Научная статья на тему 'Психосинергетические основания концептуально-стратегической модели высшего образования'

Психосинергетические основания концептуально-стратегической модели высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Ершова-Бабенко, Святослав Корниенко

Рассмотрена проблема изменения парадигмы образования в XXI в., философии образования и его концептуально-стратегической модели в терминах и с позиций постнеклассической науки, психосинергетики и альфалогии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosynergetic Bases of Higher Education’s Conceptual-strategy Model

The problems of the educational paradigm’s change in XXI century, philosophy of education and its conceptual and strategy model in the context of post nonclassical science, psychosynergetics and alphalogy are discussed in the given paper.

Текст научной работы на тему «Психосинергетические основания концептуально-стратегической модели высшего образования»

СУЧАСН1 МЕТОДОЛОГИ ОСВ1ТИ

Ирина ЕРШОВА-БАБЕНКО, Святослав КОРНИЕНКО

ПСИХОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена проблема изменения парадигмы образования в ХХI в., философии образования и его концептуально-стратегической модели в терминах и с позиций постнеклассической науки, психосинергетики и альфалогии.

Одна из существенных особенностей современного периода жизни общества, особо значимая для системы высшего образования (СВО) как социального института и способа социализации человека — это резкое увеличение скорости информационных процессов. Речь идет об изменении параметров информационной среды как специфической среды обитания человека. С одной стороны, это относится к обществу, рассматриваемому в данной работе как социально-информационная макросреда, с другой —

к личности, к внутреннему, внутрипсихическому миру человека, рассматриваемому как информационно-ментально-духовно-эмоциональная среда (ИМДЭС).

Это обусловило одно из базовых положений концептуальной модели образовательной политики в Украине — «среда в среде», точнее, «нелинейная среда в нелинейной среде», каждая из которых выступает как становящаяся целостность, что позволило ввести понятие «целое в целом» как «нелинейное целое в нелинейном целом» [16].

Вследствие изменения параметров сократился, например, временной интервал между моментом получения научного результата как итога мыслительной (информационной) деятельности, и моментом его внедрения в сферу практической деятельности человека, системы образования и других социальных структур. Также сократился временной интервал между моментом внедрения результата и его устаревания, другими словами, моментом возникновения потребности общества в чём-то новом. Вполне очевидно, что дальнейшая реализация подобного пути социального, в т. ч., образовательного развития — это, фактически, гонка за созданием ещё более нового за ещё более короткий срок. При этом общество не в состоянии успеть использовать то, что уже создано и даже не ставит такую задачу. Подобный характер процессов — социального, образовательного, информационного, внутриличностного — можно назвать изнуряющим, поскольку психологическим рефреном эмоционального состояния человека в этом случае становится страх «не успеть», страх «не соответствовать». К этим страхам с недавнего времени добавился еще один страх — это неизвестность, неопределенность того, когда и где произойдет очередной террористический акт, катастрофа и пр.

В таких условиях страдает психика человека, а его психоэмоциональная сфера переходит в крайне неравновесное положение и длительное время в нем находится. Данные процессы сопровождаются явлением депривации ментальной, мнемической деятельности человека, что обнаружено нами в эксперименте — снижение функции запоминания учебной информации у студентов начальных курсов [4-6].

Предварительные результаты диссертационного исследования [20] показали наличие: 1) внутренней тревожности у 140 студентов; 2) ситуационной тревожности у 190 студентов; 3) внутренней комфортности у 15 студентов; 4) фрустрационной реакции на информационные (стрессовые нагрузки) у 90 студентов; 5) ригидной реакции у 60 студентов; 6) агрессивной реакции у 150 студентов.

Полученные результаты тестирования показали, что у студентов начальных курсов наблюдается преимущественно средний уровень тревожности с тенденцией к высокому. Ко второму курсу уровень эмоциональной слабости и тревожности возрастает в среднем на 10-15 %. Это позволяет предположить, что чем старше курс, тем больше рост показателей тревожности. (Исследование продолжается). По предварительной интерпретации полу-

I

О ш

О О

Г\|

О IX)

о о

01

т ^

с;

5

О Ш

с; си

и о с

о ю ю

о С1 1Л

о

о т

о гм

СТ1

о

о ,—

гч

и

о

т с;

и 01

з- т

та

V

О О

* с

□ ■

Рис. 1. Показатели, характеризующие реакцию организма на воздействие информационного фактора среды

Показатели: 1) общее количество студентов; 2) ситуационной тревожности; 3) агрессивной реакции; 4) внутренней тревожности; 5) фрустрационной реакции; 6) ригидной реакции; 7) внутренней комфортности.

высокий уровень ср. уровень, с тендецией к высокому ср. уровень с тенденцией к низкому

□ 1 стомат 10% 30% 46%

■ 2 стомат 17% 46% 31%

□ 1 мед 13% 37% 43%

■ 2 мед 10% 46% 32%

низкииуровень

14%

6%

7%

12%

Рис. 2. Показатели, характеризующие реакцию организма на воздействие эмоционального фактора среды

ченных данных, это может быть связано с ростом информационных и эмоциональных нагрузок на студента, то есть в условиях роста агрессивности информационного показателя среды (Рис. 1).

Наряду с этим в целях изучения эмоционального статуса студентов, степени и характера влияния ИЭС, ее нагрузок на психику молодых людей в возрастных группах 16-18 лет и 18-25 лет было проведено независимое диссертационное исследование [22], в ходе которого обследовано по 100 человек 1-го, 2-го и 3-го курсов медицинского и стоматологического факультетов. Методика включала модификацию группы психологических тестов: методики многофакторного исследования личности Р. Кеттела, опросники EPI, методики Айзенка, фиксирующие уровень нейротизма и тревожности личности.

Результаты исследования показали, что наблюдается повышение уровня тревожности и эмоциональной неустойчивости в среднем на 10-15% с каждым курсом, при этом на 1-м курсе у студентов отмечается уровень тревожности средний с тенденцией к высокому (Рис. 2).

На Рис. 2 приведены результаты тестирования студентов по шкале тревожности с градацией: высокий уровень, средний с тенденцией к высокому, средний с тенденцией к низкому, низкий уровень. Наибольший интерес представляет динамика показателей преобладания среднего уровня тревожности у исследуемых студентов.

Полученные в ряде экспериментальных исследований данные позволяют классифицировать состояние информационно-эмоциональной внутриличностной (внутрипсихической) среды человека как крайне-неравновесное и, более того, констатировать, что среда находится в этом состоянии в течение длительного времени и непрерывно.

В соответствии с психосинергетической концепцией [13-15], психика человека рассматривается как гиперсистема синергетического порядка, имеющая фазовую структуру и принадлежащая к классу открытых нелинейных сред (ОНС). Поведению данных сред в крайне неравновесном состоянии современная нука уделяет особое внимание, поскольку в этом состоянии среда ведет себя принципиально иначе.

Особенности современного периода развития общества [Ершова-Бабенко, 2005] определяют потребность в принципиально иной психоэмоциональной, энерго-информационной, духовной, мыслительной стратегии развития СВО.

В рассмотрении этого вопроса ведущую роль играет степень адекватности нашего представления об особенностях поведения, характере, этапах и механизме изменений социально-информационной среды как нелинейного становящегося целого в нелинейном становящемся целом — системе сред всей человеческой деятельности (ЧД); о поле потенциальных возможностей развития такой среды, с учетом ее истории, и реализации на этой среде определённых сценариев. То же относится и к внутрипсихичес-кому миру человека (информационно-ментально-духовно-эмоциональной среде этого же класса ОНС - ИМДЭС), особенности и механизм изменений которого в значительной мере формируются в системе образования [14;16].

Поэтому психосинергетические стратегии человеческой деятельности (ЧД), представленные в одноименной монографии 2005 г., являются базовыми для разработки концептуально-стратегической модели высшего образования в Украине [14].

Подобный уровень рассмотрения вопроса согласуется с целью развития современной цивилизации — стремлением сохранить человека и человечество не столько в биосоциальном плане, сколько в нообиосоциальном как символ развития интеллекта и духовности с акцентом на психо-, ноо-, т. е. на психобиосоциальном, нообиосоциальном уровне, учитывая присутствие на данном этапе бионосителя — человеческого тела, но и учитывая обнаруженное генетикой несоответствие ноо- и биозаконов [18].

С этих позиций концептуально-стратегическая модель системы высшего образования может быть создана и может получить свою реализацию с позиций психосинергетики, а в дальнейшем и альфалогии.

В концептуальные основания предложенной стратегии СВО встроена позиция «системно согласованное поведение» (в терминах И. Пригожина — «дальнодействующие силы»), обеспечивающее единство всех составляющих системы СВО с позиции «целое в целом» и их параметров:

1. Скорость процессов, которые характеризуют субъекты, задействованные на определенной стадии изменения среды.

2. Информационная, смысловая ёмкость ментальной единицы среды на момент изменения.

3. Топографические данные самой среды и происходящих в ней процессов.

4. Система отношений между и внутри задействованных сред к происходящему, т. к. системно согласованное поведение обеспечивает целостность, единство среды.

5. Возраст структуры/системы/среды/процесса.

6. Граничные условия (в терминологическом поле И. Пригожина).

Еще раз подчеркнем, что подобной средой является и внутрипсихи-ческий мир человека [16]. Можно предполагать, что здесь формируется выход на подобие (фрактальность) сред: ментальных или ноосред друг с другом и сред внутри ноосреды индивида (группы, социума).

Причина рассогласованности действий и конфликтности отношений между структурами/уровнями/средами/процессами в системе высшего, и не только, образования в рассогласованности скорости изменения внешней, по отношению к организму, информационной среды и биологических процессов, увеличение расхождения величин, характеризующих систему образования и человека в ней. В синергетике подобное состояние называют особой критической точкой бифуркации или точкой перехода, результатом крайне неравновесного состояния системы. В социальном и личностном плане это выглядит как эмоциональный взрыв, протест, немотивированное сопротивление на уровне внутреннего мира человека и/или на уровне его поведения или поведения группы людей, среды в целом. Это может быть выражено и как недовольство, подавленность, агрессивность. Следствием таких, длительное время подавляемых (депривационных) состояний, становятся психосоматические проблемы информационно-эмоционального, аксиологического происхождения, эффекты ослабления памяти, так называемого социального недоразвития, немотивированного, казалось бы, невыполнения вполне простых и доступных действий и т. п.

Одним из способов существенного «реформирования системы образования» может служить изменение отношений в системе внутреннего мира личности, поведения человека, группы, социума, и т. д., изменение структуры отношений на соответствующих уровнях — информационном, эмоциональном, ментальном, ценностном и др. — с позиций целостности [2], нелинейного целого в нелинейном целом [16]. Результаты изменения при работе с этих позиций отслеживаются в ходе применения метода «Creative Power». Например, следствием применения принципа «вычер-

кивания лишнего» является перераспределение энергии/вещества/информации в поле внимания человека на уровне информации, эмоций, ментальных процессов и т. д. Это, в свою очередь, приводит к снижению нагрузки на нервную систему.

Достигаемое изменение структуры внутриличностных отношений может соотноситься с пространственной, временной, пространственно-временной реализацией, а также другими измерениями, в которых, по определению [4-6] психика человека может и становится системообразующим (переходоформирующим) фактором.

Для СВО эти возможности выдвигают на первое место наличие у человека специальной способности изменять скорость своих ментальных, внутри-психических, поведенческих процессов, изменять в нужный момент, в ту или иную сторону, т. е. ускорять или замедлять, согласуясь с собственным состоянием и обстоятельствами и стратегиями целого (СВО, ЧД).

Подобная способность обеспечивает возникновение новых качеств личности, ее целостности и согласованности, что и определяется как нелинейная становящаяся внутрипсихическая среда человека.

Интересен обнаруженный эффект: в условиях высокоскоростных информационно-, энерго- и смыслоёмких мыслительных процессов достигается такое качество выбора и решения, процессов и событий, которое исключает негативный характер результирующей, что, естественно, вносит определенный оптимизм. Как известно, контроль как функция сознания обладает значительно меньшей скоростью, и поэтому на определённом уровне энерго/информационной ёмкости и скорости мыслительных процессов происходит отрыв от сознательного контроля из-за большой разности скоростных и ёмкостных характеристик. В этом случае функцию контроля берёт на себя качество более высокоскоростного и высокоёмкостного гибкого мыслительного процесса. Как ни парадоксально, но функцию контроля берет на себя интуиция.

В новых информационных условиях, характеризующих XXI в., возрастает потребность личности в формировании и развитии специфической ментальной способности и умениях, которые связаны с возможностью скачкообразного изменения (увеличения) скорости путем перехода к определённому уровню мыслительных процессов, не только распознавания знания, но и создания своего собственного. Наконец, что принципиально ново для психологии и педагогики, — умение выполнять все перечисленное в принципиально новых условиях динамического (информационного, социального, политического, экономического, культурно-ценностного) хаоса, переходя в новое измерение хаоса — его продуктивность.

Сказанное непосредственно связано с коммуникативно-личностными навыками общения человека с самим собой (а не только с другими людьми), обладающими такими качествами, как не агрессивность, а продуктивность жизни с созданием и сохранением себя как личности, своей жизни.

Адекватный нынешнему периоду жизни общества характер общения требует умения легко и быстро реагировать, оценивать, изменяться, создавать и сохранять себя, при этом не разрушая, а также сохраняя другого. Это особый стиль жизни и мышления, характер общения, который позволяет человеку и окружению одновременно и бесконфликтно «быть» и при этом «быть в становлении».

Обучение специфическим навыкам такого перехода осуществляется в рамках разработанного метода «Создающая Сила» (Ершова-Бабенко), имеющего личностно-ментальноразвивающий, психокоррекционный и терапевтический эффекты (подробнее о методе в [14]).

Работа по исследованию, формированию и развитию таких специфических навыков показала, что при «повреждении» системы психической реальности личности (послестрессовая потеря памяти, нервная ано-рексия, некоторые виды шизофрении, мокрая экзема, псориаз и проч.) и/или отдельных психических реакций, с помощью этих навыков удается вновь создать и таким путем включить цепь (сеть) психических реакций. При этом скорость «новых» реакций на много порядков превышает характерные скорости для психических реакций, текущих в норме [4-6; 8; 9; 13-15 и др.].

Результаты решения вопроса о методологии исследования психики человека как системы синергетического порядка с позиций постнеклас-сической науки, психосинергетики [13-15] позволяет рассматривать мышление и организм как диссипативные системы, т. е. такие, которые способны создавать избыток свободной энергии, вещества и информации и использовать их для поддержания собственных функций. В нашем случае это до 97% высвобожденной энергии на каждом включённом уровне умственной работы. Важно, что при этом действие механизма удаления лишнего (один из основных в методе «Создающая Сила») включается и на других уровнях организма, психики. Это энергия, которую наша психика и организм могут направить на поддержание собственных функций. Вероятно, этим и обеспечивается психокоррекционный и психосоматический лечебный эффекты, имеющие место при использовании метода.

Акцент сделан на понятиях «точка бифуркации», «состояние» и «изменение отношений», «изменение структуры отношений», адекватность представления о внутренней специфике поведения сильно неравновесных систем не случайно. Теоретическими источниками оснований концептуально-стратегической модели образования (Ершова-Бабенко) выступают принципы и понятийное поле теории изменения, науки о сложном И. Пригожина (1945-2003), культуры нелинейной интуиции А. Мандельштама (1955), новой теории самоорганизации, наиболее широко разработанной к настоящему времени в рамках синергетики Г. Хакена (1967-2003), режимов с обострением А. Самарского (1986; 1995), С. Курдюмова (1987; 1990; 1994), роста научного знания В. Буданова (1996; 2003-2004),

нелинейной динамики С. Капицы, С. Курдюмова, В. Малинецкого (1997), Малинецкого и Потапова (2002), новой концепции психики человека (как сверхсложной системы синергетического порядка) и поведения психомерных систем, когда состояние психики может становиться параметром порядка, разрабатываемых в рамках психосинергетики и альфалогии И. Ершовой-Бабенко (1989-2005) и шире, чтобы выйти за пределы философских оснований предыдущей физической картины мира при рассмотрении нелинейности мышления и человекоразмерных систем И. Добронравовой (1990; 2002-2004).

В ситуации резкого, скачкообразного изменения, ускорения информационных и других процессов, как условий существования современного человека вопрос, в частности, для СВО, не ограничивается традиционным умением удерживать в памяти (выучивать, знать) и предъявлять большие объемы знания. Динамика изменений современного общества требует от человека адекватных навыков и умений, в т. ч. по построению опережающе-прогностического поведения в условиях неожиданно изменившейся и продолжающей изменяться социальной (энерго-информационной, информационно-эмоциональной, информационно-ментально-эмоциональной) и природной действительности. Адекватность поведения необходима современному учащемуся как на уровне внешнего поведения, так и, пожалуй, еще более остро, на уровне своего внутреннего мира, внутрипсихического поведения, общения с самим собой, выработки и осознания своего места в мире и отношений с ним. Отсутствие таких специальных навыков оперирования ими ведет к рассогласованию оценки себя внутреннего и себя внешнего. Это приводит к высокой степени нестабильности, состоянию крайней неравновесности СВО, социума в целом и человека в нем.

Поэтому в поиске единых концептуальных оснований, концептуально-стратегической модели высшего образования мы исходим из стремления к мировоззренческой гармонии нашего понимания человека и мира — отношения не только человека к миру и к человеку, но и мира к человеку и к миру.

Вслед за И. Пригожиным (1999) мы надеемся «обрести принципы согласованного «повествования», из которых следовали бы не только законы, но и события, что придавало бы смысл вероятностному возникновению новых форм как регулярного поведения, так и неустойчивостей» [21, 245].

Особенности времени, в котором мы живем, требуют, чтобы при формировании, в данном случае, образовательной политики в системе высшего образования Украины с помощью существующей программы Болонского процесса те, кто занимается ее реализацией, были знакомы с пониманием механизмов и особенностей поведения рассматриваемой системы сред, изменения и особенности поведения которых исследуются нами с позиций постнеклассического этапа развития науки, психосинергетики.

Учитывая то, что мы входим в Болонский процесс, настало время сотворчества, создания и созидания совместными согласованными действиями на основе понимания уровня сложности происходящих и задействованных структур. «Догоняющая» стратегия, тактика заимствования и насаждения параметров порядка — это уже неоднократно было и оборачивалось системными кризисами. Стратегия становления в понимании И. Приго-жина наиболее плодотворна.

Поэтому важно, чтобы в системе образования было постигнуто и реализовано в современном масштабе науки и культуры то, чем мы обладаем, то, что мы несем в себе, то, что существует вокруг нас, то, чему мы есть «начало и конец» относительно периода собственной жизни, — нелинейная сложно-организованная целостность, фрактальность, самоорганизация и открытость ментальности, мысли и души человека.

Литература:

1. Добронравова И.С. Причинность и целостность в синергетических образах мира // Практична фшософш. — № 1, 2003. — С. 6—10.

2. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. — К., 1990. — 230 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ершова-Бабенко И.В. Новая концепция психического и методология исследования психики как синергетического объекта // Управление качеством подготовки специалистов: международный опыт, современные проблемы и перспективы. — Одесса, ОТИПП. 1992. - С. 178.

4. Ершова-Бабенко И.В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. - Одесса, ОДЭКОМ, 1992. - 124 с.

5. Ершова-Бабенко И.В. Принцип самоорганизации в обучении. Методика преподавания // Вестник Харьковского университета. № 370, 1992. — С. 80-83.

6. Ершова-Бабенко И.В. Принцип самоорганизации в обучении. Методика преподавания. — Вестник Харьковского ун-та. № 327. Харьков. Изд-во Основа. 1992. — С. 12-23.

7. Ершова-Бабенко И.В. Методология исследования психики как синергетического объекта. — Автореф. дис. докт. филос. наук. — Киев, 1993. — 43 с.

8. Ершова-Бабенко И.В. Концептуальные основания методологии исследования самоорганизующихся сред различной природы. Философское осмысление. Психосинергетика. (Реферат, Введение, Разделы 3-5, Выводы. — Заключительный отчет НИР кафедры философии ОГМУ. УДК 005 № регистрации 01964001840 — Одесса, 1998. — 23 с.

9. Ершова-Бабенко И.В. Я хочу поговорить с вами. Психика — сила // На границе философии, естествознания, медицины и гуманитарных наук. Май 1998. Материалы научно-практической конференции «Психосинергетика — на границе философии, естествознания и медицины. Проблемы и перспективы». ч. 2 — Одесса, ИМП «Медин». 1998. — С. 6-12.

10. Ершова-Бабенко И.В. Понятия «сложность» и «самоорганизация» — символ перехода в XXI век. Статья 1 // Перспективы. № 3. 2001. - С. 9-21.

11. Ершова-Бабенко И.В. Проект «Гармония III тысячелетия — неразрушающее изменение». Опыт подготовки практических психологов. — Конференция. Запорожье. 2001. — С. 92-95.

12. Ершова-Бабенко И.В., Богачук Т.В. Авторский метод «Creative Power» («Создающая сила») в ходе специального курса занятий со студентами медуниверситета (опыт разработки и апробация) // Матерiали вщкритого науково-методичного семшару: Актуальш питання мiжнародного ствробггництва та навчання шоземних громадян у вищих навчальних закладах Украши: пошуки, знахщки, перспективи. — Сумы, 2001. — С. 105-113.

13. Ершова-Бабенко И.В. Исследование влияния агрессивности информационно-эмоциональной среды (нервная анорексия). // Украшський вюник неврологи'. — Т. 10, вип. 1 (30), 2002, додаток: матерiали II Нацюнального конгресу невролопв, психiатрiв та нарколопв Украши. С. 81-82. Проблема экологии психики в условиях агрессивности информационно-эмоциональной среды. Психосинергетическая концепция.

14. Ершова-Бабенко И.В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности. (Концептуальная модель). Монография. — Винница, «Нова книга», 2005. — 384 с.

15. Ершова-Бабенко И.В. Психосинергетика и медицина — формирование и реализация региональной политики в сфере охраны здоровья. Проект «Гармония III тысячелетия — неразрушающее изменение». — В кн.: Материалы конференции. — Одесса, 2002 — С. 62-64.

16. Ершова-Бабенко И.В. Психосинергетика в контексте истории развития синергетики // Практична фiлософiя. № 3, 2003. — С. 161-174.

17. Ершова-Бабенко И.В. Этап развития? — Век бифуркации. Синергетика: история и современность. Теория, метод, наука...? // Синергетика. — 2000. — № 1, 2. — 2000. — С. 2-5; 16-18.

18. Кордюм В.А. Биоэтика — её прошлое, настоящее и будущее // Практична фшосо-ф1я. — № 3. 2001. — С. 4-21.

19. Князева Е.Н., Курдюмов С.П.Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М.: Наука, 1994. — 236 с. (Серия «Кибернетика — неограниченные возможности и возможные ограничения»).

20. Корниенко С.В. Агрессивность информационно-эмоциональной среды. Результаты исследования мнемической деятельности студентов. // Актуальные проблемы психологии: Збiрник наукових праць 1нституту психологи' iм.. Г.С. Костюка АПН Укра'1-ни. — Кшв, 2005. — Т. 7. — Вип. 5. — Ч. 1. — С. 230-341.

21. Пригожин И., Стенгерс И.Хаос, порядок, квант. — М., 1999.

22. Простаков М.Ю. Агрессивность информационно-эмоциональной среды. Результаты исследования динамики тревоги у студентов начальных курсов. — В кн.: Актуальные проблемы психологии. Т 7. Вып. 5. Ч. 2. Збiрник наукових праць 1нституту психологи iм. Г. С. Костюка АПН Украши. — Кшв, 2005. — С. 170-181.

1рина Сршова-Бабенко, Святослав Кортенко. Психосинергетичш засади концептуально-стратепчно!' модел вищоТ освiти

Розглянутi питания про змшу парадигми освiти у XXI ст., фшософи освiти та 11 коицептуальио-стратепчио! моделi у иапрямку щей пос-тиекласичио! науки, психосииергетики та альфалогп.

I. Yershova-Babenko, S. Korniyenko. Psychosynergetic Bases of Higher Education's Conceptual-strategy Model

The problems of the educational paradigm's change in XXI century, philosophy of education and its conceptual and strategy model in the context of post nonclassical science, psychosynergetics and alphalogy are discussed in the given paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.