Раздел III. Революции в науке и технологии
УДК 17.011:17.022.1:167.7
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СФЕРЕ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЧЕЛОВЕКА
Я.С. Яскевич, Белорусский государственный экономический университет (Минск, Беларусь), e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается статус научной революции в представлениях о человеке в результате использования биомедицинских исследований. С точки зрения постне-классической рациональности и трансдисциплинарно-синергетической методологии раскрываются механизмы ценностно-антропологического поворота в современном биоэтическом знании при использовании биомедицинских технологий и экспериментов, обосновывается необходимость морального и правового регулирования биобезопасности человека.
Ключевые слова: биомедицинские исследования, гуманитарная экспертиза, постне-классическая рациональность, синергетическая методология, трансдисциплинарность.
SCIENTIFIC REVOLUTION IN THE SPHERE OF BIOMEDICAL RESEARCHES
OF THE HUMAN
Abstract. In the article the status of scientific revolution in ideas of the person as a result of use of biomedical researches is being emphasized. From the point of view of post-nonclassical rationality and transdisciplinary-synergetic methodology mechanisms of valuable and anthropological turn in modern bioethical knowledge when using biomedical technologies and experiments are being revealed, the need for moral and legal regulation of biosafety of the person is being explained.
Keywords: biomedical researches, humanitarian examination, post-nonclassical rationality, synergetic methodology, transdisciplinarity.
Научная революция знаменует собой новый этап в развитии науки, радикальное изменение процесса и содержания самой системы научного познания, переход к новым теоретико-методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира. Такая фундаментальная и глобальная революция происходит на современном этапе в представлениях о человеке, в силу активного использования био-, нано-, информационных и иных технологий. В современных исследованиях человека при всех взаимопереплетениях социальных, биомедицинских и философско-методологических детерминант ведущую роль начинают играть биологические, генетические подходы, биотехнологии, в результате чего происходят радикальные модификации его телесного и психического существования.
Специфической особенностью развития науки с конца ХХ века является то, что рост научного знания как бы стирает жесткие границы между отдельными науками. В ситуации, когда происходит «размывание» границ между конкретными науками, осуществляется и своеобразное «размывание» границ специальных научных картин мира. С одной стороны, общенаучная картина мира предстает как некая целостность, в которой обязательно должны быть специальные научные картины мира. Но, с другой стороны, само существование
специальных картин мира в качестве особых форм систематизации знания и их функционирование оказывается возможным только при условии универсального целого - общенаучной картины мира, поскольку любая специальная научная картина мира в самой себе содержит элементы общенаучной картины мира, и иначе она уже не может существовать [4, с. 294].
Постнеклассический этап развития науки в исследовании человека отличается не просто интеграцией научных подходов, а требует методологически акцентированных трансдициплинарных связей. Трансдисциплинарность как фундаментально-интегративный и системно-комплексный принцип, несомненно, сохраняет необходимость использования дисциплинарного знания (биологического, медицинского, генетики и т.д.). Вместе с тем, данный принцип расширяет рамки дисциплинарной науки, ориентирует исследователя на выход в пограничную с жизненным миром сферу, повседневную практику при изучении эк-зистенциональных проблем человеческого бытия в контексте высоких биотехнологий, актуализации биомедицинских экспериментов, генетических исследований, трансплантации, эвтаназии, необходимости морально-этического и правового регулирования биобезопасности человека, а также регулирования этических проблем по применению новых генно-инженерных технологий. Наряду с междисциплинарными стратегиями одно из центральных мест в постнеклассической науке в целом, в биомедицинских и генетических исследованиях, в частности, занимает синергетическая методология, определяя практику моделирования саморазвивающихся систем. В контексте современного антропологического поворота и изучения человекомерных систем синергетика сегодня формирует синергетиче-скую методологию, как особый метауровень культуры, методологию междисциплинарной коммуникации и моделирования реальности [2, с. 361-396].
Особое внимание привлекает сегодня генетика человека, в частности, то, что связано с изучением его генома, нейронаука (пеигоэс1епсе), изучающая мозг, как основу человеческого поведения, различные биомедицинские науки, способные вызвать глубокие и радикальные изменения в человеке посредством воздействия на него. Отмечая научные и экономические перспективы генной инженерии, необходимо иметь в виду и ее потенциальную угрозу для человека и человечества. Этические проблемы генетических исследований регулируются Всеобщей декларацией о геноме человека и правах человека, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1997). Достоинство этого документа - в сбалансированности между гарантиями соблюдения прав человека и необходимостью обеспечения свободы исследований. Кроме того, Декларация сопровождается резолюцией о ее осуществлении, в которой государства-члены обязуются принять соответствующие меры содействия реализации провозглашенных в ней принципов.
Одним из наиболее проблематичных в этическом отношении является такое направление как клонирование. Достигнут огромный прогресс в клонировании животных из соматических клеток, реальные результаты и успехи показали теоретическую возможность создания генетических копий человека из его отдельной клетки. Многие ученые с энтузиазмом восприняли идею клонирования человека. В то же время в ст. 11 Декларации о геноме человека говорится, что не следует допускать практику, противоречащую достоинству человека, в частности, практику клонирования в целях воспроизводства человеческой особи. Совет Европы в дополнении к Европейской конвенции о правах человека и биомедицине также подчеркнул: «Запретить всякое вмешательство, преследующее цель создать человеческую особь, идентичную другой - живой или мертвой».
Подобные нравственные и правовые проблемы возникают сегодня и в связи с глобальными достижениями психиатрии, нейрохирургии и нейробиологии, благодаря проникновению науки в глубь психики и структуры сознания личности, в связи с возможностью вмешиваться в эту структуру и влиять на нее с помощью современных био-, фармо- и психотехнологий.
Радикальные повороты постнеклассической науки, связанные с включением в ее арсенал идей глобального эволюционизма, синергетических принципов нелинейности, открытости, многовариантности, этических и аксиологических аргументов оказали сильнейшее влияние на теоретико-методологические исследования в области психики человека. Здесь не обойтись без междисциплинарного взаимодействия не только внутри гуманитарных или внутри естественных наук, но и диалога на «перекрестках» естественных и гуманитарных наук, медицины и техники, математики и кибернетики с учетом их инновационных знаний [5, с. 472]. Синергетическая модель психики радикально расширяет горизонты исследования тайн человеческой психики. В этом контексте понятен и предмет новой научной дисциплины - психосинергетики, в качестве которого выступает круг психомерных сред как открытых нелинейных самоорганизующихся систем, в формировании и существовании которых существенным фактором становится психика человека, ее состояние и структура. Когда психомерная система находится в крайне неравновесном состоянии, ее «судьбу» и «разрешимость» могут определять очень малые события (флуктуации), на которые обычно, т.е. в устойчивом состоянии, состоянии равновесия, эта система не реагирует. Следует иметь в виду, что крайне неравновесное состоянии играет важнейшую роль в поведении психомерных сред [3, с. 471].
Особую роль сегодня выполняют нанотехнологии - технологии работы с веществом на уровне отдельных атомов в отношении модификации человека, его физического и психического здоровья, биологической природы. При внедрении в человеческий организм подобных «продуктов», произведенных с использованием био- и нанотехнологий можно предотвратить старение клеток, способствовать улучшению и перестройке тканей человеческого организма, продлить жизнь, «выключить» старение, переделать программу, записанную в ДНК. Но как это отразится на последующем состоянии человека, его здоровье, во многом зависит от механизмов этического регулирования, использования наноматериалов, изучения их влияния на долгосрочную перспективу человеческого существования.
Все более актуальной проблемой становится организация гуманитарной экспертизы в области разработки инновационных проектов, оценки последствий использования нано-технологий. Задача гуманитарной экспертизы - выявление и оценка как позитивных эффектов новых технологий, так и возможных негативных последствий их применения. Типовые ситуации биоэтики, ориентированной на регулирование биотехнологий, в ракурсе сопряжения, объединения и использования нанотехнологий, порождают такой «синергетиче-ский букет» в оценке поведения сложных комплексных объектов, что требует разработки инновационных, методологически ангажированных подходов, «неподвластных» биоэтике с ее уже сложившимися принципами, концептуальным аппаратом и методами. При объединении ключевых технологий в единое направление - ИБЮ-технологии (нано-, био-, инфо-, когнитивные науки) приоритет отдается нанотехнологиям, выступающим в качестве своего рода платформы, позволяющей объединить информационные и биотехнологические идеи ученых, делающих инновационные прорывы. С методологической точки зрения поиск адекватного способа распределять риски является одной из трудно разрешимых проблем на-
нотехнологий. Рациональные формы отношения к нанотехнологии позволяют включать их в экономический и этико-гуманитарный дискурс с установкой на разработку соответствующих кодексов, рекомендаций, экспертных выводов и заключений [1].
Таким образом, усилия ученых в области биомедицинских, генетических, нанотехно-логических и других исследований приводят к радикальным, революционным изменениям наших представлений о человеке, его настоящем и будущем, требуя необходимости этической экспертизы проводимых междисциплинарных исследований, чтобы не потерять контроль над последствиями своей деятельности.
Литература:
1. Белялетдинов Р.Р. Роль этико-философской рефлексии в формировании перспективы развития нанотехнологий в исследованиях науки, общества и технологий (STS) // Нанотехнологии и общество: Коллективная монография / Отв. ред. Б.Г. Юдин. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 104-116.
2. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке: принципы и перспективы // Постнеклассика: философия, наука, культура / Отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. СПб.: Издательский дом <^ръ», 2009. С. 3б1—396.
3. Ершова-Бабенко И.В. Место психосинергетики в постнеклассике // Постнеклассика: философия, наука, культура / Отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. СПб.: Издательский дом <^ръ», 2009. С. 460-480.
4. Степин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект; Альма-Матер, 2015. 716 с.
5. Яскевич Я.С. Философия и наука: время диалога, ответственности и надежды: избранные труды. Минск: Право и экономика, 2014. 551 с.
References:
1. Beljaletdinov R.R. Rol' jetiko-filosofskoj refleksii v formirovanii perspektivy razvitija nanotehnologij v issledovanijah nauki, obshhestva i tehnologij (STS) // Nanotehnologii i obshhestvo: Kollektivnaja monografija / Otv. red. B.G. Judin. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2013. S. 104-116.
2. Budanov V.G. Metodologija sinergetiki v postneklassicheskoj nauke: principy i perspektivy // Postneklassika: filosofija, nauka, kul'tura / Otv. red. L.P. Kijashhenko, V.S. Stepin. SPb.: Izdatel'skij dom «Mir», 2009. S. 361-396.
3. Ershova-Babenko I.V. Mesto psihosinergetiki v postneklassike // Postneklassika: filosofija, nauka, kul'tura / Otv. red. L.P. Kijashhenko, V.S. Stepin. SPb.: Izdatel'skij dom «Mir#», 2009. S. 460-480.
4. Stepin V.S. Filosofija i metodologija nauki. M.: Akademicheskij proekt; Al'ma-Mater, 2015. 716 s.
5. Jaskevich Ja.S. Filosofija i nauka: vremja dialoga, otvetstvennosti i nadezhdy: iz-brannye
trudy. Minsk: Pravo i jekonomika, 2014. 551 s.
— • —
Сведения об авторе
Ядвига Станиславовна Яскевич, доктор философских наук, профессор, директор Института социально-гуманитарного образования, Белорусский государственный экономический университет (Минск, Беларусь).