Научная статья на тему 'ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С СД 1 ТИПА'

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С СД 1 ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / САХАРНЫЙ ДИАБЕТ 1 ТИПА (СД 1 ТИПА) / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОМПЕНСАЦИЯ ДИАБЕТА / TYPE 1 DIABETES MELLITUS / SOCIAL ADAPTATION / DIABETES COMPENSATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Капитонова Д.Р., Пересецкая О.В.

В статье рассмотрены психосоматические особенности и социальная сфера детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа. Подростки являются наиболее уязвимым контингентом в плане компенсации заболевания и формирования психологических проблем. Поэтому важно уделять им внимание как в плане улучшения показателей компенсации заболевания, так и психологической поддержки. Всем пациентам с повышенным уровнем тревожности, требуется оказание психолого-педагогической помощи с учетом состояния здоровья и личностных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Капитонова Д.Р., Пересецкая О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOMATIC STATUS AND SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH TYPE 1 DM

The article considers the psychosomatic characteristics and social sphere of children and adolescents suffering from diabetes mellitus type 1. Adolescents are the most vulnerable contingent in terms of compensation for the disease and the formation of psychological problems. All patients with an increased level of anxiety require the provision of psychological and pedagogical assistance, taking into account the state of health and personal characteristics.

Текст научной работы на тему «ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С СД 1 ТИПА»

УДК 616.379-008.64

i ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С СД 1 ТИПА

Капитонова Д.Р., Пересецкая О.В.

Научный руководитель - к.м.н., доцент О.В. Пересецкая

Смоленский государственный медицинский университет Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. dzeam3566@gmail.com - Капитонова Д.Р.

Резюме. В статье рассмотрены психосоматические особенности и социальная сфера детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа. Подростки являются наиболее уязвимым контингентом в плане компенсации заболевания и формирования психологических проблем. Поэтому важно уделять им внимание как в плане улучшения показателей компенсации заболевания, так и психологической поддержки. Всем пациентам с повышенным уровнем тревожности, требуется оказание психолого-педагогической помощи с учетом состояния здоровья и личностных особенностей.

Ключевые слова: дети, подростки, сахарный диабет 1 типа (СД 1 типа), социальная адаптация, психологические особенности, компенсация диабета.

i PSYCHOSOMATIC STATUS AND SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH TYPE 1 DM

Kapitonova D.R., Peresetskaya O. V.

Scientific adviser - O.V. Peresetskaya, PhD.

Smolensk State Medical University

28, Krupskoj str, Smolensk, 214019, Russia

dzeam3566@gmail.com - Kapitonova D.R.

Abstract. The article considers the psychosomatic characteristics and social sphere of children and adolescents suffering from diabetes mellitus type 1. Adolescents are the most vulnerable contingent in terms of compensation for the disease and the formation of psychological problems. All patients with an increased level of anxiety require the provision ofpsychological and pedagogical assistance, taking into account the state of health andpersonal characteristics.

Keywords: type 1 diabetes mellitus, social adaptation, diabetes compensation,

Введение. Сахарный диабет продолжает оставаться серьезной проблемой здравоохранения во всем мире, влияющей на показатели здоровья, трудоспособности и, в конечном итоге, продолжительности жизни больших групп населения. Статистика последних лет свидетельствует

0 значительном росте заболеваемости диабетом в детской и подростковой популяции. В России в настоящее время насчитывается более 18 тыс. детей и более 9,5 тыс. подростков, страдающих СД

1 типа [1].

Хроническое течение и болезни и развитие осложнений является причиной существенного снижения качества жизни детей [2]. Это происходит не только из-за проблем соматического здоровья, но и психологического, независимо от объективной тяжести болезни. Поэтому исследование только соматического статуса детей с СД 1 типа в современных условиях становится недостаточным: для составления максимально полной картины болезни необходима оценка проблем в различных сферах жизни ребенка.

Цель исследования. Оценить психосоматический статус и особенности социальной адаптации у детей с сахарным диабетом 1 типа. Сделать заключение о возможностях коррекции выявленных нарушений.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Смоленская областная детская клиническая больница» (ОГБУЗ «СОДКБ»),

Было обследовано 33 ребенка и подростка с сахарным диабетом 1 типа. Критерием исключения было наличие у пациентов стажа основного заболевания менее года.

Все исследуемые (п = 33) были разделены на три группы в соответствии с возрастом. Первая группа состояла из 7 человек от 1 года до 6 лет (преддошкольный и дошкольный возраст). В опросе принимали участие родители, так как проанкетировать детей этой группы не представлялось возможным. Вторая возрастная группа включала детей с 7 до 11 лет (младший школьный возраст) в количестве 9 человек (4 девочки и 5 мальчиков). Третья группу составили 17 пациентов в возрасте с 12 до 17 лет (10 девочек, 7 мальчиков).

Был разработан опросник для детей с СД 1 типа и их родителей, который характеризовал уровень контроля заболевания (соблюдение диеты и суточный контроль уровня гликемии) и психосоциальные особенности жизни ребенка (обучение в школе, коммуникация со сверстниками и взрослыми, дополнительные занятия).

Статистическая обработка и анализ данных были проведены с использованием пакета прикладных программ: STATISTICA 6.1, MS Exel 2016. Статистическая значимость различий качественных признаков определена по точному критерию Фишера, критический уровень значимости принят равным 0,05.

Результаты.

Средний стаж заболевания у обследуемых детейсоставил 3,6 ± 3 года. Все дети получали базисно - болюсную терапию аналогами инсулина.

В ходе исследования были выявлены два периода наиболее частой манифестации заболевания: 4-7 лет и 10 - 13 лет. На первый период приходилось 42,5% всех случаев развития СД 1 типа, на второй - 30,3 % всех случаев дебюта диабета. Отягощенную наследственность по СД 1 типа имеют 9,1% пациентов.

Несмотря на то, что СД 1 типа позиционируется, как «образ жизни» менее половины опрошенных детей и подростков (43,8%) придерживаются диеты, 50,2% - отмечаютнерегулярное соблюдение диеты, а 6% не соблюдают совсем. Причем приверженность диетическому питанию у третьей группы была достоверно ниже, чем среди детей среди первой группы (р=0,0454).

Мониторинг гликемии - неотъемлемая часть контроля заболевания. Все пациенты, включенные в исследование, подтвердили наличие индивидуальных глюкометров. Большинство (73,5% во всех группах) опрошенных измеряют уровень гликемии от 4 до 10 раз в сутки. Контроль от одного до трех раз выполняли 14,3% пациентов, что является абсолютно недостаточным в детском и подростковом возрасте.

Даже при целевом показателе HbAlc у детей и подростков, больных сахарным диабетом 1-го типа, возможны колебания гликемии, не позволяющие считать компенсацию углеводного обмена оптимальной. С применением в клинической практике систем CGM (Continuous glucose monitoring — непрерывный мониторинг гликемии) появилась возможность регистрировать уровень гликемии интерстициальной жидкости каждые 5 мин (288 раз в сутки), фиксировать эпизоды гипер- и скрытой гипогликемии, которые сложно выявить с помощью традиционных средств самоконтроля (глюкометры, тест-полоски) [4]. Постоянный мониторинг уровня глюкозы использовали 12,2% пациентов.

Анализ компенсации углеводного обмена. Учитывая допустимые целевые значения гликированного гемоглобина (HbAlc) для детей и подростков (в зависимости от возраста обследуемых), отметим, что целевой уровень достигался лишь у 37,2% детей (первая и вторая возрастные группы) и 26,5% подростков (третья возрастная группа). Частота распространенности декомпенсации заболевания (НЬА1с>9%) в группе подростков статистически значимо выше, чем среди детей от 1 года до 11 лет (р=0,0238)

Худшие показатели HbAlc у подростков могут быть обусловлены как объективными (повышение концентрации контринсулярных гормонов и др.), так и субъективными факторами -сложностью контроля гликемии в пубертатный период: эмоциональные конфликты, свойственные

подростковому возрасту, приводят к несоблюдению режима питания и инсулинотерапии, нежеланию проводить самоконтроль, отказу от введения инсулина и излишествам в еде [5].

Таким образом, подростки оказались наиболее уязвимым контингентом. Пожалуй, впервые они осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность необходимостью делать ежедневные многократные уколы, соблюдать определенный режим питания, осуществлять самоконтроль и т.д. Часто эти сложности создают у таких учеников впечатление недостижимости многих жизненных целей, естественных для любого человека - иметь друзей, создать семью, получить желаемую профессию, работу, заниматься спортом и т.д. Поэтому часто для них характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. [3].

Многочисленные клинические и психосоциальные исследования детей и подростков, больных сахарным диабетом, показывают, что заболевание изменяет процессы нормальной адаптации человека в социуме, при этом отмечается прямая зависимость между декомпенсацией заболевания и нарушением психосоциального развития ребенка. [6]

Исследование социальной сферы. Каждый второй исследуемый ребенок дошкольного возраста не посещает детский сад (53,2%). На наш взгляд, это может быть связано как со страхом родителей, так и с отсутствием условий для ребенка с таким заболеванием и нежеланием персонала учреждения брать на себя особую ответственность.

Серьезной проблемой ребенка с диабетом является организация школьной жизни. Школа -это то место, где ребенок находится отдельно от родителей и остается без опеки, что часто вызывает у них беспокойство. Во многих случаях их опасения оправданы, так как не всегда в школе есть компетентные специалисты, умеющие правильно действовать в экстремальных ситуациях, связанных с диабетом. Также возникают сложности в участии ребенка ребенка с СД во всевозможных спортивных и развлекательных мероприятиях и других событиях школьной жизни, что неправильно, поскольку привлечение лишнего внимания к болезни может осложнить положение ребенка среди сверстников.[3]

Большинство детей-школьников посещают учебные заведения (96,1%). При этом два пациента, обучающиеся в начальной школе, столкнулись с давлением со стороны администрации с целью перевода в другое учебное заведение/на домашнее обучение. Один ребенок (так же обучающийся начальной школы) находится на домашнем обучении.

Дети, посещающие образовательные учреждения, отметили, что вынуждены делать инъекции инсулина и контролировать уровень глюкозы крови в туалете, коридоре, в учебном классе или в комнате группы. Доступ к медицинским кабинетам был менее, чем у трети опрошенных (27.3%).

Ситуация необходимости постоянного контроля параметров питания и введенного инсулина часто ведет к истощению внутренних ресурсов, особенно если учесть тот факт, что непрерывный контроль не всегда закачивается успешной компенсацией. Это сложный процесс. Периодически возникающие гипер- и гипогликемические эпизоды, вопреки затраченным усилиям, неминуемы. Это может привести к психологическим сложностям, снижается мотивация к контролю, изменяется внутренняя картина болезни. В итоге изменения всех этих психологических параметров ухудшается медицинский прогноз относительно течения диабета и его осложнений. Исследования показывают, что у 25-30% детей и подростков с СД отмечаются психологические расстройства, а у 10% - тяжелая депрессия, что значительно выше распространенности психологических расстройств при других хронических заболеваниях [7,8,9]. У обследованных нами детей и подростков с СД 1 типа выявлялись: эмоциональная нестабильность - 11 детей (33,3 %), повышенное чувство тревожности, беспокойство за жизнь - 7 детей (21,2%), снижение интереса к обучению после дебюта болезни отметили 9 детей (27,3%).

Заключительный пункт опросника был направлен на выявление проблем с коммуникацией в связи с заболеванием у детей второй и третьей возрастной группы. Абсолютное большинство заявили об отсутствии проблем в общении (84,8%). Часть пациентов (15,2%) испытывали затруднения в общении со сверстниками: это подростки от 12 до 16 лет, средний стаж заболевания 2 ± 1 года, при этом все они имели неудовлетворительную компенсацию заболевания по данным уровня гликозилированного гемоглобина.

Заключение.

Общеизвестно, что компенсация сахарного диабета 1 типа у детей и подростков зависит, во многом, от эффективности обучения пациентов контролю за заболеванием: необходимо проводить активную санитарно-просветительную работу среди детей и их родителей. Подростки являются наиболее уязвимым контингентом в плане компенсации заболевания и формирования психологических проблем. Поэтому важно уделять им внимание как в плане улучшения показателей компенсации заболевания, так и психологической поддержки. Всем пациентам с повышенным уровнем тревожности, требуется оказание психолого-педагогической помощи с учетом состояния здоровья и личностных особенностей.

Необходима популяризация знаний о сахарном диабете 1 типа среди персонала школ и детских садов, о чем свидетельствует направление современного пособия «Школа и сахарный диабет», разработанного ведущими российскими детскими диабетологами, в виде Приложения к Письму Министерства здравоохранения РФ от 27 мая 2019 г. № 15-1/И/1-4544. Наше исследование показало, что адекватные условия для инъекций инсулина и контроля гликемии учебных заведениях нередко отсутствуют, в связи с чем актуальной является организация доступа детей в медицинский кабинет для этих манипуляций.

Дети с СД 1 типа должны жить полной жизнью и принимать участие во всех школьных мероприятиях, в противном случае этот ребенок останется один на один со своим заболеванием и будет ограничен рамками дома и семьи.

Литература

1. Никитина П. Л., Петрова Т. А., Костарева А. А. Детская эндокринология сегодня и завтра: взгляд педиатра и эндокринолога. Сахарный диабет у детей //Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. - 2016. - №. 2. - С. 25

2. Баськова А.И. Сахарный диабет как социально значимое и как психосоматическое заболевание II Символ науки. - 2016. - № 5-3. - С. 1

3.Свистунова Е.В. и др. Оказание психологической помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа и членам их семей //Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017. - Т. 17. - №. S2.-C. 168-169.

4. Русаленко М. Г. и др. Результаты оценки качества жизни и психологического благополучия подростков с сахарным диабетом 1-го типа //Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2009. - №.- С. 19-24.

5 Алимова П. Л. Достижения и проблемы клинической практики детской диабетологии //Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2013. - Т. 58. - №. 2. - С.

6. Diabetes Control and Complications Trial Research Group. The effect of intensive treatment of diabetes on the development and progression of long-term complications in insulin-dependent diabetes mellitus //New Englandjournal of medicine. - 1993. - T. 329. - №. 14. - C. 977-986.

7. Hood KK, Huestis S, Maher A, et al. Depressive symptoms in children and adolescents with type 1 diabetes: association with diabetes-specific characteristics. Diabetes Care 2006; 29: 1389-91.

8. Lewinsohn PM, Clarke GN, Seeley JR, et al. Major depression in commu- nity adolescents: age at onset, episode duration, and time to recurrence. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1994; 33: 809-18.

9. Egede L.E. Diabetes, major depression, and functional disability among US adults Diabetes Care 27 2004 421 428.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.