Научная статья на тему 'ПСКОВСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ СОБОР В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ГОРОДА'

ПСКОВСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ СОБОР В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСКОВСКИЙ МИРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ / СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР / ДЕНДРОПАРК / ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мотеюнайте Илона Витаутасовна

В статье описывается один из самых привлекательных исторических локусов Пскова: Мирожский монастырь с прилегающим к нему Дендропарком. Автор рассматривает историю места и его литературный и ландшафтный образ и указывает на сохранение и одновременно трансформацию монастырско-музейного смыслового наполнения исторического места. Спасо-Преображенский собор стал образцом храмового зодчества Пскова и определил современный туристический архитектурный облик города; программа фресковой росписи собора повлияла на литературно-художественное восприятие города и отразилась на оформлении окружающего пространства. Дендропарк отличается от других парково-прогулочных зон города настроением созерцательности, человечности и принципиальной «невоенности». Кроме того, это место репрезентирует Псков как приграничный город, открытый международным контактам: собор строился и расписывался византийской артелью, Дендропарк создавался в рамках Программы приграничного сотрудничества Эстонии, Литвы и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSKOV SPASO-PREOBRAZHENSKY MIROZHSKY CATHEDRAL IN THE MASS CULTURE OF THE CITY

The article describes one of the most attractive historical locations of Pskov: the Mirozhsky Monastery with the adjacent Arboretum. The author examines the history of the place and its literary and landscape image and points to the preservation and at the same time the transformation of the monastic-museum semantic content of the historical place. The Cathedral of the Transfiguration of the Savior became a model of Pskov’s temple architecture and determined the modern tourist architectural appearance of the city; The fresco program of the cathedral influenced the literary and artistic perception of the city and was reflected in the design of the surrounding space. The arboretum differs from other park and walking areas of the city by its mood of contemplation, humanity and principled “non-military”. In addition, this place represents Pskov as a border city open to international contacts: the cathedral was built and painted by the Byzantine artel, the Arboretum was created as part of the Estonian, Lithuanian and Russian Cross-Border Cooperation Program.

Текст научной работы на тему «ПСКОВСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ СОБОР В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ГОРОДА»

КУЛЬТ-ТОВАРЫ: ЛОКАЛЬНОЕ КАК РЕСУРС МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

CUL'T-TOVARY/CULTURAL COMMODITIES: LOCAL AS A RESOURCE OF MASS CULTURE

Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 4. С. 38—47. Labyrinth: Theories and practices of culture. 2022. No. 4. P. 38—47.

Научная статья

УДК 394.014(470.25)

DOI: 10.54347/Lab.2022.4.4

ПСКОВСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ СОБОР В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ГОРОДА

Илона Витаутасовна Мотеюнайте

Псковский государственный университет, г. Псков, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье описывается один из самых привлекательных исторических локусов Пскова: Мирожский монастырь с прилегающим к нему Дендропарком. Автор рассматривает историю места и его литературный и ландшафтный образ и указывает на сохранение и одновременно трансформацию монастырско-музейного смыслового наполнения исторического места. Спасо-Преображенский собор стал образцом храмового зодчества Пскова и определил современный туристический архитектурный облик города; программа фресковой росписи собора повлияла на литературно-художественное восприятие города и отразилась на оформлении окружающего пространства. Дендропарк отличается от других парково-прогулочных зон города настроением созерцательности, человечности и принципиальной «невоенности». Кроме того, это место репрезентирует Псков как приграничный город, открытый международным контактам: собор строился и расписывался византийской артелью, Дендропарк создавался в рамках Программы приграничного сотрудничества Эстонии, Литвы и России.

Ключевые слова: Псковский Мирожский монастырь, Спасо-Преображенский собор, Дендропарк, историческое место

Для цитирования: Мотеюнайте И. В. Псковский Спасо-Преображенский Мирожский собор в массовой культуре города // Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 4. С. 38—47.

© Мотеюнайте И. В., 2022

Original article

PSKOV SPASO-PREOBRAZHENSKY MIROZHSKY CATHEDRAL IN THE MASS CULTURE OF THE CITY

Ilona V. Moteyunaite

Pskov State University,

Pskov, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The article describes one of the most attractive historical locations of Pskov: the Mirozhsky Monastery with the adjacent Arboretum. The author examines the history of the place and its literary and landscape image and points to the preservation and at the same time the transformation of the monastic-museum semantic content of the historical place. The Cathedral of the Transfiguration of the Savior became a model of Pskov's temple architecture and determined the modern tourist architectural appearance of the city; The fresco program of the cathedral influenced the literary and artistic perception of the city and was reflected in the design of the surrounding space. The arboretum differs from other park and walking areas of the city by its mood of contemplation, humanity and principled "non-military". In addition, this place represents Pskov as a border city open to international contacts: the cathedral was built and painted by the Byzantine artel, the Arboretum was created as part of the Estonian, Lithuanian and Russian Cross-Border Cooperation Program.

Keywords: Pskov Mirozhsky Monastery, Spaso-Preobrazhensky Cathedral, Arboretum, historical site

For citation: Moteyunaite, I. V. (2022) Pskovskij Spaso-Preobrazhenskij Mirozhskij sobor v massovoj kul'ture goroda [Pskov Spaso-Preobrazhensky Mirozhsky Cathedral in the mass culture of the city], Labyrinth: Teorii i praktiki kul'tury [Labyrinth: Theories and practices of culture], no. 4, pp. 38—46.

Псков, первое упоминание о котором в летописи относится к 903 году, в русском культурном сознании вполне вписывается в имиджевый канон древнего русского города. Среди его маркеров в массовой культуре и туристическом бизнесе первое место принадлежит изображениям и описаниям культовых сооружений и крепостных стен. В содержащих описания города источниках XIX—XXI вв., включая мемуары и этнографические очерки [Евгений (Болховитинов Е. А.), 1831; Же-лиховская, 1893; Случевский, 1897; Окулич-Казарин, 1911; Лабутина, 2001; Аракчеев, 2012; Левин, 2014; и мн. др.], а также на всех интернет-ресурсах XXI в., имеющих туристическую направленность, упоминается Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря; он занимает второе после Кремля место по значимости и репрезентационной популярности.

Историческое и культурное значение собора закреплено в июле 2019 г. включением Мирожского храма в перечень выдающихся памятников мирового искусства ЮНЕСКО. Особое же отношение к нему жителей Пскова отражено в массовой культуре, включающей литературные тексты, рекламную продукцию, индивидуальные отзывы в Сети и даже ландшафтное оформление окрестности. В этом кейсе совмещаются «внешняя» — туристическая и «внутренняя» — региональная составляющие массовой культуры.

Целью данной работы было определить смысловое значение этого места для псковичей, выделив направления его формирования, а также отражение его в массовом сознании и культуре города.

История Мирожского монастыря

Без преувеличения можно сказать, что Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — это самый изученный памятник Пскова [Сойкин, 1994: 176— 177; Лазарев, 2000: 106—112; Комеч, 2003: 57—66; Морозкина, 2007: 15—27; Сарабьянов, 2015; и др.], и его значение выходит далеко за пределы города. Единственным художественным аналогом фрескам Мирожского собора специалисты считают сицилийские мозаики, а единственный исторически близкий к нему храм — ладожская церковь Св. Климента. Возведение Спасо-Преображенского собора считается свидетельством «ассимиляции византийских художественных традиций молодой русской культурой» [Сарабьянов, 2015: 3]. Об уникальности смыслового ансамбля архитектуры и живописи собора многократно говорили историки, реставраторы, архитекторы и музейные работники, усматривающие в коротком периоде деятельности основателя монастыря новгородского епископа Нифонта в Пскове (1137—1142) один «из переломных моментов в истории зодчества северозападной Руси XII столетия» [Сарабьянов, 2015: 5].

Спасо-Преображенский собор создавался Нифонтом в XII в. с просветительскими целями. Христианизация русских земель на Северо-Западе осуществлялась им в 1131—1156 гг. с помощью основания монастырских обителей для воплощения «программы проповеди христианских идеалов». «Еще недавно языческая Русь, только что обретшая из рук Византии новую веру, через христианство активно приобщалась к многовековой художественной культуре Средиземноморья» [Сарабьянов, 2015: 5], — пишет В. Д. Сарабьянов, руководивший в 1990-е годы реставрацией фресок в Спасо-Преображенском соборе.

Он производит впечатление не только продуманностью иконографической программы, доступной специалистам, но и непосредственной визуальностью. До нашего времени дошло более 80 % фресковой росписи, которая делалась византийской артелью; мастера использовали минеральные, нечастые на Руси, краски, отчего фрески выглядят ярко и свежо; кроме того, собор имеет соизмеримую с человеческим ростом высоту (высота концов креста равнялась 10 м), поэтому даже при фризовой росписи сюжеты легко читаются. Схемы росписи с названиями сюжетов, выставленные сегодня, в соответствии с музейной практикой, в северной и южной частях собора, нацелены на христианское просвещение современного человека. Таким образом, пространство древнего памятника, сохраняя аутентичность, адаптировано к потребностям массового посетителя.

Мирожский собор положил начало активному храмовому строительству в Пскове; А. И. Комеч называет его «образцом для зодчих последующих столетий» [Комеч, 2003: 66], а Е. Н. Морозкина — «патриархом псковского каменного зодчества» [Морозкина, 2007: 15]. В прошлом столетии послевоенное восстановление города опиралось на концепцию «Старинный русский город с множеством церквей»: в сильно разрушенном городе, в котором людям негде было жить, однако активно шла реставрация храмов; эта тенденция продолжалась и в последующие десятилетия. В результате сейчас реальный облик города соответствует штампу рекламных текстов «Псков — город тысячи церквей», отсылающему к Средневековью. На сегодняшний день в Пскове сохранилось и восстановлено около 40 храмовых построек, большинство из которых расположено в центральной части города.

Литературный образ Мирожского монастыря

Эта особенность Пскова, естественно, многократно и разнообразно отражена в литературе о нем; город сохранившихся (восстановленных) древних храмов превратился в «город-храм». Такое восприятие прекрасно выражено в стихотворении Вс. Рожнятовского «Пскову»:

посмотреть что помолиться эти главы эти выи штукатурка ярче снега среди тяжести листвы рыжие протечки кровли кладки рыхлой обнаженья вы оставленные нами о не оставляйте нас

и под серо-мшистым небом и под жарким лазуритом вон стоят перед глазами шлемы луковицы глав бегунец поребрик вышит да на вороте рубашки и разводы и лопатки светом вылепляют тень

окна стрелкою на небо горделивые обводы полных тайною апсид и приделы и притворы враз поехали по горкам посолонь четверика в шаг тебя и в ход телеги

здесь интимно встряла паперть там взлетевшие ладони звонниц меряющих ветер выше труб и крыш и купы маслянистых темных крон выше небо лишь над ними

ниже оглянись повсюду эти главы эти выи да наполнятся опять посмотреть как помолиться и навек уже припасть

[Рожнятовский, 2013: 131].

В нем архитектурная лексика (штукатурка, протечки кровли, обнажения кладки, лазурит, луковицы глав, бегунец на поребрике, разводы и лопатки, апсиды, приделы, притворы, четверик, паперть, звонницы) совмещена с лирическим мотивом молитвы: «посмотреть что помолиться». Пространство всего города, облик которого исторически определился Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря, воспринимается целительным для лирического героя — смятенного и молящего о помощи свыше современного человека.

В литературном поле культурной памяти Пскова Спасо-Преображенский Мирожский монастырь занимает особое место. В его образе на первый план выдвигаются размер и особое психологическое состояние, вызванные соразмерностью человеку и отзвуками провинциального текста русской литературы. Именно такое восприятие слышно в строчках Саши Черного: «Белеет за оградой сонно / Спасо-Мирожский монастырь» [Черный, 2003: 76]. А. Г. Разумовская на основе анализа художественных и мемуарных источников выделила в нем «древность, миниатюрность, одушевленность»; он стал «оазисом тишины и покоя, местом романтических мечтаний и отрешенности» [Разумовская, 2021: 110]. При этом его древность имеет

зримую характеристику: он «совсем за века в землю врос», «низеньким стал» [Зу-ров, 2015: 115] и распространяется на отношение к городу в целом: «Псков не помнит своих героических былин, но собор Мирожского монастыря является их живым воплощением (Пожалуй, он подобен не богатырю-воину, а богатырю-земледельцу Микуле Селяниновичу)» [Морозкина, 2007: 21].

Музейная ипостась монастыря

Настроение особой созерцательной тишины и покоя в монастыре навеяно и музейным фреймом. После революции Мирожский монастырь перестал действовать, в середине 1920-х там расположилась экскурсионная станция. Обнаруженные (открытые под масляной росписью) еще в XIX в. фрески периодически реставрировались почти в течение века. С 1982 г. собор открыт для посетителей, хотя в нем строго соблюдается режим посещения в соответствии с погодными условиями. С 1994 г. территория монастыря делилась между музеем и РПЦ, и с 1 мая 2010 г. весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской православной церкви в безвозмездное пользование.

Совмещение географической выделенности (о чем ниже) и семантики локу-сов храма и музея определили специфику этого пространства в сознании горожан. Приведенное выше стихотворение «Пскову» входит в сборник «Мирожские стихи» (2013), автор которого — Всеволод Михайлович Рожнятовский — в течение двадцати лет выполнял обязанности старшего научного сотрудника Отдела монументальной живописи Древнего Пскова в Псковском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, он был хранителем памятников средневековой монументальной живописи — фресок. Сборник начинается циклом «Ограда», и это название отсылает к закрытому пространству, что объединяет монастырь и музей как места сосредоточенного служения, уединения, выделенности из актуального настоящего времени, места, связанного с памятью, прошлым и вечностью. Такое восприятие этого места в целом закрепилось у горожан.

В связи с рассматриваемым нами сюжетом интересен развитый в сборнике мотив выхода из храма и трансляции обретенного в нем нового знания на все окружающее пространство. Земная красота воспринимается здесь Раем, а мир — Храмом:

подожди меня немножко Дай еще раз восхититься как умно и дивно мило сердцу в Красоте весной сколь премудро невозможно множество в Тебе едино...

[Рожнятовский, 2013: 86].

Такой вектор развития темы навеян композиционной программой фресковой росписи Спасо-Преображенского собора. Его западная часть (выход из храма), с фреской Сошествия Св. Духа на апостолов, посвящена идее христианского просвещения, важнейшей для архиепископа Нифонта. Она прослеживается и в выборе «героев» росписи в этой части: свет Божественной истины распространяется от Христа к апостолам, от них — к ученикам (Климент — ученик ап. Павла), от Климента — к Кириллу и Мефодию и к самому Нифонту. Через 8 веков псковский поэт продолжил эту линию. В продуманной композиции сборника, безусловно, сказывается влияние символической культуры, выразившей себя в храмовой архитектуре и настенной росписи Спасо-Преображенского собора. Однако существенно и его собственно географическое положение: монастырь расположен в низине, вокруг нет построек.

Мирожский монастырь-музей как локус

Монастырь получил имя от названия реки Мирожи, левого притока Великой длиной всего 6 км. Это третья по величине река Пскова, но сегодня ее название словно вытесняется музеем-монастырем. Учитывая ландшафтную и культурную специфику города, этот факт заслуживает отдельного рассмотрения.

Пространство Пскова в целом организовано реками: Великой и Псковой. Это отражено и в языковой картине города псковичей, названия районов производятся от гидронимов: центр, Завеличье и Запсковье; причем в названиях двух последних ударение стоит на первом слоге, вопреки парадигме, — случай орфоэпического провинциализма. А. Г. Разумовская называет реку «одной из семантических доминант локального текста: река является «стержнем» мирового пути, символизирует течение жизни, необратимость времени, постоянную изменчивость» [Разумовская, 2021: 16]. Автор приводит обширный поэтический материал, фиксирующий как описания рек, так и факт рождения Пскова у слияния Псковы и Великой. Именно это место наиболее представлено на туристических фото. В многочисленных стихотворениях о реках Пскова нашлось место даже Черехе, еще одному, более отдаленному притоку Великой. Но речку Мирожу поэты описывают реже всего (автор данной статьи нашел лишь два стихотворения с ее описанием).

Она не случайно практически исчезла не только из поэтического внимания, но и из сознания жителей. Перегороженная дамбой, закрытая в трубы, представленная прудом и долгое время заболоченным лугом, она практически не воспринимается рекой, что сказывается в наименовании городских объектов: расположенная на ней дамба и Дендропарк не отражают ее в названиях; слово «Мирожа» осталось лишь в имени монастыря, практически поглотив название реки. Зато оно определило семантику пространства рядом с ним.

История освоения правого берега Мирожки символически связана с темами созерцания и тишины, навеянными идеями монастырской жизни и служения (в его секуляризованным варианте), а также музейного сохранения памяти. Эти значения отражаются в особенностях локуса. В 1966 г. в заболоченной после строительства дамбы низине правого берега Мирожки были высажены деревья. В течение полувека территория в 5—6 га за стенами Мирожского монастыря благоустраивалась высадкой деревьев и расчисткой дорожек. С середины 2010-х эта территория реконструировалась в рамках программы приграничного сотрудничества Эстонии, Литвы и России (https://vbglenobl.ru/sites/default/files/doc/estoniya-rossiya.pdf), и в результате здесь родился Дендропарк [Нефедова, 2014].

Дендропарк

Несмотря на недолгое существование, он уже освоен горожанами и имеет свою специфику. Скверы, парки и активно обустраиваемые прогулочные зоны Пскова (около 9 км вдоль набережных Великой и Псковы и отреставрированной стены Окольного города) обрастают традициями различных массовых мероприятий. Характерно, что ярмарки, патриотические концерты, военно-спортивные состязания и другие шумные и активные мероприятия и акции проводятся в парковых зонах Великой и особенно Псковы, а не в Дендропарке; в нем отсутствуют также прокатные пункты спортинвентаря. Это едва ли не самый тихий парк Пскова, дизайнерскими элементами которого стали пешеходные дорожки, аллеи, открытые газоны, скамейки и фонари. Тем не менее в 2015 г. он занял второе место во всероссийском фотоконкурсе «Города для людей». Характерно, что Всероссийская Масленица — одна из новаций городской жизни последних лет — однажды проведенная вблизи Мирожского монастыря, позднее изменила локацию: жители сочли праздник неуместным в прямом смысле слова, и он был перенесен в другое пространство. Зато за Дендропарком закрепилось проведение ежегодного фестиваля

«Музыка на воде», который в 2020 г. состоялся при грантовой поддержке Министерства Культуры РФ, а в 2021 — уже самостоятельно, при поддержке Администрации Псковской области. Симфоническая музыка кажется псковичам более соответствующей месту. В 2022 г. включение цветного фонтана на пруду сопровождается записями классики, выступления же рок-групп и народных коллективов происходят в других локациях.

В сети Интернет прилегающее к Мирожскому монастырю пространство Дендропарка представлено фотографиями и текстами на страницах порталов «Тонкости туризма», «Tripadvisor», «Экскурс», Topgid.net; в группе «Соцтурпроф. Экскурсии по Пскову и области» в социальной сети «ВКонтакте». О его истории сделана виртуальная экскурсия «Парк-дендрарий (Дендропарк) в Пскове» на библиотечном портале Пскова «BiЫюpskov». Анализ размещенных на них текстов позволяет выявить три основные темы: официальные источники упоминают международное сотрудничество в благоустройстве территории; рекламные материалы указывают редкие породы деревьев, а посетители неизменно отмечают уютность места. Так, на ресурсе «Тонкости туризма» читаем: «Благоустраивая зеленую зону, ландшафтные дизайнеры сохранили редкие для северо-запада деревья, посаженные больше полувека назад. Это, например, единственный в Пскове явор, распространенный в центре Европы и Юго-Восточной Азии. 6 лет назад растительную коллекцию пополнили больше 150 интродуцентов — раскидистая ива Ледебура, морщинистая роза с пышными ароматными цветами, изящный татарский клен и другие. Об участниках международной программы по воссозданию парка напоминают 10 горных сосен, которые посадили в честь Европейского Дня сотрудничества» [Дендропарк Пскова]. Что касается отзывов посетителей, они достаточно однообразны и немногословны: место всеми оценивается как приятное, спокойное и уютное, отмеченное человечностью; многие упоминают пруд с искусственным островом, на котором круглый год гнездятся утки.

Повсеместная традиция кормления уток в данном случае наделена подчеркнутой «домашностью». Дело в том, что территория за дамбой, на левом берегу реки Мирожки, примыкает к расположению 76-ой дивизии ВДВ, это «военный городок». Однако близость Мирожского монастыря заставляет выделять правый берег реки как место принципиально невоенное. В частности, размножению здесь уток посвящена целая глава в книге «Псковский десант в моей жизни» ветерана псковской дивизии П. Гущи [Гуща, 2019: 296—299]. Автор вспоминает, как десантники и руководство дивизии в течение десятилетий организовывали кормление уток на пруду. Соседство территорий монастыря и военного городка, разделенных рекой, оттеняет символический смысл локуса. Дендропарк — это место для семейных прогулок, отдыха с детьми и общения с природой, — всего того, что противоположно войне.

Заключение

Таким образом, история городского пространства вокруг Псковского Мирож-ского монастыря демонстрирует ряд тенденций современной массовой культуры города.

1. Принцип тиражирования, лежащий в основе масскульта, с определенной долей условности можно отнести к формированию имиджа города. Архитектура созданного в XII веке Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря послужила образцом для храмового зодчества Пскова, сформировавшегося в особую архитектурную школу благодаря активному строительству храмов на территории всего города. В результате творение древних зодчих определило архитектурный облик города на много веков вперед и легло в основу туристического контента в сегодняшнем Пскове. Конечно, процесс формирования средневековой зодческой

школы не тождественен развитию массовой культуры, однако копирование элементов храмовой архитектуры в открытой «потреблению глазом» городской среде и рекламной продукции отражается в туристических шаблонах и демонстрирует процесс массовизации культуры.

2. Массовая культура, по мнению всех исследователей, становится особым культурным феноменом, в связи с ростом городов и выходом масс на историческую арену. В частности, эти процессы определяют формирование прогулочных зон внутри городского пространства. Одним из традиционных публичных мест остаются парки, совмещающие частную и публичную сферы жизни горожанина [Антонова, 2017]. Псковский Дендропарк, созданный рядом с древним памятником, сочетает современное оформление пространства (удобные формы скамеек и фонарей, открытость видов) и смысловой монастырско -музейный фрейм особой, «тихой» совместности и публичности.

3. Процессы глобализации в современной массовой культуре совмещаются с подчеркиванием специфичности локальных культурных объектов. По отношению к Псковскому Мирожскому монастырю эта тенденция проявляется в двух моментах. Во-первых, место поддерживает статус Пскова как приграничного города, открытого международным взаимодействиям: в XII в. здесь работала византийская артель, в XXI в. — специалисты из стран Балтии. Во-вторых, глубокая традиция христианского просвещения, определившего роспись Спасо-Преображенского собора в XII в., ощущается жителями до сих пор и сохраняется в трансформированном виде: пространство вокруг него наделяется универсальными смыслами созерцания, покоя и любования миром как Творением. Так традиция монастырской практики уединенной молитвы адаптировалась к современной, уже совершенно светской, жизни горожан, для которых религиозные ценности «растворяются» в природных на основе универсальности и «надчеловечности» тех и других. Поэтому в городе воинской славы это место выделяется особенной невоенностью.

Список источников

Антонова, А. А. Классификация публичных пространств в современной городской культуре // Урбанистика. 2017. № 3. С. 74—80.

Аракчеев В. А. Власть прошлого: Очерки истории и культуры Псковской земли в XIII— XIX вв. Псков: Обл. тип., 2012. 320 с.

Гуща П. Псковский десант в моей жизни: военно-исторический труд. Псков: Обл. тип., 2019. 312 с.

Дендропарк Пскова // Тонкости туризма: энциклопедия. URL: https://tonkosti.ru/%D0%94% D0%B5%D0%BD%D0%B4%D 1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D 1%80%D0%BA_% D0%9F%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0 (дата обращения: 21.07.2022).

Евгений (Болховитинов Е. А.) История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1831. 321 с.

Желиховская В. П. По старой российской окраине // Псковский городской листок. 1893. 23 июня. № 48.

ЗуровЛ. Ф. Иван-да-марья. СПб.: Лимбус Пресс: Издательство К. Тублина, 2015. 332 с.

Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI века. М.: Северный паломник, 2003. 256 с.

Лабутина И. К. Псков: историческая справка. Псков: Псковское возрождение, 2001. 172 с.

Лазарев В. Н. Псков. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря // Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. С. 106—112.

Левин Н. Ф. Псков на старых открытках. Альбом в четырех частях. Псков: Печатный двор «Стерх», 2014. 414 с.

Морозкина Е. Н. Церковное зодчество древнего Пскова: в 2 т. М.: Северный паломник, 2007. Т. 1. 424 с.

Нефедова О. Дендропарк с горными соснами появился в Пскове // Псковская правда — Вече. 2014. 25 июня

Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову: (любителям родной старины). Псков: Псков. археол. о-во, 1911. 328 с.

Разумовская А. Г. Город на горах. Мифология Пскова в литературе. Псков: Конкорд, 2021. 290 с.

Рожнятовский В. М. Мирожские стихи. СПб.: Политехника-сервис, 2013. 154 с.

Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М.: Северный паломник, 2015. 80 с.

Случевский К. К. По Северо-Западу России. Т. 2: По Западу России. СПб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1897. 609 с.

Сойкин П. П. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. СПб.: Воскресение, 1994. С. 176—177.

Черный Саша. На колокольне // Саша Черный. Ах, опять увижу Псков!: стихотворения и поэма. Псков: Мы пскопские, 2003. 95 с.

References

Antonova, A. A. (2017) Classification of public spaces in modern urban culture, Urban Studies, no. 3, pp. 74—80.

Arakcheev, V. A. (2012) The power of the past: Essays on the history and culture of the Pskov land in the XIII—XIX centuries, Pskov: Regional Printing House.

Gushcha, P. (2019) Pskov landing in my life: a military-historical work, Pskov: Regional Printing House.

Eugene (Bolkhovitinov, E. A.) (1831) History of the Principality of Pskov with the addition of a plan for the city of Pskov, Kyiv: Printing House of the Kiev-Pechersk Lavra.

Zhelikhovskaya, V. P. (1893) Along the old Russian outskirts, Pskov city sheet, no. 48, June 23.

Zurov, L. F. (2015) Ivan da Marya, St. Petersburg: Limbus Press, K. Tublin Publishing House LLC.

Komech, A. I. (2003) Stone chronicle of Pskov XII — early XVI century, Moscow: Northern Pilgrim.

Labutina, I. K. (2001) Pskov. History reference, Pskov: Pskov Renaissance.

Lazarev, V. N. (2000) Pskov. Spaso-Preobrazhensky Cathedral of the Mirozhsky Monastery, Art of Ancient Russia. Mosaics and frescoes, Moscow: Art, pp. 106—112.

Levin, N. F. (2014) Pskov on old postcards: Album in four parts, Pskov: Sterkh Printing Yard LLC.

Morozkina, E. N. (2007) Church architecture of ancient Pskov, in 2 vols, vol. 1. Moscow: Northern Pilgrim.

Nefedova, O. (2014) An arboretum with mountain pines appeared in Pskov, Pskovskaya Pravda — Veche, June 25, p. 30.

Okulich-Kazarin, N. F. (1911) Companion to ancient Pskov: (To lovers of native antiquity), Pskov: Pskovian Archaeological Society.

Razumovskaya A. G. (2021) City on the mountains. The mythology of Pskov in literature, Pskov: Concord LLC.

Rozhnyatovsky, V. M. (2013) Mirozhskie poems, St. Petersburg: Polytechnic-service.

Sarabyanov, V. D. (2015) Spaso-Preobrazhensky Cathedral of the Mirozhsky Monastery, Moscow: Northern pilgrim.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sluchevsky, K. K. (1897) In the North-West of Russia, vol. 2, in the West of Russia, St. Petersburg: publishing house of A. F. Marx.

Soikin, P. P. (1994) Spaso-Mirozh Monastery in Pskov, Orthodox Russian Monasteries: A Complete Illustrated Description of Orthodox Russian Monasteries in the Russian Empire and Mount Athos, St. Petersburg: Resurrection, pp. 176—177.

Cherny, Sasha (2003) On the bell tower, in: Cherny, Sasha Ah, I will see Pskov again!: Poems and poetry, Pskov: We are pskopsky.

Статья поступила в редакцию 31.07.2022; одобрена после рецензирования 30.09.2022; принята к публикации 30.10.2022.

The article was submitted 31.07.2022; approved after reviewing 30.09.2022; accepted for publication 30.10.2022.

Информация об авторе / Information about the author

Илона Витаутасовна Мотеюнайте — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры филологии, коммуникаций и РКИ, Псковский государственный университет, г. Псков, Россия. E-mail: [email protected]

Ilona Moteyunaite— Dr. Sc. (Philology), Associate Professor, Professor of the Department of Philology, Communications and Russian as a Foreign Language, Pskov State University, Pskov, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.