Научная статья на тему 'ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И КОМПЛАЕНС ПРИ ОЖОГОВОЙ ТРАВМЕ'

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И КОМПЛАЕНС ПРИ ОЖОГОВОЙ ТРАВМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ОЖОГОВАЯ БОЛЕЗНЬ / КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОМПЛАЕНС / PSYCHOPROPHYLAXIS / BURN DISEASE / COGNITIVE-BEHAVIORAL PSYCHOTHERAPY / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / ADAPTIVE CAPACITY / COMPLIANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильмузина А.В.

В статье описано эмоциональное состояние, копинг-стратегии, тип и направление реакции на фрустрацию пациентов с ожоговой болезнью II-III степени. Приведен пример программы психологической коррекции таких пациентов с использованием техник когнитивно-поведенческой терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильмузина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPROFILACTICS OF EMOTIONAL VIOLATIONS AND COMPLETION IN BURIAL INJURY

The article describes the emotional state, coping strategies, type and direction of reaction to frustration in patients with grade II-III burn disease. An example of a program for psychological correction of such patients using cognitive behavioral therapy techniques is given.

Текст научной работы на тему «ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И КОМПЛАЕНС ПРИ ОЖОГОВОЙ ТРАВМЕ»

Sciences of Europe # 57, (2020)_61

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И КОМПЛАЕНС ПРИ

ОЖОГОВОЙ ТРАВМЕ

Ильмузина А.В.

Самарский государственный медицинский университет, Самара, России

PSYCHOPROFILACTICS OF EMOTIONAL VIOLATIONS AND COMPLETION IN BURIAL

INJURY

Ilmuzina A.

Samara State Medical University, Samara, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье описано эмоциональное состояние, копинг-стратегии, тип и направление реакции на фрустрацию пациентов с ожоговой болезнью II-III степени. Приведен пример программы психологической коррекции таких пациентов с использованием техник когнитивно-поведенческой терапии.

ABSTRACT

The article describes the emotional state, coping strategies, type and direction of reaction to frustration in patients with grade II-III burn disease. An example of a program for psychological correction of such patients using cognitive behavioral therapy techniques is given.

Ключевые слова: психопрофилактика, ожоговая болезнь, когнитивно-поведенческая психотерапия, психологическая коррекция, адаптационный потенциал, комплаенс.

Keywords: psychoprophylaxis, burn disease, cognitive-behavioral psychotherapy, psychological correction, adaptive capacity, compliance.

Ожоговая болезнь - масштабная проблема в области здравоохранения всего мира. Не смертельные ожоги сильно ухудшают качество жизни человека за счет длительной госпитализации, обезображивания и инвалидности, часто сопровождаемых стигматизацией и неприятием. Пациент с ожогами страдает от непрерывного травматического стресса, что может стать причиной психологической дезадаптации. Оказание психологической помощи пациентам с ожоговой болезнью способствует повышению эффективности проводимого лечения, стабилизирует эмоциональную сферу, актуализирует необходимые для реабилитации личностные ресурсы [3]. Комплексный подход к медицинской помощи таким пациентам предполагает совместную работу врачей, психолога и самого больного с целью создания прочного терапевтического альянса. Низкий уровень комплаенса в системе врач-пациент ухудшает качество лечения, снижает эффективность терапии.

Исследование проводилось в ожоговом отделении Городской клинической больницы .№1 имени Н.И. Пирогова. В работе участвовало 50 пациентов в возрасте от 22 до 35 лет (мужчин и женщин поровну) с диагнозом ожоговая болезнь II-III степени.

Методы исследования: клиническая беседа и наблюдение; метод рисуночной фрустрации С. Ро-зенцвейга; интегративный тест тревожности; ко-пинг-тест Р. Лазаруса. Для количественного анализа данных были выбраны: угловое преобразование Фишера, параметрический t-критерий Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена. Статистические подсчеты выполнялись в программах Statistica 10.0 и MS Excel (из состава офисного пакета Microsoft Office версии XP Home Edition).

У пациентов с ожоговой болезнью в остром периоде диагностируется высокий уровень «ситуативной» тревожности (средний балл 7,5) в виде «эмоционального дискомфорта» (средний балл 8), «тревожной оценки перспективы» (средний балл 7,2) и «астенического компонента» (средний балл 6,8). Эмоциональное реагирование на фрустрацию отличается от стандарта: повышен удельный вес эго-защитных реакций (ED>N-P>O-

D=13,04>6,08>4,88), то есть в ситуации фрустрации отмечается склонность к эго-защитным реакциям в форме агрессии направленной на окружающих и порицания партнёров по ситуации (Е > М>1=10,04>7,8>6,16); отмечаются высокие значения «индекса направленности агрессии» (£Е/£Г=1,6); снижение «индекса трансформации агрессии» (Е/е=2,6) - плохо управляемое поведение на стресс, только за счет направления агрессии во вне, показывающее неадаптивное поведение по сравнению со стандартом; «индекс решения проблем» ^/е=0,95) снижен, выявлена достоверно высокая «внешняя агрессия» (£Е/£М=1,3) и низкая групповая адаптация (GCR=29,4). У пациентов выявлены различные стили стресс-совладающего поведение, но преобладают дезадаптивные копинг-стратегии.

Современный подход в профилактике эмоциональных нарушений у пациентов с ожоговой болезнью предполагает как можно более раннюю психологическую реабилитацию [1]. Общая задача, которую решает психолог на этапе стационарного лечения - сформировать ресурсное психическое состояние, основанное на индивидуальной норме, в котором пациент может справляться со своей жизнью (с учетом ограничений, накладываемых болез-

Sciences of Europe # 57, (2020)_

нью). При этом решаются две частные задачи: адаптация к реальности и адаптация к самому себе в новых условиях жизнедеятельности [2].

С целью повышения адаптационного потенциала пациентов с ожоговой болезнью была создана программа психологической помощи, опирающаяся на техники когнитивно-поведенческой психотерапии (КПП) [1, 2, 3, 4, 5]. По мнению Фаустовой А.Г., Яковлевой Н.В. программа психологического сопровождения пациентов с термическими поражениями должна включать следующие блоки: диагностический, базовый (психокоррекция типичных нарушений, проявляющихся у пациентов ожогового центра); специализированный (психокоррекция нарушений, специфика которых обусловлена локализацией и характером термической травмы).

Программа психологического сопровождения включала в себя диагностику факторов, участвующих в адаптации при ожоговой болезни; обучение техникам ослабления болевого синдрома; снижение уровня тревожности и стабилизацию эмоционального фона, формирование адекватного отношения в болезни (достижение комплаенса), обучение стратегиям совладания со стрессом и социальную поддержку.

В формировании установки больного на начало и продолжение лечения важную роль играет внутренняя картина болезни. Больной стремится к сотрудничеству с врачом и соблюдает медицинские рекомендации только при осознании факта заболевания и его последствий для здоровья, понимании пользы терапии, превышающей неудобства, связанные с ней. Правильная оценка больным своего состояния является главным залогом формирования комплаенса. Поведение и эмоции при ожоговой болезни обусловлены не столько внешним воздействием, сколько в дальнейшем их когнитивной интерпретацией и поведением, которое может быть следствием дезадаптивных и дисфункциональных автоматических мыслей, установок и других показателей [1, 3].

У пациентов с ожоговой болезнью, были выделены следующие иррациональные установки, приводящие к эмоциональным нарушениям: произвольные умозаключения, избирательное невнимание; чрезмерные обобщения, преувеличения или преуменьшения; неспособность взглянуть на себя со стороны (пациент требует от себя невозможного); дихотомическое мышление «черно-белые» суждения (все или ничего, хорошо или плохо); высокое долженствование.

В зависимости от стадии заболевания психологическое сопровождение пациентов с ожоговой болезнью имеет свои особенности. На стадии ожогового шока основными факторами стресса являются внезапность, боль, страх, стыд. У пациента актуализирована потребность в безопасности. Для облегчения состояния пациента использовались техники «насыщения информацией», «когнитивного структурирования», прием «вентиляции эмоций». Большое внимание уделяется созданию рабочего альянса между пациентом, его родственниками, медицинским персоналом и психологом [3].

_62

На стадии токсемии пациент испытывает оторванность от привычного социального окружения, недостаток эмоциональной поддержки, страдает от тревожных мыслей о своем будущем, переживает изменения, связанные со своим внешним обликом. Для облегчения эмоционального состояния использовались приемы: техника «вентиляции эмоций», методика «инверсии возможностей», прием «когнитивной переработки» и «структурирования», десенсибилизация.

Психологическая работа с болевым синдромом основывалась на техниках когнитивно-поведенческой терапии [4] и проходила в несколько этапов: информирование пациента о взаимовлиянии болевого синдрома и эмоционального состояния; переоценка значимости болевых симптомов; коррекция поведения путем переключения внимания на эмоционально-положительные стимулы, с активизацией деятельности доставляющей удовольствие. Все пациенты обучались аутогенной тренировке с использованием музыкотерапии, дыхательным техникам и когнитивным техникам работы с болью посредством ее созерцания, ощущения, мысленного раскладывания на компоненты, смещения фокуса на здоровые участки тела, трансформации ощущения боли в детальный визуальный образ с последующей редукцией.

На стадии реконвалесценции пациент проявлял обеспокоенность своим будущим, возможными проблемами в профессиональной и межличностной сфере. На данном этапе проводилась работа с чувством беспомощности и безнадежности, подготовка больного к новой социальной ситуации жизни после лечения ожога и принятие себя. Проводилось исправление когнитивных ошибок, имеющихся у больного, использовались приемы разъяснения - логический, эмпирический и прагматический диспут, сократовский диалог, а также техники «насыщения информацией», «отдаление», эмпирическая проверка, методика переоценки, «деката-строфизация», использование воображения, переоценка ценностей, техника «мобилизация надежды».

После проведенной программы психологической коррекции выявлено, что уровень «ситуативной» тревожности достоверно снизился практически по всем показателям (и= 33,00 при р<0,05). Достоверное повышение общей «личностной» тревожности с низкого до нормального уровня (Ц= 205 при р<0,05) в основном за счет показателя - «социальные реакции защиты» (и = 159,5 при р<0,05), что свидетельствует в пользу повышения психической адаптации данного контингента больных.

По результатам теста С. Розенцвейга значение эго-защитных реакций трансформировалось за счёт увеличения реакций импунитивной направленности ((E-D>NP>O-D=13,64>6,4>3,96; M>E> 1=8,96>8,08>6,96), то есть в ситуации фрустрации повысилась склонность к эго-защитным реакциям в форме оправдания (снятие вины с партнёров по ситуации). На втором месте стоят реакции с фиксацией на разрешении ситуации за счёт принятия на себя ответственности за удовлетворение ситуа-

Sciences of Europe # 57, (2020)_

тивно возникающей потребности или решение проблемы. Эти данные говорят об улучшении психической адаптации обследуемых пациентов с ожоговой болезнью. Сравнительный анализ результатов стресс-совладающего поведения показал, что в результате коррекции достоверно увеличилась частота использования копинга «самоконтроль» (U=203, 5 при р<0,05) и снизилась вероятность использования копингов «дистанцирование» (U=86, 50 при р<0,05) и «избегание» (U=213, 5 при р<0,05).

Выводы. Когнитивно-поведенческая психологическая коррекция - это активный директивный метод психопрофилактики эмоциональных нарушений: повышается психическая адаптация пациентов с ожоговой травмой, снижается тревожность и стабилизируется эмоциональное состояние, формируются более адаптивные стратегии поведения и комплаенс с врачом, повышается психический ресурс этого контингента больных на этапе выздоровления.

Литература

1. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.

2. Бурно А.М. Методика инверсии возможностей: Пособие для врачей. - М.:РУДН, 2011. - 68 с.

3.Качалов П.В. Когнитивная и поведенческая терапия неврозоподобных нарушений у больных ожоговой болезнью. Клинические и биологические проблемы общей и судебной психиатрии. - М., 1988. - С. 102-107.

4. Ковпак Д.В. Как преодолеть боль. Практическое руководство психотерапевта. - Спб.: Наука и техника, 2008. - 256 с.

5. Ковшова О.С. Психосоматическая модель здоровья и болезни // Аспирантский Вестник Поволжья . - 2014. - №11. - С. 140-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.