Научная статья на тему 'Психосоциальные риски работников сферы образования и здравоохранения'

Психосоциальные риски работников сферы образования и здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
492
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СТРЕСС / ФАКТОРЫ СТРЕССА / УРОВЕНЬ СТРЕССА / PSYCHOSOCIAL RISKS / STRESS / STRESS FACTORS / STRESS LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна, Алексеева Лилия Юрьевна

ЦЕЛЬ. Признание стресса в ГОСТ Р 55914-2013 фактором риска на рабочем месте влечет за собой необходимость его количественной и качественной оценки. В исследовании предпринята попытка выявить основные стресс-факторы профессиональной деятельности медицинских работников и преподавателей высшей школы, оценить существующий уровень стресса в этих сферах деятельности и предложить пути его снижения. МЕТОДЫ. Объектами исследования стали медицинские работники ОГБУЗ Слюдянской ЦРБ г. Байкальска и преподаватели ФГБОУ ВО ИРНИТУ. Были использованы четыре методики А.Б. Леоновой, позволяющие количественно оценить разные виды актуального и фонового уровня функционального состояния человека. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Исследование показало наличие значительной величины хронического утомления у всех принявших участие в опросе респондентов. При этом у высококвалифицированных специалистов стресс оказался в большей степени связан не с интеллектуальными нагрузками, а с низким уровнем субъективного комфорта при выполнении профессиональных обязанностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значительный уровень стресса у высшего медицинского персонала и преподавателей вузов может быть охарактеризован как организационный, поскольку во многом он связан с требованиями формализации педагогической и врачебной деятельности со стороны руководства всех уровней и оценкой этой деятельности с тех же позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна, Алексеева Лилия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOCIAL RISKS OF WORKERS OF THE EDUCATION AND HEALTHCARE SYSTEMS

PURPOSE. Treating stress as an employment risk factor in GOST P 55914-2013 involves the need for quantitative and quality assessment. The research aims to reveal main stress factors of professional activities of healthcare workers and university teachers, to estimate existing stress levels in these fields and suggest methods for decreasing them. METHODS. Healthcare workers of Slyudyanka Cebtral District Hospital of Baykalsk and teachers of Irkutsk National Research Technical University were tested. Four Leonov’s techniques used to estimate quantitatively different types of relevant and background levels of functional conditions were applied. RESULTS AND THEIR DISCUSSION. The research has shown presence of the considerable amount of chronic exhaustion in all respondents. At the same time in highly qualified specialists, the stress is due to their low personal comfort when performing professional duties rather than due to their intellectual loadings. CONCLUSION. Considerable stress level of healthcare workers and university teachers is organizational as far as it is due to requirements of formalization of pedagogical and medical activities.

Текст научной работы на тему «Психосоциальные риски работников сферы образования и здравоохранения»

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Оригинальная статья / Original article УДК 37.088; 614.253

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© С.В. Иванова1, Л.Ю. Алексеева2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Признание стресса в ГОСТ Р 55914-2013 фактором риска на рабочем месте влечет за собой необходимость его количественной и качественной оценки. В исследовании предпринята попытка выявить основные стресс-факторы профессиональной деятельности медицинских работников и преподавателей высшей школы, оценить существующий уровень стресса в этих сферах деятельности и предложить пути его снижения. МЕТОДЫ. Объектами исследования стали медицинские работники ОГБУЗ Слюдянской ЦРБ г. Байкальска и преподаватели ФГБОУ ВО ИРНИТУ. Были использованы четыре методики А.Б. Леоновой, позволяющие количественно оценить разные виды актуального и фонового уровня функционального состояния человека. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Исследование показало наличие значительной величины хронического утомления у всех принявших участие в опросе респондентов. При этом у высококвалифицированных специалистов стресс оказался в большей степени связан не с интеллектуальными нагрузками, а с низким уровнем субъективного комфорта при выполнении профессиональных обязанностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значительный уровень стресса у высшего медицинского персонала и преподавателей вузов может быть охарактеризован как организационный, поскольку во многом он связан с требованиями формализации педагогической и врачебной деятельности со стороны руководства всех уровней и оценкой этой деятельности с тех же позиций. Ключевые слова: психосоциальные риски, стресс, факторы стресса, уровень стресса. Информация о статье: дата поступления 22.12.2017 г.; дата принятия к печати 31.01.2018 г.; дата онлайн-размещения 21.03.2018 г.

Формат цитирования: Иванова С.В., Алексеева Л.Ю. Психосоциальные риски работников сферы образования и здравоохранения // XXI век. Техносферная безопасность. 2018. Т. 3. № 1 (9). С. 10-20.

PSYCHOSOCIAL RISKS OF WORKERS OF THE EDUCATION AND HEALTHCARE SYSTEMS S.V. Ivanova, L.Yu. Alekseeva

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russian Federation

ABSTRACT. PURPOSE. Treating stress as an employment risk factor in GOST P 55914-2013 involves the need for quantitative and quality assessment. The research aims to reveal main stress factors of professional activities of healthcare workers and university teachers, to estimate existing stress levels in these fields and suggest methods for decreasing them. METHODS. Healthcare workers of Slyudyanka Cebtral District Hospital of Baykalsk and teachers of Irkutsk National Research Technical University were tested. Four Leonov's techniques used to estimate quantitatively different types of relevant and background levels of functional conditions were applied. RESULTS AND THEIR DISCUSSION. The research has shown presence of the considerable amount of chronic exhaustion in all respondents. At the same time in highly qualified specialists, the stress is due to their low personal comfort when performing professional duties rather than due to their intellectual loadings. CONCLUSION. Considerable stress level of healthcare workers and university teachers is organizational as far as it is due to requirements of formalization of pedagogical and medical activities.

Keywords: psychosocial risks, stress, stress factors, stress level

1

Иванова Светлана Владимировна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, e-mail: bgd@istu.edu

Svetlana. V. Ivanova, Candidate of Agriculture, Associate Professor of Industrial Ecology and Health and Safety Management Department, e-mail: bgd@istu.edu

2Алексеева Лилия Юрьевна, магистрант, e-mail: bgd@istu.edu Liliia Yu. Alekseeva, Mater Degree's student, e-mail: bgd@istu.edu

Том 3, № 1 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 1 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Article info: received December 22, 2017; accepted January 31, 2018; available online March 21, 2018.

For citation: Ivanova S.V., Alekseeva L.Yu. Psychosocial risks of workers education and health. XXI century. Techosphere Safety. 2018, vol. 3, no. 1 (9), pp. 10-20. (In Russian)

Введение

В последние годы психосоциальные риски стали актуальным предметом исследования различных отраслей науки, что способствовало развитию нормативно-правовой базы в этом направлении и принятию ГОСТ Р 55914-2013 «Менеджмент риска. Руководство по менеджменту психосоциального риска на рабочем месте». В данном документе одним из ведущих факторов психосоциального риска при выполнении профессиональных обязанностей признан стресс.

Согласно одному из представлений, стресс - это состояние дисгармонии или нарушения гомеостаза, вызывающее физиологический и поведенческий адаптивный ответ [1]. Еще в 1936 году основатель концепции стресса Г. Селье обнаружил, что в попытках организма противостоять стрес-сорному состоянию может поражаться целый ряд систем и органов [2]. Современные исследования показывают, что при стрессовой ситуации запускаются физиологические ответы, приводящие к адаптивным изменениям, в результате которых организм оказывается защищенным от повреждения. Однако продолжительное или чрезмерное действие множества стрессоров может привести к дезадаптации и повреждению различных органов [3].

Известно, что стрессу подвержены все работающие в системе «Человек-Человек», что затрагивает многие области профессиональной деятельности, в том числе сферу образования и здравоохранения. Многие исследователи отмечают, что профессиональная деятельность медицинских работников, учителей и преподавателей высших учебных заведений всегда эмоционально насыщена. Она характеризуется высокой интенсивностью и напря-

женностью общения, широкой сетью контактов разного уровня. Ответственный характер деятельности обусловливает различные стрессогенные ситуации. Проблему усугубляют затянувшиеся реформы образования и здравоохранения, а также невысокий рейтинг этих социально значимых профессий [4, 5].

Признание стресса фактором риска влечет за собой необходимость его количественной и качественной оценки у конкретного работника или коллектива в целом. Это необходимо для управления психосоциальными рисками (принятие мер для предупреждения или минимизации действия стрессовых факторов) на уровне рабочего места, подразделения, предприятия или отрасли.

В настоящей статье предпринята попытка оценить существующий уровень стресса у медицинских работников и преподавателей высших учебных заведений, предложить пути его снижения.

В научной литературе представлено большое количество методик для объективной и субъективной оценки уровня стресса. Однако на сегодняшний день нормативно-правовая база для решения данной задачи отсутствует. Очевидно, что сложность проблемы заключается в многофакторности самого понятия «стресс» и наличии множества трактовок этого термина.

Так, например, под стрессом одни исследователи понимают состояние, возникающее при действии на организм чрезвычайных или патологических раздражителей, называемых стрессорами [6], другие -характеризуют его как результат несоответствия ожиданий человека текущим или прогнозируемым ощущениям внутренней

Ж)

ISNN 2500-1582

11

Том 3, № 1 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 1 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

или внешней среды [7].

Учитывая различную природу стрессоров, воздействующих на человека, в настоящее время используется классификация, которая выделяет два основных вида стресса: физиологический (заболевание организма) и психологический (стимулируется отношениями между людьми, социальным положением в обществе, удовлетворением / или неудовлетворением потребностей). Физиологический стресс на рабочем месте возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.). Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, такие как угроза, опасность, информационная перегрузка, обман, обида и т.п.

Наряду с этими понятиями принято различать конструктивный и деструктивный стресс. Установлено, что стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное «качество жизни» - эустресс, и ослабляющей (чрезмерный стресс) - дистресс [8].

Кроме этого, в научной литературе выделяют следующие виды стресса, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности человека [9-11]:

- рабочий стресс, обусловленный причинами, связанными с организацией рабочего места и условиями труда;

- профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности;

- организационный стресс, возника-

ющий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.

Существующие нормативно-правовые документы рассматривают стресс на рабочем месте как комплексное, многоплановое явление. Так, согласно ГОСТ Р 55914-2013, стресс на работе - это комбинация эмоциональных, когнитивных, поведенческих и психологических реакций на неблагоприятные и вредные аспекты должностных обязанностей, организации и условий профессиональной деятельности. Требования к обеспечению проведения комплекса мер профилактики стрессового состояния работников при различных видах нервно-напряженного, зрительно-

напряженного и физического труда устанавливают Методические рекомендации МР 2.2.9.2311-07 «Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности». Предложенные меры профилактики стрессовых состояний предусматривают внедрение рациональных режимов труда и отдыха, а также комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий.

Анализ существующих нормативных документов показывает, что они в большей степени нацелены на устранение или уменьшение действия факторов, вызывающих физиологический стресс. Однако специфика трудового процесса в области здравоохранения и образования сопряжена в основном с интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, обусловлена преобладанием стрессоров психологического характера.

Объекты и методики исследования

В научной литературе предложены разные методики для оценки уровня стресса. Объективные методы исследования основаны на определении различных физиологических показателей (пульса, артериального давления и др.) у испытуемых,

субъективные - предполагают использование разнообразных опросников и тестов. Наиболее известными из них являются такие как: шкала тревоги Гамильтона; цветовой тест Люшера; опросник Спилбергера; опросник Тейлора; опросник Цунга; оценка

Том 3, № 1 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 1 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

m

m

нервно-психического напряжения Т.А. Немчина; тест определения доминирующего состояния Л.В. Куликова; диагностика стрессового состояния А.О. Прохорова; методика «Утомление - монотония - психическое пресыщение - стресс» А.Б. Леоновой.

Для оценки уровня стресса у медицинских работников и преподавателей вузов нами были использованы следующие методики А.Б. Леоновой [12]:

- шкала состояний для определения индекса субъективного комфорта;

- методика, направленная на определение степени острого физического утомления;

- методика, предназначенная для оценки степени умственного утомления, развивающегося на протяжении одного рабочего дня;

- методика, предназначенная для диагностики доклинических степеней хронического утомления.

Шкала состояний - методика, направленная на оценку степени субъективной комфортности переживаемого человеком стресса в данный момент времени. Основным показателем данной методики является индекс субъективного комфорта (ИСК), который рассчитывается как общая сумма баллов, набранная испытуемым по всем шкалам опросника. Оценки испытуемых могут варьировать в диапазоне от 10 до 70 баллов. Чем выше значение ИСК, тем благополучнее общее субъективное состояние испытуемого.

Методика, направленная на определение степени острого физического утомления, пригодна для диагностики данного вида утомления не только и не столько в тяжелых видах физического труда, но и при выполнении работ с интенсивными динамическими и статическими нагрузками, необходимостью длительного поддержания фиксированной рабочей позы, частого чередования различных видов активности и поездками. Она позволяет оценить острое физическое утомление, развивающееся на

протяжении одного рабочего дня. Основным показателем данной методики является индекс физического утомления (ИФУ), который подсчитывается как общая сумма баллов по 18 утверждениям. Оценки ИФУ могут принимать значения в диапазоне от 0 до 36 баллов. О сильной степени физического утомления свидетельствует ИФУ более 25 баллов.

Третья методика предназначена для оценки степени умственного утомления, развивающегося на протяжении одного рабочего дня у лиц, трудовая деятельность которых связана с обработкой информационных потоков. В совокупности с данными по опроснику на острое физическое утомление она дает возможность более полно охарактеризовать синдром острого утомления, развивающийся у представителей массовых профессий. На основании полученных частных оценок подсчитывается общий показатель методики - индекс умственного утомления (ИУУ). Чем выше значение ИУУ, тем сильнее степень умственного утомления. Значения ИУУ могут варьировать в диапазоне от 0 до 36 баллов.

Последняя методика предназначена для диагностики доклинических степеней хронического утомления, которое в своих крайних формах переходит в разряд патологических состояний (различные формы астенического синдрома, неврозов и др.).

Хроническое утомление даже на ранних стадиях своего развития существенно снижает работоспособность человека, а в выраженных степенях приводит к затруднению выполнения даже хорошо знакомой работы и в крайних случаях - к полному срыву деятельности.

Отличительной чертой хронического утомления является его длительное «подспудное» накопление, которое проявляется чаще всего только в различных субъективных жалобах и недомоганиях. Оно долгое время не имеет объективно регистрируемых проявлений. При сильных степенях хронического утомления распад деятель-

Ж)

ISNN 2500-1582

f3f

vO/

Том 3, № 1 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 1 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

ности и ухудшение здоровья могут проявиться в форме массированного «обвала». Своевременная диагностика развития хронического утомления чрезвычайно важна для организации профилактических и коррекционных мероприятий по поддержанию общей трудоспособности человека.

Основным показателем выполнения методики является индекс хронического утомления (ИХРУ). Значения ИХРУ могут варьировать в диапазоне от 0 до 72 баллов. Чем выше значение ИХРУ, тем сильнее степень хронического утомления работника.

Таким образом, из включенных в состав диагностического комплекса три первые методики («Шкала состояний», опросники для оценки физического и умственного утомления) непосредственно направлены на оценку разных видов актуального функционального состояния. Последняя методика (опросник «Степень хронического утомления») обращена на оценку фонового уровня функционального состояния человека, который обусловливает индивидуальную специфичность реагирования на стрессовую ситуацию.

Объектами исследования были медицинские работники ОГБУЗ Слюдянской центральной районной больницы г. Бай-кальска и преподаватели ФГБОУ ВО Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ).

ОГБУЗ Слюдянская центральная районная больница находится в городе Байкальске Иркутской области, включает

три отделения: амбулаторно-поликлини-ческое, стационарное и инфекционное. В штате больницы более 160 человек, из них 37 врачей и 70 средних медицинских работников. В исследовании приняли участие 26 человек - представителей медицинского персонала из всех отделений больницы. Для интерпретации результатов исследования они были разделены на две группы (по 13 человек в каждой) по квалификационному признаку. Первую группу составили представители высшего медицинского персонала в возрасте от 30 до 70 лет (из них 62% - женщины), вторую - представители среднего медицинского персонала в возрасте от 30 до 55 лет (из них 100% - женщины).

Для определения уровня стресса в вузовской образовательной среде были опрошены 23 преподавателя института недропользования ИРНИТУ, из них 3 старших преподавателя, 3 профессора, остальные - доценты. Учитывая общий высокий профессиональный уровень респондентов, для оценки результатов исследования они были разделены на три группы по демографическому, возрастному, признаку. В первую группу вошли молодые преподаватели до 35 лет (7 человек); во вторую - сотрудники от 35 до 55 лет (8 человек); в третью - преподаватели старше 55 лет (8 человек). (Деление по возрастному принципу также может быть косвенным отражением уровня квалификации кадров). Опрос всех респондентов проводился в начале 201 7 года.

Результаты и их обсуждение

Психосоциальные риски медицинских работников. В научной литературе отмечается, что выполнение профессиональных обязанностей медицинских работников всегда сопряжено с нервным и эмоциональным напряжением, которое связано с большой ответственностью за здоровье и жизнь пациентов, а также с по-

стоянным пребыванием среди больных людей. Можно предположить, что психосоциальные риски медицинского персонала возрастают по мере его ответственности за исход лечения, однако результаты наших исследований не подтвердили этой зависимости (табл. 1, 2).

Том 3, № 1 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 1 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Таблица 1

Данные опроса высшего медицинского персонала ОГБУЗ Слюдянская центральная

районная больница г. Байкальска

Table 1

Poll data on high-level healthcare staff of Slyudyanka central regional hospital _in Baykalsk_

Методики / Techniques Средний показатель / Average value Интерпретация / Interpretation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала состояний (ИСК) / Scale of states (CLAIM) 48,2±2,2 Приемлемый уровень субъективного комфорта, нормальное самочувствие / Acceptable level of subjective comfort, normal health

Опросник для оценки острого физического утомления (ИФУ) / The questionnaire for assessment of sharp physical exhaustion (IFU) 21,5±4,3 Умеренная степень физического утомления /Moderate degree of physical exhaustion

Опросник для оценки острого умственного утомления (ИУУ) / The questionnaire for assessment of sharp intellectual exhaustion (IUU) 25,1±4,4 Умеренная степень умственного утомления / Moderate degree of intellectual exhaustion

Опросник «Степень хронического утомления» (ИХУ) / Questionnaire "Degree of chronic exhaustion" (IHU) 33,2±5,2 Выраженная степень хронического утомления/ The expressed degree of chronic exhaustion

Таблица 2

Данные опроса среднего медицинского персонала ОГБУЗ Слюдянская центральная

районная больница г. Байкальска

Table 2

Poll data on high-level healthcare staff of Slyudyanka central regional hospital _in Baykalsk_

Методики / Techniques Средний показатель / Average value Интерпретация / Interpretation

Шкала состояний (ИСК) / Scale of states (CLAIM) 43,6±3,1 Сниженный уровень субъективного комфорта, пониженное самочувствие / The reduced level of subjective comfort, the lowered health

Опросник для оценки острого физического утомления (ИФУ) / The questionnaire for assessment of sharp physical exhaustion (IFU) 29,6±5,4 Сильная степень физического утомления / Strong degree of physical exhaustion

Опросник для оценки острого умственного утомления (ИУУ) / The questionnaire for assessment of sharp intellectual exhaustion (IUU) 12,9±1,4 Легкая степень умственного утомления / Easy degree of intellectual exhaustion

Опросник «Степень хронического утомления» (ИХУ) / Questionnaire "Degree of chronic exhaustion" (IHU) 42,4±6,1 Сильная степень хронического утомления / Strong degree of chronic exhaustion

Ш/

Том 3, № 1 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 1 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Оказалось, что в исследуемом медучреждении средний медицинский персонал по сравнению с высшим характеризовался более низким уровнем субъективного комфорта и более высоким - физического и хронического утомления, уступая врачам только по уровню умственного утомления.

Наиболее частыми проблемами психосоциального характера в этой группе были названы: напряженный график работы из-за нехватки кадров и недостаточное уважение со стороны высшего медицинского персонала. Очевидно, что основной круг профессиональных проблем в этой фокус-группе больше связан с вопросами организационного плана и внутрипрофессиональ-ного взаимодействия.

Врачи связывают выраженную степень хронического утомления, в первую очередь, с постоянным увеличением объемов работы. Эта тенденция характеризуется не столько увеличением потока больных, сколько значительно возросшим объемом необходимой для заполнения документации. Эта процедура, по мнению представителей высшего медицинского персонала, напрямую не связана с качеством медицинской помощи пациенту, однако оставляет меньше времени для непосредственного общения с больными и обдумывания лечебно-диагностической тактики. Такая ситуация неизбежно вызывает тревогу и внутреннее напряжение у практикующих врачей.

Необходимость жесткого следования формализованным подходам в диагностике и лечении (стандарты, протоколы ведения больных) также является частым источником психоэмоционального напряжения. Нередко возникают такие ситуации, когда для эффективной помощи больному нужно отклоняться от их выполнения, что требует постоянного согласования с вышестоящим руководством и оформлением соответствующих документов.

Среди других проблем, названных врачами при опросе, были следующие: необходимость выполнения работы, не предусмотренной должностными обязанностями; низкий уровень взаимопонимания с руководством; психоэмоциональное напряжение при общении с конфликтными пациентами; несоизмеримость получаемой зарплаты с осуществляемыми интеллектуальными и трудозатратами.

Психосоциальные риски в высшей школе. Данные опроса преподавателей ИРНИТУ представлены в табл. 3-5.

Анализ полученных результатов показал, что все опрошенные респонденты характеризовались высокой степенью хронического утомления, которое менее всего определялось интеллектуальными нагрузками, т.к. степень умственного утомления у всех оказалась умеренной.

Сильной степенью физического утомления характеризовалась только группа преподавателей пенсионного возраста, что физиологически закономерно и предсказуемо. В других возрастных группах признаки физического утомления отсутствовали или были очень слабыми.

Очевидно, что в большей степени хронический стресс у преподавателей высшей школы связан с пониженным или низким уровнем субъективного комфорта, который был отмечен во всех возрастных группах.

Опросы показали, что внутренний дискомфорт определяется целым рядом факторов. В качестве одного из них преподаватели выделяют большой объем работы, которая психологически воспринимается как нерациональная или ненужная (работа «в стол»). Например, трудозатраты при написании различного рода программ, при сборе информации и составлении отчетов для многочисленных служб вуза, при оформлении и согласовании различных документов (приказов, командировочных удостоверений и др.).

Том 3, № 1 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 1 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Таблица 3

Показатели опроса преподавателей ИРНИТУ возрастной категории до 35 лет

Table 3

Poll data on I RNITU teachers under 35 years

Методики / Techniques Общий показатель / General indicator Интерпретация / Interpretation

Шкала состояний (ИСК) / Scale of states (CLAIM) 47,0±3,5 Сниженный уровень субъективного комфорта, пониженное самочувствие / Reduced level of subjective comfort, poor health

Опросник для оценки острого физического утомления (ИФУ) / Questionnaire for assessing sharp physical exhaustion (IFU) 9,5±2,4 Отсутствие признаков физического утомления / Lack of physical exhaustion

Опросник для оценки острого умственного утомления (ИУУ) / Questionnaire for assessing sharp intellectual exhaustion (IUU) 25,5±5,1 Умеренная степень умственного утомления / Moderate degree of intellectual exhaustion

Опросник «Степень хронического утомления» (ИХУ) / Questionnaire "Degree of chronic exhaustion" (IHU) 36,8±5,4 Выраженная степень хронического утомления / Expressed degree of chronic exhaustion

Таблица 4

Показатели опроса преподавателей ИРНИТУ возрастной категории от 35 до 55 лет

Table 4

Poll data on IRN TU teachers (35-55 age category)

Методики / Techniques Общий показатель / General indicator Интерпретация / Interpretation

Шкала состояний (ИСК) / Scale of states (CLAIM) 32,6±6,4 Низкий уровень субъективного комфорта, плохое самочувствие / Low level of subjective comfort, feeling sick

Опросник для оценки острого физического утомления (ИФУ) / Questionnaire for assessing sharp physical exhaustion (IFU) 16,0±2,2 Легкая степень физического утомления / Low degree of physical exhaustion

Опросник для оценки острого умственного утомления (ИУУ) / Questionnaire for assessing sharp intellectual exhaustion (IUU) 18,8±4,3 Умеренная степень умственного утомления / Moderate degree of intellectual exhaustion

Опросник «Степень хронического утомления» (ИХУ) / Questionnaire "Degree of chronic exhaustion" (IHU) 29,2±4,1 Выраженная степень хронического утомления / Expressed degree of chronic exhaustion

Том 3, № 1 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 1 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

m

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

щм

вы

Таблица 5

Показатели опроса преподавателей ИРНИТУ возрастной категории 55 и более лет

Table 5

Poll data on IRNITU teachers who are over 55

Методики / Techniques Общий показатель / General indicator Интерпретация / Interpretation

Шкала состояний (ИСК) / Scale of states (CLAIM) 45,0±4,4 Сниженный уровень субъективного комфорта, пониженное самочувствие / Reduced level of subjective comfort, poor health

Опросник для оценки острого физического утомления (ИФУ) / Questionnaire for assessing sharp physical exhaustion (IFU) 29,0±5,5 Сильная степень физического утомления / High degree of physical exhaustion

Опросник для оценки острого умственного утомления (ИУУ) / Auestionnaire for assessing sharp intellectual exhaustion (IUU) 26,2±2,2 Умеренная степень умственного утомления / Moderate degree of intellectual exhaustion

Опросник «Степень хронического утомления» (ИХУ) / Questionnaire "Degree of chronic exhaustion" (IHU) 44,2±5,1 Сильная степень хронического утомления / High degree of chronic exhaustion

При этом закономерно сокращается время для выполнения других видов профессиональной деятельности (подготовка к учебным занятиям, индивидуальная работа со студентами, просмотр новых научных публикаций и т.д.), что неизбежно сказывается на ее качестве. Данное обстоятельство является одной из причин появления внутреннего психологического напряжения, особенно у людей с повышенной ответственностью, снижает мотивацию труда,

повышает уровень стресса.

Еще одной не менее важной причиной снижения субъективного комфорта преподавателей является вопрос об оценке их деятельности и оплате труда на основе различных наукометрических показателей. В настоящее время эта система не отлажена, вызывает множество вопросов и сомнений, и очевидно, что период адаптации к ней будет довольно длительным.

Заключение

Сегодня можно констатировать, что управление стрессами на уровне предприятий или отдельных рабочих мест практически повсеместно осуществляется путем устранения или уменьшения действия факторов, вызывающих у человека физиологический стресс. В сфере образования и здравоохранения основное воздействие на работающих оказывают психоэмоциональные нагрузки, приводящие к психологиче-

скому стрессу.

Опрос респондентов, трудящихся в сфере образования и здравоохранения, показал наличие довольно высокой степени хронического утомления у всех принявших участие в исследовании. Количественные значения этого показателя оказались несколько выше в тех фокус-группах, которые одновременно характеризовались и значительным уровнем физического утом-

Том 3, № 1 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 1 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

ления. В их числе - преподаватели высшей школы пенсионного возраста и средний медицинский персонал.

В целом исследование показало, что у всех высококвалифицированных специалистов (высший медицинский персонал и преподаватели вузов) высокий уровень хронического утомления связан не с интеллектуальными нагрузками, а с низким уровнем субъективного комфорта при выполнении профессиональных обязанностей.

Возникающий при этом стресс может быть охарактеризован как организационный, так как во многом связан с требованиями формализации педагогической и врачебной деятельности со стороны руководства всех уровней и оценкой этой деятельности с тех же позиций. Такая ситуация неизбежно приводит к необходимости вы-

полнения большого объема работы, не связанной непосредственно с выполнением профессиональных обязанностей, определяющих миссию врачей и педагогов в обществе. Сложившаяся ситуация снижает мотивацию труда, приводит к эмоциональному выгоранию (истощение ресурсов личности в физическом, психологическом и когнитивном аспекте).

В связи с этим представляется, что основные профилактические и коррекцион-ные мероприятия по снижению уровня стресса у специалистов в высшей школе и здравоохранении должны быть связаны с изменением (упрощением) системы отчетности, устранением излишних бюрократических требований, дальнейшим совершенствованием системы оценки и оплаты труда.

Библиографический список

1. Chrousos G.P. Stressors, stress, and neuroendocrine integration of the adaptive response. Ann. N.Y. Sci. 1998, v. 851, pp. 311-335.

2. Selye H. Thymus and adrenals in response of the organism to injuries and intoxications. Br. J. Exp. Pathol. 1936, v. 17, pp. 234-241.

3. McEwen B.S. Protective and damaging effects of stress mediators. N. Engl. J. Med. 1998, v. 338, pp. 171-179.

4. Тимофеева С.С., Тимофеев С.С. Психосоциальные риски преподавателей в условиях реформирования высшей школы // XXI век. Техносферная безопасность. 2016. № 1 (1). С. 95-106.

5. Муфтахова Ф.С. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 1. С. 290-293.

6. Гризонтов П.Д., Бобкова Ю.Г., Вартанян М.Е. Стресс. БМЭ. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. C. 309-316.

7. Goldstein D.S. Stress, catecholamines, and cardiovascular disease. New York: Oxford University Press, 1995. 539 p.

8. Selye H. Stress and distress. Compr. Ther. 1975, v. 1, pp. 9-13.

9. Жуковская Е.В. Хронические стрессы на рабочем месте и их последствия // Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН «Личность в межкультурном пространстве». М.: Издательство рудн, 2010. С. 26--270.

10. Шереметова О.В. Управление профессиональным стрессом и профессиональное выгорание работников: пути решения // Материалы Российской научно-практической конференции с международным участием «Бизнес. Наука. Образование: проблемы, перспективы, стратегии». Вологда: Издательство НОУВПО Вологодский институт бизнеса, 2015. С. 660-665.

11. Щербовская Д.А. Организационный стресс. Особенности изучения стресса в рабочей среде // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27). С. 220-222.

12. Леонова А.Б., Капица М.С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека. М: Академия, 2003. 400 с.

References

1. Chrousos G.P. Stressors, stress, and neuroendocrine integration of the adaptive response. Ann. N.Y. Sci. 1998, v. 851, pp. 311-335.

2. Selye H. Thymus and adrenals in response of the organism to injuries and intoxications. Br. J. Exp. Pathol. 1936, v. 17, pp. 234-241.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Том 3, № 1 2018 Vol. 3, no. 1 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

3. McEwen B.S. Protective and damaging effects of stress mediators. N. Engl. J. Med. 1998, v. 338, pp. 171-179.

4. Timofeeva S.S., Timofeev S.S. Psikhosotsial'nye riski prepodavatelei v usloviyakh reformirovaniya vysshei shkoly [Psychosocial risks of teachers in the_ conditions

f9f

ISNN 2500-1582

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

of university reforms]. XXI vek. Tekhnosfernaya be-zopasnost' [XXI century. Techosphere Safety]. 2016, vol. 1, no. 1, pp. 95-106. (In Russian).

5. Muftakhova F.S. Izuchenie problemy sindroma emotsional'nogo vygoraniya i povedenie preodoleniya v stressovykh situatsiyakh [Studying of a problem of a syndrome of emotional burning out and behavior of overcoming in stressful situations]. Vestnik Bash-kirskogo universiteta [Bulletin of the Bashkir university]. 2009, t. 14, no. 1, pp. 290-293. (In Russian).

6. Grizontov P.D., Bobkova Yu.G., Vartanyan M.E. Stress. BME [Stress. Big Medical Encyclopedia]. Moscow, Meditsina Publ., 1985, pp. 309-316. (In Russian).

7. Goldstein D.S. Stress, catecholamines, and cardiovascular disease. New York: Oxford University Press, 1995. 539 p.

8. Selye H. Stress and distress. Compr. Ther. 1975, v. 1, pp. 9-13

9. Zhukovskaya E.V. Khronicheskie stressy na rabochem meste i ikh posledstviya [Chronic stresses in a workplace and their consequences]. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 50-letiyu RUDN «Lichnost' v mezhkul'turnom prostranstve» [Materials of the Vth International scientific and practical conference devoted to the 50 anniversary of RUDN "The Personality in

Cross-cultural Space"]. Moscow, RUDN Publ., 2010, pp. 26-270. (In Russian).

10. Sheremetova O.V. Upravlenie professional'nym stressom i professional'noe vygoranie rabotnikov: puti resheniya [Management of the professional stress and professional burning out of workers: solutions]. Materi-aly Rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Biznes. Nauka. Obra-zovanie: problemy, perspektivy, strategii» [Materials of the Russian scientific and practical conference with the international participation "Business. Science. Education: problems, prospects, strategy"]. Vologda, Iz-datel'stvo NOUVPO Vologodskii institut biznesa Publ., 2015, pp. 660-665. (In Russian).

11. Shcherbovskaya D.A. Organizatsionnyi stress. Osobennosti izucheniya stressa v rabochei srede [Organizational stress. Features of studying a stress in the working environment]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and social and educational thought]. 2014, v. 27, no. 5, pp. 220-222. (In Russian).

12. Leonova A.B., Kapitsa M.S. Metody sub"ektivnoi otsenki funktsional'nykh sostoyanii cheloveka [Assessment methods for functional conditions of a person]. Moscow, Akademiya Publ., 2003, 400 p. (In Russian).

Критерий авторства

Иванова С.В., Алексеева Л.Ю. имеют равные авторские права. Иванова С.В. несет ответственность за плагиат.

Contribution

Ivanova S.V., Alekseeva L.Yu. have equal author's rights. Ivanova S.V. bears the responsibility for plagiarism.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии интересов в этой работе.

Conflict of interests

конфликта The authors declare no conflict of interests regarding

the publication of this article.

Ï0f

Том 3, № 1 2018 Vol. 3, no. 1 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ШМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.