STUD NET
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИТАЦИИ
PSYCHOTHERAPEUTIC POTENTIAL OF MEDITATION AND ITS INFLUENCE ON THE PSYCHIC
УДК-159.9
Шулым Юлия Владимировна
бакалавр, Санкт-Петербургский государственный университет
Россия, Санкт-Петербург
Shulym Yulia
julie.shulym@gmail.com
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется научный и практический потенциал применения медитации в психотерапевтической работе. Рассматриваются научные теории и практические методики, в основе которых лежит медитация. Резюмируется положительный эффект медитативных практик на психическое здоровье. На современном этапе развития в рамках психотерапии существует вопрос выбора между ориентацией на медицинские модели лечения и более индивидуальным подходом. Ещё одной широко обсуждаемой темой является научная обоснованность и эффективность применяемых в терапии практик.
ANNOTATION
The article analyzes the scientific and practical potential of the use of meditation in psychotherapeutic work. Scientific theories and practical techniques, which were based on meditation, are considered. The positive effects of meditation on mental health are summarized. At the present stage of development in the framework of psychotherapy, there is a question of choosing between focusing on medical treatment models and a more individual approach. Another widely discussed topic is the scientific validity and effectiveness of practices used in therapy.
Ключевые слова: медитация, саморегуляция, психологическая практика.
Keywords: meditation, self-regulation, psychological practice.
На современном этапе развития в рамках психотерапии существует вопрос выбора между ориентацией на медицинские модели лечения и более индивидуальным подходом. Ещё одной широко обсуждаемой темой является научная обоснованность и эффективность применяемых в терапии практик. В данном контексте интересно рассмотреть психотерапевтический потенциал медитативных практик, поскольку медитация представляет собой
универсальное упражнение, однако выполнение его варьируется от человека к человеку.
Западное общество уже пережило активный интерес к медитативным практикам. В последние десятилетия увеличивался поток информации в медиа, посвящённый медитации, но появилось также и множество научных исследований - в том числе и касательно когнитивных и психических изменений, происходящих из-за практики медитации. [2,4,7,10,14,16]
На сегодняшний день медитативные упражнения используются и вне религиозного или мистического контекста. Хотя и появились благодаря ему, инструменты обретения внутренней гармонии опираются на свойства нервной системы и могут быть использованы в психологии. [13]
Начиная с 90-х годов ХХ века прослеживается экспоненциальный рост научных и практических работ, посвященных медитативных практикам. Например, получили популярность идеи осознанного присутствия. [3] Когнитивная терапия, основанная на осознанной медитации (mbsR mbCT) в ряде стран рекомендовалась при лечении депрессии. [20]
Медитативное состояние оказывает специфический эффект: в нём человек одновременно отстраняется от себя, своей жизни, определённых ситуаций, обретая способность реалистично смотреть на вещи и в то же время не теряя заинтересованности. [6] Это позволяет применять медитацию как инструмент:
1) управления своим самочувствием, в дополнение или замещение медикаментозных средств, лучшего переживания боли; [3,6,18]
2) рефлексии, выявления внутренних факторов: триггеров, целей, страхов, убеждений и т.д.; [5,11]
3) повышения сопротивляемости стрессам, снятия психического напряжения, а также излечения заболеваний, исходящих из психического напряжения: зависимостей, маний, бессонницы и т.п.; [2,7,8,10,15]
4) лечения депрессии, тревожных и панических расстройств; [7,8,10,15]
5) изменения давления, обмена веществ и мозговой активности; [8]
6) развития эмоционального интеллекта, саморегулирования, стабилизации эмоционального состояния, повышения удовлетворённости жизнью, развития морального самосознания, принятия этических решений; [1,3,5,6,11,15]
7) развития когнитивных способностей, управления вниманием. [15] Приведённые эффекты были выявлены экспериментально. Проводились
в том числе измерения работы мозга во время медитации с помощью МРТ. В результате выяснилось, что во время медитативной практики человеческий
мозг менее активно обрабатывает внешние потоки информации, что позволяет эффективнее отдыхать и рефлексировать. За относительно небольшой промежуток времени в 10 минут с помощью медитации перераспределяется возбуждение нейронов коры головного мозга. [8,9] Механизм воздействия медитативных практик на состояние человека основывается в том числе на том, что при них происходит уравновешивание деятельности полушарий. [13]
Некоторые исследователи, в частности М. Рикар, утверждают, что всесторонний положительный эффект медитации наступает спустя несколько недель ежедневных практик. [12] Данный факт подтверждает невролог Р. Дэвидсон. [2]
Одной из самых популярных медитативных практик является медитация mindfulness, или випассана, основой которой является сосредоточенность на определённых аспектах мышления. Это тренировка осознанности и внимательности, особенно к внутренним факторам, а также стабилизация психического состояния. [16] В работах некоторых исследователей (А.В. Хайкина, В.В. Пшеничной) техника медитации предстаёт как практика слияния сознания и объекта концентрации. [10,14] Объектом может выступать как идея, мысль, мантра, так и предмет чувственного восприятия - мелодия, кристалл, изображение, огонь свечи. В пустой медитации - випассане - в качестве объекта используются мысли человека. В этом случае имеет место попытка остановки внутреннего диалога, что позволяет находиться здесь и сейчас, обострить внимательность и осознанность, уравновесить эмоциональное состояние, вызванное негативными мыслями, а также отдохнуть от всё нарастающего потока информации из внешнего мира, при этом позволяя мыслить более эффективно из-за лучшей концентрации. [16]
Медитацию относят к числу созерцательных практик. Она основана на следующих принципах: намерение, релаксация, осознание. Вначале всегда рекомендуется определить цель, то есть задать намерение. Далее мозг разрабатывает данное направление. [11] Учитывая вышесказанное, точнее было бы сказать, что релаксация и осознание реализуются посредством медитации.
Осознание, осмысление, пересмотр своих убеждений, опыта, привычек, паттернов поведения можно назвать центральной частью психотерапевтического воздействия медитации на человека. Подобный эффект используется, например, в работе с аддиктивным поведением, в терапии профилактики рецидивов (RPT). [19]
Основной механизм происходящего переосмысления может являться формированием копинг-стратегий как способа адаптации. То есть в процессе
медитативной практики в сознании человека разрабатываются новые установки, способы отношения к миру на основе более глубокого понимания ситуации. [15] Кроме того, это может помочь стабилизировать Я-концепцию и самоуважение человека, благодаря чему медитативные практики в виде випассаны, аффирмаций, дыхательных упражнений оцениваются как эффективные инструменты саморегуляции, в особенности для тех, кто привык при переживании негативных чувств реагировать экспрессивно. [10]
Выделяют и другие механизмы, с помощью которых практика медитации может помочь запустить необходимые изменения. Практикующий не просто занимает наблюдательную позицию в отношении самого себя, а разотождествляется с негативными состояниями, успокаиваясь, снижая насыщенность эмоционального состояния. Кроме того, благодаря устойчивому вниманию и достижению более высокого уровня осознанности появляется возможность отследить и осмыслить своё автоматическое поведение, а в дальнейшем снизить автоматизмы. Таким образом человек получает больше информации о самом себе, достигается более целостное ощущение себя - своего тела, своих мыслей, своих эмоций. [4]
Можно встретить немало методик, которые ставят медитативную практику в центр, основу психотерапевтического процесса. Так, исследование «Майндфулнес и принятие» представляет методику коррекции определённых аспектов проблемных паттернов поведения с использованием медитации майндфулнес. С её помощью достигалось состояние глубокой сосредоточенности на переживаниях, мыслях, ситуациях и своём теле, что запускало весь процесс. В когнитивно-бихевиоральной терапии при лечении аддиктивного поведения медитация осознанности помогает предотвращать рецидивы благодаря осознанию и принятию собственных реакций на триггеры и снижению степени избегания, из-за чего легче контролировать неадекватные реакции и переносить дискомфортные состояния. [17]
Д. Гоулман утверждает, что соединение медитации и когнитивной терапии является эмпирически доказанным методом психотерапии, а данная интеграция проходит проверку применения к широкому спектру жизненных проблем и психологических расстройств. Научные открытия свидетельствуют о потенциальной эффективности методик, в основе которых лежит медитация. [2]
Обращаясь к психиатрическим исследованиям, учёные из Медицинского университета им. Джона Хопкинса выявили, что действие медитации майндфулнес близко к эффекту, получаемому с помощью медикаментозных
средств. Однако отсутствовали побочные эффекты, имеющиеся в традиционном подходе. [18]
Так, хотя механизмы влияние медитации не исследованы до конца, очевиден её положительный эффект на психику человека. В психотерапии существует некоторое количество методик и техник по целому ряду направлений, в которых центральное место уделено именно медитативным практикам и их эффекту. Успешность их применения доказывает описанный потенциал медитации в качестве психотерапевтического инструмента. Можно сказать, что медитация является эффективным способом понимания своего внутреннего мира и своего места во внешнем мире, а также управления собственным состоянием.
Литература
1. Головин А.А. Влияние арт-терапевтических техник и медитации на обретение самости // Территория науки. 2018. №1. С. 50-55.
2. Гоулман Д., Дэвидсон Р. Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело. / Дэниел Гоулман, Ричард Дэвидсон; пер. с англ. Ю. Гиматовой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 336c.
3. Замалиева С.А., Майндфулнесс подход в современных организациях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-2. С. 356-360.
4. Кабат-Зинн Дж. Куда бы ты ни шел — ты уже там: Медитация полноты осознания в повседневной жизни / Пер. с англ. М. Белобородовой. М.: Независимая фирма «Класс», Издательство Трансперсонального института. 2001. 208 с.
5. Карицкий И.Н, Психологические практики в развитии управленческих навыков // Международный Косыгинский форум - 2019. РГГУ им. Косыгина. 2019. С. 210-214.
6. Лемешовская М.Н. Медитация как психологоакмеологическая практика развития личности // Акмеология. 2015. №3(55). С. 104-106.
7. Михеева А.В. Йога как метод повышения стрессоустойчивости беременных женщин //Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Вопросы образования: Языки и специальность. 2014. № 2. С. 62-68.
8. Соломудрая О.И. Медитация, как профилактика и коррекция стрессового состояния человека // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур. Межведомственная научно-практическая конференция. Севастополь: РИБЕСТ. 2017. С. 128-131.
9. Петренко, В. Медитация как психологическая практика работы с Духом // Развитие личности. 2013. № 4. С. 117-130.
10. Пшеничная В.В. Использование медитации для снижения уровня тревожности студентов колледжа в ситуации экзамена // Психология и психотехника. 2016. № 2(89) С. 124-129.
11. Савченко А.В., Ануфриенко Е.В. Коррекционная работа с умственно-отсталыми подростками при помощи применения практики медитации с применением мандал // Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2019. С. 85-87.
12. Рикар М. Искусство медитации. Вдохновляющие упражнения и примеры. М: Эксмо, 2012. 224 с.
13. Филатова А.Ф., Медитация и личностное развитие // Вестник ОГПУ. 2015. №2(6). С. 70-74.
14. Хайкин А.В. К методологии медитативных и процессуальных практик саморегуляции // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2011. Том 1. № 7. С. 16-19.
15. Холина О.А., Казанцева Е.В., Петрова Е.Г. Психотерапевтический потенциал и основные возможности медитативных практик в работе с аддиктивным поведением // Психология и Психотехника. 2019. № 3. С. 15 - 28.
16. Aich T.K. Buddha philosophy and western psychology //Indian Journal of Psychiatry. 2013 Jan; 55 (Suppl 2): Р. 165-170.
17. Bowen S., Parks George A., Coumar Anil, and Marlatt G. Alan. Mindfulness meditation in the prevention and treatment of addictive behaviors // Buddhist thought and applied psychological researcher. Transcending the boundaries Edited by D. K. Nauriyal, Michael S. Drummond and Y. B. Lal. 2006. 507 р.
18. Goyal M., Singh S., Sibinga E.M., et all. Meditaion Programs for Psychological Stress and Well-being: A Systematic Review and Meta-analysis // JAMA Intern Med. 2014; 174(3): Р. 357-368.
19. Marlatt, G. A. Buddhist philosophy and the treatment of addictive behaviors // Cognitive and Behavioral Practice. 2002. 9, Р. 44-50.
20. Williams J.M.G., Kabat-Zinn J. Mindfulness: diverse perspectives on its meaning, origins, and multiple applications at the intersection of science and dharma. Contemporary buddhism. 2011. vol. 22. P.1-18.
Literature
1. Golovin A. A. Influence of art-therapeutic techniques and meditation on finding the self // Territory of science. 2018. no. 1. Pp. 50-55.
2. Goleman D., Davidson R. Changed character traits. How meditation changes your mind, brain, and body. / Daniel Goleman, Richard Davidson; TRANS. with eng. Yu. himatova. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2018. 336c.
3. Zamalieva S. A., Mindfulness approach in modern organizations // International journal of applied and fundamental research. 2016. no. 12-2. Pp. 356-360.
4. Kabat-Zinn JH. Wherever you go — you are already there: meditation of full awareness in everyday life / transpersonal Institute publishing house, Independent firm "Class". 2001. 208 p.
5. Karitsky I. N., Psychological practices in the development of managerial skills // International Kosygin forum-2019. RSUH them. Kosygin. 2019. Pp. 210214.
6. Lemeshovskaya M. N. Meditation as a psychoacmeological practice of personality development // Acmeology. 2015. no. 3(55). Pp. 104-106.
7. Mikheeva A.V. Yoga as a method of increasing the stress tolerance of pregnant women //Bulletin Of The Peoples ' Friendship University Of Russia. Series: education Issues: Languages and specialty. 2014. no. 2. Pp. 62-68.
8. Solomudraya O. I. Meditation as prevention and correction of a person's stress state // Psychological support for the activities of law enforcement agencies. Interdepartmental scientific and practical conference. Sevastopol: RIBEST. 2017. Pp. 128-131.
9. Petrenko, V. Meditation as a psychological practice of working with the Spirit // Personal development. 2013. no. 4. Pp. 117-130.
10. Pshenichnaya V. V. Using meditation to reduce the level of anxiety of College students in the exam situation // Psychology and psychotechnics. 2016. no. 2(89) P. 124-129.
11. Savchenko A.V., Anufrienko E. V. Correctional work with mentally retarded adolescents using the practice of meditation with the use of mandalas // Scientific discussion of modern youth: current issues, achievements and innovations. 2019. Pp. 85-87.
12. rikar M. the Art of meditation. Inspiring exercises and examples. Moscow: Eksmo, 2012. 224 p.
13. Filatova A. F., Meditation and personal development // Bulletin of the OGPU. 2015. no. 2(6). Pp. 70-74.
14. Haikin A.V. on the methodology of meditative and procedural practices of self-regulation / / Bulletin of medical Internet conferences. 2011. Volume 1. # 7. Pp. 16-19.
15. Kholina O. A., Kazantseva E. V., Petrova E. G. Psychotherapeutic potential and main possibilities of meditative practices in working with addictive behavior // Psychology and Psychotechnics. 2019. No. 3. P. 15 - 28.
16. Aich T. K. Buddha philosophy and western psychology //Indian Journal of Psychiatry. 2013 Jan; 55 (Suppl 2): P. 165-170.
17. Bowen S., Parks George A., Coumar Anil, and Marlatt G. Alan. Mindfulness meditation in the prevention and treatment of addictive behaviors // Buddhist thought and applied psychological researcher. Transcending the boundaries Edited by D. K. Nauriyal, Michael S. Drummond and Y. B. Lal. 2006. 507 p.
18. Goyal M., Singh S., Sibinga E.M., et all. Meditaion Programs for Psychological Stress and Well-being: a Systematic Review and Meta-analysis / / JAMA Intern Med. 2014; 174(3): Pp. 357-368.
19. Marlatt, G. A. Buddhist philosophy and the treatment of addictive behaviors // Cognitive and Behavioral Practice. 2002. 9, P. 44-50.
20. Williams J. M. G., Kabat-Zinn J. Mindfulness: diverse perspectives on its meaning, origins, and multiple applications at the intersection of science and dharma. Contemporary buddhism. 2011. vol. 22. P.1-18.