Н. К. ТЕРЕНИНА
ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОГО ОТТОКА НАСЕЛЕНИЯ ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ10
Среди специалистов-демографов принято характеризовать демографическую ситуацию в Псковской области как "катастрофическую ". Действительно, процессы депопуляции протекают здесь глубже и болезненнее, чем в большинстве других регионов РФ. В городах, особенно в областном центре, это не так заметно: растущие новостройки и открывающиеся "супер-" и "гипермаркеты" создают иллюзию благополучия и даже какого-то развития. Однако в сельской местности становятся с первого взгляда понятны истинные масштабы демографической катастрофы. Обезлюдевшие деревни, брошенные поля, провалившиеся крыши коровников, старики и старушки, обрабатывающие свои огороды без техники, ручным плужком - все это наводит на мысль о том, что в области будто бы только недавно закончилась война, оставив после себя разруху и нищету.
Говоря о предпосылках развития региона, почти всегда отмечают чрезвычайно "выгодное" расположение Псковской области: находясь вблизи двух столичных центров, она граничит с тремя иностранными государствами (Эстонией, Латвией и Белоруссией). Однако на деле все эти "выгоды" оборачиваются повышенным оттоком населения и еще большим ухудшением демографической ситуации. Особенно явно эти негативные тенденции можно проследить на примере ситуации в Печорском районе, чье приграничное положение значительно осложняет не только демографическую ситуацию в нем, но и несет в себе предпосылки для обострения и без того не простых социально-политических взаимоотношений России и Эстонии.
Печорский район занимает среднее положение в области по суммарной оценке социально-экономических показателей. Численность населения района на начало 2007 г. составляла 23,4 тыс. чел., в том числе 12,5 тыс.
проживало в г. Печоры, 10,9 тыс. - в сельской местности [1, с. 22-24]. Рождаемость населения в районе в 2006 г. составляла 10,1%о, смертность - 23,6% [1, с. 28-29]. Население района преимущественно русское, однако среди русского населения велика доля лиц, являющихся потомками тех, кто жил здесь до 1940 г., а значит, имеет право на получение эстонского гражданства (т.е. фактически может стать или уже стал гражданином Евросоюза). Для Эстонии, где демографическая ситуация сложная (отмечается превышение смертности над рождаемостью, растет миграционный отток собственно эстонского населения в другие страны Евросоюза), предоставление гражданства жителям Печорского района и их потомкам, проживающим сейчас в Пскове или даже в других регионах России, является реальным шансом "подправить" собственную демографическую ситуацию.
Выдача эстонских паспортов жителям Печорского района опирается на положения "Тартуского мирного договора" от 1920 г. и ст. 122 Конституции ЭР, которые разрешали выдачу эстонских паспортов гражданам РФ, чьи родственники проживали на территории Печорского района до 1940 г. Эстонскому правительству удалось еще в начале 1990-х гг. организовать хорошо отлаженные каналы снабжения жителей Печорского района "синими" паспортами.
Для жителей Печор, особенно для молодежи, получение "синего" эстонского паспорта является чем-то вроде получения доступа к "окну в Европу". Это и безвизовый въезд через Эстонию в Европу, возможность без особых проблем получить работу (целый ряд рекрутских агентств в Эстонии предоставляют услуги по трудоустройству выходцев из России в различных странах ЕС, а подчас и просто люди едут в поисках стабильной и раз-
10Исследование осуществлено при финансовой поддержке Псковского педагогического научного фонда ПГПУ им. С. М. Кирова (конкурс 2006 г.)
меренной европейской жизни. Таким образом, инициатива эстонского правительства нашла живой отклик среди граждан России, ищущих лучшей доли в "чужих землях".
Первые факты распространения "синих" эстонских паспортов среди жителей Печорского района Псковской области были отмечены в 1993 г. Активным распространением паспортов среди жителей Печорского района в период с 1993 по 1996 гг. занимались члены националистической организации "Петсеримаа".
Деятельности "Петсеримаа" в определенной степени способствовало ухудшающееся материальное положение жителей российского приграничья на фоне пропагандируемого по радио и в СМИ роста уровня жизни в Эстонии, а также решение правительства ЭР об отмене эстонской стороной в рамках интеграции в ЕС безвизового порядка пересечения границы с РФ в 2000 г. Эти обстоятельства значительно активизировало получение гражданами РФ эстонских паспортов. Так, граждане РФ - обладатели синих паспортов, имели возможность получать денежное пособие, выделяемое правительством ЭР лицам, получившим эстонское гражданство, в размере 1000 крон, а лицам пенсионного возраста и пенсии в ЭР. Кроме того, жители г. Печоры, имеющие на руках "синие" паспорта, пользовались преимущественным правом при устройстве в Эстонии на работу, связанную с перемещениями через границу, что являлось еще одним стимулом в получении паспортов граждан Эстонии.
С февраля 1997 г. "Петсеримаа" осуществляло работу в рамках программы Департамента гражданства и миграции ЭР, направленной на прием и обустройство переселенцев из Печорского района. Правительством Эстонии были выделены финансовые средства для обустройства мест расселения мигрантов из РФ. Однако вопреки ожиданиям руководства ЭР, несмотря на сложное социально-экономическое, положение массового оттока жителей из Печорского района не состоялось. Как правило, отдельные жители российского приграничья предпринимали шаги к фиктивному выезду в Эстонию с целью получения материальной помощи, выдаваемой переселенцам в размере 40 тыс. крон на главу семьи и по 17 тыс. крон на каждого члена семьи, включая стариков и детей, для приобре-
тения жилья в Эстонии [2].
Вместе с тем, выезд на постоянное место жительства в Эстонию паспортно-визовая служба Печорского РОВД не фиксировала, т.к. они не подавали ходатайства о выезде, а имея на руках эстонские паспорта и предварительно снявшись с регистрации в ПВС, продавали дома, уезжали в Эстонскую Республику по российскому загранпаспорту и не возвращались.
Выдача эстонских паспортов жителям Печорского района членами " Петсеримаа" при отсутствии международно-правовой договоренности между Россией и Эстонией о двойном гражданстве, внесла искажения в учеты населения обоих государств. Тем самым, Эстония ввела в заблуждение международную общественность, о чем свидетельствовал тот факт, что паспорт ЭР мог получить не только житель Печорского района, но и любой гражданин РФ, проживающий в других регионах России, если его близкие род -ственники родились на территории Печорского района до 1940 г.
Кроме того, начиная с 1999 г. "синий" паспорт стало возможным получить и не выезжая в Эстонию, через посредников, которые за небольшое денежное вознаграждение осуществляли сбор у населения необходимых документов, отправку их в п. Вярска ЭР и доставку оформленного паспорта заказчику, тем самым увеличивая масштабы "паспортизации" Печорского района. Значительная часть эстонских паспортов оформляется при подаче заявлений через эстонское консульство в Пскове.
В этот же период представителями криминальных структур РФ стала активно изучаться данная ситуация для возможного получения паспортов граждан ЭР с целью облегченного выезда в Европу.
Характерным является тот, что, учитывая жителей Печорского района - владельцев эстонских паспортов в качестве своих полноправных граждан, при получении денежных кредитов от мировых европейских банков на повышение своего жизненного уровня, Эстония, по сути дела, никаких расходов на их содержание не несла.
По состоянию на 1.01.2004 г. около пяти тысяч жителей Печорского района и Псковской области имеют паспорт гражданина ЭР [2].
Исходя из анализа сложившейся обста-
новки вокруг распространения паспортов граждан Эстонии среди жителей Печорского района, можно сделать следующие выводы:
- Жители Печорского района Псковской области получают паспорта граждан Эстонии не для выезда на постоянное место жительства в ЭР, а с целью получения денежной компенсации, предусмотренной законами Эстонии для указной категории переселенцев.
- Отмечается тенденция стремления граждан Печорского района, призывного возраста к получению "синих" паспортов с целью получения возможности прохождения службы на территории ЭР и уклонения, таким образом, от воинской обязанности в РФ.
- Низкий уровень жизни населения Печорского района по сравнению с приграничными районами ЭР, особенно в 1990-е гг., подталкивал население к получению паспортов граждан Эстонии с целью приобретения отдельных видов товаров по более низким ценам на территории ЭР без материальных затрат на приобретение визы на право въезда в ЭР. И наоборот, многие жители Печорского района до сих пор получают доходы за счет "бензинового" экспорта (машина с полным бензобаком выезжает в Эстонию, где бензин сливают, оставляя лишь минимум, необходимый для обратной дороги).
Отток населения Печорского района спровоцирован и внутренними проблемами: возможности организации досуга даже в самих Печорах невелики (есть одна только дискотека в клубе "Скиф", нет спортклубов и досуговых центров), есть трудности с трудоустройством, медицинским обслуживанием. Привлечение мигрантов из стран СНГ только усугубляет ситуацию. Приезжая на время (без семей, "на заработки") и устраиваясь на рабо-
ту, мигранты соглашаются на значительно более низкую зарплату, чем могут себе позволить местные жители, которым нужно содержать дом, семьи. Жителям самих Печор ничего не остается как переезжать в поисках работы в Псков, Москву, С.-Петербург или города Эстонии, где оплата труда выше. Мигранты, которых привлекают для работы на "Керамкомбинате" и в "Псковстройинвесте", не собираются оставаться, а жители Печор теряют ниши занятости на рынке труда.
Все эти процессы приводят к безвозвратной деградации демографической ситуации в районе и самих Печорах. Уже сейчас постепенно идут процессы укрупнения районов через объединение подразделений госструктур . Так, например, четыре западных района (Островский, Пыталовский, Палкинс-кий, Печорский) относят к одному Островскому военкомату, налоговые органы также становятся межрайонными. Эти процессы, в свою очередь, провоцируют дальнейшее ухуд -шение ситуации.
Западные районы нашей области, являясь приграничными, должны иметь особые программы развития, так как их социальнополитический и экономический потенциал важен не только для Псковского региона, но и несет в себе некую геополитическую значимость для страны в целом. Собственных экономических ресурсов для поддержки таких программ ни у области, ни у этих районов нет, а это означает, что требуется особая федеральная программа развития приграничных территорий. И первым шагом в создании такой программы является привлечение внимания госструктур к накопившимся проблемам западного приграничья.
Литература
1. Псковская область в цифрах. Краткий статистический сборник. - Псков: Псковстат, 2007. - 131 с.
2. www.ari.ru