ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова м.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии (Текст)/м.Д.Александрова.-Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974.-112с.
2. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал, 1994.Т.15, №3.С.99-104.
3. Брук Е. Потеря работы: мужчины и женщины //Управление персоналом» №12, 2000.
4. ерошенков С.Г. Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение фактического состояния пенсионной системы Росси-и.-м:Юрист,2007.-С.11.
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие/ К.Н. Поливанова,^., 2000.-184с.
6. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу// Психологический журнал, м., 1992. Т. 13. № 1.
7. Смирнова Т.В. Перспективы занятости пожилых в условиях демографического постарения. Журнал социологии и социальной антропологии, 2007. Том X. № 2 С.123-133.
Юрова К.И., Юров И.А.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОй ТЕРАПИИ
Курортно-рекреационная терапия включает в себя целый комплекс различных воздействий: климатотерапия, бальнеотерапия, пелоидетерапия, аэро-и аро-матерапия, гелиотерапия, телассотерапия, акватерапия, туризм, лечебно-физическая культура (ЛФК) и др.
В курортную зону Большого Сочи приезжают рекреанты с различными заболеваниями и расстройствами:
1. Лица с сердечно-сосудистыми расстройствами.
2. Лица с расстройствами желудочно-кишечного тракта.
3. Лица с сексуальными расстройствами.
4. Лица с неврозами и неврозоподобными состояниями.
5. Лица с расстройствами опорно-двигательного аппарата.
Опыт специалистов позволяет утверждать, что у данных лиц только при соответствующем психотерапевтическом сопровождении возможно улучшение
состояния, даже нивелирование отрицательных процессов и формирование здорового образа жизни [1,3,4].
Мы исходим из мнения В.Н.Мясищева о том, что психотерапия - это воздействие одного человека на другого в процессе их общения и взаимодействия. Установлено, что одно и то же психотерапевтическое средство может иметь разную направленность, содержание и широту применения. В практике применяются различные методы психотерапии, чем шире их спектр, тем лучше. Одним из преимуществ применения психотерапевтических средств в курортном Сочи является их высокая степень анонимности [2].
При формировании здорового образа жизни чаще всего применяются методы групповой психотерапии, которые делятся на две группы: патогенетическую, т.е. такой комплекс психотерапевтических воздействий, который направлен на изменение главных жизненных отношений личности, обусловивших развитие неблагоприятных состояний; и симптоматическую, которая имеет своей целью ликвидацию или смягчение отдельных симптомов или воздействие на психические компоненты других переменных [1].
Технические приемы первого этапа патогенетической психотерапии предусматривают поиск общих неблагоприятных особенностей у рекреантов, имевших аналогичную симптоматику, но сумевших выйти из неблагоприятного состояния, а также анонимное обсуждение («психотерапевтическое зеркало») психологических нарушений в жизнедеятельности.
Второй этап патогенетической психотерапии включает в себя внушение в группе. Его можно проводить в бодрствующем и расслабленном состоянии как императивно, так и мотивированно. Важным элементом императивного внушения наяву является его наглядность, демонстративность. Поэтому оно направлено на такие симптомы, которые можно ликвидировать или ослабить одномоментно (ипохондрические синдромы). мотивированное внушение похоже на убеждение и отличается от него структурой, последовательностью и аргументированностью элементов. Приведем пример внушения с помощью «единиц внушения» рекреанту с повышенной личностной и реактивной тревожностью и нейротизмом: 1. Тревожность ослабевает. 2. Я овладеваю собой. 3. Я отвлекаюсь от проблем трудовой деятельности. 4. У меня возникают положительные эмоции. 5. У меня появляются эмоции уверенности и стабильности. 6. Тревога совсем исчезла. 7. Эмоции уверенности и покоя нарастают. 8. Я спокоен и уверен в себе. 9. Я хорошо себя чувствую. 10. Я абсолютно спокоен и отлично владею собой.
Третьим этапом патогенетической психотерапии является коррекция отдельных неблагоприятных или неразвитых качеств и свойств (тревожности, озабоченности, неуверенности, неустойчивости, отсутствия или слабой выраженности определенных волевых качеств, чрезмерной эмоциональности, страха и т.п.).
Четвертым этапом патогенетической психотерапии считают реадаптацию (все виды так называемого активного отдыха - совместные прогулки, походы в
лес, горы, к озеру, морю, коллективные и индивидуальные экскурсии, трудотерапия, арттерапия). В процессе активного отдыха происходит общение между рекреантами из разных мест и с различными симптомами, их обмен опытом, коррекция неблагоприятных состояний, психоэмоциональное реагирование на фоне природы и интересных экспонатов и расслабление (психическая релаксация).
Первым этапом симптоматической психотерапии является седативная психотерапия, задача которой снизить и даже снять нервно-психическое напряжение, уменьшить вегетативно-эмоциональные колебания. Данную психотерапию целесообразно проводить рекреантам с повышенной нервно-психической напряженностью, тревожностью и нейротизмом. Одним из действенных приемов седативной психотерапии является музыко- и ритмотерапия. При депрессивных состояниях рекомендуется прослушивать элегии, ноктюрны, сонаты и ритмическую, эстрадную музыку независимо от психологических особенностей рекреантов, однако содержание музыкальных отрезков должно быть несколько различным. Так, если рекреантам -экстравертам, стабильным с пониженной реактивной тревожностью следует прослушивать классическую и камерную музыку, то рекреантам с противоположными свойствами - эстрадную, легкую, песенную.
В сочетании с музыкальным психорегулирующим воздействием целесообразно использовать формулы самовнушения. Пример самовнушения во время прослушивания музыки. Вводные фразы: «Глаза прикрыты. Дыхание спокойное и глубокое. Тело отдыхает. Я очень спокоен, совершенно расслаблен». После этого произносятся основные формулы самовнушения (каждая повторяется 4-5 раз): 1. Мышцы рук приятно расслаблены. 2. Приятная тяжесть в руках. 3. Тяжесть переходит на обе ноги. Ноги приятно расслаблены. 4. Дышу спокойно и глубоко. 5. Все тело приятно расслаблено. 6. По рукам начинает струиться приятное тепло. 7. Легкое тепло струится по обеим ногам. 8. Все тело приятно расслаблено. 9. Дыхание ровное и спокойное. 10. Я совершенно спокоен и уверен в себе.
музыкальные произведения в миноре желательно использовать для снятия напряжения, расслабления, успокоения, а в мажоре - для поднятия настроения, повышения жизненного тонуса и создания оптимального состояния. Общее время музыкальной терапии в зависимости от целей и задач психотерапии может составлять 10-30 мин. Музыку рекомендуется менять после 5-8-кратного повторения, потому что в зависимости от музыкальной подготовленности и возрастных особенностей рекреантов может возникнуть эффект или привыкания, или перенасыщения.
Задача отвлекающей психотерапии - переключить внимание с негативных факторов (как внешних, так и внутренних), ослабить фиксацию отрицательных состояний. Здесь часто применяются приемы арттерапии: пассивные - просматривание, прослушивание и активные - фотографирование, видеосъемка, рисование, пение, игра на музыкальных инструментах и др. К отвлекающей
психотерапии можно отнести и разрядку, в которой дается выход эмоциональному напряжению или в форме истероидной реакции (слез, крика, брани) или в форме агрессивного поведения (например, у болельщиков во время спортивных соревнований). Разрядка облегчает регуляцию общего психического темпа: без предварительной разрядки трудно делать спокойные, размеренные, медленные движения в состоянии высокого эмоционального возбуждения. Если эмоция возникла, она имеет выраженную тенденцию к «излиянию», к выходу вовне. Психотерапевт должен научить рекреанта не избегать разрядки, а направлять ее в социально обусловленные формы проявления, например в разминку, спортивные или подвижные игры, в специально смоделированную игровую ситуацию [4].
Задачей рациональной психотерапии является разъяснение сущности проявления озабоченности, тревожности, напряженности, беспокойства, причин их возникновения, физиологической основы, динамики проявления и благоприятных прогностических возможностей. Предлагаем используемый нами в практической работе перечень тем рациональной психотерапии: 1. Сущность неблагоприятных состояний и их причины. 2. Роль особенностей темперамента личности в развитии отрицательных эмоций. 3. Психофизиологические особенности разных видов трудовой деятельности и правильное отношение к ним рекреантов. 4. Возможности и пути преодоления отрицательных отношений и состояний. 5. Значение режима, психогигиены и активного отдыха в достижении высокой трудовой и личной активности [5].
К рациональной психотерапии относятся лекции, беседы, убеждения, размышления и рассуждения. Проведение групповых лекций значительно экономит время психотерапевта. Главное требование к лекции - она должна быть значимой, содержательной и интересной для слушателей. Продолжительность лекции не должна превышать 35-45 мин. Беседы носят более индивидуализированный характер, они ориентированы на участие в них рекреантов, содержат разъяснения, критику, советы. Основой убеждения являются логика, разъяснение, доказательство, система рассуждений, аргументов, фактов. Убеждение рассчитано на активность сознания, на высший познавательный процесс - мышление, оно формирует будущие программы действий и модели поведения.
Цель активирующей психотерапии - мобилизация общей жизненной активности рекреантов, которая по тем или иным причинам может быть заторможена (депрессивный, ипохондрический, астенический и другие симптомы). Чаще всего в этом случае используются наиболее благоприятные приемы: внушение в бодрствующем состоянии, библиотерапия, музыкотерапия, активная арттера-пия, аутопсихотерапия.
Социально-психологический тренинг (СПТ) представляет собой комплекс активных методов, применяемых для целенаправленного процесса приобретения знаний, умений и навыков, необходимых человеку для адекватного взаимоотношения в различных видах совместной деятельности. СПТ воздействует на групповое развитие посредством оптимизации форм межличностного общения (единства его коммуникативного, перцептивного и интерактивного аспектов).
При классификации методов СПТ выделяют две частично пересекающиеся области - групповые дискуссии и игры. метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и группового самоанализа. Метод «Т-группы» соединяет в себе дискуссию и элементы игры. К числу основных составляющих компонентов «Т-группы» относят климат доверия, позволяющий «безопасно» реализовать установку на экспериментирование; принцип «здесь и теперь»; акцент на переживания как форму реагирования на происходящее в группе [3].
Среди игровых методов СПТ наиболее широкое распространение получил метод ситуационно-ролевых игр. Игра - всегда модель реальной ситуации. Условно выделяют несколько методов игрового моделирования: деловые игры, педагогические игры, психодрама, социодрама, групповая психотерапия, групповая психотерапия, инсценировка (когда психотерапевт хочет подчеркнуть значение каких-либо событий, явлений и отношений, он специально драматизирует определенную ситуацию, в некотором смысле «инсценируя» ее и делая эмоционально насыщенной).
При формировании здорового образа жизни с помощью комплексных методов следует учитывать следующее: 1. Методы психотерапии, также как и другие рекреационные методы, входят составной частью в комплексные программы в зависимости от состояния здоровья рекреантов, поставленных диагнозов и задач, материальных возможностей. 2. В комплексной работе необходимо исходить из проблем реакреанта, а не из метода. 3. Перед проведением комплексной работы необходимо провести профильную психодиагностику и индивидуальную подготовку участников группы [3].
Продолжительность одного занятия - 1 час. Различают три уровня интенсивности занятий: уровень высокой интенсивности - 18 занятий; уровень средней интенсивности - 10-12 занятий; уровень низкой интенсивности - 6 занятий. Необходимые медикаментозные процедуры проходят по врачебным рекомендациям.
Программа и методы для первой группы (лица с сердечно-сосудистыми расстройствами): 1. Психодиагностика. 2. Индивидуальная психотерапия. 3. Групповая психотерапия. 4. Музыкальная психотерапия. 5. Социально-психологический тренинг. 6. Холотропная (дыхательная терапия). 7. ЛФК. 8. Отвлекающая психотерапия - арттерапия (прогулки, терренкур, экскурсии, танцевальная терапия). 9. Релаксация (гетеротренинг). 10. Рациональная психотерапия. 11. Ароматерапия.
Домашнее задание: 1. Утренняя зарядка из 3-4 легких упражнений (на гибкость, ходьба на месте), дыхательные упражнения. 2. Элементы самогипноза. 3. Аэро-и ароматерапия.
Программа и методы для второй группы (лица с расстройствами желудочно-кишечного тракта): 1. Психодиагностика. 2. Индивидуальная психотерапия. 3. ЛФК. 4. Метод «внушение в бодрствующем состоянии». 5. Акватерапия. 6. Рациональная психотерапия. 7. Арттерапия (прогулки, экскурсии, телесно-ориен-
тированная терапия). 8. Моделирование режима работы, отдыха, психогигиены. 9. Ароматерапия. 10. Телассотерапия. 11. Гетеротренинг. 12. Психомассаж.
Домашнее задание: 1. Утренняя зарядка. 2. Дыхательные упражнения. 3. Аутотренинг. 4. Самовнушение.
Программа и методы для третьей группы (лица с сексуальными расстройствами): 1. Психодиагностика. 2. Седативная терапия. 3. Индивидуальная психотерапия. 4. Музыкальная терапия. 5. Групповая психотерапия (прием «зеркальное отражение», психодрама, психосинтез). 6. Аутотренинг. 7. Гипномассаж. 8. Внушение в бодрствующем состоянии. 9. Семейная психотерапия. 10. Психотренинг эмпатии и релаксации. 11. Отвлекающая психотерапия. 12. Арттерапия (активирующая, Т-группа встреч, телесно-ориентированная терапия).
Домашнее задание: Освоение приемов самовнушения. 2. ЛФК. 3. Аквате-рапия. 4. Составление плана психогигиены работы и отдыха. 3. Апробирование приемов борьбы с вредными привычками (курение, алкоголь, чрезмерное употребление медикоментозных средств).
Программа и методы четвертой группы (лица с неврозами и неврозоподоб-ными состояниями): 1. Психодиагностика. 2. Индивидуальная психотерапия. 3. Групповая психотерапия (психодрама, дискуссия, социально-психологический тренинг). 4. Моделирование поведения, общения, взаимодействия со значимыми людьми. 5. Музыкальная терапия. 6. Отвлекающая психотерапия. 7. ЛФК. 8. Аутотренинг. 9. Арттерапия.
Домашнее задание: 1. Утренняя зарядка под мажорную музыку. 2. Аут-готренинг утром и вечером (перед сном). 3. Арттерапия (экскурсии, посещение концертов, терренкур, занятие хобби).
Программа и методы для пятой группы (лица с расстройствами опорно-двигательного аппарата): 1. Психодиагностика. 2.Музыкальная терапия. 3. Телесно-ориентированная терапия. 4. Танцевальная терапия. 5. Психомассаж. 6. Метод управления мышечным тонусом. 7. ЛФК. 8. Оздоровительный туризм. 9. Элементы аэробики и шейпинга. 10. Социально-психологический тренинг. 11. Активная арттерапия. 12. Гетеротренинг. 13. Акватерапия.
Домашнее задание: 1. Утренняя зарядка под мажорную музыку. 2. Элементы аэробики и шейпинга. 3. Формирование мышечного корсета. 4. Активная терапия (прогулки, плавание, катание на лодках, лечебно-физкультурная терапия на тренажерах).
В одном занятии допускается использование не более 3-4 методов психотерапии. Сами занятия должны соответствовать возможностям рекреантов. При проведении активных методов психотерапии необходим мониторинг частоты сердечных сокращений (ЧСС). При повышенном (на 30% к фону) увеличении ЧСС нагрузка должна снижаться. Проведение занятий должно сопровождаться индивидуальными консультациями. Психотерапевт должен делать установку на выполнение психотерапевтических методов в течение длительного промежутка времени, в том числе и в рабочий период в течение года.
Наш опыт работы в г. Сочи показывает, что при применении всех перечис-
ленных методов и методик происходит улучшение самочувствия, исчезновение психосоматических симптомов, повышается оптимизм и работоспособность ре-креантов в различных сферах деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. Л.:Медицина,1974.
208 с.
2. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж,1995. С.48-53.
3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. - 3-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер, 2006. 944 с.
4. Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1979.
639 с.
5. Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.: Советский спорт, 2006. 163 с.
1. Libikh S. S. Collective psychotherapy of neurosises. L.:Медицина, 1974. 208
pages.
2. Myasishchev V. N. Psychology of the relations. M; Voronezh, 1995. Page
48-53.
3. The psychotherapeutic encyclopedia / Under the editorship ofB.D.Karvasarsky. - 3rd prod., reslave. and additional SPb: St. Petersburg, 2006. 944 pages.
4. Rozhnov V. E. Guide to psychotherapy. Tashkent: Medicine, 1979. 639 pages.
5. Yurov I.A. Psychological testing and psychotherapy in sports. M: Soviet sports, 2006. 163 pages.