Оригинальная статья
УДК 616.89; 615.832.9; 615.851 ш*™™*«, under.
International License
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК
Джарбусынова Б.Б., Бойко В.С., Садовская А.А.
Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендирова; Республиканский Научно-практический центр психического здоровья, Алматы, Казахстан
Абстракт
В статье представлены результаты исследования применения психодиагностических проективных методик с целью психотерапевтического воздействия, проведенных на базе психотерапевтического отделения РНПЦПЗ. Отношение врач-пациент были достигнуты в минимальные сроки и имели свои положительные результаты: позволили среди комплекса симптомов, своеобразных у каждого пациента, выявить доминирующий симптомов. В ходе проведенного исследования подтвердилась обоснованность в применении психологических диагностических проекционных методов, которая реализовалась во время применения проективных тестов.
Ключевые слова: психотерапия, метод цветового выбора, проективные тесты.
Введение
С начала 20 века и по сегодня количество неврозов увеличилось в 50 раз. Данные о распространенности неврозов противоречивы из-за расхождений в существующих классификациях. Кроме того, многие больные с неврозами либо не обращаются к врачам, либо проходят лечение о терапевтов, невропатологов и других специалистов. Среди обращающихся к психиатрам больные неврозом составляют 20-25%. Большая часть больных - женщины, в основном молодого и зрелого возраста.
Невротические расстройства на современном этапе развития обществ занимают лидирующие позиции среди причин временной и стойкой утра-ты трудоспособности. Не может вызывать сомнений внимание к данной проблеме в практике врача любой специальности. Современный подход к лечению невротических расстройств базируется на уменьшении сроков пребывания пациента в стационаре с последующей амбулаторной реабилитацией. Это обуславливает необходимость внедрения в практику эффективных методик диагностики и лечения. Предлагаемое нами использование проективных методик, основанных на выявлении различных проекций в данных эксперимента с последующей их интерпретацией.
Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей
множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые
«проецируются» в его ответах. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.
Цели. Определить позволяют ли проективные методики (тест Люшера и ДДЧ) реализовать следующие поставленные задачи:
1.Достижение контакта врач-пациент в короткие сроки миную этап сопротивления.
2. Вычленение главных симптомов заболевания.
3.Расширение диапазона доступных человеку форм поведения и глубинных ресурсов личности с целью облегчить симптомы болезни и, в меру возможности, устранить их причины.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 28 человека, из них: 14 пациентов психотерапевтического отделения (средний возраст 35 лет) (Республиканский научно-практический центр психического здоровья); 14 условно здоровых лиц (средний возраст 23-25 лет) студентов КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Использовалась 8 цветная модификация теста Люшера с параллельным применением проективной методики ДДЧ («домдерево-человек»). Применение теста цветовых выборов Люшера в психотерапии позволяет эффективно инициировать его интуитивное и образное мышление, что значительно улучшает установление контакта, формирование и развитие отношений между врачом и пациентом, а так же сокращает время психотерапевтического курса. Язык цвета позволяет также установить контакт с подсознательными структурами психики, минуя критику и логический анализ, что особенно важно в психотерапии. Методика Люшера идеальный инструмент диагностики текущего эмоционального состояния и свойств личности, позволяющий четко выявить и наметить пути изменения того характерного стиля поведения, который лежит в основе испытываемых
Clinical Medicine of Kazakhstan Объем 1, Число 43 (supplement 1) (2017)
клиентом трудностей психофизиологической адаптации, что как раз и является главным помощником в проведении психотерапии.
Месторасположения цветов раскрывает пять характеристик личности:
1. Основные цели, стремления, желания и диктуемое ими поведение - об этом рассказывают первый и второй цвет;
2. Текущее внутреннее состояние и ситуация, которая сложилась вокруг вас - третий и четвертый цвет;
3. Сдерживаемые качества, выражающиеся в психологические зажимы - пятый и шестой цвет;
4. Отрицаемые или подавляемые потребности, источники тревоги и стресса - седьмой и восьмой цвет;
5. Самая актуальная проблема - первый и восьмой
цвет.
Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов. В дополнение к тесту Люшера в исследовании применялся тест ДДЧ, предложенный Дж. Буком в 1948 г. Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д.
Результаты
У большой части пациентов были выявлены такие черты личности как эмоциональная не зрелости, демонстративность, элементы инфантилизма,
непостоянство, экзальтация чувств, а также снижение фантазии, оригинальности, своеобразия. У всех пациентов независимо от диагноза тест показал фрустрированную потребность в независимости. Указанные выше черты, значительно превалировавшие у пациентов, чем в контрольной группе студентов, средний возраст которых был на 10 лет меньше. Активность позиции так же была значительно ниже. У всех пациентов было определены характерные особенности личности соответствующие патологии пациента. Внимание обратила на себя одна пациентка
с диагнозом депрессия, так как результаты ее тестов расходились с диагнозом, об этом говорили личностные установки: широта диапазона интересов, высокая поисковая активность, эффективность, потребность в ярких переживаниях, увереность в себе, стремление достичь большего, активность. Далее было решено добавить к исследованию проективный тест ДДЧ, который подтвердил результаты первого исследования.
Рисунок 1 - Результаты проведенного исследования
У пациентке с депрессивным эпизодом ДДЧ показал эмоциональную неустойчивость, податливость стрессу, эгоцентризм, агрессивность, а так же, высокий интеллект. При разговоре с врачом пациентка сказал, что ее беспокоя большое количество неприятных мыслей. Подтверждается тот факт, что наличие самой стрессовой психотравмирующей ситуации не констатирует наличие невротического расстройство.
Выводы
В ходе проведенного исследования подтвердилась обоснованность в применении психологических диагностических проекционных методов, которая реализовалась во время применения проективных тестов. Отношение врач-пациент были достигнуты в минимальные сроки и имели свои положительные результаты: позволили среди комплекса симптомов, своеобразных у каждого пациента, выявить доминирующий, «триггерный» симптом, дающего ключ к пониманию и разрешению поставленных перед врачом-психотерапевтом задач.
Литература:
1. Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2006 - 351 с.
2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с
3. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модифицированный восьмицветовой тест Люшера : Методическое руководство.-СПб.: Речь, 2007. - 128
4. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модифицированный восьмицветовой тест Люшера : Методическое руководство. Серия «методы психологической диагностики» - Москва, 2007. - 210
5. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология Учебник.-СПб.: Пи-тер, 2004
6. Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Титанова ; отв. ред. Ю.А. Александровский. — М. : ГЭОТАР- Медиа 2012.
7. Элькин В. М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. — СПб.: ИД «Петрополис», 2005 г. - 292 с.
8. Max Lüscher: „Personality Signs», Warner Books, 1981, ISBN 978-0-446-81317-4
9. Max Lüscher: „Der Lüscher-Test. Persönlichkeitsbeurteilung durch Farbwahl», Rowohlt, Reinbek, 1985, ISBN 3-498-03812-5
10. Max Lüscher: „Das Harmoniegesetz in uns», Ullstein, 2003, ISBN 3-548-36656-2
11. Max Lüscher: „Der Vier-Farben-Mensch», Ullstein, 2005, ISBN 3-548-36797-6
12. Цыганок, И.И. Цветовая психодиагностика: модификация пол-ного клинического теста Люшера : методическое руководство. - СПб.: Речь, 2007 г. ISBN 5-9268-0617-8
Clinical Medicine of Kazakhstan Объем 1, Число 43 (supplement 1) (2017)