Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение учебной онлайн-библиотеки'

Психолого-педагогическое сопровождение учебной онлайн-библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическое сопровождение / онлайн-библиотека / научная информация / когнитивная готовность / информационные ресурсы / psychological and pedagogical support / online library / scientific information / cognitive readiness / information resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Михайловна Краснорядцева, Илья Сергеевич Яковлев

Рассматриваются обобщенные результаты разработки инструментов психолого-педагогического сопровождения онлайн-библиотек. Представлены результаты исследования уровня когнитивной готовности молодежи к работе с научной информацией. Обсуждаются психолого-образовательные возможности вовлечения молодых людей в овладение новыми компетенциями работы с информационными ресурсами научной он-лайн-библиотеки с учетом их индивидуального уровня когнитивной готовности к поиску и работе с научной информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of the online educational library

The article presents a rationale for the relevance of creating new methodological techniques for organizing work with scientific information in online libraries. It specifies the relevance of the tasks of special work with psychological barriers that may arise in a certain group young people when searching for and working with scientific information, outlines the main potential advantages of electronic libraries, popular today, especially among young people, are . The novelty of the research consists in the determination of the possibilities of instru-mental support for psychological pedagogical support for an online educational library aimed at minimizing the complexity of access and navigation in online educational libraries. To collect empirical data, an authorial questionnaire was used to study individual subjective experience of young people’s search and work with scientific information. The method of analytical reflection of the possibilities and limitations of existing practices for organizing online libraries was used. Empirical indicators of cognitive readiness to search and work with scientific information are presented. The specificity of different groups of young people with a pronounced level of cognitive readiness to work with scientific information was recorded: low, medium, and high. Low cognitive readiness to work with scientific information is a significant factor in errors in data interpretation and causes significant difficulties in making informed decisions. Important analytical findings were made, indicating the feasibility of developing special electronic tools and recommendations for more effective work with young people with different levels of cognitive readiness to work with scientific information. Through a reflexive analysis of the avail-able experience in organizing the involvement of students in the productive use of electronic libraries of higher educational institutions, new methodological opportunities were identified. An algorithm is proposed for deter-mining the level of a student’s cognitive readiness in the first stages of acquaintance with the online library interface. Research generalizations made on the basis of the obtained empirical data and accumulated experience are discussed. Particular attention is paid to the identified variants of deficiency in young people’s cognitive readiness to search for and work with scientific information. An approach to choosing the necessary tools for organizing psychological and pedagogical support for comfortable work with scientific information is proposed, taking into account the individual level of cognitive readiness at the stage of familiarization with the service for storing scientific information.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение учебной онлайн-библиотеки»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 13-22 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 496. рр. 13-22

Научная статья

УДК 378+159.955.4

doi: 10.17223/15617793/496/2

Психолого-педагогическое сопровождение учебной онлайн-библиотеки

Ольга Михайловна Краснорядцева1, Илья Сергеевич Яковлев2

12Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия 1 krasnoo@mail.ru; ORCID: 0000-0003-1549-9994 2yak-marketing@ya.ru; ORCID: 0009-0006-3133-761X

Аннотация. Рассматриваются обобщенные результаты разработки инструментов психолого-педагогического сопровождения онлайн-библиотек. Представлены результаты исследования уровня когнитивной готовности молодежи к работе с научной информацией. Обсуждаются психолого-образовательные возможности вовлечения молодых людей в овладение новыми компетенциями работы с информационными ресурсами научной он-лайн-библиотеки с учетом их индивидуального уровня когнитивной готовности к поиску и работе с научной информацией.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, онлайн-библиотека, научная информация, когнитивная готовность, информационные ресурсы

Источник финасирования: результаты были получены в рамках выполнения государственного задания Ми-нобрнауки России, проект № FSWM-2020-0040.

Для цитирования: Краснорядцева О.М., Яковлев И.С. Психолого-педагогическое сопровождение учебной он-лайн-библиотеки // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 13-22. doi: 10.17223/15617793/496/2

Original article

doi: 10.17223/15617793/496/2

Psychological and pedagogical support of the online educational library

Olga M. Krasnoryadtseva1, Ilya S. Yakovlev2

12 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 1 krasnoo@mail.ru; ORCID: 0000-0003-1549-9994 2yak-marketing@ya.ru; ORCID: 0009-0006-3133-761X

Abstract. The article presents a rationale for the relevance of creating new methodological techniques for organizing work with scientific information in online libraries. It specifies the relevance of the tasks of special work with psychological barriers that may arise in a certain group young people when searching for and working with scientific information, outlines the main potential advantages of electronic libraries, popular today, especially among young people, are . The novelty of the research consists in the determination of the possibilities of instrumental support for psychological pedagogical support for an online educational library aimed at minimizing the complexity of access and navigation in online educational libraries. To collect empirical data, an authorial questionnaire was used to study individual subjective experience of young people's search and work with scientif ic information. The method of analytical reflection of the possibilities and limitations of existing practices for organizing online libraries was used. Empirical indicators of cognitive readiness to search and work with scientific information are presented. The specificity of different groups of young people with a pronounced level of cognitive readiness to work with scientific information was recorded: low, medium, and high. Low cognitive readiness to work with scientific information is a significant factor in errors in data interpretation and causes significant difficulties in making informed decisions. Important analytical findings were made, indicating the feasibility of developing special electronic tools and recommendations for more effective work with young people with different levels of cognitive readiness to work with scientific information. Through a reflexive analysis of the available experience in organizing the involvement of students in the productive use of electronic libraries of higher educational institutions, new methodological opportunities were identified. An algorithm is proposed for determining the level of a student's cognitive readiness in the first stages of acquaintance with the online library interface. Research generalizations made on the basis of the obtained empirical data and accumulated experience are discussed. Particular attention is paid to the identified variants of deficiency in young people's cognitive readiness to search for and work with scientific information. An approach to choosing the necessary tools for organizing psychological and pedagogical support for comfortable work with scientific information is proposed,

© Краснорядцева О.М., Яковлев И.С., 2023

taking into account the individual level of cognitive readiness at the stage of familiarization with the service for storing scientific information.

Keywords: psychological and pedagogical support, online library, scientific information, cognitive readiness, information resources

Financial support: This research was supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Project No FSWM-2020-0040.

For citation: Krasnoryadtseva, O.M. & Yakovlev, I.S. (2023) Psychological and pedagogical support of the online educational library. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 496. pp. 1322. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/496/2

Введение

В современном информационном обществе, характеризующемся быстрыми технологическими изменениями, молодежь и студенты сталкиваются с огромным объемом доступной информации. Это разнообразие источников знаний, возможность получать информацию в режиме реального времени и расширенные возможности хранения и обработки данных создают уникальные вызовы и возможности для молодых людей в выборе основных источников информации, особенно в контексте научных знаний. Ранее привычные источники знаний, такие как библиотеки, также подверглись трансформации, переходя в виртуальное пространство Интернета. Это обстоятельство предоставляет молодежи большой выбор и возможность самостоятельно определить наиболее подходящие источники для получения информации. Однако этот выбор также влечет за собой ряд дополнительных задач, таких как поиск, оценка достоверности источников, а также принятие решения о работе с конкретными источниками [1].

Развитие электронных библиотек и информационных ресурсов ставит перед исследователями ряд задач, в том числе имеющих психологическое содержание [2-4]. Дело в том, что, переходя в плоскость пространства Интернета, информационные ресурсы концептуально трансформируются как технологически, так и с точки зрения пользовательского опыта [5-8]. В целом электронные библиотеки - это сложные системы, в состав которых входят такие элементы, как интерфейс, база данных, обработка и хранение данных. При этом данные могут быть совершенно различного вида и формата. Все эти изменения влекут за собой требование создания новых подходов для организации работы с данными интернет-ресурсами [9-11]. Электронные библиотеки представляют собой ценный ресурс, который обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными библиотеками. В настоящее время специалисты обращают внимание на следующие потенциальные преимущества электронных библиотек [12-14].

Первое преимущество заключается в предоставлении непосредственного доступа к библиотеке для пользователей. Информация может быть доставлена прямо на рабочий стол пользователя в любом месте, будь то дом или офис, при наличии компьютера, подключенного к сети. Это обеспечивает удобство и доступность. Кроме того, электронные документы обла-

дают удобством поиска и анализа. В отличие от бумажных версий, электронные документы легко искать и анализировать, поскольку любое слово в тексте может быть использовано как поисковый запрос. Это упрощает работу с информацией и повышает эффективность поиска.

Другим важным преимуществом является решение проблемы ограниченного доступа к книгам. Когда книги размещены в электронной библиотеке, количество экземпляров не имеет значения. Это позволяет избежать ожидания, связанного с занятостью книг другими читателями. Электронные библиотеки также предоставляют возможность доступа к редким и труднодоступным текстам, которые могут быть недоступны в традиционных библиотеках. Это расширяет доступ пользователя к разнообразным материалам.

Кроме того, электронные библиотеки обладают экономической выгодой. Их содержание обходится дешевле, чем традиционных библиотек, благодаря более низким затратам на хранение информации в электронном виде и снижению стоимости электронного хранения. В то же время стоимость содержания традиционных библиотек продолжает расти.

Легкость поддержания актуальности информации является еще одним преимуществом электронных библиотек. Стоит отметить их круглосуточный доступ к информации. Они доступны пользователям в любое время, включая ночное, выходные и праздничные дни. Исследования показывают, что около половины посещений электронных библиотек приходится на период, когда традиционные библиотеки закрыты. Это расширяет возможности доступа к информации и удовлетворяет потребности пользователей в гибком графике получения знаний [15]. Одним из значительных преимуществ электронных библиотек является исключение проблем с доступностью материалов, связанных с выдачей, отправкой на реставрацию и другими ограничениями. Пользователи получают непосредственный доступ к материалам без необходимости физического перемещения или ожидания [16].

Электронные библиотеки также предоставляют доступ к разнообразным видам информации, включая видео-, аудиоматериалы, 3D-объекты, интернет-источники и многое другое. Это расширяет возможности пользователей и позволяет им получать информацию разнообразного формата, соответствующую их интересам и потребностям. Еще одним важным преимуществом электронных библиотек является расширение возможностей пользователей. Они не ограничены об-

служиванием только в рамках самой библиотеки, а могут обращаться ко всем ресурсам Интернета для получения необходимых документов и данных. Это обеспечивает пользователей большей свободой и гибкостью в получении информации [17]. Электронные библиотеки расширяют спектр информационных услуг для пользователей и повышают качество обслуживания. Они обеспечивают быстрый поиск нужной информации с помощью компьютеров и предоставляют доступ к публикациям, хранящимся в других библиотеках. Это значительно облегчает процесс поиска и получения информации для исследований и обучения.

В свете этих факторов психологическое исследование взаимодействия пользователей с электронными библиотеками становится необходимым для создания более удобных, эффективных и ориентированных на пользователя информационных ресурсов. Понимание психологических аспектов поможет разработчикам и специалистам в области информационных наук создать такие электронные библиотеки, которые бы максимально соответствовали потребностям и ожиданиям пользователей, обеспечивая приятный и продуктивный опыт использования информации [18-20].

Проблематика использования библиотек, в том числе онлайн-версий существует давно. Рассмотрим, как на данный момент обстоят дела с решением проблемы множества ресурсов на примере Ассоциации медицинских библиотек. Ассоциация была создана в 2008 г. для решения проблемы недостатка актуальных медицинских информационных ресурсов и объединяла активную часть сообщества медицинских библиотекарей с целью совместной генерации необходимых информационных ресурсов, которые в дальнейшем использовались всеми медицинскими библиотеками России и стран СНГ. Данная организация обеспечивает коммуникацию между ведущими специалистами медицинских библиотек [21]. В АМБ существует проект «Мониторинг показателей чтения пользователей-медиков». В рамках проекта проводят исследование среди студентов медицинских вузов РФ и стран СНГ. Студентам различных курсов и специальностей медицинских вузов предлагается пройти специальную анкету, включающую вопросы о чтении книг, использовании видеолекций, тренажеров и онлайн-библиотек. Представляют интерес результаты исследования 2022 г. [21]. В данном исследовании приняли участие более 3 500 студентов из разных регионов страны. Хоть направленность исследования носит больше статистический характер, некоторые ответы на вопросы могут содержать психологический фактор проблематики онлайн-библиотек и библиотек в целом. В исследовании АМБ можно увидеть, что только половина студентов регулярно пользуются печатными изданиями, в то время как остальные студенты-медики выбирают в качестве основного источника информации другие варианты. Больше половины из тех, кто выбирает альтернативные печатным источники утверждают, что им хватает информации из других источников. Это может говорить о том, что другие источники, в том числе онлайн-библиотеки очень

популярны среди студентов-медиков. Формат электронных библиотек, видео- и аудиолекций пользуется большим спросом среди молодежи. Электронные библиотеки в учебных заведениях имеют значительный потенциал для предоставления студентам доступа к научной информации и развития их навыков работы с ней.

Однако, несмотря на это, большинство студентов предпочитают использовать другие онлайн-сервисы и источники для поиска научной информации. Одной из возможных причин такого выбора может быть сложность доступа и навигации в онлайн-биб-лиотеках, что создает психологический барьер для студентов. Целью данной статьи является определение возможностей инструментального обеспечения психолого-педагогического сопровождения учебной онлайн-библиотеки.

Методы

Авторская анкета, содержащая вопросы об индивидуальном субъективном опыте поиска и работы с научной информацией, включает семь вопросов с возможностью выбора только одного, наиболее подходящего ответа на каждый вопрос. В первой группе вопросов, связанной с операциональной готовностью, участникам предлагалось оценить свою уверенность и компетентность в осуществлении конкретных операций, необходимых при поиске и работе с научной информацией. Вторая группа вопросов, относящаяся к когнитивной готовности, направлена на изучение уровня познавательных процессов и когнитивных стратегий, используемых участниками при работе с научными материалами. Шкала оценок, используемая в анкете, позволяет установить различные уровни готовности, от наивысшего до наименьшего, что дает возможность получить более детальное представление о субъективной оценке участниками своей готовности к работе с научной информацией. Анкета была опубликована с помощью сервиса Google Forms. Участники исследования вводили свой идентификационный номер и отвечали на вопросы анкеты. Все вопросы являются обязательными, пропустить вопрос нельзя. Ответы автоматически выгружались в таблицу для последующей обработки.

Выборка

В качестве эмпирической выборки выступили молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие высшее образование или обучающиеся в вузе, в количестве 143 человек. Испытуемые имели опыт работы с научной информацией в различных сферах, таких как медицина, юриспруденция, архитектура и дизайн, экономика, менеджмент и др. Соотношение представителей различных сфер строго не регламентировалось, однако важно было наличие в выборке специалистов различных профессий для объективности исследования. Выборка состоит из тех, кто получает высшее образование на момент исследования или получил его ранее.

Результаты

Оценка субъективного опыта является важным компонентом любого вида психологической готовности (в том числе и когнитивной готовности к работе с научной информацией) и позволяет учесть индивидуальные перспективы и внутренние состояния участников. Это помогает понять, как воспринимается и оценивается готовность к работе с научно-исследовательским материалом, и разработать ряд практических предложений для формирования этой готовности.

:

-

х -

I-

=

Рис

Регулярность обращения к научной информации рассматривается нами как значимый показатель операциональной готовности к работе с такого рода информацией. Из диаграммы видно, что в исследуемой группе наблюдается преобладание высокой и средней частоты работы с научной информацией. Это говорит о том, что подавляющее большинство молодежи имеет опыт работы с научными материалами и регулярно взаимодействует с ними.

Выделено три группы респондентов в соответствии с выраженным уровнем когнитивной готовности к работе с научной информацией: низким, средним и высоким. Наиболее показательными были ответы на вопросы :

- Как вы преодолеваете трудности, возникающие при работе с научной информацией?

- Какую именно информацию вы ищите, при поиске и работе с научной информацией?

- Как вы оцениваете качество источника научной информации?

На рис. 2 представлены обобщенные результаты оценки респондентами своего уровня преодоления трудностей при поиске и работе с научной информацией.

Вот основные вопросы, оценка ответов на которые характеризует оперативную готовность к использованию научной информации:

- Как часто вы работаете с научной информацией?

- Насколько сложно для вас понимать научную литературу и информацию?

- Оцените свой личный опыт работы с научной информацией.

- Охарактеризуйте свою готовность к поиску и работе с научной информацией.

На рис. 1 представлены итоги субъективной оценки респондентами имеющегося у них опыта работы с научной информацией.

Среди общей выборки респондентов обозначилась группа молодых людей, которые не удовлетворены своим уровнем понимания научной информации. Возможно, они сталкиваются с трудностями в осмыслении сложных концепций, терминологии или логической структуры научных текстов. Одна из возможных интерпретаций этих данных состоит в том, что испытуемые могут нуждаться в дополнительной поддержке и обучении для развития своих навыков понимания научных материалов. Это может включать использование различных образовательных стратегий, таких как учебники на более доступном языке, визуализацию сложных концепций, обучение критическому мышлению и аналитическим навыкам.

Выявленные трудности, которые испытывали участники исследования при работе с научной информацией или демонстрировали низкую готовность к ее поиску, стали основой для второго этапа исследования по разработке специального электронного инструментария и рекомендаций для более эффективной работы с молодыми людьми, обладающими разным уровнем когнитивной готовности к работе с научной информацией, в рамках психолого-педагогического сопровождения учебной онлайн-библиотеки.

31

Трудно ответить Никогда Редко Иногда Регулярно Часто Частота работы с НИ

. 1. Оценка респондентами регулярности использования научной информации

Рис. 2. Оценка респондентами уровня преодоления трудностей при поиске и работе с научной информацией

При регистрации и знакомстве с онлайн-библиоте-кой рекомендуется создать алгоритм, посредством которого можно будет определить уровень когнитивной готовности студента. Такой уровень можно определять анкетой из 3-4 вопросов, заполняемой при регистрации на сервисе (примеры 1-3 на рис. 3-5). Конечно, список вопросов и их содержание могут изменяться, а сам алгоритм может проводиться ежегодно, так как задачи студента первых и последних курсов могут значимо меняться.

После определения уровня когнитивной готовности сервис формирует главный экран для пользователя, в котором содержатся основные инструменты для поиска и работы с научной информацией.

Интерфейс для молодых людей с низким уровнем когнитивной готовности целесообразно начать с предложений по работе с электронными полками учебных дисциплин. Основной характеристикой инструментов онлайн-библиотеки для этой категории пользователей является минимализация количества кликов для поиска основной информации. Такими инструментами могут быть готовые подборки книг, видеолекции по темам, сервис подбора литературы для научных работ. Пользователь может перейти к дисциплинам, связанным с изданием, и найти больше литературы по теме. В качестве дополнительных возможностей выступают предложения по изучению дополнительных видеоматериалов и изображений (микрофотографий, снимков, схем, рисунков). Примеры интерфейсов представлены на рис. 6-8.

Рис. 3. Вопрос для определения уровня когнитивной готовности пользователя. Пример 1

Рис. 4. Вопрос для определения уровня когнитивной готовности пользователя. Пример 2

Рис. 5. Вопрос для определения уровня когнитивной готовности пользователя. Пример 3

Рис. 6. Пример главного экрана для низкого уровня когнитивной готовности

Для среднего уровня могут подойти различные инструменты, в том числе и те, которые предназначены для других групп пользователей. Поэтому можно вывести на главный экран сервисы с различным функционалом: поиск по темам, интерактивная проверка знаний, материалы для углубленного изучения.

Для пользователей с высокой когнитивной готовностью возможно предложить эксклюзивные материалы,

или материалы, требующие дополнительных компетенций для работы с ними, например зарубежная литература. Хорошим дополнением будет подборка инструментов для онлайн-работы с текстом изданий, формирования собственных текстов и статей. В специальном разделе сайта могут быть собраны новые монографии, методические пособия от преподавателей.

Рис. 7. Пример главного экрана для среднего уровня когнитивной готовности

Онлайн-билиотека

Рис. 8. Пример главного экрана для высокого уровня когнитивной готовности

Проектирование сервиса, включающего в себя все преимущества современных онлайн-сервисов, делает возможным сбор различного рода и форматов научной информации, обеспечение ее доступности и подключение интерактивных инструментов работы с ней. Увеличение степени вовлеченности студентов в процессы поиска и работы с научной информацией можно достичь за счет повышения качества пользования он-лайн-сервисом, учитывая следующие принципы построения пользовательских интерфейсов:

1. Принцип простоты и понятности: необходимо создавать интерфейсы, которые легко использовать и понять. Следует избегать излишней сложности и перегруженности дизайна.

2. Принцип консистентности: дизайн интерфейса должен быть единообразным и последовательным. Это помогает пользователям быстро ориентироваться и уменьшает количество возникающих ошибок.

3. Принцип наглядности: интерфейс должен быть наглядным и информативным. Использование понятных иконок, цветов и шрифтов помогает пользователям быстро распознавать и воспринимать информацию.

4. Принцип адаптивности: дизайн интерфейса должен быть адаптивным к различным устройствам и разрешению экранов. Это обеспечивает удобство в использовании и улучшает пользовательский опыт.

5. Принцип эстетики: дизайн интерфейса должен быть привлекательным и эстетичным. Это помогает привлечь внимание пользователя и создать положительное впечатление от продукта.

Понимание и применение этих принципов помогает создать интерфейсы, которые легко использовать, удобны для восприятия и повышают удовлетворенность и вовлеченность пользователей.

Заключение

Таким образом, анализ полученных аналитических, исследовательских и проектных результатов позволяет сделать следующие обобщающие выводы:

1. Когнитивная готовность к поиску и работе с научной информацией отражает динамические характеристики многомерного мира человека (готовность принимать решения в условиях неопределенности на основе имеющейся информации; избирательность в процессе непрерывного обмена с информационной

средой, основным механизмом которой является соответствие; оперативное использование современных технологических приемов обработки и анализа научной информации).

2. Создание новых эффективных стратегий психолого-образовательной поддержки пользователей при разработке качественных онлайн-сервисов для учебных заведений, библиотек и других организаций, где высока актуальность использования научной информации, является актуальной задачей технологизации современного образования.

3. Электронные библиотеки - это сложные системы, представляющие собой ценный ресурс, который обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными библиотеками (предоставление непосредственного доступа к библиотеке пользователям; решение проблемы ограниченного доступа к книжному фонду; более низкие затраты на хранение информации; доступ к разнообразным видам информации, включая видео-, аудиоматериалы, 3D-объекты, интернет-источники). В состав онлайн-библиотек входят такие элементы, как интерфейс, база данных, обработка и хранение различного вида и формата данных, что обусловливает целесообразность применения новых подходов для организации работы с этими интернет-ресурсами.

4. При изучении когнитивного компонента психологической готовности к поиску и работе с научной информацией акцентируется внимание на способности личности оценивать ситуации с точки зрения потенциала для саморазвития. Это включает готовность интерпретировать ситуации неопределенности как возможности для приобретения нового опыта и альтернативных путей развития. Когнитивный компонент готовности к саморазвитию связан с познавательно-исследовательским отношением человека к окружающей действительности. В ходе эмпирического исследования выявлены дефицитарности когнитивной готовности молодежи к поиску и работе с научной информацией.

5. Определение индивидуального уровня когнитивной готовности на стадии знакомства с сервисом хранения научной информации позволяет подобрать необходимый инструментарий для комфортной работы с научной информацией, не лишая возможности повышения уровня работы с такой информацией. Разработано проектное предложение для проекта «МедХаб», открывающее новые возможности для студентов-медиков к поиску и работе с научной информацией.

Список источников

1. Берулава Г.А., Дружинина А.В., Беляева Е.В. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий //

Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 83-89.

2. Яницкий М.С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019.

№ 2 (34). С. 38-44.

3. Полудина В.П. Информационный шум в интернете как проблема потребления коммуникации // Журнал социологии и социальной антро-

пологии. 2011. Т. 14, № 5. С. 386-394.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Asrial M., Habibi A., Mukminin A., Hadisaputra P. Science teachers' integration of digital resources in education: A survey i n rural areas of one

Indonesian province // Heliyon. 2020 Vol. 6 (8). Art № e04631. doi: 10.1016/j.heliyon.2020.e04631

5. Шадченко Н.Ю. Цифровая трансформация общества: тенденции и перспективы // Базис. 2021. № 2 (10). С. 5-9. doi: 10.51962/2587-

8042_2021_10_5

6. Грибков Д.Н. Зарубежный опыт функционирования университетских электронных библиотек // Научные и технические библиотеки. 2019.

№ 8. С. 77-89. doi: 10.33186/1027-3689-2019-8-77-89

7. Павлова Е.В. Электронные информационные ресурсы в контексте развития открытого образовательного пространства России // Вестник

Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 3 (108). С. 189-197. doi: 10.37972/chgpu.2020.108.3.022

8. Исаева Т.Е. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе: методоло-

гический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. N° 3 (71). С. 111-117. doi: 10.24158/spp.2020.3.17

9. Zaki M. Digital transformation: harnessing digital technologies for the next generation of services // Journal of Services Marketing. 2019. Vol. 33,

№ 4. P. 429-435.

10. Benavides L.M.C. et al. Digital transformation in higher education institutions: A systematic literature review // Sensors. 2020. Vol. 20, № 11. P. 32-91.

11. Abad-Segura E. et al. Sustainable management of digital transformation in higher education: Global research trends // Sustainability. 2020. Vol. 12, № 5. Art № 2107.

12. Петровский А.М., Баланова С.А., Кузнецова И.А. Возможности электронных библиотечных систем в организации научно-исследовательской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4. С. 146-151.

13. Maslova I., Burdina G., Krapotkina I. The use of electronic educational resources and innovative educational technologies in university education // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15, № 16. P. 68-79.

14. Iivari N., Sharma S., Venta-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life-How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? // International journal of information management. 2020. Vol. 55. P. 102-183.

15. Булатова И.С. Качества знаний как сохраняемые модели содержания образования при обучении в вузе // Теория и практика общественного развития. 2011. № 3. С. 171-174.

16. Справка // Онлайн-библиотека БУКАП. URL: https://www.books-up.ru/ru/ (дата обращения: 15.09.2022).

17. Кукушкина Е.А., Самосудова Л.В., Еремкина Н.В. Преимущества и недостатки электронного обучения во время пандемии // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 1. С. 55-60.

18. Шрайберг Я.Л. Цифровизация и устойчивое развитие общества: роль библиотек в реалиях сегодняшнего дня // Библиотеки. Экология. Устойчивое развитие : ежегод. межвед. сб. науч. тр. М. : Гос. публичная науч.-техн. библиотека России, 2020. С. 5-7. doi: 10.33186/9785-85638-226-5-2020-5-7

19. Токарева С.Б., Горина Т.С. Научно-просветительские практики в условиях информационной технологизации интеллектуальной среды // Logos et Praxis. 2017. Т. 16, № 4. С. 23-30. doi: 10.15688/lp.jvolsu.2017.4.3

20. Akhmedov E.R. Use Of Interactive Electronic Educational Resources In Professional Training Of Students Of Vocational Education // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2019. Vol. 7, № 12. P. 1-5.

21. Аналитика // Ассоциация медицинских библиотек. URL: https://amedlib.ru/analitika-2/ (дата обращения: 19.09.2022).

References

1. Berulava, G.A., Druzhinina, A.V. & Belyaeva, E.V. (2014) Vnutrivuzovskoe elektronnoe prostranstvo na osnove novykh obrazovatel'nykh

tekhnologiy [Intra-university electronic space based on new educational technologies]. Vysshee obrazovanie vRossii. 12. pp. 83-89.

2. Yanitskiy, M.S. (2019) Psikhologicheskie aspekty tsifrovogo obrazovaniya [Psychological aspects of digital education]. Professional'noe

obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2 (34). pp. 38-44.

3. Poludina, V.P. (2011) Informatsionnyy shum v internete kak problema potrebleniya kommunikatsii [Information noise on the Internet as a problem

of communication consumption]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii. 5 (14). pp. 386-394.

4. Asrial, M. et al. (2020) Science teachers' integration of digital resources in education: A survey in rural areas of one Indonesian province. Heliyon.

6 (8). Art. e04631. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e04631

5. Shadchenko, N.Yu. (2021) Tsifrovaya transformatsiya obshchestva: tendentsii i perspektivy [Digital transformation of society: trends and prospects].

Bazis. 2 (10). pp. 5-9. DOI: 10.51962/2587-8042_2021_10_5

6. Gribkov, D.N. (2019) Zarubezhnyy opyt funktsionirovaniya universitetskikh elektronnykh bibliotek [Foreign experience in the functioning of

university electronic libraries]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 8. pp. 77-89. DOI: 10.33186/1027-3689-2019-8-77-89

7. Pavlova, E.V. (2020) Elektronnye informatsionnye resursy v kontekste razvitiya otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva Rossii [Electronic

information resources in the context of the development of open educational space in Russia]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 3 (108). pp. 189-197. DOI: 10.37972/chgpu.2020.108.3.022

8. Isaeva, T.E. (2020) Ispol'zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v protsesse obucheniya inostrannym yazykam v vuze:

metodologicheskiy aspekt [The use of information and communication technologies in the process of teaching foreign languages at university: a methodological aspect]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 3 (71). pp. 111-117. DOI: 10.24158/spp.2020.3.17

9. Zaki, M. (2019) Digital transformation: harnessing digital technologies for the next generation of services. Journal of Services Marketing. 4 (33). pp.

429-435.

10. Benavides, L.M.C. et al. (2020) Digital transformation in higher education institutions: A systematic literature review. Sensors. 11 (20). pp. 32-91.

11. Abad-Segura, E. et al. (2020) Sustainable management of digital transformation in higher education: Global research trends. Sustainability. 5 (12). Art. 2107.

12. Petrovskiy, A.M., Balanova, S.A. & Kuznetsova, I.A. (2023) Vozmozhnosti elektronnykh bibliotechnykh sistem v organizatsii nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti [Possibilities of electronic library systems in the organization of research activities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 78-4. pp. 146-151.

13. Maslova, I., Burdina, G. & Krapotkina, I. (2020) The use of electronic educational resources and innovative educational technologies in university education. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 16 (15). pp. 68-79.

14. Iivari, N., Sharma, S. & Venta-Olkkonen, L. (2020) Digital transformation of everyday life-How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? International journal of information management. 55. pp. 102-183.

15. Bulatova, I.S. (2011) Kachestva znaniy kak sokhranyaemye modeli soderzhaniya obrazovaniya pri obuchenii v vuze [Quality of knowledge as preserved models of educational content during university education]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya. 3. pp. 171-174.

16. BUKAP. (n.d.) Spravka [Help]. [Online] Available from: https://www.books-up.ru/ru/. (Accessed: 15.09.2022).

17. Kukushkina, E.A., Samosudova, L.V. & Eremkina, N.V. (2021) Preimushchestva i nedostatki elektronnogo obucheniya vo vremya pandemii [Advantages and disadvantages of e-learning during a pandemic]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 1 (12). pp. 55-60.

18. Shrayberg, Ya.L. (2020) Tsifrovizatsiya i ustoychivoe razvitie obshchestva: rol' bibliotek v realiyakh segodnyashnego dnya [Digitalization and sustainable development of society: the role of libraries in today's realities]. In: Bychkova, E.F. (ed.) Biblioteki. Ekologiya. Ustoychivoe razvitie [Libraries. Ecology. Sustainable development]. Moscow: Russian National Public Library for Science and Technology. pp. 5-7. DOI: 10.33186/978-5-85638-226-5-2020-5-7

19. Tokareva, S.B. & Gorina, T.S. (2017) Nauchno-prosvetitel'skie praktiki v usloviyakh informatsionnoy tekhnologizatsii intellektual'noy sredy [Scientific and educational practices in the context of information technology of the intellectual environment]. Logos et Praxis. 4 (16). pp. 23-30.

DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2017.4.3

20. Akhmedov, E.R. (2019) Use of Interactive Electronic Educational Resources in Professional Training of Students of Vocational Education. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 12 (7). pp. 1-5.

21. Assotsiatsiya meditsinskikh bibliotek [Association of Medical Libraries]. (n.d.) Analitika [Analytics]. [Online] Available from: https://amedlib.ru/analitika-2/. (Accessed: 19.09.2022).

Информация об авторах:

Краснорядцева О.М. - д-р психол. наук, зав. кафедрой общей и педагогической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: krasnoo@mail.ru. ORCID: 0000-0003-1549-9994 Яковлев И.С. - соискатель кафедры общей и педагогической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: yak-marketing@ya.ru. ORCID: 0009-0006-3133-761X

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

O.M. Krasnoryadtseva, Dr. Sci. (Psychology), head of the Department of General and Pedagogical Psychology, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: krasnoo@mail.ru. ORCID: 0000-0003-1549-9994 I.S. Yakovlev, external postgraduate student, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: yak-marketing@ya.ru. ORCID: 0009-0006-3133-761X

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования 14.11.2023; принята к публикации

The article was submitted approved after reviewing 14.11.2023; accepted for publication

07.11.2023; 30.11.2023.

07.11.2023; 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.