Научная статья на тему 'Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания'

Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
893
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ 7-8 ЛЕТ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ПСИХОМОТОРНЫЕ ФУНКЦИИ / ПРАКСИС / ПСИХОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / CHILDREN OF 7-8 YEARS OLD / ACTIVE ATTENTION / PSYCHOMOTOR FUNCTIONS / PRAXIS / PSYCHOMOTOR CHARACTERS / PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волокитина Т. В., Тихонова О. Н., Гринюк Н. В.

Проведено изучение психомоторных функций у детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания. Показано, что в этом возрасте происходит активное формирование и совершенствование динамических, пространственных координаций, психомоторных качеств, что связано с включением первоклассников в когнитивную деятельность. У первоклассников с низким уровнем произвольного внимания выявлена несформированность кинестетического, динамического и пространственного праксисов, что необходимо учитывать в процессе обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волокитина Т. В., Тихонова О. Н., Гринюк Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF CHILDREN OF 7-8 YEARS OLD WITH DIFFERENT LEVEL OF ACTIVE ATTENTION

This article highlights evaluation of psychomotor functions of children 7-8 years old with different level of active attention. There is registered formation and perfecting of dynamic, space coordination, psychomotor characters in first-class schoolchildren. Low level of kinesthetic, dynamic and space praxis was discovered in children with low level of active attention, which should be taken into consideration during organization of studying process.

Текст научной работы на тему «Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания»

УДК [612.8+612.89]-053.5(470.1/-2)

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-СЕВЕРЯН 7-8 ЛЕТ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

©2008 г. Т. В. Волокитина, О. Н. Тихонова, Н. В. Гринюк

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Проведено изучение психомоторных функций у детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания. Показано, что в этом возрасте происходит активное формирование и совершенствование динамических, пространственных координаций, психомоторных качеств, что связано с включением первоклассников в когнитивную деятельность.

У первоклассников с низким уровнем произвольного внимания выявлена несформированность кинестетического, динамического и пространственного праксисов, что необходимо учитывать в процессе обучения. Ключевые слова: дети 7-8 лет, произвольное внимание, психомоторные функции, праксис, психомоторные качества, психомоторное развитие.

Интенсивность обучения школьников, обусловленная сложностью решения задач в условиях модернизации образования, требует высокого умственного напряжения и совершенной психомоторной саморегуляции [7]. Совершенствование системы непрерывного образования подрастающего поколения невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант психомоторного развития на всех этапах образования. Любая психическая деятельность не имела бы смысла, если бы не завершалась движением. Моторные действия, включаясь в перцептивную деятельность ребенка, выполняют и гносеологическую функцию [6].

Своевременность созревания функциональных систем мозга является психофизиологической основой формирования высших психических функций и психомоторных качеств. Достаточный уровень произвольного внимания, психомоторных и высших психических функций является необходимым условием успешного обучения [11, 9].

Цель настоящего исследования — выявить особенности психомоторного развития детей 7—8 лет с различным уровнем произвольного внимания.

Методика

для исследования произвольного внимания и темпа психомоторной деятельности использована корректурная проба Э. Ландольта [10]. Анализировались показатели: скорость переработки информации (S), точность (A) и продуктивность (P). Сформированность моторных функций, функционального состояния двигательного анализатора проводилось по методике Л. С. Цветковой [12]. В ходе работы использовались пробы на кинестетический, динамический, графический, пространственный праксис, слухомоторную координацию, тест на выполнение сложных двигательных программ. Успешность выполнения заданий оценивалась в баллах. Уровень координированности простых двигательных действий определялся методом регистрации количества предметов, перенесенных за определенное количество времени (60 секунд) из одного поля на другое [3]. Для определения особенностей психомоторного темпа использовался компьютерный теппинг-тест [8] с определением показателей средней моторной скорости и среднего интервала моторной реакции. Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием пакетов программ «Microsoft Office Excel 2003», «SPSS 12.0 for Windows». Вычислялась одномерная описательная статистика для каждого из исследуемых показателей, достоверность различий определялась с использованием критерия t-Стьюдента. Проводился анализ корреляционных связей, при этом

определялся коэффициент корреляции Кендалла — т «тау», значимыми считали связи при т > 0,4 [4].

Результаты исследования и обсуждение

Обследовано 79 первоклассников средней общеобразовательной школы города Архангельска в возрасте 7—8 лет (42 мальчика и 37 девочек). В ходе выполнения корректурной пробы Э. Ландольта были получены следующие данные. Достоверных различий между показателями по гендерному признаку выявлено не было, но показатель продуктивности произвольного внимания у девочек был несколько выше, чем у мальчиков и составил (116,9 ± 5,0) и (115,6 ± 5,1) усл. ед. соответственно. Значения средней точности, определяющие способность ребенка к безошибочному выполнению работы, отражающие дифференцированное торможение в центральной нервной системе и характеризующие сформирован-ность произвольного внимания, также оказались выше у девочек, чем у мальчиков, — (0,89 ± 0,1) и (0,87 ± 0,1) усл. ед. соответственно. Скорость переработки информации, отражающая функциональную подвижность нервной системы и темп психомоторной деятельности, у мальчиков на первом году обучения была несколько выше, чем у девочек, и составила (0,56 ± 0,1) и (0,55 ± 0,1) усл. ед. Таким образом, у мальчиков выявлена более высокая скорость психомоторной деятельности за счет уменьшения качества выполняемых операций. Девочки же в этом возрасте имели более высокий уровень сформированности произвольного внимания, а также они оказались более выносливыми с учетом возможности поддержания безошибочной работы в процессе тестирования.

Учитывая большой разброс данных у обследованных детей, были разработаны центильные шкалы для индивидуальной оценки скорости переработки информации, точности и продуктивности произвольного внимания (табл. 1).

Таблица 1

Центильные шкалы по оценке произвольного внимания у детей 7—8 лет, усл. ед.

Половоз- растная группа Уровень

Пока- затель Низкий (ниже 25 центиля) Средний (25-75 центиль) Высокий (выше 75 центиля)

Р 64,60- 97,40 97,41- 130,90 131,00- 191,90

Мальчики 8 0,30-0,45 0,46-0,63 0,64-1,00

А 0,50-0,83 0,84-0,94 0,95-1,00

Р 67,00- 92,68 92,69- 136,36 136,37- 191,80

Девочки 8 0,33-0,43 0,44-0,66 0,67-0,90

А 0,69-0,85 0,86-0,95 0,96-1,00

Примечание. Р — продуктивность, S — средняя скорость, А — средняя точность.

Принимая во внимание различные варианты количественного и качественного показателей у обследованных первоклассников [10], на основе ин-

тегральной оценки были выделены три группы детей с низким, высоким и средним уровнем произвольного внимания. Распределение учащихся первых классов по интегральной оценке уровня произвольного внимания представлено на рис. 1.

Высокий Средний Низкий

■ мальчики Ш девочки

Рис. 1. Распределение детей 7—8 лет по показателю уровня произвольного внимания, %

Примечание. Звездочкой справа обозначена достоверность различий между группами с разным уровнем внимания, слева — достоверность различий между мальчиками и девочками в группах с одинаковым уровнем: * — р < 0,05; ** — р < 0,01.

Для изучения психофизиологических особенностей школьников с разным уровнем внимания были сформированы две группы: дети с низким уровнем внимания (13 человек) и контрольная группа, в которую вошли первоклассники со средними и высокими показателями (66 человек). Результаты определения уровня сформированности праксисов в выделенных группах представлены в табл. 2.

У младших школьников с разным уровнем произвольного внимания наиболее хорошо сформирован графический праксис, достоверных различий между исследуемыми группами по графическому праксису не выявлено. Также успешно выполнялись пробы на двигательные программы и реакции выбора, по результатам которых можно оценить более сложно организованные движения, поскольку они предполагают решающую роль в понимании речевой инструкции. Необходимо отметить, что у мальчиков с низким уровнем внимания доля ошибочных реакций в этой пробе была выше и составила (2,5 ± 0,1) балла, тогда как у мальчиков контрольной группы — (1,8 ± 0,6) балла. Невозможность выполнения заданий на двигательные программы может расцениваться как признак нарушения пространственной схемы тела, незрелости лобных, верхнетеменных и теменнозатылочных отделов мозга. Среди девочек 7—8 лет с разным уровнем внимания достоверных различий по результатам данной пробы не было.

Наибольшие затруднения у мальчиков с низким уровнем произвольного внимания вызывал тест на кинестетический праксис: ошибка при выполнении ими теста составила (7,0 ± 0,4) балла, тогда как в контрольной группе — (5,4 ± 0,7) балла. При этом отмечено преобладающее билатеральное нарушение переноса поз пальцев руки, что свидетельствует о формирующемся процессе межполушарных взаи-

Таблица 2

Сформированность праксисов у детей 7—8 лет с разным уровнем произвольного внимания

Уровень

произвольного

внимания

Успешность выполнения тестов, баллы (М±т)

Кинестети-

ческий

праксис

Динами-

ческий

праксис

Простран-

ственный

праксис

Слухо-мотор-ный праксис

Графический

праксис

Двигательные

программы

Высокий и средний

(контрольная

группа)

п=36

5,0±0,7

5,3±0,2

4,6±0,5

1,9±0,2

0,9±0,0

1,8±0,6

Низкий

п=6

7,0±0,4*

6,5±0,7

7,3±0,9*

3,0±0,2***

1,0±0,1

2,5±0,1**

Высокий и средний

(контрольная

группа)

п=30

*3,0±0,3*

**3,1±0,4*

**2,8±0,3

1,7±0,4

0,3±0,1

0,6±0,1

Низкий

п=7

3,6±0,5***

4,4±0,7

**3,6±0,7*

2,5±0,9

0,2±0,1

0,6±0,1

Примечание. Звездочкой справа обозначена достоверность различий между группами с разным уровнем внимания, слева — достовер-

ность различий между мальчиками и девочками в группах с одинаковым уровнем: * — р < 0,05; ** — р < 0,01;

р < 0,001.

модействий в этот возрастной период. Вместе с тем монолатеральное нарушение переноса поз по тактильному образцу определяет функциональную недостаточность анализа и синтеза произвольных движений. У девочек различий между сравниваемыми группами не отмечено, но имел место достоверно более высокий уровень сформированности кинестетического праксиса по сравнению с аналогичным показателем у мальчиков.

Тест на динамический праксис и реципрокную координацию определяет состояние глубинных отделов мозга, обеспечивающих совместную работу обоих полушарий и мозолистого тела [1]. У мальчиков контрольной группы ошибка в данной пробе составила (5,3 ± 0,2) балла, тогда как у мальчиков с низким уровнем произвольного внимания — (6,5 ± 0,7) балла, что свидетельствует о незрелости функциональной системы, отвечающей за организацию произвольных согласованных движений, и слабости межполушарных взаимодействий [2]. У девочек с разным уровнем внимания достоверных различий по пробе на динамический праксис не выявлено. Необходимо отметить, что мальчики контрольной группы допускали достоверно больше ошибок по сравнению с девочками контрольной группы: (5,3 ± 0,2) и (3,1 ± 0,4) балла соответственно.

Сформированность слухомоторной координации оценивалась по пробе воспроизведения звуковых ритмов. Ребенку предлагалось вслед за экспериментатором воспроизвести серию ударов, разделенных длинными и короткими паузами. Данной пробой определялась зрелость премоторных и височных отделов мозга, обеспечивающих способность оценивать, дифференцировать и воспроизводить звуковые сигналы по образцу. Доля ошибок по данной пробе была наибольшей у группы мальчиков с низким уровнем произвольного внимания и составила (3,0 ±

0,1) балла по сравнению с результатами мальчиков контрольной группы — (1,9 ± 0,2) балла. Среди девочек в исследуемых группах достоверных различий между показателями слухомоторной координации выявлено не было.

Известно, что к 7 годам заметно расширяются связи двигательной зоны головного мозга с одним из важных центров регуляции движения — мозжечком и подкорковыми образованиями, то есть созревают механизмы реализации последовательности серийных движений.

Представляет интерес выявление особенностей психомоторной организации детей 7—8 лет, имеющих различный уровень сформированности произвольного внимания (табл. 3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психомоторные показатели детей 7—8 лет с разным уровнем произвольного внимания

Уровень

произволь-

ного

внимания

Высокий и средний (контрольная группа) п=36

Низкий

п=6

Высокий и средний (контрольная группа) п=30

Низкий

п=7

Моторная активность кисти

Сила

кисти,

кг

8,7±

0,5

9,4±

2,0

8,6±

0,5

6,7±

0,5

Простая координация, шт в мин

16,4±

1,4

18,0±

2,0

18,0±

0,6

17,8±

1,1

Теппинг-тест

СМС,

уд.

за 5 с

22,4±

0,9

20,5±

0,8

21,1±

0,4

19,3±

0,8

СИР

мс

223,1±

5,1

243,9±

3,3

236,7±

5,7

258,9±

4,5

Примечание. СМС - средняя моторная скорость, СИР — средний интервал реакции.

* * * _

Анализ развития произвольных движений выявил, что у мальчиков контрольной группы лучшие показатели наблюдались при выполнении теппинг-теста. Средняя моторная скорость у них составила (22,4 ±

0,9) удара за 5 секунд, тогда как мальчики с низким уровнем произвольного внимания показали лучшие результаты в ходе динамометрии — (9,4 ± 2,0) кг и пробы на координированность простых двигательных действий — (18,0 ± 2,0) шт. за одну минуту. Необходимо подчеркнуть, что получены более низкие показатели моторной скорости в контрольной группе по сравнению с аналогичными показателями у детей, проживающих в средней полосе [5]. Данный факт может свидетельствовать о более низкой лабильности нервной системы у детей-северян.

Девочки с низким уровнем произвольного внимания при выполнении всех тестов демонстрировали более низкие психомоторные показатели по сравнению с контрольной группой, но достоверных различий не было выявлено.

Представляет интерес анализ внутрисистемных взаимодействий характеристик психомоторной организации двигательной сферы детей с разным уровнем произвольного внимания. С этой целью был проведен корреляционный анализ показателей психомоторного развития. Достоверные корреляционные связи у детей с низким уровнем произвольного внимания выявлены преимущественно между исследуемыми праксисами (рис. 2): сильные положительные связи отмечены между кинестетическим, динамическим праксисом и тестом на выполнение двигательных программ. У детей с высоким и средним уровнем произвольного внимания значимые по силе связи наблюдались между психомоторными качествами, такими как сила кисти, средняя моторная скорость (рис. 3). Необходимо отметить сильную отрицательную связь между точностью выполняемой работы и скоростью переработки информации, а также координированностью простых двигательных действий.

Большая часть обследуемых первоклассников имеет средний уровень произвольного внимания. В целом у мальчиков выявлена более высокая скорость переработки информации за счет уменьшения качества выполняемых операций. Девочки же в этом возрасте более выносливы с учетом возможности поддержания безошибочной работы в процессе тестирования. У мальчиков контрольной группы отмечен высокий темп психомоторной активности по результатам теппинг-теста, у девочек — лучшие показатели сформированности праксисов и координированности простых действий. Первоклассники с низким уровнем произвольного внимания, особенно мальчики, характеризуются недостаточной сформированностью праксисов, но имеют более высокие результаты силы кисти и координированности простых двигательных действий.

У первоклассников с низким уровнем произвольного внимания выявлены тесные корреляционные

связи между показателями, характеризующими степень сформированности координированных действий (праксисов), тогда как у школьников с высоким и средним уровнем произвольного внимания — между психомоторными качествами.

Рис. 2. Корреляционные связи между показателями психомоторного развития у детей 7—8 лет с низким уровнем произвольного внимания

Примечание.______сильная положительная связь;_____слабая

положительная связь.

Рис. 3. Корреляционные связи между показателями психомоторного развития у детей 7—8 лет со средним и высоким уровнем произвольного внимания.

Примечание. _____ сильная положительная связь; ____ слабая

положительная связь; _ ___сильная отрицательная связь.

Комплексное обследование психофизиологических особенностей детей-северян 7—8 лет с разным уров-

нем произвольного внимания позволило составить некоторую возрастную характеристику степени зрелости структур мозга, ответственных за формирование высших психических функций и психомоторного развития. В указанный возрастной период происходит активное формирование и совершенствование динамических, пространственных координаций, схемы тела, психомоторных качеств, что, видимо, связано с включением первоклассников в когнитивную деятельность. В свою очередь, активация познавательной деятельности влечет за собой ускорение процессов переработки информации в результате формирования и усложнения межнейронных связей. Выявленные особенности психомоторной организации необходимо учитывать в процессе обучения детей с разным уровнем произвольного внимания.

Список литературы

1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии : учебное пособие / А. П. Бизюк. — СПб. : Речь, 2005. — 293 с.

2. Думбай В. Н. Показатели скорости сенсомоторных реакций и теппинг-теста у школьников в разные годы обучения в школе / В. Н. Думбай, И. Ю. Шамыгина // Валеология. — 2004. — № 3. — С. 42—49.

3. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 384 с.

4. Калинин С. И. Компьютерная обработка данных для психологов / С. И. Калинин. — СПб. : Речь, 2002. — 134 с.

5. На ступеньках в мир школы (психологическое и психофизиологическое исследование будущих и младших школьников) / Г. А. Кураев, М. И. Леднова, Г. И. Морозова, Л. Н. Иваницкая // Мир психологии. — 2002. — № 1. - С. 106-121.

6. Никандров В. В. Психомоторика : учебное пособие / В. В. Никандров. - СПб. : Речь, 2004. - 104 с.

7. Осипенко Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т. Н. Осипенко. - М. : Медицина, 1996. - 288 с.

8. Руководство по эксплуатации комплекса для психофизиологических исследований компьютерного КПФК-99 «Психомат». - М. : ВНИИ мед. приборостроения ЗАО «ВНИИМП-ВИТА», 2006. - 38 с.

9. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. — М. : Сфера, 2003. — 288 с.

10. Сысоев В. П. Методика диагностики работоспособности. Тест Э. Ландольта / В. П. Сысоев. — СПб. : Иматон, 1996. — 29 с.

11. Фарбер Д. А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка / Д. А. Фарбер, М. М. Безруких // Физиология человека. — 2001. — Т. 27, № 5. - С. 8-16.

12. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — 96 с.

PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF CHILDREN OF 7-8 YEARS OLD WITH DIFFERENT LEVEL OF ACTIVE ATTENTION

T. V. Volokitina, O. N. Tikhonova, N. V. Grinjuk

Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk

This article highlights evaluation of psychomotor functions of children 7-8 years old with different level of active attention. There is registered formation and perfecting of dynamic, space coordination, psychomotor characters in first-class schoolchildren. Low level of kinesthetic, dynamic and space praxis was discovered in children with low level of active attention, which should be taken into consideration during organization of studying process.

Key words: children of 7-8 years old, active attention, psychomotor functions, praxis, psychomotor characters, psychomotor development.

Контактная информация:

Волокитина Татьяна Витальевна — доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и патологии развития человека, зам. директора по научной работе института развития ребенка Поморского государственного университета им. М. в. Ломоносова, г. Архангельск

Тел. (8182) 240-944, (8182) 240-906, факс (8182) 212-190

E-mail: tatvita@pomorsu.ru

Статья поступила 01.07.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.