Научная статья на тему 'Психосоциальные основы здоровья сотрудников правоохранительных органов'

Психосоциальные основы здоровья сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
488
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
понятие здоровья / компоненты здоровья / психосоциальные основы здоровья / психосоциальные и психофизические факторы здоровья / сохранение здоровья индивида / "health" concept / preservation of the individual's health / components of health / psychosocial bases of health / psychosocial and psychophysical factors of health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернавский Александр Фридрихович

В статье рассмотрена проблема психосоциальных основ здоровья на современном этапе. Основное внимание уделено понятию здоровья как системному фактору. Впервые выделено в понятии здоровья три компонента: физическое, психическое и социальное (нравственное).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернавский Александр Фридрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the contemporary problem of psychosocial foundations of health. The concept of health is emphasized as the system factor. For the first time three components of the "health" concept are marked out: physical, mental and social (moral).

Текст научной работы на тему «Психосоциальные основы здоровья сотрудников правоохранительных органов»

Пспхопого-педагогическая коррекция состояний

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

А. Ф. Чернавский

В статье рассмотрена проблема психосоциальных основ здоровья на современном этапе. Основное внимание уделено понятию здоровья как системному фактору. Впервые выделено в понятии здоровья три компонента: физическое, психическое и социальное (нравственное).

Ключевые слова: понятие здоровья, компоненты здоровья, психосоциальные основы здоровья, психосоциальные и психофизические факторы здоровья, сохранение здоровья индивида.

Страх перед повреждением организма и болезнью на подсознательном уровне присутствует у человека всегда. История отечественной и зарубежной психологии и медицины свидетельствует, что проблема здоровья в различных возрастных группах, социальных слоях и профессиях существует с момента появления организованного человеческого общества и на различных этапах развития общественных связей рассматривалась по-разному. Наиболее остро эта проблема стоит у лиц, занимающихся общественной безопасностью. В настоящее время особую актуальность для правоохранительных органов представляют разработка и запуск программы «Психосоциальные основы здоровья сотрудников правоохранительных органов».

Главные задачи психологии, медицины и педагогики - повышение качества жизни людей и сохранение здоровья. Последние достижения в сфере психологии, медицины, законодательства по охране здоровья населения позволяют надеяться, что первичная, квалифицированная и специализированная медицинская помощь будут развиваться так, что врачи смогут правильно диагностировать и лечить болезни, а психологи - предотвращать возникновение конфликтов, способствующих развитию серьезных соматических заболеваний, предотвращать опасное поведение людей и поддерживать баланс с окружающей социальной средой. Это сложнейшая задача, так как множество факторов влияют на здоровье человека и его способность предотвращать и лечить болезнь. В практическом решении этих проблем, в появлении, распространении и лечении болезней важную роль играют психология людей, их профессия и социальная культура. Хотя конечная цель охраны здоровья и лечения болезней и сохранения здоровья везде одна и та же, в разных социальных группах «здоровье» пони-

мается по-разному. Психосоциальные различия существуют и в восприятии проблем здоровья индивидом, и в стратегии их решения. Культурные традиции человека, сложившиеся под влиянием социального окружения и педагогического воздействия, сложные условия работы сотрудников правоохранительных органов зачастую отрицательно влияют на возможность проведения профилактических мероприятий и процесс лечения, на представления и понимание проблемы здоровья и болезни медицинским работником и пациентом.

Прежде чем обратиться к рассмотрению влияния психосоциальных факторов на состояние здоровья или развитие болезни индивида, необходимо определить, что мы понимаем под здоровьем. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека. Не менее важно право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т. е. тех, воздействие которых может привести к развитию болезни. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, самоутверждению и счастью человека. Здоровье - такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Само понятие «здоровье» является условным и объективно устанавливается на основе антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. По определению ВОЗ, «Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Мы выделяем в понятии здоровья три компонента: физическое, психическое и социальное (нравственное). Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (саморегулирующаяся система) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга и уровня интеллектуального развития индивида, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые служат основой социаль-

ной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья человека являются прежде всего сознательное отношение к труду, овладение культурой, активное неприятие нравов и привыгчек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственное здоровье человека определяют ряд общечеловеческих качеств, которые и делают его настоящим гражданином.

Состояние здоровья определяется функцией физиологических систем организма, с учетом их возрастных и половых факторов, и оно зависит также от социальных, географических и климатических условий.

Психосоциальные основы здоровья, понимание которых возникло недавно, определяются как ответ системы образования, психологии и здравоохранения на социальный заказ государства о сохранении не только здоровья индивида, но и на поддержание здоровья нации. Последние исследования в этой сфере доказывают нам, что причиной смерти, прямо или косвенно, может стать неправильный выбор образа жизни и поведения, неблагоприятные социальные факторы, упущения в профессиональном и нравственном воспитании индивида и недостаточная психологическая адаптация сотрудника правоохранительный органов в современном обществе.

В последние годы все более очевидной для психологов становится роль именно психосоциальнык факторов в сохранении здоровья и развитии болезней. Наиболее интересные исследования психосоциальных факторов, влияющих на здоровье, проведены учеными Соединенных Штатов, установивших взаимосвязь между физическим и психическим здоровьем. Ими изучена связь между характером человека и его склонностью к сердечнососудистым заболеваниям. Данные исследования, проведенные в конце XX столетия, установили, что люди, длительное время находящиеся в состоянии напряжения, вечно спешащие, возбудимые и раздражительные, более подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям и инфарктам, чем люди другого психического склада. Вышвлены1 связи между безработицей, смертностью, сердечно-сосудистыми заболеваниями и раком; разочарованием и жизненными неудачами и желудочно-кишечными заболеваниями; стрессом и ишемической болезнью сердца и простудными заболеваниями; смертью близких и функциями лимфоцитов; пессимизмом и физическими заболеваниями; выносливостью и физическими заболеваниями. Исследования показали, что социально-экономический статус человека тесно связан с состоянием его здоровья, т. е. люди высокого социально-экономического статуса имеют более крепкое здоровье, чем люди с более низким социально-экономическим статусом.

Высокая стрессогенность социально-экономических, профессиональный факторов, экологических условий и стиля жизни в современном обществе обусловливает прогрессивное снижение в последние годы уровня психофизического состояния и психосоциального здо-

ровья населения. Тем не менее, сотрудники правоохранительных органов, чаще всего, не уделяют сохранению и укреплению своего здоровья достаточного внимания, не считают его важнейшей жизненной ценностью. В связи с этим особую актуальность приобретают поиск адекватных путей и методов укрепления психофизического состояния сотрудников правоохранительных органов и разработка оздоровительных технологий, способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровый стиль жизни.

Еще Г иппократ говорил о том, что лечить нужно больного, обращая внимание на его социальное окружение, а не болезнь. То есть, необходим системный подход к профилактике болезней, обследованию и лечению индивида. Медикам, психологам и педагогам нужно стремиться к тому, чтобы и взрослые, и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привыгчкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей: следует формировать психологическую и социальную потребность жить и быть здоровым.

Для сотрудников правоохранительный органов нами разработана исследовательская программа «Психосоциальные основы здоровья». Предметом изучения является анализ психических состояний, связанных с психологическими, медицинскими и социальными основами здоровья, построение методов и средств его сохранения, укрепления, а также психолого-социальные механизмы профилактики заболеваний. Интеграция сложилась на основе необходимости: знания основ физической культуры и здорового образа жизни; психологических знаний о человеке с момента зачатия и до смерти, т. е. в возрастном и гендерном аспекте; владения морально-нравственными (философскими) категориями в деятельности и жизнедеятельности человека в обществе; знания физиологического обеспечения рассматриваемых психологических состояний и процессов; умения определять и диагностировать состояние физического, психического и социального здоровья; умения помочь акцентуированным личностям и лицам, испытывающим негативные эмоциональные состояния. Целью данной программы является овладение базовыми знаниями по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья и болезни, вышвление и устранение причин, дающих толчок к развитию различных заболеваний и девиантных форм поведения.

Задачами программы «Психосоциальные основы здоровья» являются:

1. Самооценка и оценка состояния психического, физического и социального (нравственного) здоровья.

2. Рассмотрение противоположного здоровью полюса - болезни.

3. Вышвление отношения к здоровью и болезни, определение саногенного и патогенного мышления, овладение знаниями о безопасности деятельности и жизнедеятельности для сохранения здоровья.

4. Изучение отрицательных эмоциональных состояний и основных способов их устранения.

5. Представление о сохранении психического, физического и социального здоровья в конфликте.

6. Умение соотнести норму и отклонения психических свойств, состояний, процессов и психологических качеств.

При проведении занятий по данной теме уделяется внимание следующим направлениям.

В ходе изучения правовык аспектов сохранения здоровья рассматриваются законы и нормативные акты, подтверждающие право граждан России на здоровье и регламентирующие механизмы его реализации через все государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреждений и самих граждан.

Рассматриваются социально-экономические аспекты, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в сохранении и укреплении здоровья своих членов, построение такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.

Образовательно-воспитательный аспект признан обеспечивающим формирование приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни.

Медицинский аспект направлен на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по сохранению здоровья, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.

Социальный аспект связан с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни.

Юридическое направление обеспечивает социальную безопасность, защищенность индивида от раскрытия врачебной тайны.

Безопасность жизнедеятельности обусловливает адекватное сохранение здоровья при существующих неблагоприятных факторах окружающей среды.

Личностный аспект ориентирует каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливает ответственность личности за свое здоровье.

Поведение в конфликте также признано одним из таких направлений.

В ходе обучения мы столкнулись со следующими проблемами.

1. Отсутствие полноценной связи между высшими образовательными учебными заведениями для проведения последовательной и непрерывной системы обучения здоровью; регламента взаимодействия высших образовательных учреждений, медицинских организаций и коллективов правоохранительных органов для формирования у сотрудника (индивида) полноценного представления о психосоциальных основах своего здоровья. На этапах возрастного развития индивид получает информацию о необходимости сохранения своего здоровья из различных источников (от педагогов в детских учреждениях, от врачей в школе, из средств массовой информации и т. д.). Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и исходит иногда даже от некомпетентных людей, порой заинтересованных не в сохранении

здоровья индивида, а в продвижении новых, порой небезопасных, лекарственных средств и биодобавок. Все перечисленное выше привело нас к необходимости разработки системы непрерывного психосоциального образования, вооружающего человека от момента рождения до глубокой старости методологией здоровья, средствами и методами его формирования. Несмотря на постоянно растущее оснащение медицинских учреждений современным оборудованием и медикаментами, наблюдается значительное падения уровня здоровья людей (прежде всего детей и подростков), и здесь мы считаем необходимым подключить к укреплению здоровья населения не только медицинских работников, но

и, в первую очередь, психологов, педагогов, валеоло-гов, социологов и других специалистов по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных форм социальной и профессиональной дезадаптации. Наша программа «Психосоциальные основы здоровья» позволяет провести интеграцию всех специалистов по сохранению и профилактике здоровья и создать целостную программу по сохранению психосоциального здоровья населения.

2. Формирование знаний индивида о составляющих здоровья еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Каждому человеку необходимо с рождения формировать стойкую мотивацию на здоровье. Пока человек здоров, он не задумывается, почему он здоров, какие факторы могут привести к утрате здоровья, как предупредить появление болезни. Заболев и получив временное облегчение от врача, индивид склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Проще всего получить облегчение от таблетки, медицинского вмешательства, чем восстановить нормальное функционирование органов и систем организма и психологический статус.

3. В настоящее время существующая профилактическая работа ориентирует сотрудников правоохранительных органов преимущественно на раннее обращение при появлении симптомов заболевания, а не на предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и, главное, пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям и в устранении наступивших начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на фармакологию и предупреждение каких-либо самостоятельный действий человека, даже функционального характера, без ведома врача. Однако последний не подготовлен к тому, чтобы давать эффективные рекомендации по вопросам нелекарственного сохранения здоровья, поэтому чаще всего следует категорический запрет, с назначением фармакологического лечения на фоне функционального и психологического покоя. Видимые симптомы болезни исчезают, заболевание переходит в хроническую форму, пустяковое недомогание перерастает в болезнь.

Проведенные нами исследования показывают, что психологические, профессиональные и социальные

факторы, играющие важную роль в сохранении здоровья и в этиологии и лечении болезней, не учитываются при проведении профилактической работы с сотрудниками правоохранительных органов. Изменения в образе жизни (в отношении диеты, курения, физических упражнений, потребления алкоголя) происходят в последнее время именно в связи с растущим пониманием взаимосвязи культуры, психологии и медицины. Необходимо учитывать, что на здоровье, помимо психологических факторов, таких, как представления и «верования» о различных болезнях, их причинах и лечении, готовности обратиться за помощью, оказывают влияние и окружающая социальная среда, а также доступность медицинской помощи для сохранения здоровья и благополучия.

Осознание работником правоохранительных органов важности психосоциальных основ здоровья является основой способности к развитию. Эта тенденция представляет здоровье как динамический процесс, состоящий из серии мер, которые совершенствуются и развиваются при их использовании. Индивид с таким типом индивидуальной концепции здоровья ориентирован на то, что причины здоровья и болезней людей вызываются ими самими, поскольку каждый сам ответственен за свое здоровье. Понимая, что изменить экологическую ситуацию затруднительно, человек с индивидуальной концепцией здоровья способен развивать свои способности и ресурсы, тем самым не только избегая болезней, но постоянно достигая более высокого уровня жизни. В этом типе концепции присутствуют аспекты межличностных отношений, самоуважения.

В настоящее время около трети населения Европы придерживаются наиболее прогрессивного, с точки зрения современной психологии здоровья, тезиса «Здоровье - способность к развитию». При сохранении понимания здоровья как сбалансированного процесса жизни, а не идеального состояния благополучия, для психосоциальных основ здоровья характерно понимание здоровья как переменной, ответственность за которую несет сам человек: причины здоровья и болезней людей вызываются ими самими, поскольку каждый из нас ответствен за свое здоровье. Придерживаясь этой концепции, человек понимает здоровье как постоянное развитие всех своих способностей и ресурсов, не только физических, но и психологических, и социальной активности. Именно в этой концепции присутствует целостное понимание здоровья, включающее и физиологический, и психологический, и социальный компоненты.

Охрана собственного здоровья - прямая обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Прогрессивная идея о том, что человек сам отвечает за свое здоровье, что здоровье можно развивать и совершенствовать, что психическая и социальная его составляющие не менее важны, чем физическая и медицинская, все больше проникает в сознание нашего общества. И задачей общества является воспитание полноценной, гармоничной личности, основанное на принципах психосоциального здоровья.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

З. А. Аксютина, С. А. Маврин

В статье рассматриваются особенности теоретического и практического взаимодействия правоохранительных органов и социальных педагогов в целях защиты интересов несовершеннолетних.

Ключевые слова: взаимодействие, несовершеннолетний, социальный педагог, правоохранительные органы.

В современных социальных условиях, характеризующихся кризисным состоянием института семьи, нестабильным положением несовершеннолетних, возникла необходимость усиления взаимодействия правоохранительных органов и социальных педагогов. Целью при этом является оптимизация деятельности по защите прав и интересов несовершеннолетних. Такое взаимодействие должно стимулировать изменение позиции правоохранительных органов по отношению к несовершеннолетним с формализованной парадигмы на гуманистическую. В данном исследовании актуальным становится рассмотрение особенностей организации взаимодействия правоохранительных органов и социальнык педагогов в условиях динамичной социальной среды. Обратимся к раскрытию понятия «взаимодействие» с указанный позиций.

В научной литературе предлагается большое количество определений этого понятия. Более общий характер носят определения философской и социологической направленности.

Взаимодействие как философская категория отображает достаточно широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи на всех уровнях развития материи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение [1-3]. В каждый определенный отрезок времени характер этих процессов не остается неизменным и принимает форму то содействия (сотрудничества), то противодействия (борьбы), которые выступают в единстве и взаимообусловленности. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Отношения рассматриваются как предпосылка, условие и результат взаимодействия.

В самом широком значении взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению и совместной деятельности. Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью, одновременно оно в той или иной степени ею опосредуется.

С точки зрения философии, общение - это проявление общественного инстинкта человека. В человеке по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.