Научная статья на тему 'Психосоматическое здоровье детей и подростков как междисциплинарная проблема'

Психосоматическое здоровье детей и подростков как междисциплинарная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
298
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психосоматическое здоровье детей и подростков как междисциплинарная проблема»

РАЗДЕЛ Х ПЕДИАТРИЯ И РЕПРОДУКТОЛОГИЯ

Абольян Л.В., Березанцев А.Ю.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА

НИИ Общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, Москва, dove.ole@mtu-net.ru

Психическое здоровье - неотъемлемая часть общественного здоровья, оказывающая существенное влияние на состояние стран и их человеческий, общественный и экономический капитал. Существуют значимые свидетельства тому, что ранние годы оказывают критическое воздействие на психическое здоровье на протяжении всей жизни человека, и инвестиции в психическое здоровье детей имеют, таким образом, фундаментальную важность. Это включает в себя обеспечение более глубокого понимания значения психического благополучия детей и мер по содействию их воспитанию, формированию позитивных отношений между родителями и детьми, улучшению условий воспитания детей и защите уязвимых детей. Поддержка матерей в течение беременности в трудных социально-экономических обстоятельствах должна оказать положительное воздействие на вес при рождении и на внутрисемейные отношения [Barker, W., Anderson, R., &Chalmers, 1992; OldsD.L., 1998]. По этой причине все медицинские работники должны обладать знаниями вопросов укрепления психического здоровья и ценности психосоциальной поддержки, которая может быть объединена с существующими программами поддержки физического здоровья матерей и младенцев, включая кормление грудью, иммунизацию, питание, отлучение от груди и т.д. [Дженкинс Р., Мак Каллок Э., ФридлиЛ., 2005].Психическое здоровье человека закладывается во внутриутробном и раннем детском возрасте, а формирование его происходит в семье, и именно семейные факторы (её состав, жизненный уклад, стили родительского воспитания) оказывают решающее влияние на становление склада личности и психологические характеристики индивида. Нерезкие психические отклонения, компенсированные в семейной среде, проявляются с очевидностью для окружающих, как правило, только в первых классах школы, когда на психику ребенка возлагается повышенная нагрузка в связи с необходимостью осваивать

учебный курс, регулярно посещать школу, приспосабливаться к требованиям учителей и к детскому коллективу. Функционально ослабленные, но до этого ранее не проявлявшие себя звенья психической и соматической регуляции не выдерживают резко возросших нагрузок, обуславливая возникновение невротических и соматических симптомов, которые в свою очередь всегда сопутствуют школьной дизадаптации.На уровне семьи общественные тенденции преломляются через конкретные воспитательные стили родителей. Как показало обследование учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы и их родителей [Березанцев А.Ю., Булыгина В.Г., Чайнова В.Н., 2009], социально-

демографические характеристики семьи и воспитательные стили родителей играют важнейшую роль в социальной адаптации ребенка и в формировании девиантных форм поведения. При этом имеется широкий континуум

неадаптивных воспитательных практик - от жестокости, агрессии, враждебности, эмоционального отвержения, до директивности и непоследовательности, которые в свою очередь могут способствовать формированию различных форм отклоняющегося поведения - от антисоциального до аутодеструктивного. Характер проявлений в подростковом возрасте соматических симптомов опять-таки позволяет связать их наличие, прежде всего, с действием факторов психологического и психиатрического характера. Выявляемые у подростков симптомы относятся преимущественно к системе пищеварения и вегетативной нервной системе, а потому сопутствуют повышенной эмоциональной

чувствительности, уязвимости и склонности к самообвинениям, выступают проекцией негативных эмоциональных состояний. Преобладание в семье неэффективных воспитательных воздействий (одновременно директивности и непоследовательности) в сочетании с негативным отношением (враждебностью) к ребенку приводит к формированию у него негативно-пренебрежительного отношения к собственному Я, в том числе и к своему организму, а также склонности к возникновению медикаментозных и наркотических зависимостей. Забота родителей о ребенке, их помощь в преодолении жизненных трудностей, понимание, уважение и поддержка со стороны взрослых, теплые неравнодушные отношения с ребенком способствуют его психическому здоровью. Кроме того, психическому здоровью способствует развитие эмоциональных способностей и навыков общения у детей в детских садах и школах [Оиг1ак1.Л., WellsA.M., 1997].

Таким образом, при рассмотрении вопросов психосоматического здоровья детей и подростков необходим учет контекста социальной среды. На формирование психического и соматического здоровья детей и подростков влияет комплекс факторов, важнейшими из которых являются внутрисемейные, социальные, факторы школьного воспитания. К семейным факторам относятся состав семьи и характер внутрисемейных отношений, система внутрисемейных

653

оздоровительных практик. В перинатальный период, когда мать и дитя находятся в симбиотических взаимоотношениях, существенна роль грудного вскармливания, играющего исключительно важную роль в психофизиологическом развитии ребенка. В дальнейшем ведущую роль начинают играть воспитательные стили родителей, способствующие или затрудняющие социализацию детей и их адаптацию к среде дошкольных и школьных образовательных учреждений. Непоследовательность и противоречивость воспитательных стилей, эмоциональное отвержение и жестокость, ведут к формированию отклоняющихся форм поведения у детей и подростков, и наряду с другими причинами, способствуют школьнойдизадаптации.

З.Е. Агранович

МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПб ГУЗ «ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина», Ьаг81к1966@щаИ. ги

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (1989) и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с ограниченными возможностями здоровья. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, получение воспитания, развития и образования, заботу о тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Объективные данные, полученные при изучении состояния здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над вопросом усиления медицинской, социально-психологической и педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии с самого детства. При проведении углубленных медицинских осмотров в рамках государственной программы диспансеризации детского населения выявлено значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья. Степень тяжести отклонений в их психофизическом развитии различна: от неярко выраженных до тяжелых случаев (умственной отсталости, серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи и т.д., их сочетаний) вплоть до инвалидности. Специалисты отмечают усложнение структуры дизонтогенеза у детей раннего,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.