Научная статья на тему 'Психотерапевтическое сопровождение курортно-рекреационной терапии'

Психотерапевтическое сопровождение курортно-рекреационной терапии Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
662
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ / КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ЗАБОЛЕВАНИЯ И РАССТРОЙСТВА / PSYCHOTHERAPY / RESORT AND RECREATION THERAPY / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TRAINING / GROUP PSYCHOTHERAPY / PSYCHODIAGNOSTIC / DISEASES AND ILLNESSES

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Юрова Ксения Игоревна, Юров Игорь Александрович

Цель статьи представить методы психотерапевтического сопровождения курортно-рекреационной терапии. Гипотеза курортно-рекреационная терапия будет более эффективной при ее психотерапевтическом сопровождении. В статье представлено описание психотерапевтических методов, которые сопровождают курортно-рекреационную терапию. Представлена программа и психотерапевтические методы для реабилитации рекреантов обоего пола в возрасте от 40 до 60 лет с различными заболеваниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOTHERAPEUTIC SUPPORT OF RESORT AND RECREATIONAL THERAPY

The article purpose is to present methods of psychotherapeutic support of resort and recreational therapy. The hypothesis is that resort and recreational therapy will be more effective combining with psychotherapeutic support. The article describes psychotherapeutic methods, which accompany resort and recreational therapy. It presents the program and psychotherapeutic methods for vacationer rehabilitation of both sexes at the age from 40 till 60 years with various illnesses.

Текст научной работы на тему «Психотерапевтическое сопровождение курортно-рекреационной терапии»

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова м.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии (Текст)/м.Д.Александрова.-Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974.-112с.

2. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал, 1994.Т.15, №3.С.99-104.

3. Брук Е. Потеря работы: мужчины и женщины //Управление персоналом» №12, 2000.

4. ерошенков С.Г. Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение фактического состояния пенсионной системы Росси-и.-м:Юрист,2007.-С.11.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие/ К.Н. Поливанова,^., 2000.-184с.

6. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу// Психологический журнал, м., 1992. Т. 13. № 1.

7. Смирнова Т.В. Перспективы занятости пожилых в условиях демографического постарения. Журнал социологии и социальной антропологии, 2007. Том X. № 2 С.123-133.

Юрова К.И., Юров И.А.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОй ТЕРАПИИ

Курортно-рекреационная терапия включает в себя целый комплекс различных воздействий: климатотерапия, бальнеотерапия, пелоидетерапия, аэро-и аро-матерапия, гелиотерапия, телассотерапия, акватерапия, туризм, лечебно-физическая культура (ЛФК) и др.

В курортную зону Большого Сочи приезжают рекреанты с различными заболеваниями и расстройствами:

1. Лица с сердечно-сосудистыми расстройствами.

2. Лица с расстройствами желудочно-кишечного тракта.

3. Лица с сексуальными расстройствами.

4. Лица с неврозами и неврозоподобными состояниями.

5. Лица с расстройствами опорно-двигательного аппарата.

Опыт специалистов позволяет утверждать, что у данных лиц только при соответствующем психотерапевтическом сопровождении возможно улучшение

состояния, даже нивелирование отрицательных процессов и формирование здорового образа жизни [1,3,4].

Мы исходим из мнения В.Н.Мясищева о том, что психотерапия - это воздействие одного человека на другого в процессе их общения и взаимодействия. Установлено, что одно и то же психотерапевтическое средство может иметь разную направленность, содержание и широту применения. В практике применяются различные методы психотерапии, чем шире их спектр, тем лучше. Одним из преимуществ применения психотерапевтических средств в курортном Сочи является их высокая степень анонимности [2].

При формировании здорового образа жизни чаще всего применяются методы групповой психотерапии, которые делятся на две группы: патогенетическую, т.е. такой комплекс психотерапевтических воздействий, который направлен на изменение главных жизненных отношений личности, обусловивших развитие неблагоприятных состояний; и симптоматическую, которая имеет своей целью ликвидацию или смягчение отдельных симптомов или воздействие на психические компоненты других переменных [1].

Технические приемы первого этапа патогенетической психотерапии предусматривают поиск общих неблагоприятных особенностей у рекреантов, имевших аналогичную симптоматику, но сумевших выйти из неблагоприятного состояния, а также анонимное обсуждение («психотерапевтическое зеркало») психологических нарушений в жизнедеятельности.

Второй этап патогенетической психотерапии включает в себя внушение в группе. Его можно проводить в бодрствующем и расслабленном состоянии как императивно, так и мотивированно. Важным элементом императивного внушения наяву является его наглядность, демонстративность. Поэтому оно направлено на такие симптомы, которые можно ликвидировать или ослабить одномоментно (ипохондрические синдромы). мотивированное внушение похоже на убеждение и отличается от него структурой, последовательностью и аргументированностью элементов. Приведем пример внушения с помощью «единиц внушения» рекреанту с повышенной личностной и реактивной тревожностью и нейротизмом: 1. Тревожность ослабевает. 2. Я овладеваю собой. 3. Я отвлекаюсь от проблем трудовой деятельности. 4. У меня возникают положительные эмоции. 5. У меня появляются эмоции уверенности и стабильности. 6. Тревога совсем исчезла. 7. Эмоции уверенности и покоя нарастают. 8. Я спокоен и уверен в себе. 9. Я хорошо себя чувствую. 10. Я абсолютно спокоен и отлично владею собой.

Третьим этапом патогенетической психотерапии является коррекция отдельных неблагоприятных или неразвитых качеств и свойств (тревожности, озабоченности, неуверенности, неустойчивости, отсутствия или слабой выраженности определенных волевых качеств, чрезмерной эмоциональности, страха и т.п.).

Четвертым этапом патогенетической психотерапии считают реадаптацию (все виды так называемого активного отдыха - совместные прогулки, походы в

лес, горы, к озеру, морю, коллективные и индивидуальные экскурсии, трудотерапия, арттерапия). В процессе активного отдыха происходит общение между рекреантами из разных мест и с различными симптомами, их обмен опытом, коррекция неблагоприятных состояний, психоэмоциональное реагирование на фоне природы и интересных экспонатов и расслабление (психическая релаксация).

Первым этапом симптоматической психотерапии является седативная психотерапия, задача которой снизить и даже снять нервно-психическое напряжение, уменьшить вегетативно-эмоциональные колебания. Данную психотерапию целесообразно проводить рекреантам с повышенной нервно-психической напряженностью, тревожностью и нейротизмом. Одним из действенных приемов седативной психотерапии является музыко- и ритмотерапия. При депрессивных состояниях рекомендуется прослушивать элегии, ноктюрны, сонаты и ритмическую, эстрадную музыку независимо от психологических особенностей рекреантов, однако содержание музыкальных отрезков должно быть несколько различным. Так, если рекреантам -экстравертам, стабильным с пониженной реактивной тревожностью следует прослушивать классическую и камерную музыку, то рекреантам с противоположными свойствами - эстрадную, легкую, песенную.

В сочетании с музыкальным психорегулирующим воздействием целесообразно использовать формулы самовнушения. Пример самовнушения во время прослушивания музыки. Вводные фразы: «Глаза прикрыты. Дыхание спокойное и глубокое. Тело отдыхает. Я очень спокоен, совершенно расслаблен». После этого произносятся основные формулы самовнушения (каждая повторяется 4-5 раз): 1. Мышцы рук приятно расслаблены. 2. Приятная тяжесть в руках. 3. Тяжесть переходит на обе ноги. Ноги приятно расслаблены. 4. Дышу спокойно и глубоко. 5. Все тело приятно расслаблено. 6. По рукам начинает струиться приятное тепло. 7. Легкое тепло струится по обеим ногам. 8. Все тело приятно расслаблено. 9. Дыхание ровное и спокойное. 10. Я совершенно спокоен и уверен в себе.

музыкальные произведения в миноре желательно использовать для снятия напряжения, расслабления, успокоения, а в мажоре - для поднятия настроения, повышения жизненного тонуса и создания оптимального состояния. Общее время музыкальной терапии в зависимости от целей и задач психотерапии может составлять 10-30 мин. Музыку рекомендуется менять после 5-8-кратного повторения, потому что в зависимости от музыкальной подготовленности и возрастных особенностей рекреантов может возникнуть эффект или привыкания, или перенасыщения.

Задача отвлекающей психотерапии - переключить внимание с негативных факторов (как внешних, так и внутренних), ослабить фиксацию отрицательных состояний. Здесь часто применяются приемы арттерапии: пассивные - просматривание, прослушивание и активные - фотографирование, видеосъемка, рисование, пение, игра на музыкальных инструментах и др. К отвлекающей

психотерапии можно отнести и разрядку, в которой дается выход эмоциональному напряжению или в форме истероидной реакции (слез, крика, брани) или в форме агрессивного поведения (например, у болельщиков во время спортивных соревнований). Разрядка облегчает регуляцию общего психического темпа: без предварительной разрядки трудно делать спокойные, размеренные, медленные движения в состоянии высокого эмоционального возбуждения. Если эмоция возникла, она имеет выраженную тенденцию к «излиянию», к выходу вовне. Психотерапевт должен научить рекреанта не избегать разрядки, а направлять ее в социально обусловленные формы проявления, например в разминку, спортивные или подвижные игры, в специально смоделированную игровую ситуацию [4].

Задачей рациональной психотерапии является разъяснение сущности проявления озабоченности, тревожности, напряженности, беспокойства, причин их возникновения, физиологической основы, динамики проявления и благоприятных прогностических возможностей. Предлагаем используемый нами в практической работе перечень тем рациональной психотерапии: 1. Сущность неблагоприятных состояний и их причины. 2. Роль особенностей темперамента личности в развитии отрицательных эмоций. 3. Психофизиологические особенности разных видов трудовой деятельности и правильное отношение к ним рекреантов. 4. Возможности и пути преодоления отрицательных отношений и состояний. 5. Значение режима, психогигиены и активного отдыха в достижении высокой трудовой и личной активности [5].

К рациональной психотерапии относятся лекции, беседы, убеждения, размышления и рассуждения. Проведение групповых лекций значительно экономит время психотерапевта. Главное требование к лекции - она должна быть значимой, содержательной и интересной для слушателей. Продолжительность лекции не должна превышать 35-45 мин. Беседы носят более индивидуализированный характер, они ориентированы на участие в них рекреантов, содержат разъяснения, критику, советы. Основой убеждения являются логика, разъяснение, доказательство, система рассуждений, аргументов, фактов. Убеждение рассчитано на активность сознания, на высший познавательный процесс - мышление, оно формирует будущие программы действий и модели поведения.

Цель активирующей психотерапии - мобилизация общей жизненной активности рекреантов, которая по тем или иным причинам может быть заторможена (депрессивный, ипохондрический, астенический и другие симптомы). Чаще всего в этом случае используются наиболее благоприятные приемы: внушение в бодрствующем состоянии, библиотерапия, музыкотерапия, активная арттера-пия, аутопсихотерапия.

Социально-психологический тренинг (СПТ) представляет собой комплекс активных методов, применяемых для целенаправленного процесса приобретения знаний, умений и навыков, необходимых человеку для адекватного взаимоотношения в различных видах совместной деятельности. СПТ воздействует на групповое развитие посредством оптимизации форм межличностного общения (единства его коммуникативного, перцептивного и интерактивного аспектов).

При классификации методов СПТ выделяют две частично пересекающиеся области - групповые дискуссии и игры. метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и группового самоанализа. Метод «Т-группы» соединяет в себе дискуссию и элементы игры. К числу основных составляющих компонентов «Т-группы» относят климат доверия, позволяющий «безопасно» реализовать установку на экспериментирование; принцип «здесь и теперь»; акцент на переживания как форму реагирования на происходящее в группе [3].

Среди игровых методов СПТ наиболее широкое распространение получил метод ситуационно-ролевых игр. Игра - всегда модель реальной ситуации. Условно выделяют несколько методов игрового моделирования: деловые игры, педагогические игры, психодрама, социодрама, групповая психотерапия, групповая психотерапия, инсценировка (когда психотерапевт хочет подчеркнуть значение каких-либо событий, явлений и отношений, он специально драматизирует определенную ситуацию, в некотором смысле «инсценируя» ее и делая эмоционально насыщенной).

При формировании здорового образа жизни с помощью комплексных методов следует учитывать следующее: 1. Методы психотерапии, также как и другие рекреационные методы, входят составной частью в комплексные программы в зависимости от состояния здоровья рекреантов, поставленных диагнозов и задач, материальных возможностей. 2. В комплексной работе необходимо исходить из проблем реакреанта, а не из метода. 3. Перед проведением комплексной работы необходимо провести профильную психодиагностику и индивидуальную подготовку участников группы [3].

Продолжительность одного занятия - 1 час. Различают три уровня интенсивности занятий: уровень высокой интенсивности - 18 занятий; уровень средней интенсивности - 10-12 занятий; уровень низкой интенсивности - 6 занятий. Необходимые медикаментозные процедуры проходят по врачебным рекомендациям.

Программа и методы для первой группы (лица с сердечно-сосудистыми расстройствами): 1. Психодиагностика. 2. Индивидуальная психотерапия. 3. Групповая психотерапия. 4. Музыкальная психотерапия. 5. Социально-психологический тренинг. 6. Холотропная (дыхательная терапия). 7. ЛФК. 8. Отвлекающая психотерапия - арттерапия (прогулки, терренкур, экскурсии, танцевальная терапия). 9. Релаксация (гетеротренинг). 10. Рациональная психотерапия. 11. Ароматерапия.

Домашнее задание: 1. Утренняя зарядка из 3-4 легких упражнений (на гибкость, ходьба на месте), дыхательные упражнения. 2. Элементы самогипноза. 3. Аэро-и ароматерапия.

Программа и методы для второй группы (лица с расстройствами желудочно-кишечного тракта): 1. Психодиагностика. 2. Индивидуальная психотерапия. 3. ЛФК. 4. Метод «внушение в бодрствующем состоянии». 5. Акватерапия. 6. Рациональная психотерапия. 7. Арттерапия (прогулки, экскурсии, телесно-ориен-

тированная терапия). 8. Моделирование режима работы, отдыха, психогигиены. 9. Ароматерапия. 10. Телассотерапия. 11. Гетеротренинг. 12. Психомассаж.

Домашнее задание: 1. Утренняя зарядка. 2. Дыхательные упражнения. 3. Аутотренинг. 4. Самовнушение.

Программа и методы для третьей группы (лица с сексуальными расстройствами): 1. Психодиагностика. 2. Седативная терапия. 3. Индивидуальная психотерапия. 4. Музыкальная терапия. 5. Групповая психотерапия (прием «зеркальное отражение», психодрама, психосинтез). 6. Аутотренинг. 7. Гипномассаж. 8. Внушение в бодрствующем состоянии. 9. Семейная психотерапия. 10. Психотренинг эмпатии и релаксации. 11. Отвлекающая психотерапия. 12. Арттерапия (активирующая, Т-группа встреч, телесно-ориентированная терапия).

Домашнее задание: Освоение приемов самовнушения. 2. ЛФК. 3. Аквате-рапия. 4. Составление плана психогигиены работы и отдыха. 3. Апробирование приемов борьбы с вредными привычками (курение, алкоголь, чрезмерное употребление медикоментозных средств).

Программа и методы четвертой группы (лица с неврозами и неврозоподоб-ными состояниями): 1. Психодиагностика. 2. Индивидуальная психотерапия. 3. Групповая психотерапия (психодрама, дискуссия, социально-психологический тренинг). 4. Моделирование поведения, общения, взаимодействия со значимыми людьми. 5. Музыкальная терапия. 6. Отвлекающая психотерапия. 7. ЛФК. 8. Аутотренинг. 9. Арттерапия.

Домашнее задание: 1. Утренняя зарядка под мажорную музыку. 2. Аут-готренинг утром и вечером (перед сном). 3. Арттерапия (экскурсии, посещение концертов, терренкур, занятие хобби).

Программа и методы для пятой группы (лица с расстройствами опорно-двигательного аппарата): 1. Психодиагностика. 2.Музыкальная терапия. 3. Телесно-ориентированная терапия. 4. Танцевальная терапия. 5. Психомассаж. 6. Метод управления мышечным тонусом. 7. ЛФК. 8. Оздоровительный туризм. 9. Элементы аэробики и шейпинга. 10. Социально-психологический тренинг. 11. Активная арттерапия. 12. Гетеротренинг. 13. Акватерапия.

Домашнее задание: 1. Утренняя зарядка под мажорную музыку. 2. Элементы аэробики и шейпинга. 3. Формирование мышечного корсета. 4. Активная терапия (прогулки, плавание, катание на лодках, лечебно-физкультурная терапия на тренажерах).

В одном занятии допускается использование не более 3-4 методов психотерапии. Сами занятия должны соответствовать возможностям рекреантов. При проведении активных методов психотерапии необходим мониторинг частоты сердечных сокращений (ЧСС). При повышенном (на 30% к фону) увеличении ЧСС нагрузка должна снижаться. Проведение занятий должно сопровождаться индивидуальными консультациями. Психотерапевт должен делать установку на выполнение психотерапевтических методов в течение длительного промежутка времени, в том числе и в рабочий период в течение года.

Наш опыт работы в г. Сочи показывает, что при применении всех перечис-

ленных методов и методик происходит улучшение самочувствия, исчезновение психосоматических симптомов, повышается оптимизм и работоспособность ре-креантов в различных сферах деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. Л.:Медицина,1974.

208 с.

2. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж,1995. С.48-53.

3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. - 3-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер, 2006. 944 с.

4. Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1979.

639 с.

5. Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.: Советский спорт, 2006. 163 с.

1. Libikh S. S. Collective psychotherapy of neurosises. L.:Медицина, 1974. 208

pages.

2. Myasishchev V. N. Psychology of the relations. M; Voronezh, 1995. Page

48-53.

3. The psychotherapeutic encyclopedia / Under the editorship ofB.D.Karvasarsky. - 3rd prod., reslave. and additional SPb: St. Petersburg, 2006. 944 pages.

4. Rozhnov V. E. Guide to psychotherapy. Tashkent: Medicine, 1979. 639 pages.

5. Yurov I.A. Psychological testing and psychotherapy in sports. M: Soviet sports, 2006. 163 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.