Секция 2. ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ НА ПРАКТИКЕ
УДК 615.851+159.97+355.292
Инок Киприан (Бурков) (Москва)
ПСИХОЛОГО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ И ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧАСТНИКАМ И ВЕТЕРАНАМ СВО И ИХ СЕМЬЯМ
Аннотация: Опыт работы с участниками, ветеранами СВО и их семьями в Фонде «Защитники Отечества» и в Комитете семей воинов Отечества показывает, что есть потребность в духовно-психологической и психолого-психотерапевтической помощи. Суть духовно-психологической помощи заключается, прежде всего, в том, чтобы совместными усилиями священнослужителей и психологов вести активную комплексную работу по профилактике семейных разводов, расстройств поведения и психических расстройств в семьях участников и ветеранов СВО. Для этого необходимо, с одной
стороны подготовить женщин, чьи мужчины воюют, к тому, что их любимые вернутся с фронта совершенно другими людьми, и женщины должны знать, какими они вернутся и как правильно надо будет им себя с ними вести, чтобы семьи не рушились. С другой стороны, нужно повысить квалификацию нашего духовенства, осуществляющего душепопече-ние семей воинов Отечества, с целью дать им необходимые знания из области психологии, конфликтологии, коммуникаций, социологии и т. д. Психологам, считающими себя верующими, также необходимо повысить свою компетентность в вопросах их религиозного учения и оказывать психологическую помощь участникам, ветеранам и членам их семей в парадигме религиозного подхода, если сам психолог и его клиент являются верующими. Для этого психологи должны получить соответствующие знания в области религиозной антропологии, нравственного богословия и религиозного учения о болезнях и личности, и другие необходимые знания о вере, которую они исповедуют.
Ключевые слова: участники и ветераны СВО, семья, психолого-психотерапевтическая помощь, духовно-психологическая помощь, Фонд «Защитники Отечества», Комитет семей воинов Отечества, психологические проблемы, психологи, священнослужители, совместная работа, повышение квалификации.
Психолого-психотерапевтическая помощь — это новый термин. Он введен указом Президента России о создании Государственного фонда поддержки участников СВО. Под этим термином подразумевается работа медицинских психологов, психотерапевтов и психиатров. По сути, речь идет об оказании психиатрической помощи, которая под этим термином сокрыта. Почему возникла такая необходимость назвать не психиатрическая помощь, а помощь психолого-психотерапевтическая? Потому что к психиатрам по понятным причинам большинство ходить не хочет, и поэтому появился такой новый термин.
Психолого-психотерапевтическая помощь организована следующим образом. В Фонде «Защитники Отечества» осуществляется дежурство медицинских психологов, которые осуществляют основную свою деятельность в государственных организациях. Их задача — провести скрининг, т. е. определить признаки нарушения психического здоровья у ветеранов СВО и членов семей погибших. Это две категории, которые входят в компетенцию государственного фонда. Как показала практика в течение пяти месяцев, обращающихся немного. Ветераны не желают обращаться за такой помощью, даже если они в ней нуждаются. По нашему опросу 600 ветеранов, которые находятся на излечении в госпиталях г. Москвы, 90 % из них считают, что у них никаких проблем нет. 80 % не собираются обращаться к специалистам, считая, что справятся сами, а 10 % — обратятся к другу. В этом опросе был вопрос о том, а к кому они обратятся, если возникнут какие-либо психологические проблемы. Печально, что обращение к священнику в храме оказалось на последнем месте. А вот к психологу в госфонд — на первом месте. Обнадеживает, что на втором месте было обращение к священнослужителю и психологу, которые работают совместно в Комитете семей воинов Отечества. Из запроса видно, что люди положительно реагируют на то, если священник и психолог будут работать вместе.
За время своей деятельности Фонд «Защитники Отечества» столкнулся с тем, что обращающиеся в фонд нуждаются не столько в психотерапевтической или психиатрической помощи, сколько в разрешении чисто психологических проблем (упадок сил, эмоциональное выгорание, повышенная тревожность, постоянное беспокойство, семейные конфликты и др.). И в этой связи встал вопрос о привлечении к работе с участниками, ветеранами СВО и членами их семей «немедицинских» психологов. Но здесь есть большая проблема. Деятельность психологов на рынке услуг никакими нормативными правовыми актами не регулируется. Поэтому в практической психологии можно встретить все: техники оккультного, мистического, трансового характера, никак на-
учно не обоснованные или псевдонаучные техники. Сейчас в интернете можно увидеть психолога астролога, «энерготерапевта», нумеролога и т. д., при этом эти психологи имеют профессиональное психологическое образование. К тому же в секулярной психологии практически отсутствует понятие нравственности как ценности в той или иной школе психологии. Каждый психолог здесь «сам себе режиссер». Что лично ему нравится, то для него и нравственно, а что не нравится, то безнравственно. И такой психолог будет подводить своего клиента к принятию того решения, какое он сам считает правильным. И в определенном случае он может сказать: «Зачем тебе его терпеть, с больной головой вернувшегося с фронта. Он токсичен. Все проблемы твои из-за него. Подумай о себе, зачем он тебе нужен...».
Таким образом, перед государством встали серьезные вопросы: кого допускать из «немедицинских» психологов, оказывающих услуги на рынке психологических услуг, к участникам, ветеранам СВО и членам их семей, и какие должны быть критерии отбора психологов. Наша команда предложила такие критерии: это соответствие применяемых психологами техник требованиям духовной безопасности с точки зрения доказательной медицины, стратегии национальной безопасности и религиозного вероучения. То есть государство должно знать, безопасна ли техника, применяемая психологом, для души человека. Важно также знать, обоснована ли техника, применяемая психологом научно. Также важный критерий — это соответствие мировоззрения психолога традиционным российским духовно-нравственным ценностям. А эти ценности — религиозные и, прежде всего, христианские, православные.
О духовно-психологической помощи. Этот термин закреплен в Соглашении о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения, которое было подписано в 2015 г. Из п. 4 методических рекомендаций НИЦ им. В. П. Сербского «Основы организации медико-психологической помощи гражданам, перенесшим тяжелый стресс»: «Отмечено лечебное влияние религиозной
веры на психические заболевания. Установлено, что риск развития большой депрессии линейно уменьшается с расширением использования пациентами религиозных способов преодоления психологических проблем. Доказана способность религиозной веры оказывать существенную смягчающую роль в редукции депрессивной симптоматики при патологических реакциях горя на утрату близких и развивающихся патологических состояниях одиночества» (Основы организации... 2023, с. 25). Поэтому суть духовно-психологической помощи состоит в совместной работе с клиентом или пациентом священнослужителя и психолога, психотерапевта и/или психиатра. У нас такая практика есть. В нашем Православном Центре душепопечения и реабилитации, психологического и психического здоровья в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с 2016 г. работает мультидисциплинарная бригада, в которой участвуют душепопечитель, психолог, психиатр, социальный работник, педагог-воспитатель, церковнослужители и другие лица.
В основе большинства психических расстройств лежит повреждение души в результате безнравственного поведения человека. Если сказать простыми словами, то нравственно то, что нравится Богу, а что Ему не нравится, то безнравственно. А нравится Господу то, когда мы стараемся жить по Его заповедям, которые есть путь в Царство Небесное, в царство счастья. Но когда мы по ним не живем, мы все больше и больше повреждаем душу. И тогда все хуже душа животворит тело, и оно начинает страдать, возникают нарушения психологического благополучия и психического здоровья, психосоматические и другие болезни. Поэтому нужен комплексный подход к коррекции поведения человека, лечению и реабилитации его души, а прежде всего — его ума. Духовно-психологический мультидисциплинарный подход, которым руководит священнослужитель, позволяет провести эффективную профилактику нарушений поведения, семейных проблем и психических расстройств у участников, ветеранов СВО и членов их семей. И тогда им не потребуется психиатрическая помощь.
Несколько слов по поводу христианских и православных психологов. Как показало многолетнее общение с психологами, которые называют себя христианскими, либо православными психологами, в их мировоззрении есть много пробелов. Например, на вопрос к психологу, чем он думает, очень часто слышится один ответ — мозгами. На вопрос, а где у тебя находится сознание и хранится память — тот же ответ. Но если мы думаем мозгами, то в посмертии думать мы перестанем, поскольку мозги останутся на земле. И помнить ничего не будем, и знать ничего не будем. Но это не соответствует нашему вероучению. И, к сожалению, большинство психологов, которые себя именуют христианскими и православными, совершенно не знают нашей православной антропологии человека. Кроме того, есть разница между католическим и православным взглядом на человека, а из этой разницы вытекает и соответствующий подход в практической психологии. С католической точки зрения святыми считаются те, которые прочувствовали то, что испытал Господь на кресте, которые имеют стигматы и т. д. То есть упор делается на чувственность. А наше православное учение говорит: «Не верь чувствам, чувства — это область действия диавола». Но многие христианские психологи, также, как и светские психологи, работают с чувствами способами, категорически неприемлемыми для православного человека. «Ты имеешь право быть злым. Не сдерживай свои чувства, выражай свои негативные чувства, но только социально приемлемым способом». То есть получается, что наши христианские психологи в своем большинстве, по сути, ничем не отличаются от светских психологов, совершенно не знают христианское вероучение, не знают христианское учение о личности, о работе с чувствами. В секулярной же психологии примерно триста теорий личности и 800 техник, которые могут даже противоречить друг другу. И далеко не все из них безопасны для души человеческой.
И общий вывод: в связи с изложенным, мы говорим нашим православным и христианским психологам: чтобы нам эффективно помогать нашим женщинам и воинам, давайте
поучимся у наших святых отцов нашему вероучению, прежде всего о душе, и будем применять его в своей профессиональной деятельности. И нашим священнослужителям также желательно повышать свою квалификацию в области психологических знаний, чтобы отличать «зерна от плевел» и применять полезные знания из области психологии в своем пастырском душепопечении, и отвергать душевредные.
Литература
Основы организации медико-психологической помощи гражданам, перенесшим тяжелый стресс: Методические рекомендации. М.: НМИЦ психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского, 2023.