УДК 616.12-008.331.1:616.89-02:159.923
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
© 2008 г. О. И. Косенкова
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Артериальная гипертензия (АГ) — наиболее значимое по своим масштабам (эпидемиологическим, социальным, финансовым) заболевание в мире [4]. В настоящее время артериальная гипертензия является самым распространенным хроническим заболеванием в урбанизированных регионах мира и наблюдается у 15—40 % взрослого населения [4, 18, 19]. Распространенность АГ в детском и подростковом возрасте составляет от 4,8 до 18 %, в зависимости от возрастной группы и выбранных критериев диагностики [15, 17, 26]. На ранних стадиях течение АГ часто бессимптомное или малосимптомное, а патогенез и клинический симптомокомплекс связаны с психологическими и психофизическими характеристиками больного. Заболевание может привести к ограничениям в физическом, эмоциональном и социальном аспектах жизни человека и способно повредить его карьере. Эмоциональные факторы и ограничения в социальной сфере могут восприниматься больным как более важные, чем контролируемые лечением, симптомы. Сама по себе болезнь может вызвать дистресс, особенно если ее течение непредсказуемое или бессимптомное. В некоторых случаях медицинское вмешательство может усугубить эти трудности [8]. Соматические заболевания и психические нарушения различной степени выраженности находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии.
В рамках психосоматического подхода к изучению патогенеза многих заболеваний доказана роль психогенных факторов. В том числе и в возникновении и течении гипертонической болезни, так как одним из генетических механизмов повышения артериального давления является нарушение психофизиологической саморегуляции [13]. В основе первичной АГ у детей и подростков лежат вегетативная дисфункция и тесно связанное с ней хроническое психоэмоциональное напряжение. Избыточная реактивность на психоэмоциональное напряжение является важным маркером возникновения и прогрессирования АГ. Психоэмоциональное напряжение трудно подвергнуть количественному анализу. Чувствительность сердечно-сосудистой системы подростков к эмоциональным воздействиям определяется конституционально-типологическими и личностными особенностями. В связи с этим в план обследования целесообразно включать психологическое тестирование с использованием тестов Айзенка, Спилбергера, что позволит выявлять дезадаптивные поведенческие характеристики у подростков с АГ. Хорошо известна связь между АГ и тревогой (тест Спилбергера определяет уровень личностной и реактивной тревожности) [1, 11, 12].
Как показали проведенные специальные исследования [7], посвященные изучению формирования психоневротических состояний, задолго до клинически оформленной болезни наблюдаются расстройства различных психических процессов, свойств и состояний
Приведены современные данные, касающиеся психопатологических особенностей подростков и взрослых пациентов с артериальной гипертензией, механизмов их формирования и влияния на социальную адаптацию. Обсуждается необходимость проведения психологического тестирования пациентов с артериальной гипертензией и дальнейшей психологической коррекции для улучшения качества жизни этих больных. Ключевые слова: артериальная гипертензия, личность, поведение, тревожность, депрессия, качество жизни.
человека, снижающих качество его жизни и оптимум функционирования его психосоматической жизнедеятельности. При анализе данных у лиц без невротических расстройств наблюдаются изменения в форме повышенной эмоциональной реактивности, тревоги, изредка апатичности, цефалгий. При сформированном невротическом страдании в дальнейшем все отмеченные симптомы становятся длительными, интенсивными, субъективно значимыми, нарушая все сферы бытия человека: труд, отдых, семейную жизнь [7]. Психические расстройства могут быть определены как дефекты психических процессов (сознания, эмоций, памяти, интеллекта, самооценки, мышления, восприятия, произвольных действий), нарушающие адаптивное поведение человека. Результатом этого становится «выпадение» человека из эффективного и продуктивного функционирования, приводящее к дестабилизации его социального состояния и снижению качества жизни членов его семьи. Духовный мир человека столь сложен и многообразен, что диагностика психических расстройств относится к наиболее трудным медицинским проблемам.
Клинический опыт и ряд исследований показывают, что депрессивные и тревожно-депрессивные состояния утяжеляют течение сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Они являются одной из причин значительного ухудшения качества жизни больных в социальной сфере, кроме того, снижают приверженность к лечению, выполнению немедикаментозных рекомендаций, участию в реабилитационных и профилактических мероприятиях [23, 25]. По данным аналитического прогноза ВОЗ, к 2020 году ишемическая болезнь сердца и депрессия станут лидирующими (1 и 2 место соответственно) причинами сокращения продолжительности жизни жителей планеты [16, 21, 23]. Установлено, что у больных с сочетанием сердечно-сосудистых заболеваний и депрессии показатели социального функционирования в 2 раза ниже, чем при наличии только одного из этих заболеваний [23, 27]. Признаки депрессии встречаются у 65 % пациентов с ССЗ (инфаркт миокарда, артериальная гипертензия) и у 20 % пациентов без этих заболеваний. Исследования связи между сердечно-сосудистыми заболеваниями и депрессией показали, что:
• у части пациентов признаки депрессии предшествуют развитию ССЗ;
• даже умеренная депрессия является фактором риска АГ;
• депрессия повышает частоту госпитализации больных с сердечной недостаточностью.
В свою очередь, сердечно-сосудистые заболевания могут приводить к депрессивным расстройствам или усугублять их течение. Установлено, что депрессия у пациентов с ССЗ сопровождается значимым снижением вариабельности сердечного ритма, отражающим ухудшение регуляторных механизмов и снижение адаптационных способностей организма на стрессовые ситуации. Кроме того, депрессия приводит к тому,
что больные избегают проводить время со своей семьей и друзьями, противятся прохождению курсов реабилитации, нередко больше курят, пьют и несбалансированно питаются [22]. Наиболее значимыми в клинике депрессий являются такие симптомы, как снижение настроения, нарушения сна, изменение аппетита, потеря веса, снижение работоспособности, чувство несостоятельности, неудовлетворенность.
У пациентов с более выраженной и длительной ги-пертензивной реакцией в условиях психологического стресса выявляются различные психопатологические изменения. Ведущее место среди этих состояний занимают пограничные психические расстройства, в частности невротические и неврозоподобные, представленные тревожными, обсессивно-фобическими, неврастеническим, депрессивным, ипохондрическим и истерическим синдромами либо их сочетанием. Пограничные психические расстройства наблюдаются у 60—80 % больных гипертонической болезнью, и их присутствие отрицательно сказывается на течении заболевания, что является одной из причин снижения работоспособности, требует особого подхода к лечению и реабилитации таких больных [2, 5, 6,
14, 20].
Изучению нервно-психических особенностей при артериальной гипертензии посвящено значительное количество клинических исследований [9, 10]. Однако трактовка многих вопросов до настоящего времени неоднозначна. Существуют две точки зрения. Первая
— ведущую роль в развитии психических расстройств при АГ играют особенности личности, а не вторичные изменения центральной нервной системы, возникающие вследствие длительного повышения артериального давления [5]. Вторая — пограничные психические расстройства возникают соматогенно, так как длительная АГ формирует невротические реакции и неврозоподобные состояния [28]. Наибольшего внимания заслуживает концепция «кольцевой зависимости», рассматривающая соматические и психические расстройства при артериальной гипертензии как единый патологический процесс, при котором возникает порочный круг взаимовлияния соматического страдания и психических расстройств [5, 28].
Оценивая психические нарушения, связанные с гипертонической болезнью, Н. О. Белова (1993) в 70 % случаев обнаружила психоэмоциональную дезадаптацию преимущественно в виде неврастении,
а, по наблюдению Г. В. Погосовой (1992), социально-психологическая дезадаптация выявляется у 80 % больных гипертонической болезнью [16]. В многочисленных работах показано, что для подростков с АГ характерен более высокий уровень как реактивной, так и личностной тревоги (личностная тревога — характерологическая особенность индивида, реактивная тревожность — реакция на стрессовую ситуацию) [1, 12].
В исследовании Л. Р. Шайбаковой [24] доказано, что для детей с артериальной гипертензией харак-
терно повышение как реактивной, так и личностной тревоги, выраженность которой зависит от формы АГ. Высокий уровень тревоги отмечается у пациентов со стабильной формой артериальной гипертензии. У детей подросткового возраста с повышенным артериальным давлением выявляется анозогнозичес-кий (37,2 %), гармоничный (27,9 %) и смешанный (23,3 %) типы отношения к болезни, в формировании которых определенную роль играет пол больного, формы АГ.
В работе А. А. Александрийского [3] доказано, что психологические особенности пациентов с различным уровнем артериального давления влияют на характер клинических симптомов начальных проявлений. При оценке психологического статуса выявлены значительные нарушения в группе лиц с повышенным артериальным давлением. Они характеризуются раздражительностью, эмоциональной лабильностью, сниженным настроением, высокой личностной тревогой. Как показали результаты оценки психологического статуса в этом же исследовании, у пациентов с АГ были наиболее выражены изменения по шкалам невротического сверхконтроля, эмоциональной лабильности и тревоги, менее повышены значения шкал пессимистичности и индивидуалистичности.
В исследовании Е. П. Кошурниковой [9] у больных артериальной гипертензией ведущими шкалами психологического профиля были шкала ипохондрии, отражающая соматизацию тревоги, и шкала гипомании, отражающая, напротив, отрицание тревоги и встречающаяся у людей с повышенной активностью, высоким честолюбием и самооценкой. Сочетанное повышение вышеуказанных шкал отражает невозможность добиться желаемого положения и реализовать актуальные стремления из-за тревоги, вызванной соматическим состоянием. Поведение пациентов с АГ характеризуется либо напряженностью и активным стремлением к соматической терапии, либо демонстративным оптимизмом и стремлением подчеркнуть свою стойкость перед лицом недуга. В этом же исследовании у больных АГ были выявлены высокий уровень личностной тревоги и преобладание ипохондрических нарушений [9, 10].
В работе Е. В. Колпаковой [8] выявлены особенности психологического статуса в зависимости от назначенной терапии. Было доказано, что ухудшение качества жизни отмечалось чаще у больных с исходно нормальным суммарным показателем качества жизни и измененным типом психологического профиля. Это связано с тем, что необходимость строго следовать рекомендациям врача и регулярно применять препарат приводит к изменениям привычного образа жизни. Динамика психологического статуса зависит от исходных психологических особенностей. Психосоциальная адаптация улучшалась на фоне ацебутолола и валсар-тана (в отличие от моэксиприла). Уровень настроения снижался на фоне валсартана и повышался на фоне ацебутолола. На фоне моэксиприла снижался уровень
внутреннего самоконтроля, повышалась чувствительность к стрессовым воздействиям.
В работе Е. И. Соколова и соавт. [22] доказано, что группы больных артериальной гипертензией неоднородны по поведенческим реакциям в ситуации эмоциональной напряженности и в дальнейшем изучении их поведения. У пациентов в ситуации эмоционального напряжения выделен комплекс физиологических, психологических и поведенческих особенностей, которые отличают их от здоровых лиц. Во время эмоциональной нагрузки у больных АГ уровень притязаний характеризуется достоверно большей высотой, неадекватностью, неустойчивостью, а невербальное поведение — достоверно большим количеством жестов и изменением тона голоса по сравнению с аналогичными показателями у здоровых людей. В ситуации эмоционального стресса по своим физиологическим, психологическим и поведенческим особенностям группа пациентов с АГ неоднородна: 50 % «открыто тревожные», 50 % «репрессивные». Группа больных с «гипертензией на рабочем месте» характеризуется отсутствием увеличения реактивной тревожности в процессе эмоционального стресса, большей частотой неадекватности (69,2 %) и неустойчивости (46,1 %) уровня притязаний, особенностями поведения (меньшим количеством жестов и поз, а также большей мимикой) по сравнению с пациентами, у которых артериальное давление в рабочий день такое же или ниже, чем в выходной [22]. По данным многих исследований, у лиц с АГ имеются дезадаптивные поведенческие характеристики в виде повышенной тревоги, склонности к агрессивным реакциям, что негативно сказывается на их социальной адаптации.
Таким образом, для профилактики снижения работоспособности и качества жизни пациентов с АГ необходимо учитывать и особенности их психологического состояния. Это требует назначения в комплексной терапии помимо традиционных мер и психологической коррекции.
Список литературы
1. Агапитов Л. И. Ранняя диагностика артериальной гипертензии и профилактика гипертонической болезни у детей и подростков на основе суточного мониторирования артериального давления : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Агапитов Л. И. — М., 2006. — С. 26.
2. Айвазян Т. А. Психофизиологические соотношения и особенности реактивности у больных гипертонической болезнью / Т. А. Айвазян // Кардиология. — 1988. — № 12. - С. 13-16.
3. Александрийский А. А. Клинико-нейрофизиологическая характеристика начальных проявлений недостаточности кровоснабжения головного мозга у лиц молодого возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. / А. А. Александрийский - Иваново, 2006. - 21 с.
4. Белоусов Ю. Б. Фармакологический анализ артериальной гипертонии / Ю. Б. Белоусов, М. В. Леонова // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2003.
- № 8. - С. 10-18.
5. Березин Ф. Б. Психологические механизмы психосоматических заболеваний / Ф. Б. Березин, Е. В. Безносюк, Е. Д. Соколова // Российский медицинский журнал. — 1998. - № 2. - С. 43-49.
6. Дробижев М. Ю. Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология / М. Ю. Дробижев, М. Б. Печерская. - М., 1994. - С. 113-121.
7. Зиньковский А. К. Психологическое здоровье населения как основа КЖ / А. К. Зиньковский, А. А. Седова, М. Г. Суворова и др. // Проблемы психологии и эргономики.
- 2001. - № 2(12), Ч. 2. - С. 12-18.
8. Колпаков а Е. В. Влияние терапии моэксиприлом, ацебутолом и валсартаном на суточный профиль артериального давления и качество жизни больных гипертонической болезнью : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Колпакова Екатерина Викторовна. - М., 1999. - 23 с.
9. Кошурникова Е. П. Прогностическая значимость нейроциркуляторных и психосоматических нарушений у больных артериальной гипертензией в сочетании с ревматоидным артритом : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Кошурникова Е. П. - Пермь, 2007. - 24 с.
10. Кошурникова Е. П. Психологические особенности личности больных артериальной гипертензией, ревматоидным артритом и при сочетании этих заболеваний / Е. П. Кошурникова, М. Д. Зубова // Сборник тезисов международного симпозиума, Санкт-Петербург, НИИ кардиологии им. В. А. Алмазова, 21-25 марта 2006.
- С. 51.
11. Леонтьева И. В. Артериальная гипертензия у детей и подростков / И. В. Леонтьева // Приложение к Российскому вестнику перинатологии и педиатрии : лекция для врачей. - М., 2000. - С. 60.
12. Леонтьева И. В. Современное состояние проблем диагностики, лечения и профилактики первичной артериальной гипертонии у детей и подростков / И. В. Леонтьева // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2002.
- № 1. - С. 38-45.
13. Марков Х. М. Патогенетические механизмы первичной артериальной гипертензии у детей и подростков / Х. М. Марков // Вестник РАМН. - 2002. - № 2. -С. 46-48.
14. Матвеев А. В. Психопатологический анализ аффективных расстройств при гипертонической болезни. Депрессии в амбулаторной и общесоматической практике / А. В. Матвеев. - М., 1984. - С. 61-66.
15. Медведев В. П. Актуальные вопросы артериальных гипертензий в пубертатном периоде / В. П. Медведев, А. М. Куликов. - Л., 1993. - С. 40-46.
16. Новикова Н. А. Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология / Н. А. Новикова, А. Л. Сыркин.
- М., 1994. - С. 122-125.
17. Плотникова И. В. Суточный ритм и вариабельность артериального давления у подростков с синдромом артериальной гипертензии / И. В. Плотникова, И. А. Ковалев, И. В. Трушкина и др. // Педиатрия. - 2005.
- № 2. - С. 20-23.
18. Подпалов В. П. Прогностическое значение параметров вариабельности ритма сердца как фактор риска развития артериальной гипертензии / В. П. Подпалов, А. Д. Деев, В. П. Сиваков и др. // Кардиология.
- 2006. - № 1. - С. 39-42.
19. Ровда Ю. А. Современные аспекты артериальной гипертонии и метаболического синдрома у подростков / Ю. А. Ровда, Т. С. Ровда // Педиатрия. - 2004. -№ 4. - С. 82-86.
20. Рожанец Р. В. Психологические характеристики, связанные с различными уровнями артериального давления / Р. В. Рожанец. - М., 1987. - С. 352-360.
21. Смулевич А. Б. Депрессии у соматических больных / А. Б. Смулевич, В. Н. Козырев, А. Л. Сыркин. - М., 1988. - 63 с.
22. Соколов Е. И. Психологические и гемодинамические особенности больных артериальной гипертензией при эмоциональном стрессе / Е. И. Соколов, О. Д. Остроумова, Е. И. Первичко и др. // Артериальная гипертензия. - 2005.
- Т. 11, № 1. - С. 14-25.
23. Чазов Е. И. Клинико-эпидемиологическая программа изучения депрессии в кардиологической практике у больных АГ и ИБС (координата): результат многоцентрового исследования / Е. И. Чазов, Р. Г. Оганов, Г. В. Погосова и др. // Кардиология. - 2007. - № 3. - С. 28-37.
24. Шайбакова Л. Р. Клинико-психологические особенности и роль образовательной программы у детей подросткового возраста с артериальной гипертензией : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Шайбакова Л. Р. - Уфа, 2007. - 26 с.
25. Brundtland G. H. Mental health in the 21st century / G. H. Brundtland // Bulletin of the World Health Organization.
- 2000. - Vol. 78. - P. 411.
26. Gerald S. Epidemiology of early primary hypertension and implications for prevention: The Bogalusa Heart Study / S. Gerald, G. Berenson, A. Wendy et а1 // J. Human Hypertens. - 1994 - Vol. 8 - P. 303-309.
27. JuddL. L. The prevalence clinical relevance, and public health significance of sub threshold depressions / L. L. Judd, P. I. Schettler, H. S. Akishal // Psychiat. Clin. North. Am.
- 2002. - Vol. 25. - P. 685-686.
28. Shepherd M. Psychiatric illness in General Practice / M. Shepherd, B. Cooper, A. C. Brown, G. Kalton. - London, 1996. - P. 115.
PSYCHOSOCIAL FEATURES OF PATIENTS WITH ARTERIAL HYPERTENSION
О. I. Kosenkova
Northern State Medical University, Arkhangelsk
The present-day data about psychopathologic features of adolescents and adult patients with arterial hypertension, the mechanisms of their formation and influence on social adaptation have been given. The necessity to carry out psychological testing of patients with arterial hypertension and further psychological correction for improvement of quality of life of these patients.
Key words: arterial hypertension, personality, behavior, anxiety, depression, quality of life.
Контактная информация:
Косенкова Оксана Ивановна - аспирант кафедры педиатрии и пропедевтики детских болезней Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск Тел. (8182) 26-23-24; e-mail: [email protected]
Статья поступила 29.02.2008 г.