстонии, Латвии и России утверждали, что существуют хорошие перспективы сотрудничества приграничных районов этих стран. Также имелась информация о том, что Россия положительно ответила на инициативу Эстонии начать переговоры об установлении режима наибольшего благоприятствования в торговле между двумя странами32. В целом можно сказать, что контакты на уровне местных властей приграничных территорий Эстонии и России в 1996 г. развивались достаточно продуктивно, чего нельзя сказать про межгосударственные отношения. 2 апреля 1996 г. между Россией и Белоруссией был подписан договор о Союзе этих государств33. Этот исторический документ стал отправной точкой создания в будущем Союзного государства, а в отдаленной исторической перспективе и Евразийского экономического союза. Президент Ельцин на церемонии подписания договора заявил, что в будущем

- к нему могли бы присоединиться Казахстан, Киргизия, Эстония и Болгария. Интеграци-

- онные процессы между Россией и Белорус- сией вызвали довольно нервную реакцию

Таллина. На встрече 3 апреля с президентом Молдавии эстонский лидер подчеркнул, что о подписании союзного договора между Россией и Эстонией не может идти и речи.

Рассматривая российско-эстонские отношения в 1996 г., следует отметить, что в них наметились положительные тенденции, однако чисто в экономическом формате. Так, 7 июня 1996 г. был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов Латвийской Республики, Российской Федерации и Эстонской Республики, основной задачей которого являлась выработка совместной стратегии действий по достижению экономического и социального прогресса, оперативному решению вопросов приграничного сотрудничества в духе добрососедства. Создание этого совета одобрил во время своего визита в Псков генеральный секретарь Совета Европы Д. Таршис. В Администрации области велась активная работа над законопроектом о приграничных территориях. К работе над ним подключилась группа московских ученых и специалистов во главе с профессором С. С. Артоболевским34. Следующим этапом нормализации отношений с Эстонией стала встреча представителей пограничной службы Российской Федерации и Эстонской Республики в сентябре 1997 г. Поводом к этому послужило подписание совместного протокола координации действий пограничной охраны России и Эстонии, — в тех случаях, когда на границе возникает чрезвычайная ситуация. На встрече обсуждалась возможность безвизового пересечения границы, которая, по мнению участников встречи, должна быть узаконена и заранее оговорена обеими сторонами. А для лиц, попавших в чрезвычайные ситуации без виз и загранпаспортов, предполагалось разработать упрощенный пропуск по взаимной договоренности35. А в июне 1998 г. было подписано соглашение между департаментом полиции Эстонии и УВД Псковской области о взаимодействии в борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями, наркобизнесом. Разработаны совместные мероприятия по перекрытию каналов контрабанды сырьевых ресурсов, оружия и наркотиков, как со стороны России, так и Эстонии36.

Говоря о развитии приграничного пространства Псковской области, следует ска-

зать, что первая половина 1990-х гг. была связана с постепенным оформлением границы, созданием пограничных и таможенных постов и необходимой инфраструктуры. В условиях внутренней политической нестабильности в России, политического кризиса 1993 г., усиления криминогенной обстановки, военных конфликтов на Кавказе, дело обустройства границы представлялось крайне сложным мероприятием. Однако к 1996 г. значительную часть проблем на границе уда-лость преодолеть, силовые структуры стали качественнее работать, согласовывая свои действия. По мере усиления государственных позиций на границе с Прибалтийскими республиками начались существенные подвижки в решении спорных территориальных споров. Это было связано еще и с тем, что Эстонии и Латвии необходимо было решить свои приграничные проблемы для вступления в Евросоюз. Первой в этом направлении стала Латвия, которая сделала серьезный шаг к решению приграничных споров в 1997 г.37, однако окончательно отказалась от территориальных претензий к России только через 10 лет. В 2007 г. Латвия отказалась от территориальных претензий к России, пограничный договор был подписан премьер-министрами и парламентами обеих стран. Договор о российско-эстонской границе был завизирован 5 марта 1999 г. на уровне глав делегаций, а в 2005 г. главы российского и эстонского МИД подписали официальный договор о границе между двумя странами. Москва и Таллин уступили друг другу по 128,6 га суши и по 11,4 кв. км поверхности озер. На суше Россия отдала Эстонии участок площадью 115,5 га, по которому проходит эстонская автомобильная дорога. Взамен Россия получила 68,9 га леса в волости Меремяэ и 33,9 га территории в окрестностях волости Вярска. Чудское озеро отводилось в совместное пользование со своих берегов38. Однако окончательно Эстонская сторона так и не отказалась от своих территориальных претензий к России.

Оформление псковского приграничного пространства в 1990-е гг. очень показательно с точки зрения анализа и понимания геополитики. Чем слабее позиции государства на международной арене, тем больше оно будет иметь проблем на своих границах. Продук-

тивный диалог ведут только с сильным партнером, способным жестко отстаивать свои интересы. В 1990-е гг. прошли десятки рау-дов переговоров России с прибалтийскими странами относительно урегулирования приграничных вопросов, так и не увенчавшиеся успехом. Наши западные партнеры всячески затягивали и девальвировали диалог, используя для этого различные поводы, а порой и откровенные провокации. Неоформленная «форточка в Европу» в виде псковско-эстон-ской границы в первую половину 1990-х гг.

была крайне выгодна Западу. Страны Прибалтики, используя криминальные схемы, имели возможность пополнять свои бюджеты выгодной контрабандой из России, а более крупные геополитические игроки рассматривали псковскую границу как один из способов политической дестабилизации нашей страны. Когда в 2000-е гг. был разрешен ряд внутренних проблем, и международное положение России усилилось, риторика Латвии и Эстонии по вопросу совместной границы существенным образом изменилась.

Примечания

1. Некоторые подробности встречи этих лидеров засекречены по сей день. В январе 1991 г., сразу после кровавых событий у вильнюсского телецентра, Ельцин вылетел в Таллинн, чтобы обсудить ситуацию с прибалтийскими лидерами. Эти переговоры можно в полной мере считать отправной точкой распада СССР, т. к. тенденции децентрализации государства теперь приобретали подобие легитимности. Горбачев направил вслед за лидером РСФСР спецподразделение «Альфа». Точная задача, которая была поставлена перед этим подразделением, нам не известна, однако можно предположить, что оно должно было не допустить подписания договорных обязательств с лидерами Прибалтийских республик. Самолет с «Альфой» должен был совершить посадку на военном аэродроме под Тарту, но командир дивизии, а им оказался генерал Джохар Дудаев, не дал разрешения на приземление. И «Альфа», не выполнив задания, вернулась домой. Подробности этого задания нам не известны. Но однозначно, КГБ пытался вмешаться в происходящие события. Известно, что именно Дудаев предупредил Ельцина о том, что его самолет при возвращении из Прибалтики может и не долететь до Москвы и выделил ему охраняемую машину, на которой президент России добрался из Таллинна в Ленинград. (Андреев Н. Летчик оказался не лучшим президентом. Приход к власти Джохара Дудаева. 1991 год // Трагические судьбы. Как это было на самом деле. М., 2001. [Электронный ресурс]: URL: https://profilib.com/chtenie/68181/nikolay-andreev-tragicheskie-sudby-78. php#t1 (дата обращения: 17.07.2017 г.)).

2. Указ Президента РСФСР от 24.08.1991 г. № 81 «О признании государственной независимости Эстонской Республики» // Президент России [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/141 (дата обращения: 17.07.2017 г.).

3. Временное положение о порядке взаимодействия органов, осуществляющих контроль за вывозом товаров с территории Российской Федерации // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://legalacts.ru/doc/vremennoe-polozhenie-o-porjadke-vzaimodeistvija-organov-osushchestvljaiushchikh/ (дата обращения: 16.07.2017 г.).

4. Псков и Псковская область в мае-июне 1992 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http:// igpi.ru/monitoring/1047645476/1992/0692/60.html (дата обращения: 16.07.2017 г.).

5. Репортаж с русско-эстонской границы. Контрабанда // Новости Пскова. 1992. 22, 23 мая.

6. Меры приняты адекватные // Псковская правда. 1992. 11 июля; В Псковскую область въезд свободен // Эстония. 1992. 16 июля; Псков и Псковская область в июле 1992 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://www.igpi.ru/monitoring/1047645476/1992/0792/60.html (дата обращения: 16.07.2017 г.).

7. История «Кайтселийта» началась в начале 1918 г. После прихода к власти Эстонского большевистского военно-революционного комитета в октябре 1917 г. во многих уездах стали образовываться национальные военные формирования во главе с зажиточными крестьянами, хозяевами магазинов и небольших предприятий. В феврале 1918 г., во время наступления немецкой кайзеровской армии на восточном фронте, эстонский Комитет спасения, надеясь на поддержку и помощь немецкого командования, отдал приказ национальным формированиям соблюдать в отношении немцев полный нейтралитет и захватить власть на местах, арестовав большевистских руководителей. Эти нацио-

нальные военизированные формирования и получили название «Самооборона». Однако немецкая администрация, после оккупации Эстонии в феврале-марте 1918 г., не признала её независимость, политические национальные партии были запрещены, а «Самооборона» формально была распущена, но продолжала действовать на полулегальных основаниях. После ухода немецкой армии в конце 1918 г отряды «Самообороны» вышли из подполья и стали основой для формирования новой организации «Кайтселийта» («Союза обороны»), на базе которого в 1918-1919 гг. формировалась Эстонская армия. Время от времени отрядам устраивались смотры, они выезжали в военно-спортивные лагеря, организовывали стрельбы и конкурсы. В 1992 г. после восстановления независимости и прихода к власти правительства Тийта Вяхи «Кайтселийт» был признан на государственном уровне. Сейчас Союз обороны, Кайтселийт Наряду с Вооружёнными силами Эстонии входит в состав Сил обороны Эстонии. В июне 1992 г. три батальона «Кайтселийта» отказались подчиняться новому министру обороны Юло Улуотсу. В течение того же года «Кайтселийт» организовал ряд инцидентов с войсками Советской армии в Эстонии — захват оружия, имущества, сооружений, задержание техники. Ряд инцидентов завершился перестрелками и привел к международным скандалам. За время существования организации у нее неоднократно были стычки с эстонской полицией, в том числе с применением огнестрельного оружия. Командующий Силами Обороны Эстонии генерал-майор Александер Эйнселн охарактеризовал «Кайтселийт» как «банду». Сегодня «Кайт-селийт» пользуется покровительством высокопоставленных национал-радикалов Эстонии. (Кайт-селийт возвращается // Израильский портал «Союз». [Электронный ресурс]: URL: http://www.souz. co.il/israel/read.html?id=583 (дата обращения: 17.07.2017 г.); Официальная страница Союза обороны Эстонии. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kaitseliit.ee (дата обращения: 16.07.2017 г.)).

8. Лащенко С. Встреча представителей парламентов // Псковская правда. 1992. 1 апреля.

9. Конституция Эстонии 1992 г. в ст. 122 констатирует, что сухопутная граница Эстонии определена Тартуским мирным договором 1920 г. и другими межгосударственными договорами о границе. Данное положение содержит территориальные притязания к России и противоречит Договору от 12 января 1991 г., в котором признается существующая российско-эстонская граница в соответствии с административно-территориальным делением бывшего СССР на момент подписания данного Договора.

10. Напомним, что 6 сентября 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской республики был разогнан вооружёнными сторонниками Общенационального конгресса чеченского народа, который возглавлялся Д. Дудаевым. Дудаевцы избили депутатов и выбросили в окно председателя Грозненского горсовета В. Куценко. В результате глава города погиб, а более 40 депутатов получили травмы. Спустя два дня дудаевцами был захвачен аэропорт «Северный» и ТЭЦ-1, блокирован центр Грозного. 27 октября 1991 г. в Чечено-Ингушетии прошли президентские выборы, победу на которых одержал Д. Дудаев. Своим первым декретом Дудаев провозгласил независимость самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия от РСФСР и СССР. В ноябре-декабре парламент ЧРИ принял решение об упразднении в республике существующих органов власти и об отзыве народных депутатов СССР и РСФСР. В дальнейшем чеченские власти, почти не встречая организованного сопротивления, захватили вооружение российских воинских частей, дислоцированных на территории Чечни. К маю 1992 г. дудаевцы захватили 80 % военной техники и 75 % стрелкового оружия от общего количества, имевшегося в распоряжении военных на территории Чечни.

11. Псковская область в октябре-ноябре 1992 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.igpi.ru/monitoring/1047645476/1992/1192/60.html (дата обращения: 16.07.2017 г.).

12. Джохар Дудаев посетил Америку // Газета «Коммерсантъ». 1992. № 11.

13. Более того, Дудаев отправился на Эстонское национальное радио, взял слово и сказал, что как командир авиадивизии в Тарту, он не позволит советским войскам прибыть через его воздушное пространство.

14. Псковская область в декабре 1992 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://www.igpi. ru/monitoring/1047645476/1992/1292/60.html (дата обращения: 16.07.2017 г.).

15. Псковская область в январе 1993 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/ monitoring/1047645476/jan1993/pskov.html (дата обращения: 17.07.2017 г.).

16. Златинский Н. Вражья сила // Печорская правда. 1993. 9 февраля.

17. Эстония // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/monitoring/1047645476/jan1994/ Estoniya0194.htm (дата обращения: 17.07.2017 г.).

18. Псковская область. Политические события и процессы. Зима 1993/94 — весна 1994 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/monitoring/1047645476/1994/0594/60.html (дата обращения: 17.07.2017 г.).

19. Деревня Рагозина гора расположена в 2,5 км от Эстонской границы.

20. Псков в марте-апреле 1993 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/ monitoring/1047645476/apr_93/pskov.html (дата обращения: 17.07.2017 г.).

21. Псковская область в октябре-ноябре 1992 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.igpi.ru/monitoring/1047645476/1992/1192/60.html (дата обращения: 16.07.2017 г.).

22. По другой из версий, заказное убийство было совершено представителями спецслужб, действующими или по собственной инициативе, или в соответствии с заданием руководства, не имеющего легальных путей решения этой проблемы.

23. «У нас не Сицилия, но...» // Новости Пскова. 1993. 28 мая.

24. Псковская область в мае 1993 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/monitori ng/1047645476/1993/0593/60.html (дата обращения: 17.07.2017 г.).

25. Псковская область в июне 1993 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/ monitoring/1047645476/jun1993/pskov.html (дата обращения: 17.07.2017 г.).

26. Псковская область. Политические события и процессы. Зима 1993/94 — весна 1994 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/monitoring/1047645476/1994/0594/60.html (дата обращения: 17.07.2017 г.).

27. В декабре 1992 г. правительство Эстонии невероятно дешево продало 1,46 млрд. советских рублей, обмененных ранее эстонцами на кроны в ходе денежный реформы. При этом не был установлен покупатель рублевой наличности, но известно, что деньги были отправлены в Чечню. По данным МВД, в результате этой сделки Эстония потеряла не менее 1,5 млн долларов. При её проведении было нарушено российско-эстонское соглашение, не разрешающее подобные операции. В конце 1994 г. парламент республики из-за этого скандала выразил недоверие правительству Марта Лаара, в результате чего оно ушло в отставку (Расследование финансовой аферы в Эстонии // Коммерсант. 1995. 30 марта).

28. Эстония в январе 1995 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/monitori ng/1047645476/1050414836/Estoniya0195.htm (дата обращения: 17.07.2017 г.).

29. Эстония в октябре 1995 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/ monitoring/1047645476/oct_95/est.html (дата обращения: 17.07.2017 г.).

30. О Межведомственной комиссии по делимитации государственной границы и разграничению морских пространств между Российской Федерацией и Эстонской Республикой // Российский правовой портал [Электронный ресурс]: URL: http://7law.info/russia/law9v/v679.htm (дата обращения: 17.07.2017 г.).

31. Псковская правда. 1996. 28 марта.

32. Эстонская республика в апреле 1996 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/ monitoring/1047645476/apr_96/est.html (дата обращения: 17.07.2017 г.).

33. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 02.04.1997 «О Союзе Беларуси и России» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://legalacts.ru/doc/dogovor-mezhdu-rf-i-respublikoi-belarus-ot/ (дата обращения: 17.07.2017 г.).

34. Псковская область в сентябре 1996 года // Выпуски политического мониторинга Международного института гуманитарно-политических исследований. [Электронный ресурс]: URL: http://igpi.ru/mo nitoring/1047645476/1996/0996/60.html (дата обращения: 17.07.2017 г.).

35. Пограничники договорились // Псковская правда. 1997. 2 сентября.

36. Псковская правда. 1998. 16 июня.

37. 21-22 марта 1997 г. в Риге состоялся очередной раунд российско-латвийских переговоров правительственных делегаций Российской Федерации и Латвийской республики по пограничным вопросам. Речь шла о спорных участках, расположенных на территории Пыталовского, Палкинского и Печорского районов Псковской области. Латвийская сторона вначале поставила вопрос о принадлежности Латвии земли, по которой проходит железная дорога от границы до Пыталова. Когда российская сторона предъявила документы, указывающие на принадлежность данного участка только России, латвийская делегация выдвинула требование передать Латвии земли Пыталовского района, расположенные восточнее указанного выше отрезка железной дороги. Это вынудило российскую делегацию к заявлению о том, что такой вариант неприемлем, и она прерывает переговоры. После непродолжительного тайм-аута латвийская сторона официально признала спорные приграничные участки российской территорией (Земли российской не отдали // Псковская правда. 1997. 26 марта). Однако весной 2005 г. вопрос о Пыталовском районе был вновь поднят в Латвии. Президент России Владимир Путин прокомментировал пыталовский вопрос так: «.. .выслушивать всякие бредни по поводу того, что мы какие-то там пять километров кому-то должны, абсолютно недопустимо... От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

38. Межевич Н. М. Российско-эстонская граница: история формирования [Электронный ресурс]: URL: http://www.stena.ee/blog/oldnarva/rossijsko-estonskaya-granitsa-istoriya-formirovaniya (дата обращения: 17.07.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.