УДК:616.89-008.454-001-053.5
ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЙ СТАТУС У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ
И. Б. Ершова, Ю. В. Глушко ГУ Луганский государственный медицинский университет, Луганск, Украина
Влияние сильнейшего стрессового фактора на психосоматическое состояние у детей, находившихся в эпицентре боевых действий в регионе Донбасса, в настоящее время является весьма актуальным и недостаточно изученным. Целью данного исследования явилась оценка состояния вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством. Обследованы 74 ребенка 7-9 лет, имеющих посттравматическое стрессовое расстройство. Использованы психопатологические тесты и методики. Функциональное состояние вегетативной нервной системы (ВНС) оценивалось методом кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой и таблицы А. М. Вейна. Нами выявлены дисфункции вегетативной нервной системы у всех детей, переживших военные события, которые регистрировались более чем в 3 раза чаще, чем в группе сравнения (дети, не испытывавшие влияние боевых действий). Большой диапазон жалоб и клинических проявлений сочетался с психоэмоциональной неустойчивостью. Дополнительное воздействие школьных нагрузок может привести к срыву компенсаторных механизмов и усилить проявления соматической патологии.
Ключевые слова: вегетативная нервная система, дети, посттравматическое стрессовое расстройство, кардиоинтервалография.
Введение
Сегодня посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) входят в пятерку самых распространенных патологий. Считается, что около 7,8% жителей нашей планеты на протяжении жизни переносят ПТСР. При этом дети страдают намного чаще, чем взрослые [1, 2].
Самым тяжелым психоэмоциональным испытанием для всех жителей региона Донбасса явились боевые действия в 2014-2015 гг. В результате этих событий тысячи людей столкнулись с проблемами, обусловленными как непосредственными физическими и психическими травмами в период военного конфликта, так и посттравматическими расстройствами, психосоматическими заболеваниями, развившиеся в последующем. Среди пострадавшего населения особенно уязвимыми оказались дети, так как сочетание возрастной физиологической перестройки организма с сильнейшими внешними стрессовыми факторами существенно усугубляют психоэмоциональную нагрузку на организм, вызывая вегетативные изменения и психосоматические заболевания.
В период младшего школьного возраста организм претерпевает период бурного роста, в результате нервная система не успевает
быстро адаптироваться к меняющимся потребностям, что существенно может оказывать влияние на работу сердечно-сосудистой системы [3-5]. Вегетативные расстройства могут не только играть роль тригерного фактора целого ряда патологических процессов, но и влиять на течение и клинику уже имеющихся соматических заболеваний [6, 7]. А. М. Вейном были сформулированы принципы формирования психосоматических заболеваний, важным звеном патогенеза которых является психовегетативный синдром. При этом имеет значение не столько сила, частота и длительность стрессорного фактора, сколько индивидуальная реакция на него ребёнка. На острое стрессовое состояние организм отвечает изменением поведения, вегетативными, сердечно-сосудистыми и эндокринными сдвигами [8]. Анализ публикаций выявил недостаточное изучение влияния посттравматического стрессового расстройства на состояние вегетативной нервной системы в младшем школьном возрасте.
В этой связи целью нашего исследования является изучение особенностей психовегетативного состояния детей младшего школьного возраста с посттравматическим стрессовым синдромом, вызванным боевыми действиями в регионе Донбасса.
Материал и методы исследования
Под нашим наблюдением находились 74 ребенка 7-9 лет с посттравматическим стрессовым синдромом, вызванным боевыми действиями в регионе Донбасса.
Контрольную группу составили 43 младших школьника, не имеющих признаков ПТСР. Отбор детей проводился на базах четырех городских школ, разных районов города.
В работе использовались следующие методы и методики. Опросник неврозов В. В. Сед-нева (1997) с дополнительным анализом по шкале «вегетативные расстройства»; родительская анкета для оценки травматических переживаний у детей, полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей, адаптированные к младшему школьному возрасту. Функциональное состояние ВНС оценивалось методом карди-оинтервалографии (КИГ) с клиноортостати-ческой пробой (КОП) и таблицами А. М. Вей-на [8].
Запись кардиоинтервалограмм проводилась на кардиографе «Малыш» во II стандартном отведении, при скорости движения ленты 50 мм/с.
Регистрировалось 100 последовательных кардиоциклов Регистрация прово-
дилась в положении ребенка лежа на спине после десятиминутного отдыха. Определяли показателями: Мо (мода) — наиболее часто встречающееся значение длительности интервалов R-R (сек.); АМо (амплитуда моды) — число значений интервалов, равных Мо, в процентах к общему числу зарегистрированных кардиоциклов; DX (вариационный размах) — разница между максимальным и минимальным значением длительности зарегистрированных интервалов R-R (в сек.); ИН (индекс напряжения, усл. ед.) и ИВТ (исходный вегетативный тонус).
Вегетативную реактивность (ВР) определяли по динамике ИН в ответ на переход из горизонтального положения в вертикальное, оценивая ее как нормальную, гипер-симпатикотоническую и асимпатикотониче-скую.
Вегетативное обеспечение деятельности (ВОД) оценивали по динамике артериального давления и частоты сердечных сокращений в течение 10 минут КОП с выделением
избыточного (гиперсимпатикотонического) и недостаточного (асимпатикотонического) ВОД.
В своем исследовании мы использовали нормативные данные для оценки вегетативного гомеостаза, разработанные Баев-ским Р. М. и соавт. (1984).
Цифровой материал обработан стандартным пакетом программ Statistica 6.0. Для обеспечения единства методологии применяли непараметрические методы. Качественные признаки оценивались по критерию \2 Пирсона с поправкой Йейтса, для малых выборок — двусторонний точный критерий Фишера.
Результаты исследования качественных признаков в группах сравнения представлены в виде абсолютных (в %) частот. Изменения — статистически значимые при уровне значимости р<0,05.
Результаты исследования
и их обсуждение
У всех детей с ПТСР отмечалась психоэмоциональная неустойчивость, которая проявлялась рядом симптомов, характерных для ПТСР: симптомы вторжения (повторное переживание травмы, страхи) у 28 человек (37,8%), возбуждение (нарушения сна, раздражительность и повышенная возбудимость) — у 69 (93,2%), избегание (воспоминаний, разговоров, мест) — у 17 (22,9%), чувство вины — у 9 детей младшего школьного возраста (12,2%), региона Донбасса.
В контрольной группе нами наблюдались только симптомы возбуждения, которые зарегистрированы у 11 человек (25,6%). Они проявлялись раздражительностью (54,5%), повышенной возбудимостью (63,6%) и нарушением сна (36,4%).
Исходный анализ жалоб детей с посттравматическим стрессовым синдромом свидетельствовал о наличии психовегетативных нарушений у всех обследованных младших школьников, при этом 47 детей (64,4%) предъявляли их самостоятельно, у 26 пациентов (35,6%) они были выявлены при активном опросе врача.
В табл. 1 представлены показатели психоэмоционального и вегетативного состояния исследуемых детей младшего школьного возраста.
Таблица 1
Показатели психоэмоционального и вегетативного состояния детей младшего школьного возраста (частота встречаемости)
Основная группа Контрольная группа
Показатель (п=74) (п=43)
Абс. % Абс. %
Цефалгии 61** 82,4 19 44,2
Головокружения 31* 41,9 12 27,9
Абдоминальный синдром 31* 41,9 9 20,9
Снижение аппетита 35* 47,3 11 25,6
Кардиалгии 48** 64,8 14 32,6
Онемение или похолодание конечностей 20 27 12 27,9
Затруднение при дыхании 33* 44,6 11 25,6
Метеозависимость 34 45,9 15 34,9
Шум в ушах 29* 39,2 8 18,6
Повышенная потливость 27* 36,5 7 16,3
Термоневроз 16* 21,6 3 6,9
Эмоциональная неустойчивость 74** 100 12 27,9
Диссомния 59** 79,7 11 25,5
Астения 66** 89,2 13 30,2
Депрессия 31* 41,9 4 9,3
Повышенный уровень тревожности 74** 100 9 20,9
Нарушения поведения 47* 63,5 17 39,5
Примечание:
* — р<0,05;
** — р<0,01 (достоверность различий рассчитана по отношению к показателям контрольной группы).
Наиболее часто детей младшего школьного возраста с ПТСР беспокоила головная боль (61чел., 82,4%), тогда как в контрольной группе этот показатель регистрировался в 2 раза реже (19 чел., 44,2%). Нарушения сна у обследуемых детей проявлялось в виде позднего засыпания, беспокойного, поверхностного сна, ночных пробуждений и проявлялось у 59 детей с ПТСР (79,7%), что превышает показатель в группе контроля в 5 раз. Детей основной группы достоверно чаще беспокоили боли в области сердца (48 чел., 64,8%), затруднение при дыхании (33 чел., 44,6%), шум в ушах (29 чел., 39,2%), боль в животе (31 чел., 41,9%) и снижение аппетита (35 чел., 47,3%), что в 2 раза больше показателей у детей, не имеющих признаков ПТСР. Головокружение отмечали
у 31 ребенка с ПТСР (41,9%), а в группе сравнения в 1,5 раза меньше (12 чел., 27,9%). Значительная часть детей основной группы были метеозависимы (34 чел., 45,9%) и страдали повышенной потливостью (27 чел., 36,5%), тогда как дети, не имеющие признаков ПТСР, отмечали эти признаки в 2,2 раза реже.
Больше половины младших школьников с ПТСР имели высокий уровень нарушения поведения (47 чел., 63,5%), которое проявлялось в агрессивности, конфликтности и антидисциплинарных поступках, что в 1,6 раза больше, чем в группе сравнения. Все дети основной группы имели повышенный уровень тревожности и являлись эмоционально неустойчивыми, тогда как у детей, не имеющих признаков ПТСР, эти показатели составили
20,9%, что в 5 раз меньше, и 27,9%, что в 4 раза меньше, соответственно. Уровень депрессии в 4,5 раза преобладал в основной группе и составлял 41,9%. Обращало внимание наличие у большинства детей с ПТСР (66 чел., 89,2%) астенического синдрома в виде снижения активности, адинамии, быстрой утомляемости, плохой переносимости физических и психических нагрузок. В контроль-
ной группе этот признак регистрировался в 3 раза реже.
Онемение и похолодание конечностей в обеих группах встречались с одинаковой частотой. Термоневроз в основной группе встречался в 3 раза чаще (16 чел., 21,6%).
Анализ частоты различных изменений вегетативного гомеостаза по данным кардиоритмо-грамм у детей с ПТСР представлен в табл. 2.
Таблица 2
Вегетативный статус детей с посттравматическим синдромом
Основная группа Контрольная группа
Характеристика вегетативного гомеостаза (п=74) (п=43) р
Абс. % % Абс. % %
Исходный вегетативный тонус
Эйтония 11 14,9 20 46,5 р<0,01
Ваготония 5 6,8 9 20,9 р>0,05
Симпатикотония 37 50 12 27,9 р<0,05
Гиперсимпатикотония 21 28,4 2 4,7 р<0,05
Вегетативная реактивность
Нормотония 21 28,4 33 76,7 р<0,01
Асимпатикотония 18 24,3 2 4,7 р<0,05
Гиперсимпатикотония 35 47,3 8 18,6 р<0,01
Вегетативное обеспечение деятельности
Достаточное 25 33,8 26 60,5 р>0,05
Недостаточное 41 55,4 7 16,3 р<0,01
Избыточное 8 10,8 10 23,4 р>0,05
При анализе исходного вегетативного тонуса нами установлено, что у детей с ПТСР преобладала симпатикотония (37 чел., 50%), которая встречалась в 1,8 раза чаще, нежели в контрольной группе. Также в основной группе в 6 раз чаще регистрировалась и гиперсимпатикотония (21чел., 28,%), (р<0,05). У детей контрольной группы превалировала эйтония (20 чел., 46,5%). Ваготонический тип исходного вегетативного тонуса у детей с ПТСР встречался в 3 раза реже (5 чел., 6,8%), чем в группе контроля.
После ортостатической пробы у детей основной группы преобладала гиперсимпати-котоническая вегетативная реактивность (35 чел., 47,3%), что в 2,5 раза чаще, чем в контрольной группе. В группе контроля преобладала нормальная вегетативная реактивность (33
чел., 76,7%) (р<0,01). Асимпатикотонический тип вегетативной реактивности в 5 раз чаще (р<0,05) встречался у детей, переживших кризис экстремальной ситуации, и составил 24,3%.
Вегетативное обеспечение у детей с ПТСР было недостаточным в 55,4% случаев, в то время как в контрольной группе только в 16,3%, что в 3,4 раза больше. У детей, не имеющих признаков ПТСР, преобладало достаточное вегетативное обеспечение (26 чел., 60,5%), тогда как в основной группе в 1,8 раза меньше (25 чел., 33,8%).
Выводы
Полученные данные позволили сделать следующие выводы.
1. Все дети с посттравматическим стрессовым синдромом имели различной степени
выраженности психоэмоциональные отклонения и проявления вегетососуди-стой дисфункции.
2. У младших школьников, находившихся в условиях боевых действий, в 5 раз чаще наблюдались нарушения психоэмоционального статуса и проявлялись повышенным уровнем тревожности, эмоциональной неустойчивости, диссомнией и депрессией.
3. Наиболее частыми соматовегетативны-ми симптомами у детей основной группы являлись следующие: цефалгии — 82,4%, диссомнии — 79,7%, кардиалгии — 64,8%, снижение аппетита — 47,3%.
4. У половины исследуемых детей с ПТСР (37 чел., 50%) исходный вегетативный тонус в 1,8 раза чаще характеризовался симпатикотонией, тогда как в группе контроля превалировала эйтония (20 чел., 46,5%).
5. Дети, находившиеся в эпицентре боевых действий, имели гипер- и асимпатико-тонический типы реакций на нагрузку в 2,5 и в 5 раз чаще, чем у детей в группе контроля, что отражает недостаточность адаптационных ресурсов организма.
6. Вегетативное обеспечение деятельности у исследуемых детей с посттравматическим стрессовым синдромом являлось недостаточным в 3,4 раза чаще, чем в контрольной группе, что так же говорит о снижении адаптации детского организма.
7. Полученные результаты требуют разработки комплексных реабилитационных мероприятий, имеющих междисциплинарный подход.
Литература
1. Жанцан Н. Влияние посттравматического стресса на психический темп у детей //
Преподаватель XXI век. — 2011. — № 4. — Ч. 2. — С. 27-30.
2. Морозов В. Н. К современной трактовке механизмов стресса/В. Н. Морозов, А. А. Хадарцев // Вестник новых медицинских технологий. — 2010. — № 1. — С. 15-17.
3. Особенности психоэмоциональной сферы у школьников различного возраста, проживающих в разных регионах Сибири/А. С. Пуликов, О. И. Зайцева, О. Л. Москаленко, Т. А. Колодяжная // В мире научных открытий. — 2011. — Т. 1. — № 5. — С. 578-587.
4. Вариации психовегетативного статуса и адаптационные возможности школьников, проживающих в различных регионах Сибири/О. И. Зайцева, С. Н. Деревцова, Л. С. Эверт и др. // Вестник новых медицинских технологий. — 2012. — № 2. — С. 139-141.
5. Леженко Г. О. Вегетативш дисфункцп у дггей. Патогенез, дiагностика i терапев-тична тактика/Г. О. Леженко, О. 6. Пашкова // Дитячий лшар. — 2011. — № 4. -С. 20-32.
6. Неудахин Е. В. Основные представления о синдроме вегетативной дистонии у детей и принципах лечения // Практика педиатра. — 2008. — № 3. — С. 5-10.
7. Акарачкова Е. С. К вопросу диагностики и лечения психовегетативных расстройств в общесоматической практике // Лечащий врач. — 2010. — № 10. — С. 5-8.
8. Вейн А. М. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика. М.: Медицинское информационное агентство. — 2003. — 752 с.
Ю. В. Глушко
Тел.: +380668098855
E-mail: [email protected]
Ершова И. Б., Глушко Ю. В. Психовегетативный статус у детей младшего школьного возраста с посттравматическим стрессовым расстройством // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. — 2016. — Том 8. — № 2. — С.
PSYCHOVEGETATIVE STATUS IN CHILDREN OF PRIMARY SCTOOL AGE WITH
POST-TRUMATIC STRESS DISORDER
I. B. Ershova, Yu. V. Glushko SI Lugansk State Medical University, Lugansk, Ukraine
The influence of strong stress factor on the psychosomatic condition in children who were in the epicenter of hostilities in the region of Donbass, are currently is very relevant and insufficiently studied. The purpose of this study was assessment of condition of vegetative nervous system in children junior school age suffering from post-trumatic stress disorder. We examined 74 children 7-9 years old with post-traumatic stress disorder. Used psychiatric tests and techniques. The functional state of vegetative nervous system was evaluated by cardiointervalography with clinoorthostatic test according to recommendation A. M. Wein. We have identified dysfunction of the vegetative nervous system of all the children have experienced the military events that were recorded in more than 3 times more likely than in the comparison group (children who have not experienced combat operations). Large a range of complaints and clinical manifestations combined with psycho-emotional instability. Additional impacts of school loads could lead to disruption of compensatory mechanisms and increase manifestations of somatic pathology.
Keywords: vegetative nervous system, children, post-traumatic stress disorder, cardiointer-valography.
Author
Yu. V. Glushko
Phone: +380668098855 E-mail: [email protected]
Ershova I. B., Glushko Yu. V. Psychovegetative status in children of primary school age with post-trumatic stress disorder // Herald of the Northwestern State Medical University named after I. I. Mechnikov. — 2016. — V. 8. — No. 2. — P.