© А.А. федяев1, Б. В. овчинников2
психотерапевтические возможности метода направленного воображения
1 ГБоУ ВПо «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» минздрава россии
2 ФГБВоУ ВПо Военно-медицинская академия имени С. м. Кирова минобороны россии
Резюме. В статье раскрывается психотерапевтическое содержание метода направленного воображения. Показано его место в ряду психотерапевтических техник. Анализируются психологические механизмы и условия эффективности использования данного метода. Предлагается разработанный авторами алгоритм проведения психотерапевтической процедуры направленного воображения. Приводятся и подвергаются анализу случаи из практики. В статье также очерчивается область применения данного метода психотерапии.
Ключевые слова: психотерапия; направленное воображение; инсайт.
УДК: 159.98
Известные к настоящему времени несколько сотен психотерапевтических техник-интервенций все более напоминают «дурную бесконечность», разобраться в которой становится все сложнее [3]. Насколько нам известно, никто пока не пытался классифицировать и систематизировать множество коррекционных и лечебных методик на основе общепсихологических закономерностей. Высказываются обоснованные мнения, что все терапевтические техники сводятся либо к небольшому числу так называемых «общих факторов» [7, 8], либо к давно известным базовым способам психологического воздействия: убеждению, внушению, эмоциональному заражению и подражанию. Внушение наяву является мягкой формой манипулирования ассоциативным процессом пациента, которую практикуют все психотерапевты, даже не отдавая себе в этом отчета. Как известно, организованное воздействие на воображение пациента впервые было предложено основоположником рациональной (а следовательно и когнитивной) психотерапии Полем Дюбуа [1, 2]. Возвращение интереса к этому методу произошло на пике «психотерапевтической волны» 1960-1970-х гг.
Впервые метод направленного воображения был описан R. Dessoille [6] и Н. Leuner [9] в рамках исследований, посвященных психосинтезу. Позднее метод использовался и в других психотерапевтических техниках; например, он являлся главным инструментом, используемым В. Шутцем в так называемой «Телесной фантазии» [10]. По мнению В. Шутца, метод направленного воображения, «изобретенный в психотерапевтическом контексте, приложим гораздо более широко» [4], с точки зрения исследования личности и сознания.
Целью метода является работа личности с содержанием собственного сознания, и поиск таким образом в его недрах психотравмирую-щих факторов или психологических причин, повлиявших на выбор определенного защитного паттерна. При направленном воображении субъект совершенно свободно позволяет определенной картине или образу проявиться в сознании. Как полагает В. Шутц, чем менее структурирована инструкция, тем более вероятно, что воображение сразу же обратится к месту наибольших психологических затруднений. При анализе воображаемых картин и сопутствующих им чувств субъект приходит к логическому осознанию психотравмирующих моментов, или к инсайту.
В литературе приводятся примеры таких инсайтов [4, 5]:
«На семинаре я попытался в воображении проникнуть в свои очень близорукие глаза. У меня возникла картина стены с битым стеклом наверху и розовый сад по другую сторону, в который я хотел проникнуть, и еще там был волк, которого я боялся. Я не мог разрушить стену и не знал, как быть с волком. Потом стена стала прозрачной (прекрасный символ миопии — сначала стена для того чтобы ничего не видеть, потом вы приспосабливаетесь видеть сквозь нее, но стену все-таки сохраняете). Я решил задать себе вопрос, когда была построена эта стена. Когда я сделал это, в моей памяти внезапно высветился эпизод, случившийся, когда мне было двенадцать лет и когда меня ужасно унизительно дразнили за то, что я «строил глазки» девочке. Мгновенно огромное напряжение снялось с моих глаз и с части лица,
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
59
и мои глаза смогли двигаться в определенных направлениях впервые за тридцать лет. Видимо, их относительная фиксированность была существенным фактором моей близорукости».
«Самым важным было то, что я позволил себе пойти вслед за своими чувствами, когда я заплакал. У меня была очень ясная картина того, как я, маленький мальчик, смотрю на свою мать. Она в ярости, потому что я только что накакал в штанишки. По всей видимости, у меня были трудности с приучением к туалету. Я вспомнил, что она держала в руках испачканное белье, а затем стала тереть им по моему лицу в наказанье. Следующая картина: я смотрю на себя в зеркало в ванной, всхлипывая, на губах и зубах у меня кал. Я чувствую себя преданным и оскверненным. Я подозреваю, что это был последний раз, когда я что-нибудь видел ясно. Я не вижу даже большое «Е» на таблице у глазного врача, или чьих-нибудь черт лица на расстоянии больше чем фут. Но вот что потрясает, так это понимание того, что я в тот момент видел лицо матери совершенно отчетливо».
Из приведенных примеров видно, что клиенты В. Шутца были хорошо им подготовлены и эмоционально настроены. И хотя оба примера касаются только проблемы зрения, тем не менее обращают на себя внимание некоторые важные особенности данных эпизодов. Во-первых, можно заметить, что в воображении могут возникать как символические или абстрактные образы, так и реальные картины из прошлого. Во-вторых, оба примера демонстрируют возникновение высокоэмоционально значимых и чувственно насыщенных образов. По-видимому, каким бы ни было содержание воображаемых картин, клиент может понять их смысл через осознание переживаемых чувств, сопровождающих процесс воображения. Отмеченные особенности, на наш взгляд, требуют соблюдения следующих условий организации и проведения процедуры направленного воображения:
1. Клиент должен быть заинтересован в участии (замотивирован).
2. Клиент должен знать, причину чего он хочет выяснить (целенаправлен).
3. Клиент сам выбирает форму проведения процедуры (на группе или индивидуально).
4. Клиент сам определяет степень своего участия (желает ли он назвать проблему, истоки которой он стремится установить; будет ли он вербализовать воображаемые образы, и желает ли он обсуждать их с консультантом после процедуры). На основании изложенного мы предлагаем следующий алгоритм проведения индивидуального сеанса направленного воображения:
1. Психотерапевт выясняет характер заинтересованности и степень (глубину) участия клиента в данном процессе.
2. Психотерапевт рекомендует расслабиться, сесть в удобную позу (например, откинуться на спинку кресла). В случае, если клиент чувствует некоторую скованность или испытывает беспокойство, его следует успокоить и предложить попробовать релаксирующие упражнения или самовнушение.
3. После того, как клиент почувствовал расслабление, ему рекомендуется вслух и обязательно с открытыми глазами (эффект полноценно функционирующего сознания) проговорить следующую установку: «Я хочу знать правду о моей проблеме». При этом клиент должен четко представлять себе проблему и желать знать правду максимально искренне и честно. Если у клиента возникли сомнения в искренности произнесенных им слов, рекомендуется снова расслабиться, а затем повторить установку.
4. Далее клиент закрывает глаза и в своем воображении перемещается в проблемное (например, больное) место. В этот момент ему не рекомендуется пытаться заставить себя что-либо вспомнить. Важно дать полную свободу своему воображению и чувствам. Если клиент сумел позволить себе это, то почти сразу или с небольшой отсрочкой в его сознании начинают возникать чувственно насыщенные картины: образы или мысли.
5. Далее рекомендуется проговаривать воображаемое и, таким образом достроив его смысловое содержание, вывести на уровень осознания. В процессе вербализации очень важно, чтобы клиент обращал внимание на чувства, которые сопутствуют процессу воображения, поэтому психотерапевту рекомендуется задавать вопросы типа: «Что вы чувствуете в этот момент? Какие чувства сопровождают вас там?»
6. Процедура не регламентируется строго по времени, то есть клиент вправе сам прервать или продолжить ее по собственному желанию. Обычно сеанс направленного воображения длится 5-15 минут. После окончания сеанса клиенту предлагается проинтерпретировать увиденное. По нашему мнению, предлагаемый алгоритм
позволяет достаточно быстро выйти на психологически значимые моменты и привести к инсайту, о чем могут свидетельствовать следующие случаи из практики:
1. Клиент Н. (девушка 20 лет) обратилась с жалобой на высокую близорукость. По ее мнению, плохое зрение имеет генетическую обусловлен-
ность, так как большинство близких родственников носят очки. Зрение стало ухудшаться с девятилетнего возраста. В результате направленного воображения Н. практически сразу увидела себя в возрасте приблизительно трех лет, смотрящейся в зеркало и примеряющей тетины очки. В этот момент она чувствовала себя взрослой, красивой и уверенной. В процессе анализа было установлено, что практически все значимые взрослые в семье Н. носили очки, и ей очень хотелось быть похожей на них. После недолгих размышлений Н. пришла к осознанию того, что она могла сама захотеть получить близорукость, чтобы уподобиться окружающим ее авторитетным людям.
В данном примере детское подражание выступило в качестве фактора социального научения, что привело в дальнейшем к формированию дисфункционального навыка.
2. Клиент Л. (женщина 54 лет) обратилась с просьбой помочь найти психологические причины близорукости. В процессе направленного воображения Л. вспомнила эпизод, произошедший с ней во втором классе школы, когда учительница из-за того, что Л. не могла справиться с решением арифметической задачи на больших счетах, стоявших у доски, в ярости толкнула Л. лицом на эти счеты. В тот момент Л. почувствовала горькую обиду и свою незащищенность. В процессе анализа данного эпизода Л. пришла к выводу, что она могла выбрать плохое зрение и очки как вариант защиты в подобных случаях, ибо «если бы были очки, то вряд ли бы со мной поступили таким образом».
Пример характерен насильственным «заталкиванием» клиента в болезнь. Попутно заметим, что девочка предпочла не жаловаться на грубость учительницы своим родителям, что в ее положении было бы вполне естественно. Эмоциональная изоляция и ее последствия могли бы в данном случае стать одной из мишеней терапевтического воздействия.
3. Клиент Э. (молодой человек 20 лет) заинтересовался методом направленного воображения, о котором услышал на лекции. По его словам, в детстве до определенного момента у него было плохое зрение, а затем оно стало улучшаться. Э. захотелось узнать психологическую причину данного феномена. В результате направленного воображения Э. увидел лес, ощутил чрезвычайно свежий весенний воздух, увидел кристально чистый ручей. В этот момент он ощущал радость от наслаждения природой, ему очень хотелось рассмотреть каждый кустик и каждую веточку в деталях. Интерпретируя увиденное, Э. вспомнил, что в возрасте 12 лет он с родителями переехал в другую страну. Если до этого
он жил в районе с довольно неблагоприятной экологической обстановкой, то на новом месте все было иначе. Он действительно наслаждался окружающей его природой и, видимо, очень хотел увидеть ее во всей красе и как можно более четко, что в результате и могло привести к улучшению зрения.
В данном примере мы имеем один из случаев так называемого «спонтанного выздоровления». Можно предполагать, что здесь саногенным фактором послужила не столько смена экологической обстановки (хотя и это не следует сбрасывать со счетов), сколько резкое улучшение всего образа жизни подростка в целом. Не исключено и оздоровление семейного климата, связанное с осуществлением чаяний его родителей.
4. Теперь приведем пример, не касающийся зрения. Клиент К. (девушка 22 лет) обратилась за психологической помощью с целью установить возможные психологические причины ее болезни, от которой она никак не может вылечиться, хотя и предпринимала в этом направлении очень многое. Диагноз клиент предпочла не называть. В процессе направленного воображения К. увидела следующие картины или образы: парящий ребенок с крылышками; кухонная плита без каких-либо признаков приготовления на ней пищи; женщина в сельском доме, одетая на старинный манер и снимающая с печи что-то наподобие чана. В эти моменты К. чувствовала одиночество и желание быть той женщиной в сельском доме. После сеанса К. практически сразу проинтерпретировала свои образы и чувства: «Господи, я очень хочу семью, но мне никак не удается ее иметь!». После последовавшего вопроса психотерапевта: «Вы чувствуете, что это может быть как-то связано с вашим заболеванием?». Клиент ответила: «Да, напрямую».
Образы представлений в данном примере напоминают сновидения. Можно полагать, что наряду с частичным сном, для человеческого сознания характерны и парциальные трансы, имеющие (как и в случае сновидений) креативную антистрессовую направленность. Сознание загружено безуспешными попытками решения актуальной проблемы путем логических рассуждений. Отход от данного стереотипа позволяет включить правополушарные механизмы и немного приблизить девушку к полному осознанию волнующей ее проблемы.
Описанные практические примеры позволяют подтвердить гипотезу о возможностях достижения субъектом довольно глубоких инсайтов посредством направленного воображения. Это, в свою очередь, может служить основанием для использования данного метода в качестве «пилотажно-разведывательного» инструмента в случаях трудно
диагностируемых психосоматических нарушений. Следует иметь в виду, что первичный инсайт является лишь отправной точкой, началом пути к дальнейшим позитивным изменениям. Длительность этого пути к самооздоровлению варьируется в широких пределах и зависит от активности субъекта, степени мобилизации его личностных ресурсов.
Отметим в заключение, что описанная методика открывает новые возможности для изучения личности и сознания здорового и больного человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дюбуа П. Воображение как причина болезни / Пер. с нем. Б/г, Б/и. 45 с.
2. Дюбуа П. Психоневрозы и их лечение / Пер. с фр. СПб., 1912. 397 с.
3. Лебедев М.А. Проблемы восприятия реальности как общий фактор психотерапии // Психотерапия, 2005, № 2. С. 2-5.
4. Шутц В. Глубокая простота. Основы социальной философии / Пер. с англ. СПб.: РИФ «Роза мира», 1993. С. 83.
5. Шутц У. Радость. Расширение человеческого сознания / Пер. с англ. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 97-128.
6. Dessoille R. The Directed Daydream // Psychosynthe-sis Research Foundation. N. Y. 1965.
7. Frank J. D. Therapentic components shared by au psy-chotherapies / In: Harvey J. H., Parks M. M. (Eds.), Psychotherapy research and behavior change. Washington, DC: APA, 1982.
8. Goldfried M. R. Toward the delineation of therapentic change principles / American Psychologist, 1980, Vol. 35. P. 991-999.
9. LeunerH. Initiated Symbol Projection // Psychosyn-thesis Research Foundation. N. Y. 1965.
10. Shutz W. Bodi Fantasi. N. Y.: Irvington, 1983.
PSYCHOTHERAPEUTIC POSSIBILITY OF THE METHOD OF THE DIRECTED IMAGINATION
Fedyayev A. A., Ovchinnikov B. V.
♦ Resume. The Authors describe the psychotherapeutic contents of the method of the directed imagination, define the place of this method abreast psychotherapeutic technician, analyze the psychological mechanisms and the conditions to efficiency of the using the directed imagination. The Authors offer the own algorithm of the undertaking the procedure of the directed imagination, describe and analyze the events from practical persons, mark the application of this method to psychotherapy.
♦ Key words: Psychotherapy; directed imagination; insight.
♦ Информация об авторах
Федяев Андрей Анатольевич — к. психол. н., доцент кафедры об- Fedyayev Andrey Anatolyevich — PhD, Associate Professor щей и прикладной психологии с курсом медико-биологических Department of general and applied psychology with a course of дисциплин. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный biomedical disciplines of the department of clinical psychology. педиатрический медицинский университет» Минздрава Рос- Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health сии. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Rus-
E-mail: [email protected]. sian Federation. E-mail: [email protected].
Овчинников Борис Владимирович — д. м. н., профессор, начальник НИЛ Психического здоровья кафедры психиатрии. ФГБВОУ ВПО Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации. 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6.
Ovchinnikov Boris Vladimirovich — MD, PhD, Professor, Head, research laboratory of Mental Health in the Department of Psychiatry. Medico-military S. M. Kirov Academy. 6, Academica Lebedeva St., St. Petersburg, 194044, Russian Federation.