Научная статья на тему 'PSIXOLOG TALABA SHAXSINING PSIXOLOGIK FAROVONLIGI VA QADRIYATLARNING SEMANTIK QIYMATI'

PSIXOLOG TALABA SHAXSINING PSIXOLOGIK FAROVONLIGI VA QADRIYATLARNING SEMANTIK QIYMATI Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
psixologik farovonlik / rivojlanish vazifalari / talaba yoshi / shaxsiy avtonomiya / o'zini o'zi qabul qilish. / психологическое благополучие / задачи развития / студенческий возраст / личностная автономия / самопринятие.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тиллашайхова Хосият Азаматовна

Talaba yoshidagilarni psixologik farovonlikning tarkibiy qismlari, rivojlanishning maxsus davri sifatida qaraladigan, yoshga bog'liq aniq vazifalar bilan tavsiflangan. Sinaluvchilar, Nizomiy nomidagi Toshkent davlat pedagogika universiteti talabalari, K. Riff metodikasidan foydalanilgan. Shuningdek, bir qator olimlar tomonidan psixologik farovonlikni shakllantirishning muayyan jihatlarini ifodalovchi professional psixoterapiyani amalga oshirilganligi keltirilgan. Korrelyatsiya tahlili va talabalarning psixologik farovonligining individual tarkibiy qismlarini oldindan tayyorlash imkoniyati o'tkazildi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тиллашайхова Хосият Азаматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Исследовались компоненты структуры психологического благополучия в студенческом возрасте, рассматриваемом как особый период развития, характеризующийся специфическими возрастными задачами. Испытуемые, студенты Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, выполняли опросник психологического благополучия К.Рифф, а также ряд опросников, представляющих отдельные стороны конструкта психологического благополучия. Корреляционный и факторный анализ полученных данных позволили выдвинуть предположения о специфике отдельных компонентов психологического благополучия у студентов. Обсуждается неоднозначность самопринятия и автономии как проявлений психологического благополучия в студенческом возрасте.

Текст научной работы на тему «PSIXOLOG TALABA SHAXSINING PSIXOLOGIK FAROVONLIGI VA QADRIYATLARNING SEMANTIK QIYMATI»

Тиллашайхова Хосият Азаматовна,

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Общая психология» Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

УДК: 159.9

DOI: 10.34920ДО^_2023_^иЕ_8_1

TILLASHAYXOVA H.A. PSIXOLOG TALABA SHAXSINING PSIXOLOGIK FAROVONLIGI VA QADRIYATLARNING SEMANTIK QIYMATI

Talaba yoshidagilarni psixologik farovonlikning tarkibiy qismlari, rivojlanishning maxsus davri sifatida qaraladigan, yoshga bog'liq aniq vazifalar bilan tavsiflangan. Sinaluvchilar, Nizomiy nomidagi Toshkent davlat pedagogika universiteti talabalari, K. Riff metodikasidan foydalanilgan. Shuningdek, bir qator olimlar tomonidan psixologik farovonlikni shakllantirishning muayyan jihatlarini ifodalovchi professional psixoterapiyani amalga oshirilganligi keltirilgan. Korrelyatsiya tahlili va talabalarning psixologik farovonligining individual tarkibiy qismlarini oldindan tayyorlash imkoniyati o'tkazildi.

Kalit so'zlar va tushunchalar: psixologik farovonlik, rivojlanish vazifalari, talaba yoshi, shaxsiy avtonomiya, o'zini o'zi qabul qilish.

ТИЛЛАШАЙХОВА Х.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Исследовались компоненты структуры психологического благополучия в студенческом возрасте, рассматриваемом как особый период развития, характеризующийся специфическими возрастными задачами. Испытуемые, студенты Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, выполняли опросник психологического благополучия К.Рифф, а также ряд опросников, представляющих отдельные стороны конструкта психологического благополучия. Корреляционный и факторный анализ полученных данных позволили выдвинуть предположения о специфике отдельных компонентов психологического благополучия у студентов. Обсуждается неоднозначность самопринятия и автономии как проявлений психологического благополучия в студенческом возрасте.

Ключевые слова и понятия: психологическое благополучие, задачи развития, студенческий возраст, личностная автономия, самопринятие.

TILLASHAYKHOVA H.A. PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND VALUE-SENSITIVE SPHERE OF THE PERSONALITY OF PSYCHOLOGIST STUDENTS

The components of psychological well-being of students have been studied. Student's years were considered as special period of live characterized by specific developmental tasks. Students of TSPU named after Nizami higher education filled on the inventory of psychological well-being by K.Ryff along with the number of questionnaires representing some particular aspects of well-being construct. Correlation and factor analysis of the data allowed to propose suggestions about the specifics of the individual components of psychological well-being in students. The ambiguity of self-acceptance and personal autonomy as a manifestation of psychological well-being in the students' age are discussed.

Key words and concepts: psychological well-being, students' age, specific developmental tasks, personal autonomy, self- acceptance.

Введение.

Психологическое благополучие является субъективным феноменом и характеризует, прежде всего, отношение человека к своей жизни, интегральную оценку своего бытия1. Признается комплексность, многокомпонентное^ состава психологического благополучия. Наиболее распространенной является модель К.Рифф, описывающая шесть параметров психологически благополучной личности: положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни и самопринятие2. Выделенные свойства рассматриваются как идеал, определяющий особый, демонический образ жизни, основные черты которого

— реализация субъектом своего личностного потенциала, полное функционирование и осмысления жизнь3.

Актуальность темы исследования.

Исследования возрастной динамики психологического благополучия исходят из предположения о том, что его структура сохраняется неизменной и различия между разновозрастными группами носят только количественный характер. Между тем каждый возрастной этап имеет свои специфические возрастные задачи, степень решённости которых может

1 Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2005.

- № 3. - С. 95-129.

2 Fouad N.A. Need, awareness, and use of career services for college students / N.A.Fouad // Journal of career assessment. - 2006. Vol. 14. № 4. - P. 407-420.

3 Левит Л.З. Эвдемония: жизнь для героя // Современная зарубежная психология. - 2013. - №1. - С. 69-75.

рассматриваться в качестве меры приближенности к идеалу позитивного функционирования личности4. Если индивиду не удалось справиться с задачами возраста, он испытывает тревогу, не получает социального одобрения и не способен функционировать как зрелая личность.

Постановка решаемой научной проблемы.

Студенческий возраст определяется как сложный, противоречивый и отличающийся наличием ряда кризисных проявлений период, требующий мобилизации всех ресурсов. Очевидно, что определенные, связанные с возрастом особенности накладывают ограничения на возможность достижения «вершинных» характеристик5. Характерные для значительного числа студентов высокий уровень социального и психологического стресса6, внутри личностные конфликты, фрустрации, переживание психологического кри-зиса7, связываются исследователями с требующими высокого уровня самостоятельности и самоорганизации вузовскими условиями обучения, зависимым положением в отношениях с администрацией и преподавателями, трудностями в сфере межличностного общения,

4 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.

5 Муминов А.Г. "Empaty in modern conditions: views, factors, manifestations" Журнал: Социальных Исследований, 2021, №4, Р.13-23.

6 Fouad N.A. Need, awareness, and use of career services for college students / N.A.Fouad // Journal of career assessment. - 2006. Vol. 14. № 4. - P. 407-420.

7 Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Астрахань, 2006. - 22 с.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

а также со сложностями профессионального самоопределения и проблемами, связанными с оторванностью от семьи1.

Цели исследования.

Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что ряд психологических качеств, определяющих психологическое благополучие или выступающих в качестве его основных параметров, у многих студентов оказываются сформированными на низком уровне2, что затрудняет позитивное функционирование личности и может выступать серьезным препятствием для решения задач профессиональной подготовки. Обратим внимание, что преобладающее большинство проведенных исследований концентрируются скорее в области изучения психологического неблагополучия, чем благополучия. Вместе с тем имеются данные, которые позволяют рассматривать психологическое благополучие и неблагополучие не как два полюса одного психологического свойства, а как два относительно самостоятельных параметра (т.н. концепция двух континуумов)3. Из концепции двух континуумов следует, что отсутствие неблагополучия не приводит автоматически к благополучию и, что исследуя проявления психологического неблагополучия, мы мало что узнаем о собственно психологическом благополучии.

Отмеченные позиции определили характер проведенного нами исследования психологического благополучия студентов. Фиксировались показатели как эвдемонического, так и гедонистического благополучия. Планируя изучение характеристик психологического благополучия студентов, мы предполагали, что его компоненты продемонстрируют определенные взаимосвязи между собой, выявляя

1 Корчикова И. В. Личностная автономия как фактор формирования образа профессионального будущего в юношеском возрасте // Вестник ТГПУ. - 2013. - №6 (134). - С. 171-174.

2 Идобаева, О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник ТГУ. - 2011. - № 351. - С.128-133.

3 Keyes C. L. M. Promoting and protecting mental health as flourishing: A complementary strategy for improving national mental health /C. L. M. Keyes // American Psychologist. - 2007. №. 62. - P. 95-108.

специфическую структуру психологического благополучия студентов. Ожидались связи с осмысленностью жизни и ее составляющими, определяющими полноценное существование личности. Учитывая возможность использования результатов в практике работы психологической службы вуза, особое внимание было обращено на оценку распространенности психологического неблагополучия и его основных проявлений среди студентов.

Методы исследования.

Шестикомпонентная модель К.Рифф была использована в качестве базовой для оценки психологического благополучия студентов. Изначально мы исходили из предположения о том, что высокие баллы по шкалам методики означают достижение студентом уровня эвдемонического благополучия, обеспечивающего полноценное функционирование личности.

Краткий анализ научных источников по теме статьи.

Исследование не выявило ни возрастных, ни гендерных различий. Процент обследуемых с низкими баллами варьирует от 14,6 («автономия») до 31,5 («позитивные отношения»). Низкий уровень по шкале диагностировался в случае, если баллы не превышали значения среднего арифметического минус стандартное отклонение. Психологическое неблагополучие, регистрируемое хотя бы по одной из шести шкал, встречается достаточно часто (58,5%) в исследуемой выборке. Низкие значения только по одной из шкал имели место в 18,5% случаев, по двум шкалам - в 12,3%, по трем и более — в 27,7% случаев. Чаще всего (около одной трети) значительные отклонения от среднего в сторону низких значений наблюдались по шкалам «позитивные отношения» и «самопринятие». Таким образом, к категории относительно благополучных (баллы не ниже среднего уровня) могут быть отнесены менее половины студентов.

Научная значимость статьи.

Анализ интеркорреляций шкал опросника К.Рифф (таблица 1) показал, что «самопринятие» имеет максимальные коэффициенты корреляции (р<0,001) с остальными шкалами и интегральной оценкой опросника. Можно

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

V____

Таблица 1. Корреляционные связи показателей психологического благополучия

Показатели Автономия Управле-ниеокру-жением Личностный рост Цель в жизни Само-принятие ПБ (общий балл) Личностная-тревожность Удовлетворен-ность жизнью Субъективное счастье

Положительные отношения ,09 ,48 ,35 ,40 ,47 ,64 -,22 ,30 ,49

Автономия ,26 ,34 ,13 ,43 ,49 -,37 ,18 ,15

Управление окружением ,60 ,66 ,72 ,84 -,57 ,62 ,54

Личностный рост ,67 ,59 ,79 -,42 ,46 ,51

Цель в жизни 1 ,61 ,79 -,37 ,51 ,45

Самопринятие ,87 -,62 ,73 ,61

Общий балл -,58 ,64 ,62

Примечание: коэффициенты свыше 0,21 статистически значимы на уровне 1% и более.

допустить, что самопринятие является центральным образованием структуры психологического благополучия, оказывая влияние на уровневые характеристики других его измерений. Остальные параметры психологического благополучия, выделяемые К.Рифф, также положительно коррелируют между собой на уровне достоверности 0,01 и выше, за исключением автономии.

Основные результаты.

В результате факторного анализа, где в качестве исходных переменных использовались только шкалы опросника К.Рифф, выделился один фактор (56,4 % дисперсии), проинтерпретированный как интегративный фактор второго уровня или фактор общего благополучия. Максимальные веса (0,87 и 0,86) в этом факторе имеют «самопринятие» и «управление окружением», минимальный вес (0,43) у «автономии». Корреляции для этого фактора на 1% уровне были получены с другими шкалами, использованными в исследовании с наиболее высоким коэффициентом (0,79) у общего показателя осмысленности жизни СЖО.

Включение в число анализируемых переменных всех шкал, используемых в исследовании, дает двухфакторную модель, где автономия выделяется в отдельный фактор, в то время как остальные входят в состав другого (первого) фактора. В исследованиях К.Рифф1 автономия также выделялась в качестве отно-

1 Ryff C. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being / C. Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. № 57. - P. 1069-1081.

сительно независимого показателя, особого аспекта психологического благополучия, не охватываемого другими измерениями. Полученные результаты свидетельствуют, возможно, в пользу двухфакторной модели психологического благополучия, по крайней мере, в студенческом возрасте. Результаты факторного и корреляционного анализа послужили основанием для выделения для дальнейшего анализа особенностей психологического благополучия студентов двух его компонентов: самопринятия и автономии. Мы полагаем, что именно эти два свойства выходят на первый план в период юности, определяя уровень психологического благополучия в целом.

Самопринятие, как показывают полученные данные, является ведущим компонентом в структуре психологического благополучия. Особая роль самопринятия в студенческом возрасте может объясняться тем, что самопринятие выступает в качестве одного из заключительных звеньев работы самопознания и начала самопостроения личности; механизма саморазвития, который, знаменуется признанием в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем2. Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о том, что непринятие себя в студенческом возрасте широко распростра-

2 Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Академия, 2004. - 256 с.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

]

Рисунок 1. Диаграмма рассеивания для переменных «автономия» и «субъективное счастье».

нено1, как и неопределенная позиция в отношении собственного «Я», противоречивые представления и оценка себя2. В то же время, имеются данные о том, что сам по себе высокий уровень самопринятия еще не обеспечивает результативности деятельности и успешного функционирования личности в социуме [6, 12 и др.], а может выступать в качестве психологической защиты, не допускающей в сознание травмирующие знания о себе, снижающей способность к критичности по отношению к себе и эмпатийности по отношению к другим3.

Второй выделенный нами компонент психологического благополучия — личная авто-

1 Гончаров А. В. Изучение влияния самоотношения студентов на выбор стиля поведения в конфликтном взаимодействии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2009. - Вып. 4. - С. 233-238.

2 Орлова К. Е. Психологические условия построения студентами профессиональной перспективы на этапе вузовской подготовки: Автореф. дис. канд. псих. наук. -Нижний Новгород, 2012. - 21 с.

3 Рогожникова С.М. Взаимодействие самопринятия и тенденции к самосовершенствованию как фактор раз-

вития коммуникативной компетентности педагога: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Курск, 2002. - 17 с.

номия — рассматривается как позитивное свойство, выступающее в качестве условия позитивного функционирования личности, показатель зрелости и одна из «вершинных» характеристик личности. В работах Э.Деси, Р.Райана автономия определяется как ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов.

Несмотря на активный интерес современных исследователей к изучению феномена автономии, понятие считается недостаточно операционализированным, до сих пор остаются малоизученными конкретные характеристики, структура, механизмы формирования автономии. Из-за неоднозначности термина разные авторы могут акцентировать в своих работах разные стороны и аспекты этого свойства. Обратим также внимание на низкий показатель гомогенности шкалы автономии российский версии опросника К.Рифф4.

4 Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика

исследования) // Психологическая диагностика. - № 3. - С. 95-129.

2005.

7

Анализ эмпирических данных позволил выявить ряд связей, отрывающих некоторые особенности проявления автономии как компонента психологического благополучия у студентов. Факторный анализ показывает, что в состав фактора автономии высокую отрицательную нагрузку имеет показатель тревожности. Это указывает на несовместимость переживания свободы выбора с переживанием тревоги и беспокойства. Возможно, повышенная тревожность является ограничителем в формировании автономии.

Было также выявлено, что при значениях шкалы субъективного благополучия меньше среднего (низких значениях) связь субъективного благополучия и автономии отрицательная (г= -0,32, р<0,01, N=66), тогда как при высоких значениях зависимость становится положительной (г=0,43, р<0,001, N=64) (рис. 1). Таким образом, высокий уровень автономии может быть связан с переживанием как субъективного благополучия, так и неблагополучия.

Конкретные выводы, практические предложения.

Автономия включается в модель психологического благополучия как одно из проявлений индивидуалистических, западных ценностей, не вполне совместимых с коллекти-

вистскими ценностями российского общества. Такой социальный контекст может препятствовать проявлению внутренней мотивации. Возможно, выявленная криволинейная зависимость между личной автономией и субъективным благополучием объясняется влиянием факторов социальной среды, в одних случаях благоприятствующих проявлению автономии, в других создающих препятствия независимости.

Не отрицая «позитивного» характера компонентов структуры психологического благополучия исследование указывает на трудности формирования полноценно функционирующей личности в студенческом возрасте. Высокие баллы по параметрам психологического благополучия (в частности, самопринятие и автономия) могут парадоксальным образом быть связаны с такими особенностями юноши или девушки, которые указывают на затруднения функционирования и наличие проблем в становлении личности. Высокий уровень самопринятия может выступать в качестве психологической защиты и не допускать в сознание травмирующие знания о себе, снижать способность к критичности по отношению к себе и эмпатийности. В свою очередь высокий уровень автономии может быть связан с переживанием неблагополучия.

Использованная литература:

1. Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Астрахань, 2006. - 22 с.

2. Гончаров А. В. Изучение влияния самоотношения студентов на выбор стиля поведения в конфликтном взаимодействии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2009. - Вып. 4. - С. 233-238.

3. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник ТГУ. - 2011. - № 351. - С. 128-133.

4. Корнилова Т.В. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса) // Вопросы психологии. - 1995. - № 5. - С. 108-115.

5. Корчикова И.В. Личностная автономия как фактор формирования образа профессионального будущего в юношеском возрасте // Вестник ТГПУ. - 2013. - №6 (134). - С. 171-174.

6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Академия, 2004. - 256 с.

7. Левит Л.З. Эвдемония: жизнь для героя // Современная зарубежная психология.

- 2013. - №1. - С. 69-75.

8. Орлова К.Е. Психологические условия построения студентами профессиональной перспективы на этапе вузовской подготовки: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Нижний Новгород, 2012. - 21 с.

9. Поскребышева Н.Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка. Автореф. дис. канд. псих. наук. - М., 2010. - 20 с.

10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.

- 624 с.

11. Муминов А.Г. "Empaty in modern conditions: views, factors, manifestations" Журнал: Социальных Исследований, 2021, №4, Р.13-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Рогожникова С.М. Взаимодействие самопринятия и тенденции к самосовершенствованию как фактор развития коммуникативной компетентности педагога: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Курск, 2002. - 17 с.

13. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 144 с.

14. Стрельцова И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: дис. ... канд. псих. наук. - М., 2003. - 192 с.

15. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129.

16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - С. 80-85.

17. Юдин Н.В. Психологическая защищенность студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды: дис. ... канд. псих. наук. - СПб, 2009. - 159 с.

18. Keyes C. L. M. Promoting and protecting mental health as flourishing: A complementary strategy for improving national mental health /C. L. M. Keyes // American Psychologist. - 2007. №. 62. - P. 95-108.

19. Fouad N.A. Need, awareness, and use of career services for college students / N.A.Fouad // Journal of career assessment. - 2006. Vol. 14. № 4. - P. 407-420.

20. Ryff C. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being / C.Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. № 57. - P. 1069-1081.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.