Научная статья на тему 'Психосемантическо-феноменологическое моделирование в образовательных практиках'

Психосемантическо-феноменологическое моделирование в образовательных практиках Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / SEMANTIC DIFFERENTIAL / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / AN EMOTIONAL COMPONENT / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONING / ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ / CATASTROPHE THEORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Мария Ивановна

Статья посвящена рассмотрению современного метода моделирования социальных процессов и его применение в образовательных процессах. Психосемантическо-феноменологическое моделирование содержит в себе математический инструментарий (теория катастроф) и психосемантическую методику (семантический дифференциал). На основе представленного метода моделирования появляется возможность не только создания моделей восприятия учебных процессов студентами, но также активного внедрения метода моделирования в обучение в высших учебных заведениях. В процессе изучения и работы в данном виде моделирования у обучающихся формируются аналитический склад мышления, навыки пользования методами исследований, информационных и управленческих технологий в области социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психосемантическо-феноменологическое моделирование в образовательных практиках»

REFERENCES

1. Khushf G. Public Policy and Practice, 2005, no. 4, pp. 1-17.

2. Bainbridge M.S., Roco M.C. Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society. N.Y., Springer, 2005, 390 p.

3. Koval'chuk M.V. Rossiyskie nanotekhnologii, 2011, vol. 6, no. 1-2, pp. 13-23.

4. Rozin M.D., Svechkarev V.P. Sovremennaya praktika modelirovaniya sotsio-orientirovannykh sistem [The current practice of modeling socio-oriented systems]. Rostov-on-Don, Publ. House of NCSC HE SFU, 2014, 116 p.

5. Svechkarev, VP. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, no. 2, available at: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/ archive/n2y2016/3669 (accessed 05 October 2016)

6. Spohrer Jim. NBICS (nano-bio-info-cogno-socio) convergence to improve human performance: opportunities and challenges. In: Converging Technologies for Improving Human Performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. Dordrecht, The Netherlands, Kluwer Academic Publishers (currently Springer), 2003, 482 p., pp. 101-117.

7. Svechkarev V.P. Kontseptual'noe konstruirovanie integrirovannykh tekhnologicheskikh sistem: informatsionnyy podkhod [Conceptual design of integrated technological systems: informational approach]. Rostov-on-Don, Publ. House of NCSC, 2003. 252 p.

8. Parsons J., Cole L. Data & Knowledge Engineering, 2005, vol. 55, pp. 327-342.

9. Dale K. Pace. Johns Hopkins APL Technical Digest, 2000, vol. 21, no. 3, pp. 327-336.

Работа выполнена по гранту РФФИ № 14-06-00230а.

12 декабря 2016 г.

УДК 167.7

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ

М.И. Иванова

DOI 10.18522/2072-0181-2016-88-4-70-73

Современные научно-технические средства способствуют созданию актуальных методов исследования объектов социальной реальности, ее моделирования и анализа итоговых модельных результатов. Так, была разработана методология измерения восприятия социальных процессов. Данная методология вобрала в себя принципы социально-психологического методов или проективных методик и математического метода моделирования. В целом этот метод был назван психосемантическо-феноменологическим моделированием [1]. Рассматриваемая методология базируется на том положении, что любое групповое восприятие состоит из трех компонентов: поведенческого (что делает индивид или группа), когнитивного (что знает) и аффективного (что чувствует). Каждого исследователя интересует в конечном итоге поведенческий компонент, что будут делать

Иванова Мария Ивановна - младший научный сотрудник, преподаватель кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: [email protected], т. 8(863)2184062.

индивидуум или социальная группа. Этот компонент в свою очередь зависит от когнитивной и аффективной установок. Как показывали социальные психологи, эмоциональное восприятие является более определяющим, нежели когнитивная составляющая. Вот почему главная задача состоит в моделировании эмоционального (аффективного) восприятия и описание его влияния на поведенческую составляющую.

Важной характеристикой психосеман-тическо-феноменологического моделирования является универсальность, т. е. моделирование может быть применено к различным общественным явлениям. С 2009 г. данный метод активно использовался при моделировании политической напряженности некоторых регионов Юга России, таких как Ростов-на-Дону, Владикавказ и Грозный. Работая с тем или иным социальным объектом, авторы

Maria Ivanova - Southern Federal University, 160 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2184062.

методики [2] неизбежно пришли к выводу о применении разработанного метода моделирования в образовании. Прежде всего, данная методика способна осуществить компьютерное моделирование отношения студентов к учебному процессу. Впервые в 2012 году среди студентов ЮФУ факультета "Социологии и политологии" было проведено исследование на основе общих закономерностей социальной психологии и теории динамических систем эмоционального восприятия молодыми людьми процесса обучения. В настоящее время в качестве практических и лабораторных курсов основы психосемантическо-феноме-нологического моделирования применяются в процессе подготовки магистрантов по специальности "Конфликтология" кафедры "Региональной социологии и моделирования социальных процессов" Института социологии и регионоведения ЮФУ. [3].

Начальными данными для моделирования выступают результаты опросных анкет, построенных в соответствии с технологией семантического дифференциала [4]. Опрашиваемые оценивают идеальные позитивный и негативный объект - обучение в университете и существующие процедуры обучения по факультету и по вузу в общем. Указанные явления студенты рассматривают согласно биполярным шкалам, включающих в себя 20 пар прилагательных-антонимов, которые характеризуют простые, начальные формы восприятия в эмоциональной окраске: "холодный - горячий", "соленый - сладкий" и тому подобное. Эмоциональная оценка процедуры обучения происходит по сходству моделей реальных процессов (по факультету и по вузу в общем) и идеальных образов рассматриваемых процессов. Сначала эта оценка происходит в линейном приближении, где степень восприятия образовательных процессов пропорциональна разнице относительных расстояний в семантическом пространстве модели реального образовательного процесса от модели позитивного и негативного идеальных процессов. При этом чаще всего осуществляется классический факторный анализ найденных параметров и обнаруживаются латентные факторы аффективного восприятия и также значение описываемой им дисперсии начальных признаков. По своей сути метод семантического дифференциала комплексный, эмоциональное отношение к тому или иному процессу измеряется по приближенности мо-

дели образовательного процесса к моделям идеальных процессов в семантическом пространстве в общем, а не по определенным координатам. Расчет расстояний эмоциональных уровней уже в факторном пространстве уточняет полученные первичные линейные результаты, позволяет построить семантические пространства эмоционального восприятия опрашиваемых и определить расположения исследуемых объектов в этом пространстве. Расчет сходства моделей настоящих процессов обучения и моделей идеальных учебных процессов по значениям средних или индивидуальных показателей может производиться для отдельного года обучения и для отдельной специальности. По предложенным характеристикам анализ определяется в рамках двумерного пространства (степень эмоционального восприятия характеризуется двумя параметрами), и, таким образом, выясняются итоговые сходства, например, по всему факультету в общем.

Основываясь на этих данных, создается нелинейная модель уже в рамках концепции катастроф. Основываясь на предложенной модели, рассчитываются степени эмоционального восприятия в контексте нелинейного подхода и строятся поверхности стационарных состояний над уровнем модельных характеристик. Итоговая модельная поверхность характеризует динамику эмоционального восприятия образовательных процессов от курса к курсу. Таким образом, анализ эмоционального восприятия образовательных практик в контексте используемой психосемантиче-ско-феноменологической модели, определяет свойства эмоциональной составляющей групповых установок, оказывающей воздействие на окончательное поведение исследуемой группы по отношению к образовательным практикам по факультетам и университету в целом, а также позволяет оценить динамику восприятия образовательного процесса в течении всего периода обучения студентов от курса к курсу и проследить разницу восприятия по специальностям.

Помимо проведения научных модельных исследований данная методика применяется в преподавании теоретических и практических курсов: "Моделирование социальных процессов", "Современные методы компьютерного анализа в сфере гуманитарных наук" и т.д. А именно, подготовка и проведение учебно-методических пособий, лабораторного

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2016

№ 4

71

практикума, лекций и семинаров по различным теоретическим и практическим курсам. Применение психосемантическо-феноменоло-гической модели в обучении обосновывает важность информационно-компьютерного и методологического принципа в образовательных практиках. В настоящее время разработан и внедрен в образовательный процесс учебно-методический комплекс по программе "Социальное моделирование конфликтных ситуаций". Данный курс входит в состав учебной дисциплины "Приложения теории катастроф в социальных науках" по магистерскому направлению "Конфликтология". В рассматриваемом курсе к основным заявленным целям освоения рассматриваемого метода моделирования в социальных науках можно отнести следующие:

- определение места моделирования в рамках теории катастроф как способа нахождения решений в предупреждении и урегулировании конфликтов в системе медиативных, экспертных методов, технологий и средств достижения компромисса, консенсуса и избегания конфронтации во взаимодействиях между людьми и различными групповыми объединениями;

- выявление методологии теории катастроф как метода исследования многоуровневых развивающихся спорных ситуаций в социологии;

- освоение современного методологического инструментария, в том числе, методов и средств качественного анализа и феноменологического моделирования.

Подобные практические работы в области моделирования социальных процессов выполняются в русле последней поставленной цели. В течение всего периода обучения студенты проводят экспериментальные измерения уровней социальной напряженности и осуществляют анализ исходных данных с помощью психосематническо-феноменологической модели. В результате изучения обучающиеся имеют представление об основных социальных и психологических аспектах групповых реакций, знакомятся с методампи анализа групповых реакций и их моделирования; владеют методами исследований, информационных и управленческих технологий в области социальных отношений; умеют использовать результаты научных исследований и методы информационных и управленческих технологий в профессиональной деятельности;

применяют специфику групповых реакций при разработке и реализации региональных, федеральных и международных проектов и программ в области социальных отношений.

В образовательных практиках, относящихся к области методологии науки, а также к сфере социологических измерений, должны рассматриваться проблемы социологического моделирования и, как следствие, определяться роль моделирования в социологии, психологии, культурологи, философии и методологии науки. Такие образовательные программы должны быть направлены на использование актуальных проективных методик в моделировании социальных процессов, а именно, глубокого изучения метода семантического дифференциала Чарльза Осгуда, его эмпирического закона о факторной природе группового эмоционального восприятия и эффекта синестезии. Кроме того, раскрывая психологические основы психосемантическо-феноме-нологической модели, появляется возможность применения нелинейных технологий для моделирования групповых реакций индивида или группы на социальные и политические процессы в целом (на примере анализа политической напряженности, учебного процесса и культурного комплекса).

Освоение предложенной дисциплины дает возможность обучающимся овладевать основными методами и технологиями моделирования социальных процессов, оперировать совокупностью средств по нахождению системных характеристик изучаемой социальной системы, в том числе латентных, обоснованно выбирать методы и способы моделирования в рамках нелинейных измерений (в том числе, теории катастроф) как средства познания основных закономерностей зарождения социальной напряженности; анализировать и разрабатывать теоретико-методологические основы проектирования характеристик социальной системы в модельное пространство, а также осуществлять построение адекватной модели, отражающей общественные процессы и содержащей сценарии по предупреждению и разрешению проблемных социальных процессов.

ЛИТЕРАТУРА 1. Мощенко И.Н. Иванова М.И. Стохастическая интерпретация психосемантической феноменологической модели оценок социальных установок // Инженерный вестник Дона. 2015. № 2. [Элек-

тронный ресурс]. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/ archive/n2y2015/2948.

2. Розин М.Д., Мощенко И.Н., Иванова М.И. Интеграция социологических и математических методов при мониторинге групповых установок // "Научное наследие Ю.А. Жданова и современные проблемы моделирования сложных социосистем (на материалах Юга России)". Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. 244 с.

3. Иванова М.И., Розин М.Д., Мощенко И.Н., Клаус Н.Г., Литвинов С.В., Носко В.И., Свечкарев В.П., Сущий С.Я., Тымчук Д.А., Угольницкий Г.А. Современная практика моделирования этносо-циокультурной конфликтности на Юге России: Монография. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ ЮФУ, 2012. 176 с.

4. Иванова М.И., Мощенко И.Н. Семантический дифференциал как современный метод научного измерения социальных процессов // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества: материалы международной научной конференции молодых ученых (г. Ростов-на-Дону, 17-19 апреля 2013 г.). Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. 422 с.

REFERENCES

1. Moshchenko I.N. Ivanova M.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, no. 2, available at: URL: http:// ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2015/2948.

2. Rozin M.D., Moshchenko I.N., Ivanova M.I. In-tegratsiya sotsiologi-cheskikh i matematicheskikh

metodov pri monitoringe gruppovykh ustanovok [Integration of sociological and mathematical methods in monitoring of group settings]. In: Nauchnoe nasledie Yu.A. Zhdanova i sovremennye problemy modeliro-vaniya slozhnykh sotsiosistem (na materialakh Yuga Rossii) [The Scientific heritage of Y. A. Zhdanov and modern problems of modeling of complex sotsiosistem (on materials of the South of Russia)]. Rostov-on-Don, Publ. House of NCSC HE SFU, 2012, 244 p.

3. Ivanova M.I., Rozin M.D., Moshchenko I.N., Klaus N.G., Litvinov S.V., Nosko V.I., Svechkarev V.P., Sushchiy S.Ya., Tymchuk D.A., Ugol'nitskiy G.A. Sovre-mennaya praktika modelirovaniya etnosotsiokul'turnoy konfliktnosti na Yuge Rossii [Modern practice of modeling ethno-social conflicts in the South of Russia]. Rostov-on-Don, Publ. House of NCSC HE SFU, 2012, 176 p.

4. Ivanova M.I., Moshchenko I.N. Semanticheskiy dif-ferentsial kak sovremennyy metod nauchnogo izme-reniya sotsial'nykh protsessov [Semantic differential as a modern method of scientific measurement of social processes]. In: Aktual'nye problemy modelirovaniya, proektirovaniya i prognozirovaniya sotsial'nykh i politicheskikh protsessov v mul'tikul'tural'nom prostranstve sovremennogo obshchestva: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii molodykh uchenykh [Actual problems of modeling, design and prediction of social and political processes in multicultural space of modern society: materials of the international scientific conference of young scientists (Rostov-on-Don, April 17-19, 2013)]. (г. Ростов-на-Дону, 17-19 апреля 2013 г.). Rostov-on-Don, Publ. House of NCSC HE SFU, 2013, 422 с.

Работа выполнена по гранту РФФИ № 14-06-00230а.

12 декабря 2016 г.

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2016

№ 4

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.