МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
информации и процедуры работы с различными данными с целью получения нового знания, пригодного для практического применения при решении политических или управленческих задач.
Необходимо учитывать, что в рамках изучения политической реальности, научное знание неразрывно сплетается с практическими интересами, рациональный элемент - с иррациональной средой. Большое значение имеют учет и контроль влияния доминирующей парадигмы в общественных науках и ценностной матрицы самого исследования.
Многими особенностями политического анализа можно овладеть на практике, руководствуясь опытом предшествующих исследователей данной сферы.
Поскольку исследователи политики, чтобы сгладить влияние методологических трудностей в политической сфере, скрупулезно, многократно и ответственно относятся к своим общим выводам, теориям и подходам, обращаются к проверенным фактам, методологическая и методическая части исследования подвергаются тщательной проверке, можно говорить о сдвиге политических исследований к научному способу познания мира.
Список использованной литературы:
1. Грачев М.Н., Ирхин Ю.В. Актуальные проблемы политической науки / М.Н. Грачев, Ю.В. Ирхин // М.: Экономическая демократия, 1996. - 188 с.
2. Пузырева Л.О. Представления об информационно-психологической безопасности политического текста // Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. Выпуск 5. - Новосибирск: Издательство ЦРНС. - 2014. - С. 92-101.
3. Марача В.Г., Матюхин А.А. Социокультурный анализ политико-правового пространства // Научные труды «Адилет». №1(5) - Алматы. - 1999. - С. 10-36.
4. Загладин, Н.В. Политология: проблемы развития У Н.В. Загладин // Политология и современный политический процесс. - Москва. - 1990. - С. 26-32.
© Пузырева Л.О., 2015
УДК 124.5+159.923.2-057.875
С. В. Родина
к. психол. н., доцент Инженерно-технологическая академия Южный федеральный университет г. Таганрог, Ростовская область, Российская Федерация
ПСИХОЛОГО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖДУ
СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
Аннотация
Конфликтные ситуации всегда оказывали негативное воздействие на течение учебного процесса в вузе. На основе метода анкетирования были выявлены причины конфликтов между преподавателями и студентами и гендерные различия в восприятии преподавателя студентами. С помощью социальных опросов студентов была определена оценка студентами разрешимости конфликтов с преподавателями. Полученные результаты позволили сформулировать основные рекомендации преподавателям по предупреждению конфликтов и выделить условия формирования психических и интеллектуальных защитных механизмов противостояния человека внешним раздражителям.
Ключевые слова
Студенческая успеваемость; личностно-ориентированные технологии; тренинги по разрешению
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
конфликтных ситуаций; зона межличностных отношений; социально-ролевые отношения в учебном процессе.
Любая деятельность неизбежно связана с наличием различных интересов и возникновением конфликтов. Наиболее часто они возникают в сфере межличностных отношений. В вузовской среде сама специфика деятельности предполагает разницу интересов студентов и преподавателей. Различного рода конфликтные ситуации создают сложности в реализации задач профессиональной деятельности преподавателя, которая направлена в первую очередь на обучение и воспитание студентов.
Понятие конфликт широко используется в обыденной жизни, а также в педагогической практике. Слово «конфликт» происходит от латинского "confictus" - столкновение. Анализ определений конфликта раскрывается через следующие содержание: состояние дисгармонии в отношениях; состояние противоборства; столкновение противоположностей; противостояние характеров; столкновение интересов. Источниками возникновения конфликтных ситуаций являются базовые потребности человека: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и принадлежности, потребности в уважении и признании, познавательные потребности и потребности в самореализации.
Впервые понятие «конфликт» в качестве научного термина использовал английский социолог Г. Спенсер. Понятие «конфликт» является междисциплинарным. Конфликты изучают такие науки как психология, педагогика, социология, история, политология, философия и другие. Изучением социального конфликта занимались М. Вебер, У. Мур, А. Росс и другие зарубежные и отечественные социологи. Конфликт возникает как форма социального противоречия и заключается в осознанном противоборстве субъектов, преследующих несовместимые цели. Все конфликты имеют общую структуру и включают в себя участников конфликта (личности, группы), конфликтную ситуацию (противоположные интересы, позиции, мотивы) и специфическую активность субъектов (противоборство, столкновение, непримиримость).
С точки зрения А. Г. Здравомыслова, конфликт - это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [4, с. 94]. Р. Дарендорф понимает его как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности [7]. В «Психологическом энциклопедическом словаре» конфликт определяется как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [2]. При этом в качестве его форм выделяются внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.
Конфликтные ситуации негативно сказываются на процессе обучения и воспитания студентов. Задача преподавателя - не допускать таких ситуаций в работе, вовремя предотвращать возможное недопонимание и недовольство в студенческой среде.
Преподавателям следует руководствоваться следующими основными рекомендациями по предупреждению конфликтов [3]:
- быть объективными в оценке знаний студентов, использовать методы поощрения за высокую их работоспособность и успехи в учёбе;
- не оскорблять человеческое достоинство студента, его родителей и друзей;
- избегать публичной критики студента при допущении им ошибок или неадекватном поведении;
- не переносить оценку проступка на личность студента;
- анализировать собственное поведение, сопереживая вместе с учащимися их душевному состоянию.
Разрешение конфликтной ситуации в вузовской среде требует от её участников соответствующего
уровня воспитания. По словам А. С. Макаренко «прямо-таки змеиной мудрости и такта» [5].
Наиболее многочисленную группу составляют конфликты, связанные с переживаниями студентов при оценке их знаний на экзаменах. Процедура проверки студенческой успеваемости порождает немало разноплановых событий в пред- и послеэкзаменационных взаимоотношениях студентов с преподавателями. Что особенно раздражает студентов? Конфликты во взаимоотношениях с преподавателями обусловлены:
- расхождением оценки и самооценки знаний студента;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
- страхом перед авторитетом некоторых преподавателей;
- бестактностью преподавателей, безразличием к переживаниям студентов, авторитарным стилем проведения ими занятий;
- использованием вместо критериев оценки знаний показателей посещаемости занятий;
- чрезмерным объёмом заданий для самостоятельной работы;
- приверженностью преподавателей к шаблонным моделям передачи знаний;
- неравенством в оценке знаний студентов, по тем или иным причинам импонирующим и не импонирующим преподавателям;
- изъянам в организации учебного процесса (опоздания и неявка преподавателей на занятия, частная смена расписания занятий и тому подобное);
- негигиеничностью среды в учебных аудиториях и другое [1].
В основном конфликты возникают из-за качеств преподавателей, не соответствующих, по представлениям студентов, идеалу вузовского наставника. Основное поле возникновения конфликтных ситуаций находится в области дидактического взаимодействия преподавателей и студентов. Анализ подобных ситуаций позволяет указать главную их причину - преобладание так называемого «валового» подхода к работе с учащимися. Поэтому вузовские преподаватели должны быть знакомы и осуществлять постоянный поиск новых личностно-ориентированных технологий формирования профессионализма будущих специалистов.
Анализ конфликтно-стрессовых переживаний показал, что позитивными можно считать определённые условия формирования психических и интеллектуальных защитных механизмов противостояния человека вредоносному влиянию различного рода раздражителей. Особенно полезны специальные тренинги по разрешению конфликтных ситуаций, неизбежных в будущей профессиональной деятельности студентов, но этим должны заниматься психологические службы вузов.
В 2014 году на кафедре иностранных языков Инженерно-технологической академии Южного федерального университета (ИТА ЮФУ) был проведён социологический опрос студентов. Ответы респондентов на вопрос о причинах конфликтов с преподавателями касались различных аспектов их учебной деятельности.
Таблица 1
Причины возникновения конфликтов студентов с преподавателями
Причина конфликта Количество ответов (в процентах от числа опрошенных)
всего молодых людей девушек
1 2 3 4
Необъективность оценки 34,2 34,0 34,2
знании
Различия в мировоззрении 28,4 31,3 26,6
Расхождения во мнениях по 27,2 27,8 27,0
поводу изучаемой
дисциплины
Личная неприязнь 27,1 24,7 28,4
преподавателя
Неуважительное отношение 25,8 20,5 28,8
преподавателя к
студенческой группе в
целом
Непосещение занятий 20,4 25,7 17,4
Поведение самого студента 13,4 16,0 12,0
на занятиях
Оскорбления и унижения со 12,0 9,7 13,4
стороны преподавателя
Плохая успеваемость 9,6 14,2 7,0
Характерно, что молодые люди чаще склонны указывать такие причины возникновения конфликта с преподавателем, как плохая успеваемость и непосещение лекций, а девушки - неуважительное отношение преподавателя к студенческой группе в целом.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Приведённые данные характеризуют тендерные различия в восприятии преподавателя студентами. Так, если с возрастом девушки как бы выводят преподавателя из зоны межличностных отношений в идеологическое пространство, расширяя тем самым «горизонт» его видения, то молодые люди, напротив, «сужают» контекст отношений, переводя затем мировоззренческие разногласия с преподавателем в зону межличностных конфликтов.
Был проведён также анализ значимости и глубины тех или иных конфликтов студентов с преподавателями. В этом отношении оценка самой возможности разрешить конфликт является в какой -то степени показателем, позволяющим говорить о его глубине и значимости. Поэтому студентам предлагали ответить на вопрос: «Если у вас возникали конфликты с преподавателями по тем или иным причинам, то удавалось ли вам их разрешить?» Ответы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка студентами разрешимости конфликтов с преподавателями
Причина конфликта Ответы и их количество (в процентах от числа опрошенных)
Конфликты Конфликт длился Конфликт не исчерпал Подобные конфликты
разрешаются долго, его трудно себя, он продолжается вообще
легко и быстро было разрешить неразрешимы
Непосещение занятий 77,1 1,5 7,1 4,3
Плохая успеваемость 42,7 37,6 12,1 7,6
Необъективность оценки 34,2 26,1 18,9 20,8
знаний
Поведение самого студента 71,5 13,3 6,1 9,1
на занятиях
Расхождения во мнениях по 43,5 25,1 12,2 19,2
изучаемой дисциплине
Личная неприязнь 16,5 26,1 21,7 34,9
преподавателя
Различия в мировоззрении 32,6 2,6 1,0 34,7
Оскорбления и унижения со 27,0 19,5 17,6 34,6
стороны преподавателя
Неуважительное отношение 25,7 17,5 21,8 36,6
преподавателя к
студенческой группе в целом
Результаты исследования показывают, что к числу легкоразрешимых конфликтов между преподавателями и студентами относятся возникающие в связи с нарушением норм, регулирующих социально-ролевые отношения в учебном процессе. В то же время, что касается результативности учебной деятельности, значительная часть опрошенных отмечают конфликты из-за необъективности оценки их знаний в числе наиболее трудноразрешимых или вообще неразрешимых. Весьма значимы и конфликты, связанные с расхождениями во мнениях относительно вопросов, касающихся содержания изучаемых дисциплин. Наиболее же часто в качестве абсолютно неразрешимых фиксируются конфликты, которые связаны с межличностными отношениями: неприязнью, оскорблением и унижением студентов. Именно тип межличностных отношений определяет зону неразрешимых конфликтов. Важен также и другой тип конфликтов, связанных с различиями в мировоззрении, - их определили, как неразрешимые, треть из опрошенных. Анализ влияния конфликтов с преподавателями на отношение студентов к учебной деятельности показывает, что в целом по мере перехода к старшим курсам их роль снижается [6].
По прогнозам учёных, конфликтность в обществе в XXI веке будет постоянно возрастать. Поэтому ещё более актуальной становится задача ограничения её проявления и в сфере образования приемлемыми способами и средствами [1].
Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций. Поскольку в основе конфликтов часто лежат противоречия, подчинённые определённым закономерностям, преподаватели должны знать природу их возникновения, находить конкретные механизмы успешного их разрешения в разнообразных ситуациях.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
Преподаватель, как, впрочем, и любой человек, живёт в определённой системе координат, ставшей для него привычной. Но ситуация каждый раз меняется, за одними и теми же внешними проявлениями скрываются разные причины. Общеизвестно, что наиболее консервативными и стойкими по отношению ко всему новому во все времена были и остаются люди педагогической системы. С одной стороны, это хорошо: они сохраняют преемственность традиций и передают учащимся апробированные временем знания и умения. С другой стороны, это тормозит процесс адаптации молодого поколения к новым условиям общественной жизни, особенно в период быстрых социальных перемен.
Преподаватели иногда по-прежнему привычно используют формы и методы авторитарной педагогики, или, как её называют, педагогики тотальной требовательности - прямых угроз: «не сдашь, если не выучишь» и тому подобное. Но условия для реальных прогрессивных изменений в высшей школе уже давно сложились. Сознание студентов и преподавателей уже подготовлено к таким изменениям. Впервые обе стороны, студенты и преподаватели, едины во взглядах на идеального желаемого партнёра в учебном процессе. Тип преподавателя, которого студенты называют «супер»: человек широкого кругозора, успешный в научных поисках, независимый в суждениях и поступках, хороший психолог. Ну а тип идеального студента ещё более лаконичен: молодой человек, имеющий интерес к науке и умеющий самостоятельно мыслить.
Список использованной литературы:
1. Дъяченко М. И. и другие. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. 416 с.
2. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. Москва: Велби: Проспект, 2006. 560 с.
3. Журавлёв В. И. Основы педагогической конфликтологии. М. 1995. 184 с.
4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. Москва: Аспект-Пресс, 1996. 317 с.
5. Макаренко А. С. Сочинения. М., 1958. Т.5. 558 с.
6. Собкин В. С., Федюлин А. В. Студенты о конфликтах с преподавателями // Толерантность в подростковой и юношеской среде: Тр. по социологии образования / Под ред. В. С. Собкина. М., 2004. Т. IX. Вып. XVI. С.39-45.
7. Степаненкова В. М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа. // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 141-142.
© Родина С. В. , 2015
УДК 159.9.072.422
А.Ю. Смирнова
к.псх.н., факультет психологии Саратовский государственный университет г. Саратов, Российская Федерация
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, УВЛЕЧЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА РАБОТОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ В СФЕРЕ ТРУДА:
ДИАНМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимовлияния профессионального выгорания, увлеченности персонала работой и субъективной незащищенности в сфере труда в качественно -количественном и когнитивно-аффективном аспектах. Анализируется динамика переживания субъективной незащищенности в сфере труда и особенности влияния переживания на выгорание и увлеченность персонала на разных стадиях переживания.
Ключевые слова
Профессиональное выгорание, увлеченность персонала работой, субъективная
незащищенность всфере труда.