Научная статья на тему 'ПСИХОВОЗРАСТНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОВОЗРАСТНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
психологический портрет / этнопсихология / китайские студенты / вузовская среда / межкультурная коммуникация / русский как иностранный / педагогическая методика / образовательная среда / psychological portrait / ethnopsychology / Chinese students / university environment / intercultural communication / Russian as foreign language / pedagogical methodology / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробова М.А., Варакина М.И.

Статья посвящена исследованию психовозрастных и этнопсихологических особенностей китайских студентов. Внимание уделяется противоречиям в их психологическом портрете, связанным с переходным периодом становления личности в вузовской среде. Физиологическое взросление, сопровождающееся стремлением к независимости, сталкивается с психологической незрелостью и недостатком жизненного опыта, что создает противоречия в самопонимании и взаимоотношениях с окружающими. Преподавателям рекомендуется учитывать психологический тип или подтип студентов, выбирая соответствующие методические подходы для поддержания интереса к учебе. В контексте обучения русскому языку как иностранному (РКИ) важно акцентировать внимание на коммуникации между преподавателем и студентами, учитывая культурное разнообразие аудитории. Лингвокультурологическая компетенция играет ключевую роль в успешном обучении студентов РКИ. Преподавателям необходимо учитывать специфику аудитории и менталитет обучаемых при планировании занятий. Организация межкультурной коммуникации требует психолого-педагогической подготовки преподавателей и глубоких знаний в области этнопсихологии и этнопедагогики. Этнопсихологические особенности китайских студентов формируются под влиянием конфуцианских учений, любви к природе и коллективизма. Приоритет коллективных интересов над личными оказывает существенное влияние на поведение китайских студентов в учебной среде. Применение разнообразных форм заданий, включая творческие и сопоставительные, помогает студентам проявить свою индивидуальность и развивать критическое мышление. Поддержка и поощрение активности студентов, регулярные повторения и контрольные работы способствуют успешному усвоению материала, развитию устной коммуникативной компетенции и активному использованию языка в различных ситуациях. Объединение этих методов позволяет создать образовательную среду, в которой китайские студенты могут эффективно изучать русский язык и культуру, преодолевая культурные и языковые различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробова М.А., Варакина М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOAGE AND ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHINESE STUDENTS

The article is devoted to the study of psycho-age and ethnopsychological characteristics of Chinese students. Attention is paid to the contradictions in their psychological portrait associated with the transitional period of personality formation in a university environment. Physiological maturation, accompanied by a desire for independence, is faced with psychological immaturity and lack of life experience, which creates contradictions in self-understanding and relationships with others. Teachers are advised to take into account the psychological type or subtype of students when choosing appropriate methodological approaches to maintain interest in learning. In the context of teaching Russian as a foreign language (RFL), it is important to focus on communication between the teacher and students, taking into account the cultural diversity of the audience. Linguistic and cultural competence plays a key role in the successful training of RFL students. Teachers need to take into account the specifics of the audience and the mentality of the students when planning classes. The organization of intercultural communication requires psychological and pedagogical training of teachers and deep knowledge in the field of ethnopsychology and ethnopedagogy. The ethnopsychological characteristics of Chinese students are formed under the influence of Confucian teachings, love of nature and collectivism. The priority of collective interests over personal interests has a significant impact on the behavior of Chinese students in the educational environment. The use of a variety of forms of assignments, including creative and comparative ones, helps students express their individuality and develop critical thinking. Support and encouragement of student activity, regular repetitions and tests contribute to the successful learning of the material, the development of oral communicative competence and the active use of language in various situations. Combining these methods allows us to create an educational environment in which Chinese students can effectively learn Russian language and culture, overcoming cultural and linguistic differences.

Текст научной работы на тему «ПСИХОВОЗРАСТНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ»

УДК 37.04-053 Коробова М.А., Варакина М.И.

Коробова М.А.

магистрант

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (г. Самара, Россия)

Варакина М.И.

кандидат философских наук, доцент Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (г. Самара, Россия)

ПСИХОВОЗРАСТНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Аннотация: статья посвящена исследованию психовозрастных и этнопсихологических особенностей китайских студентов. Внимание уделяется противоречиям в их психологическом портрете, связанным с переходным периодом становления личности в вузовской среде. Физиологическое взросление, сопровождающееся стремлением к независимости, сталкивается с психологической незрелостью и недостатком жизненного опыта, что создает противоречия в самопонимании и взаимоотношениях с окружающими.

Преподавателям рекомендуется учитывать психологический тип или подтип студентов, выбирая соответствующие методические подходы для поддержания интереса к учебе. В контексте обучения русскому языку как иностранному (РКИ) важно акцентировать внимание на коммуникации между преподавателем и студентами, учитывая культурное разнообразие аудитории.

Лингвокультурологическая компетенция играет ключевую роль в успешном обучении студентов РКИ. Преподавателям необходимо учитывать специфику аудитории и менталитет обучаемых при планировании занятий. Организация межкультурной

коммуникации требует психолого-педагогической подготовки преподавателей и глубоких знаний в области этнопсихологии и этнопедагогики.

Этнопсихологические особенности китайских студентов формируются под влиянием конфуцианских учений, любви к природе и коллективизма. Приоритет коллективных интересов над личными оказывает существенное влияние на поведение китайских студентов в учебной среде. Применение разнообразных форм заданий, включая творческие и сопоставительные, помогает студентам проявить свою индивидуальность и развивать критическое мышление. Поддержка и поощрение активности студентов, регулярные повторения и контрольные работы способствуют успешному усвоению материала, развитию устной коммуникативной компетенции и активному использованию языка в различных ситуациях. Объединение этих методов позволяет создать образовательную среду, в которой китайские студенты могут эффективно изучать русский язык и культуру, преодолевая культурные и языковые различия.

Ключевые слова: психологический портрет, этнопсихология, китайские студенты, вузовская среда, межкультурная коммуникация, русский как иностранный, педагогическая методика, образовательная среда.

Противоречия в психологическом портрете китайских студентов связаны с переходным периодом в становлении личности в условиях вузовской среды. Физиологическое взросление, сопровождающееся стремлением к независимости, сталкивается с психологической незрелостью и отсутствием жизненного опыта, что создает противоречия в самопонимании и взаимоотношениях с окружающими.

Следует отметить, что у китайских студентов также присутствуют положительные черты личности, такие как доброта, откровенность, вера в настоящую дружбу и юношеский энтузиазм. Несмотря на описанные противоречия, студенты проходят стадию формирования личности, и их психологический портрет согласуется с естественным законом развития.

Важным аспектом обучения китайских студентов в высшем учебном заведении является не только передача специальных знаний, но и формирование морально-нравственных установок. Преподавателям ставится задача создания

условий для развития студентов в целостных личностях, способных успешно интегрироваться в общество и быть востребованными специалистами.

Анализируя типы студентов, выделяются те, кто любит учиться, и те, кто не проявляет такого интереса. Среди студентов, любящих учиться, можно выделить пассивных и активных. Пассивные студенты склонны полагаться на информацию из учебника, редко взаимодействуют с окружающими и не активно участвуют в общественной деятельности. Активные студенты постоянно ищут совершенствование, изучая дополнительные материалы, что ведет к всестороннему развитию личности. Успеваемость может быть разной, но активные студенты обычно стремятся к всеобъемлющему развитию.

В рамках студентов, не проявляющих интерес к учебе, выделяются три подтипа, каждый из которых характеризуется своими особенностями и проблемами. Первый подтип включает в себя интеллектуалов-рационалов с выраженной эмоциональностью, которые учатся по настроению, обладают низкой усидчивостью и предпочитают заниматься у того преподавателя, который им симпатичен. Второй подтип характеризуется обеспеченными студентами, которые являются единственными детьми в семье и проявляют интерес к своему «эго». Они выражают преданность своим друзьям и уважение к преподавателям, однако не полностью осознают важность учебного процесса. Третий подтип включает студентов из неполноценных семей, сталкивающихся с недостатком материальных ресурсов или имеющих низкую самооценку. Эти студенты часто испытывают привычку беспомощности и недостаток уверенности в себе.

Для эффективного преодоления коммуникативных проблем, связанных с нежеланием учиться, студентам необходимо преодолеть психологический барьер, который может быть обусловлен отсутствием внимания со стороны родителей. Важной задачей становится проведение воспитательной работы, направленной на изменение отношения студентов к учебе. Преподавателям, кураторам и родителям следует совместными усилиями решать эту проблему,

обеспечивая студентам поддержку, мотивацию и понимание важности образования.

Теория «золотой середины», введенная российским психологом Л. С. Выготским, подчеркивает важность подбора оптимального уровня сложности задач для студентов в процессе обучения. Преподавателю необходимо избегать искусственного усложнения или излишней простоты заданий. Сложные задачи могут вызвать у студентов чувство неуверенности и бессилия, тогда как слишком простые задания могут привести к потере интереса к учебному процессу [2].

Учитывая психологический тип или подтип студентов, преподаватель должен выбирать соответствующий методический подход. Суть этого подхода заключается в поддержке интереса и желания учиться у всех студентов. В контексте обучения русскому языку как иностранному (РКИ), важно особенно акцентировать внимание на коммуникации между преподавателем и студентами, учитывая многообразие культур, представленных в учебной аудитории.

Лингвокультурологическая компетенция, как отмечается в научной литературе, играет ключевую роль в успешном обучении студентов РКИ. Преподавателям следует учитывать не только специфику аудитории, но и особенности менталитета обучаемых при планировании и проведении занятий. Сорокина выделяет важность знаний преподавателей о культуре, традициях и особенностях стран, из которых происходят студенты. Организация межкультурной коммуникации требует соответствующей психолого-педагогической подготовки преподавателей и глубоких знаний в области этнопсихологии и этнопедагогики.

Обсуждая этнопсихологические особенности китайских студентов, отмечается, что их поведение и отношение к учебе формируются под влиянием конфуцианских учений, любви к природе и коллективизма. Понимание этих особенностей помогает преподавателям лучше адаптировать учебный процесс и сформировать положительный диалог с китайскими студентами.

Приоритет коллективных интересов над интересами личности оказывает существенное влияние на поведение китайских студентов в учебной среде. Эти

особенности могут представлять вызовы для преподавателей, и понимание их позволяет эффективнее адаптировать учебный процесс. Несколько ключевых аспектов следует учитывать:

1. Склонность к согласию: Китайские студенты, в силу культурных особенностей, могут избегать открытого высказывания своего мнения и предпочитать соглашаться с мнением большинства. Это может отразиться на динамике групповых обсуждений и требовать от преподавателя стимулирования индивидуальной активности.

2. Роль лидера: Традиционно китайские группы имеют лидера, а в учебной среде роль лидера может быть приписана преподавателю. Это влияет на отношения студентов к авторитету и воздействию учителя, что необходимо учитывать при построении взаимодействия.

3. Страх «потери лица»: Китайская культура придает большое значение сохранению репутации и избеганию ошибок в обществе. Студенты могут избегать открытого высказывания мнения из опасения «потерять лицо». Преподаватель должен создавать атмосферу поддержки и понимания, где студенты чувствуют себя комфортно.

4. Память и воспроизведение текстов: Воспитание китайцев, направленное на развитие памяти, может сказываться на способности студентов быстро заучивать тексты. Однако, может возникнуть проблема с глубоким пониманием материала. Преподавателям важно разнообразить методику обучения для стимулирования критического мышления.

5. Интонация и невербальная коммуникация: Интонация преподавателя играет важную роль в понимании его отношения к студентам. Высокие тона могут быть восприняты как недовольство, что может отразиться на мотивации студентов. Преподавателям следует учитывать этот аспект в коммуникации.

Важно отметить, что создание поддерживающей атмосферы и использование разнообразных методов обучения не только способствуют эффективному усвоению материала, но и помогают студентам преодолевать

культурные барьеры и развивать навыки межкультурной коммуникации. Подход, ориентированный на активное участие студентов, индивидуализацию обучения и поддержку их самостоятельных усилий, может существенно повысить мотивацию к изучению русского языка и культуры.

Применение разнообразных форм заданий, включая творческие и сопоставительные, помогает студентам проявить свою индивидуальность, а также развивает критическое мышление. Способы поддержки и поощрения активности студентов, а также обратная связь по результатам их выступлений способствуют формированию положительного опыта и укрепляют интерес к предмету.

Регулярные повторения и контрольные работы не только укрепляют усвоение материала, но и позволяют преподавателю оценить индивидуальные успехи студентов, выявить возможные трудности и скорректировать обучающий процесс. Устные опросы, в свою очередь, способствуют развитию устной коммуникативной компетенции и активному использованию языка в различных ситуациях.

Объединение этих методов и подходов позволяет создать образовательную среду, в которой китайские студенты могут эффективно изучать русский язык и культуру, преодолевая культурные и языковые различия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балыхина Т. М., Чжао Юйцзян. Какие они, китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому языку // Высшее образование сегодня. -2009. - № 5. - С. 16-22;

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : [б.н.], 1991 г. - стр. 536;

3. Машкина О. А. Образование как ресурс развития Китая в 21 в. // История и современность. - 2009. - № 1. - С. 13-153;

4. Gieve S., Clark R. 'The Chinese approach to learning': Cultural trait or situated response? The case of a self-directed learning programme // System. - June 2005. - № 33 (2). - P. 261-276;

5. Hu G. Potential cultural resistance to pedagogical imports: The case of communicative language teaching in China // Language, Culture and Curriculum. -2002. - № 15 (2). - P. 93-105;

6. Jin L. and Cortazzi M. Dimensions of dialogue: large classes in China // International Journal of Educational Research. - 1998. - № 29. - P. 739-761

Korobova M.A., Varakina M.I.

Korobova M.A.

Samara National Research University (Samara, Russia)

Varakina M.I.

Samara National Research University (Samara, Russia)

PSYCHOAGE AND ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHINESE STUDENTS

Abstract: the article is devoted to the study of psycho-age and ethnopsychological characteristics of Chinese students. Attention is paid to the contradictions in their psychological portrait associated with the transitional period ofpersonality formation in a university environment. Physiological maturation, accompanied by a desire for independence, is faced with psychological immaturity and lack of life experience, which creates contradictions in self-understanding and relationships with others.

Teachers are advised to take into account the psychological type or subtype of students when choosing appropriate methodological approaches to maintain interest in learning. In the context of teaching Russian as a foreign language (RFL), it is important to focus on communication between the teacher and students, taking into account the cultural diversity of the audience.

Linguistic and cultural competence plays a key role in the successful training of RFL students. Teachers need to take into account the specifics of the audience and the mentality of the students when planning classes. The organization of intercultural communication requires psychological and pedagogical training of teachers and deep knowledge in the field of ethnopsychology and ethnopedagogy.

The ethnopsychological characteristics of Chinese students are formed under the influence of Confucian teachings, love of nature and collectivism. The priority of collective interests over personal interests has a significant impact on the behavior of Chinese students in the educational environment. The use of a variety offorms of assignments, including creative and comparative ones, helps students express their individuality and develop critical thinking. Support and encouragement of student activity, regular repetitions and tests contribute to the successful learning of the material, the development of oral communicative competence and the active use of language in various situations. Combining these methods allows us to create an educational environment in which Chinese students can effectively learn Russian language and culture, overcoming cultural and linguistic differences.

Keywords: psychological portrait, ethnopsychology, Chinese students, university environment, intercultural communication, Russian as foreign language, pedagogical methodology, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.